T.P. MOSKVINA
NORMATIVE, LEGAL AND MANAGEMENT ISSUES OF JUDICIAL AND EXPERT INSTITUTIONS
ACCREDITING IN RUSSIAN FEDERATION
НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ АККРЕДИТАЦИИ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Важное место в международном сотрудничестве государственных судебно-экспертных учреждений (далее - СЭУ)
Минюста России в настоящее время отводится проблемам интеграции судебно-экспертной деятельности различных правовых систем, в первую очередь судопроизводстваевропейских стран. В рамках своего постоянного членства в Европейской сети судебно-экспертных учреждений (БОТ81) представители СЭУ Минюста России участвуют в мероприятиях по объединению производственных, научных и методических возможностей судебно-экспертных учреждений. Это позволяет повысить эффективность внедрения в экспертную практику современных методик и международных стандартов.
Основными организационными направлениями партнерства в судебной экспертизе между СЭУ Минюста России и зарубежными судебно-экспертными учреждениями, требующими теоретической и практической разработки, являются решение проблемы аккредитации СЭУ по международному стандарту 180 17025, организация валидации (подтверждения достоверности) методического обеспечения, обмен опытом и совершенствование систем подготовки и повышения квалификации судебных экспертов.
Актуальность указанных направлений была недавно подтверждена в ходе организованной Минюстом России международной апробации одной из экспертных методикустановления природы и источника происхождения продукции предприятий горно-металлургического комплекса, содержащей драгоценные металлы. Указанная методика была разработана Институтом криминалистики ФСБ России совместно с ОАО
ГМК «Норильский никель», подтверждение ее достоверности было запрошено Международным арбитражным судом (г. Антверпен, Бельгия). С целью борьбы с организованной преступностью, связанной с хищением на горно-металлургических предприятиях России полупродуктов переработки сульфидных медно-никелевых руд, содержащих платину и металлы платиновой группы (МПГ), было организовано расширенное обсуждение данной проблемы с рядом руководителейи видных ученых европейских криминалистических институтов в рамках VI конференции Европейской академии судебной экспертизы (БЛР8) и ежегодной конференции БКБ81 (13-16 июня 2006 г., г. Хельсинки).
Для организации международной апробации комплексной методики был проведен ряд соответствующих мероприятий, начиная с формирования Совета по коллегиальной независимой экспертизе (далее - Совет), состоящего из известных ученых Европы, США, Канады, ЮАР, и заканчивая проведением контрольных испытаний образцов продукции производства в институтах судебной экспертизы Нидерландов, Германии, Швеции, а также в Научном центре химико-аналитических исследований (ТКО) в Нидерландах.
Организация ряда заседаний Совета в г. Гааге (июль, 2006 г.), г. Москве (сентябрь, 2006 г), г. Мюнхене (ноябрь, 2006 г.) позволила завершить первичную апробацию методики и наметить пути ее совершенствования. В рамках московской встречи был проведен круглый стол по актуальным научно-практическим вопросам судебной экспертизы с участием ученых и
Т.П. МОСКВИНА Л
(Департамент правового регулирования анализа и контроля деятельности подведомственных федеральных служб Минюста России) ,
практиков СЭУ Минюста России, представителей Института судебной экспертизы (Нидерланды). В результате апробации было принято решение ускорить процесс гармонизации требований международных стандартов по судебной экспертизе, адаптации к ним руководящих документов стандарта 180 17025 по аккредитации судебно-экспертных лабораторий в Российской Федерации и норм федерального и процессуального законодательства, регламентирующего назначение и производство судебных экспертиз.
Для определения возможностей аккредитации СЭУ и уточнения соответствующихтерми-нов и определений остановимся на общем порядке аккредитации, принятом в Российской Федерации. Так, при проведении работ физическими и юридическими лицами в определенной области оценки соответствия необходимым является подтверждение их компетентности. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Закон № 184-ФЗ) официальным признанием компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия является аккредитация.
Через процедуру аккредитации проходяторга-ны по сертификации, испытательные и аналитические лаборатории, метрологические службы и другие участники систем технического регулирования и метрологии. Система аккредитации является основой признания подтверждения соответствия как в России, так и за рубежом.
В отечественной и международной практике аккредитация испытательных и аналитических лабораторий широкого профиля осуществляется в соответствии с требованиями стандарта ИСО/МЭК 17025 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий». Этот документ является основополагающим в формировании критериев работы любой лаборатории (в том числе выполняющей судебную экспертизу).
Несмотря на широкую область применения стандарта ИСО/МЭК 17025, актуальной задачей является интерпретация его требований с учетом новой специфики деятельности лабораторий, например их участия в судопроизводстве Химико-физические измерения в судебныхэкс-пертизах нередко имеют решающее значение
при определении на основе специальных знаний и материалов уголовного либо гражданского дела фактических обстоятельств. Практически в каждой СЭУ Минюста России имеется самостоятельное экспертное подразделение по криминалистической экспертизе веществ, материалов и изделий (КЭМВИ), поэтому не случайно в качестве базовой основы данного стандарта приняты области исследований, сопряженные прежде всего с КЭМВИ.
Относительно лабораторий, занимающихся судебными экспертизами, решение задачи расширения сферы деятельности взяла на себя международная организация по аккредитации (1ЬЛС), опубликовав Руководство по применению стандарта ИСО/МЭК 17025 при аккредитации судебно-экспертных лабораторий (019).
Федеральным и процессуальным законодательством Российской Федерации по отношению к судебно-экспертным учреждениям пока не предусмотрены какие-либо формы аккредитации, однако в целях международного признания результатов судебныхэкспертиз СЭУ России в соответствии с международным правом их аккредитация должна проводиться согласно требованиям Руководства 019 и стандарта ИСО/МЭК 17025, поэтому Руководство по применению ГОСТа Р ИСО/МЭК 17025 при аккредитации судебно-экспертных лабораторий (019) требует соответствующей подготовки для придания ему статуса национального стандарта.
Слово «аккредитация» в сочетании с терминами «испытательная лаборатория» и «орган по сертификации» в России вошло в употребление чуть более 10 лет назад. За это время заимствованное англоязычное слово с неясным значением превратилось в термин, определение которого дано Законом № 184-ФЗ.
В соответствии со ст. 2 данного Закона под аккредитацией понимается официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия. В этом определении использованы некоторые термины, о которых следовало бы упомянуть отдельно.
Термин «орган по аккредитации» в тексте Закона № 184-ФЗ употребляется неоднократно, однако его определения нет. Согласно ГОСТу Р 1.12-99, который соответствует Руководству ИСО/МЭК 2 «Стандартизация и смежные виды
деятельности. Общий словарь», орган по аккредитации - орган, который управляет системой аккредитации и проводит аккредитацию.
Термин «оценка соответствия» в Законе № 184-ФЗ означает прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту. В п. 3 ст. 7 данного Закона приведены формы оценки соответствия: государственный контроль (надзор), аккредитация, испытания , регистрация, подтверждение соответствия, приемка и ввод объекта в эксплуатацию, а также допускается существование иных форм оценки соответствия.
В определении термина «аккредитация» установлено, что аккредитованы могут быть как юридические, так и физические лица, выполняющие работы в области оценки соответствия. Однако гл. 5 Закона № 184-ФЗ существенно ограничивает круг объектов аккредитации, на которые он распространяется. В качестве объектов аккредитации указаны только органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры). Таким образом, аккредитация юридических и физических лиц, осуществляющих иные, отличные от испытаний и сертификации виды деятельности по оценке соответствия, этим Законом не регулируется.
Следует рассмотреть термин «испытательная лаборатория (центр)» отдельно. Закон № 184-ФЗ определение этому термину не дает, но из толкования понятия «аккредитация» вытекает, что в качестве объектов аккредитации могут рассматриваться юридические и физические лица. В соответствии с ГОСТом 1.12-99 испытательная лаборатория - это юридический или технический орган либо и тот и другой.
Подобно этому термин «испытательная лаборатория» поясняется в ГОСТе Р ИСО/МЭК 17025-2000: лаборатория или организация, в которуюиспытательная лаборатория входит, должна являться самостоятельной правовой единицей с юридической ответственностью. Таким образом, под данный стандартизированный термин полностью подходит термин «судебно-экспертное учреждение».
Рассмотрим общие цели и принципы аккредитации на предмет их возможного применения в судебно-экспертной деятельности.
Согласно ст. 31 Закона № 184-ФЗ аккредитация испытательных лабораторий (центров) осуществляется в целях:
- подтверждения компетентности испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия;
- обеспечения доверия изготовителей, продавцов и приобретателей к деятельности аккредитованных испытательных лабораторий (центров);
- создания условий для признания результатов деятельности аккредитованных испыта -тельных лабораторий (центров).
Аккредитация испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, осуществляется на основе принципов: добровольности; открытости и доступности правил аккредитации; компетентности и независимости органов, осуществляющих аккредитацию; недопустимости ограничения конкуренции и создания препятствий пользованию услугами органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров); обеспечения равных условий лицам, претендующим на получение аккредитации; недопустимости совмещения полномочий на аккредитацию и подтверждение соответствия; недопустимости установления пределов действия документов об аккредитации на отдельных территориях.
Перечисленные цели и принципы могут быть реализованы применительно к судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации, особенно в системах государственных судебноэкспертных учреждений, например в системе СЭУ Минюста России.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон № 73-ФЗ) и ГОСТом Р ИСО/МЭК 17025 к судебной экспертизе предъявляются такие требования, как объективность, всесторонность и полнота исследования.
Стандарт ИСО/МЭК 17025 регламентирует следующие обязательные метрологические требования к испытательным лабораториям:
- аттестация методик выполнения измерений;
- обязательная оценка неопределенности результата измерений;
- соблюдение концепции единства измерений в каждой процедуре и в процессе испытаний: при калибровке прибора; выборе стандартного образца или образца сравнения; обеспече-
нии качества результатов калибровки и испытаний в целом;
- калибровка, повторяющаяся в соответствии с принятой программой обеспечения качества испытательных и измерительных приборов перед пуском их в эксплуатацию;
- построение программы калибровки таким образом, чтобы обеспечивалась возможность создания непрерывной цепочки сопоставлений между результатомизмерений и национальным (международным) стандартным образцом;
- аттестация компетентным органом образцов сравнения с целью обеспечения единства измерений аттестованного параметра образца и национального (международного) стандартного образца;
- включение в протокол испытаний, если характеристика неопределенности результатов измерения известна.
В связи с указанным раскрывается сущность определения аттестации методики. Согласно стандарту аттестация методики - это процедура установления и подтверждения соответствия методики выполнения измерений предъявляемым к ней метрологическим требованиям. Стандарт ИСО/МЭК 17025 обязывает лабораторию аттестовать каждую вновь разработанную или усовершенствованную методику, а также те методики, которые используются для испытаний новых объектов, ранее не включенных в сферу применения данной методики. Если необходимо, аттестацию должны проходить также процедуры пробоотбора и про-боподготовки.
Для аттестации методики можно использовать несколько способов:
- анализ сертифицированных образцов сравнения или стандартных образцов;
- сопоставление результатов анализа с результатами, полученными иными методами;
- межлабораторные сопоставления;
- сопоставление оценки неопределенности результатов анализа на основе теоретических представлений и практических данных.
Характеристикой методики служат такие показатели, как точность, прецизионность и правильность результатов измерения, предел обнаружения, селективность.
Неопределенность результатов измерения (анализа) важно знать как самой лаборатории, так и ее клиентам. В случае судопроизводства такими клиентами являются все субъекты судебно-экспертной деятельности, прежде всего орган (лицо), назначивший судебнуюэксперти-зу. Чтобы клиент лаборатории имел четкое представление о неопределенности результатов, в протоколе испытаний должны быть указаны как характеристика методики - оценка неопределенности, полученная при ее аттестации, так и практическая оценка неопределенности результатов конкретного анализа. Чтобы получить практическую оценку неопределенности, рекомендуется (если возможно) использовать статистические методы. Для более подробной информации стандарт ИСО/МЭК 17025 отсылает к Руководству по выражению неопределенности результатов измерений.
Большинство изложенных требований стандарта 17025 применительно к судебно-экспертной деятельности не противоречит экспертным технологиям государственных СЭУ Минюста России, а некоторые из них фактически реализуются. В то же время необходимость согласования стандарта 17025 с нормами законодательных и ведомственных нормативных правовых актов по судебной экспертизе, регламентирующих деятельность СЭУ, требует значительного уточнения порядка применения этого стандарта и Рекомендаций по аккредитации судебно-экспертных лабораторий, выработки практических процедур их реализации в современных условиях.
Организация деятельности судебно-экспертных лабораторий, адекватной требованиям ГОСТа Р ИСО/МЭК 17025 и Руководства (019), не только повысит степень их соответствия принципам судебно-экспертной деятельности, обозначенным в ст. 4 Закона № 73-ФЗ, но и неизбежно приведет к образованию единой гармонизированной инфраструктуры, открытой для сотрудничества с международными, региональными и национальными организациями, включая научные, профессиональные, отраслевые и промышленные союзы, органы по аккредитации , метрологические институты, экспертные лаборатории различного профиля.