(075.8)
юльзу-
гью не [робу с рации,
їьзуют: !ГТ по
■ворога
олока
шока
жк)
ного
а
аботке ыраба-рента-I обез-произ-[й тво-
од МОКОЙ по сти и [ИИ. следу-
инцев,
ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. ПИЩЕВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ, № 1,1997 63
НОВАЦИИ В ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВ А ТЕЛ ЕЙ НЕПЕДАГОГИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В.Г. ЛОБАНОВ, Ю.Г. РЕПЬЕВ
Кубанский государственный технологический университет
I На современном этапе развития нашего обще-
ства в системе повышения квалификации профессорско-преподавательского состава (ППС) непеда-, готических учреждений высшего образования на-
зрели проблемы, которые существенно тормозят ! рост профессионального мастерства ППС, а следо-
вательно, и качества подготовки специалистов.
1. Абсолютное большинство образовательных учреждений повышения квалификации ППС России имеют предметно-профессиональную направленность и создаются при вузе, занимающем ведущее место в стране по данной дисциплине. Поскольку и кадровый состав ППС формируется по предмет-
! но-профессиональному признаку (наличие степе-
ни кандидата или доктора наук по специальности), то становится очевидна односторонность в квалификации ППС и ее повышении, практическое игнорирование психолого-педагогической подготовки, что на практике негативно сказывается на постановке и качестве обучения специалистов. Очевидно, что преподаватель вуза кроме высокого уровня предметно-профессиональной подготовки должен обладать и психолого-педаготическими знаниями, понимать специфику познавательных особенностей человека, владеть современными эффективными технологиями обучения, т.е. быть квалифицированным специалистом и педагогом.
2. Мощным средством повышения эффективности и качества образования является компьютери-
| зация учебного процесса. За последние 10 лет
1 приобщение ППС к компьютерным технологиям
производилось в России дважды и каждый раз из специалиста-педашга пытались сделать еще и про-| граммиста. В результате он тратил годы на напи-
! сание обучающих, контролирующих и тому подо-
бных программ и безнадежно отставал от темпов развития аппаратного и программного обеспечения процесса компьютеризации.
3. Технократический уклон в образовании в
I нашей стране за последние десятилетия привел к
тому, что гуманитарный, общекультурный блок в системе повышения квалификации ППС или отсутствует, или откровенно слаб,
4. Существующие сроки повышения квалифика-
\ ции (не менее 4 мес), интенсивность обучения не
соответствуют реалиям сегодняшней жизни.
Перечисленные проблемы заставили руководст-I во Кубанского государственного технологического
' университета пойти на создание в феврале 1994 г.
| на базе госбюджетной лаборатории современных
I технологий обучения внутривузовского факульте-
| та повышения квалификации преподавателей
(ФПКП) по направлению ’’Новые технологии и компьютеризация в учебном процессе”.
Отличительными особенностями ФПКП при КубГТУ являются: повышение психолого-педагогической квалификации ППС в области новейших технологий обучения, в том числе компьютерных, и гуманизации образования;
модульный принцип построения типового учебного плана ФПКП, включающего в себя психоло-го-педагогический, компьютерный и гуманитарнокультурологический модули;
практическая направленность дисциплин психо-лого-педагогического модуля;
ускоренная компьютерная подготовка слушателей ФПКП по оригинальной методике, начиная с нулевого уровня до уровня пользователей, владеющих современными программными средствами для компьютеризации учебного процесса;
формирование полноценного гуманитарно-культурологического модуля, включающего вопросы культурологии, этики и психологии общения, культуры русской речи, ораторского искусства и т.п.;
включение в расписание учебных занятий посещения театров, музеев, выставок и т.п.;
деление дисциплин рабочего учебного плана на основные, обязательные для посещения всеми слушателями ФПКП, и дисциплины по выбору;
двухмесячный срок повышения квалификации объемом в 240 ч включает самостоятельную работу слушателей, факультативы и время на выполнение аттестационной работы; в течение учебного года формируется четыре потока слушателей.
После успешного выпуска двух потоков ФПКП при КубГТУ — единственному на юге России по выбранному направлению (и третьему в России) — приказом ГК РФ по высшему образованию был придан статус государственного.
Сегодня ФПКП КубГТУ осуществлено 12 выпусков слушателей общим количеством более 200 человек, среди которых преподаватели всех краснодарских вузов.
Занятия на факультете проводят ведущие преподаватели КубГТУ и других вузов, более 20% из которых — профессора, доктора наук.
В настоящее время, типовой учебный план ФПКП включает 35 дисциплин: 13 составляют психолого-педагогический модуль, 14 — компьютерный и 8 — гуманитарно-культурологический.
К лекторам, читающим дисциплины психологопедагогического модуля, и преподаваемым ими дисциплинам предъявляются следующие требования:
При ФПКП организованы одномесячные стажировки по направлениям ’’Новые технологии обучения” и ’’Компьютеризация в учебном процессе”, каждая объемом 120 ч.
Для подготовки к педагогической деятельности молодых преподавателей с 1995 г. при ФПКП работает трехмесячная Школа молодых преподавателей, осуществившая уже два выпуска слушателей без отрыва от основной работы.
С 1 декабря 1996 г. при ФПКП открыта Школа начальной педагогической подготовки для студен-тов-выпускников университета, желающих в дальнейшем посвятить себя педагогической деятельности. Срок обучения — 6 мес без отрыва от основной учебы.
С июня 1996 г. при ФПКП КубГТУ функционирует Центр дистанционного образования, который предлагает преподавателям вузов любого региона России различные формы повышения квалификации с применением новейших компьютерных сетевых технологий.
Слушатели ФПКП и его структурных подразделений в процессе обучения обеспечиваются пакетом учебно-методических, программных и информационных материалов, работают на самой современной компьютерной технике.
По окончании обучения выпускникам выдаются удостоверения государственного образца.
Материалы разработок слушателей ФПКП внедряются в учебный процесс, публикуются в виде тезисов докладов ежегодно проводимой в КубГТУ Всероссийской научно-методической конференции по проблемам высшего образования, издаются в ежегодном сборнике научных трудов по проблемам педагогики высшей школы.
Слушатели и стажеры КубГТУ и других вузов положительно оценивают работу факультета повышения квалификации, что подтверждают результаты их анкетирования по окончании учебы, проводимого на каждом потоке по различным направлениям деятельности ФПКП.
Достигнутый методический, кадровый и организационный уровень постановки учебного процесса на ФПКП КубГТУ позволяет решать задачу расширения его деятельности по повышению квалификации преподавателей из высших и средних специальных учебных заведений любой формы собственности.
Наши реквизиты:
Россия, 350072, г. Краснодар, ул. Московская,
2, ФПКП.
Тел.: (861-2) 55-79-55 ' „ ,
Факс:(861 2) 57-65-92
E-Mail: [email protected]
ГОТОВИМ КАДРЫ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ •
В декабре 1996 г. решением Президиума Высшего аттестационного комитета Российской Федерации при Кубанском государственном технологическом университете открыт новый диссертационный Совет К 063.40.08 по защите кандидатских диссертаций по специальности 05.18.13 — технология консервированных пищевых продуктов.
Как известно, диссертационные Советы являются основным звеном системы аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации и создаются в широко известных своими достижениями в соответствующей отрасли знаний вузах. И действительно, кафедра технологии консервирования КубГТУ на протяжении 40 лет известна в стране как воспитатель нескольких тысяч инженеров-технологов, работающих в различных регионах страны, странах СНГ и дальнем зарубежье. Поэтому несколько преподавателей кафедры вошли в состав нового диссертационного Совета: заведующий кафедрой профессор Бархатов В.Ю., профессор Петриченко Л.К., доценты Кожу-хова М.А. и Фрампольская Т.В.
Возглавляет Совет доктор технических наук, профессор, академик Российской академии промышленной экологии Геннадий Иванович Касьянов. Он имеет большой опыт научной и педагогической работы, работал на предприятиях, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье, руководил филиалом, а затем отделом технологии консервирования Всероссийского НИИ консервной и овощесушильной промышленности, опубликовал более 300 работ, в том числе 2 учебных пособия для
вузов, 6 монографий, имеет более 150 патентов и авторских свидетельств на изобретения.
Заместителем председателя Совета утверждена доктор технических наук, профессор Юлия Григорьевна Скорикова. Она известна как крупнейший специалист в стране по теоретическим основам хранения и переработки сельскохозяйственного сырья.
В состав Совета также входят директор Краснодарского НИИ хранения и переработки сельхоз-сырья доктор технических наук, член-корреспондент Международной академии холода, Заслуженный деятель науки Кубани Р.И. Шаззо, заведующий кафедрой хранения и переработки сельхоз-сырья Кубанского государственного агроуниверситета доктор технических наук, профессор Л.В. Донченко, профессор кафедры физики и техники низких температур КубГТУ, доктор технических наук, профессор, академик Международной академии холода В.М. Шляховецкий, заведующий кафедрой виноделия КубГТУ, доктор технических наук, профессор Э.М. Соболев, профессор кафедры биохимии и микробиологии КубГТУ, доктор технических наук, Заслуженный деятель науки и техники РФ В.Г. Щербаков и другие сотрудники научных учреждений и перерабатывающих предприятий.
Судя по всему, работы новому Совету хватит надолго. Уже представили работы на защиту В.А. Бредихина (Краснодар), С.В. Золотокопова (Астрахань), И. Нематуллаев (Таджикистан), Н.Н. Нестерова (Москва) и др.