УДК 332.1.1
В. П. ШАНЦЕВ
НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ: ОПЫТ ПРОШЛОГО И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Ключевые слова: бюджет, государственная поддержка, доходы, дефицит, инновации, инвестиции, Нижегородская область, кластер, проект, рейтинг, экономика.
Аннотация. В статье рассмотрена динамика основных социально-экономических показателей развития Нижегородской области с 2005 по 2013 годы, а также представлены наиболее важные направления работы и задачи, стоящие перед Правительством Нижегородской области на перспективу до 2020 года.
Нижегородская область является крупным промышленным регионом Российской Федерации. Являясь административным центром Приволжского федерального округа России, входит в десятку наиболее густонаселенных регионов страны.
Область является одним из «полигонов» новой экономики, в котором была сделана ставка на развитие инноваций.
Одним из основных факторов, определивших динамику развития региона, является принятие в начале 2006 года «Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года». При этом Нижегородская область относится к числу немногих субъектов, где Стратегия была разработана до появления аналогичного документа на уровне Российской Федерации.
В силу специфики региональной экономики (высокой доли в структуре промышленного производства автомобилестроения и металлургии) последствия кризиса 2008-2009 годов оказались серьезнее, чем во многих других регионах страны.
Вместе с тем даже в этой ситуации ставка была сделана на сохранение стратегических приоритетов государственной поддержки: были выполнены все обязательства перед инвесторами по приоритетным инвестиционным и инновационным проектам.
Благодаря этому удалось достаточно быстро преодолеть негативные тенденции в развитии региональной экономики, и во второй половине 2009 года начался восстановительный рост.
Правительством Нижегородской области взят курс на реализацию двух главных направлений работы. Первое - создание качественно лучших, чем в других регионах, условий для ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности. И второе - повышение эффективности экономики, то есть стимулирование технологического развития и роста производительности труда.
В результате одним из основных позитивных итогов стал рост показателя индекса промышленного производства. В 2013 году он достиг 104,4 %.
Объем иностранных инвестиций в экономику области второй год подряд превышает 1 миллиард долларов. При этом в 2013 году прямые инвестиции выросли в 2,6 раза, а по отношению к 2005 году -в 9,5 раз.
На общероссийском фоне регион выглядит лучше и в ряде других секторов экономики.
По объемам строительства в 2013 году область была на 2 месте в Приволжском федеральном округе и на 8 месте среди субъектов Федерации.
В рейтинге регионов России - 11 место, поднявшись на 2 позиции относительно предыдущего года и на 6 позиций по сравнению с 2005-м.
Поддержка в 2013 году 23 инвестиционных и 5 инновационных проектов с общей суммой предоставленных налоговых льгот в 1,4 миллиарда рублей дала бюджетный эффект в размере 4 миллиардов рублей. Их реализация способствовала созданию 5 тысяч высокопроизводительных рабочих мест с зарплатой выше среднеотраслевого уровня - такое требование закреплено в регионе в качестве обязательного условия предоставления господдержки.
На реализацию научно-промышленного потенциала направлено развитие инновационных кластеров. В настоящее время на территории области формируются три кластера.
Первый - Саровский инновационный - направлен на практическую реализацию научно-технических компетенций Ядерного центра. На сегодняшний день в состав кластера входят 29 компаний. Ключевым сектором экономики для внедрения наукоемкой продукции его участников является топливно-энергетический комплекс.
Следующий - Нижегородский индустриальный инновационный кластер, в состав которого входят предприятия автомобилестроения, прежде всего, группы «ГАЗ» и нефтехимические компании холдинга «СИБУР». Целью его создания является импортозамещение,
трансфер в Россию компетенций и добавленной стоимости в этих двух отраслях промышленности.
Третий кластер - биомедицинский. В 2013 году начато строительство Центра инновационного развития медицинского приборостроения - объем финансирования из федерального бюджета составил 258 миллионов рублей. На 2014-2015 годы для его завершения предусмотрено выделение еще около 900 миллионов рублей. Открытие кластера запланировано на 2016 год.
В регионе выстроена четкая система управления кадровым потенциалом, оптимизированы образовательные ресурсы для гибкого реагирования на изменения рынка труда.
Самые талантливые студенты нижегородских образовательных учреждений поощряются именными стипендиями. В 2013 году свыше 300 человек стали стипендиатами. Ежегодно из областного бюджета на эти цели выделяется около 7 миллионов рублей.
В регионе есть уникальный опыт проведения сессий молодых ученых, в которых принимают участие студенты ведущих вузов, представители институтов РАН, Росатома, промышленных предприятий.
На базе учреждений среднего профессионального образования созданы и действуют 15 современных ресурсных центров по подготовке квалифицированных рабочих и специалистов для высокотехнологичных отраслей экономики региона.
Важнейшим фактором экономического роста и диверсификации экономики региона является развитие малого и среднего бизнеса.
В целом на его поддержку в 2013 году было направлено 66 миллионов рублей из областного бюджета, что позволило привлечь около 260 миллионов рублей из федерального. В результате финансовую помощь получили 423 субъекта малого и среднего бизнеса.
Было выдано 319 грантов начинающим предпринимателям на сумму 100 миллионов рублей.
В Нижегородской области сформирована полноценная инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего бизнеса. На сегодняшний день в районах области действует уже 8 бизнес-инкубаторов с общим числом резидентов - 89.
Уже не первый год малый и средний бизнес обеспечивает занятость около 30 % работающего населения области. Его доля в ВРП увеличилась с 11,6 % в 2005 году до 18,4 % в 2013-м. При этом, согласно экспертной оценке рейтингового агентства «РИА-Новости», регион занимает 2 место среди субъектов России по созданию комфортных условий для его развития.
В ближайшей перспективе на достижение целевых показателей, установленных «майскими» указами Президента России, будут направлены следующие меры:
- поддержка техперевооружения, стимулирование замены устаревших основных производственных фондов;
- развитие инноваций в промышленности, стимулирование технологического обновления, импортозамещение;
- поддержка экспорта продукции, в том числе инновационной;
- кадровая политика, обеспечивающая реализацию программ предприятий по модернизации производств.
За счет этого объемы ежегодных темпов роста валового регионального продукта в сопоставимых ценах в среднесрочной перспективе достигнут уровня 104-105,5 %. При сохранении этих темпов развития ВРП в 2016 году составит 1319 млрд руб., в 2020 году -2164,8 млрд руб. Наибольший объем инвестиций в среднесрочном периоде будет приходиться на обрабатывающие производства, транспорт и связь, электроэнергетику.
За период до 2016 года будут реализованы крупные промышленные и инфраструктурные проекты. Среди них строительство комплекса каталитического крекинга-2 на ООО «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез», завода по производству теплового оборудования ООО «Данфосс», предприятия по производству крепежных элементов для автомобильной и другой промышленности ООО «А. Раймонд Рус», реконструкция завода им. Я. М. Свердлова, нового «Нижегородского машиностроительного завода» и многие другие.
Положительная динамика в ключевых секторах экономики области способствовала исполнению в прогнозируемых объемах основных бюджетообразующих показателей и, соответственно, обеспечению наполняемости доходной базы бюджета области.
По итогам 2013 года консолидированный бюджет исполнен по доходам в сумме 139,3 миллиарда рублей, что на 7 % больше, чем в 2012 году.
Расходы исполнены в сумме 150 миллиардов рублей. Сохранилась их социальная направленность: расходы по отраслям социальной сферы составили 100 миллиардов рублей, или 67 % от общего объема.
Повышению эффективности расходов способствует программно-целевое использование бюджетных средств. Около 80 % общего объема финансирования пришлось на развитие социальной и инженерной инфраструктуры. Всего с 2005 года на развитие инфраструктуры
направлено более 125 миллиардов рублей, введено в эксплуатацию более 1700 объектов.
В ближайшей перспективе основными задачами Правительства области по повышению эффективности бюджетной политики будут:
- сохранение и развитие налогового потенциала на территории
области;
- исполнение действующих расходных обязательств, в первую очередь перед гражданами;
- концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях расходования бюджетных средств;
- создание условий для исполнения органами местного самоуправления закрепленных за ними полномочий, поддержание мер по обеспечению сбалансированности и платежеспособности местных бюджетов;
- эффективное расходование бюджетных средств, в том числе в рамках перехода к формированию программного бюджета и планирования расходов;
- повышение роли финансового контроля в управлении бюджетным процессом.
Особое внимание Правительство области уделяет развитию сельского хозяйства как залога продовольственной безопасности региона, а значит, - благополучия его жителей. Выделяется несколько направлений господдержки, которые прямо или косвенно влияют на конкурентоспособность сельхозпроизводства. Одно из них - обеспечение доступности кредитных ресурсов. В агропромышленном комплексе важны не только долгосрочные инвестиционные кредиты, но в значительной степени и краткосрочные на пополнение оборотных средств для проведения сезонных работ.
На эти цели в 2013 году было направлено 16 % общего объема поддержки сельского хозяйства за счет средств областного бюджета -556 миллионов рублей. А также - более 960 миллионов рублей из федерального бюджета.
В итоге общий объем привлеченных кредитов составил 8 миллиардов рублей, из них 2,3 миллиарда - инвестиционных.
Всего в 2013 году введено в эксплуатацию 96 животноводческих объектов. Это позволило улучшить условия содержания около 19 тысяч голов крупного рогатого скота.
В итоге получены хорошие показатели - производство мяса увеличилось на 5,2 % к уровню предыдущего года, яиц - также на 5,2 %.
В результате обновления парка сельскохозяйственных машин обеспечен охват ресурсосберегающими технологиями около 40 % обрабатываемой пашни.
В 2014 году на поддержку агропромышленного комплекса из средств федерального бюджета будет привлечено не менее 2 миллиардов рублей на компенсацию процентной ставки по кредитам, субсидии на реализованное молоко, несвязанную поддержку растениеводства, поддержку племенного животноводства.
Рост количества выпускаемой животноводческой продукции во всех муниципальных образованиях области будет идти на основе интенсификации производства, повышения продуктивности животных, что позволит значительно снизить себестоимость единицы продукции.
В среднесрочном периоде сельскохозяйственное производство в целом будет прирастать на 2,2-3 % ежегодно и составит к 2016 году 65 миллиардов рублей.
На развитие газификации Нижегородской области в 2013 году из различных источников финансирования направлено более 1 миллиарда рублей.
Это позволило по итогам года ввести в эксплуатацию 520 километров сетей, в том числе около 250 километров - в сельской местности. В результате газифицировано 9 тысяч 437 квартир и домовладений, из них около 40 % - на селе.
В рамках программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» на формирование целостной и эффективной системы управления энергосбережением и повышением энергетической эффективности направлено около 13 миллионов рублей.
За период до 2017 года будет реализовано 16 инвестиционных проектов в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Для этого юридические лица из средств областного бюджета получат субсидию на возмещение затрат на уплату части процентной ставки по кредитам. В результате к 2017 году экономия топлива на тысячу рублей субсидии составит 130 килограмов условного топлива.
В Нижегородской области при постоянной поддержке партии «Единая Россия» реализуется ряд программ и проектов по строительству новых современных дорог, ремонту существующих, модернизации транспортной системы в целом.
За 2013 год было отремонтировано более 530 километров дорог, построено 13,4 километра новых.
В настоящее время реализуется проект строительства нового двухполосного моста через Волгу протяженностью 1,5 километра, ко-
торый будет возведен параллельно существующему. Реализация проекта позволит в 2 раза увеличить пропускную способность мостового перехода через реку.
Совместно с Внешэкономбанком ведется работа по подготовке к реализации проекта по строительству моста через Волгу в районе поселка Подновье с общим объемом инвестиций 60,6 миллиарда рублей. Предполагаемое начало реализации проекта - май 2016 года.
Строительство Северной объездной дороги Нижнего Новгорода с мостовым переходом через р. Волга улучшит транспортную ситуацию, сняв напряженность на существующем Волжском мосту, разгрузит центр города от потока большегрузных автомобилей и соединит трассу М-7 «Волга» с автомобильной дорогой Нижний Новгород -Шахунья - Киров.
Продолжается работа по развитию международного аэропорта «Нижний Новгород», включающая реконструкцию взлетно-посадочной полосы к 2017 году и объектов аэропортовой инфраструктуры - к 2021 году.
Значимым для региона проектом является строительство участка «Москва - Казань» высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва - Казань - Екатеринбург».
В рамках подготовки к проведению в 2018 году Чемпионата мира по футболу в Нижнем Новгороде будет построена еще одна станция метро.
Объем средств, выделяемых на эти цели, достигнет до 2018 года 13,2 миллиарда рублей.
Все конкретные результаты деятельности Правительства области отражаются на уровне жизни населения.
Среднедушевые доходы в 2013 году составили в среднем за месяц более 24 тысяч рублей. Это в 3,7 раза больше величины прожиточного минимума.
Рост доходов населения в основном обусловлен увеличением заработной платы, которая составила в прошлом году 23,8 тысячи рублей.
С 2012 года в соответствии с Указом Президента России «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Правительством области при законодательном содействии партии «Единая Россия» проводится работа по доведению заработной платы различным категориям работников бюджетной сферы до установленных федеральных соотношений.
В результате по итогам 2013 года зарплата педагогических работников общего образования увеличилась на 37,5 %, дошкольного -
в 1,9 раза, дополнительного - в 1,8 раза, врачей - на 25,6 %, среднего медперсонала - на 25,3 %, младшего - на 37,7 %, сотрудников учреждений культуры и социальных работников - в 1,9 раза.
С учетом проведенного в минувшем году повышения зарплаты бюджетникам область занимает лидирующие позиции среди регионов ПФО.
В 2014 года с 1 января и с 1 мая уже произведено увеличение заработной платы. Еще одно состоится в октябре.
В ближайшие годы денежные доходы населения вырастут за счет всех составляющих: заработной платы, выплат социального характера, доходов от предпринимательской деятельности и собственности.
Темп роста реальной заработной платы в целом по Нижегородской области составит в среднем 105,5-108,5 % ежегодно.
Социальные пособия отдельным категориям граждан в среднесрочном периоде будут проиндексированы не ниже уровня инфляции.
К 2016 году среднедушевые денежные доходы достигнут порядка 35 тысяч рублей, среднемесячная заработная плата в целом по области увеличится до 34,5-36 тысяч рублей.
Для повышения доступности жилья реализуется несколько программ поддержки отдельных категорий граждан, в том числе с использованием ипотечного кредитования. В 2013 году в Нижегородской области было введено в эксплуатацию 1,5 миллиона квадратных метров жилья, что в 2 раза больше, чем в 2005 году.
В их рамках в прошедшем году введено в эксплуатацию 348 индивидуальных домов для молодых специалистов. Социальные выплаты на улучшение жилищных условий получили более 230 молодых семей.
Предоставлено жилье 562 детям-сиротам.
Продолжается программа по обеспечению жильем работников бюджетной сферы: в 2013 году 227 ее участникам перечислены первоначальные взносы по ипотечным кредитам.
Продолжается работа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
В рамках соответствующих региональных адресных программ в 2013 году фактически расселено 37 многоквартирных аварийных домов, более 400 человек улучшили свои жилищные условия.
В ближайшие 5 лет будут достигнуты следующие показатели:
- объем ввода в эксплуатацию жилья в 2018 году составит 2 600 тыс.кв.м.;
- к 2018 году стоимость квадратного метра жилья снизится
на 20 %;
- доля жилья экономического класса в общем объеме ввода вырастет до 50 %;
- закончится ликвидация «проблемных» домов.
До 2015 года будут расселены 598 многоквартирных аварийных жилых дома общей площадью 130 тыс. кв.м.
В рамках выполнения Указа Президента России по совершенствованию системы госуправления ведется работа по повышению качества и доступности услуг для населения, в том числе на основе использования информационных технологий.
На Интернет-портале государственных и муниципальных услуг Нижегородской области размещено около 150 электронных форм заявлений. Такой механизм получения услуг используют около трети населения.
За 2013 год в области создано 25 многофункциональных центров. В результате уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления услуг, который необходимо к 2018 году довести до 90 %, составил по итогам 2013 года 83 %.
Создание МФЦ в каждом муниципальном районе, городском округе области будет способствовать повышению качества и доступности государственных и муниципальных услуг для нижегородцев.
Большое значение придается диалогу с жителями области. В прошедшем году в адрес Правительства поступило около 35 тысяч обращений, 60 % из них - письменные. Продолжена практика телеконсультаций в режиме «On-line», тематических «горячих» телефонных и интернет-линий.
В соответствии с предварительной оценкой эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов России, которую провело федеральное Министерство регионального развития по итогам 2013 года, Нижегородская область - впервые с 2007 года - заняла 15 место среди регионов России.
Это по-настоящему существенное достижение, поскольку в 2012 году область была на 47 месте. В этой оценке учитываются результаты трех последних лет, и такое значительное улучшение рейтинга еще раз свидетельствует об опережающей динамике развития региона.
THE NIZHNIY NOVGOROD AREA: EXPERIENCE OF THE PAST AND PROSPECT OF PROGRESS
Keywords: budget, Nizhniy Novgorod, innovation, economics, cluster, investment, ration, project, incomes, deficiency, the state support.
Annotation. In the article dynamics of the basic social and economic indices of progress of the Nizhniy Novgorod area with 2005 for 2013 is considered, as well as the most important directions of work and the problems facing the government of the Nizhniy Novgorod area on prospect till 2020 are presented.
ШАНЦЕВ ВАЛЕРИЙ ПАВЛИНОВИЧ - Почетный профессор, Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, Россия, Княгинино, ([email protected]).
SHANTSEV VALERIY PAVLINOVICH - the honorable professor, Nizhny Novgorod state engineering-economic institute, Russia, Knyaginino, (ngiei [email protected]).____________________________________