Научная статья на тему 'Сущность понятия «Диалогические умения будущих учителей начальной школы»'

Сущность понятия «Диалогические умения будущих учителей начальной школы» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
510
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УМЕНИЕ / РЕЧЕВЫЕ УМЕНИЯ / ДИАЛОГИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ / РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ (РЕЧЕВАЯ) СИТУАЦИЯ / ОБЩЕНИЕ / COMMUNICATIVE (SPEECH) SITUATION / ABILITY / VERBAL SKILLS / DIALOGICAL SKILLS OF FUTURE ELEMENTARY SCHOOL TEACHERS / SPEECH COMPETENCE / COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антонюк Надежда Анатолиевна

В статье на основе анализа научных источников охарактеризованы понятия «умение», «речевые умения» и «диалогические умения будущих учителей начальной школы». Выделены ряд качеств, присущих речевым умениям, и охарактеризована диалогическая речь с психологической точки зрения. Мотивированы трудности овладения диалогической речью и выделены педагогические условия формирования диалогических умений будущих учителей начальной школы. На основе сформированности общих умений вести диалог, выделены специальные диалогические умения будущих учителей начальной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Антонюк Надежда Анатолиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUMMARY OF THE CONCEPT «DIALOGIC SKILLS OF THE FATURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS»

Based on the analysis of scientific sources described the concept of «skill», «speaking skills» and «dialogical skills of future elementary school teachers» Highlighted a number of qualities that speaking skills, and characterized dialogic speech from a psychological point of view. Motivated by the difficulty of mastering the dialogic speech and highlighted pedagogical conditions of formation of dialogic skills of the future elementary school teachers. On the basis of formation of common skills to engage in dialogue, there are special dialogical skills of future elementary school teachers.

Текст научной работы на тему «Сущность понятия «Диалогические умения будущих учителей начальной школы»»

В з Антонюк

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ СТАРШЕГО ...

- К.: Вища школа 1982р. - 216 с.

3. Выготский Л. С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте [Текст] / Л. С. Выготский // Избр. психол. исслед. - М., 1956. - 452 с.

4. Ясюкова Л. А. Методика определения готовности к школе [Текст] / Л. А. Ясюкова. - СПб.: «Иматон», 1999. - 184 с.

5. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к шко-

ле [Текст] / Н. И. Гуткина. - 4-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 208 с.

6. Пиаже Ж., Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур: Классификации и сериации / Ж. Пиаже, Б. Инельдер; пер. с франц. - М.: 1963. - 424 с.

7. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе [Текст] / Л. И. Божович // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - Ч.2. - М.: 1981.

INTELLECTUAL READINESS OF THE OLDER PRESCHOOLERS TO SCHOOL

© 2013

V.Z. Antonyuk, Ph.D., assistant Professor

Lesya Ukrainka Eastern European National University, Lutsk (Ukraine)

Annotation: The article discusses the features of the intellectual development of children preschool age and basic directions of the development of intellectual readiness older preschooler to school.

Keywords: older preschooler, intellectual readiness, training activities.

УДК 371.134

СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ДИАЛОГИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

© 2013

Н.А. Антонюк, аспирант

Восточноевропейский национальный университет имени Леси Украинки, Луцк (Украина)

Аннотация: В статье на основе анализа научных источников охарактеризованы понятия «умение», «речевые умения» и «диалогические умения будущих учителей начальной школы». Выделены ряд качеств, присущих речевым умениям, и охарактеризована диалогическая речь с психологической точки зрения. Мотивированы трудности овладения диалогической речью и выделены педагогические условия формирования диалогических умений будущих учителей начальной школы. На основе сформированности общих умений вести диалог, выделены специальные диалогические умения будущих учителей начальной школы.

Ключевые слова: умение, речевые умения, диалогические умения будущих учителей начальной школы, речевая компетентность, коммуникативная (речевая) ситуация, общение.

В условиях новой парадигмы образования одной из ключевых проблем является переориентация процесса подготовки современных кадров для общеобразовательных учреждений. На первый план выступает подготовка будущих учителей начальной школы, которые должны мастерски владеть всеми средствами родного языка, творческими и речевыми умениями, профессиональным стилем общения и т. п. Не случайно в Национальной доктрине развития образования среди приоритетных направлений государственной образовательной политики упоминается «постоянное повышение качества образования, обновление его содержания и форм организации учебно-воспитательного процесса» [1]. Итак, проблема речевой подготовки будущих учителей начальной школы занимает ведущее место в контексте подготовки будущих учителей начальной школы к профессиональной деятельности.

Анализ научной, методической и психолого-педагогической литературы показал, что проблема развития речевой компетентности будущих учителей начальной школы постоянно находится в центре внимания зарубежных и отечественных исследователей. Специфика формирования профессионального стиля общения освещена в работах Т. Гритченко, С. Злобиной, М. Каган, В. Кан-Калика, Г. Ковалев, А. Литвиновой, П. Щербаня и др. Особенности развития речевой компетентности будущих учителей исследовали С. Абрамович, Н. Бутенко, М. Васильева, Н. Кипиченко, Л. Мамчур и др. Особенности развития диалогической речи (диалогических умений) будущих специалистов рассмотрены С. Амелиной, С. Братченко, Л. Бурман, Т. Коробейниковой, Т. Саквенко и др.

Одновременно в научных источниках отсутствует четкое толкование понятия «диалогические умения» как неотъемлемого компонента речевой подготовки будущих учителей начальной школы.

Цель статьи - на основе анализа научных источников уточнить сущность и содержание понятия «диалогические умения будущих учителей начальной школы».

Прежде всего, в бинарном понятии «диалогические

умения» проанализируем сущность ключевого понятия - «умение».

Согласно со словарем украинского языка умение -это «добыта на основе опыта, знания способность должным делать что-либо» [2]. В словаре педагогических терминов понятие «умение» истолковано как «способность человека сознательно выполнять определенное действие на основе знаний, готовность применить знания в практической деятельности на основе сознания» [3], а психологический словарь толкует понятие «умение» как «использование субъектом имеющихся знаний и навыков для выбора и осуществления приемов действий в соответствии с поставленной целью» или как «владение сложной системой психических и практических действий, необходимых для целесообразной регуляции деятельности имеющимися у субъекта знаниями и навыками» [4].

Среди достаточного количества разноаспектных умений (коммуникативные, перцептивные, дидактические, организационные и т.п.) будущих учителей начальной школы акцентируем внимание на речевых.

B. Федчик трактует речевые умения как «речевые действия, имеющие структурные характеристики акта деятельности (мотив, цель, задачу) и программу действия: действующее лицо знает, что сказать, и предполагает, какой это даст результат» [5].

C. Николаева предлагает следующую характеристику речевых умений будущих учителей:

- целеустремленность умения заключается в соотношении речевого высказывания и ожидаемого результата;

- производительность умения касается содержания и формы выражения, значит, оно заключается в наличии целого ряда фактов, явлений, мыслей, сведений, событий, необходимых для выражения собственного мнения, а формы выражения регулируются совокупностью новых комбинаций уже усвоенного материала: «чем меньше в высказывании заученного, тем выше его производительность» [6];

- самостоятельность умения сводится к существова-

нию речевого умения без опор - подсказок; говорящий должен самостоятельно строить собственное выражение и уметь подбирать необходимые языковые средства;

- динамичность умения - способность переносить речевые навыки в новые ситуации общения; нельзя отождествлять с гибкостью речи;

- интегрированность умения предполагает тесную связь различных навыков, на которых оно основано [6].

Надо заметить, что речь происходит в диалогической и монологической форме, таким образом, речевые умения бывают диалогические и монологические. В контексте нашего исследования перейдем к дефиниции «диалогические умения будущих учителей начальной школы».

Л. Бурман диалогические умения истолковано как «способность выполнять сложные комплексные действия, обеспечивающие осуществление деятельности, основания для которой составляет учебный диалог» [7]. Исследовательницей отмечено, что часто диалогические умения интерпретируют как творческие, нестандартные операции, которые могут стимулировать и мотивировать будущих педагогов к принятию решений и их реализации в различных педагогических ситуациях.

И. Осадченко, на основе результатов научно-исследовательской работы констатировано, что нынешние будущие учителя начальной школы обладают речью на неудовлетворительном уровне и данная проблема -масштабная. Понятно, что проблема должна быть решена еще во время обучения в общеобразовательных учреждениях, однако с явлениями существования речевых недостатков приходится работать в высшей школе. Поэтому для развития речевых способностей будущих учителей начальной школы исследовательница предлагает использовать в учебном процессе различные учебные технологии и методы обучения («Незаконченное предложение», «Микрофон» и др.) [8].

По мнению российских исследователей А. Алгаева и Н. Ярычева, развитие коммуникативной мобильности будущих специалистов тесно связано с их внутренней активностью и направлено на изменение личного отношения к содержанию и характеру коммуникативной деятельности [9].

Закономерно, что диалогические умения развиваются в процессе диалогической речи - тесного речевого взаимодействия двух или более участников процесса общения. Поэтому участник общения может быть поочередно слушателем или говорящим.

Охарактеризуем диалогическую речь будущих учителей начальной школы с психологической точки зрения.

Как и любой другой вид речевой деятельности, диалогическая речь является мотивированной. Однако это происходит не всегда. Так, преподавателям высшей школы стоит создавать искусственные обстоятельства -условия, в которых у будущих учителей начальной школы появился бы повод, потребность выразить чувства, передать мысли, сообщить информацию и т.п. Большую роль в этом случае играет комфортный климат на занятии, дружеские отношения между одногруппниками и т.д.

Также диалогическая речь характеризуется обращенностью: процесс общения предполагает зрительное восприятие собеседника и возможную незавершенность высказывания, которое может дополняться внеязыко-выми средствами общения (жесты, мимика, движения, контакт глаз, соответствующая поза и т. д.). С помощью таких средств общения говорящий способен выразить свои чувства, просьбы, сомнения, увы, желание и т. д.

Одной из основных психологических особенностей диалогической речи является его ситуативность, ведь часто содержание высказывания можно понять только в контексте определенной ситуации, в которой оно происходит. Это могут быть бывшие события, чувства собеседников, жизненный опыт, дополнительные сведения,

интересная информация, новости и т.д._

Считаем уместным заметить, что мы говорим только о ситуации, побуждающей к речевой деятельности, поэтому такие ситуации называются речевыми (коммуникативными). Указанные ситуации мотивируют будущих учителей начальной школы к обучению, вызывают живой интерес к участию в процессе общения, учат творчеству и развивают речевые умения и способности.

Речевые ситуации выделяют естественные (в процессе общения возникают хаотично, сами собой) и искусственные (специально созданные).

С. Николаева выделяет следующие компоненты коммуникативной ситуации:

- субъекты общения;

- объект, предмет разговора;

- отношение субъекта (объекта) к предмету разговора;

- условия речевого акта [6].

Своеобразной особенностью диалогической речи, с психологической точки зрения, является его эмоциональная окрашенность. Диалогическая речь всегда будет иметь оттенок эмоциональности, ведь говорящий передает свои собственные чувства, мысли, отношения, переживания и т. д. Итак, диалог часто содержит реплики удивления, просьбы, сомнения, неудовлетворенности, осуждения и т. п. При этом реплику определяют как «определенное высказывание, границей которого является изменение говорящего» [9].

Следующей отличительной чертой диалогической речи является спонтанность, ведь оно почти никогда не подготовлено заранее, в отличие от монологической речи: все зависит от речевого поведения собеседников. Быстро происходит обмен репликами, мгновенная реакция участников общения, высокая степень автомати-зированности диалогических умений. Именно в этом и выражается спонтанность, неподготовленность будущих учителей начальной школы как участников речевой деятельности.

Уместно добавить, что диалогическая речь имеет двусторонний характер. Обмен репликами предполагает владение аудированием (понимание речи на слух) и говорением. Итак, у будущих учителей начальной школы нужно развивать умение инициативно начинать диалогическую речь, реагировать на реплики, побуждать участников общения к дальнейшему разговору [6].

П. Щербань отметил, что «живое слово учителя было и остается важнейшим элементом всей системы обучения и воспитания. Мастерство устной речи, умение привлекать и удерживать внимание учащихся, убеждать, вызвать интерес к тому или иному виду труда, влиять на их настроение - без этого не может быть педагога. С помощью языка, содержательной, эмоциональной речи, он не только пробуждает мысль и чувства учащихся, поддерживает интерес к предмету, но и формирует их опыт» [10].

Стоит добавить, что развитие диалогических умений будущих учителей начальной школы должен быть только успешным. А. Савченко отмечено, что «уникальность начальной школы в том, что ее образно можно назвать корнем всей школьного образования. И чем глубже, прочнее он будет, тем больше предпосылок для учебных и жизненных успехов ребенка в дальнейшем» [11].

Нами констатировано, что формирование и развитие диалогических умений широко описано в контексте обучения иностранным языкам. В частности, учеными выделены такие трудности овладения диалогической речью, в целом, и диалогическими умениями, в частности:

- объединение аудирования и говорения, поэтому собеседнику нужно быстро принять и адекватно отреагировать на очередную реплику, во время чего возникает процесс торможения общения. Говорящий должен, с одной стороны, правильно понять партнера, а с другой - подготовить свой ответ, поэтому возникает раздвоение внимания, что предопределяет невозможность ведения диалога в нормальном темпе;

- обмен несколькими репликами, поэтому начатый диалог просто «замирает»: возникают трудности «продуцирования инициативных реплик»;

- непредсказуемость, ведь диалог трудно запланировать заранее, поэтому собеседникам нужно внимательно следить за ходом самого диалога, поэтому бывает иногда неожиданным, а его неожиданность приводит к изменению предмета коммуникации и т. д. [6].

Л. Бурман указано, что процесс формирования диалогических умений непростой, имея поэтапно управляемую природу, а его результативность обусловлена комплексом педагогических условий: 1) «создание позитивной морально-эмоциональной атмосферы в процессе занятий средствами эмоционального тренинга; 2) формирование внутренней мотивации к диалогической деятельности и общения, устойчивости установки на использование диалога в обучении; 3) организация усвоения студентами компонентов диалогической деятельности на основе технологии имитационно-игрового моделирования; 4) включение студентов в деятельность, адекватную структуре активного диалога» [7].

На основе сформированности общих умений вести диалог [6] нами выделены следующие специальные диалогические умения будущих учителей начальной школы:

- начинать процесс диалогической речи, употребляя соответствующую инициативную реплику;

- быстро реагировать на реплики партнера;

- поддерживать процесс общения;

- поощрять собеседника к репликам, выражая собственную заинтересованность;

- образовывать разнообразные диалоги на основе природных и искусственных речевых ситуаций;

- вежливо прервать процесс общения или направлять диалогическую речь в «правильное русло» и др.

Таким образом, диалогические умения будущих учителей начальной школы проявляются в способности самостоятельно начинать, поддерживать и управлять процессом диалогической речи, реагируя на реплики партнера в различных речевых ситуациях.

Итак, на основе обработанных нами научных и педагогических источников рассмотрены в различных аспектах понятия «умение», «речевые умения» и «диалогические умения будущих учителей начальной школы». Охарактеризованы качества, присущие языковым умением; проанализированы диалогическая речь с психологической точки зрения и выделены специальные диалогические умения будущих учителей начальной школы.

Перспектива дальнейших научных исследований за-

ключается в выделении педагогических условий формирования диалогических умений будущих учителей начальной школы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Нацюнальна доктрина розвитку освгги [Електронний ресурс] / Режим доступу до ресурсу: www.mon.gov.ua.

2. Академiчний тлумачний словник украшсько! мови [Електронний ресурс] / Режим доступу до ресурсу http:sum.in.Ua/s/uminnja.

3. Словник педагопчних термшв [Електронний ресурс] / Режим доступу до ресурсу http:ru.scribd.com/ doc/95597803/.

4. Психолопчний словник / За ред. члена-кореспон-дента АПН СРСР В. I. Войтка. К.: Вища школа, 1982. 216 с.

5. Федчик В. А. Психолопчна основа понять «мовленнева навичка» i «мовленневе умшня» /

B. А. Федчик [Електронний ресурс] / Режим доступу до ресурсу //http:www.rusnauka.com/2_KAND_2008/ Psihologia/26134.doc.htm.

6. Школаева С. Ю. Методика навчання шоземних мов у середшх навчальних закладах: [Шдручник] /

C. Ю. Нiколаева. К.: Ленв^, 1999. 320 с.

7. Бурман Л. В. Педагогiчнi умови формуван-ня дiалогiчних умiнь у студенпв вищих навчальних педагогiчних заклащв: автореф. дис. на здобуття наук, ступеня канд. пед. наук: спец. 13.00.04 «Теорiя i методика професшно! освiти» / Л. В. Бурман. Тернотль, 2008. 22 с.

8. Осадченко I. I. Теорiя i практика ситуацшного навчання у пвдготовщ майбутнiх учителiв початково! шко-ли: [Монографiя] / I. I. Осадченко. Умань: ПП Жовтий, 2011. 414 с.

9. Алгаев А. Н., Ярычев Н. У. Педагогические условия развития коммуникативной мобильности будущих педагогов-психологов / А. Н. Алгаев, Н. У. Ярычев // Педагогические науки. Фундаментальные исследования. №10. 2013. С. 2035 - 2039.

10. Методика навчання шоземних мов у загальноосвишх навчальних закладах: [Шдручник] / А. С. Панова, I. Ф. Андршко, С. В. Тезжова та ш К.: ВЦ «Академiя», 2010. 328 с. (Серiя «Альма-матер»).

11. Щербань П. М. Навчально-педагопчш при у вищих навчальних закладах: навч. поабник / П. М. Щербань. - К.: Вища шк., 2004. - 207 с.

12. Савченко О. Я. Дидактика початково! освгга: [Шдручник] / О. Я. Савченко. К.: Грамота, 2012. 504 с.

SUMMARY OF THE CONCEPT «DIALOGIC SKILLS OF THE FATURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS»

© 2013

N.A. Antoniuc, a graduate student

East European National University named after Lesya Ukrainka, Luck (Ukraine)

Annotation: Based on the analysis of scientific sources described the concept of «skill», «speaking skills» and «dialogical skills of future elementary school teachers» Highlighted a number of qualities that speaking skills, and characterized dialogic speech from a psychological point of view. Motivated by the difficulty of mastering the dialogic speech and highlighted pedagogical conditions of formation of dialogic skills of the future elementary school teachers. On the basis of formation of common skills to engage in dialogue, there are special dialogical skills of future elementary school teachers.

Keywords: ability, verbal skills, dialogical skills of future elementary school teachers, speech competence, communicative (speech) situation, communication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.