2 №2) ~ 2Ш
ВОПРОСЫ экономики
НОВАЯ ЭКОНОМИКА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
И.Б. ПОЛЮБННД,
доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории Финансовой академии при Правительстве РФ
1. НОВАЯ ЭКОНОМИКА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
На протяжении последних лет активно исследуются проблемы становления и функционирования новой экономики (неоэкономики). Её сущность, признаки и черты ещё предстоит тщательно изучить.
При этом следует отметить, что в современной экономической теории отсутствует однозначное дефинитивное наполнение сущности новой экономики. Е.Ф. Авдокушин подчёркивает, ч+о "...применение термина "новая экономика", используемого в научной литературе для описания изменений, происходящих в мировой экономике,...представляется достаточно условным и не адекватным. Более подходящим определением, отражающим суть этого явления, могло бы стать использование понятия техно-финансовой информационной экономики, или сокращённо "техно-финэкономика" ("техно-финэко")'".
Как правило, авторы делают акцент на различных аспектах, качественно отличающих новую экономику от старой, в частности, на информационных2 и коммуникативных.
Ю.М. Осипов рассматривает неоэкономику как продукт исторического развития стоимости: "...сложился транснациональный и одновременно трансцендентный суперкапитал, не только контролирующий всю бытующую в мире стоимость всеми возможными и невозможными способами, но и как бы изливающий эту стоимость на мировое хозяйство — управляя ею и всей хозяйственной жизнью, что свидетельствовало
1 Экономическая теория на пороге XXI в.-5: Неоэкономика. М.: Юристъ, - 2001. - С.60
2 Михалькова Ю.Я. Рыночный механизм новой экономики: Дис... канд.экон.наук. - М.: МГУ им. М.В.Ломоносова. 2004. - С.З.
■ Экономическая теория на пороге XXI в.-5: Неоэкономика. -М.: Юристъ, 2001.-С.19.
уже о совершении новой экономической революции и переходе к собственно неоэкономике3. В то же время он подчёркивает, что главным (но не единственным) признаком новой экономики является финансовый признак: "...нашу неоэкономику можно без особой натяжки назвать и финансовой экономикой, а если покороче - финансо-номикой, или финансомикой"4.
На этот же признак обращает внимание Е.Ф. Авдокушин: "одной из важнейших основ "новой экономики" является её финансовая составляющая..."Новая экономика" как одна из вершин международной финансовой экономики, финансовой модели хозяйствования символизирует широкое использование инструментария информационных технологий, инноваций в банковской, валютно-финансовой системе. Современный финансовый менеджмент требует адекватной финансово-информационной инфраструктуры, и технологии "новой экономики" в наибольшей степени отвечают этому объективному требованию"5.
Г.М. Гукасьян подчёркивает, что на смену последовательно сменявшим друг друга классической политической экономии, марксистской, экономике, изучавшим индустриально-рыночный тип хозяйства, пришла новая экономическая теория. При этом автор, как и ряд других учёных, отождествляет постиндустриальное общество и новую экономику: "Формирующаяся ныне новая экономическая теория призвана исследовать иную модель развития — экономическую систему "постиндустриального общества" или "новую экономику", как теперь её называют"6.
Возникновение и рост новой экономики - третья по счёту экономическая революция в
4 Там же. - С. 20.
5 Там же. - С.56.
6 Г.М. Гукасьян. Экономическая теория: проблемы "новой экономики". - СПб.: Питер, 2003.-С. 122.
истории человечества. Первой можно считать аграрную революцию. Её отличительными чертами являются возникновение животноводства, земледелия и выделение специализированного ремесла. Самым дефицитным ресурсом была плодородная земля. Вторая — промышленная революция — была основана на машинных технологиях, обеспечивавших массовое производство. Её характеризует роль рабочего как придатка к машине и, как следствие, рост простого наёмного труда на этой основе. Наиболее дефицитный ресурс промышленной революции — это вещественные элементы капитала, техника, дающая возможность повысить производительность в расчёте на единицу вложенной стоимости.
Выдающийся вклад в определение важнейших характеристик западного общества последней четверти XX в. принадлежит американскому ученому Д. Беллу. Он разработал одну из концепций постиндустриального общества. Его перу принадлежат работы: "Начало постиндустриального общества" (1973) и "Культурные противоречия капитализма" (1978).
^ В отличие от авторов теорий индустриального и нового индустриального общества (У. Ростоу, Ж. Фурастье, Дж. Гэлбрейта), положивших в основу развития технократический принцип, Белл связывал развитие с изменениями в трёх сферах: технико-экономической, культурной и политической. Белл приводит ряд характеристик формирующегося и становящегося постиндустриального общества. На первом месте у него — система образования, напрямую определяющая уровень и характер экономического развития. От эффективности организации этой сферы и количества людей с высшим образованием напрямую зависит производительность экономической системы и рост темпов хозяйственного развития.
Определяющим фактором экономического развития становится наука, причём не прикладная, а теоретическая, фундаментальная.
Белл указывает на изменение характера труда в постиндустриальном обществе — возрастает удельный вес и роль интеллектуального труда. Качество жизни людей в значительной мере определяется переходом экономики от доминирующего производства товаров к производству услуг.
Роль науки и информационных технологий в постиндустриальном обществе настолько высока, что общество принято также называть на-
учным, или информационным. Следует отметить, что постиндустриальная хозяйственная система является новой по сравнению с предыдущими.
Чем же обусловлен переход к новой экономике? Прежде всего, это — результат качественного преобразования производительных сил под воздействием НТР на базе кардинального изменения материально-технической базы производства, характерными чертами которой стали:
а) автоматизация производства;
б) колоссальный объём информационного ресурса, образовавшего самостоятельную отрасль знаний — теорию информационной экономики;
в) компьютерная техника с всемирной сетью Интернет.
Интернет можно рассматривать как классический пример всеобщих производительных сил,
которые создаются и используются исключительно коллективно. Производство информации стало самостоятельным сектором экономики.
Г.М. Гукасьян выделяет ряд модификаций, последовавших за перестройкой производительных сил и сделавших постиндустриальное общество новой экономикой7. Проанализируем эти четыре направления.
1. Изменение производительных сил повлекло за собой модификацию производственных отношений: изменились отношения собственности. В индустриальную эпоху господ^вовал собственник-капиталист, теперь же на смену ему приходит собственник - менеджер и собственник-специалист компьютерных сетей.
2. К числу модификаций следует отнести и появление нового вида конкуренции - конкуренцию сетей, а также новый фактор производства - "время". Итоги конкурентной борьбы производителей в значительной степени определяются скоростью получения информации, именно в силу этого роль фактора производства "время" усиливается.
3. Всемирная сеть Интернет породила новые "условия рациональности". Как известно, господствовавшие ранее классическая, неоклассическая и постклассическая школы экономической теории сообразовывали рациональность с эгоизмом "экономического человека". Интернет породил "человека кликающего", главного
7 Там же. - С. 124.
I11221 - 2885
ВОПРЯСЫ экономики
субъекта всемирной паутины. Он выискивает в ней то, что ему хочется, удобно, утилитарно, рационально и практично. При этом, как указывает Г.М.Гукасьян, возникает новая экономическая рациональность, новая структура утилитарности. "Кликающему" человеку, в силу владения кнопкой, становится дрступной чужая информация и чужая собственность. Овладение этой собственностью означает участие в её переделе.
По мнению Г.М. Гукасьян, и с этим нельзя не согласиться, за счёт деятельности «кликающе-го» человека система отношений собственности приобретает новые существенные стороны, которые должны стать объектом изучения новой экономической теории.
4. Индустриальная экономика породила рост загрязняющих отходов, разрушающих природу и снижающих качество жизни населения. Экологические проблемы вызвали к жизни движение "зелёных", которое стало влиятельной политической силой. Сама же экология может рассматриваться как самостоятельный фактор производства. Таким образом, наряду с общепринятыми факторами производства (земля, труд, капитал), изучавшимися ещё классической политической экономией, новая экономика добавляет ещё несколько: экологию, информацию, время. Бесспорно, что эти факторы производства не могут не стать объектом исследования новой экономической теории.
Какова же структура и характерные черты новой экономики?
Сердцевиной "новой экономики" являются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Вместе с ИКТ к ней относятся следующие сегменты: образование;
наука (как фундаментальная, так и производство инноваций);
интеллектуальные услуги (информационное посредничество, консультирование, маркетинговые услуги, аналитика); микроэлектроника; робототехника; биотехнология.
В то же время ряд авторов считают микроэлектронику и телекоммуникации не элементом новой экономики, а материальной инфраструктурой, на которую опирается сама новая экономика: "сама новая экономика опирается на ма-
териальную инфраструктуру, создающуюся другими секторами. В составе этой инфраструктуры можно выделить два сектора, развитие которых оказывает наиболее непосредственное влияние на развитие новой экономики: это микроэлектроника и телекоммуникации. Не входя непосредственно в состав новой экономики (структура затрат позволяет относить обе эти отрасли к традиционным, т.е. к отраслям с преобладающей долей материального капитала), микроэлектроника и телекоммуникации образуют "пространство возможностей" для "мягких" технологий новой экономики"8.
Отрасли, относящиеся к новой экономике, отличаются следующими чертами:
а) главный ресурс — интеллектуальный капитал (по сравнению с материальными элементами);
б) уникальностью нематериальных активов;
в) очень большой инновационной составляющей, а также высоким темпом обновления производственных технологий, продуктов, услуг. Фактически обновление происходит непрерывно.
Каковы результаты функционирования новой экономики?
В первую очередь следует отметить более высокие темпы роста по сравнению с традиционными отраслями: в среднем в 2 раза. М. Кастельс подчёркивает: "в 1975-1995 гг. производительность во всей экономике росла примерно темпами 1,4 % в год, а в 1996-2000 гг. -2,7 % в год. Это существенная прибавка в производительности, как считают многие исследователи, в частности в Мас-сачусетском технологическом университете, связана с информационно-коммуникацион-ными технологиями (ИКТ), а также с организационными изменениями. Технология поддерживает развитие сетевых принципов и новые принципы управления, и в сочетании это даёт новую экономику"9. Удельный вес новой экономики в экономике разви-
8 Кузьм и нов Я. И., Я ковл ев А. А., Гохберг Л. М., Ларионова M. В., Кузнецов Б.В. Россия: формирование институтов новой экономики /Модернизация экономики России: Социальный контекст: В 4 кн./Отв. ред. Е.Г.Ясин. Кн.1. - М.: Издат. дом ГУ ВШЭ, 2004. -C.I19.
9 Кастельс М. Новая экономика: новый способ организации и технологий. /Модернизация экономики России: Социальный контекст: В 4 кн./Отв. ред. Е.Г.Ясин. Кн.1. - М.: Издат. дом ГУ ВШЭ, 2004.-С. 159.
2M21-2US
ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ
тых стран составляет 20-25 %, и в будущем, очевидно, будет возрастать. Продукция отраслей новой экономики нередко имеет значительные экспортные возможности. Темпы роста ИКТ в России характеризуются следующими показателями10. Современные технологии (технологии "общества знаний") своей сущностной чертой имеют постоянное самосовершенствование и изменчивость. Происходит сокращение одних категорий работников, в то же время увеличивается спрос на другие: человеческий труд систематически устраняется из производственного процесса. Растёт численность занятых в обслуживании предприятий, консультировании, информационных, коммуникационных и других услугах. Интернет позволяет зарабатывать значительному числу людей через эту сеть. Происходит очень быстрый рост числа его пользователей, имеющих возможность без ограничений обмениваться информацией. Использование информационно-коммуни-> кационных технологий позволяет снизить стоимость трансакций предприятий. Изменения в содержании и организации труда связаны с развитием новых технологий и профессий. А. Бузгалин обращает внимание на распространение в новой экономике феномена "телеработы" ДОеадогк)11. Это деятельность, основанная на широком использовании компьютерных технологий и телекоммуникаций. Следствием отмечен-
10 По оценкам Министерства информационных технологий и связи 2003 год стал лучшим за последние 10 лет: рост рынка ИКТ составил 20,3 % по отношению к 2002 году. Более того, темпы роста российской ИКТ-отрасли не только выше темпов роста всей российской экономики, но и существенно выше развития этого сегмента в мире, где рост составил 10 %. Так, в США - 6,8 %; в Индии и Китае - 15-20 %. Доходы от услуг связи выросли на 42 % по отношению к 2002 г. Рост рынка П К в 2003 году в России, по оценкам экспертов, составил около 23 % по сравнению с 2002 г. Оборот ИКТ-услуг п России достиг объема $1,1 млрд, что на 36 % больше показателя 2002 г.
Темпы роста рынка программного обеспечения оцениваются ещё выше — у отдельных компаний увеличение оборота дошло до 50 % по сравнению с 2002 г. Федеральная служба государственной статистики оценивает сальдированную прибыль предприятий отрасли связи в 100,1 млрд руб., что составляет прирост в 76 % по сравнению с 2002 г., и является максимальным приростом сальдированной прибыли после внешнеэкономических предприятий (150 % к 2002 г.) и предприятий транспорта (87,8 % к 2002 г.). Многие аналитики считают, что данные тенденции сохранятся в будущем.
11 Социум XXI века: рынок, фирма, человек в информационном обществе/Под ред. А.И. Колганова. - М.: ТЕИС, 1998. - С.60-61.
ного феномена является постепенное перемещение трудовой деятельности со специально созданных предприятий (заводов, офисов) в места проживания работников (их дома, квартиры). Такая модель будущего жилища получила название "электронный коттедж". Ещё одна отличительная черта, на которую указывает А. Бузгалин, проявляется в особом характере технико-производствен-ной организации труда в новой экономике. Речь идёт о создании сетей (networks), являющихся особой формой кооперации труда, использования сырья, средств производства и результатов деятельности. В России также происходит развитие новой экономики. Какова же институциональная структура новой экономики в России? Для России характерно деление новой экономики на 2 подразделения, кардинально отличающихся друг от друга. Наука и образование по-прежнему организованы на затратных основах. В то же время на другом полюсе — рынок ИКТ и информационных услуг с его чисто рыночным фундаментом и отсутствием государства в собственности.
В октябре 2004 г. состоялось заседание Совета по науке, технологиям и образованию при Президенте РФ. На нём было отмечено, что "за пять лет - с 1999 по 2004 гг. - ассигнования на науку выросли почти в 4 раза и к концу года достигнут 46,2 млрд руб. И нельзя говорить, что деньги мизерные. Можно говорить, что этого недостаточно, их и в развитых странах тоже недостаточно, но с их помощью уже можно решить пусть несколько, но крупных, значимых, приоритетных для страны задач. Уже неплохо функционируют государственные научные центры, второй год работают инновационные мега-про-екты, развиваются информационные технологии и этот опыт надо изучать".
Президент РФ констатировал, что в полном объеме ни программы, ни поручения по реформированию отраслей, имеющих отношение к производству интеллектуального капитала, пока не выполняются, и призвал сформировать в России конкурентоспособный интеллектуальный капитал. На мировых рынках именно такой интеллектуальный капитал ценится выше, чем сырье и квалифицированная рабочая сила. В России должна быть сформирована конкурентоспособная система
2 11221 - 2US
ВОПРОСЫ экономики
генерации, распространения и использования знаний, только такая система может стать основой устойчивых темпов и высокого качества экономического роста в стране. На этом же заседании было заявлено о том, что государственный сектор науки будет реструктуризирован: речь шла о проведении эффективной реструктуризации государственного сектора науки на принципах участия государства в научных организациях только в интересах поставленных публичных задач, прежде всего для обеспечения принципиальных направлений развития фундаментальной и технологичной науки.
Фундаментальная наука должна обеспечить развитие новых научных школ, а в прикладной науке назрела необходимость создания крупных научно-производственных структур, обеспечивающих концентрацию ресурсов государства и бизнеса на передовых направлениях науки. Новые научные школы в фундаментальной науке, в свою очередь, должны быть адекватны общемировым тенденциям и способны создать условия для прорыва России по ряду научных направлений.
Совету по науке, технологиям и образованию было предложено оказывать необходимое содействие Министерству образования и науки РФ в проведении реформ. В частности, поддержка могла бы состоять в проведении совместными усилиями анализа последствий предлагаемых мер, составлении объективного прогноза, анализа того, как принятие готовящихся стратегических документов скажется на экономическом росте страны.
Президент РФ согласился с упреками в неэффективном использования налоговой системы для поддержки отечественной науки и сообщил, что правительство предпринимает определенные шаги в этом направлении. В 2005 г. планируется перераспределить налоговую нагрузку между добывающей и перерабатывающей отраслями экономики. И это лишь первый шаг.
2. РАЗВИТИЕ ИКТ В РОССИИ
Проблемам развития ИКТ в России посвя-щён аналитический обзор Михаила Краснова. Он справедливо считает, что более высоким темпам развития ИКТ-отрасли в нашей стране препятствую! несовершенство законодательства и ад-
министративные барьеры. Но уже сейчас можно утверждать, что рынок ИКТ вступил в фазу солидного роста, позволяющую разрабатывать долгосрочные стратегии.
Одной из основных проблем привлечения иностранных инвестиций в ИКТ-отрасль в России также остаются несовершенство законодательства и административные барьеры. Сегодня это препятствие обходится ИКТ-отрасли в миллиарды долларов. По мнению экспертов, только на преодоление "административного давления" в среднем расходуется около 7 % бюджета ИКТ-компаний, работающих в России. При объеме рынка в $4 млрд — это более $280 млн ежегодно в течение последних двух лет.
В связи с этим государство задумалось о гармонизации российского законодательства в области создания и применения ИКТ с общепринятым мировым опытом и уже сейчас делает активные шаги в этом направлении. Этот процесс долгосрочный и трудоемкий. В то же время принятие законов "О связи" (в новой редакции), "О техническом регулировании", "Об электронной цифровой подписи", начало реализации Федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002 — 2010 гг.)" создает широкий плацдарм для деятельности в данном направлении, - считает Михаил Краснов.
Как шаг в развитии институтов новой экономики можно рассматривать разработку и широкое обсуждение ряда государственных документов. К ним следует отнести следующие: "Концепция правового регулирования создания и применения ИКТ в социально-экономической сфере", "Концепция демонополизации и дерегулирования сектора ИКТ", "Концепция развития рынка телекоммуникационных услуг", "Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти" и др.
Хотя и не все указанные документы приняты на государственном уровне и находятся в стадии обсуждения, важнейшим показателем является тот факт, что в основных положениях данных документов закрепляется принцип либерализации ИКТ-рынка России.
Консолидация и инвестиции. На сегодняшний день в российской ИКТ-отрасли активно идут процессы консолидации, - отмечает М. Краснов. Рынок уже перерос из стадии форми-
г ш - 2us
ВОПРОСЫ экономики
рования в стадию структуризации и оптимизации. Тенденция к консолидации, заметная на российском рынке дистрибуции ИКТ-товаров и на мировом рынке услуг, распространится и на сегмент российского рынка ИКТ-услуг.
Главная тенденция этой области в ближайшие годы — это освоение огромного поля средних и мелких частных компаний, - подчёркивает М. Краснов. Они сумели наработать значительный капитал за время удачной рыночной конъюнктуры последних 3-х лет, но только сейчас начинают осознавать преимущества корпоративных ИКТ-технологий в конкуренции.
Нельзя забывать и о крупных национальных торговых компаниях с годовым оборотом $100— 900 млн, которые начинают модернизировать и совершенствовать И КТ-системы в условиях постоянного роста и усиления экспансии в России иностранных фирм с передовым информационным обеспечением. Об увеличении проникновения на российский рынок иностранных игроков свидетельствует тот факт, что в последние годы страну посетили представители высшего менеджмента крупнейших мировых ИКТ-компа-ний, таких, как Microsoft, Intel, Cisco Systems, и ряда других.
В отношении инвестиционного климата российской ИКТ-отрасли можно сказать, что она остается одной из самых привлекательных, как для российских, так и для иностранных инвесторов, рост объемов инвестиций в отрасль составил 40 % и возрос до 84,7 млрд дол. Одним из плюсов для инвестиционной деятельности в российской ИКТ-отрасли является то, что, несмотря на явные успехи этого сегмента, структура российского ИКТ-рынка пока остается довольно примитивной. Если рынок информационных технологий в Западной Европе несколько больше рынка телекоммуникаций, то в России он меньше почти в 2 раза, - указывает М. Краснов.
Доля оборудования в общей структуре рынка Западной Европы составляет около 30-50 %, в зависимости от страны, а в России эта цифра - 63 %. Очевидно, что сейчас Россия все еще завершает первый этап информатизации, который предполагает элементарное оборудование рабочих мест компьютерами, объединение их в сети, подключение к Интернету, закупки ПК домашними пользователями, ведь только 11 % жителей России имеют домашние компьютеры.
Следующий этап, который ИКТ-отрасли еще предстоит преодолеть, - это переход на более высокий технологический уровень, где ключевое значение имеет не "железо", а программные решения, услуги и заметная невооруженным глазом электронная коммерция. Разговоры об этом переходе ко "второму этапу" идут давно, и стоит отметить, что по сравнению с предыдущим годом в 2003 г. Россия сделала несколько шагов в этом направлении. М. Краснов обращает внимание на то, что доля компьютеров, комплектующих и периферии в общем объеме продаж (с учетом серого импорта) снизилась с 65 % ($2,7 млрд) до 58 % от всех потраченных на ИКТ-рынке средств ($3,37 млрд), а вот доходы от услуг, разработки ПО и заказного программирования, напротив, возросли с 35 ($1,66 млрд.) до 42 % ($2,43 млрд).
Между тем в десятку лидеров российского ИКТ-рынка по оборотам не входит ни одна компания, занимающаяся исключительно разработкой программного обеспечения или исключительно проектной интеграцией, а ведь именно эти предприятия в сегодняшней России являются наиболее наукоемкими в отрасли.
Развитие ИКТ — государственный приоритет. По мнению М. Краснова, сейчас низкий уровень финансирования науки и образования еще не сдерживает экономический рост. Но уже в ближайшей перспективе Россия не сможет добиться повышения национальной конкурентоспособности и формирования экономики знаний, соответствующей требованиям глобализации, без существенного увеличения расходов на науку и образование. Финансирование науки и образования в настоящее время составляет около 1 % ВВП против 2 - 3 % ВВП у стран-конкурентов с развитым инновационным потенциалом. Доля инновационной продукции в структуре промышленного производства оценивается в 4 -4,5 % против 30 - 35 % у конкурентов.
Выходом из складывающейся ситуации должна послужить диверсификация российской экономики, ее переход к развитию инновационных, наукоемких технологий, переход на новую (постиндустриальную) экономику с использованием ИКТ, которые будут способствовать выходу на мировые рынки качественной конкурентоспособной российской продукции. Также считают и российские власти.
Аргументом, подтверждающим, что развитие российского ИКТ-рынка в последние несколько лет становится приоритетом и для органов государственной власти, является тот факт, что 28 января 2002 г. была принята ФЦП "Электронная Россия", в которой правительство страны выразило свои приоритеты в развитии рынка ИКТ. Кроме того, высказывания представителей органов власти, отвечающих за реализацию последних инициатив в ИКТ-сфере, характеризуют тесную привязку реализации данных программ к начатой в России административной реформе, которую Президент России провозгласил одной из важнейших государственных задач.
Административная реформа и информатизация - параллельные процессы, тесно связанные между собой. Как говорят эксперты, невозможна информатизация для бизнес-процессов и, наоборот, бизнес-процессы малоэффективны без информационных технологий.
Таким образом, существующие тенденции показывают, что государство в России в ближайшие 3 - 5 лет будет играть активную роль заказчика различных решений в сфере ИКТ. Это найдёт проявление в активном введении на российский ИКТ-рынок бюджетных средств и, тем самым, в косвенном стимулировании развития российской И КТ-отрасл и в целом, что будет способствовать привлечению и иностранных инвесторов.
Стратегия на долгие годы. Рынок ИКТ вступил в фазу солидного роста, когда, с одной стороны, нет взрывного увеличения новых сегментов и появления серьезных конкурентов, а с другой, продолжается довольно стабильный рост. Кризис 1998 г. забыт, топ-менеджменту ИКТ-компании значительно легче спрогнозировать тенденции развития рынка на ближайшие несколько лет. Согласно общим прогнозам, рынок ИКТ имеет все шансы для интенсивного роста в течение нескольких ближайших лет. Определяющую роль на рынке играет дюжина холдингов, которые постепенно путем слияний или роста бизнеса превращаются в компании, играющие заметную роль в экономике России.
Можно констатировать, что еще несколько лет назад рынок информационных технологий был нестабильным, слабо консолидированным, не умел лоббировать свои интересы. Теперь руководители этих холдингов могут позволить себе заняться стратегическим развитием бизнеса,
консолидацией и продвижением отрасли.
Важнейшими задачами для руководителей крупнейших холдингов и для всего рынка ИКТ в целом на ближайшие годы, по мнению М. Краснова, будет совместная с правительством разработка стратегии развития рынка, разработка и реализация законотворческих инициатив, протекционизма на мировых рынках, разработка алгоритмов перераспределения инвестиций из сырьевых сфер в инновационные. Следует ожидать, что в случае успешной политики государства и стабильного общеэкономического климата рынок информационных технологий обеспечит себе стабильные темпы роста, в 3 - 5 раз превышающие рост ВВП в перспективе.
В Европейском союзе начата программа 2005 г., в которой выделены три приоритета -электронное правительство, электронное здравоохранение и электронное обучение.
В России также идут активные дебаты по созданию электронного правительства. Что оно собой представляет, и в чём проявляются его выгоды для населения? В связи с этим вопросом интересен мировой опыт создания элементов такого правительства, в том числе на Западе, а также в странах Центральной и Восточной Европы. Ниже приводится анализ этого опыта, проведенный Джеймсом Демпси — исполнительным директором Центра демократии и технологий (СОТ). Эта неправительственная организация, расположенная в Вашингтоне, выступает за развитие демократических ценностей.
Электронное правительство представляет собой использование ИКТ для преобразования правительства в целях сделать его более доступным для граждан, более эффективным и более подотчётным. Из этого определения вовсе не следует, что переход к электронному правительству ознаменуется ростом числа компьютеров в кабинетах чиновников. Скорее всего, согласно определению, он будет касаться взаимоотношений между государственными служащими и остальными гражданами, - считает Д. Демпси. Электронное правительство включает в себя: обеспечение более полного доступа к информации (законы, законопроекты, другие нормативно-правовые акты, формы необходимых документов, а также экономические или научные данные) через Интернет; содействие гражданскому участию в госу-
дарственной жизни путем создания возможностей для более удобного взаимодействия с чиновниками через электронные каналы, например, обеспечения возможности заполнять требуемые документы в электронном виде;
повышение подотчетности правительства путем повышения прозрачности его операций, что снижает риски коррупции; поддержку выполнения целей развития путем уменьшения времени и материальных затрат, которые субъекты малого бизнеса несут в связи с общением с государственными структурами, а также путем обеспечения сельских и других периферийных общин информационно-коммуникационной инфраструктурой.
Область проявления электронного правительства не ограничивается богатыми странами. На самом деле сегодня часто передовой опыт использования Интернета в государственном управлении принадлежит развивающемуся миру: ИКТ все чаще используют для рационализации административной системы и приближения ее к людям, которым она служит.
Электронное правление не будет реализовано, если правительство только купит дополнительные компьютеры и создаст веб-сайт. Это позволит лишь автоматизировать часть административной деятельности и вывести ее из "бумажного мира".
Скорее, электронное правление является процессом трансформации правительства, оно требует: а) планирования; б) политической воли и устойчивого потока необходимых ресурсов. Ни покупка более продвинутых технологий, ни автоматизация сложных процедур сами по себе не могут повысить эффективность государственного управления или уровень общественного участия в государственной жизни. Технологические инновации не изменят менталитет бюрократов, которые не рассматривают гражданина в качестве потребителя услуг правительства или как участника процесса принятия политических решений.
3. ТРИ СТАДИИ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВЛЕНИЯ
Процесс электронного правления можно разделить на три стадии. Эти стадии не зависят одна от другой, при этом для начала одной
из стадий необязательно завершение другой. Но такая разбивка представляет собой систему для осмысления целей электронного правительства.
Стадия 1: публичность.
Использование ИКТ для расширения доступа к правительственной информации. Правительства обычно создают большие объемы информации, представляющей большую важность для частных лиц и бизнеса. Интернет и другие современные коммуникационные технологии могут доставить эту информацию гражданам быстро и более адресно.
Стратегии проведения этой стадии электронного правления сильно разнятся по своим содержанию и форме, но, как правило, страны с переходной экономикой могут начать его с публикации правительственной информации в Интернете. В первую очередь, там можно разместить законы, другие нормативно-правовые акты, формы необходимых документов, статистические и экономические данные.
Обеспечение гражданам и бизнесу свободного доступа к правительственной информации без необходимости посещать государственные учреждения, стоять в длинных очередях или давать взятки может стать революционным достижением для стран, где значительны масштабы бюрократии и высокий уровень коррупции. Одним из элементов данной стадии может быть создание правительственного веб-портала (например, такого, как у правительства Мексики), предоставляющего доступ к разным веб-сайтам и информационным ресурсам "через одно окно".
Стадия 2\ участие.
Расширение гражданского участия в государственном управлении. Веб-сайты, как бы они ни были обильны по своему содержанию, являются всего лишь первым шагом. Электронное правление обладает потенциалом вовлекать граждан в процесс управления государством путем обеспечения их взаимодействия с политиками на протяжении всего цикла выработки государственной политики и на всех уровнях власти.
Повышение степени гражданского участия помогает строить общественное доверие к правительству. Интерактивное электронное правительство предполагает двусторонние коммуникации, начиная с таких базовых действий, как публикация адресов электронной почты государственных служащих или форм для обрат-
ной связи, позволяющих гражданам давать свои комментарии по проектам законодательных актов или другим предложениям в области государственной политики. Один из таких веб-сайтов имеется у парламента Намибии, там граждане могут оставлять свои комментарии по поводу законодательны^ инициатив.
Данная стадия электронного правления может также включать в себя создание форумов с участием граждан и представителей правительства (наподобие созданного правительством Армении), где люди могут обмениваться своими идеями, повышать свою осведомленность в тех или иных вопросах и создавать возможности для активной деятельности, которая не имеет дистанционных ограничений.
Стадия 3: онлайн-трансакции.
Предоставление государственных услуг в он-ланн-режиме. Правительства могут расширить свое присутствие в Интернете, создавая такие веб-са!йты, которые дают пользователям возможность проводить трансакции в онлайн-ре-жиме. Точно так же как частный сектор в развивающихся странах использует Интернет для осуществления электронной коммерции, правительства могут проводить онлайн-трансакции. Среди выгод от таких нововведений основными являются:
а) долгосрочная экономия на издержках;
б) обеспечение подотчетности (путем ведения электронного учета);
в) повышение производительности труда.
В прошлом государственные услуги, такие как регистрация земельных участков или продление действия водительских прав, требовали долгих ожиданий, ссор с всесильными бюрократами и иногда взяток. Новации в области доступности, примерами которых могут послужить Интернет-киоски общественного пользования в торговых центрах Бразилии или доставляемые правительством в сельские районы Индии портативные компьютеры, соединяют электронное правительство с самыми обособленными уголками развивающихся стран.
Наверное, самый большой стимул, заставляющий правительства использовать ИКТ для предоставления услуг, заключается в оптимизации бюрократических и трудоемких процедур, что дает возможность сэкономить деньги и повысить производительность труда в долгосроч-
ной перспективе. Более того, автоматизируя и оптимизируя процедуры и процессы, особенно в таких важных с точки зрения денежных поступлений областях, как сбор налогов и штрафов, правительства могут сократить масштабы коррупции и значительно повысить уровень поступлений, повышая при этом доверие к власти.
Отличным примером такого опыта служит работающая в Сеуле система выдачи разрешений в онлайн-режиме, позволяющая гражданам подавать заявления на разные разрешения через Интернет и отслеживать процесс хождения поданных документов по инстанциям, сокращая при этом потребность в количестве поездок по государственным учреждениям и понижая возможности бюрократов по получению взяток.
4. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Электронное правительство предполагает преобразование порядка взаимоотношений правительства и общества. Этот процесс требует последовательной стратегии, начиная с оценки регуляторной среды в стране и способности населения использовать новые технологии.
Потенциальные возможности экономии средств и сокращения персонала не должны стать главным мотивом проведения реформ по внедрению электронного правительства, - справедливо утверждает Д. Демпси. Хотя они часто и являются ценным результатом реформ, намного чаще выгоды получают предприятия и граждане, пользующиеся усовершенствованными системами, инвестиции в которые сделало правительство.
Чтобы осознать все выгоды от самих преобразований, правительства должны разработать модель взаимоотношений с основными заинтересованными лицами (компаниями, торговыми ассоциациями, учеными и неправительственными организациями), ставящую во главу угла интересы гражданина. Без вклада этих действующих лиц даже те проекты в сфере электронного правительства, которые направлены на изменение внутренних процессов, могут оказаться провальными, поскольку граждане вряд ли станут пользоваться системой, которая не учитывает их потребности.
Поскольку не существует одной шаблонной
стратегии по внедрению электронного правительства на любой случай, Д. Демпси выделяет пять основополагающих элементов процесса преобразований.
1. Реформирование процессов. Ключевой предпосылкой для успешного внедрения электронного правительства является понимание того, что оно заключается не только в автоматизации существующих процессов и устранении неэффективных мест. Скорее, оно предполагает создание новых процессов и новых взаимоотношений между управляемыми и правящими. Использование ИКТ, как было отмечено, не является исключительно инструментом экономии денег или труда, которая производится путем выдачи чиновникам компьютеров или автоматизации записей.
Электронное правительство, если его правильно спланировать, может привнести поистине революционные перемены в сам процесс государственного управления. Поэтому государственным деятелям, отвечающим за разработку соответствующих проектов, необходимо вначале изучить порядок работы той функции, которую они намерены оснастить ИКТ. Например, если предметом проекта являются государственные закупки, то чиновники и их партнеры-предприниматели должны сначала проанализировать всю цепочку: как правительство публикует свои планы закупок, отбирает претендентов и устанавливает требования к подаче заявок.
2. Лидерство. Электронное правительство требует сильного политического лидерства. Чтобы добиться перехода к электронному правительству, на всех уровнях системы власти должны быть такие избираемые и назначаемые государственные служащие, которые понимают важность новой технологии, осознают общую цель государственной политики и настроены активно проводить реформы.
Сильное лидерство может обеспечить непрерывный приток ресурсов и информации, необходимых для выполнения поставленной задачи, а также сотрудничество несоизмеримых по своему весу групп. Оно также может упрочить позиции инициативы по внедрению электронного правительства, проводя ее через все необходимые стадии под выразительным политическим лозунгом.
Например, объявив доступ к Интернету пра-
вом человека, руководство Эстонии заручилось крепкой народной поддержкой межотраслевой программы "Прыжок тигра", ставящей целью сделать все общество грамотным в обращении с компьютерной техникой. Хотя объявление доступа к Интернету не является правом человека настолько уж важным, лидеры должны понять, что достижение поставленных задач будет куда более вероятным после передачи общественности видения проблемы и привязки ее к более общим целям человеческого развития и демократизации.
3. Стратегические инвестиции. Учитывая условие жесткой ограниченности ресурсов, правительствам необходимо расставить среди программ приоритеты, чтобы средства на выполнение наиболее важных из них были доступны постоянно. Для этого потребуются, как считает Д. Демпси, артикуляция четких целей программ в области электронного правительства и построение маршрута достижения этих целей.
Государства с переходной экономикой и развивающиеся страны должны тщательно отбирать проекты, чтобы оптимизировать свои затраты времени и ресурсов. Проекты должны характеризоваться четкой ценностью, измеряемой но критериям обеспечения прозрачности, повышения степени гражданского участия в процессах государственного управления, сокращения бюрократической волокиты или экономии денег. Необходимо установить стандарты и целевые ориентиры, исходя из которых проводить измерения сравнительной успешности проектов.
В штате Гуджарат (Индия) автоматизация касс дорожного сбора привела к значительному росту доходов, которые до этого оседали в карманах нечистоплотных служащих. Эффект был настолько велик, что установленная система окупила себя за год.
4. Сотрудничество. Правительствам нужно будет опробовать новый порядок взаимоотношений как между государственными учреждениями, так и в рамках партнерств с частным сектором и неправительственными организациями ради обеспечения качества и доступности электронного правительства.
Чтобы максимизировать эффект выгод от больших масштабов работы, государственным учреждениям, возможно, придется преодолеть неготовность совместно работать друг с другом.
211221 - 2815
ВОПРОСЫ экономики
Сотрудничество правительственных институтов, частных предприятий и неправительственных организаций может помочь политикам в деле проведения результативных реформ и ускорить процесс внедрения электронного правительства.
Эксперты из частного сектора, которые хорошо разбираются в таких областях, как электронная коммерция, информационные технологии, маркетинг и менеджмент, могут давать государственным служащим рекомендации. Частный сектор может обладать обширными знаниями, которые помогут решить задачи повышения эффективности, развития способностей и удовлетворения потребностей потребителей (то есть граждан).
5. Гражданское участие. Успешность инициатив в сфере электронного правительства зависит от участия граждан. Поэтому очень важной предпосылкой являются усилия по стимулированию гражданского участия. Сама концепция электронного правительства ориентирована на интересы гражданина.
Электронное правительство не является простым механизмом сокращения издержек или повышения эффективности. Скорее, оно представляет собой инициативу, направленную на улучшение жизни рядовых граждан. Чтобы выработать такое ориентированное на гражданина видение, политики должны постоянно учитывать интересы рядовых граждан при разработке проектов.
Если это возможно, то политики и разработчики должны способствовать участию заинтересованных сторон (как от правительства, так и от других секторов) в определении общего видения целей и формы реализации будущего электронного правительства. И когда это видение четко определено, лидеры должны довести его до ведома всех секторов, а не только тех, кто будет воплощать его в жизнь.
В заключение Д. Демпси подчёркивает, что, как только правительства утвердят стратегии преобразования процесса государственного управления, они должны быть готовыми к серьезным вызовам и возможностям, которые предстанут перед ними в процессе практического выполнения стратегии.
Работая над справочником по электронному правительству, было выделено 16 тем, которые должны принимать во внимание соответствующие инициативы развивающихся стран. Среди
них: развитие инфраструктуры, закон и государственная политика, компьютерная грамотность, доступность, неприкосновенность частной жизни, безопасность и трудовые ресурсы.
Многие развивающиеся страны, даже при наличии воли, не имеют инфраструктуры, необходимой для обеспечения услуг электронного правительства по всей территории государства. Эти правительства должны включить развитие ИКТ-инфраструктуры в стратегию развития электронного правительства, разрабатывая новаторские подходы к решению проблемы доступа. Потребуются образовательные и пропагандистские программы. Для успешного выполнения проектов также потребуется качественный маркетинг, направленный на привлечение интереса граждан к использованию электронного правительства.
Одной из многих выгод цифровой революции является усиление демократии и достижение большей степени соответствия действий правительства потребностям граждан. Электронное правительство не является панацеей от всех бед. Хотя оно может способствовать изменениям, привести к новым, более эффективным административным процессам, ему не решить всех проблем коррупции и неэффективности. Но сегодня из мирового опыта очевидно, что использование ИКТ может произвести революцию в порядке взаимодействия людей с правительством и друг с другом.
Повсюду, от ферм Индии до малых деревень Ганы, электронное правительство улучшает условия жизни жителей развивающихся стран путем улучшения доступа к информации, необходимой им в повседневной жизни, предоставления государственных услуг и предложения новых возможностей по участию в процессе ведения государственной политики.
Каковы же перспективы выполнения федеральной целевой программы (ФЦП) "Электронная Россия", нацеленной на формирование новой экономики? Сегодня государство даже не знает точно, сколько оно тратит на собственную информатизацию. По разным оценкам, в 2004 г. на ИКТ госструктуры должны были потратить от 6 до 12 млрд руб12. Исследования показали, что практически все ведомс-
12 Латкин А. Электронная Россия ищет хозяина//Известия. 1.03.2004.
тва строят собственные информационные системы, опираясь при этом на различные идеологии. Причём на покупку техники тратится 72,7 % средств, на строительство локальных сетей - 18,1 %, на подключение к Интернету — 5,5 %, на закупку программного обеспечения -1,9 %, а на обучение персонала — всего 1,8 %. Из этого следует вывод: Интернет и локальные сети почти не используются, а госчиновники в массе своей не знают, как полноценно использовать новые технологии.
В 2003 г. ФЦП "Электронная Россия" продвигалась более успешно, чем в 2002 г., хотя профинансирована она была всего на 18,83 % от объёма средств, предусмотренных паспортом программы. К числу наиболее значительных результатов выполнения программы можно отнести следующие:
• на конец 2003 г. было создано 3011 пунктов коллективного доступа в Интернет на базе почтовых отделений;
был запущен проект "Компьютерный всеобуч" и бесплатно обучено навыкам владения 4 компьютером около 30 тыс. человек;
внедрена первая очередь системы электронных госзакупок;
началось создание федеральной межведомс-
твенной информационной системы обеспечения контроля миграционной ситуации; внедрены опытные проекты государственного регистра населения (базы данных, содержащей персональную информацию о гражданах);
начата модернизация Интернет-представительства Президента РФ и улучшена работа сайта www.president.kremlin.ru. До 2010 г. планируется потратить на программу 76 млрд руб. В 2002 г. на программу было потрачено 600 млн руб, в 2003 г. — 1,61 млрд руб., а в 2004 г. планировалось потратить 1,82 млрд руб.
Что же является главной проблемой, тормозящей эффективное внедрение ИТ в госструктурах? Это, в первую очередь, несогласованность и нескоординированность. Например, потери от нестыковки информационной системы Федеральной таможенной службы с системами других ведомств оцениваются в несколько миллиардов рублей в год. Эту проблему может решить только госструктура, ответственная за внедрение ИТ в органах государственной власти.
Таким образом, развитие новой экономики в России требует целенаправленной, продуманной государственной поддержки.
Реклама в журналах Издательского дома «Финансы и Кредит»
Мы гарантируем для Вас:
S Оперативное размещение S Гибкую систему скидок S Индивидуальный подход S Особые условия для рекламных агентств. Ваши выгоды очевидны, потому что у нас: S Самые низкие цены
S Широкая профессиональная аудитория по всей территории России и СНГ S Оперативная публикация рекламы осуществляется в необходимые Вам сроки S Высокая эффективность рекламы проверена временем.
Реклама в наших журналах — прямой путь к конечному потребителю!
Тел./факс: 8(095) 237-86-57
8(095) 237-86-59 http:Wwww.financepress.ru
8(095) 959-69-79 E-mail: [email protected]