30
корпоративное управление
N.B. ОТОЗВАНА/RETRACTED 06.08.2018
УДК 330.342.146 (045)
новая философия предпринимательства — корпоративная социальная ответственность
АсАул АнАтолий ниКолАЕвич, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики предпринимательства и инноваций Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, Заслуженный деятель науки РФ E-mail: [email protected]
Аннотация. Раскрыты сущность и основные причины, побуждающие субъект предпринимательства уделять особое внимание вопросам корпоративной социальной ответственности (КСО). В статье КСО рассматривается как система, состоящая из трех сфер: экономической, экологической и социальной. Уделено внимание организационным и ценностнообразующим механизмам. Рассмотрены принципы реализации модели КСО субъектов предпринимательства: институциональный, воспроизводственный и управленческий. Принципы КСО субъекты предпринимательства должны внедрять в свою деятельность на системной основе и интегрировать их во все бизнес-процессы. Только когда компания при принятии решений учитывает не только экономические, но и социальные и экологические факторы, она сможет управлять влиянием своей деятельности на общество и окружающую среду и быть подотчетной за него. При этом субъектам предпринимательства важно понимать, что КСО не является необязательным дополнением к их основной деятельности и не ограничивается филантропией. В статье показаны наиболее существенные аспекты положительного влияния корпоративной социальной ответственности на увеличение эффективности субъектов предпринимательства. Рассмотрены приоритетные направления и механизмы реализации КСО. Подчеркивается, что в России требованием времени стали перенос центра тяжести в практике КСО с сугубо социальных и благотворительных программ на более широкое понимание взаимодействия субъектов предпринимательской деятельности и общества -в русле обеспечения устойчивого развития. В результате корпоративная социальная ответственность постепенно становится новой философией предпринимательства, основываясь на которой компании своей главной целью выделяют не только получение прибыли, но также и достижение общественного блага и поддержание экологической стабильности.
Ключевые слова: предпринимательство, корпоративная социальная ответственность, философия поведения, концепция выстраивания, устойчивое развитие, механизмы управления КСО.
corporate social responsibility as the new philosophy of business
AsAuL ANAToLY п., Doctor of Economic Sciences, Professor of the Department of Entrepreneurship and Innovation Economics of St. Petersburg State Architecture and Construction University, Honoured Science Worker of the Russian Federation
E-mail: [email protected]
abstract. In the article, the essence and the main reasons of a business entity paying special attention to the issues of corporate social responsibility (CSR) are shown. CSR is considered as a system consisting of three spheres: economic, environmental and social. Attention is paid to organizational and values-creating mechanisms. The institutional,
reproduction and management principles of implementing the CSR business model are considered. Business entities should implement the principles of CSR into their activities on a system basis as well as integrate them into all business processes. Only when a company, while making decisions, takes into account not only economic but also social and environmental factors, it will be able to manage the impact of its activities on the society and the environment, and to be accountable for it Along with this it is important for the business entities to understand that CSR is not an optional addition to their main activity and is not limited to philanthropy.
The article shows the most significant aspects of the positive impact of corporate social responsibility on the increase of the efficiency of businesses. The priorities and mechanisms of the CSR implementation are considered. It is emphasized that in CSR practices in Russia, the time dictates shifting the center of gravity from social and charity programs to a broader understanding of interaction of business entities and the society - in the course of sustainable development As a result, corporate social responsibility is increasingly becoming a new philosophy of entrepreneurship, basing on which the company's main purpose is not only profit earning, but also achievement of public goods and maintenance of ecological stability.
Keywords: entrepreneurship, corporate social responsibility, philosophy of behavior, concept of alignment, sustainable development, CSR controlling mechanisms.
«Богат не тот, кто много приобрел, а тот, кто много раздал».
Иоанн Златоуст
«Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя».
В.И. Ленин
В настоящее время тема корпоративной социальной ответственности (КСО) становится все более востребованной в деловом сообществе. О социальной ответственности говорят с высоких трибун, вопросам КСО посвящаются престижные международные форумы, о своей приверженности идее относительно социальной ответственности заявляет множество компаний (см., например, [1-3]). Но что подразумевается этим понятием?
У субъектов предпринимательской деятельности существует четыре типа ответственности: экономическая; правовая; этическая; социальная (филантропическая) (см. рисунок).
Экономическая. Экономическая ответственность субъектов предпринимательской деятельности перед обществом заключается в предоставлении востребованных продуктов и услуг. При выполнении этой функции организация получает вознаграждение, или прибыль. Именно эта базовая форма ответственности и является ключевой для всех действий коммерческой организации.
Правовая. Субъекты предпринимательской деятельности также несут правовую ответствен-
ность перед обществом, которая регулируется государством. На этом заканчивается ответственность, необходимая организации для существования.
Этическая. В том случае, когда у стейкхол-деров компании существуют определенные ожидания от методов ее работы, компания несет этическую ответственность перед своими работниками, акционерами и другими членами общества. Зачем субъекту предпринимательства быть этичным? Как и в предыдущих случаях, главной целью является увеличение капитала. При развитом гражданском обществе, где КСО имеет большое значение, неэтичное поведение со стороны субъектов предпринимательской деятельности может привести к потере акционеров и клиентов. Если же компания ведет открытую и этически правильную деятельность, это повышает ее шансы привлечь новых инвесторов.
Социальная (филантропическая). Такого рода ответственность зависит исключительно от моральных устоев менеджмента компании. В отличие от предыдущих типов, филантропическая ответственность не связана с ожиданиями общества и государства.
Одним из первых проявлений социальной ответственности можно с уверенностью считать благотворительность, история которой уходит своими корнями в глубокое прошлое. Изначально это явление носило частный характер, поскольку решения об оказании благотворительной помощи принимались в основном собственниками организаций. Однако в настоящее время все большее распространение получает
/ ФИЛАНТРО- \ / ПИЧЕСКАЯ \
/ Быть хорошим \ / корпоративным гражданином \
/ ЭТИЧЕСКАЯ \
/ Следовать этическим нормам >
ПРАВОВАЯ
Соблюдать законы
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
Быть прибыльной, удовлетворяя потребности
Пирамида корпоративной социальной ответственности (пирамида кэролла)
корпоративная благотворительность, которая осуществляется от лица компании.
Круг вопросов, которые относились к сфере социальной ответственности субъектов предпринимательства, стал постепенно расширяться, это было связано с тем, что увеличивались масштабы промышленной деятельности. Так, индустриальный бум конца XIX в., приведший к усилению конкуренции и росту рабочего движения, стал причиной, побудившей целый ряд компаний пойти на смягчение условий труда наемных работников и предоставление дополнительных гарантий своим деловым партнерам. Это стало предтечей развития таких современных направлений социальной ответственности, как ответственные трудовые и деловые практики.
Тем не менее только начиная с середины ХХ в. о социальной ответственности субъектов предпринимательской деятельности стали говорить как о масштабном общественном явлении. Именно тогда корпоративная социальная ответственность начинает активно использоваться в практике компаний стран с развитой рыночной экономикой, а позднее и в странах с быстроразвивающейся экономикой, включая Россию [4]. В начале 2000 г. в научной школе «Методологические проблемы эффективности
региональных инвестиционно-строительных комплексов как самоорганизующейся и саморегулируемой системы» при Санкт-Петербургском государственном архитектурно-строительном университете (руководитель — Заслуженный деятель науки РФ, доктор экономических наук, профессор А. Н. Асаул) усиленно изучается феномен корпоративной социальной ответственности, и этой теме посвящено немалое количество исследований (см., например, [5, 6]).
Во многих учебниках говорится, что ключевым звеном предпринимательской деятельности является максимизация прибыли, но это не совсем так. На заседании круглого стола «Российское предпринимательство: связь времен» (2004), которое проводил академик Л.И. Абалкин, было отмечено, что прибыль — это мерило успеха, так как только его размер показывает, насколько успешен предприниматель. Но целевые устремления предпринимателя связаны с обеспечением долгосрочной устойчивости экономической деятельности и с максимизацией ее возможностей, возможностей предпринимателя удовлетворять комплекс его социально экономических потребностей [7, с. 77].
Причинами, которые повлияли на интенсивное развитие корпоративной социальной
ответственности в 60-70-е годы ХХ в., в экономически развитых странах стали: активизация движения общественных групп, критикующие решения и действия субъектов предпринимательства, отказ потребителей от приобретения товаров и пользования услугами безответственных компаний, а также рост профсоюзного движения. В это время в странах с развитой рыночной экономикой ужесточалось трудовое и экологическое законодательство, появлялись общественные инициативы, которые были направлены на развитие корпоративной социальной ответственности.
В первой половине XXI в. большинство крупных западных компаний сформировали собственные политики КСО, а изучение концепции корпоративной социальной ответственности стало обязательным в ведущих экономических вузах, как учебный курс по корпоративному менеджменту.
На усиление роли КСО финансовый сектор отреагировал появлением практики ответственного финансирования. В процессе принятия решений о выделении финансирования отличительной особенностью становится учет не только экономической рентабельности, но также экологических и социальных факторов. Для оценки результативности компаний в области КСО и устойчивого развития были разработаны фондовые индексы, такие как Dow Jones Sustainability Index (DJSI) и FTSE4GOOD [8].
Основные причины, побуждающие компанию уделять особое внимание вопросам социальной ответственности, следующие:
• глобализация и связанное с ней обострение конкуренции;
• растущие размеры и влияние компаний;
• усиление механизмов государственного регулирования;
• «война за талант» — конкуренция компаний за персонал;
• рост гражданской активности;
• возрастающая роль нематериальных активов (репутации и брендов).
В России развитие КСО началось после 2000 г. За это время количество российских компаний, внедряющих в свою деятельность принципы социальной ответственности, постоянно растет, что можно объяснить их активным продвижением на международные рынки и стремлением большинства организаций сделать свою
деятельность более цивилизованной, стабилизировать репутацию в глазах заинтересованных сторон, снизить уровень нефинансовых рисков.
На современном этапе необходимость повышения корпоративной социальной ответственности бизнеса отмечается на самом высоком государственном уровне. При этом особо важная роль в данном процессе отводится госкорпорациям и компаниям с государственным участием. Так, в июне 2010 г. Президент Российской Федерации поручил Правительству разработать предложения «о порядке применения добровольных механизмов экологической ответственности в компаниях с государственным участием, а также об обязательной регулярной публикации государственными корпорациями, доля участия государства в которых составляет 100%, нефинансовых отчетов об устойчивости развития, подлежащих независимой проверке или заверению»1.
В соответствии с Программой развития ООН Ассоциацией менеджеров России был подготовлен Доклад о социальных инвестициях в России за 2004 г., в котором дано расширенное определение понятия КСО применительно к России. «Корпоративная социальная ответственность определяется как философия поведения и концепция выстраивания предпринимательским сообществом, отдельными корпорациями и организациями своей деятельности по следующим направлениям:
• производство качественной продукции и услуг для потребителей;
• создание привлекательных рабочих мест, выплата легальных зарплат, инвестиции в развитие человеческого потенциала;
• соблюдение требований законодательства: налогового, экологического, трудового и др.;
• эффективное ведение предпринимательской деятельности, ориентированное на создание добавленной экономической стоимости и рост благосостояния своих акционеров;
• учет общественных ожиданий и общепринятых этических норм в практике ведения дел;
• вклад в формирование гражданского общества через партнерские программы и проекты развития местного сообщества» [2].
1 Поручение Президента Российской Федерации от 6 июня 2010 г. № Пр-1640, данное по итогам заседания президиума Государственного совета РФ 27 мая 2010 г.
Наиболее точным и полным, по мнению многих экспертов, является определение, сформулированное в Международном стандарте ISO 26000 «Руководство по социальной ответственности» в 2010 г.: «Социальная ответственность — это ответственность организации за воздействие ее решений и деятельности на общество и окружающую среду через прозрачное и этичное поведение, которое:
• содействует устойчивому развитию, включая здоровье и благосостояние общества;
• учитывает ожидания заинтересованных сторон;
• соответствует применяемому законодательству и согласуется с международными нормами поведения;
• введено во всей организации».
Много определений социальной ответственности было предложено в разные периоды, но основной целью корпоративной социальной ответственности является достижение устойчивого развития общества, под которым понимается удовлетворение потребностей нынешнего поколения, без создания угроз для удовлетворения потребностей будущих поколений.
Корпоративную социальную ответственность следует рассматривать как систему, состоящую из трех сфер. Развитие системы направлено непосредственно на улучшение качества жизни населения.
В экономическую сферу КСО компаний включается удовлетворение нужд основных групп заинтересованных лиц, т.е. групп, на которые компания имеет влияние (первичная группа) и от которых она непосредственно зависит (вторичная группа). Взаимозависимая система формируется стейкхолдерами в так называемую паутину, она имеет способность поддерживать компанию в трудную минуту, но также может лишить компанию возможности действовать, т.е. иногда интересы этих субъектов входят в противоречие. Если говорить о современном мире, то с уверенностью можно сказать, что коммерческая успешность компании напрямую зависит от интересов общества.
Экологическая сфера КСО имеет непосредственное отношение к окружающей среде. Если компании используют технологии, негативно воздействующие на окружающую среду, то они обязательно должны выполнять требования, касающиеся охраны окружающей среды, а также
учитывать природоохранные нормативы, государственные стандарты и иные документы. Большинство компаний должны разрабатывать методы производства, исключающие загрязнения окружающей среды.
Социальная сфера социально ответственных компаний включает в себя решение проблем, связанных с общественным благосостоянием в целом.
Рассмотрим механизмы управления КСО.
Организационные механизмы:
• разработка и внедрение стратегии КСО, определяющей позицию компании в отношении вопросов устойчивого развития и ее приоритеты в области КСО;
• разработка и внедрение положений и политик, регламентирующих деятельность по отдельным направлениям КСО (положения о взаимодействии с заинтересованными сторонами и нефинансовой отчетности, этический кодекс, экологическая политика и т.д.);
• закрепление за одним из представителей высшего менеджмента компании функций по руководству и ответственности за направление КСО;
• формирование в компании специального подразделения (отдела, департамента и т. д.), занимающегося вопросами КСО;
• включение в должностные обязанности сотрудников иных подразделений положений, связанных с деятельностью в области КСО;
• создание рабочих групп в составе представителей различных подразделений компании по приоритетным направлениям КСО и т.д.
Ценностнообразующие механизмы:
• интеграция принципов КСО в корпоративную культуру, в том числе на уровне неформальных ценностей, разделяемых руководством и большей частью сотрудников;
• демонстрация руководством компании приверженности идеи КСО, в том числе повышение открытости, подотчетности за результаты своих действий и решений, готовность к диалогу с сотрудниками;
• создание системы стимулов и поощрений для сотрудников всех уровней, которые активно продвигают и применяют принципы КСО в своей работе, достигают планируемых результатов и т.д. [8].
Модель КСО компаний реализуется за счет следующих принципов:
• институционального, основанного на ожидании общества, т.е. на удовлетворении общественных интересов в результате правового обеспечения экономической реальности;
• воспроизводственного, основанного на организации деловым сообществом своей деятельности, максимизации прибыли и несении дальнейшей ответственности за удовлетворение не только собственных, но и общественных потребностей;
• управленческого, основанного на эффективности исполнения своих обязанностей менеджерами, которые выступают не только как «агенты собственника», но и как «свободные агенты» [5], и должны отвечать за выбор, который в итоге должен привести к увеличению прибыли и обеспечению корпоративной социальной ответственности бизнеса.
При условии взаимодействия всех представленных принципов для организации возможно извлечение собственной выгоды, которая зависит от его конкретных целей (краткосрочных и долговременных) и реализации основных направлений социальной деятельности.
Принципы КСО должны внедряться в деятельность компаний на системной основе и быть интегрированными во все бизнес-процессы. Если при принятии решений компания учитывает не только экономические, но и социальные и экологические факторы, то она сможет управлять влиянием своей деятельности на общество и окружающую среду и быть подотчетной за него. При этом компаниям важно понимать, что КСО не является необязательным дополнением к их основной деятельности и не ограничивается филантропией.
Следование принципам социальной ответственности способствует более эффективному достижению компаниями их стратегических целей, так как позволяет: а) осуществлять долгосрочные инвестиции в создание благоприятного социального окружения; б) реализовать свои основные потребности в выживании, безопасности и устойчивости.
Определяя приоритетные направления социальной ответственности, организация должна посмотреть на свою деятельность, не выходя за рамки собственной экономической деятельности, со стороны корпоративной социальной ответственности, определить, как она может сделать это с большей отдачей для общества и окружающей среды.
Анализ практики ведущих отечественных компаний показывает, что развитие КСО в российском предпринимательском сообществе проходит в русле общемировой тенденции интеграции принципов КСО в корпоративную стратегию, перехода к идеологии социальных инвестиций, отвечающих долгосрочным интересам как общества, так и предпринимательства. Однако необходимо учитывать следующее:
• распространение «лучших практик» и выработка общих подходов к развитию корпоративных социальных инвестиций сдерживаются отсутствием единого понимания сущности КСО и системного характера корпоративной социальной деятельности как инновационной;
• широко провозглашаемое интегрирование принципов КСО в корпоративную стратегию периодически подкрепляется системными усилиями по внедрению КСО в систему корпоративного управления и развитию соответствующего организационного обеспечения [3];
• социальные инвестиции, осуществляемые компаниями, не носят характера систематической, сбалансированной деятельности, направленной на достижение устойчивых конкурентных преимуществ.
Наиболее ощутимый эффект внедрения корпоративной социальной ответственности проявляется в увеличении нематериальных активов, усилении репутации и бренда. Косвенным доказательством положительного вклада корпоративной социальной ответственности в эффективность экономической деятельности компании является также тот факт, что множество крупнейших мировых корпораций одновременно занимают лидирующие позиции в области КСО. Не учитывая то обстоятельство, что проследить прямую зависимость между корпоративной социальной ответственностью и финансовыми показателями достаточно сложно, такие попытки имеют место быть.
Следует отметить наиболее существенные аспекты положительного влияния корпоративной социальной ответственности на увеличение эффективности субъектов предпринимательства.
Репутационный эффект. Ожидаемым результатом деятельности организаций в области корпоративной социальной ответственности является улучшение корпоративного имиджа. Это помогает увеличению нематериальных активов социально ответственных организаций,
повышает ценность их имени и формирует кредит доверия, что, в конечном счете, оказывает положительное влияние на уровень продаж, качество взаимодействия с деловыми партнерами и представителями других заинтересованных сторон [8].
Выстраивание отношений с заинтересованными сторонами. Построение диалога с заинтересованными сторонами помогает компаниям прояснить для себя, в чем конкретно, по мнению заинтересованных сторон, должна выражаться их социальная ответственность, и по возможности интегрировать эти ожидания в свою деятельность. В итоге организация формирует вокруг себя позитивную среду, которая способствует эффективности ее экономической деятельности за счет того, что широкий заинтересованный круг лиц понимает и поддерживает это.
Внедрение инноваций. Знание потребностей заинтересованных сторон помогает субъектам предпринимательства предоставлять востребованные обществом продукты и услуги, а также осваивать новые рынки. Таким образом, организации становятся провайдерами позитивных изменений и инноваций в рамках своей основной деятельности, в том числе через поддержку научных исследований, разработку социально значимых продуктов и услуг и освоение пустующих рынков, и одновременно увеличивает свою конкурентоспособность и эффективность.
Повышение лояльности персонала. Создание привлекательных условий труда, возможностей для профессионального и карьерного роста и формирование корпоративной культуры, основанной на общегуманитарных ценностях, — все это способствует привлечению в компанию перспективных квалифицированных специалистов, а также повышает лояльность и мотивированность персонала. Последние западные исследования свидетельствуют о том, что при других равных условиях соискатели с большим процентом вероятности отдадут свое предпочтение трудоустройству в социально ответственные компании.
Обеспечение экономии. Использование технологий с более высокой производительностью и ресурсоэффективностью создает дополнительные возможности экономии энергии, воды и других ресурсов, в том числе уменьшения объемов отходов производства. Кроме того,
существует позитивная зависимость между внедрением принципов КСО и ростом производительности труда.
Привлечение инвестиций и выход на мировые рынки. При определении инвестиционной привлекательности компаний на зарубежных фондовых рынках группой инвесторов учитывается их эффективность относительно КСО. Дополнительным стимулом для увеличения корпоративной социальной ответственности организации также является постоянный рост числа финансовых институтов, придерживающихся принципов ответственного финансирования.
Увеличение управленческой эффективности и минимизация нефинансовых рисков. Интеграция экологических и социальных аспектов в процесс принятия управленческих решений позволяет компании расширять горизонты своего планирования и учитывать более разносторонний спектр рисков и возможностей, что создает предпосылки для устойчивого долгосрочного развития ее экономической деятельности.
Приобретенные направления и механизмы реализации социальной ответственности представлены в таблице.
За последние десятилетия предпринимательство проделало огромный путь по осознанию своей ответственности в разных сферах, таких как сохранение окружающей среды, решение социально-экономических проблем, увеличение качества жизни местных сообществ, соблюдение прав человека, противодействие коррупции и ряд других вопросов, которые являются важными для общества. В результате корпоративная социальная ответственность постепенно становится новой философией предпринимательства, основываясь на которой компании своей главной целью выделяют не только получение прибыли, но и достижение общественного блага и поддержание экологической стабильности.
В заключение следует отметить, что в перспективе стратегическим приоритетом отечественных компаний станет идеология устойчивого роста как наиболее комплексного и систематизированного движения мирового сообщества, о чем было заявлено лидерами 135 стран в связи с 10-летием Глобального договора ООН (июнь 2010 г.). Не случайно 81% топ-менеджеров ведущих мировых корпораций (по сравнению с 50% в 2007 г.) заявили о том, что вопросы устойчивого развития стали частью стратегий и действий
Приоритетные направления и механизмы реализации социальной ответственности
Направления Социально ответственные практики
• Применение прозрачных процедур приема на работу, повышения в должности и оплаты труда, а также прекращения трудовых отношений
• Охрана труда и обеспечение безопасности на рабочем месте
• Программы обучения и повышения квалификации персонала
• Дополнительные социальные льготы и гарантии (медицинские, пенсионные и жилищные программы, Ответственные практики санаторно-курортное лечение и т.д.)
в отношении персонала • Соблюдение прав сотрудников на свободу объединений и ведения коллективных переговоров
• Отсутствие дискриминации и создание равных возможностей для всех сотрудников вне зависимости от расы, пола, религии, национального или социального происхождения, политических предпочтений, возраста и т.д.
• Формирование корпоративной культуры и создание нематериальных стимулов для сотрудников
• Соблюдение баланса между рабочими обязанностями и личной жизнью сотрудников
компаний, многие перешли к реализации таких стратегий. Заметим, что экономико-финансовые мотивы вовлечения в деятельность по обеспечению устойчивого развития отошли на второй план (хотя и упоминается уменьшение затрат и роста прибыли — 44%); на первое место вышли критерии популярности бренда, доверие и репутация компаний.
И в России требованием времени стал перенос центра тяжести в практике КСО с сугубо социальных и благотворительных программ на более широкое понимание взаимодействия субъектов предпринимательской деятельности и общества — в русле обеспечения устойчивого развития. В настоящее время количество компаний, которые в состоянии перейти на международные принципы Глобального договора ООН, пока еще слишком незначительно. Численность компаний, придерживающихся принципов Социальной хартии российского предпринимательства, довольно мала для масштабов России. Сегодня отечественное предпринимательство находится в начале пути. Для создания соответствующих предпосылок формирования нового взгляда на роль предпринимательского сообщества в устойчивом развитии страны потребуется время.
Литература
1. Асаул А. Н. Социальная ответственность бизнеса как инструмент измерения новой экономики // Научные труды Международного союза экономистов и Вольного эко-
номического общества России. 2014. Т. 185 (39). С. 47-63.
2. Доклад о социальных инвестициях в России за 2004 год / под общ. ред. С.Е. Лито-вченко. М.: Ассоциация менеджеров, 2004. 80 с.
3. Доклад о социальных инвестициях в России / под общ. ред. Ю.Е. Благова, С.Е. Ли-товченко, Е.А. Ивановой. М.: Ассоциация менеджеров, 2008. 92 с.
4. Асаул А. Н. Особенности трансформации экономики при переходе к постиндустриальному строю // Вестник гражданских инженеров. 2008. № 1. С. 71-74.
5. Новичков А.В., Сарафанников А.А. Тенденции в области социальной ответственности корпораций // Материалы Международной научно-практической конференции «Экономика, государство и общество в XXI веке». М.: РГТЭУ, 2011. 12 с.
6. Асаул А. Н. Взаимодействие государства и бизнеса в решении социальных проблем // Экономическое возрождение России. 2010. № 2. С. 4-7.
7. Асаул А. Н. «О сущности предпринимательства»: выступление на круглом столе ВЭО России «Российское предпринима-тельств о: связь времен» под руководством Л.И. Абалкина // Экономическое возрождение России. 2004. № 1. С. 76-78.
8. Корпоративная социальная ответственность. Новая философия бизнеса: учеб. пособие. М.: Внешэкономбанк, 2011. 56 с.