УДК 159.9
Л.Б.МОРОЗОВА1, С.В.МАЛЫШЕВА1
'Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация
НОВОВВЕДЕНИЯ КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ
Аннотация. В статье обсуждается проблема готовности современного педагога осуществлять инновационную деятельность как необходимое условие успешной работы. Проведен анализ различных подходов к пониманию нововведений в организации; описаны этапы внедрения инноваций; раскрыты содержательные характеристики педагогической инновации. Каждый этап внедрения нововведений определяется социально-психологическими факторами, которые как стимулируют, так замедляют этот процесс в образовательной сфере и могут стать причиной возникновения напряжения в педагогическом коллективе. Сформулированы выводы, что отношение педагогов общеобразовательной школы к такому нововведению, как «Дневник.ру», определяется их эмоциональным состоянием. Для успешного внедрения нововведений в педагогическую деятельность важны такие характеристики, как: возраст, образовательный уровень, стаж работы, позитивная установка на нововведения, мотивация к внедрению нововведения и личностные характеристики педагогов.
Ключевые слова: новация, нововведение, инновация, инновационная деятельность, инновационный процесс, отношение к нововведению, «Дневник.ру», эмоциональное состояние, педагоги общеобразовательных школ.
INNOVATIONS AS A FACTOR INFLUENCING THE EMOTIONAL STATE OF THE TEACHERS OF SECONDARY SCHOOLS
L.B. MOROZOVA1, S.V. MALYSHEVA1
'Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation
Abstract. The article discusses the problem of readiness of the modern teacher to innovate, as a prerequisite for success.The analysis of the various approaches to understanding innovation in the organization; describes the stages of innovation; revealed substantial characteristics of pedagogical innovation. Each stage of the introduction of innovations is determined by social and psychological factors that are both stimulating, so slow down the process in the education sector and might give rise to tension in the teaching staff. Formulated the conclusions that the ratio of secondary school teachers for such an innovation as "Dnevnik.ru", is determined by their emotional state. For the successful implementation of innovations in teaching activities are important characteristics such as age, education level, work experience, a positive attitude to innovation, the motivation for the introduction of innovations and the personal characteristics of teachers.
Keywords: innovation, innovation, innovation, innovation, innovation process, related to innovation, "Dnevnik.ru 'emotional state, teachers of secondary schools.
Инновационное образование представляет собой процесс и результат такой учебной и воспитательной работы, который стимулирует и проектирует новый тип деятельности как отдельного человека, так и общества в целом.
Введение новых образовательных стандартов требует от педагога улучшения качества образования, внедрения новых методов обучения и воспитания подрастающего поколения. Изменение роли образования спровоцировало развитие инновационного процесса [2].
Если обратиться к исторической справке, то мы обнаружим, что инновационные педагогические процессы стали предметом специального изучения в Европе в 50-х годах ХХ века, а в России - в 80-х годах прошлого века. Базисные характеристики инновационных процессов получили свое отражение, прежде всего, в работах А.И. Пригожина, который рассматривал нововведение как развитие, которое в свою очередь соотносится с понятием «изменение» [8, 7].
В развитых странах мира приняты программы, направленные на распространение нововведений. Институциональные преобразования занимают одно из главных мест в инновационной политике. Сфера образования становится важнейшим звеном данных преобразований [14].
Инновационная деятельность активно изучается по следующим направлениям: теоретические основы нововведений в педагогике (В.И. Загвязинский П.Л. Мейтув , С.Л. Подымова, С.Д. Поляков, В.А. Сластенин, Н.Р. Юсуфбекова и др.); инновационные процессы в школьном образовании (К. Ангеловски, М.И. Гус, В.И. Загвязинский, Г.А. Засобина, М.Л. Портнов, М.М. Поташник, Т.Х. Оганесова, О.Г. Хомерики, А.С. Турчин); психолого-педагогические проблемы формирования готовности к инновационной деятельности (Э.М. Роджерс, К. Ангеловски, В.И. Долгова, И.Е. Пискарева, Д.Р. Принбекова, Н.П. Фетискин , В.А. Лопатин и др.); теоретические обоснования причин затруднений учителей (Н.В. Кузьмина, Т.А. Полякова, Е.М. Тихомирова и др.). [12], [19], [20].
Несмотря на это, понятия «нововведение», «инновация», «инновационная деятельность» неоднозначно трактуются в современной педагогике.
Е.П. Голубков отмечает, что понятие «нововведение» представляет собой русский вариант слова «innovation», перевод которого означает «введение новаций» или «введение новшеств». Под новшеством понимается новый порядок, метод, явление [4]. На сегодняшний день существует два подхода к понятию «инновация»: инновация рассматривается как результат творческого процесса (А.В. Лоренс, М.М. Поташник, В.А. Сластенин, О.Г. Хомерики) и как процесс внедрения новшеств (К. Ангеловски, А.Ф. Балакирев, С.Д. Ильенкова) [6].
А.В. Хуторский рассматривает термины «инновации в образовании» и «педагогические инновации» как синонимы. Педагогическая инновация представляет собой «нововведение в педагогической деятельности, цель которой - повышение эффективности технологии обучения и воспитания» [17].
По мнению И.М. Дичкивской, педагогические инновации представляют собой какую-то идею, метод, средство, технологию или систему. Процесс внедрения и освоения этой инновации подразумевает новшество. В контексте педагогической инноватики инновации рассматриваются как нововведения, которые представляют собой целенаправленные изменения, вносящие в образование новые элементы и являющиеся основой для перехода образования из одного состояния в другое [5].
С педагогической точки зрения инновация может рассматриваться как технологический процесс саморазвития свойств модели обучения, генерирующей, транслирующей и ассимилирующей «эффект саморазвития» в социальную среду.
Инновации предполагают две основные формы: модернизацию и реформацию. Обоснование типологии педагогических нововведений позволяет изучать специфику,
закономерности разработки и развития нововведений, выявлять и анализировать факторы, способствующие и препятствующие нововведениям. Общепринятой типологии или классификации нововведений в образовании не существует. Имеется более 20 критериев для классификации нововведений. Разными авторами предлагаются различные подходы к данной проблеме.
В настоящее время при разработке различных концепций, документов по инновационной деятельности за основу берется международный стандарт, согласно которому инновация представляет собой конечный результат творческой деятельности, который воплощен в виде нового или усовершенствованного продукта, технологического процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к социальным услугам [1].
С понятием «инновация» тесно связано понятие «инновационный процесс», которое включает в себя:
1) новации (новые идеи, знания) - представляют собой результат законченных научных исследований;
2) нововведения - внедрение, введение новации в практическую деятельность;
3) диффузию инноваций - распространение уже однажды освоенной, реализованной инновации, но в новых условиях либо местах [3].
Нововведение при таком подходе рассматривается как результат инновации, а инновационный процесс представляет собой развитие трех основных этапов: генерирование идеи, разработка идеи в прикладном аспекте и реализация нововведения в практике. Именно такой трехсоставный инновационный процесс и является чаще всего объектом изучения в педагогической инноватике [18], [5], [17].
С того момента, как новшество начинает распространяться, оно приобретает новое качество и становится инновацией. Общественное признание новые явления и методы получают только тогда, когда их примут к распространению, и уже в новом качестве они становятся нововведениями [4].
По мере распространения инноваций в сфере образования формируется и развивается современная образовательная система, которая представляет собой единство производственных, технологических и управленческих инноваций в сфере образования.
В условиях новой образовательной парадигмы, ориентация образовательного учреждения направлена на поиск путей развития, наиболее актуальным является развитие готовности педагога к инновационной деятельности, в частности такому нововведению, как Дневник.ру. «Дневник.ру» представляет собой интернет-портал, который объединяет возможности электронного документооборота в сфере образования с инструментами сетевого взаимодействия между основными участниками образовательного процесса. Он был создан по модели SaaS (Software as a Service) и соответствует Единым требованиям к «системам ведения электронного журнала» Министерства образования и науки РФ. Это своеобразная школьная социальная сеть, объединяющая все школы России. Данный продукт является бесплатным для всех участников образовательного процесса. Дневник.ру является системой, которая соблюдает все требования федерального закона № 152 «О персональных данных». Портал полезен школам, учителям, родителям. Основные услуги - ведение электронного журнала, личный кабинет, общение родителей с педагогами, управление учебным процессом, полезные ресурсы на сайте.
Посредством различных нововведений происходит развитие организации. Однако на практике возникают различные трудности как социального, так и психологического плана, которые осложняют дальнейшее развитие «нового». Нововведения в образовательной сфере могут стать причиной возникновения напряжения в педагогическом коллективе.
Любые нововведения предполагают изменения привычной социальной среды. Установление новых социальных связей связано с преодолением агрессивности среды, с
трудностями внедрения нового, завоевания статуса в педагогическом сообществе. Педагогу приходится сталкиваться с серьезными препятствиями в реализации своих мотивов, стремлений, ценностных ориентаций. Способность реагировать на те или иные изменения во многом связана с возможностью учителя проникать и воспринимать иную точку зрения, иной «мир».
Для того, чтобы сформировать позитивное отношение к нововведению, необходима специально разработанная система мер, направленная на их принятие. В число таких мер могут входить психологические, административные, правовые меры, которые в своей совокупности будут способствовать формированию позитивного отношения к нововведению.
Планируя внедрение определенных нововведений, необходимо учитывать то, как будут развиваться взаимоотношения в коллективе, самочувствие отдельных людей. Это будет способствовать достижению психологических и социально-психологических целей [13].
Видный исследователь проблем педагогической инноватики С.Д. Поляков подразделяет факторы распространения педагогических нововведений на социальные условия широкого плана, частные социальные условия и личностные факторы [11]. К первым относятся преобладающие в обществе отношения к педагогическим идеям, государственная политика в сфере образования. Ко вторым - деятельность конкретных государственных институтов, средств массовой информации по пропаганде и распространению новшества. К третьим - личный авторитет, личное обаяние носителя, пропагандиста новшества в глазах педагогической общественности.
Как видим, личностный фактор данным автором считается значимым для распространения педагогических нововведений. Мы же считаем, что личностный фактор является основным не только на стадии распространения нововведений, но и в ходе их зарождения, проектирования и реализации.
Главная особенность психологических методов заключается в создании психологической готовности к нововведению, то есть устойчивого психического состояния личности или коллектива, которое образуется вследствие понимания значимости нововведения и выражается в позитивном отношении к нововведению.
Т.Г. Философова отмечает, что в структуру психологической готовности входит понимание производственной и экономической необходимости нововведения; понимание важности нововведения для коллектива; осознание личного участия в осуществлении нововведения [16].
Положительное отношение к нововведениям во многом зависит от исполнителей и разработчиков нововведений. Данная зависимость наиболее заметна в начальном этапе реализации нововведений. Исполнители нововведения должны быть психологически готовыми к нововведению, обладать высокой способностью к обучению, иметь эмоциональную устойчивость, занимать авторитетную позицию в коллективе [15].
Л.С. Подымова, Н.А. Подымов, И.А. Кондратьев к основным критериям развития позитивных отношений педагогов к инновационной деятельности относят: потребность развития и самоактуализации, стремление к самопознанию, творческую активность, стремление к осмысленности отношений, ориентацию на конструирование позитивных отношений с коллегами и доверие к ним [10].
Отношение педагога к нововведениям зависит от комплекса его педагогических установок на ученика, на себя как педагога, на способы деятельности. Каждая установка включает в себя три составляющих: когнитивная составляющая, которая определяет уровень интереса и знания о новшествах относительно объекта установки; эмоциональная, которая отражает определённые переживания и эмоциональное принятие нового в контексте объекта установки; поведенческая, которая выражается в предрасположенности к определённому поведению, готовности действовать по-новому в рамках объекта установки.
Для успешного внедрения нововведений важны следующие характеристики педагогов: возраст, образовательный уровень, стаж работы, полученная информация о нововведении, мотивация к нововведению и установка на нововведения.
Экспериментальное исследование проводилось на базе одной из общеобразовательных школ г. Нижнего Новгорода. В исследовании приняли участие 38 педагогов, большую часть выборки исследования составили женщины-педагоги (97%) в возрасте от 22 до 78 лет, стаж работы испытуемых от менее 10 лет и до 55 лет.
Для исследования отношения педагогов к нововведениям, и в частности к нововведению «Дневник.ру», мы использовани анкету «Восприимчивость педагогов к новшествам» (Т.С. Соловьевой) и модифицированый вариант анкеты «Мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению такого нововведения, как «Дневник.ру»». По результатам исследования испытуемые были разделены на три группы.
Первую группу составили 58% испытуемых (в возрасте 31-40 лет, имеющие высшее образование, первую либо высшую категорию, стаж работы от 10 до 20 лет) с активно-положительным уровнем восприимчивости к новшествам. Они отличаются устойчивым интересом к инновационной деятельности, у них сформирована система знаний о собственном инновационном потенциале. Такие педагоги смело воспринимают инновации и внедряют их в своей практике; положительно относятся нововведению «Дневник.ру», объясняя это тем, что данное нововведение компенсирует недостаточность достигнутых результатов и улучшит их; образовательный процесс станет более эффективным; будут достигнуты новизна и смена обстановки, преодоление рутины.
Вторую группу составили 26% испытуемых с пассивно-положительным уровнем восприимчивости к новшествам в возрасте 41-55 лет, имеющие высшее или среднее специальное образование, первую либо высшую категорию и стаж работы более 20 лет. Педагоги этой группы отличаются неустойчивым интересом к инновационной деятельности, разрозненными знаниями о собственном инновационном потенциале и об инновационных технологиях, недостаточно продуманной реализацией инновационной деятельности. В их работе присутствуют элементы индивидуального стиля деятельности. Они воспринимают новшества достаточно осторожно, ориентируются на мнение коллег. Для принятия решения им требуется значительно больше времени, чем первой группе. В этой группе 80% испытуемых относятся положительно к нововведению «Дневник.ру» и 20% отрицательно. Основным барьером данной группы выступают отсутствие материальных стимулов и большая учебная нагрузка.
Третью группу составили 16% испытуемых с нейтральным (8%) и с пассивно-отрицательным (8%) уровнем восприимчивости к инновационной деятельности. Причем в эту группу вошли либо молодые педагоги в возрасте 22-30 лет со стажем работы до 10 (среди которых один мужчина) с высшим или среднеспециальным образованием, первой категорией либо без категории, либо педагоги в возрасте 56-78 лет, имеющие высшее образование, первую категорию и стаж работы от 30 до 55 лет. Испытуемые этой группы практически не проявляют интерес к инновационной деятельности, у них отмечается отсутствие системы знаний о собственном инновационном потенциале и об инновационных технологиях, им свойственна стихийная реализация инновационной деятельности или ее отсутствие, а также отсутствие индивидуального стиля деятельности. Такие педагоги достаточно скептически относятся к нововведениям и в большинстве случаев осваивают их под давлением окружающих. К нововведению «Дневник.ру» педагоги данной группы относятся отрицательно, основным барьером являются отсутствие материальных стимулов и убеждение в том, что эффективное обучение возможно и без каких-либо нововведений [9].
Исследование уровня невротизации (методика диагностики уровня невротизации Л.И. Вассермана) показало, что уровень невротизации у большинства педагогов (84%) находится в пределах нормы: они спокойны, активны, стремятся к освоению нового. Из них
60% педагогов в возрасте 31-40 лет, имеющие высшее образование, первую либо высшую категорию, стаж работы от 10 до 20 лет, обладают низким уровнем невротизации. Такие педагоги эмоционально устойчивы; их переживания носят положительный оттенок, они инициативны, независимы, социально активны. 24% педагогов имеют средний уровень невротизации. К данной группе относятся педагоги в возрасте 41-55 лет, имеющие высшее или среднее специальное образование, первую либо высшую категорию и стаж работы более 20 лет. В то же время у 16% педагогов был выявлен повышенный уровень невротизации, что делает их безынициативными, зависимыми от ситуации, тревожными. Это педагоги в возрасте 22-30 лет с высшим или среднеспециальным образованием, первой категорией либо без категории, со стажем работы до 10 лет, а также педагоги-женщины в возрасте 56-78 лет, имеющие высшее образование, первую категорию и стаж работы более 30 лет.
Педагогический процесс - непростая деятельность, которая требует от педагога большой психологической нагрузки, что, прежде всего, отражается на молодых кадрах, которые еще не имеют достаточного опыта работы, и тех, кто уже на пенсии.
Анализ результатов исследования свойств личности (Фрайбургский личностный опросник, FPI) у педагогов показал, что у большинства педагогов высоко развиты такие качества личности, как общительность, уравновешенность и открытость. При этом низкие показатели отмечаются по шкалам: спонтанная и реактивная агрессивность, депрессивность раздражительность, застенчивость. Такие результаты говорят о том, что в целом у педагогов выражена потребность в общении и в постоянной готовности к удовлетворению данной потребности, защищенность к воздействию стресс-факторов обычных жизненных ситуаций, эмоциональная устойчивость, умение владеть собой, стремление к доверительно-откровенному взаимодействию с окружающими людьми. В основном данную группу составляют педагоги в возрасте 31-55 лет, имеющие высшее образование, первую либо высшую категорию, стаж работы более 20 лет.
Исследование уровня тревожности (тест на тревожность Спилбергера-Ханина) педагогов, показало, что у большинства педагогов ситуативная и личностная тревожность низкая и средняя. При этом показатели личностной тревожности выше, чем ситуативной, что указывает на то, что тревожность рассматривается как переживание, которое связано с педагогической деятельностью. В целом же тревожность во многом способствует адаптации педагогов к изменениям, которые происходят в образовательном процессе.
С помощью метода ранговой корреляции Спирмена были выявлены корреляционные зависимости эмоционального состояния педагогов с их отношением к нововведениям (таблица 1).
Таблица 1 - Взаимосвязь отношения педагогов к нововведениям и показателями, характеризующими эмоционально-личностные состояния (Коэффициент ранговой корреляции Спирмена) (п=38)
Исследуемая связь Исследуемая связь Исследуемая связь
Показатель невротизации (методика Л.И. Вассермана) -0.857* Показатель депрессивности (методика FPI) -0.826* Показатель готовности педагогов к освоению «Дневника.ру» 0.737*
Показатель ситуативной тревожности -0.817* Показатель раздражительности (методика FPI) -0.798* Показатель общительности (методика FPI) 0.792*
(методика Спилбергера- Ханина)
Показатель Показатель Показатель
личностной тревожности (методика Спилбергера- Ханина) -0.774* реактивной агрессивности (методика БР1) -0.709* уравновешенности (методика FPI) 0.853*
Показатель Показатель Показатель
невротичности (методика БР1) -0.881* застенчивости (методика FPI) -0.684* открытости (методика FPI) 0.869*
Показатель Показатель
спонтанной агрессивности (методика БРТ) -0.773* эмоциональной лабильности (методика FPI) -0.695*
* p<0,01 - уровень статистической значимости
Результаты исследования (таблица 1) показали, что отношение педагогов к нововведениям определяется их эмоциональным состоянием. Положительная корреляция была выявлена между восприимчивостью педагогов к новшествам и готовностью педагогического коллектива к освоению нововведения «Дневник.ру», а также с такими показателями, как общительность, уравновешенность, открытость, экстраверсия, маскулинизм.
Таким образом, можно сделать вывод, что педагоги с высоким уровнем восприимчивости к инновационной деятельности активны, стремятся получить общественное признание, не испытывают затруднений в общении, в установлении контактов, обладают большой социальной ловкостью, активностью, смело приступают к новой деятельности, не боятся рисковать, принимают быстрые решения.
Отрицательная корреляция была выявлена между восприимчивостью педагогов к новшествам и такими показателями, как: невротизация, невротичность, агрессивность, депрессивность, раздражительность, застенчивость, реактивная агрессивность,
эмоциональная лабильность, ситуативная и личностная тревожность. Это значит, что чем выше эти показатели, тем слабее будет восприимчивость педагогов к новшествам.
Педагоги с низким уровнем восприимчивости к инновационной деятельности практически не проявляют интерес к инновационной деятельности, достаточно скептически относятся к нововведениям вообще и в частности отрицательно относятся к нововведению «Дневник.ру». Эмоциональное состояние таких педагогов отличается высокой тревожностью, возбудимостью, самокритичностью, отсутствием социальной конформности. Нередко такие педагоги плохо переносят ситуации с высокой степенью неопределенности, остро переживают свой неуспех. Для них характерна боязнь всего нового, они избегают рискованных ситуаций, неожиданные события встречают с беспокойством, от любых перемен ждут только неприятностей. Во взаимоотношениях с другими такие педагоги стараются сохранять дистанцию, держаться в тени, ни во что не вмешиваясь и не навязывая свою точку зрения.
Таким образом, можно утверждать, что отношение педагогов к такому нововведению, как «Дневник.ру», определяется их эмоциональным состоянием: чем оно стабильнее, тем выше вероятность положительного отношения, и наоборот, психоэмоциональное напряжение препятствует формированию положительного отношения к нововведению.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамешин А.Е., Воронина Т.П., Молчанова О.П., Тихонова Е.А., Шленов Ю.В. Инновационный менеджмент. М.: Вита-Пресс. 2011. 220 с.
2. Бекетова О.А. Инновация в образовании: понятие и сущность // Теория и практика образования в современном мире: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). СПб.: СатисЪ, 2014. С. 1-2.
3. Воронин Т., Молчанова О., Абрамешин А., Управление инновациями в образовании // Высшее образование в России. 2001. №6. С. 3-12.
4. Голубков Е.П. Инновационный маркетинг как инструмент перевода экономики России на новый путь развития [Электронный ресурс] // Маркетинг в России и за рубежом. 2010. № 1. URL: http://www.mavriz.ru/articles/2010/1/5195.html
5. Дичкивская И.М. Инновационные педагогические технологии. К.: Академвыдав, 2004. 218 с.
6. Иванченко В.Н. Инновации в образовании: общее и дополнительное образование детей: учебно-методическое пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2011. 341 с.
7. Капранов Г.А. К вопросу развития педагогической инноватики [Электронный ресурс] // Электронное периодическое издание «Экономика и социум» 2015. №3 (16). URL: http://www.iupr.ru/domains data/files/zumal 16/Kapranov%20GA.%20K %20voprosu%20razvitiya%20%20pedagogicheskoy%20innovatiki.pdf.
8. Кустов А. Роль инноваций в развитии образования и науки // Официальные документы в образовании: информационный бюллетень. М., 2004. №28. С. 50-60.
9. Морозова Л.Б., Малышева С.В. Отношение педагогов к нововведению «Дневник.ру» // Научные исследования: от теории к практике: материалы VI Междунар.науч.-практ. Конф. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. №5(6). С. 166-168.
10. Подымова Л.С., Подымов Н.А., Кондратьев И.А. Особенности отношения учителя к участникам инновационной деятельности. М., 2014. 315 с.
11. Поляков С.Д. Инновации в жизни школы. В ст. «Воспитательная система школы: проблемы управления // Библиотека журнала «Директор школы». 1997. Вып. №6. С. 10-13.
12. Попель Н.В. Психологические факторы, влияющие на отношение учителей к педагогическим инновациям: автореф. дисс... канд. психол. Наук: 19.00.13. Шуя, 2002. URL: http://www.dissercat.com/content/psikhologicheskie-faktory-vliyayushchie-na-otnoshenie-uchitelei-k-pedagogicheskim-innovatsiy
13. Смолкин А.М. Менеджмент: основы организации. М.: ИНФРА-М, 2007. 123 с.
14. Сопетченкова И.В. Инновации в образовании [Электронный ресурс] // Электронное периодическое издание «Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки». 2010. № 2. URL: http://ores.su/ru/journals/izvestiya-tulskogo-gosudarstvennogo-universiteta-gumanitarnyie-nauki/2010-nomer-2/a68823
15. Управление организацией / под ред. проф. А.Г. Поршнева и др. М.: ИНФРА-М, 2005. 430 с.
16. Философова Т.Г. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 462 с.
17. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. М.: УНЦДО. 2005. 222 с.
18. Цыркун И.И. Система инновационной подготовки специалистов гуманитарной сферы. Мн., 2000. 326 с.
19. Ellis K. A., Fouts, T. Y. Study of educational innovations. Princeton Junction, 1993
20. Rogers E.M. Diffusion of Innovations. New York. The Free Press, 1962.
REFERENCES
1. Abrameshin A.E., Voronina T.P., Molchanova O.P., Tihonova E.A., Shlenov Ju.V. Innovacionnyj menedzhment [Innovation Management]. Moscow, Vita-Press, 2011. 220 p. (In Russian)
2. Beketova O.A. Innovacija v obrazovanii: ponjatie i sushhnost' [Innovation in education: concept and essence]. Teorija i praktika obrazovanija v sovremennom mire: materialy V mezhdunar. nauch. konf. (g. Sankt-Peterburg, ijul' 2014 g.) [Theory and practice of education in the modern world of the V Intern. scientific. Conf. (Saint Petersburg, July 2014)].St.Petersburg, Satis, 2014, pp. 1-2. (In Russian)
3. Voronin T., Molchanova O. Abrameshin A., Upravlenie innovacijami v obrazovanii. [Innovation management in education]. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2011, no. 6, pp. 3-12 (in Russian).
4. Golubkov E.P. Innovacionnyj marketing kak instrument perevoda jekonomiki Rossii na novyj put' razvitija [Innovative marketing as a tool of transfer of the Russian economy on a new path of development]. Marketing v Rossii i za rubezhom, 2010, no. 1. Available at: http://www.mavriz.ru/articles/2010/175195.html (accessed 26.04.2016) (in Russian).
5. Dichkivskaja I.M. Innovacionnye pedagogicheskie tehnologii [Innovative educational technology]. Kiev, Akademiya, 2004. 218 p. (In Russian)
6. Ivanchenko V.N. Innovacii v obrazovanii: obshhee i dopolnitel'noe obrazovanie detej: uchebno-metodicheskoe posobie [Innovations in education: General and additional education of children: teaching manual]. Rostov n/D, Feniks, 2011.341 p. (In Russian)
7. Kapranov G.A. K voprosu razvitija pedagogicheskoj innovatiki [The development of pedagogical innovations]. Jelektronnoe periodicheskoe izdanie «Jekonomika i socium», 2015, no. 3(16) Available at: http://www.iupr.ru/domains_data/files/zurnal_16/Kapranov%20GA.%20K %20voprosu%20razvitiya%20%20pedagogicheskoy%20innovatiki.pdf. (accessed 27.04.2016) (In Russian)
8. Kustov A. Rol' innovacij v razvitii obrazovanija i nauki [The role of innovation in the development of education and science]. Oficial'nye dokumenty v obrazovanii: informacionnyj bjulleten'. Moscow, 2004, no. 28, pp. 50-60. (In Russian)
9. Morozova L.B., Malysheva S.V. Otnoshenie pedagogov k novovvedeniju «Dnevnik.ru» [The ratio of teachers to innovation "Dnevnik.ru"]. Nauchnye issledovanija: ot teorii kpraktike, 2015, no. 5(6), pp. 166-168. (In Russian)
10. Podymova L.S., Podymov N.A., Kondrat'ev I.A. Osobennosti otnoshenija uchitelja k uchastnikam innovacionnoj dejatel'nosti [Attitudes of teachers to the participants of innovative activity]. Moscow, 2014, 315 p. (In Russian)
11. Poljakov S.D. Innovacii v zhizni shkoly. V st. «Vospitatel'naja sistema shkoly: problemy upravlenija [Innovations in the life of the school. In the article "the Educational system of the school: governance issues]. Posted Library journal "school Director", 1997, vol. no. 6, pp. 10-13. (In Russian)
12. Popel' N. V. Psihologicheskie faktory, vlijajushhie na otnoshenie uchitelej k pedagogicheskim innovacijam. Diss. kand. psihol. nauk. 19.00.13 [Psychological factors affecting the attitude of teachers to pedagogical innovations]. Cand. psych. sci. 19.00.13 . Shuya, 2002. Available at: http://www.dissercat.com/content/psikhologicheskie-faktory-vliyayushchie-na-otnoshenie-uchitelei-k-pedagogicheskim-innovatsiy (accessed 17.04.2016) (in Russian).
13. Smolkin A.M. Menedzhment: osnovy organizacii [Management: principles of organization]. Moscow, INFRA-M, 2007. 123 p. (In Russian)
14. Sopetchenkova I.V. Innovacii v obrazovanii [Innovations in education] Jelektronnoe periodicheskoe izdanie «Izvestija Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki», 2010, no. 2. Available at: http://ores.su/ru/journals/izvestiya-tulskogo-gosudarstvennogo-universiteta-gumanitarnyie-nauki/2010-nomer-2/a68823 (accessed 13.04.2016) (in Russian).
«BeciHHK MnHHHCKoro yHHBepcwreTa» 2016 - № 2
15. Upravlenie organizaciej [Organization management ].Pod red. prof. A.G. Porshneva i dr. Moscow, INFRA-M, 2005. 430 p. (In Russian)
16. Filosofova T.G. Konkurencija. Innovacii. Konkurentosposobnost' [Competition. Innovation. Competitiveness ]. Moscow, YUNITI-DANA, 2008. 462 p. (In Russian)
17. Hutorskoj A.V. Pedagogicheskaja innovatika: metodologija, teorija, praktika [Pedagogical innovations: methodology, theory, practice]. Moscow, UNDO, 2005. 222 p. (in Russian)
18. Cyrkun I.I. Sistema innovacionnoj podgotovki specialistov gumanitarnoj sfery [System of innovative preparation of experts of humanitarian sphere]. Minsk, 2000. 326 p. (In Russian)
19. Ellis K. A., Fouts, T. Y. Study of educational innovations [study of educational innovations]. Princeton Junction, 1993
20. Rogers E.M.: Diffusion of Innovation. [Diffusion of Innovations]. New York. The Free Press, 1962.
© Морозова Л.Б., Малышева С.В., 2016
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Морозова Людмила Борисовна - кандидат Morozova Ludmila B. - Ph.D., Associate Professor, Head
психологических наук, доцент, заведующая кафедрой of the Department of Social and Organizational
социальной и организационной психологии, Psychology, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical
Нижегородский государственный педагогический University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian
университет имени Козьмы Минина (Мининский Federation, e-mail: [email protected] университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Малышева Светлана Владимировна - студент Malysheva Svetlana V. - student of the Faculty of
факультета психологии и педагогики, Нижегородский Psychology and Pedagogy, Minin Nizhny Novgorod State
государственный педагогический университет имени Pedagogical University (Minin University), Nizhny
Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Novgorod, Russian Federation, e-mail: dope-
Новгород, Российская Федерация, e-mail: dope- [email protected] [email protected]