УДК 371.486
Шарбузова Хадихат Зайнулабидовна
кандидат педагогических наук, доцент. Филиал Дагестанского государственного университета в г. Кизляр, РД x_shar@mail.ru
Абдулаева Ильмира Абдурагимовна
кандидат философских наук, доцент.
Филиал Дагестанского государственного
университета в г. Кизляр, РД
ilmira.abdulaeva @mail.ru
Hadijat Z. Sharbuzova
candidate of pedagogical Sciences,
a branch of the Dagestan state University,
Kizlyar, RD
x_shar@mail.ru
Ilmira A. Abdulaeva
candidate of philosophical Sciences,
associate Professor, branch Dagestan state
University, Kizlyar, RD
ilmira.abdulaeva @mail.ru
Эстетическое мышление и художественное бытие Дагестана (на примере школ народных мастеров)
Aesthetic thinking and artistic Genesis of Dagestan (for example, schools of craftsmen)
Аннотация. В статье предпринята попытка проанализировать, выявить технические, стилистические особенности, эстетическое сознание и неповторимость индивидуального самовыражения народов Дагестана на примере школ народных мастеров. Автором обосновывается сущность и специфика места и роли школ народных мастеров в творческом становлении и организационном формировании многонационального искусства Дагестана.
Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, промыслы, горские народы, ремесла.
Summary. The article attempts to analyze, identify technical, stylistic features, aesthetic consciousness and the uniqueness of individual expression of the peoples of Dagestan for example, schools of craftsmen. An attempt was made to substantiate the nature and specifics of the place and role of schools of craftsmen in the creative development and organizational formation of the multinational art of Dagestan.
Keywords: decorative arts, aesthetic thinking, mountain peoples, crafts.
Процессы демократизации и гуманизации российского общества, происходящие сегодня, требуют переосмысления культурно-исторических, духовно-нравственных ценностей, положенных в основу художественно -эстетического постижения мира молодежью. Художественная культура каждого народа приобретает особую роль, становясь достоянием всего человечества, составным элементом его художественно-эстетического и творческого потенциала. Художественная культура включает в себя все ценное, что имеется в художественном наследии всех наций, народов, в их бытовых традициях, обычаях.
Одним из главных звеньев системы народного искусства выступает школа народного мастерства, так как способствует сохранению и преумножению культурного наследия народа.
Народное искусство - искусство традиции. В нем учитываются «традиции видения, традиции чувствования в тесной связи с традицией творческого действия... Традиция есть сила коллективного, она действует как закон развития. Но поскольку само народное искусство есть традиция, то его содержание есть содержание коллективного. Именно здесь коренится главный ценностный критерий народного творчества» [1, 120].
Знание истоков народного творчества, его художественной природы и духовных ценностей составляет неотъемлемую часть духовной культуры народа: «Культура объединяет все стороны человеческой личности. Нельзя быть культурным в одной области, оставаясь невежественным в другой. Уважение к различным сторонам культуры, к разным ее формам - вот черта истинно культурного человека» [2, 331].
Среди множества школ народных мастеров Российской Федерации можно выделить дагестанскую. Исторически многонациональная культура Дагестана своеобразна духовными истоками и традициями, природой неповторимого многонационального идейно-эстетического синтеза, которым характеризуется художественное наследие народов Страны гор. [3, 22].
В контексте рассматриваемой проблемы Дагестан считается поистине заповедником школ народных мастеров. В отечественном искусствоведении чаще всего упоминаются следующие традиционные центры: керамики -Балхар, Сулевкент, Испик; художественной обработки металла - Кубачи, Харбук, Гоцатль, Кумух, ткачества - Джули, Хив, Хучни, Урма, Рутул, Ахты; резьбы по дереву и камню - Унцукуль, Тамма, Санчи и др. [4, 179; 203; 34; 254]. Множественность школ (аварская, лакская, кубачинская и южнодагестанская) связана с укладом жизни дагестанских народов, локальными особенностями, спецификой исторического развития и менталитетом. В пределах этих школ существуют свои особенности в каждом виде декоративно-прикладного искусства и у каждого народа, иногда даже селения. Наряду с крупными специализированными центрами, имеющими промысловый характер (Кубачи и Казикумух - оружейное и ювелирное дело,
Балхар и Сулевкент - гончарное производство, Дербент и Табасаран -ковроткачество, Сутбук - резной камень), почти в каждом селении имелось два-три мастера серебряника, лудильщика, кожевенника и т.п., которые занимались ремеслом в свободное от сельскохозяйственных работ время. По мнению известного исследователя культуры Дагестана Д.М. Магомедова, «определяющим фактором в развитии культур дагестанских народов были не посторонние влияния, а национальная действительность, обусловившая внутреннюю логику культурно-исторического процесса» [5, 22].
Начиная с XIX века, в историко-культурном развитии Дагестана утверждается тип гуманизма, возрастает роль творческой индивидуальности, личностно-авторского самовыражения. Таким образом, историко-художественный процесс, протекавший в Дагестане в XIX столетии, дает весьма наглядный материал для выявления некоторых типологически общих для мирового художественного развития стадий, протекавших здесь глубоко своеобразно и хронологически позднее по сравнению с европейской культурной общностью.
Наиболее интенсивно развивались виды искусства, которые носили прикладной характер и имели утилитарное предназначение.
Вторая половина XIX и отчасти начало XX века - блистательная эпоха декоративно-прикладного искусства, представленного в крупнейших центрах кустарно-художественных промыслов. В этом виде искусства преобладающими по значению становятся художественно-эстетические критерии, хотя неразрывна их органическая связь с утилитарным предназначением выпускаемых изделий. Изделия дагестанских мастеров обретают огромную популярность в России, в странах Европы, Ближнего Востока, выходят на рынки Америки и Северной Африки.
Приведенные данные позволяют обоснованно говорить о наметившейся широкой тенденции перехода искусства Дагестана к профессиональному авторскому типу творчества. В нем неуклонно возрастают формы индивидуального и индивидуализированного авторского самовыражения, утверждается новое понимание окружающего мира, места и роли человека в нем.
«Культура объединяет все стороны человеческой личности. Нельзя быть культурным в одной области, оставаясь невежественным в другой. Уважение к различным сторонам культуры, к разным ее формам - вот черта истинно культурного человека» [6, с. 157, 158, 197] .
Из сказанного следует, что народное декоративно-прикладное искусство является почвой и основой любой национальной культуры, от него тянутся нити ко всем видам художественной деятельности людей. Это особая область применения таланта умельцев и мастеров. Искусство уходит своими корнями глубоко в историю народа, отображает традиции, передаваемые из поколения в поколение.
Декоративно-прикладное искусство - сложное и многогранное явление культуры, занимающее особое место среди всех видов народного творчества. Объясним почему. Во-первых, социальная природа этого искусства
выражается в материализованной форме, нежели в других видах, в образе конкретных бытовых предметов, по которым можно судить об эпохе, людях, их материальной и художественной культуре, о вкусах, обычаях, укладе жизни. Во-вторых, этот вид искусства связан с различными факторами человеческой культуры: социально-экономическими, производственными и художественными, эстетическими. «Так, с одной стороны, декоративно-прикладное искусство принадлежит экономике, с другой - искусству, что постоянно сказывалось и связывается на судьбах и традициях этого вида народного творчества» [7,180, 30].
Отличительной чертой народных художественных промыслов Дагестана является то, что они никогда не были самоцелью, а «носили четко выраженный прикладной характер, определяемый хозяйственными и бытовыми запросами» [8, с. 216, 21].
Функционирующие сегодня художественные традиционные промыслы - наглядный пример того, как коллективно разрабатываются тема, образ, форма, стиль в искусстве промысла в рамках школы, края или целого региона. Каждая школа имеет свои композиционные схемы, приемы, сюжеты, переходящие из произведения в произведение. Каждый мастер, соответственно своему художественному чувству, по-своему переосмысливает изделие, и ее неповторимость несет свое обаяние.
Поэтому авторский замысел осуществляется в границах уже заданного, отобранного жизнью материала. Часто при внимательном рассмотрении как будто бы близких друг другу по сюжетам, мотивам изделий, мы обнаруживаем многообразие индивидуальных выражений.
Сегодня прочно укоренились такие словосочетания, как «лакские лудильщики», «балхарские гончары», «кавказские златокузнецы», «лезгинские ковровщицы», «кайтагские вышивальщицы» и т.д. Даже самый простой перечень школ народных мастеров говорит о широком развитии культуры горских народов.
Каждый очаг народного искусства имеет свой образный тип, развивает свои технические и стилистические приемы, которые сложились и складываются в разные исторические периоды, развиваясь в соответствии со своим характером, продолжая жить в истории. Поэтому школа народного мастерства может быть школой отдельного промысла (унцукульская насечка, балхарская керамика, кубачинская гравировка и т.д.) Селение Унцукуль известно как центр художественной насечки металлом по дереву. Это очень редкая разновидность художественного ремесла. Относительно других видов декоративно-прикладного искусства Дагестана этот промысел возник недавно, около 200 лет назад. Для раннего периода творчества унцукульских мастеров характерно изготовление ручек, нагаек, тростей и стеков. Позднее изготавливались курительные трубки и палки. В период Кавказской войны Унцукуль имел свои оружейные мастерские. Унцукульские мастера в основном для инкрустации медью, мельхиором, серебром применяли дерево твердых пород. Кизиловая и абрикосовая древесина распаривалась на огне,
принимала нужную форму и прочно удерживала кусочки инкрустации. Если в конце XIX века рынком сбыта были такие центры как Кавказские Минеральные воды, Ростов, Царицын, Астрахань, то уже в начале XX века унцукульские изделия с насечкой экспортируют за границу.
Наиболее самобытным, стабильно сохранившим традиции древнего мастерства гончарного производства является аул Балхар. Веками отточенная техника позволяет балхарцам создавать равномерно тонкие изделия, могущие противостоять внутренним напряжениям материала, возникающим во время сушки и обжига. Роспись изделий Балхара - явление самобытное и оригинальное. Это одно из их главных достоинств. Заслуживает внимания возрождение в Балхаре древней глиняной игрушки-скульптуры, которую создают сейчас мастера среднего и младшего поколения. Позднее, когда реализация балхарской керамики происходила уже организованным порядком, этот вид изделий был незаслуженно забыт. Ныне в Балхаре игрушка-скульптура восстановлена в своем статусе.
Характерным для развития декоративно-прикладного искусства Дагестана является не только дальнейшее углубление специализации отдельных кустарно-художественных центров, но и формирование локальных школ, в которых творческая индивидуальность мастера оказывает все более заметное влияние на традицию. Так, легендарную славу обрели кубачинские мастера Омар Атта Гаджи Закарьяев, Гаджиабдула Ибрагимов, Бахмуд и Абдула Тубчиевы, Магомед Чамсудинов и многие другие. Каждый из них выработал свой стиль, нашел свои излюбленные художественные приемы.
«Благодаря тому, что мастера в основном специализировались на определенном виде ремесла, творчество крупнейших из них было отмечено яркой индивидуальностью, т.е. было профессионально-авторским» [9, с. 15, 38].
В Кази-Кумухе и далеко за его пределами славилось искусство потомственных мастеров Шахшаевых, Парамазовых, Габибовых, Гузуновых, Кажлаевых, Каплановых и др. Изделия этих мастеров ценились очень высоко и имели также широкий сбыт [10, с. 65, 45].
К этой же плеяде мастеров принадлежат мастера-оружейники Чаландар из Гамсутля, Абита Амирханов из Эндери, потомственные мастера из рода Базалай из Казанище, братья Газиевы из Гоцатля и мн. др.
Таким образом, главную особенность продукции известных школ народных мастеров Дагестана следует видеть в том, что многие изделия по уровню совершенства поднимались над ремеслом, их породившим, «перерастали чисто утилитарные функции, становились произведениями высокого искусства» [11, с.168, 46].
Характеризуя эти тенденции, Е.И. Козубский отмечает: «Во многих из отраслей этого промысла дагестанские горцы достигли высокой степени совершенства своих изделий и приобрели вполне заслуженную известность: их изделия расходятся по всему Кавказскому краю и охотно покупаются во
внутренних губерниях империи, в последнее время они нашли себе сбыт даже за границей, в Париже и Лондоне» [12, с.139, 77].
Естественно, дагестанские мастера, приспосабливаясь к вкусам населения тех местностей, куда они выезжали для заработка и работали, видоизменяли традиционные формы изделий, вводили новые элементы в орнаментацию. Но и в таких случаях, как справедливо отмечает Э.Г. Аствацатурян, «происходил как бы синтез двух типов орнаментации, синтез, как правило, не противоречащих друг другу элементов, а образующих новый тип орнаментики» [13, с. 25, 100].
Весьма значительную роль в формировании многообразия хозяйственных укладов, культурных традиций различных народностей Дагестана сыграла и многонациональность этого региона, и то обстоятельство, что прикаспийская, равнинная часть республики с древних времен была своего рода географическим коридором, соединяющим Европу и Азию. Это нашло отражение в древнем названии «Каспийские» или «Железные ворота». Каждый народ, проходивший этим путем, оставлял свой след в культуре местных племен, что способствовало формированию совершенно уникального по своеобразию национально-художественного региона.
Дагестан исконно выделялся интенсивным развитием различных видов декоративно-прикладного искусства, и особенно орнаментального искусства. В частности, об этом свидетельствуют дошедшие до нас многочисленные высокохудожественные образцы архитектурного декора из разных зон Дагестана, отличающегося своеобразием, зачастую неповторимо-самобытным характером (резьба по камню и дереву, стуковые и лепные рельефы) [14, 92].
Отсюда явствует, что художественная культура дагестанских народов представляет собой уникальное единство общедагестанского и национально-локального; она выступает как целостная система, в которой общие для всех народов художественно-эстетические принципы воплотились в отдельных национальных проявлениях и местных школах исключительно многообразно.
Пестрота локальных форм единой в своей основе культуры, исключительное разнообразие художественных явлений, как и многообразие диалектов и наречий, своеобычность преобладающих приемов в ведении хозяйства, в особенностях формирования поселений, в домостроении и украшении жилья, в общинных обычаях, в укладе быта и т. д., короче говоря, во всей сумме факторов, которыми представители того или иного аула, отдельных союзов общин, этнотерриториальных групп отличались друг от друга, порождена факторами социально-экономическими. В этом обилии различительных признаков следует усматривать стремление отдельных общин или союзов общин, хозяйственно связанных между собой, оберегать территориальные границы собственных владений в условиях малоземелья. Зачастую такая обособленность выступает как психологически пережиточный элемент, как отголосок явлений, которые потеряли свое первоначальное значение.
Сохранению локальных отличий оригинальных школ и направлений в культуре отдельных народностей и сейчас способствует относительная устойчивость национальных художественных традиций.
Таким образом, и на современном этапе развития дагестанского общества художественная культура каждого дагестанского этноса сохраняет особую роль, являясь как достоянием своего региона, так и богатством всего человечества, воплощая в себе эстетические, духовно-нравственные и этические идеалы общества. И важнейшее место в этом процессе принадлежит искусству народных мастеров, которые сохраняют и приумножают культурное наследие своего народа.
Литература
1. Народные художественные промыслы (Теория и практика) М.,
1982.
2. Гаджиев А.С. Влияние присоединения Дагестана к России на развитие просвещения и культуры. Махачкала:дагучпедгиз, 1966.
3. Магомедов А.Д. Формы и методы передачи традиционного мастерства в художественных промыслах Кубачи // Форм методы передачи мастерства в современных традиционных мыслях; Сборник научных трудов НИИХП. М., 1990.
4. Айдамиров А.З. К вопросу о факторе воздействия искусства и культуры на формирование новой личности // Художественное творчество Дагестан и молодежь.- Махачкала, 1991.
5. Магомедов Д.М. Культура Дагестана. В кн. Искусство Дагестана. М., 1981.
6. Раджабов И.М., Магомедов Д.Б. Орнаменты народов Дагестана. Махачкала: ИПЦ ДПТУ, 1997.
7. Лихачев В.Д., Лихачев Д.С. Художественное наследие Древней Руси и современность. Л: Наука, 1971. Лихачев Д. С. Русская культура / М.: Искусство, 2000. Новоселов Ю.В. Рисунок, живопись, композиция: Методические рекомендации для слушателей подготовительных отделений педагогических институтов. М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1985.
8. Лихачев В.Д., Лихачев Д.С. Художественное наследие Древней Руси и современность. Л., 1971.
9. Микаилова Р.Ш. Декоративно-прикладное искусство Дагестана / Искусство Дагестана. М.. 1981.
10. Раджабов И.М. Художественные традиции и изобразительное искусство в школе. Махачкала: Дагучпедгиз, 1990.
11. Алиханов Р. Кубачинские очерки /Искусство Кубачи. Л., 1976.
12. Габиев Д.-М.С. Лакское ювелирное искусство XIX-XX вв. В кн.: Сб. трудов НИИХП. М., 1973.
13. Магомедов Д.М. Очерки истории советского искусства Дагестана. 1917-1941. М., 1987.
14. Козубский Е.И. Памятная книжка и адрес-календарь Дагестанской области на 1901 год. Темир-Хан-Шура, 1901.
15. Аствацатурян Э.Г. История оружейного и серебряного производства на Кавказе в XIX-начале ХХв.: Дагестан и Закавказье. Ч. 1.
16. Дебиров П.М. Резьба по камню в Дагестане. М.: Наука, 1966. Literature
1. National art crafts (Theory and practice) M., 1982.
2. Gadzhiyev A.S. Influence of accession of Dagestan to Russia on development of education and culture. Makhachkala:daguchpedgiz, 1966.
3. Magomedov A.D. Forms and methods of transfer of traditional skill in art crafts of Kubachi//Forms methods of transfer of skill in modern traditional thoughts; Collection of scientific works of NIIHP. M, 1990.
4. Aydamirov A.Z. To a question of a factor of impact of art and culture on formation of the new personality//Art creativity Dagestan and youth. -Makhachkala, 1991.
5. Magomedov of D. M. Kultur of Dagestan. In kN. Art of Dagestan. M,
1981.
6. Radzhabov I.M., Magomedov D.B. Ornaments of the people of Dagestan. Makhachkala: IPTs DPTU, 1997.
7. Likhachev V.D., Likhachev D. S. Art heritage of Ancient Russia
and present. Л: Science, 1971. Likhachev D. S. Russkaya culture / M.: Art, 2000. New settlers Yu.V. Risunok, painting, composition: Methodical recommendations for listeners of preparatory offices of teacher training colleges. M.: MGPI of V. I. Lenin, 1985.
8. Likhachev V.D., Likhachev D. S. Art heritage of Ancient Russia and present. L., 1971.
9. Mikailova R. Sh. Arts and crafts Dagestan / Art of Dagestan. M. 1981.
10. Radzhabov I.M. Art traditions and graphic art at school. Makhachkala: Daguchpedgiz, 1990.
11. Alikhanov R. Kubachi sketches /Iskusstvo Kubachi. L., 1976.
12. Gabiyev D.-M.S. Lak jeweler art of the XIX-XX centuries. In book: Сб. works NIIHP. M, 1973.
13. Magomedov D. M. Sketches of history of the Soviet art of Dagestan. 1917-1941. M, 1987.
14. Kozubsky E.I. The memorable book and the address calendar of the Dagestan area for 1901. Temir-Khan-Shura, 1901.
15. Astvatsaturyan E.G. Istoriya of weapon and silver production in the Caucasus at the XIX beginning of the XX century: Dagestan and Transcaucasia. P.1.
16. Debirov P. M. Rezba on a stone in Dagestan. M.: Science, 1966.