Юридический вестник ДГУ. 2024. Г. 50. № 2 (70).
Law Herald of DSU. 2024, vol. ¿0. no. 2 (70)._
Научная статья
УДК/UDC 342.951:351.82
DOl: 10.21779/2224-0241-2024-50-2-74-Я 1
Новеллы админисгративно-иравового регулирования рекламной деятельности в России Р.Л. Мнфтахов1, P.M. Рахматуллнна2
' * Казанский филиал ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия», г. Казань, Российская Федерация
х mi ft ah I ayaihk'x ru. https://orcid.org'0000-0002-5037-598l * r-renata04a ntail.ru
Аннотация. В статье проанализированы результаты новелл административно-правовою регулирования рекламной деятельности в России, внесенных Федеральным законом от 2 июля 2021 г. .Va 347-Ф3. Раскрыты цели и задачи »несения изменений, исследованы основные нововведения и дана оценка их влияния на эффективность рекламного рынка.
Рекламная деятельность играет значительную роль в экономике и общественной жизни, оказывая существенное влияние на формирование спроса на товары и услуги, развитие конкуренции и информирование потребителей. Однако для предотвращения негативных последствий от рекламной деятельности требуется эффективное государственное регулирование, обеспечивающее защиту прав и интересов граждан. общества и предпринимателей.
В работе используются методы сравнительного правового анализа, системного и исторического подходов, позволяющие всесторонне изучить новеллы в контексте действующего законодательства и практического применения.
В статье проанализированы результаты внесения новелл в административно-правовое регулирование рекламной деятельности в России: усиление контроля за рекламным рынком со стороны ФАС России: повышение качества и достоверности рекламной информации, поступающей к потребителям: снижение рисков для потребителей от недобросовестной рекламы и др. Внесенные новеллы вносят существенные изменения в административно-правовое регулирование рекламной деятельности в России, направленные на повышение эффективности государственного контроля, зашиты прав потребителей и совершенствование рекламного рынка. Применение новых норм позволит минимизировать негативные последствия от недобросовестной рекламы и улучшить условия для развития добросовестной конкуренции.
Ключевые слова: маркировка рекламы, интернет-реклама, рекламодатель, рекламораспроетрани-тель. оператор рекламных данных, административно-правовое регулирование, административная ответственность
Для цитирования: Мифтахов PJL. Рахматуллнна P.M. Новеллы административно-правового регулирования рекламной деятельности в России И Юридический весгник ДГУ. 2024. Т. 50. Кч 2 (70). С. 74-81. DOl: 10.21779/2224-0241 -2024-50-2-74-81
Original article
Novelties of administrative and legal regulation of advertising activities in Russia Renal L. Miftakhov1, Renata M. Rakhmatullina"
1 Ka/an branch of the Russian Stale University of Justice. Kazan. Russian Federation ' miftahI 'ayamk'x ru. https://orcid.org/0000-0002-5037-5981 " r-renata04 a maiiru
Abstract. The article analyzes the novelties of administrative and legal regulation of advertising activities in Russia, introduced by Federal Law No. 347-FZ of July 2. 2021. The goals and objectives of making changes are disclosed, the main innovations are investigated and their impact oil the effectiveness of the advertising market is assessed.
Advertising plays a significant role in the economy and public life, having a significant impact on the formation of demand for goods and services, the development of competition and consumer awareness. However, in order to prevent negative consequences from advertising activities, effective government regulation is required to ensure the protection of the rights and interests of citizens, society and entrepreneurs.
The work uses methods of comparative legal analysis, systemic and historical approaches that allow a comprehensive study of the novelties in the context of current legislation and practical application.
The article analyzes the results of introducing novelties into the administrative and legal regulation of advertising activities in Russia: strengthening control over the advertising market by the FAS of Russia: improving the quality and reliability of advertising information received by consumers: reducing risks for consumers from unfair advertising, etc. The introduced novelties introduce significant changes to the administrative and legal regulation of advertising activities in Russia, aimed at improving the effectiveness of state control, consumer protection and improvement of the advertising market. The application of the new standards will minimize the negative consequences of unfair advertising and improve the conditions for the development of fair competition.
Keywords: advertising labeling, online advertising, advertiser, advertising distributor, advertising data operator. administrative and legal regulation, administrative responsibility
For citation: Mifiakhov R.L., Rakhmatullina R.M. Novelties of administrative and legal regulation of advertising activities in Russia. YuriJicheskii vest ni k DGU = Law Herald of DSU. 2024. vol. 50. no. 2 (70). pp. 74-81. DOI: 10.21779/2224-0241-2024-50-2-74-8I. (In Russ.).
Реклама играет важную роль в развитии бизнеса. так как является неотъемлемым элементом маркетинга и функционирует для продвижения товаров и услуг. В связи с информатизацией общества, предпринимателям необходимо адаптироваться к новым условиям, включая сферу рекламы.
В современных условиях интернет-реклама становится все более важной, так как без нее нелегко продвигать продукцию, передавать бизнес-идею н привлекать потенциальных клиентов и партнеров. Реклама - что инструмент привлечения разнообразных участников рынка. Однако, вместе с популярностью рекламы в интернете, появились случаи недобросовестного п неправомерного разме-тения рекламных интеграции па цифровых пло-шадках. В угой области важно учитывать правовые аспекты регулирования рекламной деятельности. Федеральный закон 13.03.2006 №38-Ф3 «О рекламе»1 регулирует все положения, связанные с рекламой. включая интернет. Однако следует о i метить. что в закон были внесены существенные изменения. формирующие новые нормы о маркировке рекламы.
Необходимость правового регулирования интернет-рекламы обусловлена ее быстрыми темпами развития и появлением новых форм и способов доставки до целевой аудитории. Интернет-реклама имеет большое влияние на все общественные отношения. Нарушение данной сферы недопустимо и необходимо ее правовое регулирование.
«Рынок интернет-рекламы прибыльный н высоко маржинальный. Ассоциация развития интерактивной рекламы (АРИР) подсчитала, что за 2021 год российский рынок didgital-рекламы вырос на 24% и достиг 323. б млрд. рублей» [ I. с. 30).
Федеральным законом №347-Ф3 от 02.07.2021 «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» (далее rio тексту Закон Js*<i347-Ф3)были внесены значимые для рекламного рынка новеллы. Несмотря на то. что изменения внесены еще в 2021 году, опенку пх регулирующему воздействию мы можем дать, только начиная с теку-
Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 12. ст. 1232.
" Собрание законодательства Российской Федерации. 2021. № 27(ч. I). ст. 5175.
щего момента, поскольку административное нормотворчество на основании и во исполнение этого закона, а также формирование правоприменительной практики всегда отложены во времени. Изменения коснулись следующего:
1. Создание Единого реестра интернет-рекламы (КРИР), управляемого Рое ком надзором. ЕРИР автоматизирует процессы сбора и анализа рекламной информации, учета и хранения данных, а также обеспечения доступа к ней. [2. с. 232].
2. Новых требования к рекламе, которая распространяется в сети «Интернет»:
• реклама, распространяемая в интернете, должна содержать пометк> «реклама», указание на рекламодателя и (или) сайт, содержащий информацию о рекламодателе;
• распространение интернет-рекламы допускается при условии присвоения ей идентификатора
уникального цифрового обозначения, предназначенного для обеспечения ирослеживаемости распространенной в интернете рекламы и учета информации о ней [3].
3. В законе о рекламе, принятом 13 марта 2006 года под номером >8-ФЗ. появилась статья 18.1. которая устанавливае! новое понятие - "маркировка рекламы".
Маркировка рекламы, т.е. идентификация рекламных материалов в онлайн среде означает добавление уникального кода к каждому рекламному объявлению, размещенному в сети. Этот процесс должен быть применен ко всей интернет-рекламе. распространяемой на территории России, за редким исключением. Законодательство о рекламе действует в области рекламы вне зависимости от места ее создания, при условии, что реклама распространяется на территории РФ.
«Необходимо маркировать все виды рекламных материалов, включая баннеры, посты в социальных сетях, контекстную рекламу и видеоролики, которые будут видеть пользователи в сети интернет на территории РФ. в том числе: таргегироваиную; контекстную; медийную: саморекламу: $1.0-статьи; публикации СМИ; публикации у блогеров» |4. с. 2891'.
ФАС России разъяснила, что мессенджер Ге1е«гат не требует маркировки сообщений между конкретными пользователями. Однако маркировка
Юридический веспшк ДГУ. 2024. Г. 50. № 2 (70). Law Herald uf DSU. 2024. vol. 50. no. 2 (70). обязательна для информации, размещаемой в Telegram-каналах и имеющей рекламный характер. Это связано с тем. что в данном случае Telegram используется как платформа для распространения информации широкому кругу получателей с использованием предоставляемых сервисных функций.
Можно привести пример из правоприменительной практики Нижегородского УФЛС. В Постановлении №052/04/14.3-2678/2023 «О назначении админнстратвного наказания но делу об административном правонарушении» от 04.12.2023 Нижегородское УФЛС возбудило дело против оператора lelcgram-канала «Мой Нижний Новгород» за нарушение Федерального закона «О рекламе». Проверка показала, что в течение 10 дней в канале было размещено 16 публикаций, не имеющих пометки «Реклама». Рассмотрев дело. УФЛС при знало оператора капала виновным в совершении административного правонарушения по ч. I ст. 14.3 КоАП РФ и наложило штраф в размере 2000 рублей.
Возникновение новых требований но маркировке рекламы в сети «Интернет» обусловлено несколькими факторами:
I) маркировка рекламы играет важную роль в обеспечении прозрачности и прослеживаемое™ рекламных материалов, которые распространяются в интернете. Она позволяет потребителям точно узнать. отк\да исходит реклама, предотвращает случаи мошенничества и введения в заблуждение:
2» маркировка рекламы способствует упорядочиванию рекламной деятельности, т.е. соблюдению законодательства и привлечению к ответственности нарушителей, в случае выявления нарушений обязательных требований. Благодаря маркировке, можно легко определи ib источник рекламы. рекламодателей и агентства, которые нарушают правила или создают низкокачественную рекламу. Так, высокое развитие имеет теневой рынок рекламы, в том числе «блогерекой» рекламы. Бло-1еры в большинстве случаев не платят налоги с тех рекламных интеграции, которые они осуществляют на своих площадках. С внесенными изменениями. Федеральной налоговой службе удастся осуществить надзорную деятельность в части уплаты налогов;
3) одной из важных функций маркировки яв-ляется защита интересов потребителей. Она помогает предотвратить распространение вводящей в заблуждение или ненадлежащей рекламы, а также обеспечивает защиту прав и интересов пользователей. Фактически после введения новых правил государство сможет более оперативно прослеживать нарушения требований к рекламе, например, рекламу апкоголя. табачной продукции, или содер-жащую призывы к насилию, экстремистской деятельности и т.п.;
4) маркировка рекламы способствует повышению доверия к рекламной индустрии в целом, делая ее более прозрачной и подотчетной. Это положительно влияет на общее качество рекламных материалов, поскольку рекламодатели стремятся
размещать достоверную и релевантную информацию. чтобы завоевать доверие потребителей:
5) маркировка рекламы побуждает рекламодателей и агентства создавать высококачественные рекламные материалы. Они понимают, что ответственная п контролируемая реклама привлекает больше внимания потребителей. Кроме того, маркировка позволяет компаниям защищать свой бренд от некачественной и негативной рекламы, которая може! повредить их репутацию.
4. Появление новых участников рекламного рынка.
Помимо рекламодателей и рекламораепро-странителей. предусмотренных существующим законодательством. Закон № 347-Ф3 вводит новых участников рекламного рынка:
• Оператор рекламной системы - лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования рекламной системы.
• Рекламная система - гго информационная система и (или) программа, которые предназначены и используются для организации распространения в сети «Интернет» рекламы посредством принадлежащих третьим лицам информационных ресурсов (сайтов, страниц сайта, информационных систем и (или) программ для ЭВМ).
• Операторы рекламной информации являются новым участником рынка рекламы, введенным для исполнения обязанности по учёту рекламных объявлений. Под ОРД понимаются владельцы программ для электронных вычислительных машин, предназначенных для установления факта распространения рекламы в информациоино-гелекоммуникапнонной сети Интернет, уполномоченные Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществлять учет рекламы в сети Интернет и предоставлять информацию в уполномоченный ор>ан.
Комиссия при Роскомнадзоре определила перечень уполномоченных операгоров рекламных данных (ОРД): «Лаборатория Разработки» (Сбер). «Яндекс Операюр Рекламных Данных» (Яндекс), «ВК Рекламные Технологии» (ВК)Т «ОЗОН ОРД» (Озон). «МедпаСкауг» (МТС). «Первый ОРД» (Вымпелком). «ОРД-А» (Амбердата).
«Функция операторов рекламных данных состоит в сборе информации о рекламе для ее последующей передачи в Роскомнадзор. а также в осуществлении мониторинга и анализа такой информации. Кслп информация, полученная оператором рекламных данных, по результатам мониторинга не совпадает с той, которую ему предоставили сами рекламодатели / рекламораспространнтели / опера-горы рекламных систем (более чем на 5 %). операюр сообщает об этом в Роскомнадзор» [5. с. 12].
«Так. оператор рекламных данных является посредником между рекламолателя-
ми/рекламораспространителями'операторами рекламных сетей и Роскомнадзором. Перед тем. как
передать данные Рос ком надзору, оператор рекламных данных должен произвести проверку. Опера-юр рекламных данных, как и рекламодатели, рс-кламораспростраиители. операторы рекламных систем. неейт ответственность за полноту, достоверность. актуальность и своевременность предоставления информации в Роскомналзор» [6, с. 307].
5. Разграничение рекламной информации о товарах и услуга от другой.
Пост расценивается как рекламный, если он:
• выделяется визуально: использован выделенный цвет текста. шрифт или другие привлекающие внимание элементы.
• нацелен на продвижение: представлены преимущества, уникальные особенности и достоинства продукта.
• вызывает интерес: побуждает читателей ознакомиться с товаром или услугой.
• адресован широкой аудитории: не ограничен конкретной целевой группой.
Исключения из требований к маркировке рекламы:
• социальная реклама: реклама, направленная па продвижение социально значимых идей и ценное! ей. а не коммерческих продуктов или услуг.
• реклама собственных товаров в электронных рассылках и риэИ-у ведом лениях: требуется маркировка, но не требуется передача информации в 1-.РИР (Единый реестр интернет-рекламы).
• реклама в теле- и радиопередачах, транслируемая в интернете без изменений: маркировка не требуется, поскольку она уже присутствует в оригинальном контенте.
Материалы, не подпадающие под определение рекламы, указаны в ст. 2 Закона № 38-Ф3:
1. Справочно-информанионные и аналитические материалы: содержащие объективные данные, факты н оценки, не имеющие целью продвижение конкретных товаров иди услуг.
2. Вывески и указатели: информирующие о наименовании и местонахождении организации, не содержащие рекламных призывов или сведений о товарах.
3. Упоминания в произведениях искусства, науки и литературы: органично вплетенные в содержание произведения, не имеющие самостоятельного рекламного харакгера и др.
Приказом ФАС России от 14 ноября 2023 г. X» 821/23 «Об утверждении руководства по соблюдению обязательных требований "Понятие рекламы"»1 по понятию рекламы предоставляет разъяснения. помогающие отличить рекламу от другой информации в сети. Приведем несколько положений руководства:
• информация о спонсорах/партнерах: не считается рекламой, если размещена в специальном разделе сайта, не формирует интерес непосред-
1 Официальные документы. № 46 05-11.12.2023.
ственно к спонсорам и не представляет их как самостоятельные объекты рекламы:
• результаты поиска: информация, выданная поисковой системой по запросу пользователя, не подпадает под понятие рекламы. Однако если на странице результатов поиска отображается допол-пительная информация, нацеленная на привлечение внимания к конкретному товару или услуге (например, всплывающие баннеры или контекстная реклама), такая информация является рекламой:
• рекламой не считаются отзывы покупателей о товарах, который размещены в специальных разделах сайта и др.
Объяснения ФАС России по разграничению рекламного и нерекламного контента в социальных сетях и на интернет-ресурсах:
• призывы пользователей посещать внешние ресурсы, включая социальные сети, не считаются рекламой, если в них отсутствует информация о товарах или услугах. Однако если такой призыв содержит описания функций, преимуществ или призывы к приобретению продуктов или услуг, он квалифицируется как реклама;
• объявления о вакансиях, содержащие информацию о работодателе, должности и требованиях, не считаются рекламой. Однако если в описании вакансии присутствуют четкие указания на выдающееся положение компании в отрасли или предлагаемые ею продукты, не имеющие непосредственного отношения к условиям труда, такая информация может интерпретироваться как реклама;
• информация о розыгрышах обычно не считается рекламой, если она не содержит подробных характеристик призового товара, его цены и других привлекательных подробностей. Однако если объявление о розыгрыше размешается на стороннем сайте, а не на ресурсе самого организатора, и включает описания преимуществ приза, такую информацию можно трактовать как рекламу:
• обзоры товаров или схожей продукции на специализированных веб-сайтах, таких как блоги. не считаются рекламой, если они соответствуют теме сайта, написаны в обычном стиле и не содержат призывов к покупке:
• анонсы предстоящих мероприятий на региональных веб-сайтах или п социальных сетях не являются рекламой, если они соответствуют тематике ресурса и оформлены в едином стиле. Однако если такие анонсы содержат подробные характеристики спонсорских продуктов или услуч (например, описание призовых велосипедов с у казанием производителя. модели и технических характеристик), они могут быть классифицированы как реклама;
• публикации в группах профессиональных сообществ в социальных сетях не считаются рекламой. если они соответствуют тематике и стилю сообщества. Однако если публикация не связана с тематикой сообщества, она может быть расценена как реклама;
Юридический вестник ДГУ. 2024. Г. 50. № 2 (70). Law HeraUiofDSU. 2024. vol. 50. no. 2 (70).
• упоминание продукта, бренда или ритейле-ра в контенте блогеров может органично вписываться в повествование, не являясь рекламой. Например, в роликах бьюги-блогеров могут фигурировать новинки косметики, а предметы одежды, посуды или продукты могут использоваться в рамках их предназначения. Однако если видео сосредоточено на демонстрации конкретного продукта, описывает его особенности и преимущества, а бло-гер явно выражает положительное отношение к нему, это переходит из органичной интеграции в форму рекламы.
«Итак, в соответствии с новым законом о маркировке рекламы, предлагается пошаговый процесс данной процедуры. Сначала рекламодатель либо его посредники предоставляют оператору рекламных данных необходимую информацию о крс-ативах. Затем ОРД автоматически преобразует эту информацию в маркировку и вносит ее в ЕРИР. Следующий шаг - непосредственная маркировка рекламы, то есть указание пометки «реклама» и определенного идентификатора на рекламном объявлении. Наконец, завершающим этапом является предоставление ежемесячной отчетности ОРД. Это позволяет потребителям, регуляторам и другим заинтересованным сторонам контролировать источник. местонахождение и цель рекламы, что способствуй формированию надежного рекламного пространства» |7. с. 44-45].
Контроль «а соблюдением законодательства о рекламе и выявлением немаркированной рекламы осуществляет Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Другим контролирующим органом учета рекламы в сети «Интернет» является Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций < Рос ком надзор).
Главной функцией ФАС России и Роском-надзора является противодействие административным деликтам. «Противодействие административным деликтам - это предупреждение, выявление, пресечение административных правонарушений, а также иных правонарушений, влекущих возникновения административных правоотношений (административных деликтов), устранения последствия данных правонарушений» (8. с. 24].
Полномочиями ФАС России в сфере интер-нет-рекдамы являются:
1. Контроль за наличием сведений о рекламодателе. которые могут быть указаны двумя способами:
• Дзя физического лица - фамилия, имя и отчество полностью: для юридического липа - полное наименование.
• Ссылка па сайт (страницу сайта) с данными о рекламодателе.
2. Кош роль за наличием пометки «реклама».
3. Отнесение информации к рекламе.
Полномочия Роскомнадзора в сфере
интернет-рекламы:
1. Регулирование присвоения идентификаторов рекламным материалам.
2. Сбор, хранение и обработка данных об интернет-рекламе.
3. Обеспечение передачи информации о рекламе в единый реестр интернет-рекламы.
4. Ведение реестра операторов рекламных данных (ОРД).
5. Установление требований к программному обеспечению, используемому ОРД для учета интернет-рекламы.
Бизнесы обязаны предоставить Роском-надзору данные о размещенной интернет-рекламе в установленный срок - в течение 30 календарных дней. ОРД должны хранить эту информацию на российских серверах в течение пяти лет после ее предоставления ведомству. Уполномоченные государственные структуры, такие как ФАС. ФНС и другие, могут получить доступ к этим данным в установленном Правительством Российской Федерации порядке.
Рекламная деятельность влияет на многие общественны отношения. Федеральный закон X" 38-Ф3 «О рекламе» обеспечивает административно-правовое регулирование в экономической сфере, г.е. регулирует экономическое отношения, связанные с рекламой. Важным требованием рекламы является ее достоверность. Ложная информация. реклама, которая является недостоверной подрывает доверие как к производителю, так и к государству в целом. Гаким образом, роль ФАС России и Роскомнадзора очень значима. Деятельность данных органов влияет на стабильность экономики страны.
Из ci. 18.1. Федерального закона «О рекламе» можно выделить две основные причины наступления ответственности :
1. За полноту, достоверность, актуальность и своевременность предоставления сведений об интернет-рекламе несут ответственность: рекламодатели; рекламораспространители: операторы рекламных данных, разместившие рекламу в интернете. направленную на привлечение внимания аудитории в России.
2. За отсутствие пометки «реклама», токена. а также указания на рекламодателя или сайта с его данными в интернет-рекламе ответственность несут: рекламодатели: рекламораспространители. разместившие такую рекламу.
Ответственность за несоблюдение наказания установлена в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях1.
Гак. ответственность за неразмещение или некорректное размещение отметки "реклама" и указания на рекламодателя и/или сайт с информацией о нем в рекламных материалах установлена ч. 1 ст. 14.3 КоАГ! РФ (именно в этой статье представлены общие принципы, касающиеся от-
' Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № I (ч. П. ст. I.
ветственносги за нарушения законодательства в сфере рекламы) в виде административного штрафа:
• для физических лиц - от 2 до 2,5 i ыс. руб.;
• для должное! ных лип - от I до 20 гыс. руб.:
• дтя юридических лиц - от 100 до 500 тыс.
руб.
Ответственность за непредставление рекламодателем, рекламораенрос! рани гелем, оператором рекламной системы в ЕРИР информации о размещенной в интернете рекламе либо представление неполных, недостоверных, неактуальны* сведений установлена ч. 15 ст. 14.3 Ко А И РФ в виде административного штрафа:
• для физических лип-от 10 до 30 тыс. руб.:
• для должностных лиц irr 30 до 100 тыс.
руб.;
• Д1я юридических лнц - от 200 до 500 тыс.
руб.
Распространение рекламы в интернете без присвоенного ОРД идентификатора, нарушение требований к его размещению. Ответственность установлена ч. 16 ст. 14.3 КоАП РФ в виде административного штрафа:
• для физических лип от 30 до 100 тыс. руб.:
• дня должностных лиц - от 100 до 200 гыс.
руб.:
• лля юридических лиц - от 200 до 500 тыс.
руб.
Неисполнение оператором рекламных данных обязанностей по передаче информации о распространенной в Интернете рекламе в Роском-надзор. либо совершение оператором рекламных данных иного нарушения в области порядка взаимодействия с Роскомнадзором. Ответственность установлена ч. 17 ст. 14.3 КоАП РФ в виде административного штрафа:
• для должностных лиц от 100 до 200 тыс.
руб.:
• ятя юридических лиц - от ЗООдо 700 тыс.
руб.
Важно отметить, что ответственность в виде административных штрафов за нарушение законодательства от разных ведомств, отвечающих за распространение информации, налагается отдельно.
Существуют следующие пути выявления парушения 'законодательства:
1. Оператор рекламных данных вправе осуществлять мониторинг и анализ распространенной в сети "Интернет" рекламы, взаимодействующих с ним лиц, включая перекрестный анализ предоставленной такими лицами информации о рекламе, с дальнейшим направлением в уполномоченный орган сведений по результатам мониторинга.
2. Уполномоченные органы. ФАС России и Роском надзор, могу i сами осуществлять мониторинг за интернет-рекламой, участниками рекламного рынка и информацией, предоставленной ими.
3. Обращения, заявления и жалобы, граждан о нарушении правил распространения рекламных публикация в Интернете.
Порядок привлечения к ответственности за нарушение законодательства о маркировке рекламы.
1. В случае выявления нарушений статьи 18.1 Федерального закона «О рекламе». ФАС Российской Федерации имеет полномочия привлекать к ответственности рекламораспространителей за размещение рекламных материалов без соответствующей маркировки и указания информации о рекламодателе. Для этого проводятся комиссии по признанию материалов рекламными.
2. По результатам возбуждается дело, которое рассматривается в ФАС России.
3. Если привлекаемое лицо не согласно с решением Федеральной антимонопольной службы, оно его обжалует и дело направляется для рассмотрения в суд.
4. В случае подтверждения судом выводов Федеральной антимонопольной службы (ФАС), за нарушение требований о маркировке рекламы н указании рекламодателя рекламораспространителей привлекают к административной ответственности по части I статьи 14.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ.
5. После подтверждения выводов ФАС информация направляется в Роскомнадзор. Он. руководствуясь частями 15-17 статьи 14.3 КоАП РФ. имеет полномочия привлечь участников рекламного процесса к ответственности за отсутствие обязательных идентификаторов в рекламе п непредставление соответствующей отчетности.
При рассмотрении дела о нарушенных требованиях норм о маркировке рекламы сначала будет возбуждено дело по признакам нарушения п в рамках проведения административного расследования. буду I направлены извещения об участи в рассмотрении дела и составлении протока. Лицо, вызванное для составления административного протокола, сможет предоставить документы и материалы, пояснить обстоятельства и изложить свои доводы по рассмат риваемому делу.
6. Если лицо, привлекаемое к ответственности. не согласно с постановлением Роскомнадзора, то оно может его обжаловать в судебном порядке в течение десяти суток со пня вручения или получения копни постановления.
Административная ответственность в виде штрафов представляет собой довольно большие суммы, затрудняющие для многих участников рекламного рынка исполнения норм закона. Актуальный вопрос о снижении размера штрафов пли введения более мягкого вида наказания, чтобы появившиеся правила негативно не повлияли на профессиональную детальность участников рекламного рынка, в настоящий момент обсуждается.
«В октябре 2023 года ФАС России предложила внести изменения в рекламное законодательство. согласно которым возможно будет вынесение предупреждения вместо штрафов. Данное правило будет действовать при условии, если в отношении субъекта в предшествующие двенадцать месяцев не
Юридический вестник ДГУ. 2024. Г. 50. № 2 (70). Law Herald of DSU. 2024. vol. 50. no. 2 (70).
выносилось предупреждение по рекламе, содержа-шей признаки аналогичного нарушения» |9, с. 264).
Таким образом, интернет-реклама представляет собой комплекс мероприятий, целью которых являегся привлечение большой аудитории. В современном мире быстро развиваются технологии электронной коммерции, открывая широкие возможности для демонстрации рекламных сообщений и охвата более широкой аудитории потенциальных потребителей. Интернет. как сфера влияния. увеличивает свою привлекательность для пользователей с каждым годом, постоянно расширяя свою аудиторию и область влияния.
Внесение изменений в Федеральный закон "О рекламе" путем добавления новой статьи 18.1 стало значительным шагом в совершенствовании административно-правового регулирования рекламы в Интернете. *>тн поправки создают более справедливую и прозрачную среду для всех участников рынка, способствуя эффективному контролю за рекламной деятельностью в цифровой сфере. Это
способствует снижению возможности появления недобросовестной и мошеннической рекламы, что в свою очередь повышает доверие потребителей к рекламным сообщениям.
«Введение такой меры окончательно устраняет представление об Интернете как анархической и внепрэвовой среде, свободной от государственного надзора, а также уравнивает Интернет как цифровое медиа в правовых режимах надзора с электронными и печатными медиа. Таким образом. маркировка рекламы ставит неравные по рекламным возможностям медиа в равные правовые и конкурентные условия» [10. с. 179].
Реклама также содействует увеличению продаж и улучшению финансовой стабильности компаний. что в конечном итоге ведет к возрастанию налоговых поступлений в бюджет.
Введение повой статьи также способствует защите интересов бизнеса, поскольку они получают возможность более точно настраивать и управлять своей рекламной кампанией в сети «Ин тернет».
Список источников
1. Миколенко А. С., Толмачена Л. И. Правовое регулирование рекламной деятельности в сет Ишер-нет Теория и практика мировой науки. 2022. Да 9. С. 30-33.
2. Бурлака С И. Проблемы правового регулирования рекламы в Интернете // Заметки ученого. 2022. №9. С. 231-234.
3. Шувалова Л/. Маркировка рекламы в интернете: последние разъяснения // Гарант. URL: littps://\vww.garant.ru/article 1660666' (дата обращения: 16.01.2024).
4. Чумакова /7. Е. Маркировка рекламы: важность, правила и современные стандарты Н Молодой ученый. 2023. № 40 (487). С. 288-291.
5. Сысоева ЕЛ. Отечественный рынок интернет-рекламы после введения системы маркировки // Компетентность. 2022. № 8. С. 10-14.
6. Выросткова. А А. Закон о маркировке рекламы в Интернете и его влияние на рынок // Современные тенденции управления, экономики и финансов в эпоху цнфровнзацни : сборник статей по итогам XIX Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов с международным участием. Челябинск. 15 марта 2023 года. Челябинск: Издательство "Перо". 2023. С. 305-309.
7. Сейдвалиеш А.Р. Новый закон о маркировке рекламы в сети «Интернет» Н Евразийская адвокатура. 2023. № 6 (65). С. 42.
8. Стахов А. II Административное право России: учебник для вузов/ А. И. Стахов. Г1. И. Кононов. Москва: Издательство Юрайт. 2023. 685 с.
9. Софоян К. Г. Маркировка рекламы в Интернете: особенности и проблемы // Актуальные проблемы развития антимонопольного законодательства: сборник научных докладов по итогам III Всероссийской научно-практической конференции (Ханты-Мансийск. 30 ноября 2023 года) / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации; ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет». Управление Федеральной антимонопольной службы но ХМАО-Югре: под ред. Ю.Я. Булыгиной. Ханты-Мансийск: Общество с ограниченной ответственностью "Югорский формат". 2023. С. 261-269.
10. Григорьев Д. А Маркировка рекламы в Интернете// Интеллектуальные права: вызовы XXI века: сборник докладов V Между народной научно-практической конференции, Томск, 07-09 ноября 2023 года. Томск: Национальный исследовательский Томский государственный университет. 2023. С. 178-185.
Rcfercnccs
1. Mikolenko A. S.. Tolmacheva A. I. Pravovoe regulirovanie reklamnoi deyatel'nosti v seti Internet [I egal regulation of advertising activities on the Internet], Tcoriya i praktika mirovoi nauki {Theory ami practice of work!science). 2022. no. 9. pp. 30-33. (In Russ.).
2. Burlaka S. N. Problems pravovogo regulirovaniya reklamy v Internete [Problems of legal regulation of advertising on the Internet). Zametki uchenogo /Notes of the scientist/. 2022. no. 9. pp. 231-234. (In Russ.).
' Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 окт. 2003г. К" 131-Ф3. с изм. и доп. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант! 1люс».
3. Shuvalova M. Markirovka reklamy v intemete: poslednie razMyasneniya [Labeling of advertising on the Internet: recent clarifications|. Garant. (In Russ.). Available at: https://www.garanl.ru/article/'1660666/ (accessed 16.01.2024).
4. Chumakova P. L. Markirovka reklamy: vazhnost'. pravila i sovremennye standarty [Advertising labeling: importance, rules and modern standards]. Molocioi uchenyi [Young Scientist], 2023. no. 40 (487). pp. 288-291. (In Russ.).
5. Sysoeva K.A. Otechestvennyi rynok internct-reklamy posle vvedeniya sistemy markirovki [ Hie domestic Internet advertising market after the introduction of the labeling system]. Kompetentnost' [Competence]. 2022. no. 8. pp. 10-14. (In Russ.).
6. Vyrostkova A. A. Zakon o markirovke reklamy v Intemete i ego vliyanie na rynok [The law on labeling advertising on the Internet and its impact on the market]. Sovremennye terulentsii upravleniya, ekonomiki i ft-nansov v epokhu tsifrovizatsii [Modern trends in management, economics and finance in the era ofdigit alizat ion] \ a collection of articles based on the results of the XIX All-Russian scientific and practical conference of students, undergraduates, postgraduates with international participation. Chelyabinsk. March 15. 2023. Chelyabinsk: "Pero" Publ.. 2023. pp. 305-309. (In Russ.).
7. Seidvalieva A.R. Novyi zakon o markirovke reklamy v seti "Internet" [New law on advertising labeling on the Internet]. Evraziiskaya advokatura [Eurasian Advocacy]. 2023. no. 6 (65). p. 42. (In Russ.).
8. Stakhov A. I. Administrativnoe pravo Rossii: uchebnik diva vuzov [Administrative law of Russia: textbook for universities]. A. I. Stakhov. P. I. Kononov. Moscow: Yurait Publ.. 2023. 685 p. (In Russ.).
9. Sofoyan K. (1. Markirovka reklamy v Internete: osobennosti i problemy [Labeling of advertising on the Internet: features and problems]. Aktual'nye problemy rccvitiya antimonopol'nogo zakonodatel'stva [Actual problems of antimonopoly legislation development]', collection of scientific reports on the results of the III All-Russian Scientific and Practical Conference (Khanty-Mansiysk. November 30. 2023), Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation; Yugorsky State University. Department of the Federal Antimonopoly Service for Khanty-Mansiysk; edited by Yu.Ya. Bulygina. Khanty-Mansiisk: Obshchestvo s ogranichennoi otvetstven-nost'vu "Yugorskii format" Publ.. 2023. pp. 261-269. (In Russ.).
10. Grigor'ev D. A. Markirovka reklamy v Internete [Labeling of advertising on the Internet], Intel-Icktual'nye prava: \yzov)' XXI veka /Intellectual rights: challenges of the XXI century]: collection of reports of the V International Scientific and Practical Conference, Tomsk, November 07-09. 2023. Tomsk: Natsional'nyi isslc-dovatel'skii Tomskii gosudarstvennyi universitet Publ.. 2023. pp. 178-185. (In Russ.).
Вклад апторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликтов интересов.
Authors' contribution: All authors have made an equivalent contribution to the preparation of the publication. The authors declare that there is no conflict of interest.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Мифюхив Рена! Ленарович, л о ценз кафедры государственно-правовых дисциплин Казанского филиала ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия», кандидат юридических наук, доиент, г. Казань. Российская Федерация. Е-таИ: т 'фаЬ / а уапЛех. т
Рахматуллниа Рената Маратовна, студентка факультета подготовки специалистов для судебной системы (юридический факультет) Казанскою филиала ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия», г. Казань. Российская Федерация. Е-тиИ; r-renuta04 a.mail.ru
INFORMATION ABOUT THF. AUTHORS
Miftakhov Rennt Lenarovich. Associate Professor of the Department of State and Legal Disciplines of the Kazan Branch of the Russian State University of Justice. PhD in L.aw. Associate Professor. Kazan. Russian Federation. E-mail: miftahl ayartdex.ru
Rakhniatullina Rennta Maratovna. Student of the faculty for training specialists for the judiciary (faculty of law) of the Kazan branch of the Russian Slate University of Justice. Kazan, Russian Federation. E-mail: r-renataO-tif-niail rtt
Поступит в редакцию 03.05.2024 oOoôpeua после рецензирования 30.05.2024 л, принята к публикации 01,06.2024
Received 03.05.2024: approved after reviewing 30.05.2024: accepted for publication 01 06.2024