Для коренного изменения дел в инженерной сфере АПК региона, на наш взгляд, необходимо:
- ускорить научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию принципиально новой техники отечественного производства для вне-дрения энерго- и влагосберегающих технологий;
- сконструировать технику, реализующую принципиально новые техноло-гические процессы и операции с использованием новых физических принципов, материалов, информационных технологий, средств автоматизации и контроля, оптимального дозирования вносимых и наносимых материалов с целью дости-жения наивысшей эффективности агропроизводства;
- наладить разработку, выпуск и эксплуатацию многооперационных комби-нированных моноблочных агрегатов, которые позволят резко снизить трудовые и материальные затраты, в полной мере реализовать энерго- и влагосберегаю-щие технологии;
- обосновать систему мер по повышению технического уровня и качества производимых тракторов, зерно- и кормоуборочных комбайнов, сельхозтехни-ки, обновлению технологического оборудования предприятий тракторного и сельскохозяйственного машиностроения;
- оказать государственную финансовую поддержку предприятиям, зани-мающимся созданием и освоением производства новых видов приоритетных технических средств для агропромышленного комплекса страны;
- сохранить объем государственной поддержки по лизингу и субсидирован-ным кредитам из федерального бюджета в сумме не менее 5 млрд руб. в год;
- создавать крупные концерны и холдинги для обеспечения выпуска конку-рентоспособной современной сельскохозяйственной техники; совершенствовать таможенную политику, касающуюся
П поставок комплектующих узлов и полно-комплектных машин, нового технологического оборудова-
□I
ния.
Развитие инженерно-технической сферы АПК необходимо осуществлять по следующим направ-п лениям:
□ - создание высокопроизводительных технических средств для ведущих от-раслей сельского хо-
^ зяйства и освоение системы их эффективного использова-ния; реформирование системы энергети--<> ческого обеспечения, разработка и вне-дрение в производство комплексов приоритетного энергетического оборудова-ния с целью надежного энергоснабжения основных отраслей сельского хозяйства и энергосбережения;
- возрождение и развитие системы комплексного инженерно-технического сервиса сельхозтоваропроизводителей; формирование рынка экспортноспособ-ной техники и развитой инженерной инфраструктуры АПК для повышения кон-курентоспособности отечественных агропродуцентов на внутреннем и мировом продовольственных рынках; создание системы информационно-консультаци-о онного и кадрового обеспечения АПК страны.
х
X
®
£ Литература:
а 1. Морозов Н.М., Гриднев П.И. Методические рекомендации по реконструк-ции и техническому
< переоснащению животноводческих ферм / Под ред. В.М. Баутина. - М.: Росинформагротех, 2000;
^ 2.0рсик Л.С. Состояние и перспективы развития технического обеспечения растениеводства
q России // Сборник материалов научной сессии Россельхозака-демии.- 2004;
о З.Ушачёв И.Г., Шутьков А.А. Научно-техническое развитие агропромыш-ленного комплекса Рос-
^ сии (состояние и перспективы). - М.: Экономика и ин-форматика, 2001.
о -
I—
О МОШКИН И.В.
о ф
ГЕНЕЗИС ЭЛЕКТРОННОГО БИЗНЕСА: КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
® Широкое распространение информационных технологий, основанных на использовании сети
| Интернет, предоставляет потенциальную возможность для интеграции всех субъектов экономики в § особую информационную среду, где происходящие количественные изменения в сфере функциони-° рования предпринимательства приносят качественно новые результаты. Уже в 1970-х гг. появились первые упоминания об информационной революции, информа-ционном обществе и информационной
экономике в работах Э. Тофлера и Р. Дрюкера. Как отмечает Е. Майминас, "суть происходящих изменений, если их коротко охарактеризовать, состоит в переходе от "материального" к "ин-формацион-ному" обществу - обществу, основанному на производстве, рас-пространении и потреблении информации. ...Материальная составляющая в структуре материальных благ уступает первенство информационной" [1]. Ес-ли раньше ресурсы экономического развития были достаточно жестко привя-заны к территориям, технологиям, то сейчас главным ресурсом становится информация, что во многом способствовало развитию Интернет.
С начала 1990-х годов распространение информационных и коммуника-ционных технологий (ИКТ) приобрело всеобъемлющий масштаб, причем скорость их распространения превысила все ожидания. Развитые страны, а затем и часть развивающихся стран приняли национальные программы развития информационного общества [2]. В современных условиях не только предприятия нуждаются в решении задач управления на качественно новом уровне, но и государство осознает необходимость оперативного реагирова-ния на конъюнктуру рынка. Развитие информационного общества характе-ри-зуется возникновением неоэкономики - экономики, основанной на знаниях (в 1980-е годы ее называли информационной экономикой). В условиях дефици-та ресурсов и благодаря возможностям, открываемым ИКТ, возрастает эко-номическая роль знаний, что делает их главным ресурсом развития. В ре-зультате скорость роста численности занятых в сфере производства, обработ-ки и распространения информации превышает численность занятых в мате-риальном производстве. В развитых странах она в конце 1980-х годов превы-сила 50 % от общего числа занятых и стабилизировалась на этом уровне [3].
Ключевыми составляющими трактовки неоэкономики или информаци-онной экономики выступают категории "информация" и "знание". На наш взгляд, предпочтительнее использование термина ^ "информационная эконо-мика", поскольку исходной категорий является все-таки "информация", ко- ^ торая трактуется как сведения, знания о той или иной стороне материально-го мира и происходящих в нем процессах [4]. Это, на наш взгляд, абстрактно-логическое определение информации, отражаю- □ щее категориальные характе-ристики информации вообще. В силу этого представляется несколько О сужен-ным определение В.Л. Тамбовцева, который понимает под информацией "...продукты или услуги, которые предназначены их производителем для пе-редачи знаний в максимально доступной ^ для потенциального потребителя форме" [5]. На наш взгляд, данное определение отождествляет по- а нятия "ин-формация" и "информационный продукт". Действительно, именно информа-ционные про- ® дукты (услуги) представляют собой информацию, предназна-ченную их производителем для переда- о чи знаний в максимально доступной для потенциального потребителя форме. ®
СО
Расширительная трактовка содержится в определении понятия информа-ции, данном Маймина- | сом Е.: "информация - это не любые сообщения, сведе-ния, данные, а лишь те, которые уменьшают у ^ получателя неопределенность знания об интересующем его объекте" [1]. Кастельс М. в своем отно- о шении к понятиям "информация" и "знание" оперирует определениями Бэлла Д. и Пора М. Так, Бэлл ^ Д. определяет знание как "совокупность организованных высказываний о фактах или идеях, представ- ^ ляющих обоснованное суждение или экспериментальный результат, которая передается другим по- ^ средством некоторого средства коммуникации в некоторой систематизированной фор-ме" [6]. По ^ мнению Пора М. "информация есть данные, которые были орга-низованы и переданы" [6]. Кастельс о М. полагает, что термин "информацион-ное общество" отражает растущую роль информации в обще- 0 стве, но инфор-мация в широком смысле слова (как передача знаний) всегда имела значение. о
Иноземцев В. при рассмотрении современной хозяйственной системы использует термин "эко- т номика знаний", подчеркивая, что "важнейшим про-изводственным ресурсом общества становится не £ столько информация, ... сколько знания, т.е. информация, усвоенная человеком и не существующая £ вне его сознания" [7]. Кроуфорд Р. характеризует знание как "способность применить информацию к ;= конкретному роду деятельности" [8]. Сапир Ж. считает, что знание первично по отношению к инфор- ^ мации, которая пред-ставляет собой "любые извлеченные сведения, которые могут быть почерп-нуты £ из сигнала и добавлены к уже существующему знанию" [9]. При харак-теристике современного об- >| щества Ходжсон Дж. выделяет важность именно знания: "Информация - совокупность данных, кото- о
л ®
рые уже интерпретирова-ны, которым удалось придать некий смысл. А знания - продукт использова- ^
ния информации" [10]. Анализ вышеприведенных определений выявляет их весьма противоречивый ^ характер [11], но в то же позволяет сделать вывод об общности их предметной области. На наш взгляд, о
экономически развитие информационного общества означает формирование экономики, основанной о
на знаниях, в которой экономический рост все в большей степени зависит от производства и эффективного использования информации и знания. Систе-мообразующим элементом экономики знаний выступает сеть Интернет - ос-новной элемент инфраструктуры информационного общества, который из научно-исследовательского и учебного инструмента превратился в общедос-тупный глобальный инструмент инфокоммуникации. По мере развития сети Интернет появились новые специфические термины с приставкой -Интернет: "Интернет-бизнес", "Интернет-коммерция", "Интернет-рынок" и др., а с по-пуляризацией электронного бизнеса возникает и вводится постепенно в обо-рот новый понятийный аппарат, методология и инструментарий: сетевой-портал, сетевая интеграция, сетевое управление и др. Эти термины отражают процессы, происходящие в экономике с точки зрения развития и практиче-ского применения сети Интернет. Несомненно, что объединение националь-ных, частных и корпоративных локальных компьютерных сетей в глобаль-ную сеть Интернет оказало влияние на процессы становления и развития электронного бизнеса. Попытки трактовки электронного бизнеса как сово-купности методов, предоставляемых сетью Интернет для решения опреде-ленного круга задач, нельзя считать, на наш взгляд, перспективными, по-скольку частные свойства технических систем не позволяют описать объек-тивную картину экономических процессов [12]. К тому же часть бизнес-процессов сегодня осуществляется без применения инновационных техноло-гий, что позволяет разделять понятия "бизнес" и "электронный бизнес" как самостоятельные категории, грань между которыми постепенно стирается.
На основе использования технологий Интернет строится Интернет-экономика или, в широком смысле, информационно-сетевая экономика. Этот распространенный термин наиболее полно характеризует новые социально-экономические явления. Интернет-экономика представляет собой глобаль-
П ную сетевую, сложно организованную многоуровневую структуру взаимоот-ношений между эконо-
01
Z мическими агентами, осуществляемых через сеть Ин-тернет и другие телекоммуникационные сети, единство нескольких состав-ляющих по горизонтали, вертикали и глубине (по уровням) [13]. В на-q стоя-щее время развиваются два параллельных процесса в области ИКТ - "элек-тронный бизнес" и □ "управление знаниями". Используемые сегодня опреде-ления электронного бизнеса и в целом Интер-^ нет-экономики лишь частично охватывают новые явления в экономике, вызывая дискуссии в науч--<> ном со-обществе. В то же время даже в последних формулировках терминов инфор-мационно-элект-ронной сферы прослеживается неоднозначное понимание сущности и значения процессов, протека-ф ющих в киберпространстве.
и Первые концепции электронной коммерции и электронного бизнеса поя-вились в США в начале
ф 80-х гг. XX в. и были основаны на ранее выдвинутых идеях глобальной информационной экономики
СО
| (Ф. Махлуп). Процесс купли-продажи, осуществляемый с помощью различных электронных средств ком-муникации, получил название электронной коммерции [14], а электронные рынки характеризо-о вались как информационные инструменты с описанием товаров и услуг, предлагаемых продавцами,
Ее которые позволяют покупателям производить поиск информации, определять свои желания и потреб-
ф
ЕЕ ности, а также делать заказы, после чего осуществляется доставка товара. Корпорация IBM в 1999 г.
о. начала активно продвигать концепцию электронного бизнеса, определяя его как использование Ин-
< тернет-технологий для усовершенство-вания бизнес-процессов предприятия.
^ Одним из первых определил электронную коммерцию Звасс В. (1996 г.): "Электронная торговля
q - распределение деловой информации, отношений окружения бизнеса и проведения деловых сделок
0 посредством телекоммуни-кационных сетей. В сегодняшнем бизнес-окружении оперативные грани-^ цы между фирмами стали проницаемыми, поскольку они, эти границы, стали мешать предпринима-£ тельству и разделять межфирменные и внутрифирмен-ные деловые процессы. Поэтому электронная £ коммерция здесь включает от-ношения покупки-продажи и сделки между компаниями, а также общие
про-цессы, которые поддерживают торговлю в пределах отдельных фирм" [15]. Однако, на наш взгляд,
1 описываемые формы информационного взаимодейст-вия рассматриваются только в рамках отноше-® ний купли-продажи, хотя внут-ренние бизнес-процессы эффективно осуществляются в виртуальном >| про-странстве без обменных операций. Кроме того, не все телекоммуникацион-ные сети являются 5 необходимым условием ведения электронного бизнеса.
® Многожественность определений электронного бизнеса, по нашему мнению, свидетельствует об
s эмпирическом уровне исследований данного термина специалистами различных областей знания,
g занимающихся пробле-мами становления информационного общества, создания информационных
<т) технологий, формирования рынка информационных услуг и т.п. Основываясь на классическом опре-
делении электронной коммерции В. Звасса, С. Пун сня-ла ряд неточностей, ограничившись только одним видом открытых телеком-муникационных сетей - "распределение деловой информации, отношений окружения бизнеса и проведения сделок бизнеса посредством технологий, основанных на использовании Интернета" [16]. Такое определение является более узким, поскольку в электронном предпринимательстве, особенно для внутрифирменных деловых процессов, используются внутренние сети и спе-циально построенные внешние телекоммуникационные сети, не являющиеся подмножеством глобальной сети Интернет. С этой точки зрения трактовка, данная консалтинговой компанией Emst&Young (1998г.) лишена подобных ограничений: "Электронная коммерция определяется как практика проведе-ния маркетинга, закупок и продажи товаров и/или информации через элек-тронные сети, включая Интернет и частные сети" [17]. В силу этого следует согласиться со Смирновым С., что "электронный бизнес, который изначаль-но служил средством эффективной реализации транзакций, постепенно эво-люционировал в новую культуру, новую систему принципов производства и распределения на базе электронных цепочек добавленной стоимости" [18].
С позиции OECD (2004г.) электронная коммерция - это "автоматизиро-ванные бизнес-процессы (внутри- и межфирменные) на базе подключенных к достижимым сетям компьютеров" [19]. Это краткое определение предпола-гает, что электронная коммерция - нечто большее, чем просто электронная коммерческая деятельность, которая ограничивается коммерческими сделка-ми между компаниями и их клиентами, так как включает в себя бизнес-процессы за пределами компании. Определение OECD неявно указывает, что ключевая задача электронной коммерции концентрируется в сфере ав-тома-тизации бизнес-процессов, предполагая расширение потенциальных возмож-ностей для исследования электронного бизнеса. Оценка масштабов сделок электронной коммерции через объем продаваемых в Сети товаров и услуг, в целом аналогична оценке объемов традиционной торговли, одна- ^ ко анализ электронной коммерции должен быть дополнен исследованиями бизнес-процессов, т.е. ^ электронного предпринимательства.
Р. Калакота и Э. Винстон предложили следующее расширенное опреде-ление электронной ком- □ мерции (1995г.): "Покупка и продажа информации, продукции и услуг через компьютерные сети" [20], О которое стало основой выделения основных бизнес-моделей электронной коммерции. За прошед-шее десятилетие понятие "электронный бизнес" расширилось от узкой дефи-ниции до масштабной про- ^ блемы экономики. а
С развитием информационных систем концепция электронного бизнеса стала вбирать в себя ® другие виды предпринимательской деятельности, на-прямую не связанные с отношениями купли- о продажи, уделяя больше внима-ния характеру взаимодействий между субъектами экономической де- ®
СО
ятельно-сти: "Электронный бизнес - любой бизнес, проводимый по цифровым сред-ствам массовой | информации. Он включает в себя не только продажу товаров и услуг непосредственно по Интернету, ^ но также обслуживание клиентов и сотрудничество с бизнес-партнерами" [21]. о Следовательно, в начале XXI в. мировое научное сообщество определи-ло соотношение понятий ^ "электронная коммерция" в узком смысле и "элек-тронный бизнес" как части и целого: "Электрон- i ный бизнес - это непрерыв-ная оптимизация продуктов и услуг организации, а также производствен- g-ных связей через применение цифровых технологий и использование Интернет в качестве первичного средства коммуникаций" [22]. В широком смысле элек-тронная коммерция является синонимом о электронного бизнеса. Однако тер-мин "электронная коммерция" в узком смысле используется евро- 0 пейскими экономистами в силу их приверженности к изучению преимущественно ста-дии распреде- о ления и обмена при недостаточном внимании к процессам про-изводства и потребления Сущность m электронного бизнеса невозможно отра-зить через анализ его отдельных сторон, поскольку вследствие £ их взаимодей-ствия возникает синергетический эффект. Тем не менее, идентификация мес-та поня- £ тия "электронный бизнес" как категории понятийного аппарата ин-формационной экономики позво- ;= ляет выделить наиболее адекватную его трактовку: "Электронный бизнес - любая деловая активность, ^ использующая возможности глобальных информационных сетей для преобразования внут-ренних и £ внешних связей с целью создания прибыли" [23]. Таким образом, в настоящее время электронный >| бизнес рассматривается как одна из ключевых тенденций в развитии экономики ЕС с четко тестиру- о емыми систематически-ми позитивными изменения. С 2001 г. траектория распространения сети Ин- | тернет в Европе по количеству пользователей стала более однородной, опре-деляя стабильную поло- ^ жительную перспективу [24]. о В 2005 г. объем рынка электронной торговли в России составил порядка 4,5 млрд. долл. [25]. ö
Наиболее быстрый прирост объемов наблюдался в сег-менте B2B, его объем утроился и составил 1,3 млрд. долл. [25], причем 62% пришлось на компании ТЭКа. Объемы госзакупок в Интернете в 2005 г. поч-ти не изменились, так как их проводили те же ведомства, при этом 80% гос-закупок-онлайн пришлось на Росатом. Согласно исследованиям НАУЭТ и маркетингового агентства PM Group, за 2005 г. в российском сегменте сети Интернет продано товаров и услуг на 1,2 млрд. долл. (таблица 1).
Таблица 1. Состояние электронной торговли в России [25] (млн. долл.)
Сегмент 2111)1 1. 21Ш2 г. 2 г 2Ш4 г. 2IMI5 г. Темпы рктц, %
П2С 2 IS, J 4т,4 М>2 1020 151
В2И 99 189 316,2 442 1 300 294
R2G - 10,8 141 2 130 2 174 102
Итога in 517 937 3 233 4 494 m
Значение информации и технологий коммуникации пережило несколько этапов: от широкомасштабного раздувания "мыльного пузыря .com" в тече-ние фазы бума Интернет-экономики до их кризиса и последующей стабили-зации. Историко-генетический анализ категориального содержания основных понятий Интернет-экономики позволяет выделить следующие специфиче-ские отличия электронного бизнеса:
- электронный бизнес представляет собой любую транзакцию, совер-шенную посредством сети связанных между собой компьютеров с передачей права собственности или права пользования товаром (услугой), т.е. критиче-скую роль играет использование ИКТ, а не непосредственный обмен;
- благодаря свойствам интерактивности, использованию сетевой нави-гации электронный биз-^ нес превосходит средства общения с существующими и потенциальными клиентами традиционной 6 экономической деятельности;
□ - максимальное использование информационных технологий для улуч-шения эффективности и
контроля за бизнес-процессами компании.
Таким образом, электронный бизнес является инструментом, позволяю-щим эффективно осуществлять предпринимательскую деятельность посред-ством интерактивной коммуникации всех заин-о тересованных сторон.
CD
I—
о Литература
® 1.Майминас Е. Информационное общество и парадигма экономической тео-рии // Вопросы эко-
! номики. - 1997. №11.
о 2.Кастельс М., Химанен П. Информационное общество и государство бла-госостояния: Финская
о модель. М.: Логос, 2002.
g З.Чирченко О.Н. (Вершинская). Информационные аспекты компьютериза-ции. М.: Наука, 1989.
£ 4.Афанасьев Э.В., Ярошенко В.Н. Эффективность информационного обес-печения управления. -
£ М.: Экономика, 1987.
5.Тамбовцев В.П. Пятый рынок: Экономические проблемы производства информации. -М.: Изд-
о во Моск. ун-та, 1993.
о б.Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. Под. ред. О.И. Шкарата-
9 на. М.:ГУ ВШЭ, 2000. С.39.
g 7.Иноземцев В. Парадоксы постиндустриальной экономики (инвестиции, производительность и
о хозяйственный рост в 90-е годы) // Мировая экономика и международные отношения. 2000. №3.
8.Crawford R. In yhe Era of Human Capital: The Emergence of Talent, Intelli-gence, and Knowledge as
CL
s the Worldwide Economic Force and What it Means to Managers and Investors. New York: Harper Business,
I 1991. P10.
® 9.Сапир Ж. К экономической теории неоднородных систем: Опыт Исследо-вания децентрализо-
i ванной экономики / Под. ред. Н.А. Макашевой. М.: ГУ ВШЭ, 2001. С.150.
о 10.Ходжсон Дж. Социально-экономические последствия прогресса знаний и нарастания сложно-
g сти // Вопросы экономики. 2001. №8. С.34.
о 11.Стрелец И.А. Новая экономика и информационные технологии- М.: Изда-тельство "Экзамен",
о 2003.
^ 12.Данько Т.П., Завьялова Н.Б. Электронный маркетинг. Уч. п. М.-2003.
13.Дятлов С. А. Функции электронного правительства по регулированию Ин-тернет-экономики // Международная конференция "Электронное правитель-ство на Северо-Западе: зарубежный опыт и российские тенденции", 2002.
14.Mann С. Global Electronic Commerce. Washington, DC: Institute for Intema-tional Economics, 2000.
15.Zwass. V. Electronic Commerce: Structured and Issues // International Journal of Electronic Commerce, Vol.1, №1, 1996.
16.Poon S. Determinants of Small Business Internet Usage: A Multi-method In-vestigation of Perceived Benefits // 10-th International Electronic Commerce Con-ference, Bled, Slovenia, Moderna Organizacija, 1999.
17.Ernst&Young: E-Commerce & connecting to the customer, 1998.
18.Смирнов С.Н. Электронный бизнес. - М.:ДМК Пресс; М.: Компания Ай-Ти, 2003. (Серия "ИТ-Экономика").
19.OECD Information Technology Outlook, 2004.
20.Kalakota R., Whinston A. Frontiers of electronic commerce. - Addison-Wesley, 1996. P. 487.
21.Nitya L. Karmakar "Global Forum/Shaping the Future 2005" Agenda for To-day Growth of E-Business,
2005.
22.GartnerGroup, E-Business Business Myths Can Destroy an Enterprise, 1999.
23.Успенский И. Энциклопедия Интернет-бизнеса. - СПб: 2001.
24.Сантарелли Э. Природа электронной коммерции: имеют ли значение трансакционные издержки? // Российский журнал менеджмента №3, 2004.
25.Материалы пресс-конференции "Состояние и тенденции развития элек-тронной торговли в России за 2005 год", Москва, 30 марта 2005.
П Z
СО □
□
Пенсионное обеспечение в Российской Федерации, являясь одной из важнейших государственных социальных гарантий, напрямую затрагивает жизненные интересы 38,6 млн. пенсионеров, а косвенно - всего населения России. Именно поэтому совершенствование отечественной пенсионной системы относится к разряду центральных проблем проводимых в стране социально-экономических преобразований. Главной целью должно стать создание в Российской Федерации модели, обеспечивающей гарантированное, достойное и стабильное материальное обеспечение граждан в старости, при наступлении инвалидности и в случае потери кормильца.
Институт пенсионного обеспечения на сегодняшний день формируют трудовые и государственные пенсии (рис. 1).
Названия основных нормативных актов, регулирующих нормы пенсионного обеспечения в России могут ввести неискушенного в законодательстве человека в заблуждение. По своей сути обе эти пенсии являются государственными, так как выплачиваются государством. Разница лишь в том, что трудовая пенсия предоставляется за факт работы и уплаченные страховые взносы, а государственная пенсия, в свою очередь, является проявлением заботы государства о своих гражданах.
Труди вые пенсии Федеральный 1акон РФвт 17.12.1Н № 17.1-Ф1 «О I р^донмх мимомич в 1'Ф»
Государственные не не im Федеральный закон РФ от 15.12,01 JVs 166-Ф J «О государственном пенсионном ооеспеченнн с РФ>>
Рисунок 1. Виды пенсий, предоставляемые действующим законодательством.
КАЛОВ З.А., КУРШАЕВА Ф.М. ХАРЗИНОВА Л.Л.
СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ИНСТИТУТА ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РОССИИ
о
I—
ф
I—
s
о
а
ф
со
х
>
О О
о а
о
<
>
о о
о о
CL
о ф
о ф
о
X
о
о