DOI 10.14526/01_1111_146 УДК 37.02
ИННОВАЦИИ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ЮНЫХ ТЕННИСИСТОВ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ
А.Г. Вейкуть - старший тренер команд, педагог-исследователь Государственное бюджетное учреждение Краснодарского края «Центр спортивной
подготовки № 8» ул. Невская, д.6, Сочи, Краснодарский край, Россия, 354000
E-mail: Veykut [email protected]
Аннотация. Анализ современного состояния исследований по научной проблеме внедрения инноваций в тренировочный процесс показал, что разновидностями передового педагогического опыта являются новаторский и исследовательский педагогический опыт как своеобразные ступени восхождения от эмпирического к теоретическому анализу и обобщению. На основании имеющегося опыта педагогических исследований можно выделить следующую совокупность критериев, присущих педагогическим новшествам: новизна, оптимальность, высокая результативность, возможность творческого применения инновации в массовом опыте. Основным критерием инновации выступает новизна, имеющая равное отношение к оценке как научных педагогических исследований, так и передового педагогического опыта. Материал. Анализ современного состояния исследований по проблеме теории инноваций в спортивной педагогике. Принципы, механизмы, этапы и педагогические условия внедрения инноваций в тренировочный процесс юных теннисистов в условиях центра спортивной подготовки. Методы исследования: анализ и обобщение научной литературы, анкетирование. Результаты. В статье описаны принципы, механизмы, этапы и педагогические условия внедрения инноваций в тренировочный процесс юных теннисистов в условиях центра спортивной подготовки. В результате исследования педагогических условий реализации инноваций в тренировочном процессе юных теннисистов в условиях центра спортивной подготовки установлено, что технология управления инновационными процессами в образовательной физкультурной организации должна состоять из последовательных этапов, имеющих целевое назначение, содержание и механизмы деятельности. При этом этапы управленческой технологии управления инновационными процессами должны быть не только взаимосвязаны и взаимообусловлены, но и обеспечены всеми видами ресурсов. Заключение. Исследования показали, что диагностический подход позволяет по-новому осуществлять деятельность по повышению квалификации тренеров, влиять на устойчивость результатов их работы в детско-юношеском центре спортивной подготовки.
Ключевые слова: теория и методика спортивной тренировки, нормативные основы спортивной тренировки, система подготовки спортивного резерва, педагогические инновации, образовательные технологии.
INNOVATIONS IN THE TRAINING PROCESS OF YOUNG ATHLETES IN TERMS OF
SPORTS TRAINING CENTER
Andrey G. Veykut - senior team coach, teacher and researcher Center for sports training № 8 6, Str. Neva, Sochi, Krasnodar Krai, 354000, Russia
E-mail: Veykut [email protected]
Abstracts. Analysis of the current state of research on the issue of innovation implementation in the training process showed that the varieties of best teaching practices are innovative research and teaching experience as a kind of steps ascend from the empirical to the theoretical analysis and synthesis. Based on the experience of pedagogical research are the following set of criteria inherent to pedagogical innovation: novelty, optimality, high efficiency, the possibility of innovations creative in a mass experience. The main criterion of innovation stands the novelty of having an equal attitude to assessment as a scientific pedagogical research and best teaching practices. Material. The analysis of the current state of research on the problem of innovation theory in sport pedagogy. Principles, mechanisms, stages and pedagogical conditions of innovations implementation in the training process of youth tennis players in the center of sports training. Research methods: analysis and generalization of scientific literature, questionnaire. Results. The article describes the principles, mechanisms, stages and pedagogical conditions of innovations implementation in the training process of youth tennis players in the center of sports training. The study of innovations realization pedagogical conditions of young athletes in terms of sports training center established that the technology of innovative processes management in the educational physical organization must consist of consecutive stages having the purpose, content and mechanics. The stages of innovation processes technology management should be not only interrelated and independent, but provided all kinds of resources. Conclusion. Studies have shown that the diagnostic approach allows new ways to conduct activities to improve the skills of coaches affect the sustainability of their work results in youth sports training center.
Keywords: theory and methodology of sports training, normative foundations of athletic training, the system of sports reserve training, pedagogical innovation, educational technology.
Введение
Анализ современного состояния исследований по научной проблеме внедрения инноваций в тренировочный процесс показал, что разновидностями передового педагогического опыта являются новаторский и
исследовательский педагогический опыт как своеобразные ступени восхождения от эмпирического к теоретическому анализу и обобщению. Образцы уникального новаторского и исследовательского педагогического опыта представлены в работах таких педагогов и ученых России, как И.П. Волков, Т.И. Гончарова, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин, В.А. Караковский, С.Н. Лысенкова, Р.Г.Хазанкин, М.П.Щетинин, П.М. Эрдниев, Е.А.Ямбург и др.
Модели инновационной
деятельности разрабатываются в отечественной педагогической литературе на основе модели социального взаимодействия, которая создана в зарубежной педагогической инноватике
(Ю. Вооглайд, Б. Мор, И. Перлаки, Э. Роджерс). Кроме того, в исследованиях часто учитывается рефлексивно-деятельностный подход С.Л. Рубинштейна и А.Л. Леонтьева [4].
Научные и учебные труды В.Е. Гмурмана, В.В. Краевского, П.И. Карташова, М.Н. Скаткина имеют более прикладное значение и предлагают педагогам механизмы внедрения педагогических инноваций в практику [1]. На основании имеющегося опыта педагогических исследований, можно выделить следующую совокупность критериев, присущих педагогическим новшествам: новизна, оптимальность, высокая результативность, возможность творческого применения инновации в массовом опыте. Основным критерием инновации выступает новизна, имеющая равное отношение к оценке как научных педагогических исследований, так и передового педагогического опыта.
Методы и организация
исследования
Кроме того, анализ исследований отечественной и зарубежной литературы по инновационному образованию, разработке инновационных форм и методов обучения и воспитания показал, что сегодня существуют следующие подходы в инновационной педагогике: личностно-ориентированный подход; сущностный подход; операционно-деятельностный подход; профессионально ориентированный (компетентностный) подход; акмеологический подход; креативно-развивающийся подход;
контекстный подход.
Таким образом, без инновационной составляющей нельзя представить деятельность современной
образовательной организации, в том числе организации сферы физической подготовки и спорта.
В настоящее время педагогической наукой установлено, что реализация педагогических инноваций должны включать в себя такие обязательные элементы, как построение алгоритма внедрения в практику новшеств, а также поиск и разработка образцов педагогических решений опережающего характера, которые могут быть использованы для моделирования нововведений. Также в механизм педагогических инноваций ученые-педагоги включают построение банка передовых педагогических технологий, способствующий нахождению материала для создания новых педагогических конструкций и механизмов.
Но, при этом, в практике физического воспитания существует проблема слабой теоретико-методической подготовки тренеров-преподавателей в условиях наличия новых
методологических платформ и множества инновационных педагогических
разработок. То есть имеется противоречие между богатством обучающего потенциала инновационной педагогики и слабой его адаптацией и, соответственно, реализацией в детско-юношеских спортивных школах и центрах.
Тем не менее, даже редкая практика приобщения тренеров к использованию инновационных методов обучения и воспитания показывает, что
инновационная педагогика открывают огромные возможности для развития, обучения и воспитания юных теннисистов.
Принципы и виды инновационного обучения нуждаются в осмыслении и адаптации к программам и методическому обеспечению тренерской работы с юными спортсменами-теннисистами. Кроме того, внедрение педагогических нововведений предварительно не подготовлено ни в методическом, ни в организационном, ни в личностном, психологическом, отношении в государственной (региональной) системе подготовки юных спортсменов.
Принципам, механизму, этапам и педагогическим условиям внедрения инноваций в тренировочный процесс юных теннисистов в условиях центра спортивной подготовки и посвящена данная статья.
Технология управления
инновационными процессами
представляет собой совокупность средств организации и упорядочения
управленческой деятельности в
соответствии с целью, спецификой и логикой преобразования и трансформации различных направлений деятельности образовательного учреждения, в том числе в сфере физической культуры и спорта, на основе учета установленных в теории закономерностей и принципов управления инновациями.
Результаты и их обсуждение
В результате исследования педагогических условий реализации инноваций в тренировочном процессе юных теннисистов в условиях центра спортивной подготовки установлено, что технология управления инновационными процессами в образовательной физкультурной организации должна состоять из последовательных этапов, имеющих целевое назначение, содержание и механизмы деятельности. При этом, этапы управленческой технологии
управления инновационными процессами должны быть не только взаимосвязаны и взаимообусловлены, но и обеспечены всеми видами ресурсов.
1. Особо важное значение имеет формирование банка инновационных проблем на основе проблемно-ориентированного анализа результативности деятельности физкультурной организации, т.к. постоянное возникновение проблем является признаком любого динамично развивающегося учреждения, организации.
2. Разработка перспективных долгосрочных планов и целевых программ по внедрению инноваций в тренировочный и управленческий процессы детско-юношеского спортивного центра. Здесь необходимо учитывать, что обоснованность этого этапа, его адекватность и соответствие научным платформам зависят, прежде всего, от того, в какой мере он опирается на выявленные в теории и закономерности и принципы управления инновационными процессами, подразумевающие определенный алгоритм практических действий и мероприятий.
3. Создание гибких организационных структур в детско-юношеском центре спортивной подготовки, функционирующих с учетом установленной в соответствующих методологических платформах закономерной связи между скоростью инновационных процессов и скоростью стратегического и оперативного управления ими. То есть речь идёт о децентрализации управления в организациях физического воспитания и спорта в целях более качественного внедрения инноваций и управления ими.
4. Адекватное научно-методическое, информационное, организационное, правовое, социально-психологическое обеспечение управления инновациями в учреждении, а также формирование соответствующей организационно-управленческой и
организационно-тренировочной системы распределения данных ресурсов.
5. Разработка эффективной системы мотивации и стимулирования тренерского состава учреждения с учетом того, что текущая профессиональная деятельность тренеров будет стремиться вытеснить инновационную, при этом, сопротивление выстроенной системы тренировочного процесса инновациям тем больше, чем более разнятся имеющиеся и необходимые функциональные ресурсы и возможности. Ведь, в условиях инновационной деятельности возрастает трудоемкость и наукоемкость профессиональной
деятельности, что обуславливает необходимость введения материальных и социально-психологических компенсаций.
В настоящее время ситуация с методологией, методикой и практикой использования программ в деятельности детско-юношеских спортивных
образовательных учреждениях состоит в том, что, с одной стороны, имеется обилие программных разработок самого различного уровня - от отдельного образовательного учреждения до федеральных целевых программ, а с другой стороны, практический результат их реализации является слабым, недостаточным и зачастую неадекватным государственным вложениям.
Данная ситуация обусловлена рядом причин, среди которых то, что программы, основанные на
инновационных методологических и методических платформах, недостаточно вписываются в существующую систему управления системой физического воспитания и спорта, и, в частности, тренировочного процесса.
В части программ наблюдается определенный отрыв целей от ресурсов и средств, и, кроме того, их смешивание, недостаточная целевая обоснованность отдельных процедур и мероприятий. При этом не все программы имеют полное описание необходимых ресурсов или даже если это описание имеется, не
обеспечиваются соответствующими
средствами и ресурсами.
Кроме того, скорость выпуска новых программ, дополненных и/или измененных их вариаций, возрастает. При этом имеют место две проблемы - под часть программ не будут выделены необходимые средства, либо программы разрабатываются формально, для проформы, для отработки
государственных средств на
фундаментальные и прикладные научные исследования. Не исключено, что разработка таких программ преследует цель обосновать потребность
соответствующих образовательных
структур в дополнительных ресурсах, имея в виду их приоритетное ресурсное обеспечение.
Следует иметь в виду, что существующая практика разработки целевых программ и система их реализации - это лишь тактика управления инновационными процессами,
обеспечивающая решение задач так называемым реактивным методом, т.е. по мере возникновения потребности в разработке и реализации того или иного новшества или группы новшеств.
В результате анализа современного состояния исследования по проблематики внедрения инноваций в подготовку юных спортсменов, установлено, что
технологически проблема создания, освоения и внедрения педагогических новшеств может решаться на основе концепции диагностического изучения педагогического опыта, разработанной научным коллективом под руководством Я.С. Турбовского [5].
Наши исследования также показали эффективность диагностического
исследования инновационных процессов в организациях физического воспитания и спорта. Суть диагностического изучения состоит в том, что в опыте каждого тренера или тренерского коллектива присутствует как положительный, передовой, так и отрицательный опыт. Также концепция диагностического
изучения педагогического опыта исходит из того, что конкретность, эффективность в работе по формированию профессионально-педагогической культуры тренера в отдельности, и тренерского коллектива физкультурной организации, в целом, требует четкого и конкретного выявления положительных и отрицательных характеристик
деятельности [5]. Таким образом, диагностическая методика изучения инновационных процессов в детско-юношеском центре спортивной подготовки предусматривает:
• исследование профессионально-педагогических интересов, потребностей, ценностных ориентаций тренеров, формирующихся на основе преодоления реальных трудностей тренировочного процесса на систематическом уровне;
• поиск путей, концепций, технологий передового опыта и инновационных методических разработок в области спортивной подготовки и тренировочной деятельности, направленных на удовлетворение интересов и потребностей тренеров детско-юношеского центра спортивной подготовки;
• выбор соответствующих особенностям личности тренера видов освоения и внедрения инноваций в сфере физического воспитания и спорта (отображение, обрисовка, открытые тренировки, изучение научных и прикладных литературных источников, осуществление научных исследований, обучение в аспирантуре, участие в экспериментальной работе).
Поступательное движение вперед в спорте происходит за счет ограниченного набора факторов, среди которых: природный талант спортсмена; раскрытие резервов организма спортсмена; новые методики тренировки; новые спортивные тренажеры, одежда, обувь и экипировка.
Непродуманность, торопливость во внедрении инноваций и отсутствие алгоритма внедрения инноваций не раз приводила спортивные центры и школы
олимпийского резерва к ситуации, когда рекомендованное нововведение спустя некоторое время забывалось или даже отменялось приказом и распоряжением. Одной из главных причин подобного обстоятельства является отсутствие в школах и центрах системы подготовки спортивного резерва инновационной среды, под которой понимается специфическая морально-психологическая обстановка, основанная на комплексе мер организационного, методического,
психологического характера,
обеспечивающих введение инноваций в процесс спортивной тренировки [2].
Как уже было сказано выше, отсутствие подобной инновационной среды проявляется в методической неподготовленности тренеров, в их слабой информированности о существующих педагогических инновациях.
Следовательно, грамотное
методическое обеспечение будет способствовать формированию
благоприятной и эффективной
инновационной среды в тренерских коллективах школ и центров системы подготовки спортивного резерва, что также обуславливает актуальность проведения данных научно-прикладных исследований. При этом в методике должны быть прописаны меры по преодолению стереотипов тренеров и снижению их сопротивления инновациям
[3].
Установлено, что практическая работа по диагностическому изучению педагогических инноваций в области спортивной подготовки и тренировочной деятельности включает в себя несколько этапов, в которые входят: анкетирование тренеров, экспертиза анкет, уточнение данных анкет в процессе индивидуального собеседования, анализ диагностических данных. Далее следует планирование и реализация планов работы по повышению уровня профессионально-педагогической квалификации тренеров. При этом, материалы диагностики берутся в основу планирования методической работы
физкультурных организаций вплоть до системы физического воспитания и спорта на муниципальном и региональном уровнях, а также индивидуальной методической работы тренера. Для того, чтобы направить работу тренера на осознание (определение) конечных и промежуточных результатов работы, на анализ изменений, произошедших внутри тренерского коллектива, на
заключительном этапе подводятся итоги работы и осуществляется повторное диагностирование тренеров. Данное анкетирование обязательно подлежит анализу методическими структурами детско-юношеской образовательной
спортивной организации.
Заключение
Исследования показали, что, что диагностический подход позволяет по-новому осуществлять деятельность по повышению квалификации тренеров, влиять на устойчивость результатов их работы в детско-юношеском центре спортивной подготовки. При этом необходимо соблюдение следующих факторов:
• успешное использование диагностической методики зависит от направленности детско-юношеского центра спортивной подготовки на инновационную деятельность, на развитие педагогического творчества и инициативы в области спортивной подготовки и тренировочной деятельности;
• инновации в детско-юношеском центре спортивной подготовки должны носить непрерывный и систематический характер;
• в условиях динамичных инновационных процессов система управления детско-юношеской спортивной образовательной организации должна не потерять накопленный положительный опыт, и при этом быть достаточно гибкой для прогнозирования и осуществления необходимого обновления содержания и направлений деятельности;
• необходимо разработать и активно использовать алгоритм
децентрализации управления,
делегирования прав и полномочий с верхних этажей на нижние уровни управления; должно иметь место рациональное сочетание централизации и децентрализации управления.
Литература
1. Атутов П.Р., Скаткин М.Н., Турбовский Я.С. Методологические проблемы развития педагогической науки. М: Педагогика, 1985. 240 с.
2. Беляева Е.В. Проблемы мотивации инновационной деятельности работников в современных российских условиях / Е.В. Беляева // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. Сб.статей. Ялта: РИО ГПА, 2016. Вып.53. Ч.3. С. 351-357.
3. Беляева Е.В. Проблемы управления мотивацией инновационной деятельности работников / Е.В. Беляева // Инновационные аспекты развития гражданской авиации (Авиатранс-2016): материалы международной научно-практической конференции, 31 марта-1 апреля 2016. Ростов-на-Дону. С. 93-96.
4. Кузнецов, А. С. Индивидуализация подготовки борцов греко-римского стиля с разными типами темперамента / А. С. Кузнецов, Д. Р. Закиров, Ю. Ю. Крикуха // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2013. -Том 8 № 2. - С. 76-87. Режим доступа: http://journal-science.org/ru/magazine/20.html.
5. Кузнецов, А. С. Психологическая подготовка в спортивной борьбе / А. С. Кузнецов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2012. - Том 7 № 2. - С. 72-84. Режим доступа: http://joumal-science.org/ru/magazine/26.html.
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1989. 398 с.
7. Турбовский Я.С. Игровое эмоционально-деятельностное обучение или
теоретические основы методики Н.Зайцева. СПб, 1998. 302 с.
References
1. Atutov P. R., Skatkin M. N., Turbov Y. S. Metodologicheskie problemy razvitiya pedagogicheskoi nauki [Methodological problems of pedagogical science development]. Moscow, Education, 1985, 240 p. (in Russian).
2. Belyaeva E. V. Problems of motivation of innovative activity of workers in modern Russia. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern pedagogical education], Yalta: RIO HPA, 2016, vol. 53, Part 3, pp. 351-357.
3. Belyaeva E. V. Problems of management of motivation of innovation activity of the employees. Innovatsionnye aspekty razvitiya grazhdanskoi aviatsii (Aviatrans-2016): materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, 31 marta-1 aprelya 2016 [Innovational aspects of development of civil aviation (Aviatrans-2016): materials of international scientific-practical conference, March 31-April 1, 2016]. Rostov-on-don, pp. 93-96. (in Russian).
4. Kuznetsov S. A., Zakirov D.R., Yury Krikukha The Greco-roman style wrestlers training individualization with different types of temperament. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta [Pedagogical-Psychological and Medico-Biological Problems of Physical Culture and Sports], 2013, vol.8 no. 2, pp. 7687. Available at: http://journal-science.org/ru/magazine/20.html.
5. Kuznetsov A. S. Psychological training in sport wrestling. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta [Pedagogical-Psychological and Medico-Biological Problems of Physical Culture and Sports], 2012, vol.7, no. 2, pp. 72-84. Available at: http://journal-science.org/ru/magazine/26.html.
6. Rubinstein S. L. Osnovy obshchei psikhologii [Fundamentals of General psychology] In 2 t. T. 1, Moscow, Pedagogy, 1989, 398 p. (in Russian).
7. Turbov Y. S. Igrovoe emotsional'no-deyatel'nostnoe obuchenie ili teoreticheskie osnovy metodiki N.Zaitseva [Gaming emotional-action teaching or theoretical basis of the methodology N.Zaitsev], SPb, 1998, 302 p. (in Russian).
Подано: 24.11.2016 г. Принято: 27.11.2016г.
Вейкуть Андрей Геннадьевич - старший тренер команд, педагог-исследователь Государственное бюджетное учреждение Краснодарского края «Центр спортивной подготовки № 8», ул. Невская, д.6, Сочи, Краснодарский край, Россия, 354000, E-mail: Veykut [email protected]