УДК 377.112.4
ББК 74.5
Богданова А.Л.
ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
КАК ЭЛЕМЕНТ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ РМАТ
Bogdanova A.L.
THE ELECTRONIC METHODICAL WORKBOOK COMPLEX AS AN ELEMENT OF INTERACTIVE EDUCATION STUDENTS RIAT
Ключевые слова: электронный учебно-методический комплекс, интерактивное обучение, эффективность, инновационная учебная работа, метод проектов.
Keywords: еlectronic methodical workbook complex, interactive learning, efficiency, innovative educational work, method of projects.
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы эффективного использования электронного учебно-методического комплекса как элемента интерактивного обучения. Актуальным является вопрос о повышении эффективности взаимодействия преподавателя и студента. При использовании электронного учебно-методического комплекса студент является участником процесса восприятия, его опыт служит основным источником учебного познания. На примере РМАТ показано, что интерактивное обучение с помощью электронного учебно-методического комплекса обеспечивает: высокую мотивацию, прочность знаний, развитие творчества и фантазии, коммуникабельность, активную жизненную позицию, командный дух, ценность индивидуальности, свободу самовыражения. Все это формирует профессионально-коммуникативную и информационную компетентность, что является основным приоритетом современного профессионального образования.
Abstract
In this article, there are a lot of questions of the effective use of electronic methodical workbook complex, as part of interactive learning. Relevant is the issue of improving the efficiency of interaction of teacher and student. When using the electronic methodical workbook complex student is a major participant in the process of perception, his experience is the main source of educational knowledge. On the example of RIAT show that interactive learning with electronic methodical workbook complex provides: high motivation, strength, knowledge, development of creativity and imagination, communication skills, a proactive stance, team spirit, the value of individuality, freedom of expression. All this creates professional communicative and information competence, and is the main priority of modern professional education.
Для подготовки выпускника, отвечающего современным требованиям, необходимо внедрять новые формы организации учебного процесса и педагогические технологии с применением современных компьютерных и мультимедийных средств. Стандарты образования третьего поколения требуют от выпускников профессиональных компетенций. Основным критерием качества обучения студентов становится их компетентность в различных сферах будущей деятельности: профессиональной,
коммуникативной, социально-экономической и общекультурной. Формирование профессионально-коммуникативной и информационной компетентности учащихся - один из основных приоритетов современного профессионального образования.
Инновационность учебной работы заключается в том, чтобы внедрить в образовательный процесс новые технологии, сделать это точно и целенаправленно для повышения эффективности обучения1.
Инновация - (от латинского «innovation» - нововведение, изменение, обновление) деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению нового, с целенаправленным изменением, вносящим в среду внедрения новые элементы, вызывающие изменение системы из одного состояния в другое. Инновационные технологии - это производство (изобретение) нового для системы образования.
Инновационный подход ориентирует на внедрение в процесс обучения новизны, обусловленной особенностями динамического развития жизнедеятельности и потребностями личности, общества и государства, а так же в выработке у студентов социально полезных знаний, убеждений, отношений и опыта поведения в различных ситуациях. В современном мире давно отошли от представления, что надо управлять личностью, переориентировав на управление процессом развития личности. Это переставило приоритеты в работе педагога от организации приема опосредованного педагогического воздействия: происходит отказ от лобовых методов, от лозунгов и призывов, воздержание от излишнего дидактизма, назидательности; к диалогическому методу общения: совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность.
Основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова «interact». «Inter» - это «взаимный», «act» - действовать Интерактивный - значит способный взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером). Интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и студента.
Особенности этого взаимодействия состоят в следующем:
1) пребывание субъектов образования в едином пространстве мысли;
2) совместное погружение в условия задачи (проблему), то есть включение в единое творческое пространство;
3) согласованность в выборе средств и методов реализации решения задачи;
4) совместное вхождение в близкое эмоциональное состояние, переживание созвучных чувств, сопутствующих принятию и осуществлению решения задач.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и реагировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Основная особенность интерактивных методов - это высокий уровень взаимно направленной активности студентов взаимодействующих друг с другом эмоционально, духовно тем самым, сплачивая участников.
При использовании интерактивных методов студент становится полноправным участником процесса восприятия, его опыт служит основным источником учебного познания. Преподаватель не столько даёт готовые знания, сколько побуждает обучаемых к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в
1 Иванова, А.А. Модель интерактивного обучения специалиста - менеджера / А.А. Иванова // Профессиональное образование. - 2008. - № 2. - С. 22-23.
интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и студента: активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы.
Педагог отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации.
Интерактивное обучение обеспечивает взаимопонимание, взаимодействие, взаимообогащение. Интерактивные методики ни в коем случае не заменяют лекционный материал, но способствуют его лучшему усвоению и, что особенно важно, формируют мнения, отношения, навыки поведения.
Использование информационных технологий позволяет создать широкую электронную среду, включающую в себя как специальные учебно-методические материалы, то есть непосредственно учебно-методический комплекс, устойчивое ядро информационной среды обучения, так и изменчивое окружение ядра: материалы методологического, научного и дидактического характера, работы студентов, базы данных, библиотеки, электронные журналы.
Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) - это совокупность структурированных учебно-методических материалов, объединенных посредством компьютерной среды обучения, обеспечивающих полный дидактический цикл обучения и предназначенных для оптимизации овладения студентом профессиональных компетенций в рамках, учебной дисциплины2.
В рамках кафедры «Математики и информатики» РМАТ по дисциплине «Интернет технологии в туризме» был разработан и внедрен электронный учебно-методический комплекса (ЭУМК), который позволил практически применить интерактивное обучение.
В рамках внедрения данного курса были поставлены следующие задачи, которые должны быть решены по итогам курса:
1) пробуждение у обучающихся интереса к предмету;
2) эффективное усвоение учебного материала;
3) самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи;
4) установление воздействия между студентами, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;
5) формирование у обучающихся мнения и отношения;
6) формирование жизненных и профессиональных навыков;
7) выход на уровень осознанной компетентности студента.
Для решения этих задач в виртуальном пространстве кафедры были размещены:
1. Рабочая программа курса, привязанная к календарному числу занятий, представлена в виде web-страниц с лекциями, семинарскими занятиями и практическими задачами для самостоятельного решения (рис.1). Это позволяет студенту быстро сориентироваться в поставленной задаче, если он пропустил занятие, то может самостоятельно изучить материал, представленный в лекциях, или же просто повторить то, что не вспомнил.
2. Учебно-тренировочные тесты. Их в ЭУМК два: промежуточное тестирование по каждой теме и итоговый тест учебного курса «Интернет-технологии в туризме». Такие тесты необходимы, чтобы учащийся адаптировался к интерфейсу программ и сосредотачивал усилия на выполнении содержательной части задания, а не на поиске нужной функциональности.
3. Базы рейтинговых оценок учащихся с возможной выборкой данных по каждому учащемуся, учебной группе, теме и разделу. Каждый учащийся может увидеть оценки как
2 Шалкина, Т.Н. Проектирование учебной деятельности студентов на основе электронных учебно-методических комплексов / Т.Н. Шалкина // Педагогическая информатика. - 2008. - №1. - С. 53-57.
свои, так и товарищей. Отметим, что на сервере рейтинг считается относительно сложности задания, в преподавательском учете считается также рейтинг учащегося в группе.
4. Предоставление рабочего пространства на сервере для проектов студентов (рис.
2). Студент может работать со своим проектом из разных аудиторий с разных машин -тем самым решается проблема нехватки учебных мест в аудитории, а также «лентяев», прикрывающихся этой нехваткой.
5. Обеспечение информационной безопасности и культуры. Современные средства позволяют, конечно, закрыть папки проектов студентов для общего доступа, но делать это нужно, как представляется, по просьбе владельцев. Пока проектов не столь много, чтобы отследить «копировщиков» среди самостоятельно работающих и ограничиться общественным порицанием.
6. Upgrade содержания дисциплин в ЭУМК на принципах свободной энциклопедии. Преподаватель формирует тематику теоретического материала и контрольные вопросы по теме в соответствии с утвержденной учебной программой, содержание темы раскрывают студенты, используя возможности глобальной сети3.
Рис.1. Рабочая программа дисциплины «Интернет-технологии в туризме» на сервере кафедры
Интерактивное обучение осуществляется в процессе выполнения заданий, включенных в ЭУМК. Все задания объединены в единый проект. Сложность возрастает от задания к заданию. Поскольку упор делается на самостоятельную работу, то каждый учащийся в одно и то же время находится на разной стадии выполнения проекта, что высвобождает больше времени у преподавателя для индивидуального обучения.
Подчеркнем, что в основе ЭУМК - метод проектов.
3 Богданова, А.Л., Гурьянова Ф.А., Зуева Л.А, Родигин Л.А. Шаблонно-проектный подход в методическом обеспечении программы СПО «Информационные технологии в профессиональной деятельности» Профессиональная подготовка в системе СПО: методика и практика / под общей редакцией Г.Т.Зориной; РМАТ-Химки, 2010. - с. 22-25.
Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом4.
Так же можно дать другое определение, метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде5.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению.
При проектном методе обучения освоение знаний и приобретение умений учащимися осуществляется в процессе выполнения проекта, включением студентов в процессы проектирования, реализации и рефлексии.
«Учебный проект» - самостоятельная, творческая, завершенная работа учащегося, соответствующая его возрастным возможностям и выполненная в соответствии с обобщенным алгоритмом проектирования: от идеи до ее воплощения в реальность. Результатом работы студента над проектом является новый продукт, конкретный опыт или знания, приобретенные самостоятельно6.
Метод проектов предполагает наличие проблемы, которую студенты решают в совместной творческой, исследовательской, поисковой или игровой деятельности в зависимости от типа проекта. Метод проектов предполагает определенный путь достижения результата. Основные требования к использованию метода проектов можно сформулировать кратко следующим образом:
• Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме.).
• Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
• Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
• Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
• Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола", статистических методов, творческих отчетов, просмотров, пр.).
Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми»: если это теоретическая проблема - то конкретное ее решение, если практическая -конкретный результат, готовый к внедрению.
Метод проектов может быть индивидуальным или групповым, но если это метод, то он предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые
4 Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров/[Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина,
М.В. Моисеева, А.Е. Петров]; Под ред. Е.С. Полат. - М. Академия, 2003. - 270 с.
5 Развитие мышления учащихся средствами информационных технологий: учебно-методическое пособие / под ред. Е.Н. Ябстребцева. - М.: 2006. - 160 с.
6 Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов?.
То есть в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Рис. 2. Рабочее пространство дисциплины «Интернет-технологии в туризме» на сервере кафедры
Использование электронного учебно-методического комплекса стало возможным благодаря современным информационным технологиям с пространственно распределенной структурой, предполагающей сетевую компьютерную систему с передачей данных в формате HTML с использованием Интернет-протокола (TCP/IP) и возможностью выхода в Интернет. Выбор системного программного обеспечения (ПО) определяется традициями, для РМАТ - это ПО компании MicroSoft. Компания является мировым лидером в разработке ИТ, что гарантирует учебному заведению высокий потенциал предоставления учащимся качественного образования. Основной продукт компании - операционная система (ОС) Windows 7 предоставила возможность реализации клиент-серверных технологий по сравнению с ОС Windows XP. Конечно, есть ограничения по числу одновременных подключений пользователей к серверу (20 по сравнению с 10 Windows Vista), но для решения задач разработанного в среде MS Visual Studio 2010 электронного учебно-методического комплекса (ЭУМК) кафедры «Математики и информатики» вполне достаточно8.
Все вышеперечисленные возможности позволили:
7 Чечель, И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения // Практика административной работы в школе. - 2003. - №6. - С. 24-31.
8 Богданова, А.Л., Родигина В.В. Совершенствование электронного учебно-методического комплекса кафедры информатики // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Педагогика». - 2012. - №1. - С 76-79.
• пробудить у студента интерес к предмету; на фоне низкой общепредметной посещаемости в аудиторных занятиях по предмету «Интернет-технологии в туризме» наблюдался живой интерес, «ажиотаж» за места.
• поощрять активных участников в процессе обучения, увеличивая получаемые ими баллы за оригинальность выполненной работы, скорость, а также за оказываемую поддержку менее успешным сокурсникам.
• обратиться к чувствам каждого студента, раскрыв их потенциал и творческие изыскания.
• эффективно усвоить учебный материал, оценить, возможно, по итогам тестирования, проводимого по каждому пройденному разделу.
• осуществить многоплановое воздействие на студентов;
• установить обратную связь, ответ аудитории на деятельность преподавателя;
•сформировать жизненные навыки.
По результатам проведенного эксперимента, в котором участвовали десять групп 4го курса дневного отделения по специализациям «Менеджмент организации», «Управление персоналом» и «Туризм», можно оценить электронный учебнометодический комплекс кафедры «Математика и информатика» как эффективный элемент интерактивного метода проведения учебных занятий, который позволяет:
• Включить в работу всех участников, преподавателей и студентов, не позволяя никому «отмалчиваться» или «отлынивать».
• Создать психологическую обстановку понимания, взаимодействия, поддержки и восприятия друг друга и себя в рамках предмета изучения.
• Организовать рабочее пространство по принципу «свободных столов и стульев», тем самым стирая ограничения и консерватизм, присущий обычным занятиям.
• Разработать регламенты и правила единственно верные для конкретного социума (группы).
Интерактивное обучение с помощью электронного учебно-методического комплекса обеспечивает:
1. Высокую мотивацию.
2. Прочность знаний, так как позволяет проявлять полную самостоятельность в решении задач.
3. Творчество и фантазию. Создание собственного графического проекта, например клипа с помощью программы Windows Movie Maker.
4. Коммуникабельность. Взаимодействие с преподавателем. Основное - это индивидуальная работа с преподавателем, а именно - самостоятельное выполнение.
5. Активная жизненная позиция. Осознание, зачем выполняются задания.
6. Командный дух. Консультации друг с другом, назначение помощника преподавателю из студентов.
7. Ценность индивидуальности. Выполнение самостоятельно задания, копирайт, авторские права на созданный проект.
8. Свободу самовыражения. Разработка собственной концепции сайта туристской фирмы, начиная с названия, заканчивая дизайном, стилем и содержанием.
9. Акцент на деятельность: организовать sale promotions тур продукта,
разработанного самостоятельно.
10. Взаимоуважение. Уважительное отношение к клиентам разработанного сайта.
11. Демократичность. Обсуждение вариантов с преподавателем и коллегами.
Преимуществом использования электронного учебно-методического комплекса
является:
1. Большое разнообразие форм представления информации, применение аудио-, видео-, графической информации, чертежей, схем.
2. Дифференциация заданий по уровню сложности с учетом индивидуальных особенностей студента.
3. Интенсификация самостоятельной работы учащихся, которая заключается в усилении деятельности самообучения.
4. Повышение мотивации, интереса и познавательной активности за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента и использование различных форм представления информации.
5. Своевременная и объективная оценка результатов деятельности учащегося. Эффективность интерактивного метода можно оценить на странице результатов
(рис. 3), где собраны данные по успеваемости студента по дисциплинам кафедры. Отметим, что полностью вычитанным курсом (рис. 3) является «Информатика». Незавершенным курсом является дисциплина «Информационные технологии в профессиональной деятельности» (ИТ в ПД). В результате по теме «Мастер» отражается текущая успеваемость, потому и суммарная оценка «плохо» (рейтинг еще не набран). По законченным темам оценки «хорошо» и «отлично».
Рис. 3. Рейтинговая оценка успеваемости студентов на сервере кафедры
Успешная апробация позволяет рекомендовать ЭУМК для других дисциплин кафедры, а также предложить взаимодействовать другим кафедрам нашего института в рамках междисциплинарных связей.
Библиографический список
1. Богданова, А.Л., Гурьянова Ф.А., Зуева Л.А, Родигин Л.А. Шаблонно-проектный подход в методическом обеспечении программы СПО «Информационные технологии в профессиональной деятельности». Профессиональная подготовка в системе СПО: методика и практика / под общей редакцией Г.Т. Зориной. - Химки: РМАТ, - 2010 . - с. 2225.
2. Богданова, А.Л., Родигина В.В. Совершенствование электронного учебно-методического комплекса кафедры информатики // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Педагогика». - 2012. - №1. - С 76-79.
3. Гузеев, В. От методик - к образовательной технологии // Народное образование. -1998. - №7. - С.84-91.
4. Иванова, А.А. Модель интерактивного обучения специалиста-менеджера / А.А.
Иванова // Профессиональное образование. - 2008. - № 2. - С. 22-23.
5. XII Международная конференция-выставка «Информационные технологии в
образовании» («ИТО-2002» 4-8 ноября 2002 г., г. Москва) ИТО-2002 /Секция II / Подсекция 3: устное выступление и публикация; http://www.ito.edu.m/2002/П/3/П-3-
98.html
6. Новикова, Т.Д. Проектные технологии на уроках и внеурочной деятельности / Т. Новикова // Народное образование. - 2000. - № 7.
7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров/ [Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров]; под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 2003. - 270 с.
8. Пахомова, Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ, 2003. - 112 с.
9. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
10. Современные технологии обучения: методическое пособие по использованию интерактивных методов в обучении / под ред. Г.В. Борисовой, Т.Ю. Аветовой и Л.И. Косовой. - СПб.: Полиграф-С, 2002. - С. 48 - 56.
11. Суворова, Н. Правовое обучение. Интерактивное обучение: новые подходы / Н. Суворова // Дистанционное и виртуальное обучение: Дайджест росс. и зарубеж. прессы. - 2001. - № 2. - С. 46-48.
12. Развитие мышления учащихся средствами информационных технологий: учебно-методическое пособие // под редакцией Е.Н. Ябстребцева, -М.: 2006. - 160 с.
13. Чернилевский, Д.В., Моисеев В.Б. Инновационные технологии и дидактические средства профессионального образования. - М., 2002.
14. Чечель, И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения // Практика административной работы в школе. - 2003. - №6. - С. 24-31.
15. Шалкина, Т.Н. Проектирование учебной деятельности студентов на основе электронных учебно-методических комплексов / Т.Н. Шалкина // Педагогическая информатика. - 2008. - №1. - С. 53-57.