Научная статья на тему 'Номенклатура умений профессиональной диалогической компетентности будущих учителей французского языка на начальной ступени обучения'

Номенклатура умений профессиональной диалогической компетентности будущих учителей французского языка на начальной ступени обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / TEACHER OF FOREIGN LANGUAGE TRAINING / УМЕНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДИАЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL DIALOGUE COMPETENCE / БУДУЩИЕ УЧИТЕЛЯ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА / НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / THE FIRST STAGE OF TRAINING / ОБЩИЕ РЕЧЕВЫЕ УМЕНИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / COMMUNICATIVE SKILLS / SKILLS OF FUTURE FRENCH TEACHERS / FUTURE FRENCH TEACHERS / GENERAL SPEECH SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковенко-глушенкова Елизавета Валентиновна

Статья посвящена детализации умений будущих учителей французского языка как составляющего компонента профессиональной диалогической компетентности, предусмотренных для овладения на начальной ступени обучения (І-ІІ курсы). Умения классифицированы согласно основным характеристикам, выдвигаемым к профессиональной диалогической компетентности: общие речевые умения, способствующие овладению нормами французской речи, и коммуникативные умения, обеспечивающие овладением основными профессиональными функциями учителя французского языка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Skills as components of future French teachers’ professional dialogue competence at the first stage of training

The article deals with skills of future French teachers’ professional dialogue competence that are previewed to develop by curriculum of the first stage of professional training (at the 1 st and the 2 nd years of studying in the establishment of higher education). These skills are classified into two groups: general speech skills are the base of interpersonal communication in French; communicative skills provide successful realization of professional functions by teachers in future

Текст научной работы на тему «Номенклатура умений профессиональной диалогической компетентности будущих учителей французского языка на начальной ступени обучения»

э 2 55 Е.В. Яковенко-Глушенкова

О-О Ш

Щ Номенклатура умений Ц профессиональной диалогической компетентности

будущих учителей французского языка на начальной ступени обучения

Статья посвящена детализации умений будущих учителей французского языка как составляющего компонента профессиональной диалогической компетентности, предусмотренных для овладения на начальной ступени обучения (1-11 курсы). Умения классифицированы согласно основным характеристикам, выдвигаемым к профессиональной диалогической компетентности: общие речевые умения, способствующие овладению нормами французской речи, и коммуникативные умения, обеспечивающие овладением основными профессиональными функциями учителя французского языка.

Ключевые слова: подготовка учителей иностранного языка, умения будущих учителей французского языка, профессиональная диалогическая компетентность, будущие учителя французского языка, начальная ступень подготовки учителя иностранного языка, общие речевые умения, коммуникативные умения.

Одной из ведущих тенденций современного этапа развития высшего образования является профессиональная направленность всех учебных дисциплин с точки зрения будущей профессиональной деятельности студентов. Сегодня, в период интеграции национальной системы образования в международное сообщество, когда уровень владения иностранным языком определяется адекватностью понимания и эффективностью практического применения иноязычной информации в реальных условиях действительности, возникает потребность в обновлении системы подготовки будущих учителей именно иностранного языка.

В контексте совершенствования системы педагогического образования в условиях социально ориентированной экономики актуальными являются вопросы модернизации учебных планов, программ и учебников в соответствии с обновленными государственными стандартами, расширение практической подготовки педагогов по интегрированным программам, реализации практикоориентованных психолого-педагогических исследований.

Актуальность модернизации методики формирования профессиональ- к ной диалогической компетентности будущих учителей французского | о языка на начальной ступени обучения (I—II курсах) в контексте инноваци- | § онных тенденций развития образования и отсутствие соответствующих с ^ комплексных исследований повлияло на выбор темы нашей статьи.

На основании анализа, обобщения, систематизации научных источников (О.Б. Тарнопольский, А.Н. Щукин, В.В. Черныш, А.Н. Устимен-ко, Н.Д. Гальскова, А.Н. Шамов, Р.П. Мильруд, И.В. Самойлюкевич, Л.В. Гайдукова, С.С. Коломиец, И.О. Симкова, Л.В. Славгородская и др.) считаем целесообразным охарактеризовать профессиональную диалогическую компетентность будущих учителей французского языка на начальной ступени обучения как систему знаний, навыков и умений, которая выступает средством речевого взаимодействия двух или более участников профессионального и личностного общения, имеет развивающийся характер и формируется в процессе практической деятельности.

Анализируя процесс формирования профессиональной диалогической компетентности будущих учителей французского языка на начальной ступени обучения в контексте деятельностного подхода, на наш взгляд, точным является характеристика умения как оптимального уровня совершенства конкретного действия, при достижении которого человек способен осознанно применять полученные знания в новых обстоятельствах действительности [1, с. 463], а «сам факт приспособленности к определенному действию» называется навыком [3, с. 179].

Анализ, систематизация и обобщение научных источников, посвященных различным аспектам формирования профессиональных коммуникативных умений будущих учителей иностранного языка (М.А. Гоголева, В.А. Кан-Калик, С.И. Кисельгоф, А.В. Кузлякина, А.П. Суркова, И.Г. Шилкина, В.В. Черныш и др.) позволили нам согласиться с выводами Е.В. Кузлякиной [2] о целесообразности выделения двух групп профессиональных коммуникативных умений будущих учителей французского языка: общие речевые умения, способствующие овладению нормами французской речи (перцептивно-аналитические, прогностическо-проек-тивные, продуктивные, рефлексивно-коррекционные), и коммуникативные умения, обеспечивающие выполнение основных профессиональных функций учителя французского языка (проективную, организационную, мотивационную, контролирующую, исследовательскую).

Предложенная Е.В. Кузлякиной классификация профессиональных коммуникативных умений соответствует основному требованию, предъявляемому к организации учебной деятельности будущих учителей французского языка на начальной ступени обучения, согласно которому фор-

О. Ф

Ф о

мирование профессиональной компетентности предполагает вовлечение студентов в такие интегративные формы учебной деятельности, во время которых они могут проявить себя и в качестве студентов, и в качестве учителей. Такой «двойной» характер учебной деятельности будущих учителей французского языка на начальной ступени обучения предполагает одновременное, т.е. параллельное, формирование у них умений, обеспечивающих успешное личностное (диалогическая компетентность) и профессиональное (профессиональная диалогическая компетентность) общение.

Принимая во внимание особенности учебной деятельности будущих учителей французского языка на начальной ступени обучения, считаем целесообразным конкретизировать контролирующую функцию учителя иностранного языка как корректирующе-контролирующую. Такая формулировка, на наш взгляд, более точно отражает сущность функции педагогического контроля.

Учитывая требования, предъявляемые международными и государственными нормативно-правовыми документами к уровню владения будущими учителями французского языка диалогической речью на начальной ступени обучения, а также особенности языкового и речевого материала, предусмотренного для изучения на I курсе (проанализировано 23 отечественных и аутентичных учебников, пособий, учебно-методических комплексов, предназначенных для будущих учителей французского языка), результаты научных исследований, посвященных различным аспектам формирования диалогической компетентности будущих учителей иностранного языка, личный научно-педагогический опыт преподавания французского языка в Киевском национальном лингвистическом университете, мы пришли к выводу о целесообразности развития у будущих учителей французского языка на I курсе следующих общих речевых умений.

1. Перцептивно-аналитические умения:

• мобилизовать собственный жизненный опыт, связанный с объектом, о котором идет речь;

• понимать представленную вживую французскую устную речь;

• определять тему разговора или ее изменение во время прослушивания реплики собеседника;

• корректно понимать типичные для французской диалогической речи жесты, мимику, интонацию.

2. Прогностическо-проективные умения:

• игнорировать незнакомые элементы высказывания собеседника, которые не мешают его пониманию в целом;

• определять имплицитное содержание высказывания собеседника на к основе контекста и собственного опыта; £ о

• адекватно соотносить замысел собственного высказывания с целью, | § темой, ситуацией общения; с ^

• подбирать лексико-грамматические средства, соответствующие замыслу высказывания;

• соотносить замысел и лексико-грамматические средства высказывания с собственными коммуникативными возможностями;

• расширять предложенную собеседником тему разговора, менять тему разговора;

• прогнозировать, анализировать и регулировать реакцию собеседника на собственные реплики;

• определять цель и тему диалога по инициативной реплике собеседника;

• прогнозировать завершение реплики собеседника по ее началу;

• восстанавливать начало реплики собеседника по ее окончанию и предыдущей реплике.

3. Продуктивные умения:

• инициативно начинать диалог, придерживаясь основных этикетных и речевых норм французской речи в пределах изученных тем;

• завершать диалог, придерживаясь основных этикетных и речевых норм французской речи в пределах изученных тем;

• эмоционально окрашивать диалог, используя типичные для французской диалогической речи жесты, мимику, интонацию;

• частично перестраивать собственную речевую программу, если реплика партнера не соответствует прогнозируемой;

• заинтересовывать собеседника в собственном высказывании: привлечь его внимание к теме и объекту разговора;

• ясно и точно передавать информацию, соблюдая нормы французской речи;

• заменять в собственном высказывании неизвестные языковые явления изученными.

4. Рефлексивно-коррекционные умения:

• сверять соответствие собственной реплики предыдущей;

• сверять соответствие продукта диалогической речи заданию, теме и ситуации общения;

• давать оценку фактам, событиям, о которых идет речь в диалоге.

В контексте формирования профессиональной диалогической компетентности будущих учителей французского языка, придерживаясь предложенной А.В. Кузлякиной [2] классификации, мы выделили коммуника-

Ф

Ф о

тивные умения, овладение которыми на I курсе обеспечивает успешную реализацию студентами профессиональных функций в будущем.

1. Исследовательские умения:

• адекватно понимать речь, которая содержит языковые и речевые ошибки;

• анализировать собственный опыт овладения компетентностью в диалогической речи.

2. Проективные умения:

• анализировать языковые и психологические особенности французской диалогической речи в целом, различных функциональных типов диалогов - в частности;

• модифицировать тексты для чтения, аудиотексты, монологи в различные функциональные типы диалогов.

3. Организационные умения:

• задавать уточняющие вопросы;

• формулировать на французском языке задания к упражнениям по развитию диалогической речи, объяснять особенности их контроля и оценивания;

• определять и обосновывать эффективность применения опор различного характера (вербальные, невербальные) во время выполнения заданий по развитию диалогической речи;

• корректно формулировать на французском языке изученные правила фонетики, лексики, грамматики.

4. Мотивационное умение - коротко комментировать диалогическое высказывание других.

5. Коррекционно-контролирующие умения:

• идентифицировать собственные ошибки, допущенные во время диалогического высказывания;

• идентифицировать ошибки других, допущенные во время диалогического высказывания;

• оценивать адекватность диалогического высказывания поставленному заданию.

Критический анализ государственных нормативно-правовых документов, регулирующих подготовку будущих учителей французского языка на начальной ступени обучения (программы, планы), систематизация на основе учебников и учебных пособий языкового и речевого материала, предусмотренного для изучения на II курсе, а также обобщение ряда научных работ позволяют сделать вывод о том, что сформированные на I курсе умения как составляющий компонент профессиональной диало-

гической компетентности будущих учителей французского языка усовер- к шенствуются на II курсе. | о

Обучение будущих учителей французского языка диалогу-дискуссии | § на II курсе, что предусмотрено учебными программами и планами, пред- с ^ полагает развитие у студентов новых общих речевых умений в контексте формирования профессиональной диалогической компетентности.

Путем анализа, систематизации и обобщения научно-методической литературы мы пришли к выводу о том, что формирование профессиональной диалогической компетентности будущих учителей французского языка на II курсе предусматривает развитие у них следующих общих речевых умений.

1. Перцептивно-аналитическое умение - корректно подбирать лекси-ко-грамматические средства для выражения причинно-следственных связей между событиями и фактами, приведения примеров, предоставления логических выводов.

2. Прогностическо-проективные умения:

• развивать выраженную собеседником или собственную субъективную точку зрения или обсуждаемый объективный факт действительности;

• модифицировать диалогическое высказывание в различные функциональные типы диалога соответственно теме, ситуации общения.

3. Продуктивные умения:

• применять приемы активного слушания;

• корректно подбирать средства (фонетические, лексические, грамматические) в соответствии со стилистическими нормами французского высказывания (стилистически нейтрального, официального);

• убеждать собеседника, используя аргументы и средства эмоциональной выразительности;

• аргументировать свою точку зрения, используя известные объективные факты, истинность которых уже доказана;

• приводить альтернативное мнения об объекте, о котором идет речь;

• использовать в новой ситуации общения уже известную информацию с целью обогащения высказывания.

4. Рефлексивно-коррекционное умение - совершенствовать умения, приобретенные на I курсе.

Детализируя коммуникативные умения как составляющий компонент профессиональной диалогической компетентности будущих учителей французского языка, предусмотренные для овладения на II курсе, мы учитывали такие факторы:

э е 55 • на II курсе у студентов уже имеется определенный эмпирический о|| опыт педагогической деятельности, накопленный в общеобразователь-¡Цб ных учебных заведениях, а также на I курсе;

• на II курсе непосредственной подготовке будущих учителей француз-^ & ского языка к профессиональной деятельности способствует внедрение

в образовательный процесс вуза дисциплин психолого-педагогического цикла, что позволяет «усилить профессиональную составляющую» профессиональной диалогической компетентности.

Принимая во внимания вышеизложенное, считаем целесообразным уточнить номенклатуру коммуникативных умений как составляющего компонента профессиональной диалогической компетентности будущих учителей французского языка на II курсе следующим образом.

1. Исследовательские умения:

• идентифицировать, анализировать и предупреждать на французском языке языковые, речевые, смысловые трудности, которые могут возникнуть во время диалогического высказывания, с учетом возрастных особенностей развития учащихся (психологического, общеинтеллектуального, лингвистического);

• идентифицировать диалогические единства в высказывании.

2. Проективные умения:

• определять и обосновывать эффективность применения заданий по обучению диалогической речи с учетом возрастных особенностей развития учащихся и целей обучения иностранному языку;

• корректно формулировать на французском языке изученные правила фонетики, лексики, грамматики с учетом возрастных особенностей развития учащихся.

3. Организационные умения:

• перефразировать вопрос, задание, тему с целью стимулировать дальнейшее развитие диалога;

• формулировать на французском языке задания к упражнениям по обучению диалогической речи, объяснять особенности их контроля и оценивания с учетом возрастных особенностей развития учащихся;

• обосновывать эффективность применения опор различного характера (вербальные, невербальные) во время выполнения заданий по развитию диалогической речи с учетом возрастных особенностей развития учащихся;

• подбирать опоры, планы, схемы и т.п. для иллюстрации собственной диалогической речи.

4. Мотивационные умения:

„ ^ ^

• мотивировать к дальнейшему совершенствованию знаний, навыков, | о умений, необходимых для формирования диалогической компетентности | § с учетом возрастных особенностей развития учащихся. с ЕЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Корректирующе-контролирующие умения:

• объяснять на французском языке собственные ошибки, допущенные в диалогической речи;

• объяснять на французском языке ошибки других, допущенные при диалогической речи с учетом их возрастных особенностей;

• оценивать собственное диалогическое высказывания и высказывания других с учетом их возрастных особенностей.

Детализация умений как составляющего компонента профессиональной диалогической компетентности будущих учителей французского языка на начальной ступени обучения позволяет нам сделать вывод о том, что основной целью формирования обозначенной компетентности является обеспечение студентов различным уровнем владения диалогической речью, т.е. организации высказывания в разных стилях, разных функциональных типах диалогов во время личностного и профессионального общения, игнорируя препятствия, связанные с собственным коммуникативным опытом и условиями коммуникации.

Библиографический список

1. Загальна психолога: тдручник / О.В. Скрипченко, Л.В. Долинська, З.В. Ого-родтйчук та ш. Киев, 2009.

2. Кузлякина Е.В. Развитие профессиональных коммуникативных умений у будущего учителя иностранного языка в ситуативно-направленном обучении иноязычному общению: на примере немецкого языка: дис. ... канд. пед. наук. Курск, 2006.

3. Методика навчання шоземних мов [ культур: теорiя [ практика тдручник для студ. класичних, педагопчних [ лшгвгстичних ушверситетш / [Бйич О.Б., Бориско Н.Ф., Борецька Г.Е. та ш.]; За загальн. ред. С.Ю. Школаево!. Киев, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.