НОВЕЛЛЫ ТУРИСТСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТУРОПЕРАТОРОВ
Чехоев Марат Валерьевич, соискатель СевероОсетинского Государственного Университета, преподаватель.
Аннотация. В статье исследованы новеллы, введенные в законодательство РФ о туристской деятельности Федеральным законом от 28 июня 2009 г. № 123-ФЗ ««О внесении изменения в статью 17.2 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» направленные на увеличение размеров финансового обеспечения туроператоров. Затронуты проблемные вопросы правовой регламентации взаимоотношений туроператоров, турагентов и страховых компаний, возникшие в связи со вступлением в силу указанного Закона №123-ФЗ.
Ключевые слова: туризм, туристская деятельность, туристские услуги, правовое регулирование, ответственность туроператоров, финансовое обеспечение, страхование, защита прав потребителей.
SHORT STORIES OF THE TOURIST LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION IN SPHERE OF FINANCIAL MAINTENANCE OF TOUR OPERATORS
Marat Chekhoev, candidate degree seeker of the North-Ossetian State University, lecturer.
Annotation. In this paper the stories entered in the RF legislation on tourism activities by the Federal Law of 28 June 2009 № 123-FZ "On Amendments to Article 17.2 of the Federal Law" On the basis of tourist activities in Russia, to increase the size of the financial security of tour operators . The sides touched upon the problematic issues of legal regulation of relations between tour operators, travel agents and insurance companies that arose in connection with the entry into force of the Law № 123-FZ.
Keywords: tourism, tourist activities, tourist services, legal regulation, the responsibility of tour operators, financial security, insurance, consumer protection.
Рынок туристических услуг в России в настоящее время продолжает развиваться, что актуализирует необходимость разработки и совершенствования средств нормативно-правового регулирования отношений в сфере туристской деятельности. Необходимость постоянного совершенствования законодательных актов в данной сфере общественных отношений обусловлена динамикой развития туристского рынка. Основные направления совершенствования регулирования в сфере туризма предполагают разработку нормативно-правовых актов, касающихся всех секторов развития индустрии туризма; к ним относятся вопросы
совершенствования федерального и регионального законодательства, стимулирования инвестиционной активности, повышения качества туристских услуг, государственной поддержки внутреннего туризма1. Существующая фрагментарность и противоречивость отдельных правовых норм, регулирующих поведение субъектов туристской деятельности, недостаточная проработка понятийного аппарата, неизбежно влекут за собой возникновение теоретических и практических проблем при применении норм туристского законодательства.
На необходимость совершенствования законодательства, регламентирующего туристскую деятельность, все чаще указывается в юридической научной литературе2.
В настоящее время основным нормативно-правовым актом в сфере туристской деятельности является Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»3 (далее - «Закон №132-ФЗ»). Как известно, в Закон №132-ФЗ в 2007 и в 2009 годах были внесены кардинальные изменения. Так, в соответствии с Федеральным законом от 5 февраля 2007 г. № 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федера-ции»4 (далее - «Закон №12-ФЗ») лицензирование туристской деятельности, существовавшее в период с 1993 по 2006 гг., было заменено таким способом государственного регулирования туристской деятельности как единый федеральный реестр туроператоров, а основным документом, необходимым туроператорам для внесения сведений о них в указанный реестр, стал договор страхования ответственности туроператора либо банковская гарантия исполнения обязательств туроператора (финансовое обеспечение).
В соответствии со статьей 172 Закона №1Э2-ФЗ в редакции Закона №12-ФЗ, финансовое обеспечение туроператора в сфере международного туризма было установлено в размере 10 миллионов рублей. При принятии указанной статьи в такой редакции предполагалось, что всем потерпевшим в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором своих обязательств будет гарантирован возврат денежных средств, внесенных в счет договора о реализации туристического продукта, за услуги, оплаченные, но не оказанные туроператором, а также гарантирована выплата денежных средств в возмещение реального ущерба.
Однако известные события, произошедшие на туристском рынке летом 2008 г. и связанные с исчезновением руководства туристической компании «Детур», сигнализировали о необходимости существенного увеличения минимального размера финансового
1 См.: Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года. - М.: Федеральное агентство по туризму,
2008. С. 15, 62.
2 См.: Калинина Л.Е. Государственное управление туризмом в Российской Федерации: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. -Ростов-на-Дону, 2007. С. 4; Плиева М.Р. Ответственность туроператора по договору оказания международных туристских услуг: : Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 2008. С. 3; Ганн Н.А. Правовое регулирование деятельности по оказанию туристических услуг в Российской Федерации: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 2008. С. 4-5; Стригунова Д.П. Правовое регулирование международного туризма в РФ: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 2009. С. 3-4.
3 СЗ РФ. 1996. № 49. Ст. 5491; 2003. № 2. Ст. 167; 2004. № 35. Ст. 3607; 2007. № 7. Ст. 833; 2009. № 1. Ст. 17; 2009. № 26. Ст. 3121.
4 СЗ РФ. 2007. № 7. Ст. 833.
Бизнес в законе
5'2009
обеспечения для компаний, занимающихся международным туризмом. Указанная компания не выполнила своих обязательств перед туристами на общую сумму 30 млн. руб, из них страховщик компенсировал лишь 10 млн. руб., так как гражданская ответственность туроператора была застрахована на установленную законом минимальную сумму5.
Соответственно, правоприменительная практика, а также сложившаяся ситуация на российском туристическом рынке в 2008 году показали, что возникла социальная и экономическая потребность в совершенствовании уровня финансового обеспечения деятельности туроператоров и усилении защиты интересов потребителей туристических услуг (туристов).
В связи с этим, исходя из того, что размер финансового обеспечения туроператора должен быть адекватным объему предлагаемых на рынке туристических услуг, обеспечивать финансовую защиту прав и законных интересов потребителей туристических услуг в полном объеме, был принят Федеральный закон от 28 июня 2009 г. № 12Э-ФЗ «О внесении изменения в статью 17.2 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»6 (далее -«Закон №1Э2-ФЗ»), в соответствии с которым был изменен размер финансового обеспечения в сторону увеличения. Кроме того, размер финансового обеспечения для каждого конкретного туроператора теперь находится в зависимости от применяемой системы налогообложения и от величины суммы денежных средств, полученных туроператором от реализации туристского продукта по данным бухгалтерской отчетности на конец отчетного года, представленным или опубликованным в соответствии с законодательством РФ. При этом туроператоры, в отношении которых законодательством РФ не предусмотрено обязательное опубликование данных бухгалтерской отчетности на конец отчетного года, представляют копию указанной отчетности в Федеральное агентство по туризму, в установленном им порядке.
Порядок предоставления отчетности регламентирован Приказом Ростуризма от 04.08.2009г. № 175 «Об утверждении Порядка представления юридическими лицами, осуществляющими туроператорскую деятельность, бухгалтерской отчетности в Федеральное агентство по туризму и внесении изменений в Приказ Ростуризма от 10 мая 2007 года № 28»7. В соответствии с п. 2 указанного Порядка, такие туроператоры представляют в Федеральное агентство по туризму подписанные руководителем и бухгалтером и заверенные печатью туроператора копии следующих документов: а) бухгалтерский баланс; б) отчет о прибылях и убытках; в) отчет об изменениях капитала; г) отчет о движении денежных средств; д) приложения к бухгалтерскому балансу; е) отчет о целевом использовании полученных средств (для общественных организаций (объединений); ж) пояснительную записку, в которой содержится существенная информация о туроператоре, его финансовом положении, в том числе о денежных средствах, полученных от реализации туристского продукта; з) аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности туроператора, если он в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту. Туроператоры,
5 Дубровин Н. Страхование в туризме: итоги изменений законодательства // Новое законодательство и юридическая практика.
2009. №2.
6 СЗ РФ. 2009. № 26. Ст. 3121.
7 Российская газета. 23.09.2009г. №178.
применяющие упрощенную систему налогообложения, представляют в Федеральное агентство по туризму подписанную руководителем и бухгалтером и заверенную печатью туроператора копию поданного в налоговый орган заявления о переходе на УСН.
После вступления в силу Закона №1Э2-ФЗ, увеличившего размер финансового обеспечения туроператоров в 3-10 раз, возникли угрозы банкротства страховых компаний, которые обязаны выплачивать компенсации туристам при наступлении страховых случаев. В новый вариант Единого федерального реестра туроператоров, сформированного в соответствии с новым законодательством, вошло 4248 турфирм8 (по данным Федерального агентства по туризму, на начало 2009 года в реестре числилось 5138 туристических компа-ний9, то есть, список уменьшился на 890 компаний).
После увеличения размеров финансовой ответственности туроператоров в договорах страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта обнаружился ряд проблем.
В соответствии с Законом №132-ФЗ, туроператор самостоятельно выбирает лимит размера финансового обеспечения в пределах от 30 до 100 миллионов рублей в зависимости от годового оборота туроператора от 100 миллионов рублей и выше. На сегодняшний день в списке туроператоров с лимитами ответственности 100 миллионов рублей значится 38 компаний, в списке туроператоров с лимитами 60 миллионов рублей - 44 организации10. С учетом опубликованных рейтингов туроператоров с оценкой их оборотов (денежных средств, полученные от реализации туристского продукта), можно с большой долей уверенности предположить, что данная информация не соответствует действительности.
В связи с изложенным возникает вопрос об устойчивости не только туроператоров, но и страховых компаний. После вышеупомянутого скандала с турфирмой «Детур», когда пострадавшие от банкротства компании потребители (туристы) потеряли 28 миллионов рублей, отдельные представители турбизнеса продолжают настаивать, что процесс банкротства туроператоров может принять лавинообразный характер. Кроме того, проверить достоверность сведений, предоставляемых туроператорами, в отношении которых законодательством не предусмотрено обязательное опубликование данных бухгалтерской отчетности на конец отчетного года, Федеральное агентство по туризму фактически сможет не раньше апреля 2010 года.
Еще одна проблема в сфере правового регулирования взаимоотношений между страховыми компаниями и туроператорами заключается в законодательном отсутствии запрета на смену статуса компаний, осуществляющих реализацию туристского продукта конечным потребителям (туристам). Это означает, что компания, реализующая турпродукт, может «перейти» из статуса туроператора в статус турагентства, то есть вместо туроператорской деятельности (по формированию, продвижению и реализации туристского продукта) начать осуществлять турагентскую деятельность (по продвижению и реализации туристского про-
8 Егоршева Н. Страхи страхования // Российская газета. 2 октября 2009 г. №5010 (186).
9 См.: Егоршева Н. Последний тур // Российская газета. 29 сентября 2009 г. №5006 (182).
10 Егоршева Н. Страхи страхования // Российская газета. 2 октября 2009 г. №5010 (186).
дукта). В силу действующего законодательства, тура-гент не несет ответственности по страховым полисам, проданным туроператором. В итоге не исключена ситуация, когда турист приобретший подобный турпро-дукт у турагента, при наступлении страхового случая окажется в весьма затруднительном положении и не сможет определить, кто несет перед ним ответственность .
В заключение отметим: поскольку основным содержанием норм законодательства о туристской деятельности являются вопросы защиты прав потребителей туристского продукта, правового регулирования деятельности туроператоров и турагентов, а также публичной организации предпринимательской деятельности в сфере туризма, следует приветствовать новеллы в сфере увеличения размеров финансового обеспечения туроператоров, введенные Федеральным законом от 28 июня 2009 г. № 12Э-ФЗ «О внесении изменения в статью 17.2 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
Список литературы:
1. Ганн Н.А. Правовое регулирование деятельности по оказанию туристических услуг в Российской Федерации: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 2008.
2. Дубровин Н. Страхование в туризме: итоги изменений законодательства // Новое законодательство и юридическая практика. 2009. №2.
3. Егоршева Н. Последний тур // Российская газета. 29 сентября 2009 г. №5006 (182).
4. Егоршева Н. Страхи страхования // Российская газета. 2 октября 2009 г. №5010 (186).
5. Калинина Л.Е. Государственное управление туризмом в Российской Федерации: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - Ростов-на-Дону, 2007.
6. Плиева М.Р. Ответственность туроператора по договору оказания международных туристских услуг: : Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 2008.
7. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года. - М.: Федеральное агентство по туризму, 2008.
8. Стригунова Д.П. Правовое регулирование международного туризма в РФ: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 2009.