Научная статья на тему 'НОВЫЙ ЗАКОН О МАРКИРОВКЕ РЕКЛАМЫ В СЕТИ "ИНТЕРНЕТ"'

НОВЫЙ ЗАКОН О МАРКИРОВКЕ РЕКЛАМЫ В СЕТИ "ИНТЕРНЕТ" Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
114
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МАРКИРОВКА / РЕКЛАМА / ИНТЕРНЕТ / РЕКЛАМОДАТЕЛИ / ОПЕРАТОРЫ РЕКЛАМНЫХ ДАННЫХ / ЕДИНЫЙ РЕЕСТР ИНТЕРНЕТ-РЕКЛАМЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ABELING / ADVERTISING / INTERNET / ADVERTISERS / ADVERTISING DATA OPERATORS / UNIFIED REGISTER OF INTERNET ADVERTISING / SOCIAL NETWORKS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сейдвалиева Альбина Руслановна

Реклама является неотъемлемым элементом маркетинга, который благодаря своей функции продвижения различных товаров и услуг играет ключевую роль в развитии бизнеса. Так, рекламная деятельность в сети «Интернет» приобрела не меньшую популярность, в связи с чем стали увеличиваться случаи недобросовестного и неправомерного размещения рекламных интеграций на цифровых площадках. Именно по этим причинам и был создан новый закон о маркировке рекламы в Интернете, который также является дополнением к основному ФЗ «О рекламе». Такой закон, а если говорить точнее, новая статья (ст. 18.1 ФЗ «О рекламе»), предусматривает обязательность маркировки рекламы на всех платформах, включая социальные сети, блоги и другие сайты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NEW LAW ON THE LABELING OF ADVERTISING ON THE INTERNET

Advertising is an integral element of marketing, which, thanks to its function of promoting various goods and services, plays a key role in business development. Thus, advertising activities on the Internet have gained no less popularity, and therefore cases of unfair and illegal placement of advertising integrations on digital platforms have begun to increase. It is for these reasons that a new law on labeling advertising on the Internet was created, which is also an addition to the main Federal Law «On Advertising». Such a law, or more precisely, a new article (18.1 of the Federal Law «On Advertising») provides for the mandatory labeling of advertising on all platforms, including social networks, blogs and other sites.

Текст научной работы на тему «НОВЫЙ ЗАКОН О МАРКИРОВКЕ РЕКЛАМЫ В СЕТИ "ИНТЕРНЕТ"»

Евразийская адвокатура. 2023. № 6 (65). С. 42. Eurasian advocacy. 2023;(6(65)):42.

Актуальные проблемы адвокатской практики

Научная статья УДК 659.1

doi 10.52068/2304-9839_2023_65_6_42

НОВЫЙ ЗАКОН О МАРКИРОВКЕ РЕКЛАМЫ В СЕТИ «ИНТЕРНЕТ» СЕЙДВАЛИЕВА Альбина Руслановна

Студент 4 курса юридического факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

105187, Россия, г. Москва, ул. Щербаковская, д. 38, Российская Федерация

Аннотация: Реклама является неотъемлемым элементом маркетинга, который благодаря своей функции продвижения различных товаров и услуг играет ключевую роль в развитии бизнеса. Так, рекламная деятельность в сети «Интернет» приобрела не меньшую популярность, в связи с чем стали увеличиваться случаи недобросовестного и неправомерного размещения рекламных интеграций на цифровых площадках. Именно по этим причинам и был создан новый закон о маркировке рекламы в Интернете, который также является дополнением к основному ФЗ «О рекламе». Такой закон, а если говорить точнее, новая статья (ст. 18.1 ФЗ «О рекламе»), предусматривает обязательность маркировки рекламы на всех платформах, включая социальные сети, блоги и другие сайты.

Ключевые слова: маркировка, реклама, Интернет, рекламодатели, операторы рекламных данных, Единый реестр интернет-рекламы, социальные сети

Для цитирования: Сейдвалиева А.Р. Новый закон о маркировке рекламы в сети «Интернет» // Евразийская адвокатура. 2023. № 6 (65). С. 42. https://doi.org/10.52068/2304-9839_2023_65_6_42

Actual Problems of Advocacy Practice

Original article

THE NEW LAW ON THE LABELING OF ADVERTISING ON THE INTERNET SEYDVALIEVA Albina Ruslanovna

Student of the Faculty of Law of the Financial University under the Government of the Russian Federation 105187, Moscow, Shcherbakovskaya str., 38, Russian Federation

Abstract: Advertising is an integral element of marketing, which, thanks to its function of promoting various goods and services, plays a key role in business development. Thus, advertising activities on the Internet have gained no less popularity, and therefore cases of unfair and illegal placement of advertising integrations on digital platforms have begun to increase. It is for these reasons that a new law on labeling advertising on the Internet was created, which is also an addition to the main Federal Law «On Advertising». Such a law, or more precisely, a new article (18.1 of the Federal Law «On Advertising») provides for the mandatory labeling of advertising on all platforms, including social networks, blogs and other sites.

Keywords: labeling, advertising, Internet, advertisers, advertising data operators, Unified Register of Internet advertising, social networks

For citation: Seydvalieva A.R. The New Law on the Labeling of Advertising on the Internet = Eurasian advocacy. 2023;6(65):42. (In Russ.). https://doi.org/10.52068/2304-9839_2023_65_6_42

В настоящее время реклама в сети «Интернет» имеет большое значение, поскольку при ее отсутствии очень сложно продвинуть какой-либо продукт предпринимательской деятельности, поведать потенциальным потребителям и партнерам о собственной бизнес-идее и многое другое. Реклама является неким средством привлечения

различных субъектов рынка. Таким образом, интернет-реклама - это определенная информация, распространенная любым способом, в любой форме и с помощью любых средств в цифровой среде, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования. Однако, как и любая дру-

© Сейдвалиева А.Р. 2023 Распространяется по лицензии Creative Commons Attribution NonCommercial License 4.0 (CC BY-NC).

гая реклама, реклама в сети «Интернет» требует правового регулирования. Так, данная область находится под контролем Федерального закона «О рекламе». Данный нормативный правовой акт регулирует все положения, относящиеся к рекламной деятельности, в том числе и в сети «Интернет». Однако здесь стоит отметить, что в данный закон были внесены существенные изменения, которые не просто дополнили сам правовой акт, но и образовали новый закон о маркировке рекламы.

Так, ключевые преобразования в данной сфере закреплены в п. 3 ст. 1 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе». Для начала стоит рассмотреть участников процесса маркировки рекламы, чтобы понять цепочку взаимодействия его элементов между собой. Итак, к таким субъектам можно отнести рекламодателей, рекламораспространителей и операторов рекламных систем, которые уже разместили в сети «Интернет» рекламу, которая непосредственно направлена на привлечение внимания ее потребителей. Если говорить немного подробнее, то сюда относятся рекламодатели, являющиеся физическими, юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, о распространении рекламной информации которых должны сообщить в специальный уполномоченный орган, а именно в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций или же оператору рекламных данных рекламораспространители или операторы рекламных систем в соответствии с условиями договора с такими рекламодателями. Помимо этого лицами, попадающими под обязательную маркировку рекламы, служат те же субъекты, которые осуществляют или организуют распространение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» рекламы любых рекламодателей, являющихся не только физическими, юридическими лицами и ИП, но и органами государственной власти, местного самоуправления и муниципальными органами, не входящими в их структуру, а также рекламы, которая вызывает особый интерес у остальных лиц, в том числе и интернет-рекламы в виде баннеров, текстового блока, аудиозаписи, видеороликов или каких-либо трансляций в прямом эфире. Более того, к числу таких лиц относятся и рекламораспространители, которые являются владельцами социальных сетей, аудиовизуальных сервисов, новостных агрегаторов, организаторы сервиса обмена мгновенными сообщениями, а также операторы поисковых систем [1, с. 52]. Важно отметить, что к таким субъектам не относятся рекламодатели, обладающие исключительными правами

на объекты рекламирования или являющиеся изготовителями или продавцами тех или иных товаров.

Что же касается регулятивной стороны, то инициатором процесса маркировки рекламы является Роскомнадзор, поскольку именно он обязывает соответствующих участников данной процедуры сообщать всю необходимую информацию о рекламе в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР). Однако довольно важную роль здесь играют и операторы рекламных данных (ОРД) - определенные компании, владеющие программами, отслеживающими факт распространения рекламы в Интернете. Значимым моментом является то, что именно эти организации уполномочены предоставлять соответствующие данные о рекламной деятельности субъектов процесса маркировки в Единый реестр Интернет-рекламы. В этом реестре все данные о рекламодателе хранятся пять лет. А отчет о рекламной кампании, как правило, передается в ЕРИР в течение 30 дней с момента окончания месяца, в котором была выпущена реклама. Стоит отметить, что на данный момент существует семь ОРД, в число которых входят ОРД ВКонтакте, СБЕР, ОРД-А (AmberData), Яндекс, МедиаСкаут, OZON, Вымпелком. Если подробнее говорить о данных, которые передаются через ОРД непосредственно в ЕРИР, то к ним можно отнести достоверную информацию об участниках рынка, их индивидуальный налоговый номер; сведения о заключенных договорах между рассматриваемыми субъектами; а также данные о различных рекламных объявлениях, а именно о креативной части рекламы, ее заказчиках и стоимости. Более того, при осуществлении функции по сбору данных ОРД дает участникам рынка возможность автоматизировать ввод их персональных данных, присваивая креативам соответствующие регистрационные идентификаторы, которые также известны как токены. Рекламные образцы хранятся у операторов рекламных данных в течение одного года. Важно обозначить, что при маркировке рекламы токен необходимо приобретать на все креативы, которые были созданы в рамках каких-либо договоренностей, вне зависимости от того, возникли они на бартерной или денежной основе. Помимо ЕРИР и ОРД процессы регистрации и продвижения рекламы контролируются такими государственными органами, как Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Федеральная налоговая служба (ФНС). ФАС так же, как и Роскомнадзор, осуществляет функции по выявлению немаркированной рекламы и к тому же уполномочена на оперативное реагирование на обнаружение неправомерной рекламы. А что касается налоговой службы, то она непосредственно

ЕВРАЗИЙСКАЯ АДВОКАТУРА 6 (65) 2023

контролирует правильное и своевременное налогообложение рекламной деятельности.

Теперь перейдем к рассмотрению основных составляющих маркировки рекламы в информационно-коммуникационной сети «Интернет». Так, одним из главных атрибутов такой маркировки является проставление пометки «реклама», а также указания рекламодателя соответствующей рекламы или сайта, содержащего информацию об определенном рекламодателе. Однако стоит упомянуть, что подобную отметку не требуется ставить на рекламе, размещенной в телепрограммах или телепередачах, а также в радиопрограммах и радиопередачах, находящихся в Интернете. Более того, как было сказано раньше, распространение рекламы в сети «Интернет» возможно исключительно в результате присвоения оператором рекламных данных идентификатора рекламы, представляющего собой уникальное цифровое обозначение, которое позволяет уполномоченным органам осуществлять контроль за информацией о конкретной рекламе в целом и за способами и методами ее распространения.

Помимо всего прочего очень важно выяснить, какую именно рекламу необходимо маркировать. Так, процессу маркировки подлежат следующие элементы рекламной деятельности: контекстная, медийная, таргетированная реклама; различные промопосты в социальных сетях; видеобаннеры и вертикальные видео; мультиформат и формат карусель; а также SEO-статьи и пресс-релизы. Здесь стоит отметить, что в случае, если такие релизы содержат информацию, носящую исключительно ознакомительный характер, то маркировать их не нужно. Однако если релизы обладают некими рекламными признаками, то данные о них контролируются общим законом о рекламе, независимо от формы их распространения, возмездной или безвозмездной. То же самое касается и SEO-статей: если в них присутствуют рекламные элементы, то тогда такая реклама должна регистрироваться в ОРД. Что же касается саморекламы, которую осуществляют некоторые лица через собственные сайты и социальные сети, то она не является исключением, и ее тоже необходимо маркировать. А если же говорить про остальные цифровые площадки, например такие как ВКон-такте и Яндекс, то ими были созданы собственные операторы рекламных данных, что автоматизирует процесс маркировки соответствующей рекламы, поскольку рекламные системы самостоятельно осуществляют добавление нужных данных к каждому рекламному объявлению, а также передачу необходимой отчетности. Таким образом,

важно разграничивать рекламу от информации о хозяйственной деятельности организации. Так, в некоторых случаях рекламой являются баннеры, содержащие данные о товаре, если рекламодатель путем привлечения интереса к такому баннеру имеет цель дальнейшего продвижения конкретного товара; если такая информация выделяет определенный объект рекламирования среди иных схожих объектов, а также если сам баннер закреплен в одном и том же месте на сайте в сети «Интернет», которое вне зависимости от постраничных передвижений остается неизменным.

Несмотря на довольно широкий перечень видов рекламы, которые необходимо подвергать процессу маркировки, среди них встречаются и те, которые маркировать не нужно. Так, например, нет необходимости маркировать социальную рекламу, поскольку для нее существует ее собственный оператор, АНО «Институт развития интернета» (ИРИ), который на данный момент является единственным оператором социальной рекламы в Интернете в Российской Федерации. Также не нужно маркировать и рекламу собственных товаров, которую организации распространяют клиентам по электронной почте, в личных сообщениях или же через уведомления тех или иных приложений; рекламу в рамках передач на телевидении или радио, которая показана в Интернете без каких-либо изменений; разного рода Рш^уведомления; гиперссылки, принадлежащие одному владельцу, которые можно размещать, не осуществляя дополнительную маркировку; логотипы компаний, имеющие обыкновенный единый стиль и отражающие сведения о спонсорах и партнерах организации; отзывы о тех или иных товарах, располагающиеся в специальном разделе Интернет-сайта; и в целом информацию, которая не обладает объектом рекламирования, например не содержит название компании, продукции и т. д., не имеет своей направленностью продвижение товара на рынке и не нацелена на привлечение внимания и интереса широкого круга людей.

Итак, на основании вышеперечисленных положений нового закона о маркировке рекламы формируется поэтапный процесс данной процедуры. Сперва рекламодатель самостоятельно или же через своих посредников передает необходимые сведения о креативах соответствующему оператору рекламных данных. После этого ОРД автоматически преобразует полученную информацию в маркировку и передает ее в Единый реестр интернет-рекламы. Следующим шагом является непосредственно осуществление маркировки рекламы, а именно указание пометки «реклама»

и определенного идентификатора на рекламном объявлении. Более того, доступ к необходимой информации, составляющей рекламу, приобретают и такие государственные органы, как Ро-скомнадзор, ФАС и ФНС, которые, в свою очередь, ее обрабатывают и устанавливают факт наличия или отсутствия каких-либо нарушений законодательства в данной области. А завершающим этапом является подача ежемесячной отчетности в ОРД. Такой отчет должен содержать всю основную информацию о рекламной деятельности организации, от финансовой составляющей до статистических данных.

Кроме того, в рамках рассматриваемой темы важно отметить, что за неисполнение требований законодательства об обязательной маркировке рекламы предусмотрены соответствующие санкции, а именно штрафы. Сумма штрафа зависит от субъекта, совершившего правонарушение. Так, в случае непредоставления данных или нарушения сроков подачи такой информации в ЕРИР для физических лиц штраф составляет от 10 000 до 30 000 руб., для юридических лиц - от 200 000 до 500 000 руб., а что касается индивидуальных предпринимателей и должностных лиц - от 30 000 до 100 000 руб. При неправильном размещении токена или же при его отсутствии у организаций штрафные санкции остаются неизменными, в то время как для ИП, должностных и физических лиц они увеличились - от 100 000 до 200 000 руб. и от 30 000 до 100 000 руб. соответственно. А в случае нарушения процесса передачи необходимых сведений в ЕРИР и процедуры их хранения также штрафам будут подвергнуты операторы рекламных данных. Однако здесь стоит упомянуть, что при совершении рекламодателем нескольких подобных нарушений суммы штрафов будут суммироваться.

Обобщая вышесказанное, важно отметить, что внесение изменений в ФЗ «О рекламе» путем добавления новой статьи, а именно ст. 18.1, является значимым шагом в осуществлении эффективного регулирования любой рекламы в сети «Интернет». Теперь рекламная деятельность различных участников рынка стала более прозрачной, поскольку с введением рассматриваемой нормы предмет рекламы могут увидеть не только любые потребители контента в Интернете, но и сами рекламодатели, которые могут получить информацию о своих посредниках и конкурентах. Более того, теперь усложнился процесс размещения скрытой рекламы, что связано с тем, что совместно с обязательной маркировкой необходимо указывать координаты конкретного рекламодателя. Также, учитывая то, что сведения о лице, распро-

ограняющем данные рекламного характера, и в целом информация о товаре, которая также обладает рекламными элементами, попадают под контроль государственных органов (ФАС, ФНС, Роскомнадзор), регулирование рекламы перешло на совершенно другой, более качественный уровень, что свидетельствует о том, что теперь ни одна рекламная интеграция не останется незамеченной. А введение санкционной политики в отношении лиц, нарушающих рекламное законодательство, является стимулирующим фактором, способствующим снижению случаев нелегального рекламирования и реальному узакониванию объектов рекламы в сети «Интернет. Если говорить о последствиях нового закона для рекламодателей, то, безусловно, появившиеся правила негативно отражаются на их трудовой деятельности. Во-первых, основным ударом стало уменьшение количества нативных рекламных интеграций, размещение которых стало практически невозможным в связи с обязательной маркировкой. А во-вторых, рассматриваемый процесс привел к значительному увеличению стоимости рекламы в Интернете, что также отрицательно сказалось на работе соответствующих субъектов. В заключение хочется отметить, что, несмотря на такие нововведения в сфере интернет-рекламы, новый закон о маркировке не предоставляет никаких гарантий в отношении полного соблюдения установленных норм, а значит не исключает возможные риски, связанные с наличием рекламы, не подвергшейся маркировке. И более того, в связи с новизной этих правовых требований все еще нет единого для всех образца маркировки, что приводит к отсутствию однородности рекламы и ухудшению визуальной составляющей контента.

Список источников

1. Фомина А.А. Требования, предъявляемые к рекламе в рамках российского законодательства // Правовой альманах. 2023. № 4(26). С. 50-56.

References

1. Fomina A.A. Trebovaniya, pred>>yavlyaemy~e k reklame v ramkax rossijskogo zakonodateFstva // Pravo-voj aPmanax. 2023. № 4(26). S. 50-56.

Статья поступила в редакцию 09.11.2023; одобрена после рецензирования 20.11.2023; принята к публикации 20.11.2023.

The article was submitted 09.11.2023; approved after reviewing 20.11.2023; accepted for publication 20.11.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.