Научная статья на тему 'Механизм финансовых гарантий прав и законных интересов туристов: вчера, сегодня, завтра'

Механизм финансовых гарантий прав и законных интересов туристов: вчера, сегодня, завтра Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
611
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕКРАЩЕНИЕ ТУРОПЕРАТОРОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЭКСТРЕННАЯ ПОМОЩЬ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ТУРОПЕРАТОРА / РЕАЛЬНЫЙ УЩЕРБ / ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ФОНД ПЕРСОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ТУРОПЕРАТОРА / TERMINATION OF ACTIVITY BY A TOUR OPERATOR / EMERGENCY HELP / RESPONSIBILITY OF A TOUR OPERATOR / REAL DAMAGE / FINANCIAL SECURITY / FUND OF PERSONAL RESPONSIBILITY OF TOUR OPERATOR

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Завьялова С. В.

Анализируя положения российского и международного законодательства о туристской деятельности, автор рассматривает особенности обеспечения прав российских туристов на возмещение реального ущерба в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором договора о реализации туристского продукта. Основное внимание уделено процессу трансформации финансового обеспечения ответственности туроператоров в законодательстве Российской Федерации о туристской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The mechanism of financial guarantees of the rights and legitimate interests of tourists: yesterday, today, tomorrow

Analyzing provisions of the Russian and international legislation on tourist activity, the author considers the features of ensuring the rights of the Russian tourists for compensation of the real damage in case of non-execution or inappropriate performance of the contract by a tour operator. Special attention is paid to the transformation of the financial security of tour operators' responsibility in the Russian Federation legislation on tourist activity.

Текст научной работы на тему «Механизм финансовых гарантий прав и законных интересов туристов: вчера, сегодня, завтра»

УДК 346.62:346.62

Завьялова Светлана Валерьевна

кандидат юридических наук, доцент кафедры юриспруденции Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга

МЕХАНИЗМ ФИНАНСОВЫХ ГАРАНТИЙ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ТУРИСТОВ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

Zavyalova Svetlana Valeryevna

PhD in Law, Assistant Professor, Jurisprudence Department, Vitus Bering Kamchatka State University

THE MECHANISM OF FINANCIAL GUARANTEES OF THE RIGHTS AND LEGITIMATE INTERESTS OF TOURISTS: YESTERDAY, TODAY, TOMORROW

Аннотация:

Анализируя положения российского и международного законодательства о туристской деятельности, автор рассматривает особенности обеспечения прав российских туристов на возмещение реального ущерба в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором договора о реализации туристского продукта. Основное внимание уделено процессу трансформации финансового обеспечения ответственности туроператоров в законодательстве Российской Федерации о туристской деятельности.

Ключевые слова:

прекращение туроператором деятельности, экстренная помощь, ответственность туроператора, реальный ущерб, финансовое обеспечение, фонд персональной ответственности туроператора.

Summary:

Analyzing provisions of the Russian and international legislation on tourist activity, the author considers the features of ensuring the rights of the Russian tourists for compensation of the real damage in case of non-execution or inappropriate performance of the contract by a tour operator. Special attention is paid to the transformation of the financial security of tour operators' responsibility in the Russian Federation legislation on tourist activity.

Keywords:

termination of activity by a tour operator, emergency help, responsibility of a tour operator, real damage, financial security, fund of personal responsibility of tour operator.

Закрепление в России негативной тенденции роста мошеннических действий со стороны туроператоров и турагентов, наблюдающейся на фоне увеличения количества государств, на территории которых имеется угроза безопасности российских туристов, все ярче подчеркивает необходимость устранения недоработок и коллизий норм о финансовом обеспечении Федерального закона от 24.11.1996 г. № 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [1] (далее - Закон о туристской деятельности), выработки новых механизмов защиты прав российских туристов.

Объективное признание законодателем существующих проблем и активная позиция в вопросе совершенствования законодательства о туристской деятельности нашли свое нормативное закрепление в положениях Федерального закона от 02.03.2016 г. № 49-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность» [2] - акта, содержание которого позволяет проследить трансформацию не только финансового обеспечения в первое десятилетие его применения в России, но и всего механизма финансовых гарантий прав и законных интересов российских туристов.

Появление в силу Федерального закона от 05.02.2007 г. № 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"» [3] финансового обеспечения как системы финансовых гарантий защиты прав и законных интересов туристов [4] исследователи обусловливают как прекращением с 01.01.2007 г. лицензирования туроператорской и турагентской деятельности, так и непростой ситуацией, складывавшейся при применении к туроператорам мер ответственности в силу все возрастающего числа случаев мошенничества со стороны последних [5, с. 239; 6, с. 119; 7, с. 24; 8, с. 161; 9, с. 10].

Введение финансового обеспечения и установление запрета осуществления туроператорской деятельности без него виделось следующим шагом на пути становления в России цивилизованного туристского рынка [10], существенно повышающим степень защиты прав туристов как потребителей услуг [11]. Полагалось, что установление размеров финансового обеспечения запустит механизм «естественного отбора», результатом которого будет вытеснение с рынка туроператоров, неспособных гарантировать туристам финансовую защиту их имущественных прав в

случае неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором своих обязательств по договору о реализации туристского продукта [12, с. 12-13].

Здесь следует подчеркнуть, что финансовое обеспечение для российского законодательства о туристской деятельности является заимствованной конструкцией, и потому нормам о нем свойственна повышенная восприимчивость к нормам международного права. Между тем российский институт финансового обеспечения имел и имеет несколько иное, чем в международной практике, содержание.

Так, статья 7 Директивы ЕС № 90/314/ЕЕС «О комплексных турах, путешествиях и организованном отдыхе», с которой - при абсолютной солидарности мнений - связывается появление в России института финансового обеспечения, закрепляет обязанность организаторов и/или продавцов комплексных туров представить достаточные доказательства обеспечения возврата уплаченной туристом цены за тур и/или его возвращение на родину в случае неплатежеспособности или банкротства организатора и/или продавца комплексного тура [13, с. 70; 14, с. 7]. Из приведенного очевидно, что основанием для указанного возмещения за счет сумм финансового обеспечения является неплатежеспособность или банкротство организатора и/или продавца тура. В иных же случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения организатором и/или продавцом тура своих обязательств ответственность в полном объеме возлагается на организатора путешествия [15, с. 172-175].

Однако, закрепляя в ч. 1 ст. 4.1 Закона о туристской деятельности в качестве форм выражения финансового обеспечения договор страхования ответственности и банковскую гарантию, что также в целом согласуется с международной практикой [16, с. 29; 17, с. 7-10], российский законодатель в ст. 17.1 Закона о туристской деятельности в редакции от 05.02.2007 г. устанавливает, что финансовое обеспечение должно гарантировать выплаты денежных средств, причитающихся туристу и/или иному заказчику в возмещение реального ущерба, возникшего в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором своих обязательств, в том числе суммы и компенсации расходов по эвакуации. Основанием таких выплат служит факт установления обязанности туроператора возместить туристу и/или иному заказчику реальный ущерб, возникший, что немаловажно, в результате существенного нарушения туроператором договорного обязательства о реализации туристского продукта. Под существенными нарушениями в данном случае понимается неисполнение обязательств по оказанию входящих в комплекс туристских услуг (услуг по перевозке и/или размещению) и наличие в туристском продукте существенных недостатков, включая существенные нарушения требований к качеству и безопасности (ст. 17.4 Закона о туристской деятельности в редакции от 05.02.2007 г.).

Подобные законодательно закрепленные характеристики финансового обеспечения позволяют сделать вывод (в данном случае поддерживаем точку зрения Н.В. Сирик и Е.Л. Писаревского), что в качестве риска, для снижения которого оно призвано, рассматривается не только несостоятельность (банкротство) туроператора, но и любые иные причины неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязательств по договору о реализации туристского продукта [18]. Более того, именно за счет сумм финансового обеспечения Законом о туристской деятельности в редакции от 05.02.2007 г. предусматривалась выплата сумм и компенсаций расходов по эвакуации туристов. Притом что размер финансового обеспечения, закрепленный в ст. 17.2 Закона о туристской деятельности в редакции от 05.02.2007 г., составлял: 10 млн р. - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего и международного туризма, и 500 тыс. р. - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего туризма.

Прямое закрепление в нормах Закона о туристской деятельности в редакции от 05.02.2007 г. права туроператоров страховать свою гражданскую ответственность (ст. 4.1, 17.117.6) обратило на себя внимание исследователей, поставивших вопрос о целесообразности использования страхования в качестве способа обеспечения исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта. Анализ существующих в литературе точек зрения позволил констатировать, что одни авторы указывают на неспособность страхования выполнять такую функцию [19, с. 254; 20, с. 17-24]. Законодателем, отмечал М.И. Брагинский, предусмотрена возможность «...переложить бремя ответственности за нарушение договора ...на страховщика» [21, с. 640], а «.значит, - по утверждению С.А. Герасименко, - снять с него обязанность исполнить договор» [22]. По мнению других (Д.А. Гришин, С.В. Дедиков, Т.А. Фадеева), меры обеспечения исполнения обязательств представляют собой способы обеспечения прав кредитора [23, с. 584; 24], а с этой точки зрения, безусловно, страхование обладает способностью гарантировать защиту интересов туриста как верителя [25, с. 10-13].

Сознательно избегая вступления в дискуссию и несколько забегая вперед, отметим, что, как покажет практика (тысячи потерпевших туристов в результате прекращения без объявления причин деятельности туроператора Detur летом 2008 г.), М.И. Брагинский и С.А. Герасименко были

правы. Использование страхования как механизма финансовых гарантий исполнения и/или надлежащего исполнения туроператором обязательств по всем заключенным им договорам о реализации туристского продукта в условиях российского туристского рынка оказалось малоэффективным.

Существенно и то, что введенная в действие Законом о туристской деятельности в редакции от 05.02.2007 г. глава 7.1 «Финансовое обеспечение» несвободна и от внутренних коллизий норм. В частности, согласно ч. 3 ст. 17.3, требование о выплате страхового возмещения либо об уплате денежной суммы по банковской гарантии может быть предъявлено по основаниям, возникшим как в течение срока действия финансового обеспечения, так и до его начала, тогда как, согласно ч. 3 ст. 17.6, страховым случаем является факт установления обязанности туроператора возместить туристу и/или иному заказчику реальный ущерб при условии, что ненадлежащее исполнение обязательства по договору о реализации туристского продукта произошло в течение срока действия договора страхования ответственности.

Противоречие имеет место и при соотношении ст. 17.5 и 17.6 Закона о туристской деятельности. Согласно ч. 7 ст. 17.5, письменное требование о выплате страхового возмещения или об уплате денежной суммы по банковской гарантии должно быть предъявлено страховщику или гаранту в течение срока действия финансового обеспечения, тогда как часть 4 ст. 17.6 предусматривает, что требование о выплате страхового возмещения должно быть предъявлено туристом и/или заказчиком в течение срока исковой давности, установленного законодательством [26]. Коллизия норм очевидна, и она вовсе не способствует реализации порядка досудебного решения споров, цель которого, как отмечает Н.И. Косякова, состоит в упрощении процесса удовлетворения требований потребителя [27, с. 690-691].

Прискорбно, но большая часть указанных «особенностей» финансового обеспечения и его правового регулирования свойственны ему и сейчас. Однако далеко не все из них сохранились в неизменном виде. Первое, чего коснулись изменения, - это размер финансового обеспечения.

Катализатором принятия Федерального закона от 28.06.2009 г. № 123-Ф3 «О внесении изменения в статью 17.2 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"» [28], в силу которого размер финансового обеспечения был увеличен, причем существенно, послужило прекращение в 2008 г. своей деятельности туроператорами «Вояж Люкс», «Ава-тур», Detur и др. В результате тысячи договоров о реализации туристского продукта оказались ненадлежаще исполненными или неисполненными, а использование потерпевшими туристами своего права на страховое возмещение привело к возникновению ситуации, при которой совокупная сумма требований туристов многократно превышала размер финансового обеспечения туроператоров.

В целях решения возникшей проблемы размер финансового обеспечения для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, увеличен от 3 до 10 раз и составляет 100 млн р. вместо прежних 30 млн р. Важно, что размер финансового обеспечения поставлен законодателем в зависимость не только от годового дохода туроператора, но и от применяемой последним системы налогообложения.

Именно так завершился первый виток генезиса финансового обеспечения как механизма финансовых гарантий прав и законных интересов туристов.

Однако продолжавшийся в 2010 г. - начале 2012 г. «обвал» российского туристского рынка (массовое банкротство крупных российских туроператоров, в том числе ITC, «Ланта-тур», «Капитал тур» и др., и десятки тысяч потерпевших туристов, значительная часть которых нуждалась в эвакуации) вновь поставил перед законодателем вопрос о необходимости совершенствования механизма защиты прав и законных интересов туристов. Как отмечает Е.Л. Писаревский, «механизм страхования гражданской ответственности туроператоров уже положительно зарекомендовал себя в сфере туризма. Вместе с тем механизм финансового обеспечения оказался недостаточно эффективным при наступлении неплатежеспособности крупных российских туроператоров» [29]. В результате Закон о туристской деятельности претерпевает новую редакцию.

В силу Федерального закона от 03.05.2012 г. № 47-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"» [30] размер финансового обеспечения для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, вновь изменен. Внедрен новый для российской сферы туризма институт - компенсационный фонд объединения туроператоров в сфере выездного туризма, целевое назначение которого заключается в оказании экстренной помощи туристам при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договору о реализации туристского продукта.

Следует заметить, что размер финансового обеспечения был увеличен только для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, если денежные средства, полученные ими от реализации туристского продукта, составляют более 250 млн р. в год. Теперь он должен быть не менее 12 % объема денежных средств, полученных от реализации в сфере выездного туризма туристского продукта в год. Для остальных туроператоров, осуществляющих

деятельность в сфере выездного туризма, в том числе применяющих упрощенную систему налогообложения, размер финансового обеспечения уменьшен и должен составлять не менее 30 млн р.

Таким образом, результатами совершения второго витка трансформации механизма финансовых гарантий прав и законных интересов туристов стали:

- увеличение размера финансового обеспечения для крупных туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма;

- сохранение в качестве основания для выплат за счет сумм финансового обеспечения факта установления обязанности туроператора возместить реальный ущерб, возникший в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором договорного обязательства, при условии, что нарушение является существенным;

- создание самостоятельного механизма оказания экстренной помощи туристам, осуществляемой объединением туроператоров в сфере выездного туризма за счет средств компенсационного фонда.

Практическая реализация объединением туроператоров в сфере выездного туризма основной из своих функций - оказания экстренной помощи туристам, равно как и стабилизировавшаяся в 2016 г. на российском туристском рынке ситуация, вместе с тем не является решением проблемы недостаточной эффективности механизма финансовых гарантий прав и законных интересов российских туристов, так же как и проблемы недостаточной проработанности норм Закона о туристской деятельности, выраженной в его внутренних противоречиях и неточностях.

Попыткой разрешить обозначенные проблемы видится полное преображение с 01.01.2017 г. механизма финансовых гарантий прав и законных интересов российских туристов в связи с вступлением в законную силу тех изменений, которые вносятся в Закон о туристской деятельности Федеральным законом от 02.03.2016 г. № 49-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность» (далее - Федеральный закон от 02.03.2016 г. № 49-ФЗ).

Изменение условий осуществления туроператорской деятельности, равно как и прямое закрепление в нормах гл. 7 Закона о туристской деятельности финансового обеспечения как финансового обеспечения ответственности туроператора, визуализирует в своей совокупности характер происходящих изменений.

Так, в силу п. 6 ст. 1 Федерального закона от 02.03.2016 г. № 49-ФЗ, закрепляющего новую редакцию ст. 4.1 Закона о туристской деятельности, осуществление туроператорской деятельности допускается юридическим лицом при наличии у него финансового обеспечения ответственности туроператора при условии соответствия должностных лиц туроператора требованиям, установленным ч. 3 ст. 4.1 Закона об основах туристской деятельности. Это, в частности, отсутствие снятой или непогашенной судимости, факта совершения лицом более 3 раз в течение года, предшествующего дню подачи документов для внесения сведений о туроператоре в реестр, административных правонарушений в сфере туристской деятельности и др. Кроме того, согласно новой редакции ст. 4.1 Закона о туристской деятельности, туроператоры, осуществляющие деятельность в сфере выездного туризма, должны не только быть членами объединения туроператоров в сфере выездного туризма, но и иметь фонд персональной ответственности. Последнее является новеллой российского законодательства о туристской деятельности, а формируемый объединением туроператоров фонд лишь сменил свое обозначение с «компенсационного» на «резервный».

Однако самым существенным изменением действовавшего механизма финансовых гарантий прав и законных интересов туристов является его трансформация из меры понуждения к надлежащему исполнению договора в финансовые гарантии возмещения туристу и/или иному заказчику реального ущерба и расходов по эвакуации, возникших в результате неисполнения туроператором обязательств в связи с прекращением им деятельности по причине невозможности исполнения всех обязательств по договорам о реализации туристского продукта (ч. 3 ст. 17.4 Закона о туристской деятельности в редакции от 02.03.2016 г.).

Законодателем, таким образом, осуществлено разграничение между финансовым обеспечением ответственности туроператора, призванным гарантировать имущественные права туристов в случае прекращения туроператором своей деятельности, и имущественной ответственностью туроператора за ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта или их неисполнение по иным, нежели прекращение деятельности, основаниям. Поставлена точка в дискуссиях о том, что финансовое обеспечение в России представляет собой гарантию договорной ответственности туроператора, а также о неспособности страхования выполнять функции способа обеспечения исполнения договорного обязательства.

Еще одним немаловажным моментом является появление в силу п. 19 ст. 1 Федерального закона от 02.03.2016 г. № 49-ФЗ в механизме финансовых гарантий прав и законных интересов

туристов такой новеллы, как фонд персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризма. Его появление, полагаем, обусловлено стремлением законодателя решить сразу ряд задач: с одной стороны, гарантировать туристам и/или иным заказчикам возмещение реального ущерба даже в том случае, если денежных средств страховщика или гаранта для выплаты страхового возмещения или уплаты денежной суммы по банковской гарантии оказалось недостаточно, а с другой - обеспечить возможность страховой защиты со стороны страховщиков туроператоров с наибольшими объемами продаж.

Однако утверждать о том, что только введением фонда персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризма законодателем решаются указанные задачи, было бы ошибочным. В Законе о туристской деятельности в редакции от 02.03.2016 г. предпринята попытка создать сбалансированный механизм финансовых гарантий прав и законных интересов туристов без чрезмерного финансового давления на туроператоров, страховщиков и гарантов. Сформулировать данный тезис позволило содержание тех изменений, которые вносятся Федеральным законом от 02.03.2016 г. № 49-ФЗ в нормы Закона о туристской деятельности о размере взносов туроператоров в резервный фонд (подп. «б» п. 17), о размере ежегодного взноса туроператора в фонд персональной ответственности (п. 19), о размере финансового обеспечения ответственности туроператора (п. 22).

В заключение отметим, что вступление в силу 01.01.2017 г. изменений в Закон о туристской деятельности, устраняющих некоторые из отмеченных коллизий в отраслевом законе, вместе с тем не позволяет ответить на один из самых важных вопросов: насколько возросла степень защиты российских туристов? Вносимые в отраслевой закон изменения ставят новые вопросы и порождают новые проблемы, которые еще только ждут своих ответов и решений.

Например, неясным видится порядок защиты прав туристов в случае, если туроператор не заявил публично о прекращении своей деятельности. Как результат, с учетом положений ч. 3 ст. 17.4 Закона о туристской деятельности в редакции от 02.03.2016 г., становится невозможным определить дату наступления страхового случая, а значит, и обратиться за выплатой страхового возмещения.

И все же полагаем, что со вступлением в силу 01.01.2017 г. изменений в Закон о туристской деятельности будет открыта новая страница не только развития законодательства Российской Федерации о туристской деятельности, но и механизма защиты прав и законных интересов российских туристов.

Ссылки:

1. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации : федер. закон от 24 нояб. 1996 г. № 132-ФЭ // СЗ РФ. 1996. № 49. Ст. 5491.

2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность : федер. закон от 2 марта 2016 г. № 49-ФЗ // Там же. 2016. № 10. Ст. 1323.

3. О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» : федер. закон от 5 февр. 2007 г. № 12-ФЗ // Там же. 2007. № 7. Ст. 833.

4. По проекту Федерального закона № 337597-4 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"» [Электронный ресурс] : заключение Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму от 16 окт. 2006 г. № 3.8-16/1097. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Булатецкий Ю.Е. Потребительское право. М., 2008.

6. Викулова О.Н. Финансовые гарантии как механизм правовой защиты в туризме // Право и экономика. 2006. № 10. С. 119-120.

7. Егоров В.Е. Правовое регулирование отношений в туристской деятельности // Туризм: право и экономика. 2008. № 3. С. 24-27.

8. Погудина Т.Э. Гражданско-правовая защита сторон договора оказания туристских услуг : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009.

9. Сирик Н.В. Страхование ответственности туроператора: проблемы правового регулирования // Туризм: право и экономика. 2008. № 1. С. 10-13.

10. Биржаков М.Б. Финансовое обеспечение туроператора - защита интересов потребителя или способ перераспределения финансовых потоков с решением задач передела туристского рынка? [Электронный ресурс]. URL: http://www.travelglossary.ru/knowledge/search.php?author=1 (дата обращения: 07.08.2016).

11. Правоприменительная практика реализации Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [Электронный ресурс] : интернет-интервью от 03.03.2009 г. с заместителем руководителя Федерального агентства по туризму Е.Л. Писаревским. URL: http//www.garant.ru/action/interview/10223/ (дата обращения: 10.08.2016).

12. Погудина Т.Э. Гражданско-правовая защита сторон договора оказания туристских услуг : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009.

13. Гончарова И.В., Клебанов А.И., Малахиткина Н.Д. Организационно-правовые основы туристского и гостиничного бизнеса: Нормативно-правовые документы квалификации / ред. В.Н. Акишин. М., 1998.

14. Писаревский Е.Л. Финансовые гарантии в праве европейских государств // Туризм: право и экономика. 2006. № 4. С. 7-10.

15. Международная конвенция по контракту на путешествие (CCV) от 23 апр. 1970 г. // Борисов К.Г. Международный туризм и право. М., 1999. С. 172-175.

16. Бобков М.А. О страховании гражданской ответственности за неисполнение и ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта (международный и зарубежный опыт) // Международное публичное и частное право. 2011. № 2. С. 27-30.

17. Писаревский Е.Л. Указ. соч. С. 7-10.

18. Правовое регулирование защиты интересов российских туристов: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] : интернет-интервью от 05.09.2012 г. с заместителем руководителя Федерального агентства по туризму Е.Л. Писарев-ским. URL: http://www.russiatourism.rU/content/9/section/85/detail/4144 (дата обращения: 10.08.2016) ; Сирик Н.В. Указ. соч. С. 10.

19. Гражданское право России. Ч. 1 / под ред. О.Н. Садикова. М., 1996.

20. Козинов А.Е. Страховой случай в страховании гражданской ответственности // Законы России: опыт, анализ, практика. 2010. № 11. С. 17-24.

21. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. М., 2011.

22. Там же.

23. Гражданское право: в 3 ч. Ч. 1 / под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 1998.

24. Дедиков С.В. Комментарий законодательства, регулирующего договоры страхования ответственности туроператоров [Электронный ресурс] // Нормативное регулирование страховой деятельности. Документы и комментарии. 2007. № 3. URL: https://www.lawmix.ru/bux/60983 (дата обращения: 14.08.2016).

25. Сирик Н.В. Указ. соч. С. 10-13.

26. Викулова О.Н. Комментарий к Федеральному закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (постатейный). М., 2008.

27. Предпринимательское право / под ред. Н.И. Косяковой. М., 2008.

28. О внесении изменения в статью 17.2 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» : федер. закон от 28 июня 2009 г. № 123-Ф3 // Российская газета. 2009. № 118. 1 июля.

29. Правовое регулирование защиты интересов ...

30. О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» : федер. закон от 3 мая 2012 г. № 47-ФЗ // СЗ РФ. 2012. № 19. Ст. 2281.

References:

Birzhakov, MB 2016, Financial support of tour operators - consumer protection or a way of redistribution of financial flows with the tasks repartition of the tourist market?, viewed 07 August 2016, <http://www.travelglossary.ru/knowledge/search.php7au-thor=1>, (in Russian).

Braginsky, MI & Vitryansky, VV 2011, Contract law. Book Three: Contracts for execution of works and provision of services, Moscow, (in Russian).

Bobkov, MA 2011, 'Personal liability insurance for non-performance or improper performance of obligations under the contract of sale of the tourist (international and foreign experience)', Mezhdunarodnoye publichnoye i chastnoye parvo, no. 2, pp. 2730, (in Russian).

Bulatetsky, YE 2008, Consumer Law, Moscow, (in Russian).

Dedikov, SV 2007, 'Comment legislation governing tour operators liability insurance', Normativnoye regulirovaniye strakhovoy deyatel'nosti. Dokumenty i kommentarii, no. 3, viewed 14 August 2016, <https://www.lawmix.ru/buX/60983>, (in Russian).

Egorov, VE 2008, 'Legal regulation of relations in tourism activities', Turizm:pravo iekonomika, no. 3, pp. 24-27, (in Russian). Goncharova, IV, Klebanov, AI & Malakhitkina, ND 1998, Organizational and legal basis of tourism and hotel business: Legal documents qualification, Moscow, (in Russian).

'International Convention on the contract for travel (CCV) on April 23, 1970' 1999, in KG Borisov, International tourism and the right, Moscow, pp. 172-175, (in Russian).

Kosyakova, NI (ed.) 2008, Business Law, Moscow, (in Russian).

Kozinov, AE 2010, 'Insurance in case of civil liability insurance', Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika, no. 11, pp. 17-24, (in Russian).

Legal regulation of protection of interests of Russian tourists: problems and prospects: the online interview on 05.09.2012, with the deputy head of the Federal Agency for Tourism EL Pisarevsky 2016, viewed 10 August 2016, <http://www. russiatour-ism.ru/content/9/section/85/detail/4144>, (in Russian).

Pisarevsky, EL 2006, 'Financial guarantees of the right of European countries', Turizm: pravo i ekonomika, no. 4, pp. 7-10, (in Russian).

Pogudina, TE 2009a, Civil-law protection of the parties of the contract of rendering tourist services, PhD thesis, Moscow, (in Russian).

Pogudina, TE 2009b, Civil-law protection of the parties providing tourist services contract, PhD thesis abstract, Moscow, (in Russian).

Sadikov, HE (ed.) 1996, Civil law of Russia, part 1, Moscow, (in Russian).

Sergeev, AP & Tolstoy, YK (ed.) 1998, The Civil Law: in 3 parts, part 1, Moscow, (in Russian).

Sirik, NV 2008, 'Liability insurance operators: problems of legal regulation', Turizm: pravo i ekonomika, no. 1, pp. 10-13, (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Vikulova, ON 2006, 'Financial guarantees as a mechanism of legal protection in tourism', Pravo i ekonomika, no. 10, pp. 119-120, (in Russian).

Vikulova, ON 2008, Commentary to the Federal Law "About bases of tourist activity in the Russian Federation" (itemized), Moscow, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.