УДК 378.245:001.82
Н. А. Чечулина, Омская гуманитарная академия
ОРГАНИЗАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ САМОПОДГОТОВКИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дистанционное обучение представляет собой особый вид обучения на расстоянии, направленного на передачу и накопление знаний, умений и навыков, с применением современных информационных и коммуникационных технологий. В данном случае технологию мы рассматриваем как конкретные организационно-образовательные условия самоподготовки с элементами дистанционных технологий. Следовательно, информационная и коммуникационная технология обучения - это прикладная дидактика, которая использует передовые педагогические идеи, принципы и правила при организации и самоорганизации учебного процесса. Ключевые слова: дистанционное обучение, организационно-образовательные условия самоподготовки, информационная и коммуникационная технология обучения, самоорганизации учебного процесса.
Проблема настоящего исследования связана с выявлением эффективных организационно -образовательных условий самоподготовки обучающихся с элементами дистанционных технологий.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показал, что учёт факторов самоподготовки, влияющих на успешность старшеклассников при поступлении в вуз и продолжении обучения в нём, является самостоятельной педагогической проблемой, которая стоит перед современной образовательной системой на всех уровнях.
Её решение зависит от многих факторов, в частности, от умения, приобретённого студентом в процессе школьного обучения, - самоорганизации своей учебной деятельности и самоконтроля, то есть от сочетания психических свойств личности, позволяющих ей самостоятельно и ответственно взаимодействовать с окружающей средой. Ведущими принципами самоподготовки являются активизация учебной деятельности и собственная мотивация (зачем это нужно, приложение усилий и самоорганизация для достижения своей цели), с одной стороны, и практическое использование (готовность обучающегося к самообучению, внешние мотивации, подготовка себя к началу трудовой деятельности и т. д.), с другой (И. Я. Каплунович, Т. А. Пушкина, Л. М. Фридман).
Проведённое нами исследование (проводилось в течение 5 лет) показало, что значительная часть студентов (от 40 до 60 %) не имеет навыков самоорганизации и отрицательно относится к самостоятельному учению. Сформировать навыки самоорганизации лишь в процессе выполнения домашних заданий при подготовке к семинарским и практическим работам только на основе репродуктивной деятельности невозможно, это мало увлекает и вдохновляет, наоборот, часто порождает скуку и отвращение. Отсюда следует, что необходимо: а) формировать внутренние стимулы к учению; б) стимулировать активизацию учебной деятельности обучающихся на основе усиления творческого начала, которое должно способствовать решению указанной задачи.
Вместе с тем анализ педагогической литературы позволил выявить, что существуют два подхода к самостоятельной учебной деятельности обучающегося: личностный и функциональный, позволяющий рассматривать самоподготовку как личностное образование и функциональное состояние личности. Разделяя такую позицию учёных и рассматривая готовность к самостоятельному обучению как потенциальное состояние личности, которое отражает предстоящую деятельность и отношение к ней при самоподготовке, мы отмечали, что обучающийся имеет возможность максимально реализовать себя как субъект деятельности, оставаясь объектом воздействия преподавателя. При этом, как отмечает К. Р. Роджерс, педагог должен организовать образовательный процесс таким образом, чтобы учащийся обучался в большей степени самостоятельно. «Значительно влияет на поведение только то знание, которое присвоено учащимися и связано с открытием, сделанным самим. Знание, которое добыто лично тобой, истина, которая тобой добывается и усваивается в опыте, не может быть прямо передана другому».
Изучение и анализ исследований учёных в области организации самоподготовки как подсистемы непрерывного образования (А. П. Владиславлев, Е. И. Еремина, Н. Д. Малахов и др.) показывают, что образовательная сущность самоподготовки обучающихся состоит в том, что она
представляет собой психологические и логические методы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся, имеющей целью решение определённых образовательных задач в процессе его самостоятельной работы и умение самоорганизовывать процесс самоподготовки.
В психолого-педагогических исследованиях самостоятельная работа рассматривается разно-планово: метод, средство, организационная форма обучения, средство вовлечения обучающихся в учебную работу, для которой характерно наличие чётко сформулированной задачи, средство организации и выполнения обучающимися определённой деятельности и др. (Н. В. Басова, В. К. Дьяченко, В. Н. Мясищев, П. И. Пидкасистый, И. П. Подласый, М. Н. Скаткин, И. Э. Унт и др.).
Исследованием проблемы самостоятельной работы в отечественной дидактике занимались многие педагоги. Б. П. Есипов организацию самостоятельной работы рассматривает как учебную работу самого обучающегося: «...это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стараются достигнуть поставленной в задании цели, проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты своих действий». В. П. Крысько отмечает, что это «важный метод обучения, предполагающий индивидуальную активность самих обучаемых при закреплении полученных знаний, навыков, умений и при самостоятельной подготовке к занятиям». А. К. Громцева иначе трактует данное понятие: «самостоятельная работа всегда определяется педагогом, и знания, полученные в результате её, корректируются, контролируются, вводятся опять-таки педагогом в общую систему знаний учащегося». Наиболее ёмкое определение понятию «самостоятельная работа» даёт И. А. Зимняя: «организация внутренних познавательных мотивов учащегося в наиболее удобное, рациональное, с его точки зрения, время, контролируемая им самим в процессе и по результату деятельность на основе внешкольного опосредованного системного управления ею со стороны педагога (обучающей программы, компьютерной техники)».
На наш взгляд, наиболее полное представление о дидактической сущности самостоятельной работы дали В. И. Загвязинский и Н. В. Чекалева: «Самостоятельная работа - это деятельность по усвоению знаний и умений, которая протекает без непосредственного руководства преподавателя, хотя и направляется им». В. И. Загвязинский также отмечает, что «какие бы квалифицированные преподаватели ни обучали, основную работу, связанную с овладением знаниями, обучающийся должен проделать сам». Н. В. Чекалева рассматривает самостоятельную работу и её цель через самостоятельную познавательную деятельность: «Это планируемая, познавательная, организационно и методически направляемая деятельность, осуществляемая без прямой помощи преподавателя для достижения конкретного результата. Целью самостоятельной работы является вовлечение обучающихся в самостоятельную познавательную деятельность».
Таким образом, самостоятельная работа - это важная составляющая процесса обучения, предполагающая индивидуальную активность обучающихся при закреплении полученных знаний, умений и навыков, при подготовке к занятиям, при самостоятельном выполнении учебных заданий и способности обучающихся к самоорганизации учебной деятельности, т. е. самообучению.
Рассматривая самообучение как вариант учебной деятельности, Т. В. Габай и Б. Т. Лихачев утверждают, что сущность самообучения в том, чтобы педагогические приёмы, методы, способы учебной работы перевести во внутренний план личности, создать условия успешного овладения ими, внедрения в нервную и двигательную системы совокупности умений и навыков, превращения их в надёжные способы самостоятельного добывания знаний.
Самообучение - обратная, внутренняя сторона обучения. По мнению Э. В. Андреевой, самообучение - «это процесс самостоятельного выбора и реализации цели, принципов, содержания, методов, форм и средств познавательной деятельности». О. С. Газман считает, что самообучение - это «деятельность субъекта, направленная на самостоятельное овладение знаниями и саморегуляции».
Таким образом, в педагогике сложилось понимание самообучения как глубоко осознанной творческой деятельности личности по самостоятельному овладению способами познавательной, коммуникативной и других видов деятельности, приобретению на их базе необходимых знаний, умений и навыков, формированию качеств личности, обеспечивающих её саморазвитие. Самообучение Г. И. Щукина связывает с активностью учащихся, организацией своего труда, самостоятельным мышлением.
На наш взгляд, самоподготовка учащихся в условиях дистанционного обучения является одним из путей решения исследуемой педагогической проблемы. Если позволить учащимся включаться в активную управляемую учебно-познавательную деятельность в условиях ДО, то у них
отчётливо проявится целевая установка - достижение поставленной цели (результата), определится их готовность самостоятельно и целенаправленно решать определённые образовательные задачи с целью повышения своего теоретического и практического уровня по данной области знаний с использованием дистанционной модели обучения.
Появление персональных компьютеров (ПК) и глобальных информационных сетей привело к изменению педагогической парадигмы образования. С. А. Маврин обращает внимание на то, что сегодняшний выпускник школы должен обладать основными компетенциями в области современных технологий и компьютерной грамотности: приобрести умение «общаться» в областях применения и возможностях ПК. Билл Гейтс пишет, что компьютерные технологии «открывают перед нами бескрайнее море информации, доступной в любое время и в любом месте, когда и где мы пожелаем ею воспользоваться. Удивительные перспективы просто кружат голову, потому что эта технология, улучшая образовательный процесс, неизбежно преобразит и все сферы жизни общества».
Педагогический анализ работ А. А. Андреева, З. З. Кирюковой, Е. С. Полат, А. Хуторского показывает, что при внедрении компьютера в обучение самостоятельность учебной деятельности учащегося возрастает, т. к. компьютерные обучающие программы не только выполняют основные требования в образовании, но и обеспечивают:
- интерес - обучение на компьютере и программированное обучение (через прохождение уровней) имеют элемент игры;
- эффективность обучения - углубление знаний для реализации своих целей, отработка знаний через тренажёры, самоконтроль, самокоррекция;
- гибкость - изучение сразу нескольких дисциплин через межпредметные связи;
- практичность - одновременная подготовка к семинарским занятиям, зачётам и экзаменам;
- экономичность - возможность качественного самостоятельного обучения по структуре учебно-методического обеспечения кейсовой технологии;
- доступность - добывание знаний через систему интернет, обучение по готовым компьютерным обучающим программам;
- творчество - создание своих творческих разработок на основе современных коммуникативных систем.
Результаты педагогических исследований показывают, что педагог в условиях ДО должен уметь проявлять творческий подход к делу, инициативность, настойчивость, способность к руководству людьми, знать, уметь, применять в своей работе современные средства информатизации; знать дидактические возможности этих средств, уметь адаптироваться к нововведениям. Тогда эти свойства и качества найдут своё отражение в мотивированности, целеустремлённости учащегося, его трудолюбии, высокой самодисциплине и самоорганизованности, самостоятельности, аккуратности и ответственности, знаниях, умениях и навыках работы со средствами информатизации, сформируют ценностное отношение к знаниям и процессу их приобретения, самосознание и саморефлексию и др.
Совокупность рассмотренных нами понятий «самостоятельная работа», «самообучение», «самоподготовка» как способ распространения знаний и способность самостоятельным обладанием самими знаниями отвечает технологии, основанной на применении в процессе самоподготовки элементов ДО, но под непосредственным управлением процессом обучения педагогом. Применение элементов ДО в самоподготовке, прежде всего, создаёт принципиально новые условия для образования. Следовательно, самоподготовка в условиях ДО - это самоуправляемая учебно-познавательная деятельность учащегося.
Особое место в процессе самоподготовки обучающихся отводится условиям, при которых возможно это осуществление на основе целенаправленного ДО. Условия как философская категория выражают отношение предмета к окружающим явлениям, без которых он существовать не может. Условия - совокупность явлений внешней и внутренней среды, вероятностно влияющих на развитие конкретной структуры, создавая различные временные связи.
Следовательно, условие - это относительно внешнее предмету многообразие объективного мира. Условия составляют ту среду, в которой возникает, существует и развивается то или иное явление или процесс, без которого они не могут существовать.
Исследования показывают, что необходимо сосредоточить внимание на двух типах условий: организационных и образовательных.
Анализ литературы выявил, что в настоящее время существуют различные точки зрения на определение этих терминов. Например, В. Овсянникова под организационно-образовательными
условиями понимает такую совокупность процессов и отношений, которая даёт возможность всем участникам образовательного процесса эффективно управлять процессом формирования субъективной позиции учащихся при оптимизации учебной деятельности. Е. И. Козырева понимает организационно-образовательные условия как совокупность объективных возможностей, обеспечивающих успешное решение поставленных задач. В работе О. А. Деминой организационно-образовательные условия рассматриваются как комплекс требований, исходя из которых осуществляется управление (планирование, организация, контроль и др.) учебно-познавательной деятельностью учащихся, обеспечивается внутренняя упорядочность эффективной организаторской деятельности, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением и структурой. Из приведённых выше определений следует, что каждый автор термин «организационно-образовательные условия» рассматривает в зависимости от решаемых в исследовании задач. Общим для всех определений является то, что определяемые авторами условия направлены на совершенствование управления взаимодействия участников педагогического процесса при решении конкретных образовательных задач.
На наш взгляд, организационно-образовательные условия - это принципиальные основания для связывания процессов деятельности по управлению процессом самоподготовки учащихся на базе ДО. Эти условия должны рассматриваться системно. Понятие «система организационно -образовательных условий» подразумевает: а) осмысление процесса самоподготовки обучающихся к семинарским и практическим занятиям как многоаспектной проблеме; б) определение сущности, содержания, функций и параметров системы.
В научно-методической литературе наблюдается разнообразие подходов к пониманию ДО. А. А. Андреев, А. С. Аджемов, В. И. Солдаткин рассматривают ДО как целенаправленный, организованный процесс интерактивного взаимодействия учащихся между собой и со средствами обучения, инвариантный к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе - самостоятельно. ДО - это целенаправленный процесс с чёткой организацией и различными видами стимулирования активной учебно-познавательной самостоятельной деятельности учащихся по овладению ими научными и прикладными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для осуществления профессиональной деятельности. Это же направление Э. Г. Скибицкий и Н. А. Лихачева рассматривают как разновидность обучения, предусматривающего активный обмен информацией между всеми участниками процесса обучения и использующий в максимальной степени современные средства новых информационно-коммуникационных технологий, предполагающий активный интерес к самообучению самого учащегося.
Таким образом, все вышеприведённые определения «дистанционного обучения» и технология его развития в обучении отражают какую-то одну или несколько сторон этого многогранного явления. Но существенным признаком ДО педагоги называют обучение без непосредственного контакта с педагогом, подразумевающее активное самообучение учащихся с применением новых информационно-коммуникативных технологий и лишь консультации с педагогом.
Под дистанционным обучением мы понимаем вид самостоятельного обучения, осуществляемый на основе модели, с использованием современных средств информатизации, направленный на развитие личности, при условии её готовности обучаться самостоятельно и целенаправленно решать определённые образовательные задачи в отрыве от учебных учреждений для повышения теоретического и практического уровня в определённой области знаний.
«В современной педагогической и психологической литературе большое внимание уделяется понятию «технология», пришедшему вместе с развитием компьютерной техники и внедрением в образование «новых компьютерных технологий», - отмечает С. Смирнов. В. И. Загвязинский отмечает, что правильнее называть - «информационно-коммуникативная технология». В переводе с греческого языка слово «технология» означает «искусство, мастерство, умение». Термин «технология» трактуется как «рациональное (стабильное) сочетание нескольких последовательно применяемых операций для получения какого-либо продукта» (А. Д. Сазонов).
Информационно-коммуникативные технологии обучения, ставшие реальностью с появлением ПК, активно используются в самообразовательном процессе. Базовым понятием «информационная технология» определяется система как научных и инженерных знаний, так и методов и средств, которая используется для создания, сбора, передачи, хранения и обработки информации в предметной области.
Вместе с тем, в современных научных исследованиях отмечено, что при внедрении в обучающий процесс информационных технологий учащиеся становятся более самостоятельными, берут на
себя ответственность, приобретают грамотность и культуру работы с информационными технологиями, могут разрабатывать эффективную стратегию поиска информации: идентифицировать потребность в значимой информации; уметь сформулировать вопросы; определить источники информации и использовать успешные стратегии поиска информации; уметь критически и компетентно оценивать информацию, структурировать её и интегрировать с уже имеющимися знаниями (Н. В. Апатова, В. П. Беспалько).
Следует отметить, что использование перечисленных информационно-коммуникативных технологий в условиях ДО при самоподготовке не отрицает использования традиционных форм и методов её осуществления, а происходит интегрирование всех доминировавших в ходе исторического развития видов самообразования и актуализация их потенциала в новых условиях, на основе которых преподавателем разрабатывается дидактическое обеспечение с компьютерной поддержкой.
В целом анализ психолого-педагогической литературы современного исследовательского материала, документов, регламентирующих образовательный процесс, позволил нам выделить ряд идей, которые явились методологической основой для построения плана опытно-экспериментальной работы и его реализации.
В проведённой опытно-экспериментальной работе нами представлена диагностика исследования успешности самоподготовки обучающихся с элементами дистанционного обучения. Основными критериями и показателями успешности были выделены: индивидуально-личностный, информационно-когнитивный и практико-деятельностный критерии. В соответствии с этим были представлены показатели и их уровни проявления.
Логика констатирующего эксперимента предполагала экспериментальную проверку выделенных критериев и показателей успешности самоподготовки обучающихся на семинарских и практических занятиях. С этой целью были проведены опросы студентов 1 и 2 курсов (ОмГПУ) и их педагогов. Результаты экспериментальной проверки, представленной в исследовании, показали, что достаточный и повышенный уровни проявления всех показателей являются надёжной гарантией, обеспечивающей успешность при подготовке к семинарским и практическим занятиям. Так, например, индивидуально-личностный критерий проявлялся на достаточном и повышенном уровнях у 97,2 % студентов 1 и 2 курсов, когнитивно -информационный - у 98,7 %, практико-деятельностный - у 99,5 % студентов.
Таким образом, были получены положительные результаты, подтверждающие возможность использования содержательных характеристик критериев, показателей успешности в реальном педагогическом процессе.
В ходе формирующей опытно-экспериментальной работы была исследована теснота взаимосвязи между организационно-образовательными условиями и успешностью самоподготовки обучающихся к семинарским и практическим занятиям. Использование формулы Пирсона позволило выявить количественную и качественную характеристики этой связи (табл.).
Показатели взаимосвязи организационно-образовательных условий и успешности самоподготовки учащихся к семинарским и практическим занятиям
Условия Дидактическая обеспеченность Коммуникационно -информацио нная среда ТДО Психолого-педагогич. поддержка Мониторинг
гх,у 0,653 0,446 0,810 0,547 0,397
Полученные данные показали, в каком направлении необходимо осуществлять работу педагога, чтобы получить наиболее ощутимый результат.
На формирующем этапе в помощь педагогу нами был разработан спецкурс, который целенаправленно обучал педагогов использованию дидактических материалов в самостоятельной работе учащихся при подготовке к семинарским, практическим занятиям и овладению ТДО.
В ходе семинара было выявлено, что для овладения учащимися элементами ТДО необходимо, прежде всего, наличие дидактических материалов с контролирующими функциями. Такими материалами в большей степени являются учебные пособия с компьютерной поддержкой (кейсы). На этом же этапе обучающей работы была выделена особая роль организации системы консультативной помощи для учащихся и оказание им помощи в овладении не только элементами, но и основами ТДО.
В рамках эксперимента учащимся были широко представлены пособия: информационные стенды, учебно-методические пособия, тестовые вузовские сборники, компьютерные обучающие и тестирующие программы, адреса сайтов вузов, интернет, видеообучение и пр.
В содержании семинаров спецкурса особо рассматривались вопросы психолого-педагогической поддержки учащихся при овладении ими ТДО. Психолого-педагогическая поддержка учащихся со стороны педагогов при самоподготовке заключалась, прежде всего, в решении дидактических задач самообразования, анализа результатов учебной деятельности учащихся, принятия решений по совершенствованию процесса самообучения и самокоррекции педагогической деятельности; поддержки в поиске необходимой информации, готовности внесения изменений в модель интеллектуально-личностных взаимодействий участников процесса самоподготовки.
Результаты проведённых семинаров спецкурса рассматривались и оценивались нами в рамках изменяющейся системы взаимоотношений педагогов и учащихся. Каждый семинар включал рефлексивную деятельность педагога с позиции собственной оценки, выяснение, насколько успешно осуществляется овладение учащимися ТДО.
В ходе семинара создавалась система новых взаимоотношений между педагогом и учащимися, результатом которой являлось целенаправленное взаимодействие по подготовке к семинарским и практическим занятиям. Основное внимание на семинарах уделялось сначала обучению элементами ТДО, затем основам ТДО. К элементам ТДО относятся:
а) умение учащихся ставить цель получения необходимых знаний;
б) умение работать на современной технике;
в) умение быстрого поиска сайтов в интернете;
г) умение фиксировать получаемые знания;
д) умение построить программу действий в установлении связи с вузами (Web-сайтами), которая способствует успешной самоподготовке.
В совокупности эти умения составляют основу технологии ДО.
Данные проведённого нами исследования показывают, что произошли положительные изменения в показателях информационно-когнитивного критерия, где уровни повысились в том числе и за счёт психолого-педагогической поддержки педагогов, их помощи учащимся в раскрытии их способностей и возможностей, уверенности в своих силах. В ходе формирующей работы учащимся оказывалась постоянная помощь в поиске необходимой информации и в приобретении навыков её самостоятельной обработки.
Небольшой прирост в уровнях показателей наблюдался в практико-деятельностном критерии, где у студентов 1 курса отмечался значительный рост знаний в результате обучения основам ТДО. Это выразилось в повышении успеваемости по отдельным предметам и интересе к участию в студенческих конференциях.
Результаты проведённого семинара, особенно первых его тем, позволили нам в течение эксперимента изучать, какие изменения происходят в успешности учащегося при его самоподготовке.
Изучение организационно-образовательных условий осуществлялось во взаимосвязи с основными предметами и вузами, в которых находит своё практическое воплощение успешность самоподготовки.
В результате проведения опытно-экспериментальной работы нами была отработана научно-методическая разработка поддержки интегрированных обучающих программ с элементами ДО в системе самоподготовки учащихся. При этом мы учитывали достижения и проблемы, которые возникают при использовании современных обучающих программ. С учётом проведённого анализа мы пришли к выводу, что для студентов наиболее интересными являются кейсовые технологии с их комбинированными дидактическими возможностями, которые применялись в ходе эксперимента.
Кейсовая система, как показал эксперимент, является достаточно сильным средством индивидуализации обучения. Темп изучения материала выбирается и реализуется учащимися в соответствии с имеющимся уровнем знаний, сложившимися приёмами и навыками работы, психологическими и индивидуальными особенностями личности.
Опираясь на собственный и зарубежный опыт, мы предложили объединить компьютерные кабинеты с вузовской библиотекой и возможностью студента выйти в книгофонд по паролю педагога, создавая тем самым медиацентр, что позволило использовать компьютерную технику не только для изучения информатики, но и для преподавания других дисциплин и, что особенно важно, для организации самоподготовки учащихся, их свободного доступа к ПК, коммуникационно-информационным
системам, обучающим программам и тренажёрам, возможность обратиться к бумажным носителям (книгам, которые находятся в библиотеке), кейсам и заложенным в них тренажёрам.
Таким образом, в ходе формирующего эксперимента были созданы центры самоподготовки, в которых учащиеся имели свободный доступ к ПК, могли заниматься самостоятельно, используя современные информационно-коммуникационные технологии, при поддержке педагогов-предметников, прошедших обучающие семинары по внедрению компьютерных и дистанционных технологий в самообразовательную деятельность обучающихся.
Систематическая работа в медиацентре позволяла студентам не только пополнять необходимые знания, но и по-новому мотивировать основную учебную деятельность, подкреплённую овладением ТДО.
На рис. представлена динамика изменений отношения учащихся к самостоятельной учебной деятельности.
60 56,2 -
50 46,2
40
30 27,5 30 - 21,8
20 10 0
I - до эксперимента II - в ходе эксперимента
Отношение учащихся к учебной деятельности (I - учатся осознанно, с желанием, II - интерес к самообучению при подготовке к семинарским и практическим занятиям)
В ходе исследования были сделаны следующие выводы:
Повышение качества самоподготовки студентов, организация их самообразования, повышение квалификации педагогов в системе обучающих семинаров, освоение ими функций педагога-консультанта, расширение возможности высшего образовательного учреждения по использованию элементов дистанционных технологий в образовательном процессе позволяют повысить успешность самоподготовки обучающихся, что отражается в высоком уровне овладения необходимыми профессиональными знаниями и компетенциями.
Опыт применения дистанционных технологий в процессах самообучения и самоподготовки позволяет нам сделать определённые психолого-педагогические обобщения: во-первых, учитывая организационно-образовательные особенности использования дидактического обеспечения, технологии ДО могут успешно сочетаться с традиционными педагогическими технологиями; во-вторых, самообразование с использованием дистанционных технологий не является альтернативой в обучении, эта технология рассчитана на изменяющуюся интеллектуальную культуру самоорганизованной части учащихся и педагогов, в-третьих, овладение студентами ТДО повышает качество образования в целом.
Деятельность медиацентров позволяет обогатить информационную среду, что, в свою очередь, позволяет сделать более динамичным процесс самообразования учащихся и овладения ими информационно-коммуникационными технологиями, повышает мотивацию к самообучению и заинтересованность в их практическом применении при подготовке к семинарским и практическим занятиям, что помогает выполнять практикоориентированные, кейсовые комплексные задания на контрольных этапах изучаемых дисциплин в виде зачётов и экзаменов.
Библиографический список
1. Скибицкий, Э. Г. Оценка педагогической полезности образовательных продуктов / Э. Г. Скибицкий // Современное среднее профессиональное образование: от теории к практике : сб. ст. по материалам IV Между-нар. науч.-практ. конф. студентов, магистров, аспирантов и преподавателей / под общ. ред. д-ра пед. наук, проф. Э. Г. Скибицкого. - Новосибирск : САФБД, 2013. - С. 7-11.
56,2
46,2
27,5
21,8
2. Чечулина, Н. А. Проектирование педагогически-интегрированной технологии в современной образовательной практике / Н. А. Чечулина, А. А. Линник // Гуманитарные аспекты научно-технического прогресса. - Омск, 2013. - С. 123-134.
3. Лихачева (Чечулина), Н. А. Современные требования в профессиональной подготовке менеджеров в вузах / Н. А. Лихачева (Чечулина) // Креативный маркетинг: сегодня и послезавтра : 1-я Междунар. науч.-практич. конф. студентов / Мин-во образования и науки РФ ; Омский гос. ун-т им. Ф. М. Достоевского ; Ун-т г. Хаддерсфилд (Великобритания) ; Английская ассоциация менеджмента ABE (Лондон, Великобритания) ; Харьковский нац. технич. ун-т с.-х. им. П. Василенко (Украина). - 04.12.2009 г. - Омск, 2009. - С. 21-27.
4. Маврин, С. А. Стратегия развития российской высшей школы в XXI веке. Современные проблемы теории и практики социальной педагогики : материалы Всероссийской науч.-практ. конф. 09 дек. 2011 г. -Томск, 2012. - С. 146-150.
N. A. Chechulina, Omsk Academy of the Humanities
ORGANIZATIONAL AND EDUCATIONAL CONDITIONS OF SELF WITH THE ELEMENTS OF REMOTE TECHNOLOGIES
Distance learning is a special kind of distance education, aimed at the transfer and accumulation of knowledge, abilities and skills, using modern information and communication technologies. In this case, the technology we examine how specific organizational and educational conditions of self with the elements of distance technologies. Consequently, information and communication technology learning is applied didactics, which uses advanced pedagogical ideas, principles and rules, organization and self-organization of the educational process.
Keywords: distance learning, organizational and educational conditions of the study, information and communication technology learning, self-organization of the educational process.
References
1. Skibitskiy E.G. Evaluation of pedagogical usefulness of educational products. Sovremennoe srednee professional'noe obrazovanie: ot teorii k praktike: sbornik statey po materialam IV Mezhdunarodnoy nauchnoy prakticheskoy konferentsii studentov, magistrov, aspirantov i prepodavateley. Novosibirsk, SAFBD Publ., 2013,pp. 7-11.
2. Chechulina N.A., Linnik A.A. Designing of pedagogical and integrated technology in the modern educational practice. Gumanitarnye aspekty nauchno-tekhnicheskogo progressa. Omsk, 2013, p. 123-134.
3. Likhacheva (Chechulina) N.A. The modern requirements in the professional training of managers in universities. Kreativnyy marketing: segodnya i poslezavtra : 1-ya Mezhdunar. nauch.-praktich. konf. Studentov. Omsk, 2009, p. 21-27.
4. Mavrin, S. A. Strategija razvitija rossijskoj vysshej shkoly v XXI veke. Sovremennye problemy teorii i praktiki social'noj pedagogiki: materialy Vserossijskoj nauch.-prakt. konf. 09 dek. 2011 g. - Tomsk: 2012. -S. 146-150.
© Н. А. Чечулина, 2015
Автор статьи - Наталья Александровна Чечулина, кандидат педагогических наук, доцент, Омская гуманитарная академия, e-mail: [email protected]
Рецензенты:
С. А. Маврин, доктор педагогических наук, профессор, Омский государственный педагогический университет. Е. В. Бурмистрова, кандидат педагогических наук, доцент, Омский государственный педагогический университет.