Научная статья на тему 'Управление инновационными процессами в дошкольной образовательной организации'

Управление инновационными процессами в дошкольной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
940
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПАРТНЕРСТВО / КАЧЕСТВО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / INNOVATION MANAGEMENT / INNOVATION ACTIVITY / METHODOLOGICAL SUPPORT / PARTNERSHIP / QUALITY OF PRESCHOOL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корепанова Марина Васильевна

Рассматриваются вопросы управления инновационной деятельностью в дошкольном учреждении. Обосновываются подходы к разработке модели управления инновационными процессами. Выделены направления, обеспечивающие реализацию задач инновационного развития образовательного учреждения: реструктуризация содержания дошкольного образования, организация партнерства педагогического коллектива с родителями, методическое сопровождение педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корепанова Марина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the issues of innovation management in preschool institutions. The author provides a scientific basis for the approaches to the development of models for managing innovative processes. The directions that ensure the implementation of the tasks of the innovative development of an educational institution are highlighted, such as the restructuring of the content of preschool education, the organization of partnership of the teaching staff with parents, and methodological support for teachers.

Текст научной работы на тему «Управление инновационными процессами в дошкольной образовательной организации»

известия вгпу

5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2015/06/08/vos pitanie-dok.html (дата обращения: 27.09.2018).

6. Якобсон С.Г., Прусс И.В. Последняя победа

Буратино. М.: Знание, 1983.

* * *

1. Andrushhenko T.Ju. Psihologicheskij analiz situacij formirovanija samoocenki mladshego shkol'-nika na uroke // Voprosy psihologii mladshih shkol'-nikov. Saratov, 1984. S. 138-142.

2. Zajcev V.V. Koncepcija i tehnologija razvitija lichnostnoj svobody uchashhihsja v nachal'noj shko-le // Nachal'naja shkola: pljus-minus. 2000. № 2. S. 67-73.

3. Zajcev V.V. Proektirovanie situacij razvitija lichnostnoj svobody mladshih shkol'nikov na uroke matematiki // Nachal'naja shkola: pljus-minus. 2001. № 2. S. 15-19.

4. Zubalij N.P. Pedagogicheskaja ocenka i ee rol' v formirovanii polozhitel'nogo otnoshenija shestile-tok k ucheniju // Formirovanie motivov uchenija u shestiletnih detej. Kiev, 1984.

5. Strategija razvitija vospitanija v Rossijskoj Fe-deracii na period do 2025 goda [Jelektronnyj resurs]. URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (data obrashhenija: 27.09.2018).

6. Jakobson S.G., Pruss I.V. Poslednjaja pobeda Buratino. M.: Znanie, 1983.

Fostering of readiness

to make free moral choices in younger

schoolchildren

The article looks upon the work of a primary school teacher on the formation of adequate retrospective and prognostic self-esteem, goal-setting actions and planning in younger students in the context of educational activities. The authors show that the knowledge obtained in the course of this work create the necessary prerequisites for their subsequent transfer to the moral sphere and upbringing of readiness to make a free moral choice of action in younger schoolchildren.

Key words: moral education, free moral choice of action, adequate self-assessment of younger students, pedagogical assessment, situations of free choice in the educational process, goal-setting, planning.

(Статья поступила в редакцию 15.10.2018)

м.в. корепанова

(волгоград)

управление инновационными процессами в дошкольной образовательной организации

Рассматриваются вопросы управления инновационной деятельностью в дошкольном учреждении. Обосновываются подходы к разработке модели управления инновационными процессами. Выделены направления, обеспечивающие реализацию задач инновационного развития образовательного учреждения: реструктуризация содержания дошкольного образования, организация партнерства педагогического коллектива с родителями, методическое сопровождение педагогов.

Ключевые слова: управление инновациями, инновационная деятельность, методическое сопровождение, партнерство, качество дошкольного образования.

Общая стратегия управленческого опыта состоит в практической организации инновационного образовательного пространства в ДОУ, ориентированного на освоение, создание и внедрение в педагогическую практику новых технологий, форм управления педагогическим процессом и деятельностью образовательной организации в целом. Управление инновационной деятельностью в дошкольном учреждении осуществляется с учетом объективных возможностей педагогов, уровня их профессиональной и методической компетентности, готовности осваивать, внедрять и разрабатывать инновации, востребованные современной образовательной ситуацией.

Организация управления инновациями в дошкольном учреждении предполагает четыре взаимосвязанных этапа: 1) поиск новых идей; 2) формирование нововведения; 3) реализация нововведения; 4) закрепление новшества. Опыт совместной работы с педагогами дошкольного учреждения № 198 г. Волгограда позволил выработать организационно-управленческую стратегию, согласно которой была разработана модель управления инновационными процессами, решающая такие задачи, как:

1) реструктуризация содержания дошкольного образования на основе внедрения современных инновационных педагогических технологий;

О Корепанова М.В., 2018

2) модернизация управления качеством образования, направленная на организацию партнерства педагогического коллектива с родителями воспитанников для совместной реализации инновационных процессов;

3) совершенствование форм методической работы, предполагающее продуктивное взаимодействие с педагогическим коллективом, объективную мотивацию творческого педагогического труда, управление процессом обновления.

Функционирование данной модели эффективно при следующих условиях, структурированных в основные группы:

• нормативно-правовая, включающая в себя правовые и нравственные основания, предопределившие организацию и осуществление инновационной педагогической деятельности в ДОУ;

• перспективно-ориентирующая, которая служит ориентиром в определении содержания и основных направлений инновационной деятельности (управленческой, работы с педагогами, изменения в содержании образования);

• деятельностно-стимулирующая, отражающая специфику дошкольного учреждения, его кадровый потенциал, образовательный и профессиональный уровень, готовность педагогов к осуществлению инноваций, влияние инновационной деятельности на психологический климат в педагогическом коллективе; стимулирование педагогов путем создания комплекса материальных, моральных и психологических условий, способствующих достижению высоких результатов в инновационной деятельности.

Эффективность реализации инновационных стратегий управленческой деятельности обеспечивается не только активностью созданных инициативных групп, но и устойчивой мотивацией всего коллектива дошкольного учреждения [9].

Важно понимать, что в условиях инновационной деятельности не могут оставаться традиционными отношения участников образовательного процесса (воспитатели, родители, дети). Поэтому любому начинанию должно предшествовать обоснование их роли и позиций.

Реализовывать новые методы в работе с детьми можно только тогда, когда воспитатели знают эти методы, владеют ими и понимают, какую пользу они могут принести ребенку. Поэтому главным стимулом в использовании современных инновационных техно-

кие науки -

логий в образовательном процессе дошкольного учреждения является личное осознание каждым педагогом обоснованной целесообразности конкретной инновационной технологии, понимание, что посредством ее внедрения можно достичь большего успеха в решении образовательно-воспитательных задач [4].

На новом уровне партнерства должны выстраиваться и отношения с родителями воспитанников как непосредственных участников образовательной деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) однозначно указывает на важность планомерной, систематической работы дошкольной организации с семьями для гармоничного развития детей [6].

Следует признать, что имеющие место так называемые классические формы работы с семьей не дают должных результатов, т. к. направлены на взаимодействие с широким кругом родителей. В этих условиях невозможно узнать индивидуальность семьи и ребенка, его проблемы и успехи, сблизиться и контактировать, активизировать и работать сообща. Еще устойчиво со стороны педагогов отношение к семье как педагогически несовершенному фактору в становлении личности ребенка. Отсюда следует непоколебимая уверенность, что родителям нужно давать советы и поучать их.

Признание приоритета семейного воспитания (а это утверждают Семейный кодекс и новый закон об образовании в Российской Федерации) потребует совершенно иных отношений семьи и детского сада. эти отношения определяются понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие» и предусматривают общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать, и осуществление совместной деятельности детского сада и семьи по воспитанию, обучению и развитию детей. С этой точки зрения задача руководителя и всех педагогов - сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание собственных детей [10].

Совместное решение задач воспитания возможно в процессе взаимодействия его участников в проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет не только осуществить реструктуризацию образования, сделав знание потребностью ребенка, но и сблизить интересы педагогов, детей, родителей; помочь последним понять значимость выделе-

известия вгпу

ния времени на общение с ребенком для передачи опыта семейных ценностей, знаний об окружающем мире, социуме, не подменяя этих значимых для личностного развития ценностей на компьютерное общение.

Участие родителей в совместной проектной деятельности способствует повышению их педагогической компетенции, стимулирует стремление оказать помощь, поддержать, пробуждает творческий интерес и заинтересованность в положительном результате. Совместная идея объединяет участников, позволяет наилучшим образом удовлетворить природную человеческую потребность в общении, понимании, признании.

Использование данной технологии как инновационной формы организации образовательного процесса в ДОУ позволяет направлять в педагогически ценном русле инициативу ребенка, а не ущемлять ее, ориентировать педагогов на использование в практике результатов педагогических исследований, стимулируя их профессиональный рост, повышать компетентность родителей.

Наши исследования показали, что в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками у дошкольников наблюдаются изменения в познавательном развитии, активизируется стремление к творческой деятельности; в межличностных отношениях дети приобретают опыт продуктивного взаимодействия; они учатся слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности [3]. Инновационная деятельность нацелена на эффективность педагогического процесса, что предполагает постоянный поиск новых, более результативных методов воспитания и обучения, при помощи которых происходит передача детям содержания образования.

Педагог в современных условиях, прежде всего, исследователь, обладающий научным психолого-педагогическим мышлением, высоким уровнем педагогического мастерства, развитой педагогической интуицией, критическим анализом, разумным использованием передового педагогического опыта, потребностью в профессиональном самовоспитании. Внедрение инноваций в работу ДОУ - важное условие повышения качества дошкольного образования. Развитие ДОУ не может осуществляться иначе, чем через освоение новшеств и нововведений, при этом содержание образования должно ориентироваться на индивидуальность каждого ребенка, его личностный рост, развитие способностей. А воспитать

творческую, самодостаточную личность может только талантливый педагог, идущий по пути самосовершенствования и саморазвития. это обусловливает необходимость методического сопровождения реализации инновационных задач дошкольного образования.

Структура и содержание методического сопровождения должны подкрепляться взаимодействием руководителей ДОУ и субъектов образовательного процесса. Подходы к организации методического сопровождения инновационной деятельности представлены в работах К.Ю. Белой, Н.В. Немовой, М.М. Поташника, О.Л. Зверевой и др. [1; 2; 5; 7].

В условиях современного дошкольного образовательного учреждения методическое сопровождение воспитателя можно рассматривать как наиболее оптимальный способ для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса. Методическое сопровождение направлено на оказание помощи педагогу в выборе путей решения задач и типичных проблем, возникающих в ситуации реальной педагогической деятельности, с учетом его профессионального и жизненного опыта.

Нами создана программа методического сопровождения инновационной деятельности воспитателя по внедрению проектного метода в систему планирования [4]. В реальной практике осуществлена разработка проектов, объединяющих всех субъектов образовательного процесса и включающих в себя инновационные модели технологической карты проекта, развивающей среды, а также модель календарного плана воспитателя. Совместно с каждым педагогом разработан маршрут профессиональной деятельности, обоснованы методы сопровождения, адекватные его опыту, потребностям, затруднениям, индивидуальному стилю деятельности. Методическое сопровождение педагогов дошкольного образовательного учреждения осуществляется старшим воспитателем, чья профессиональная компетентность характеризуется готовностью и способностью к решению профессиональных задач, сформулированных в стандарте профессиональной деятельности [8].

Таким образом, управленческая деятельность в инновационном учреждении должна носить характер обоснованности и целесообразности, обеспечивая оптимальность выбора форм педагогического процесса, вариативность содержания дошкольного образования.

педагогические науки

К числу наиболее важных проблем, решаемых руководителем, мы относим создание условий для мотивации профессионального роста педагогов, без чего невозможно осуществление инновационных процессов. Одним из механизмов реализации этой задачи является методическое сопровождение воспитателей и партнерство с родителями как участниками педагогического взаимодействия.

список литературы

1. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ. М.: Изд. центр «Академия», 2011.

2. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект. М.: Пед. о-во России, 2006.

3. Корепанова М.В. Проектирование и организация культурных практик в дошкольном детстве // Детский сад: теория и практика. 2015. № 5. С. 3037.

4. Корепанова М.В., Полякова С.Н. Методическое сопровождение воспитателя в условиях инновационной деятельности современного дошкольного образовательного учреждения [Электронный ресурс] // Ребенок и общество. 2016. № 1. URL: http:// childandsociety.ru/ojs/index.php/cas/issue/view/8 (дата обращения: 23.08.2018).

5. Немова Н.В. Управление методической работой в школе. М.: Сентябрь, 1999.

6. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ Минобрнауки России № 1155 от 17 окт. 2013 г. // Рос. газ. 2013. 25 нояб.

7. Поташник М.М. Управление качеством образования. М.: Пед. о-во России, 2001.

8. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/prof standart/01.001.pdf (дата обращения: 13.08.2018).

9. Салаутина В.В. Управление инновационной деятельностью в ДОУ как средство повышения качества образования // Ребенок и общество. 2016. № 1. URL: http://childandsociety.ru/ojs/index.php/cas/ issue/view/8 (дата обращения: 14.08.2018).

10. Скоролупова О.А. Ведение ФГОС дошкольного образования. Разработка образовательной программы ДОУ. М.: Скрипторий, 2014.

* * *

1. Belaja K.Ju. Metodicheskaja rabota v DOU. M.: Izd. centr «Akademija», 2011.

2. Zvereva O.L., Krotova T.V. Obshhenie pe-dagoga s roditeljami v DOU: metodicheskij aspekt. M.: Ped. o-vo Rossii, 2006.

3. Korepanova M.V. Proektirovanie i organizacija kul'tumyh praktik v doshkol'nom detstve // Detskij sad: teorija i praktika. 2015. № 5. S. 30-37.

4. Korepanova M.V., Poljakova S.N. Metodi-cheskoe soprovozhdenie vospitatelja v uslovijah in-novacionnoj dejatel'nosti sovremennogo doshkol'no-go obrazovatel'nogo uchrezhdenija [Jelektronnyj resurs] // Rebenok i obshhestvo. 2016. № 1. URL: http:// childandsociety.ru/ojs/index.php/cas/issue/view/8 (data obrashhenija: 23.08.2018).

5. Nemova N.V. Upravlenie metodicheskoj rabo-toj v shkole. M.: Sentjabr', 1999.

6. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvenno-go obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazo-vanija: prikaz Minobrnauki Rossii № 1155 ot 17 okt. 2013 g. // Ros. gaz. 2013. 25 nojab.

7. Potashnik M.M. Upravlenie kachestvom obra-zovanija. M.: Ped. o-vo Rossii, 2001.

8. Professional'nyj standart «Pedagog (peda-gogicheskaja dejatel'nost' v doshkol'nom, nachal'nom obshhem, osnovnom obshhem, srednem obshhem obrazovanii) (vospitatel', uchitel')» [Jelektronnyj resurs]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/ 01.001.pdf (data obrashhenija: 13.08.2018).

9. Salautina V.V. Upravlenie innovacionnoj deja-tel'nost'ju v DOU kak sredstvo povyshenija kachestva obrazovanija // Rebenok i obshhestvo. 2016. № 1. URL: http://childandsociety.ru/ojs/index.php/cas/issue/ view/8 (data obrashhenija: 14.08.2018).

10. Skorolupova O.A. Vedenie FGOS doshkol'-nogo obrazovanija. Razrabotka obrazovatel'noj pro-grammy DOU. M.: Skriptorij, 2014.

Management of innovative processes in a pre-school educational organization

The article considers the issues of innovation management in preschool institutions. The author provides a scientific basis for the approaches to the development of models for managing innovative processes. The directions that ensure the implementation of the tasks of the innovative development of an educational institution are highlighted, such as the restructuring of the content of preschool education, the organization of partnership of the teaching staff with parents, and methodological support for teachers.

Key words: innovation management, innovation activity, methodological support, partnership, quality of pre-school education.

(Статья поступила в редакцию 10.09.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.