Научная статья на тему 'Профилактика административных правонарушений в сфере интернет-рекламы на примере деятельности объекта спорта'

Профилактика административных правонарушений в сфере интернет-рекламы на примере деятельности объекта спорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
45
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интернет-реклама / административная ответственность / объект спорта / Internet advertising / administrative responsibility / sports object

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сергей Анатольевич Пуклич

Рассматриваются изменения в деятельности по размещению интернет-рекламы, а также в административной ответственности за нарушения в указанной сфере. Уделяется внимание практическим аспектам. Осуществляется анализ правоприменительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prevention of administrative offense in the field of internet advertising using the example of activities of a sports facility

Changes in the activity of placing online advertising, as well as in administrative liability for violations in this area, are considered. Attention is paid to practical aspects. An analysis of law enforcement activities is carried out.

Текст научной работы на тему «Профилактика административных правонарушений в сфере интернет-рекламы на примере деятельности объекта спорта»

Государственная служба и кадры. 2023. № 4. С. 105—109. State service and personnel. 2023;(4): 1 05— 1 09.

Научная статья УДК 342.95

https://doi.org/10.24412/2312-0444-2023-4-105-109 NIION: 2012-0061-04/23-210

EDN: https://elibrary.ru/TRMBEK MOSURED: 77/27-008-2023-04-410

Профилактика административных правонарушений в сфере интернет-рекламы на примере деятельности

объекта спорта

Сергей Анатольевич Пуклич

Московский информационно-технологический университет —

Московский архитектурно-строительный институт, Москва, Россия, [email protected]

Аннотация. Рассматриваются изменения в деятельности по размещению интернет-рекламы, а также в административной ответственности за нарушения в указанной сфере. Уделяется внимание практическим аспектам. Осуществляется анализ правоприменительной деятельности.

Ключевые слова: интернет-реклама, административная ответственность, объект спорта.

Для цитирования: Пуклич С.А. Профилактика административных правонарушений в сфере интернет-рекламы на примере деятельности объекта спорта // Государственная служба и кадры. 2023. № 4. С. 105—109. https:// doi.org/10.24412/2312-0444-2023-4-105-109 EDN: https://elibrary.ru/TRMBEK

Original article

Prevention of administrative offense in the field of internet advertising using the example of activities

of a sports facility

Sergei A. Puklich

Moscow Information Technology University — Moscow Institute of Architecture and Civil Engineering, Moscow, Russia, [email protected]

Abstract. Changes in the activity of placing online advertising, as well as in administrative liability for violations in this area, are considered. Attention is paid to practical aspects. An analysis of law enforcement activities is carried out. Keywords: Internet advertising, administrative responsibility, sports object.

For citation: Puklich S.A. Prevention of administrative offense in the field of internet advertising using the example of activities of a sports facility // State service and personnel. 2023;(4):105—109. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/ 2312-0444-2023-4-105-109 EDN: https://elibrary.ru/TRMBEK

Я настоящее время интернет-реклама является важнейшим способом продвижения ^^^■услуг объекта спорта и его контрагентов.

С 1 сентября 2023 г. вступили в действие изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [1] (далее — КоАП РФ) в сфере интернет-рекламы [2].

Среди участников рынка интернет-рекламы присутствует необходимость в получении разъяснений о том, как правомерно осуществлять деятельность в указанной сфере.

Как верно указано Ж.Ю. Юзефович, функция юридической ответственности представляет

© Пуклич С.А. М., 2023.

собой воздействие, которое устанавливает правовые грани деятельности при помощи принуждения или стимулирования для осуществления права в поведении участников правоотношений [13, с. 8].

Цель нашей статьи — показать особенности размещения интернет-рекламы объектом спорта с учетом произошедших изменений в законодательстве.

Объект спорта при осуществлении своей деятельности использует возможности интернет-рекламы при продвижении своих услуг и контрагентов, заинтересованных в рекламе их товаров, работ, услуг на интернет-ресурсах объекта спорта.

В первом случае объект спорта будет выступать как рекламодатель, определивший содержа-

№ 4/2023

ние рекламы и объект рекламирования (п. 5 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» от 13 марта 2006 г. № 38-Ф3 [3] (далее — Закон о рекламе), а при продвижении контрагентов — как рекламо-распространитель (п. 7 ст. 3 Закона о рекламе).

Под рекламой понимается информация, которая распространяется в любой форме, способом и любыми средствами, направленная неопределенному кругу лиц для привлечения внимания к объекту рекламирования, поддержания или формирования интереса к нему, продвижения на рынке (п. 1 ст. 3 Закона о рекламе).

Законодательное регулирование рекламы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет осуществлено в ст. 18.1 Закона о рекламе.

По части 3 ст. 18.1 Закона о рекламе операторы рекламных систем, рекламодатели и рек-ламораспространители, соответствующие определенным Правительством Российской Федерации критериям [4], которые разместили в сети Интернет рекламу, предназначенную для находящихся на территории Российской Федерации потребителей рекламы, обязаны обеспечивать предоставление информации или предоставлять информацию о такой рекламе в Роскомнадзор в соответствии с ч. 5 ст. 18.1 Закона о рекламе.

Обеспечение предоставления или предоставление в Роскомнадзор информации о распространенной интернет-рекламе осуществляется через операторов рекламных данных (ч. 5 ст. 18.1 Закона о рекламе), определение которым дано в этой же части ст. 18.1 Закона о рекламе.

Под операторами рекламных данных понимаются владельцы программ для электронных вычислительных машин, которые служат для установления факта распространения рекламы в сети Интернет, уполномоченные Роскомнадзором осуществлять учет рекламы в сети Интернет и предоставлять информацию в Роскомнадзор.

На сайте Роскомнадзора имеется реестр операторов рекламных данных (https://rkn.gov.ru/ register-ord/register/).

Сроки, в которые необходимо предоставлять или обеспечивать предоставление такой информации, регламентированы постановлением Правительства РФ от 28 мая 2022 г. № 974 [5].

Согласно п. 10 указанного постановления рекламодатели, рекламораспространители информацию об интернет-рекламе передают оператору рекламных данных не позднее тридцати календарных дней после завершения календарного месяца, когда была распространена реклама в сети Интернет.

Рекламодатели, рекламораспространители, а также операторы рекламных данных несут ответственность за актуальность, полноту, своев-

ременность, достоверность предоставления информации об интернет-рекламе в Роскомнадзор (ч. 11 ст. 18.1 Закона о рекламе).

В части 16 ст. 18.1 Закона о рекламе предусмотрено, что интернет-реклама должна иметь пометку «реклама», содержать сведения о ее рекламодателе и (или) сайте, странице сайта в сети Интернет, где имеется информация о рекламодателе такой рекламы. Указанные требования не распространяются на рекламу в радиопередачах, радиопрограммах, телепередачах, телепрограммах, распространяемых в сети Интернет.

Еще одно требование к интернет-рекламе прописано в ч. 17 ст. 18.1 Закона о рекламе. Распространение интернет-рекламы возможно, если ей оператором рекламных данных присвоен идентификатор, включающий уникальное цифровое обозначение (для обеспечения прослеживаемос-ти интернет-рекламы, а также учета информации о ней).

Приказом Роскомнадзора от 30 ноября 2022 г. № 191 [6] регламентированы требования к идентификатору рекламы и осуществлению действий с ним.

Рекламораспространитель или рекламодатель может в рамках договорных отношений обратиться к оператору рекламных данных для получения идентификатора [8].

С 1 сентября 2023 г. Федеральным законом от 24 июня 2023 г. № 274-ФЗ [2] КоАП РФ дополнен частями 15, 16, 17 статьи 14.3.

Неисполнение рекламораспространителем, рекламодателем обязанности по обеспечению предоставления или предоставлению информации о распространенной в сети Интернет рекламе в Рос-комнадзор в соответствии с Законом о рекламе, а также нарушение сроков исполнения перечисленных обязанностей, или предоставление в Роском-надзор неактуальной, недостоверной, неполной информации влечет наложение административного штрафа на граждан, либо должностных лиц, либо юридических лиц. Указанный штраф для юридических лиц составляет от 200 000 до 500 000 руб. (ч. 15 ст. 14.3 КоАП РФ).

Распространение рекламы в сети Интернет без идентификатора рекламы, присвоенного оператором рекламных данных, или нарушение требований к размещению такого идентификатора при распространении интернет-рекламы влечет наложение административного штрафа на граждан, либо на должностных лиц, либо на юридических лиц. Указанный штраф для юридических лиц составляет от 200 000 до 500 000 руб. (ч. 16 ст. 14.3 КоАП РФ).

Объемы размещаемой интернет-рекламы и перечисленные штрафы, связанные с нарушениями при ее распространении в сети Интернет,

№ 4/2023

заставляют руководство и работников объектов спорта внимательно и досконально изучать данную сферу общественных отношений.

Ввиду небольшого срока действия изменений в области интернет-рекламы у участников таких отношений отсутствует полная картина, позволяющая отличить правомерные действия от административных правонарушений.

Также в ближайшее время будет наблюдаться отсутствие судебной практики привлечения к ответственности по частям 15 и 16 ст. 14.3 КоАП РФ (ввиду наличия процессуальных сроков и требований соблюдения порядка привлечения к административной ответственности), а тем более обзоров, например, Президиума Верховного Суда РФ, как это было сделано им по отдельным вопросам, связанным с распространением новой ко-ронавирусной инфекции (COVID-19) [7].

Источником оценки правомерности конкретных действий объекта спорта являются разъяснения правоприменительных органов.

Федеральная антимонопольная служба (далее — ФАС России) в соответствии с Законом о рекламе осуществляет в сфере рекламы федеральный государственный контроль (надзор), в том числе в части соблюдения рекламопроизводителями, рекламодателями, рекламораспространителями обязательных требований, регламентированных Законом о рекламе, федеральными законами, нормативно-правовыми актами [9].

Согласно позиции Роскомнадзора [8] оценка информации с точки зрения отнесения ее к рекламе или не являющейся таковой производится ФАС России в каждом случае отдельно, путем выяснения содержания такой информации и всех обстоятельств ее размещения.

Так, по мнению ФАС России, не нужна маркировка рекламы в «Telegram», если ресурс применяется как «мессенджер», т.е. для коммуникаций между конкретными пользователями. Если указанная система используется для рассылки сообщений широкому кругу пользователей при помощи Telegram-каналов, тогда указанная реклама требует маркировки [10].

В другом разъяснении ФАС России сообщил, что не является рекламой информация об услугах, товарах на официальном сайте, в социальных сетях их исполнителя, продавца. Но если на услуге, товаре концентрируется особое внимание, им придается избыточная эмоционально выраженная информация, содержится предложение их приобрести, то такие сообщения могут быть признаны рекламой, а, значит, на нее распространяются требования ст. 18.1 Закона о рекламе [11].

Еще одно разъяснение ФАС России гласит следующее. Не относится к рекламе информация о реализуемых товарах, которая находится на

официальных страницах в социальных сетях, сайтах организаций, когда такие сведения направлены на информирование посетителей указанных ресурсов о ценах, условиях приобретения, ассортименте товаров, о хозяйственной деятельности компании, их мероприятиях, акциях. В то же время если такая информация направлена на привлечение внимания к отдельному товару, его выделение из похожей продукции (всплывающий баннер), указанная информация может относиться к рекламе [12].

Думается, что приведенное выше разъяснение может быть отнесено к оказываемым объектом спорта услугам.

В письме ФАС России от 29 мая 2023 г. № 08/41716/23 даны следующие разъяснения [9].

Закон о рекламе не распространяется на информацию:

■ о производимых, продаваемых товарах, оказываемых услугах, если она размещена на официальном сайте продавца, производителя товаров, лица, оказывающего услуги. При этом такая информация предназначена для информирования о производителе, продавце, лице, оказывающем услуги, о правилах пользования товарами, услугами, об их ассортименте;

■ о предоставляемых скидках, проводимых акциях на сайте компании в сети Интернет (в том числе при помощи баннера). Такая информация необходима для получения посетителями сайта необходимого объема сведений об организации, ее услугах, товарах, работах;

■ размещенную в статье стороннего блога, СМИ (например, с использованием гиперссылки), содержащую информационно-справочные сведения без объекта рекламирования.

Закон о рекламе применяется, если:

■ привлекается внимание к конкретным услугам, товарам, работам, лицам, их оказывающим или реализующим, и они выделяются среди однородных услуг, работ, товаров (размещение всплывающего окна, бан-нера, не связанных с содержанием таких страниц или на каждой странице сайта);

■ информация, размещенная в статье стороннего блога, СМИ (например, с использованием гиперссылки), формирует интерес к услуге, работе, товару с целью привлечения к объекту рекламирования внимания.

Также в указанном письме сделано важное замечание, что Законом о рекламе не предусмотрены полномочия ФАС России по предварительному контролю материалов рекламного характера.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод. Например, сообщение в Telegram-канале

№ 4/2023

объекта спорта о том, что имеются свободные часы для занятий спортом, не должны быть эмоционально окрашены. То есть, допустимо без маркировки идентификатором рекламы сообщение о свободных датах и времени занятий без побуждения к приобретению услуг объекта спорта в указанное время.

Одним из способов продвижения услуг объекта спорта является его сайт в сети Интернет, где излагается информация о видах предоставляемых услуг. При этом часть площадей такого объекта может сдаваться в аренду контрагентам (кафе, магазинам, другим арендаторам).

Важно понимать, как правильно сообщить на сайте объекта спорта, что предоставляются перечисленные выше услуги и осуществляется реализация продукции контрагентами на территории указанного объекта, без маркировки таких сообщений в соответствии с Ззаконом о рекламе.

По мнению ФАС России, такая информация может попасть под действие ст. 18.1 Закона о рекламе, если делается акцент на товаре, услуге контрагентов, в частности, путем описания их свойств, характеристик, придания им положительного отношения [11].

Следовательно, при размещении на сайте объекта спорта информации о видах деятельности контрагентов стоит исключить наличие средств индивидуализации последних. Например, допустимо продемонстрировать изображение торгового зала магазина с товарами с невозможностью определить фирменное наименование магазина или товарный знак продукции.

Думается, что уже в ближайшие месяцы новшества в регулировании интернет-рекламы и в административной ответственности за нарушения при ее размещении будут понятны участникам указанной сферы отношений.

В то же время на начальном этапе действия нововведений у компаний, их руководства, работников будут возникать вопросы о правомерности своих действий в области рекламы в сети Интернет.

Помощь в уяснении новых правил поведения будет постепенно идти от компетентных государственных органов (прежде всего ФАС России), судов, экспертов.

Для руководства и работников объектов спорта важно постоянно отслеживать появляющиеся разъяснения и комментарии. При этом будут сохранятся актуальными и личный анализ, инициатива таких руководителей, работников при размещении информации в сети Интернет и квалификации ее как подпадающей или нет под требования Закона о рекламе и, в частности, ст. 18.1 указанного Закона.

Список источников

1. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // http:// www.consultant.ru/

2. Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 24.06.2023 № 274-ФЗ // http://www.consultant.ru/

3. Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ // http://www.consultant.ru/

4. Постановление Правительства РФ от 25.05.2022 № 948 «Об утверждении критериев отнесения рекламодателей, рекламораспространи-телей, операторов рекламных систем, разместивших в информационно-телекоммуникационной сети Интернет рекламу, направленную на привлечение внимания потребителей рекламы, находящихся на территории Российской Федерации, к лицам, обязанным предоставлять информацию или обеспечивать предоставление информации о такой рекламе в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» // http://www.consultant.ru/

5. Постановление Правительства РФ от 28.05.2022 № 974 «Об утверждении Правил взаимодействия Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций с операторами рекламных данных, включая порядок, формат и сроки предоставления в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций информации о распространенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет рекламе» // http://www.consultant.ru/

6. Приказ Роскомнадзора от 30.11.2022 № 191 «Об утверждении Требований к идентификатору рекламы, его содержанию, порядку и сроков его присвоения, размещения при распространении рекламы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, хранения и предоставления в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» // http://www.consultant.ru/

7. Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020) // http://www.consultant.ru/

8. Письмо Роскомнадзора от 07.12.2022 № 03108552 «О рассмотрении запроса» // http:// www.consultant.ru/

9. Письмо ФАС России от 29.05.2023 № 08/ 41716/23 «Об информации в сети Интернет» // http://www.consultant.ru/

№ 4/2023

10. Информация ФАС России. «Официальная позиция ФАС России о маркировке рекламы в «Telegram». Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте https://fas.gov.ru по состоянию на 26.10.2022.

11. Информация ФАС России. «ФАС уточнила, какая информация признается рекламой». Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте https://fas.gov.ru/ по состоянию на 24.11.2022.

12. Вопрос: Какие требования установлены законодательством Российской Федерации о рекламе по факту распространения на интернет-сайтах или в социальных сетях рекламы? // https:// fas.gov.ru/ 2021.

13. Юзефович Ж.Ю. Функции юридической ответственности и формы их реализации по российскому законодательству: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004.

References

1. Code of the Russian Federation on Administrative Offenses dated December 30, 2001 № 195-FZ // http://www.consultant.ru/

2. Federal Law of June 24, 2023 № 274-FZ «On Amendments to the Code of the Russian Federation on Administrative Offenses» // http://www.con-sultant.ru/

3. Federal Law of March 13, 2006 № 38-FZ «On Advertising» // http://www.consultant.ru/

4. Decree of the Government of the Russian Federation dated May 25, 2022 № 948 «On approval of criteria for classifying advertisers, advertising distributors, advertising system operators who have placed advertisements on the Internet information and telecommunications network aimed at attracting the attention of advertising consumers located on the territory of the Russian Federation as persons, obligated to provide information or ensure the provision of information about such advertising to the Federal Service for Supervision of Communications, Information Technology and Mass Communications» // http://www.consultant.ru/

5. Decree of the Government of the Russian Federation dated May 28, 2022 № 974 «On approval of the Rules for interaction of the Federal Service for Supervision in the Sphere of Communications, Information Technology and Mass Communications

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

with operators of advertising data, including the procedure, format and timing for submission to the Federal Service for Supervision in the Sphere of Communications, information technologies and mass communications information about advertising distributed on the information and telecommunications network Internet» // http://www.consultant.ru/

6. Order of Roskomnadzor dated November 30, 2022 № 191 «On approval of the Requirements for the advertising identifier, its content, the procedure and timing for its assignment, placement when distributing advertising on the Internet, storage and provision to the Federal Service for Supervision of communications, information technology and mass communications» // http://www.consultant.ru/

7. Review of certain issues of judicial practice related to the application of legislation and measures to counter the spread of the new coronavirus infection (COVID-19) on the territory of the Russian Federation № 1 (approved by the Presidium of the Supreme Court of the Russian Federation on April 21, 2020) // http://www.consultant.ru/

8. Letter of Roskomnadzor dated December 7, 2022 № 03-108552 «On consideration of the request» // http://www.consultant.ru/

9. Letter of the Federal Antimonopoly Service of Russia dated May 29, 2023 № 08/41716/23 «On information on the Internet» // http://www.con-sultant.ru/

10. Information from the Federal Antimonopoly Service of Russia. «The official position of the Federal Antimonopoly Service of Russia on the labeling of advertising in Telegram». The text of the document is given in accordance with the publication on the website https://fas.gov.ru as of October 26, 2022.

11. Information from the Federal Antimonopoly Service of Russia. «The FAS has clarified what information is considered advertising».The text of the document is given in accordance.

12. Question: What requirements are established by the legislation of the Russian Federation on advertising regarding the distribution of advertising on Internet sites or social networks? // https://fas.gov.ru 2021.

13. Yuzefovich Zh Yu. Functions of legal responsibility and forms of their implementation under Russian legislation: Dis. ... cand. of legal sciences. Moscow, 2004.

Информация об авторе

Пуклич С.А. — аспирант

Статья поступила в редакцию 10.10.2023; одобрена после рецензирования 08.11.2023; принята к публикации 14.11.2023.

Information about the author

Puklich S.A. — graduate student

The article was submitted 10.10.2023; approved after reviewing 08.11.2023; accepted for publication 14.11.2023.

№ 4/2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.