DOI 10.23859/1994-0637-2019-2-89-22 УДК 37.02; 37.04
Овчинникова Александра Жоресовна
Доктор педагогических наук, профессор, Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского (Липецк, Россия) Е-mail: [email protected]
© Овчинникова А. Ж., Козуб М. В., 2019
Ovchinnikova Aleksandra Zhoresovna
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Lipetsk State Pedagogical University named after P. P. Semenov-Tyan-Shansky (Lipetsk, Russia) Е-mail: [email protected]
Козуб Марина Васильевна
Кандидат педагогических наук, доцент, Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского (Липецк, Россия) Е-mail: [email protected]
НООСФЕРНЫЙ ПОДХОД К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ_
Аннотация. В данной статье рассмотрены проблемы реализации ноосферного подхода к использованию здоровьесбере-гающей технологии образования младших школьников; описаны ее основные блоки (целевой, содержательный, процессуальный и результативный), обеспечивающие решение задач сохранения, сбережения, коррекции здоровья и духовного воспитания учащихся. С ноосферных позиций показана специфика реализации двух направлений: 1) создание комфортной здоровьесберегаю-щей среды; 2) коррекция учебно-воспитательного процесса в зависимости от психологического и физиологического состояния детей. Предложена методика использования музыкальной и художественной психотерапии, здоровьесберегающий эффект которой достигается путем создания звуковой и цветовой гармонии, оказывающей положительное воздействие на личность, ее интеллектуальную саморегуляцию.
Доказана эффективность технологии на основе предложенного критериально-оценочного аппарата.
Kozub Marina Vasilyevna
PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Lipetsk State Pedagogical University named after P. P. Semenov-Tyan-Shansky (Lipetsk, Russia) Е-mail: [email protected]
NOOSPHERE APPROACH TO APPLYING A HEALTH-SAVING TECHNOLOGY IN JUNIOR SCHOOLCHILDREN EDUCATION
Abstract. This article describes the problems of realization of noosphere approach to health-saving technologies in junior schoolchildren education; describes its main blocks (target, informative, procedural and resulting) meeting the challenges of preservation, conservation, correction of health and spiritual education. From the perspective of noosphere approach specific features of two directions have been identified: 1) creating a comfortable health saving environment; 2) correction of the educational process depending on the psychological and physiological state of children.
The technique of using music and art therapy has been offered; its health-saving effect can be achieved through the creation of sound and color harmony which has a positive impact on the personality and its intellectual self-regulation. The efficiency of technology has been proved on the basis of criteria and assessment framework. This article is addressed to university professors, postgraduate students, students in the master's programme, education employees.
Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • №2
219
Статья предназначена для преподавателей вуза, аспирантов, магистрантов, работников образования.
Ключевые слова: ноосферное образование, младший школьник, здоровьесбере-гающая технология, обучение, среда, психотерапия, методы, формы, средства, критериально-оценочный аппарат исследования
Keywords: noosphere education, junior schoolchild, health-saving technology, training, environment, psychotherapy, methods, forms, tools, criteria and assessment framework
Введение
Проблема ноосферного образования младших школьников в процессе модернизации современного общества связана с экологическим здоровьем подрастающего поколения, пониманием его материальной и духовной составляющей в развитии личности. Оно направлено на воспитание положительного отношения детей к сохранению и укреплению здоровья и основано на понимании ценности жизни, образа жизни и поведения младших школьников. Эта проблема носит глобальный характер и рассматривается с позиций социального здоровья в его биосферном и ноосфеном понимании. По мнению А. И. Субетто, процесс ноосферного образования детей связан с их постоянно растущими потребностями, которые приводят к изменению экосистем. «Природа, как Целое, предъявила человечеству своеобразный ультиматум: или вы - человечество - качественно меняетесь, поднимаетесь на более высокую ступень качества своей разумности - Ступень Управления Социоприродной Ноо-сферной Эволюцией; или вы - человечество - исчезаете с «лица Земли», совершая экологическое самоуничтожение» [3, с. 31] в зависимости «от синтеза алчности и невежества, за которым прячется иррациональность взаимоотношения мира, строя мировой финансовой капиталократии с Природой, с Космосом» [3, с. 31]. Эти процессы сказываются на здоровье нации в целом и конкретных личностей в частности. Наблюдаются биосферные изменения планеты, резкое ухудшение экологии, ускоренный ритм жизни, ученик усваивает поток разной информации, получаемой в Интернете. Все это ведет к физическим и психическим перегрузкам учащихся. По данным исследований Института возрастной физиологии РАО и НИИ гигиены и охраны здоровья младших школьников, более 90 % детей имеют определенные отклонения в состоянии здоровья. Из них 52,6 % возникают при неблагоприятных факторах. Все это сказывается на качестве усвоения знаний, развитии интеллектуальной познавательной и творческой активности детей. За период обучения в начальных классах число здоровых детей уменьшается в 4,3 раза: растут болезни, связанные с пищевой непереносимостью, с нервной и сердечнососудистой системами, учащаются случаи заболевания рахитом. У многих детей наблюдается избыточный вес. В этой связи возникает необходимость использования здоровьесберегающих технологий в обучении младших школьников, направленных на повышение и укрепление здоровья детей, формирование внутренней позиции в необходимости здорового образа жизни.
Теоретическими предпосылками изучаемой проблемы являются:
- идеи, определяющие концепции синергетического и ноосферного подходов к здоровому образу жизни (А. А. Вересова, О. П. Краснова, А. П. Мозелов, О. А. Ра-димова, А. И. Субетто и др.);
220 Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • №2
- механизмы сохранения здоровья в начальных классах (В. Ф. Базарный, Э. Н. Вайнер, А. Г. Маджуга);
- модели воспитания здорового образа жизни в начальной школе (М. М. Безруких, И. В. Зайцев, Е. И. Ильин и др.);
- средовой подход к реализации здоровьесберегающих технологий (Н. В. Барышева, В. Я. Барышников, М. Я. Виленский, Е. Е. Морозова, В. И. Морозов).
Однако в практике начальной школы недостаточно внимания уделяется здоровому образу жизни и духовному осмыслению здоровья как ноосферному явлению. Часто не учитываются особенности эффективного использования здоровьесбере-гающих технологий. К ним относятся:
- незнание факторов, влияющих на создание здоровьесберегающей среды;
- слабая ориентация учителей начальных классов на сохранение здоровья и создание здорового образа жизни в образовательном процессе;
- недостаточная организация совместной работы педагогов и медиков;
- слабая материальная база;
- слабая организация спортивно-оздоровительной работы во внеурочной деятельности. Все это делает данную проблему актуальной и важной.
Основная часть
Целью данной статьи является разработка содержания здоровьесберегающей технологии с позиций ноосферного подхода, который основывается на гуманитарной направленности образования и здорового образа жизни на становление физически и духовно здоровой личности, способной к активной жизненной позиции в отношении природы, общества и человека. Данный подход осуществляется на всех уровнях и акцентирует внимание на ценностных ориентациях сохранения и сбережения здоровья, его экологии, обретения смысла жизни и собственной позиции.
С ноосферных позиций здоровьесберегающая технология рассматривается как комплексная, построенная на единой методической основе, система организационных, психолого-педагогических функций, методов, форм, средств, обеспечивающих социальное здоровье и здоровый образ жизни в образовательном процессе младших школьников, и позволяющая синтезировать биоритмы окружающей среды, мозга и тела. Ее реализация связана с экологически здоровым образом жизни, не нарушающим законы мироздания. Она включают систему мер образовательного и воспитательного характера, обеспечивающих хорошее самочувствие детей, здоровый микроклимат, работоспособность [2].
Здоровьесберегающая технология имеет следующую структуру, состоящую из целевого, содержательного, процессуального и результативного блоков.
Целевой блок включает в себя цели и задачи здоровьесбережения младших школьников.
С позиций ноосферного подхода целью реализации здоровьесберегающих технологий в начальном образовании является направленность всех компонентов образовательного процесса в начальной школе на:
- создание мотивации к здоровому образу жизни в соответствии с требованиями СанПиН;
Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • №2
221
- понимание здоровья как общечеловеческой ценности (данная цель опирается на основные законы ноосферного подхода к развитию природы и общества);
- определение смысла здорового образа жизни и ценностно-эмоциональных ориентиров для младшего школьника;
- особенности развития самосознания личности.
Задачами данной технологии являются:
1) познакомить учащихся начальных классов с традициями бережного отношения к собственному здоровью;
2) развивать способность младших школьников к адаптации в школе;
3) повысить стрессоустойчивость психики младших школьников;
4) сформировать мотивацию к здоровому образу жизни;
5) создать благоприятный климат в классе;
6) определить систему средств, форм, методов, обеспечивающую потребность учащихся в здоровом образе жизни, основанном на субъект-субъектном взаимодействии.
Содержательный блок технологии с позиций ноосферного подхода включает два основных направления:
1) создание комфортной здоровьесберегающей среды;
2) коррекция учебно-воспитательного процесса в зависимости от психологического и физиологического состояния детей [1].
Первое направление - создание комфортной здоровьесберегающей среды - связано с социальными, биологическими, экологическими, технологическими особенностями обучения, воспитания и развития детей, от которых зависит их состояние здоровья. Оно акцентирует внимание на безопасность и рациональную организацию образовательного процесса в начальной школе и реализуется в создании здоровьес-берегающей инфраструктуры начальной школы, модернизации системы питания, медицинского кабинета, анализе медицинской документации детей. Создание здо-ровьесберегающей среды способствует наиболее полному раскрытию задатков ребенка, обеспечивает ему условия для формирования интереса к учению, максимальной творческой самостоятельности, активности. Важным в реализации данного направления представляется:
- гигиеническое нормирование учебно-воспитательной нагрузки;
- регламентация длительности отдельных видов учебной деятельности на уроке и урока в целом; учет санитарно-гигиенического состояния классного помещения;
- степень трудности изучаемого материала урока и его эмоциональная насыщенность;
- оказание индивидуальной психологической помощи.
Эти положения важно учитывать при разработке содержания программы здорового образа жизни и актуализации личностной позиции детей.
Таким образом, создание благоприятной здоровьесберегающей среды способствует хорошему самочувствию младшего школьника, которое влияет на его работоспособность, усвоение учебного материала и является залогом успеха во всех видах деятельности.
Особое внимание при реализации второго направления уделяется психотерапевтическому воздействию на ребенка средствами искусства. В данном контексте оно
222 Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • №2
основывается на биосферно-космической эволюции личности и представляет собой систему психических вербальных и невербальных воздействий, способствующих раскрытию творческого потенциала и самореализации младшего школьника.
Психотерапевтическое воздействие на личность средствами искусства заключается в поддерживающем, исцеляющем и развивающем влиянии на субъект; в возможности реконструкции психотравмирующей ситуации с помощью музыкальной и художественно-творческой деятельности, в создании новых позитивных переживаний; в развитии креативных способностей и способностей психического и физиологического здоровья. Эта работа предусматривает коррекцию интеллектуальной и эмоциональных сфер учащихся средствами музыки и изобразительного искусства, а также реабилитацию здоровья ребенка в целом.
Музыкальная психотерапия изучает воздействие музыки на ребенка в процессе слушания и активной деятельности. Она оказывает воздействие на органы дыхания, слуха, вестибулярного аппарата, нервной системы и чувственной сферы. Ноосфер-ное значение музыкального воздействия заключается в создании звуковой гармонии, оказывающей положительное воздействие на личность, создающей ощущение радости и счастья. Н. К. Рерих называет такую звуковую гармонию «Музыкой Сфер», «Музыкой Жизни». Психотерапевтическое воздействие музыки на младших школьников происходит на основе:
а) катарсического воздействия, оказывающего очищающее, возвышающее и гармонизирующее влияние на личность и вызывающее высшее наслаждение. Оно является эстетической реакцией на произведение искусства и позволяет преобразовывать отрицательные переживания в положительные переживания;
б) вызывает инсайт, то есть озарение, заключающееся во внезапном нахождении решения проблемы и сопровождающееся вдохновленной устремленностью;
в) вызывает ассоциативные переживания ситуаций, событий, вызванных определенными объектами;
г) использует отдельные виды музыкальной деятельности детей, направленные на успокоение, лечение нервной системы, дыхания (В. М. Бехтерев, И. М. Сеченов). С целью психотерапевтического воздействия на личность осуществляется специальный подбор жанров и стилей музыкальных произведений, вызывающих определенные чувства (В. Г. Ражников), используется интеграция видов музыки и цвета, музыки и движения (А. Н. Скрябин, Н. А. Римский-Корсаков, Л. Н. Толстой, К. Чюрленис) и др.
Художественная психотерапия рассматривает влияние изобразительного искусства на младшего школьника с помощью цвета, линии, формы символики. Она способствует освобождению от конфликтов, глубинных переживаний и негативных чувств, служит основанием для их интеллектуальной регуляции и носит невербальный характер. Рисуя цветочный ковер, участвуя в коллективной творческой деятельности по созданию панно, работая с различными техниками, носящими невербальный спонтанный характер, изготовляя тряпичные куклы, ребенок устанавливает контакт с окружающим миром, развивает способности к самопознанию и рефлексии.
Ноосферный подход к процессуальному блоку здоровьесберегающей технологии рассматривается в соответствии с психолого-физиологическими показателями детей. С учетом целей и задач воспитания здоровья, организации здорового образа жизни,
Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • №2
223
использования культурно-символических образований подбирается система заданий на трех уровнях: телесном (физическом), познавательном (связанным с когнитивными процессами), мотивационном. На физическом уровне используются задания на улучшение дыхательной системы, сердечно-сосудистой системы, мышечного тонуса, на расширение двигательных возможностей детей, овладение некоторыми техниками. На познавательном уровне даются знания о здоровом образе жизни. На аксиологическом уровне предлагаются задания на создание положительной мотивации к здоровому образу жизни.
Данный блок опирается на следующие принципы сохранения и сбережения здоровья: здоровьецентрический, сознательности, активности, непрерывности, индивидуализации, системного чередования нагрузок и отдыха, которые находят свое отражение в средствах, формах и методах технологии.
Основными средствами здоровьесберегающей технологии являются: информационные, двигательной направленности, гигиенические, психотерапевтические, вербальные и невербальные.
Первое направление включает следующие формы:
- интегрированные занятия, направленные на формирование здорового образа жизни, пропаганда здорового образа жизни в мероприятиях, на сайте школы; организация кружков по интересам;
- проведение «Дня здоровья», занятий с учетом таблицы Сивкова;
- проекты по борьбе с вредными привычками, конкурсы рисунков и сочинений: «Мы выбираем жизнь!»;
- классные часы.
В соответствии с реализацией первого направления применяются следующие методы и приемы: физические упражнения, физкультминутки, подвижные игры; эмоциональные разрядки и минутки покоя, гимнастика (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для бодрости), беседа, пример.
Основными формами реализации второго направления являются коррекцион-ные формы образования: уроки музыки и изобразительного искусства, проекты, коллективные творческие дела, игры. Они предполагают использование следующих методов: зрительных и слуховых ассоциаций, импровизаций, сказкотерапии, незаконченного предложения, сочинения загадок, пиктограмм, ситуационных, релаксационных и творческих методов.
При проведении мероприятий очень важно создавать доброжелательную обстановку. Спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление позволяют добиться хорошего результата.
Результативный блок включает в себя следующие критерии: когнитивный, мо-тивационный, эмоционально-волевой, деятельностный - и уровни: высокий, средний, низкий. В ходе мониторинга здоровья младших школьников в МБОУ СОШ № 24 имени М. Б. Раковского г. Липецка (96 респондентов) были разработаны методики к каждому критерию. Для изучения уровней по когнитивному критерию применялась методика А. А. Реана, оценка психического развития учащихся (М. В. Бодунова). Сформированность компонентов по мотивационному критерию
224 Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • №2
определялась на основе адаптированных методик Н. Ц. Бадмаевой, Б. И. Додонова, М. Рокича. Для количественной и качественной характеристик уровней эмоционально-волевой готовности детей к здоровьесберегающей деятельности использовались:
- цветовой тест эмоционального состояния детей (модифицированный тест Лю-шера);
- методика определения ситуативной и личностной тревожности (Ч. Д. Спилберг, Ю. Л. Ханин). Для оценки сформированности здоровьесберегающих навыков предлагались паспорт здоровья класса, карта динамического наблюдения за состоянием здоровья и психотерапевтические тесты.
Результатом использования здоровьесберегающей технологии является сформи-рованность у младших школьников культуры здоровья. Проведенное исследование показало, что разработанная авторами здоровьесберегающая технология является эффективной.
Выводы
Ноосферный подход к здоровьесберегающей технологии образования младших школьников связан с экологически целесообразной системой сохранения и сбережения здорового образа жизни, направленной на физическое, психическое и духовное становление младшего школьника. Его рассмотрение является наиболее благоприятным и эффективным для решения задач гармонического мироощущения личности.
Реализация данного подхода к использованию здоровьесберегающей технологии связана с разработкой содержания целевого, содержательного, процессуального и результативного блоков, обеспечивающих решение задач сохранения, сбережения, коррекции здоровья и духовного воспитания учащихся начальных классов. Ее положительный эффект достигается на основе реализации двух направлений: создание комфортной здоровьесберегающей среды и коррекция учебно-воспитательного процесса в зависимости от психологического и физиологического состояния детей.
Здоровьесберегающий эффект реализации технологии достигается на основе музыкальной и художественной психотерапии, ноосферное значение которых заключается в создании звуковой и цветовой гармонии, оказывающей положительное воздействие на личность, освобождая ее от глубинных переживаний и негативных чувств, создавая ощущение радости и счастья и способствуя интеллектуальной саморегуляции.
Эффективность здоровьесберегающей технологии в образовательном процессе младших школьников определяется критериально-оценочным аппаратом, включающим в себя когнитивный, мотивационный, эмоционально-волевой, деятельностный критерии, а также соответствующие им методики и уровни (высокий, средний, низкий).
Литература
1. Бурова Л. И. Здоровьесберегающие технологии. М.: Академия, 2015. 464 с.
2. Морозова Е. Е. Здоровьесберегающая деятельность в системах образования и здравоохранения. Саратов: Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского, 2016. 152 с.
3. Суббето А. И. Капиталократия и глобальный империализм (философско-экономиче-ские очерки). СПб.: Астерион, 2009. 572 с.
Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • №2
225
References
1. Burova L. I. Zdorov'esberegaiushchie tekhnologii [Health-saving technologies]. Moscow: Akademiia, 2015. 464 p.
2. Morozova E. E. Zdorov'esberegaiushchaia deiatel'nost' v sistemakh obrazovaniia i zdmvookhraneniia [Health-saving activities in the education and health systems]. Saratov: Saratovskii gosudarstvennyi universitet im. N. G. Chernyshevskogo, 2016. 152 p.
3. Subbeto A. I. Kapitalokratiia i global'nyi imperializm (filosofsko-ekonomicheskie ocherki) [The capital power and global imperialism (philosophical-economic essays)]. St Petersburg: Asterion, 2009. 572 p.
Для цитирования: Овчинникова А. Ж., КозубМ. В. Ноосферный подход к использованию здоровьесберегающей технологии образования младших школьников // Вестник Череповецкого государственного университета. 2019. № 2 (89). С. 219-226. DOI: 10.23859/1994-0637-20192-89-22
For citation: Ovchinnikova A. Zh., Kozub M. V. Noosphere approach to applying a health-saving technology in junior schoolchildren education. Bulletin of the Cherepovets State University, 2019, no. 2 (89), pp. 219-226. DOI: 10.23859/1994-0637-2019-2-89-22
226 Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • №2