Научная статья на тему 'Анализ программ корпоративной социальной ответственности транспортных компанийн'

Анализ программ корпоративной социальной ответственности транспортных компанийн Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2302
263
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПРОГРАММЫ / ТРАНСПОРТНЫЕ КОМПАНИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козлова Оксана Александровна

В представленной статье рассмотрены основные подходы к сущности корпоративной социальной ответственности (КСО), отражены принципы разработки программ КСО и выявлены основные направления программ КСО с учетом специфики транспортных компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of corporate social responsibility programs of transport companies

In the present article describes the main approaches to the essence of corporate social responsibility (CSR), reflects the principles of the development of CSR programs and identified key areas of CSR programs specific to transport companies.

Текст научной работы на тему «Анализ программ корпоративной социальной ответственности транспортных компанийн»

УДК 332.02

АНАЛИЗ ПРОГРАММ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ТРАНСПОРТНЫХ КОМПАНИЙ

О. А. Козлова

Аннотация. В представленной статье рассмотрены основные подходы к сущности корпоративной социальной ответственности (КСО), отражены принципы разработки программ КСО и выявлены основные направления программ КСО с учетом специфики транспортных компаний.

Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, программы, транспортные компании.

Введение

Концепции корпоративной социальной ответственности (КСО) становятся все более востребованными в России. Теоретические аспекты КСО остаются, однако, далеко за пределами проявляемого интереса. В то же время внедрение КСО в практику российского бизнеса с учетом отраслевой специфики и его теоретическое осмысление невозможны без анализа процессов становления и развития концепции как таковой.

Прежде всего, необходимо понять, почему термин «корпоративная социальная ответственность» наиболее широко используется при анализе взаимодействия бизнеса и общества. Начиная с 1950-х гг. в мировой управленческой литературе, было разработано множество релевантных дефиниций, среди которых наибольшую известность получили «социальная ответственность бизнеса», «социальная ответственность бизнесменов»,

«корпоративная социальная ответственность», «корпоративная социальная восприимчивость», «корпоративная социальная деятельность», «корпоративная социальная

добросовестность». Последовательно

развиваясь, указанные концепции не столько замещали друг друга, сколько аккумулировали в себе предыдущие достижения. В 1980-е гг. указанный ряд продолжили концепции «заинтересованных сторон» и «этики бизнеса», пережившей второе рождение в применении к более широкому контексту социальной ответственности. К началу XXI в. пришел черед теорий «устойчивого развития» и «корпоративного гражданства».

Вполне аргументированным представляется подход А. Керолла - одного из ведущих мировых специалистов в области отношений бизнеса и общества, предлагающего увязывать все указанное множество концепций с развитием теории корпоративной социальной ответственности как «ядра», согласованного с

альтернативными концепциями или трансформирующегося в них [10]. Данный аспект позволил перевести проблему из общих рассуждений о роли бизнеса в общественном развитии к анализу деятельности конкретного делового предприятия.

Основываясь на исследованиях Дж МакГуира и С. Сети и пытаясь согласовать экономическую и социальную ответственность бизнеса, А. Керолл предложил трактовку КСО, подразумевающую соответствие

экономическим, правовым, этическим и дискреционным ожиданиям, предъявляемым обществом организации в данный период [9] . Именно подход А. Керолла, позднее воплотившийся в детально проработанной модели, получил наибольшее распространение, стал во многом определять рамки современных исследований в области КСО.

Основными причинами, побуждающими современные компании уделять особое внимание вопросам социальной

ответственности, являются: глобализация и связанное с ней обострение конкуренции; растущие размеры и влияние компаний; усиление механизмов государственного регулирования; конкуренция компаний за высокопрофессиональный персонал; рост гражданской активности; возрастающая роль нематериальных активов (имидж, бренды) [8].

Основные направления программ корпоративной социальной

ответственности. Началом конструктивного развития программ КСО стало введение национальными экспертными агентствами в 2003 году в анализ качества корпоративного управления показателей в области КСО, что стимулировало российские компании соблюдать принятые международные требования и стандарты (GRI, AA1000, ISO 14000). При этом менеджмент компании вынужден решать целую совокупность проблем, таких как ранжирование заинтересованных сторон, выбор встречных

ожиданий по каждой заинтересованной стороне, балансирование противоречивых ожиданий и откликов, проблему синергии.

В мировой практике было признано два основных направления в области КСО: внешние и внутренние социальные программы, которые были направлены на разные группы стейкхолдеров (табл.1). Совершенно очевидно, что на уровне компаний социальные программы должны

Таблица 1 - Основные международные фс

быть согласованы по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплексом мероприятий, обеспечивающим эффективное решение внутренних корпоративных социальных задач (внутренняя социальная программа компании) или внешних социальных проблем территории пребывания (внешняя социальная программа компании).

ры социальной ответственности

№ Фактор социальной ответственности Кодировка (Сокращение)

Внутренние направления

1 Наличие документов, закрепляющих принципы недискриминации на рабочем месте Non-discrimination (N-D)

2 Принцип равных возможностей и план его реализации на предприятии Equal opportunities (EO)

3 Положения о нормированных рабочих часах, максимальном дополнительном времени работы и справедливости заработной платы Fair wages (FW)

4 Развитие персонала, повышение профессионального уровня сотрудников, тренинги Vocational education (VE)

5 В компании закреплены права на создание объединений, ведение переговоров с руководством и подачи жалоб Associations (Ass)

6 Защита прав человека (сотрудников) компанией Human Rights 1 (HR1)

Внешние направления

7 Контроль за соблюдением прав человека в сфере влияния компании Human Rights 2 (HR2)

8 Проверка поставщиков на предмет соблюдения стандартов безопасности, здоровья и влияния не окружающую среду Suppliers (Sup)

9 Участие в защите местного сообщества Local protection (LP)

10 Политика ориентации на заинтересованные стороны компании Stakeholders 1 (St1)

11 Политика честной конкуренции, отслеживания конечной цены Fair trade (FT)

12 Политика защиты коренного населения и их прав Indigenous people (IP)

13 Кодекс этики (включая положения о неприемлемости взяточничества и коррупции) Ethics (Eth)

Прозра чность

14 Обязанность предоставления отчетов о социальной ответственности и устойчивом развитии Reporting (Rep)

15 Политика привлечения широкого круга заинтересованных лиц в двусторонний диалог с компанией Stakeholders 2 (St2)

Корпоративное гражданство

16 Прямая поддержка сторонних инициатив по социальной ответственности и устойчивому развитию Third parties (TP)

17 Образовательные программы, направленные на пропаганду корпоративного гражданства Education (Ed)

28 Внешние программы (кампании) по повышению действенности социальной ответственности и устойчивого развития Campaigns (Cam)

Источник: Richard Welford. Corporate Social Re: 2005, Spring. - C. 35.

Характеристика основных программ КСО транспортных компаний. Крупные транспортные компании являются наиболее передовыми в области внедрения социальных программ в силу наличия у них достаточных средств и повышенного внимания к ним со стороны общественности.

isibility in Europe, North America and Asia. // JCC 17,

Однако это не означает, что средние и малые предприятия могут оставаться в стороне от процесса. С одной стороны, «крупные» контрагенты оказывают на них порой весьма существенное давление, с другой, -существует много факторов, в силу которых они традиционно являются более социально

ответственными, хотя, возможно, не проводят аудитов и не отвечают никаким официальным стандартам:

- средние и малые предприятия гораздо менее мобильны, чем транснациональные компании, они не могут просто уйти из региона на какое-то время, поэтому их подход к социальному инвестированию более ответственный, в большей степени учитывает местные особенности;

- некоторые семейные и индивидуальные компании отражают религиозные или филантропические ценности владельцев, к тому же, в отличие от акционерных компаний, они тратят свои деньги;

- у средних и малых компаний больше связей с местной гражданской и культурной средой, они в большей степени учитывают местные риски.

Ярким примером данной деятельности является авиакомпания AirMalta , которая основной акцент в программах КСО сделала на следующие направления:

• культуру и искусство

• гуманитарные и социальные нужды

• экологические инициативы.

В рамках данных направлений AirMalta активно способствует продвижению ценностей культуры и искусства Мальтийских островов за счет осуществления транспортировки артистов и актеров. AirMalta активно помогает пациентам, летящим на лечение за рубеж. Проводятся различные мероприятия по сбору средств для оказания помощи различным неправительственным организациям (НПО) Мальты. Сотрудники создали свой благотворительный фонд под названием «Фонд улыбок».

Также AirMalta придает огромное значение своей роли в снижении последствий для окружающей среды и изменения мирового климата и работает вместе со своими партнерами - Airbus, Ассоциацией европейских авиакомпаний (AEA) и Международной ассоциацией воздушного транспорта в области сокращения выбросов и топливных отходов.

Что касается местных инициатив, AirMalta оказывает вклад в защиту окружающей среды, выступая спонсором ряда мероприятий по посадке деревьев [6].

Как видно из описания в программах КСО в компании основной акцент сделан на внешние направления и позволяют активно проводить PR-кампании для продвижения на рынке.

Один из крупнейших в России частных транспортно-логистических холдингов,

лидирующих на рынке контейнерных перевозок в Дальневосточном регионе, транспортная группа «FESCO» напротив приоритетным направлением выделила работу с персоналом: развитие персонала, расширение «социального пакета», улучшение условий труда, взаимодействие с профсоюзами, моральная и материальная поддержка Ветеранских организаций, развитие корпоративной культуры. Целью таких мероприятий является сохранение лояльности персонала, стабильной и позитивной социальной обстановки в компании, эффективное использование трудовых ресурсов и развитие кадрового потенциала, поддержание с персоналом отношений социального партнерства, взаимной ответственности и доверия, повышение привлекательности труда в FESCO.

При разработке программ внешних направлений акцент был сделан на образование и детей, а также на исторические традиции. С этой целью в регионах присутствия компании реализуются проекты поддержки высших и средних учебных заведений, помощи детским домам и интернатам, детям-инвалидам, многодетным семьям, учебным заведениям и лечебным учреждениям для детей-сирот. Особое внимание уделяется социальным проектам, связанным с поддержанием лучших исторических традиций страны и компании. Это благотворительная помощь защитникам Отечества, совместное проведение с региональными властями и организациями общественно-значимых мероприятий,

изучение и пропаганда истории компании. Цель - реальная помощь ветеранам войны и труда, поддержание государственной и корпоративной лояльности персонала [7].

В последнее время крупные компании в большинстве своем стали уже практиковать не только введение отдельных мероприятий в области КСО, но и отражают данную деятельность в нефинансовой отчетности. Нефинансовая отчетность является достаточно новой корпоративной практикой в России и за рубежом поэтому единства стандартов с учетом отраслевых особенностей не принято. В целом в отчетах рассматриваются экономические, социальные и экологические результаты деятельности. Она может раскрывать вопросы по таким направлениям как управление персоналом, охрана труда и техника безопасности, корпоративное управление, управление рисками,

благотворительность, охрана окружающей среды, управление качеством продукции, взаимодействие с заинтересованными

сторонами, соблюдение этики. В зависимости от рамок отчета, принятой в компании, нефинансовые отчеты могут иметь разный формат.

Крупнейшей в мире базой данных корпоративной нефинансовой отчетности является Международный регистр нефинансовых отчетов (Corporate Register). В России первые нефинансовые отчеты появились в начале 2000-х годов. В настоящее время нефинансовую

отчетность регулярно публикуют около 100 российских компаний. По состоянию на начало 2014 года в Национальный Регистр нефинансовых отчетов внесены 133 компании, зарегистрировано 469 отчетов, которые выпущены в период, начиная с 2000 г. В их числе представлены отчеты всего 4 транспортных компаний, из них экологические отчеты (ЭО) - 1, социальные отчеты (СО) - 9, отчеты в области устойчивого развития (ОУР) - 3 [1].

Таблица 2 - Распределение представленных нефинансовых отчетов транспортных компаний в период с 2005 по 2012 гг_

2005 2006 | 2007 2008 2009 2010 2011 2012

ОАО "Аэрофлот -Российские авиалинии" СО

ОАО "Российские железные дороги" СО ЭО СО СО СО СО СО СО СО

ОАО Авиакомпания "Трансаэро" ОУР ОУР ОУР

ОАО «Международный Аэропорт Иркутск» ОУР

Источник: Официальный сайт Российского сок

Данные таблицы 2 наглядно демонстрируют, что на данный момент ежегодно представляют социальные отчеты только в компании ОАО «Российские железные дороги». Это объясняется также и тем, что в июне 2010 г. Президент РФ Д. А. Медведев поручил Правительству Российской Федерации разработать предложения «о порядке применения добровольных механизмов экологической ответственности в компаниях с государственным участием, а также об обязательной регулярной публикации государственными корпорациями, доля участия государства в которых составляет 100%, нефинансовых отчетов об устойчивости развития, подлежащих независимой проверке или заверению». Исходя из этого основной акцент в программах КСО был сделан именно на совершенствования системы управления природоохранной деятельностью, в связи с чем были разработаны Концепция развития системы управления природоохранной деятельностью и Программа перехода к целевому состоянию системы управления природоохранной деятельностью холдинга "Российские железные дороги" на 2012-2014 годы. Разработка данных документов является этапом формирования

эффективной системы управления в области

промышленников и предпринимателей

охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Как отмечается на официальном сайте ОАО «Российские железные дороги», важной функцией корпоративной социальной ответственности данной компании является управление нефинансовыми рисками. В связи с этим социальная отчетность ОАО "РЖД", подготовленная с учетом рекомендаций международных стандартов, призвана не только продемонстрировать обществу и инвесторам качество управления

нефинансовыми рисками и уровень социальной ответственности компании, но и является реальным инструментом корпоративного управления [4].

Из таблицы также видно, что сводные отчеты по двум годам в области устойчивого развития представлены ОАО Авиакомпания «Трансаэро». Необходимо отметить, что за последние нескольких лет данная компания удостоилась сразу нескольких наград в области устойчивого развития. В рамках программы Правительства Санкт-Петербурга «Долг» авиакомпания «Трансаэро» с 2004 года осуществляет бесплатные перевозки ветеранов Великой Отечественной войны и жителей блокадного Ленинграда. Ассоциация менеджеров России на форуме «People Investor 2009» признала «Трансаэро» победителем в номинации «Социальные инновации». Такую высокую оценку получила

программа «Трансаэро» по вовлечению сотрудников в благотворительную деятельность. Премия «People Investor» свидетельствует об эффективной кадровой и социальной политике «Трансаэро», об инновационном подходе, применяемым авиакомпанией в работе с персоналом [2].

Рассматривая деятельность ОАО "Аэрофлот - Российские авиалинии" можно отметить, что ответственная политика была сформирована под воздействием ее членства в международном альянсе SkyTeam. В июне 2008 года на Генеральной конференции Международной ассоциации воздушных перевозчиков (ИАТА) участники альянса разработали и приняли Документ о корпоративной социальной ответственности. Этот документ задал передовые для отрасли стандарты в области защиты окружающей среды и обеспечения адекватного экономического развития. В Аэрофлоте принята Программа энергосбережения и повышения экологической эффективности, полностью соответствующая экологической стратегии IATA. Действует система экологического управления и

производственного контроля, включающая передовые природоохранные технологии и стандарты [5].

Выводы

Анализ программ корпоративной социальной ответственности ряда транспортных компаний, позволил выявить дополнительно еще и такую закономерность как возможность использования социальных программ в качестве коммуникационного канала - связи с общественностью, что позволяет дополнительно привлечь внимание к предоставляемым услугам.

Рассмотренные в статье программы КСО транспортных компаний позволили еще раз убедиться в неоднородности факторов воздействующих на ее формирование, так как данная концепция не принята еще всеми компаниями. Несмотря на единую отраслевую принадлежность направления развития корпоративной социальной ответственности также разнятся либо имеют неравное перераспределение между экологической политикой, социальной и экономической.

Исходя из данных причин, можно сделать вывод что развитие КСО в транспортных компаниях не имеет единой системной основы и каждая организация использует индивидуальный подход в определении направлений развития.

Библиографический список

1. Национальный Регистр и Библиотека корпоративных нефинансовых отчетов Российского союза промышленников и предпринимателей [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://pcnn. рф/simplepage/i 57

2. Официальный сайт компании ОАО Авиакомпания "Трансаэро" [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.transaero.ru/

3. Официальный сайт компании ОАО "Российские железные дороги" [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://rzd.ru

4. Официальный сайт компании ОАО "Аэрофлот - Российские авиалинии" [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.aeroflot.ru

5. Официальный сайт компании AirMalta [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.airmalta.com

6. Официальный сайт транспортной группы FESCO [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.fesco.ru

7. Повышение информационной открытости бизнеса через развитие корпоративной нефинансовой отчетности. Аналитический обзор корпоративных нефинансовых отчетов, 2008 -2011. А. Н. Шохин, Л. В. Апеничева, Е. Н. Феоктистова, Ф.Т. Прокопов, M. Н. Озерянская.; М.: РСПП, 2012. - 102 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Carroll A. В. Corporate social responsibility: Evolution of definitional construct. // Business and Society. - 1999. - № 38 (3). - P. 268.

9. Carroll A. B. A three-dimentional conceptual model of corporate performance. // Academy of Management - 1979. - № 4 (4). - P. 500.

10. Richard Welford. Corporate Social Responsibility in Europe, North America and Asia. // JCC 17, 2005, Spring. - P. 35.

ANALYSIS OF CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY PROGRAMS OF TRANSPORT COMPANIES

O. A. Kozlova

In the present article describes the main approaches to the essence of corporate social responsibility (CSR), reflects the principles of the development of CSR programs and identified key areas of CSR programs specific to transport companies.

Keywords: corporate social responsibility programs, the transport companies.

Bibliographic list

1. National Register of Library and corporate non-financial reports of the Russian Union of Industrialists and Entrepreneurs [electronic resource]. - Mode of access http://rspp. rf/simplepage/157

2. Official site of airline "Transaero" [electronic resource]. - Mode of access http:// www.transaero.ru/

3. Official site of JSC "Russian Railways" [electronic resource]. - Mode of access http://rzd.ru

4. Official site of JSC "Aeroflot - Russian Airlines" [electronic resource]. - Mode of access http://www. aeroflot. ru

5. Official site of AirMalta [electronic resource]. -Mode of access http://www.airmalta.com

6. The official website of the transport group FESCO [electronic resource]. - Mode of access http://www.fesco.ru

7. Improve transparency of business through the development of corporate sustainability reporting. Analytical review of corporate non-financial reports, 2008 - 2011. A. N. Shokhin, L. V. Alenicheva, E. N. Feoktistov, F. T. Prokopov, M. N. Ozeryanske.; M. RSPP, 2012. 102.

8. Carroll A. B. Corporate social responsibility: Evolution of definitional construct. // Business and Society. - 1999. - № 38 (3). - P. 268.

9. Carroll A. B. A three-dimentional conceptual model of corporate performance. // Academy of Management - 1979. - № 4 (4). - P. 500.

10. Richard Welford. Corporate Social Responsibility in Europe, North America and Asia. // JCC 17, 2005, spring. - P. 35.

Козлова Оксана Александровна — доктор экономических наук, профессор Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского (г. Омск). Основное направление научных исследований: менеджмент, маркетинг, международный бизнес. Общее количество публикаций - 103.sibomsk@mail.ru

УДК 334.012.32

ОСОБЕННОСТИ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ЭВОЛЮЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

М. А. Миллер, Е. В. Романенко

Аннотация. Рассмотрены проблемы государственного регулирования малого предпринимательства. Исследованы особенности институционально-эволюционного взаимодействия государства и малого предпринимательства. Сделаны выводы о необходимости модернизации государственного регулирования малого предпринимательства в рамках институционально-эволюционного подхода.

Ключевые слова: государство, малое предпринимательство, государственное регулирование, национальная экономика, конкурентоспособность, институты, эволюция.

Введение

Переход национальной экономики на траекторию инновационного типа и повышение ее конкурентоспособности требует изменения динамических и структурных параметров развития малого предпринимательства. Сложность и многогранность процессов

институциональных преобразований в нашей стране обусловливают настоятельную необходимость решения вопросов, связанных с повышением эффективности

предпринимательской деятельности. Весьма важное значение при этом имеет изменение системы государственного регулирования малого предпринимательства, исследование принципиальных зависимостей между отдельными элементами этой системы и институциональными факторами, имеющими разнообразные формы проявления в рамках институционально-эволюционного подхода.

Теоретические исследования

Государственное регулирование малого предпринимательства представляет собой часть государственной социально-экономической политики, связанной с

осуществлением государством комплекса организационных, экономических и правовых мер, направленных на развитие малого предпринимательства и повышение активности его инновационной деятельности. Вместе с тем государственное регулирование деятельности малого предпринимательства можно рассмотреть в виде комплекса механизмов, направленных на регулирование предпринимательской деятельности и инновационных процессов, внедрение новых технологий, а также совершенствование нормативно-правового обеспечения

инновационного развития малых

предприятий России [1, с. 33-34].

Государственное регулирование малого предпринимательства выступает процессом реализации государственной власти как особого института, выражающего специфический спектр социально-экономических отношений,

связанных с оказанием общественной услуги по согласованию частных интересов и взаимодействий субъектов экономики. Государство выступает одновременно как субъект и объект социально-экономического воздействия: во-первых, как один из акторов,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.