Научная статья на тему 'Normative, legal and management issues of judicial and expert institutions accrediting in Russian Federation'

Normative, legal and management issues of judicial and expert institutions accrediting in Russian Federation Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
52
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Normative, legal and management issues of judicial and expert institutions accrediting in Russian Federation»

T.P. MOSKVINA

NORMATIVE, LEGAL AND MANAGEMENT ISSUES OF JUDICIAL AND EXPERT INSTITUTIONS

ACCREDITING IN RUSSIAN FEDERATION

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ АККРЕДИТАЦИИ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Важное место в международном сотрудничестве государственных судебно-экспертных учреждений (далее - СЭУ)

Минюста России в настоящее время отводится проблемам интеграции судебно-экспертной деятельности различных правовых систем, в первую очередь судопроизводстваевропейских стран. В рамках своего постоянного членства в Европейской сети судебно-экспертных учреждений (БОТ81) представители СЭУ Минюста России участвуют в мероприятиях по объединению производственных, научных и методических возможностей судебно-экспертных учреждений. Это позволяет повысить эффективность внедрения в экспертную практику современных методик и международных стандартов.

Основными организационными направлениями партнерства в судебной экспертизе между СЭУ Минюста России и зарубежными судебно-экспертными учреждениями, требующими теоретической и практической разработки, являются решение проблемы аккредитации СЭУ по международному стандарту 180 17025, организация валидации (подтверждения достоверности) методического обеспечения, обмен опытом и совершенствование систем подготовки и повышения квалификации судебных экспертов.

Актуальность указанных направлений была недавно подтверждена в ходе организованной Минюстом России международной апробации одной из экспертных методикустановления природы и источника происхождения продукции предприятий горно-металлургического комплекса, содержащей драгоценные металлы. Указанная методика была разработана Институтом криминалистики ФСБ России совместно с ОАО

ГМК «Норильский никель», подтверждение ее достоверности было запрошено Международным арбитражным судом (г. Антверпен, Бельгия). С целью борьбы с организованной преступностью, связанной с хищением на горно-металлургических предприятиях России полупродуктов переработки сульфидных медно-никелевых руд, содержащих платину и металлы платиновой группы (МПГ), было организовано расширенное обсуждение данной проблемы с рядом руководителейи видных ученых европейских криминалистических институтов в рамках VI конференции Европейской академии судебной экспертизы (БЛР8) и ежегодной конференции БКБ81 (13-16 июня 2006 г., г. Хельсинки).

Для организации международной апробации комплексной методики был проведен ряд соответствующих мероприятий, начиная с формирования Совета по коллегиальной независимой экспертизе (далее - Совет), состоящего из известных ученых Европы, США, Канады, ЮАР, и заканчивая проведением контрольных испытаний образцов продукции производства в институтах судебной экспертизы Нидерландов, Германии, Швеции, а также в Научном центре химико-аналитических исследований (ТКО) в Нидерландах.

Организация ряда заседаний Совета в г. Гааге (июль, 2006 г.), г. Москве (сентябрь, 2006 г), г. Мюнхене (ноябрь, 2006 г.) позволила завершить первичную апробацию методики и наметить пути ее совершенствования. В рамках московской встречи был проведен круглый стол по актуальным научно-практическим вопросам судебной экспертизы с участием ученых и

Т.П. МОСКВИНА Л

(Департамент правового регулирования анализа и контроля деятельности подведомственных федеральных служб Минюста России) ,

практиков СЭУ Минюста России, представителей Института судебной экспертизы (Нидерланды). В результате апробации было принято решение ускорить процесс гармонизации требований международных стандартов по судебной экспертизе, адаптации к ним руководящих документов стандарта 180 17025 по аккредитации судебно-экспертных лабораторий в Российской Федерации и норм федерального и процессуального законодательства, регламентирующего назначение и производство судебных экспертиз.

Для определения возможностей аккредитации СЭУ и уточнения соответствующихтерми-нов и определений остановимся на общем порядке аккредитации, принятом в Российской Федерации. Так, при проведении работ физическими и юридическими лицами в определенной области оценки соответствия необходимым является подтверждение их компетентности. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Закон № 184-ФЗ) официальным признанием компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия является аккредитация.

Через процедуру аккредитации проходяторга-ны по сертификации, испытательные и аналитические лаборатории, метрологические службы и другие участники систем технического регулирования и метрологии. Система аккредитации является основой признания подтверждения соответствия как в России, так и за рубежом.

В отечественной и международной практике аккредитация испытательных и аналитических лабораторий широкого профиля осуществляется в соответствии с требованиями стандарта ИСО/МЭК 17025 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий». Этот документ является основополагающим в формировании критериев работы любой лаборатории (в том числе выполняющей судебную экспертизу).

Несмотря на широкую область применения стандарта ИСО/МЭК 17025, актуальной задачей является интерпретация его требований с учетом новой специфики деятельности лабораторий, например их участия в судопроизводстве Химико-физические измерения в судебныхэкс-пертизах нередко имеют решающее значение

при определении на основе специальных знаний и материалов уголовного либо гражданского дела фактических обстоятельств. Практически в каждой СЭУ Минюста России имеется самостоятельное экспертное подразделение по криминалистической экспертизе веществ, материалов и изделий (КЭМВИ), поэтому не случайно в качестве базовой основы данного стандарта приняты области исследований, сопряженные прежде всего с КЭМВИ.

Относительно лабораторий, занимающихся судебными экспертизами, решение задачи расширения сферы деятельности взяла на себя международная организация по аккредитации (1ЬЛС), опубликовав Руководство по применению стандарта ИСО/МЭК 17025 при аккредитации судебно-экспертных лабораторий (019).

Федеральным и процессуальным законодательством Российской Федерации по отношению к судебно-экспертным учреждениям пока не предусмотрены какие-либо формы аккредитации, однако в целях международного признания результатов судебныхэкспертиз СЭУ России в соответствии с международным правом их аккредитация должна проводиться согласно требованиям Руководства 019 и стандарта ИСО/МЭК 17025, поэтому Руководство по применению ГОСТа Р ИСО/МЭК 17025 при аккредитации судебно-экспертных лабораторий (019) требует соответствующей подготовки для придания ему статуса национального стандарта.

Слово «аккредитация» в сочетании с терминами «испытательная лаборатория» и «орган по сертификации» в России вошло в употребление чуть более 10 лет назад. За это время заимствованное англоязычное слово с неясным значением превратилось в термин, определение которого дано Законом № 184-ФЗ.

В соответствии со ст. 2 данного Закона под аккредитацией понимается официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия. В этом определении использованы некоторые термины, о которых следовало бы упомянуть отдельно.

Термин «орган по аккредитации» в тексте Закона № 184-ФЗ употребляется неоднократно, однако его определения нет. Согласно ГОСТу Р 1.12-99, который соответствует Руководству ИСО/МЭК 2 «Стандартизация и смежные виды

деятельности. Общий словарь», орган по аккредитации - орган, который управляет системой аккредитации и проводит аккредитацию.

Термин «оценка соответствия» в Законе № 184-ФЗ означает прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту. В п. 3 ст. 7 данного Закона приведены формы оценки соответствия: государственный контроль (надзор), аккредитация, испытания , регистрация, подтверждение соответствия, приемка и ввод объекта в эксплуатацию, а также допускается существование иных форм оценки соответствия.

В определении термина «аккредитация» установлено, что аккредитованы могут быть как юридические, так и физические лица, выполняющие работы в области оценки соответствия. Однако гл. 5 Закона № 184-ФЗ существенно ограничивает круг объектов аккредитации, на которые он распространяется. В качестве объектов аккредитации указаны только органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры). Таким образом, аккредитация юридических и физических лиц, осуществляющих иные, отличные от испытаний и сертификации виды деятельности по оценке соответствия, этим Законом не регулируется.

Следует рассмотреть термин «испытательная лаборатория (центр)» отдельно. Закон № 184-ФЗ определение этому термину не дает, но из толкования понятия «аккредитация» вытекает, что в качестве объектов аккредитации могут рассматриваться юридические и физические лица. В соответствии с ГОСТом 1.12-99 испытательная лаборатория - это юридический или технический орган либо и тот и другой.

Подобно этому термин «испытательная лаборатория» поясняется в ГОСТе Р ИСО/МЭК 17025-2000: лаборатория или организация, в которуюиспытательная лаборатория входит, должна являться самостоятельной правовой единицей с юридической ответственностью. Таким образом, под данный стандартизированный термин полностью подходит термин «судебно-экспертное учреждение».

Рассмотрим общие цели и принципы аккредитации на предмет их возможного применения в судебно-экспертной деятельности.

Согласно ст. 31 Закона № 184-ФЗ аккредитация испытательных лабораторий (центров) осуществляется в целях:

- подтверждения компетентности испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия;

- обеспечения доверия изготовителей, продавцов и приобретателей к деятельности аккредитованных испытательных лабораторий (центров);

- создания условий для признания результатов деятельности аккредитованных испыта -тельных лабораторий (центров).

Аккредитация испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, осуществляется на основе принципов: добровольности; открытости и доступности правил аккредитации; компетентности и независимости органов, осуществляющих аккредитацию; недопустимости ограничения конкуренции и создания препятствий пользованию услугами органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров); обеспечения равных условий лицам, претендующим на получение аккредитации; недопустимости совмещения полномочий на аккредитацию и подтверждение соответствия; недопустимости установления пределов действия документов об аккредитации на отдельных территориях.

Перечисленные цели и принципы могут быть реализованы применительно к судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации, особенно в системах государственных судебноэкспертных учреждений, например в системе СЭУ Минюста России.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон № 73-ФЗ) и ГОСТом Р ИСО/МЭК 17025 к судебной экспертизе предъявляются такие требования, как объективность, всесторонность и полнота исследования.

Стандарт ИСО/МЭК 17025 регламентирует следующие обязательные метрологические требования к испытательным лабораториям:

- аттестация методик выполнения измерений;

- обязательная оценка неопределенности результата измерений;

- соблюдение концепции единства измерений в каждой процедуре и в процессе испытаний: при калибровке прибора; выборе стандартного образца или образца сравнения; обеспече-

нии качества результатов калибровки и испытаний в целом;

- калибровка, повторяющаяся в соответствии с принятой программой обеспечения качества испытательных и измерительных приборов перед пуском их в эксплуатацию;

- построение программы калибровки таким образом, чтобы обеспечивалась возможность создания непрерывной цепочки сопоставлений между результатомизмерений и национальным (международным) стандартным образцом;

- аттестация компетентным органом образцов сравнения с целью обеспечения единства измерений аттестованного параметра образца и национального (международного) стандартного образца;

- включение в протокол испытаний, если характеристика неопределенности результатов измерения известна.

В связи с указанным раскрывается сущность определения аттестации методики. Согласно стандарту аттестация методики - это процедура установления и подтверждения соответствия методики выполнения измерений предъявляемым к ней метрологическим требованиям. Стандарт ИСО/МЭК 17025 обязывает лабораторию аттестовать каждую вновь разработанную или усовершенствованную методику, а также те методики, которые используются для испытаний новых объектов, ранее не включенных в сферу применения данной методики. Если необходимо, аттестацию должны проходить также процедуры пробоотбора и про-боподготовки.

Для аттестации методики можно использовать несколько способов:

- анализ сертифицированных образцов сравнения или стандартных образцов;

- сопоставление результатов анализа с результатами, полученными иными методами;

- межлабораторные сопоставления;

- сопоставление оценки неопределенности результатов анализа на основе теоретических представлений и практических данных.

Характеристикой методики служат такие показатели, как точность, прецизионность и правильность результатов измерения, предел обнаружения, селективность.

Неопределенность результатов измерения (анализа) важно знать как самой лаборатории, так и ее клиентам. В случае судопроизводства такими клиентами являются все субъекты судебно-экспертной деятельности, прежде всего орган (лицо), назначивший судебнуюэксперти-зу. Чтобы клиент лаборатории имел четкое представление о неопределенности результатов, в протоколе испытаний должны быть указаны как характеристика методики - оценка неопределенности, полученная при ее аттестации, так и практическая оценка неопределенности результатов конкретного анализа. Чтобы получить практическую оценку неопределенности, рекомендуется (если возможно) использовать статистические методы. Для более подробной информации стандарт ИСО/МЭК 17025 отсылает к Руководству по выражению неопределенности результатов измерений.

Большинство изложенных требований стандарта 17025 применительно к судебно-экспертной деятельности не противоречит экспертным технологиям государственных СЭУ Минюста России, а некоторые из них фактически реализуются. В то же время необходимость согласования стандарта 17025 с нормами законодательных и ведомственных нормативных правовых актов по судебной экспертизе, регламентирующих деятельность СЭУ, требует значительного уточнения порядка применения этого стандарта и Рекомендаций по аккредитации судебно-экспертных лабораторий, выработки практических процедур их реализации в современных условиях.

Организация деятельности судебно-экспертных лабораторий, адекватной требованиям ГОСТа Р ИСО/МЭК 17025 и Руководства (019), не только повысит степень их соответствия принципам судебно-экспертной деятельности, обозначенным в ст. 4 Закона № 73-ФЗ, но и неизбежно приведет к образованию единой гармонизированной инфраструктуры, открытой для сотрудничества с международными, региональными и национальными организациями, включая научные, профессиональные, отраслевые и промышленные союзы, органы по аккредитации , метрологические институты, экспертные лаборатории различного профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.