ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Вестн. Ом. ун-та. 2013. № 1. С. 261-264.
УДК 347
А.В. Тихомирова
ОТДЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ТУРОПЕРАТОРОВ И ТУРАГЕНТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Исследуются проблемные вопросы ответственности туроператоров и турагентов, делаются предложения по совершенствованию механизма правового регулирования туристской деятельности в Российской Федерации, взаимоотношений туроператора и турагента.
Ключевые слова: туристская деятельность, туроператор, турагент, финансовые гарантии, ответственность туроператора и турагента, саморегулирование туроператорской деятельности, взаимоотношения туроператора и турагента.
В 2007 г. были внесены существенные изменения в законодательство, регулирующее туристскую деятельность в Российской Федерации [1]. Но, как показывает практика, правовое регулирование турдеятельности нуждается в совершенствовании.
Основными субъектами, осуществляющими туристскую деятельность в РФ, являются туроператоры и турагенты.
В целях обеспечения защиты прав потребителей законодатель предусмотрел для всех туроператоров, зарегистрированных на территории РФ [2], обязательное финансовое обеспечение, гарантирующее возврат денежных средств туристов в случае банкротства или неплатежеспособности туроператора и внесение сведений о таких субъектах в единый федеральный реестр туроператоров [3].
Финансовое обеспечение осуществляется по выбору: в форме банковской гарантии либо договора страхования ответственности туроператора.
Идея финансового обеспечения1 заключается в том, что если финансовый гарант (страховщик или банк/иное кредитное учреждение) проверил финансовую устойчивость туроператора и выдал ему финансовую гарантию, то туроператор финансово устойчив. Следовательно, размер средств финансового обеспечения должен обеспечить финансовую защиту прав и законных интересов туристов в полном объеме, при этом он должен быть адекватен объему предлагаемых туроператором услуг. Размер такого обеспечения находится в зависимости от применяемой конкретным туроператором системы налогообложения и от величины сумм денежных средств, полученных туроператором от реализации турпродукта по данным бухгалтерской отчетности на конец отчетного года, представленным либо опубликованным в соответствии с законодательством РФ2.
Так как размер финансового обеспечения напрямую зависит от результатов хозяйственной деятельности, система финансовой отчетности туроператоров должна быть максимально открытой. Полагаем, что само-регулируемыми организациями туроператоров должны быть разработаны четкие нормативы и показатели, которые характеризуют финансовую устойчивость последних. Практика показала, что нормы, которые разрабатываются профессиональным сообществом, гибче и мобильней, гораздо лучше, чем законодательные, адаптированы к изменяющимся условиям рынка и, на наш взгляд, позволят оперативно заполнить имеющиеся пробелы в туристском законодательстве. Полагаем, что эти показатели должны периодически (например, один раз в квартал) публиковаться и позволять иным участникам туристского рынка (например, банкам, страховщикам, турагентам, перевозчикам, гостиницам и др.) принимать объективные решения.
© А.В. Тихомирова, 2013
Помимо этого, предлагаем: включать в единый федеральный реестр туроператоров компании, не только имеющие финансовые гарантии, но и соответствующие нормативам и показателям, которые характеризуют их финансовую устойчивость; предусмотреть обязательное членство туроператоров в са-морегулируемой организации туроператоров.
Мировой опыт подтверждает, что именно саморегулируемые организации осуществляют реальный контроль и надзор за «собратьями по цеху» с принятием ответственности за каждого недобросовестного, они призваны осуществлять негосударственное регулирование предпринимательской деятельности в публичных интересах. В этой связи СРО туроператоров должна:
- осуществлять контроль за соблюдением нормативных правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность, в том числе установленных саморегу-лируемой организацией правил и стандартов осуществления туроператорской деятельности, а также мониторинг аудита туроператоров;
- утверждать примерные формы договоров туроператоров с туристами и иными заказчиками туристского продукта, тура-гентами, а также с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в туристский продукт;
- осуществлять привлечение правонарушителей - членов СРО туроператоров к особой разновидности юридической ответственности - статусной ответственности;
- обеспечивать дополнительную имущественную ответственность перед потребителями и иными лицами посредством страхования и формирования компенсационного фонда СРО за счет взносов своих членов.
Полагаем, что требования к минимальному размеру компенсационного фонда СРО туроператоров должны быть установлены законодателем и изменяться с определенной периодичностью с учетом данных сплошного статистического наблюдения.
Средства компенсационного фонда са-морегулируемой организации туроператоров должны использоваться для выплаты туристу или иному заказчику туристского продукта страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или денежной суммы по банковской гарантии в случае, если общий размер денежных средств по требованиям туристов или иных заказчиков туристского продукта
о выплате страхового возмещения или об уплате денежной суммы по банковской гарантии превысил сумму финансового обеспечения туроператора - члена саморегули-руемой организации туроператоров; а также на оказание неотложной помощи туристам, выехавшим в страну временного пребывания по договорам о реализации туристского продукта, заключенным между ту-
ристом или иным заказчиком туристского продукта и туроператором - членом саморе-гулируемой организации туроператоров, в случае приостановления или прекращения им осуществления туристской деятельности.
В силу Закона о туристской деятельности туроператор обеспечивает оказание всего комплекса туристских услуг, входящих в туристский продукт, и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации турпродукта (ст. 9). Если туристу или иному заказчику турпродукта был причинен реальный ущерб, возникший в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору, то это является основанием для осуществления выплат туристу или иному заказчику турпродукта. Установить такой факт можно в судебном порядке.
В состав реального ущерба (ст. 17.1 Закона о туристской деятельности), понесенного туристом/иным заказчиком в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, не включаются расходы, произведенные туристом в стране (месте) временного пребывания по собственному усмотрению и не обусловленные договором о реализации туристского продукта. При этом выплата страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора (или уплата денежной суммы по банковской гарантии) не лишает туриста права требовать от туроператора возмещения упущенной выгоды и/ или морального вреда в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством РФ (ст. 17.4 Закона о туристской деятельности). Туроператор удовлетворяет требование туриста/ иного заказчика туристских услуг о возмещении упущенной выгоды и/или морального вреда за свой счет.
В случае страхования туроператором своей гражданской ответственности страховщик обязан выплатить страховое возмещение по договору страхования ответственности туроператора по любому письменному требованию туриста/ иного заказчика при наступлении страхового случая.
Гарант же обязан уплатить денежную сумму по банковской гарантии только в случае отказа туроператора возместить реальный ущерб, возникший в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, при этом турист должен представить документальный отказ туроператора от выплаты возмещения.
Налицо неоднозначный подход законодателя к страховщикам и гарантам (банкам/иным кредитным учреждениям).
Несостоятельность в 2011-2012 гг. таких компаний, как «Ланта-Тур», «Капитал-Тур», «Лужники-Трэвел», «Скай-Тур», «Магазин хо-
Отдельные проблемы обеспечения ответственности туроператоров и турагентов..
263
роших и честных путевок», «Аврора-Интур» и других, показала, что предусмотренный законодательством РФ механизм применения финансовых гарантий не выдержал возложенной на него нагрузки и нуждается в немедленном совершенствовании.
В отличие от туроператора турагент осуществляет деятельность лишь по продвижению (реклама; участие в специализированных выставках, ярмарках; организация туристских информационных центров; издание каталогов, буклетов) и реализации (заключение договоров о реализации туристского продукта с туристами или иными заказчиками) туристского продукта. Тура-гентская деятельность может осуществляться как юридическими лицами, так и индивидуальными предпринимателями. В настоящее время законодатель самоустранился от правового регулирования деятельности турагентов. Так, степень ответственности турагента перед потребителем напрямую зависит от полноты и своевременности предоставления информации туристу.
Взаимоотношения туроператора и тура-гента строятся по модели агентского договора, урегулированного нормами гл. 52 ГК РФ [4]. Так, по договору, заключаемому между туроператором и турагентом, турагент обязуется за вознаграждение совершать по поручению принципала - туроператора -юридические и иные действия по продвижению и реализации турпродукта от имени и за счет принципала либо от своего имени, но за счет туроператора.
Таким образом, законодатель предусмотрел два варианта закрепления отношений «туроператор - турагент».
В первом варианте турагент является официальным представителем конкретного туроператора и действует по его поручению, в его интересах, от его имени и за его счет. В связи с этим если договор о реализации туристского продукта, заключенный туристом (иным заказчиком) с турагентом, действующим от имени туроператора, выполнен с существенным нарушением условий3, то все правовые последствия ложатся непосредственно на туроператора. Аналогичный вывод подтверждает и судебная практика [5]. При таком варианте отношений «туроператор -турагент» иск о возмещении реального ущерба (абз. 6 ст. 17.4 Закона о туристской деятельности) может быть предъявлен туристом/иным заказчиком по выбору:
а) непосредственно туроператору;
б) совместно туроператору и субъекту, предоставившему финансовое обеспечение (гаранту либо страховщику)4.
Что касается ситуации, при которой турагент реализует туристу (иному заказчику) турпродукт, сформированный туроператором, от своего имени, то ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора возлагается на турагента, а не
на туроператора, как в первом случае, что подтверждает и норма абз. 2 п. 1 ст. 1005 ГК РФ. Турагент, действуя от своего имени, приобретает права и становится обязанным туристу (иному заказчику туристских услуг) по договору о реализации турпродукта даже в том случае, когда туроператор был назван в сделке или вступил с этим третьим лицом
- туристом, иным заказчиком комплекса туристских услуг (этими третьими лицами) -в непосредственные отношения по ее исполнению. Однако законодателем предусмотрен финансовый механизм защиты прав туристов (иных заказчиков туристских услуг) только по договорам о реализации туристского продукта, заключаемым с туристом непосредственно туроператором либо турагентом, действующим по поручению туроператора. Но ведь туристы, заключившие договоры о реализации туристского продукта с турагентами, действующими в рамках турагентского договора от своего имени, также нуждаются в надежных гарантийных механизмах. Справедливости ради заметим, что норма ст. 17.1 Закона о туристской деятельности предусматривает в этом случае право туриста обратиться к страховщику (или гаранту) с письменным требованием о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора (либо уплате денежной суммы по бан-ковской гарантии). Основанием для осуществления таких выплат является наличие указанных в законе фактов, определяющих наступление страхового случая, нарушение обязательств туроператора по договору, а также существенный характер таких нарушений. Таким образом, следуя логике Закона о туристской деятельности, турист вправе, минуя турагента и туроператора, напрямую обратиться к страховщику с письменным требованием о выплате страхового возмещения. Но положение ст. 932 ГК РФ допускает страхование договорной ответственности только самого страхователя - туроператора, и в случае нарушения этого требования такой договор признается ничтожным. Полагаем, что туроператор, застраховавший свою ответственность в силу ст. 17.1 Закона о туристской деятельности, но при этом не являющийся обязанным по договору о реализации туристского продукта, не может являться гарантом защиты интересов пострадавшего туриста (иного заказчика комплекса туристских услуг). Да и страховщик вправе не выплачивать пострадавшему туристу страховое возмещение.
Полагаем, что делегирование саморегу-лируемым организациям туроператоров права утверждать примерные формы договоров туроператоров с турагентами позволит разрешить выявленные проблемы, связанные с обеспечением ответственности ту-рагентов.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Размер финансового обеспечения не может быть меньше:
500 тыс. руб. - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего туризма;
10 млн руб. - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере въездного туризма;
30 млн руб. - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, в случае, если денежные средства, полученные ими от реализации туристского продукта, составляют не более 100 млн руб. по данным бухгалтерской отчетности на конец отчетного года, а также для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, применяющих упрощенную систему налогообложения;
60 млн руб. - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, в случае, если денежные средства, полученные ими от реализации туристского продукта, составляют не более 300 млн руб. по данным бухгалтерской отчетности на конец отчетного года;
100 млн руб. - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, в случае, если денежные средства, полученные ими от реализации туристского продукта, составляют свыше 300 млн руб. по данным бухгалтерской отчетности на конец отчетного года.
2 Туроператоры, в отношении которых законодатель не предусмотрел обязательную публикацию бухгалтерской отчетности (см.: О бухгалтерском учете : Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ // СЗ РФ. № 1996. № 48. Ст. 5369), предоставляют копию годового бухгалтерского отчета в Федеральное агентство по туризму (см.: Об утверждении Порядка представления юридическими лицами, осуществляющими туроператорскую деятельность, бухгалтерской отчетности в Федеральное агентство по туризму и внесении изменений в приказ Рос-туризма от 10 мая 2007 года № 28 : Приказ Федерального агентства по туризму от 4 августа 2009 г. № 175 // Российская газета. 2009. № 178. 23 сент.).
3 К существенным нарушениям условий договора о реализации турпродукта относится такое нарушение, которое влечет для туриста/иного за-
казчика такой ущерб, что он в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при его заключении (ст. 17.4 Закона о туристской деятельности), а именно: неисполнение обязательств по оказанию входящих в туристский продукт услуг, например, услуг по перевозке и (или) размещению; наличие в турпродук-те существенных недостатков, включая существенные нарушения требований к качеству и безопасности туристского продукта, например, неработающий кондиционер в номере гостиницы, непредставление экскурсионного обслуживания и т. д.
4 Основанием для осуществления таких выплат является факт установления обязанности туроператора возместить туристу (иному заказчику комплекса туристских услуг) реальный ущерб, возникший в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору, если это является существенным нарушением условий такого договора. Установить такой факт можно в судебном порядке.
ЛИТЕРАТУРА
[1] См.: О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» : Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. № 12-ФЗ. // Парламентская газета. 2007. № 20. 8 февр. Ст. і7.1.
[2] О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей : Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ // Российская газета. 2001. № 153. 10 авг.
[3] Об утверждении Положения о ведении единого федерального Реестра туроператоров : Приказ Ростуризма от 1 0 мая 2007 г. № 28 // Российская газета. 2007. № 135. 27 июня.
[4] Гражданский кодекс РФ от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ. Ч. II // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
[5] См.: Обзор судебной практики по гражданским и административным делам за третий квартал 2008 года. Ш1_: http://www.oblsud49.ru (дата обращения 10.11.2010) ; Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 июля 2010 г. № 09АП-10714/2010. Доступ из справ.-правовой системы «ГАРАНТ».