УДК 339.9
В. П. ШАНЦЕВ
РОССИЯ И ВТО: РИСКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ключевые слова: антидемпинговые защитные меры, внешняя торговля, глобальные процессы, конкурентоспособность, пошлины, продовольственная безопасность, торговая политика, торговая система.
Аннотация. В статье рассмотрены перспективы развития промышленности и сельского хозяйства Нижегородской области, функционирующих в условиях ВТО, а также проблемы, которые необходимо решить для снижения рисков, антидемпинговые защитные меры, членство в ВТО лишь подтолкнет к их более активному применению.
Всемирная торговая организация - международная организация, созданная 1 января 1995 года с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО объединяет более 150 государств и контролирует более 95 % оборота мировой торговли. ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле, заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации.
Переговорный процесс по присоединению России к ВТО длился на протяжении 18 лет и 16 декабря 2011 г. Всемирная Торговая Организация официально приняла условия, предложенные Россией. 22 августа 2012 г. РФ юридически стала полноправным 156-м участником ВТО.
Вступление в ВТО является для России актом стратегического значения, свидетельствующим о ее решимости включиться в глобальные процессы, занять достойное место на рынках готовой продукции и услуг. Этот шаг означает наступление нового этапа не только в современном социально-экономическом состоянии государства и общества, он в значительной мере определит роль и место России в буду-
© Шанцев В. П., 2013
щем мироустройстве и мирохозяйственных связях на многие годы вперед.
Основными целями новой многосторонней торговой системы является создание хозяйственной среды, способствующей развитию торговли, увеличению инвестиций и экономическому росту в целом, а также становлению открытой и справедливой конкуренции. Преимущества от использования прав, предусмотренных членством в ВТО, являются: защита от дискриминации между торговыми партнерами; обеспечение доступа к рынкам, взаимное предоставление национального режима; гарантия получения информации; использование договаривающимися сторонами правовой базы для осуществления торговых операций национальными экспортерами и импортерами.
Общие преимущества от использования прав, предусмотренных членством в ВТО, можно суммировать следующим образом:
- защита от дискриминации между торговыми партнерами. России, это особенно важно для реализации своих торговоэкономических интересов путем эффективного участия в международных торговых переговорах;
- обеспечение доступа к рынкам. Данное преимущество связано с отсутствием необходимости вести двусторонние переговоры, требующие немалых затрат времени и средств;
- взаимное предоставление национального режима, то есть равного подхода к товарам импортного и отечественного производства в отношении внутренних налогов и сборов, а также правил, регулирующих внутреннюю торговлю. Запрещается, в частности, установление более строгих стандартов для импортных товаров или введение принудительных норм потребления национальной продукции, либо введение для них льгот в связи с потреблением этой продукции;
- гарантия получения информации. Система контроля за выполнением обязательств включает механизм обзоров торговой политики всех членов организации. Они систематически предоставляют информацию о состоянии и об изменениях национального регулирования внешней торговли, в том числе экономики в целом, если применяемые меры затрагивают внешнюю торговлю;
- использование договаривающимися сторонами правовой базы для осуществления торговых операций национальными экспортерами и импортерами. Созданный в ВТО механизм разрешения споров можно отнести к наиболее важным достижениям этой организации
- единственной структуры, которая разрешает торговые споры на международном уровне.
Участие в ВТО дает не только права, но и накладывает определенные обязанности:
- обеспечивать взаимность торговых уступок;
- не повышать уровень таможенных пошлин, размер которых должен быть согласован при вступлении в организацию;
- ограничить применение нетарифных средств таможенного регулирования;
- разрешать торговые споры путем консультаций и переговоров;
- обеспечивать транспарентность (открытость) торговой политики.
- введение в российское законодательство и соответствующую практику внешнеэкономической деятельности международного опыта регулирования торговли.
Государству, собственникам и менеджменту предприятий, понятно, придется потрудиться, чтобы воспользоваться инструментами ВТО. После присоединения к ВТО конкуренция в ряде отраслей действительно обострится. Снижение импортных тарифов началось уже в августе 2012 года. Но оно будет поэтапным, ставки импортных пошлин будут снижаться постепенно, и именно это позволит промышленным предприятиям постепенно адаптироваться. Ставки снизятся примерно для тысячи видов различных товаров. Средневзвешенный импортный тариф на сельскохозяйственную продукцию снизится с 13,2 % до 10,8 %, на промышленные товары - с 9,5 % до 7,3 %. Размеры снижения импортных пошлин приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Размер таможенного тарифа на товары, вводимые Протоколом по присоединению России к ВТО
Товар Действующая пошлина, % Пошлина после снижения, %
Молочные продукты 19,8 14,9
Зерновые культуры 15,1 10,0
Автомобили 15,5 12,0
Древесина, бумага 13,4 8,0
ИТ-продукция 5,4 0
Химикаты 6,5 5,2
Электрооборудование 8,4 6,2
Так, пошлина на молочные продукты будет снижена с 19,8 % до 14,9 %. А пошлины на молоко, сливки сухие и сгущенные, сливочное масло снизятся с 25 % до 20 %.
Пошлины на зерновые культуры будут установлены на уровне 10 % (сейчас 15,1 %). Россия также снизит пошлины на импортные овощи, фрукты и другие плоды (например, фисташки, арахис), которые вообще не произрастают в нашей стране.
К катастрофическим последствиям это, конечно же, не приведет. А здорового развития конкуренции мы хотим сами. Потребители в конечном итоге должны получить более качественные товары по доступной цене.
Но если действовать правильно, присоединение к всемирному торговому клубу станет фактором роста для отечественных компаний и экономики в целом. К тому же по факту Россия давно уже живет по правилам ВТО. Все изменения в законодательство, касающиеся наших обязательств, были внесены еще в 2003-2007 годах. В соответствии с правилами сформирована нормативная база Таможенного союза и Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана. Да и зона свободной торговли СНГ, которая скоро вступит в силу, тоже соответствует лучшим мировым практиками и основным нормам ВТО.
Правительством России разработан план по адаптации экономики к условиям ВТО, который включает как конкретные меры защиты рынков, так и в целом вопросы по оптимизации господдержки. Так, для поддержки промышленности может быть более активно использован инструмент госзакупок, а это более 6 триллионов рублей в год. Сейчас уже действуют 15-процентные преференции для отечественных производителей при госзакупках транспорта, строительной техники, продукции легкой промышленности и продовольствия. А закупки ткани для форменной одежды производятся только у россиян. И у Правительства есть план расширять льготный режим для российских производителей.
Не теряют актуальности антидемпинговые защитные меры, членство в ВТО лишь подтолкнет к их более активному применению.
На уровне нашего субъекта федерации - Нижегородской области - осенью 2012 года был принят ряд мер, а именно:
1. Правительством Нижегородской области утвержден План мероприятий по адаптации предприятий и организаций Нижегородской области к условиям членства России во Всемирной торговой организации. Мероприятия плана ориентированы на широкое информи-
рование и обучение сотрудников предприятий и организаций, а также органов власти; на анализ последствий присоединения к ВТО и разработку мер поддержки; на экспортоориентированную деятельность.
2. Сформирована межведомственная рабочая группа по мони-
торингу ситуации в реальном секторе экономики области в условиях членства России в ВТО под председательством министра экономики Нижегородской области. В рабочую группу вошли областные Министерства, курирующие работу реального сектора экономики - Министерство промышленности и инноваций, Министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов, Министерство строительства, Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг. По итогам 2012 года проводилось первое анкетирование промышленных предприятий с учётом их работы в условиях ВТО.
3. Вопросы, связанные с работой в условиях ВТО, рассматриваются на координационном совете по экономическому развитию при губернаторе Нижегородской области.
4. В области действует Программа развития промышленности, в рамках которой хозяйствующим субъектам предоставляется государственная поддержка.
Поддержка предприятиям легкой промышленности планомерно оказывается с 2006 года и остается актуальной, особенно в связи с вступлением России в ВТО. Она оказывается в виде возмещения ставки рефинансирования ЦБ РФ по кредитам коммерческих банков на пополнение оборотных средств и техническое перевооружение. В рамках реализации Программы развития промышленности Нижегородской области в 2012 году на эти цели было выделено 25 млн рублей, что позволило 10 предприятиям привлечь кредитных ресурсов на 400 млн рублей.
В условиях ВТО проведение модернизации и реконструкции предприятий продолжает оставаться одним из главных направлений для роста объемов производства. В 2012 году 4 предприятия Нижегородской области в рамках реализации Программы развития промышленности получили финансовую поддержку в виде компенсации процентной ставки по кредитам коммерческих банков на проекты по техническому перевооружению в объеме 24,4 млн рублей. Предоставление господдержки на эти цели позволило привлечь кредитных ресурсов в размере 1,3 млрд рублей.
В 2012 году предоставлялась государственная поддержка организациям, реализующим приоритетные инновационные проекты в соответствии с Законом «О государственной поддержке инновационной деятельности в Нижегородской области».
В 2012 году объём государственной поддержки приоритетных инновационных проектов составил 36,6 млн рублей, в том числе: в виде налоговых льгот 29,3 млн рублей, в виде субсидии - 7,3 млн рублей, а бюджетный эффект от реализации приоритетных проектов составил 65 млн рублей.
С 2011 года в Нижегородской области работает система комплексной поддержки экспорта. Созданы и функционируют Евроинфо-корреспондентский центр и «Центр развития экспортного потенциала Нижегородской области».
По итогам работы этих центров в 2012 году были организованы деловые поездки, миссии, биржи контактов, брокерские и другие мероприятия с участием представителей малых и средних предприятий для их продвижения на международные рынки. Проведены конференции для предприятий с целью их продвижения на межрегиональные и мировые рынки. Разработаны и тиражированы методические пособия для распространения среди экспортно-ориентированных предприятий. Организованы и поддержаны площадки для осуществления деловых контактов с потенциальными зарубежными партнерами с использованием современных информационных технологий.
Анализируя ситуацию в промышленности, следует отметить, что в среднесрочной перспективе ситуацию в промышленном секторе Нижегородской области по-прежнему будут определять три ключевые отрасли: производство нефтепродуктов, транспортных средств и металлургия.
Перспективы развития автомобильной промышленности Нижегородской области тесно связаны с созданием в регионе автомобильного кластера. В последние годы в рамках развития автомобильного кластера был запущен ряд совместных производств с компаниями Фольксваген, Босал, Леони, Фиат, Ивеко и другими.
Знаковым событием в отрасли стал запуск 6 декабря 2012 года производства полного цикла автомобилей ШКОДА Йети. В 2013 году в рамках долгосрочного партнерства между VOLKSWAGEN Group Rus и «Г руппой Г АЗ» на Г АЗе также будет организован полный цикл производства новой ШКОДА Октавия и ФОЛЬКСВАГЕН Джетта. Общий объем производства превысит 110 тысяч автомобилей в год. Объем инвестиций в производство составляет 200 миллионов ев-
ро, которые направлены в том числе на модернизацию производственных мощностей на Г орьковском автозаводе и обучение персонала.
В рамках реализации комплексного плана модернизации моногорода Заволжье руководством компании ОАО «СОЛЛЕРС», в состав которой входит градообразующее предприятие ОАО «ЗМЗ», разработана и реализуется стратегия по развитию промышленной площадки предприятия путем создания индустриального парка поставщиков автомобильных компонентов.
В металлургическом производстве крупное предприятие отрасли ОАО «Русполимет» в 2012 году в рамках развития и модернизации кольцепрокатного производства реализует приоритетный инновационный проект «Организация современного электрометаллургического производства стали высокого качества». По итогам реализации проекта будет создано современное электрометаллургическое производство по выплавке жаропрочных, легированных и нержавеющих сталей, отвечающих современным мировым требованиям и стандартам; внедрены современные мировые научно-технические разработки и технологии спецметаллургии.
Объем инвестиций составит 1,7 миллиарда, в 2013 году ожидается рост объемов производства по кольцепрокатному производству на 23 %, по металлургическому производству на - 32 %.
Развитие производства нефтепродуктов будет происходить в соответствии с реализацией комплексной программы модернизации ООО «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез» (планируется строительство второй линии каталитического крекинга).
Общий объем отгруженной продукции всех промышленных предприятий Нижегородской области составил в 2012 году 960 млрд рублей, из которых 92 процента - продукция предприятий обрабатывающих производств, объем отгрузки которых составил 880,5 млрд руб.
По объему отгруженной продукции обработки Нижегородская область среди регионов России занимает 7-е место; среди регионов, входящих в Приволжский федеральный округ - 2-е место. При этом доля Нижегородской области в общероссийском объеме отгрузки обработки составляет 3,6 процента, в объеме ПФО - 16,3 процента.
Индекс промышленного производства (по всем промышленным предприятиям) за 2012 год составил 104,4 процента, в обрабатывающих производствах - 105,1 процента.
Сравнивая результаты работы промышленного комплекса региона с общероссийскими показателями, нужно отметить, что индекс промышленного производства Нижегородской области превышает общероссийский показатель.
Один из самых больных вопросов в настоящее время - как отреагирует на вступление в ВТО сельское хозяйство региона.
В агропромышленный комплекс Нижегородской области входит 601 сельскохозяйственная организация, более 3 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей; 554 тысяча личных хозяйств граждан; 1364 предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности (из них 102 крупных и средних), занимающихся закупкой и переработкой сельскохозяйственной продукции и производством пищевой продукции.
Развитие агропромышленного комплекса определяется Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы и принятыми региональными целевыми программами.
В 2012 году хозяйствами всех категорий произведено сельскохозяйственной продукции (в действующих ценах) на сумму 46,3 млрд рублей.
По отношению к 2011 году на 11,5 % снижено производство скота и птицы на убой в живом весе. Основной причиной снижения производства мяса стало сокращение поголовья свиней в сельскохозяйственных организациях Володарского района, в связи с чрезвычайными мерами по ликвидации очагов африканской чумы на Ильиногор-ском свинокомплексе.
Больше на 2,4 % по сравнению с 2011 годом произведено молока (611,7 тыс. тонн). По производству молока Нижегородская область занимает 6 место в Приволжском федеральном округе.
Из-за сложных погодных условий 2012 года (вымерзла часть озимых, дождливая осень во время уборки сельскохозяйственных культур) валовое производство зерна во всех категориях хозяйств в 2012 году составило 933,3 тыс. тонн (в весе после доработки), что меньше уровня 2011 года на 28,3 %.
В Приволжском федеральном округе по данному показателю Нижегородская область занимает 2 место после Республики Татарстан (89,7 млрд рублей).
Индекс производства по полному кругу организаций составил 105,2 %. Доля пищевой и перерабатывающей промышленности в об-
щем объеме обрабатывающих производств в денежном выражении составила 8,9 %.
На ближайшую и среднесрочную перспективу согласно Доктрине продовольственной безопасности перед агропромышленным комплексом России стоит задача довести долю продукции отечественного производства до таких пороговых значений:
- зерна - не менее 95 %;
- сахара - не менее 80 %;
- мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) - не менее 85 %;
- молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко) -не менее 90 %.
Растет инвестиционная составляющая пищевой и перерабатывающей промышленности. В соответствии со Стратегией развития области за последние 7 лет в развитие пищевой и перерабатывающей промышленности Нижегородской области инвестировано 17,9 млрд рублей. В 2012 году предприятиями на эти цели привлечено 3,1 млрд руб. кредитных ресурсов.
Только качественная продукция, произведенная на современном оборудовании, может составить достойную конкуренцию импортным аналогам.
С этой целью в Нижегородской области реализован комплекс мер по повышению конкурентоспособности продукции нижегородских производителей.
Наиболее значимыми мероприятиями по модернизации предприятий являются:
- в с. Починки практически заново выстроен завод по производству плодооовощных консервов;
- в Лукояновском районе введен в эксплуатацию современный комплекс (элеватор) по приемке, очистке, сушке и хранению зерна компании ООО «АгроЭкоСистемы»;
- в п. Саваслейка Кулебакского района построен крупнейший завод по розливу питьевой воды и безалкогольных напитков;
- на базе Кстовского хладокомбината открыто молокоперерабатывающее предприятие ООО «Молочный завод «Приволжский»;
- созданы распределительные (логистические) центры в Богородском районе (ООО «Стэк» и ООО «Агротрейд») общей емкостью картофеле- и овощехранилищ 65 тыс. тонн единовременного хранения;
- на ОАО «Княгининское молоко» пущена в эксплуатацию линия по производству и розливу молока и кисломолочной продукции в новой удобной упаковке (ПЭТ-бутылка» производительностью - 120 тонн в сутки.
- на ОАО «Молоко» (г. Шахунья) пущены в эксплуатацию линии по производству ультрапастеризованного молока в упаковку «Тетра Пак»,
- на ЗАО «Юроп Фудс «Галина Бланка» г. Бор пущен в эксплуатацию цех по производству макаронных изделий;
- проведена полная реконструкция Бутурлинского молочного завода;
- проведена реконструкция Павловского молочного завода с пуском линии по производству ультрапастеризованного молока в упаковку «Тетра Пак» и линии розлива молочной продукции в ПЭТ-бутылку;
- в Богородском районе ЗАО ПКФ «РусАгроГрупп» введено в эксплуатацию производство консервированных яйцепродуктов;
- проведена полная реконструкция пивоваренного завода -филиал «Волга» ООО «Объединенные пивоварни Хейнекен».
Для адаптации к работе в условиях ВТО агропромышленному комплексу потребуется серьезная государственная поддержка в связи с принятием обязательств РФ по снижению уровня таможенно-тарифной защиты на импорт в Россию сельскохозяйственной продукции и продуктов питания.
Основные опасения связаны со снижением таможенных пошлин на импорт мяса, особенно свинины, мясопродуктов, сахара, молока и молокопродуктов, масложировой продукции.
После того как в 2012 году Россия после длительных переговоров официально присоединилась к ВТО, она приняла на себя ряд обязательств относительно:
- доступа на рынок;
- субсидирования экспорта;
- внутренней поддержки сельского хозяйства.
1. Доступ на рынок.
По доступу на рынок было согласовано ряд изменений в рамках соглашений по ВТО. Разработан график постепенного снижения и отмены импортных пошлин на ряд сельскохозяйственных продуктов, но в то же время остаются тарифные квоты и высокие таможенные пошлины на импорт мяса и мясных продуктов сверх квотированных объемов.
2. Субсидирование экспорта.
В настоящее время Россия не прибегает к экспортным субсидиям, и она приняла на себя обязательства привязать их к нулевой отметке.
3. Внутренняя поддержка сельского хозяйства.
По мерам внутренней поддержки сельского хозяйства Российской Федерации были приняты обязательства в отношении субсидий, которые оцениваются в виде агрегированного показателя поддержки. Разрешенный объем этих субсидий на 2013 год определен в размере 9 млрд долларов США с последующим снижением до 4,4 млрд долларов США к 2018 году, что соответствует среднегодовому общему АПП для России периода 2006-2008 годов.
Уровень установленных для России обязательств не требует от нее снижения субсидий до тех пор, пока не минует 4 года (до 2016 года). Вместе с тем это означает, что возможности России по увеличению в будущем объемов государственной поддержки сельского хозяйства, искажающей условия торговли, лимитированы.
Присоединение к ВТО ставит перед страной ряд задач, связанных в основном со снижением барьеров на импорт мяса и мясных продуктов, но в ближайшее время России не грозит обязательство немедленно снизить объем внутренней поддержки. Ее обязательства на 2013-2015 годы гораздо выше текущего уровня поддержки. Вместе с тем после 2015 года придется вносить коррективы с тем, чтобы сохранить объем внутренней поддержки и в конечном итоге снизить его до среднего уровня, отмеченного в 2006-2008 годах.
Г лавное, что предстоит сделать - это отыскать новые возможности для стимулирования долгосрочного роста и конкурентоспособности сельского хозяйства с помощью мер, оказывающих менее искажающее воздействие на условия торговли, в соответствии с обязательствами перед ВТО.
Основными направлениями по адаптации агропромышленного комплекса России к условиям членства в ВТО в первую очередь должны стать:
1. Последовательное совершенствование системы поддержки сельского хозяйства.
В рамках совершенствования системы поддержки сельского хозяйства необходимо расширить применение мер поддержки, в том числе это относится к программам, которые в настоящее время не применяются в Российской Федерации. В частности, такие программы, как: внутренняя продовольственная помощь (субсидирование продовольствия для малоимущих, инвалидов, школьного питания и пр.); поддержку доходов сельскохозяйственных производителей, не связанную с производством; поддержку страхования доходов сельскохозяйственных производителей; инвестиционную помощь, предоставляемую при структурных проблемах у производителей; поддержку эколо-
гических мероприятий, осуществляемых сельскохозяйственными организациями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.
А также:
- преобразование существующей программы субсидирова-
ния процентной ставки на целевые кредиты, привлекаемые личными подсобными хозяйствами и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами в программу инвестиционной помощи личных подсобных хозяйств и крестьянских (фермерских) хозяйств;
- преобразование программы инвестиционных кредитов на приобретение племенного скота, на реконструкцию, модернизацию и строительство животноводческих помещений, на приобретение сельскохозяйственной техники, оборудования малых ферм в инвестиционную помощь при реструктуризации аграрного производства в качестве меры по улучшению условий труда, обеспечения занятости жителей сельской местности;
- поддержка регионов с неблагоприятными природноклиматическими условиями.
Повышение эффективности системы предоставления поддержки путем выработки четких критериев на получение субсидий позволит перевести этот процесс в «полуавтоматический», снизить бюрократические барьеры при получении поддержки сельскохозяйственными производителями, ускорить их получение.
С учетом условий вступления России в ВТО необходимо увеличить удельный вес субсидирования факторов производства, в том числе элитного семеноводства, комбикормов, техники и др.
2. Активное использование инструментов защиты, предусмотренных правилами и требованиями ВТО.
Это относится к защитным мерам, антидемпинговым и компенсационным мерам.
Необходимо осуществлять постоянный мониторинг ситуации с производством и торговлей в наиболее чувствительных отраслях и по отдельным товарам, оперативно применять меры поддержки и защиты, предусмотренные правилами ВТО.
Также немаловажно использовать и распространять существующий опыт применения защитных мер, антидемпинговых и компенсационных мер отдельными ассоциациями производителей и шире применять его в практике. Немаловажно организовать регулярное обучение и повышение квалификации по вопросам правил и требований ВТО, применения инструментов, разрешенных условиями членства в ВТО.
3. Завершение создания системы технического регулирования, соответствующей правилам и требованиям ВТО.
Необходимо разработать и утвердить в установленном порядке технические регламенты по продукции и процессам, связанным с производством в агропромышленном комплексе. Немаловажно осуществлять последовательную работу по сертификации систем менеджмента и качества на предприятиях АПК.
Кроме того, следует расширить подготовку кадров, проводить регулярное повышение квалификации по вопросам технического регулирования.
Первоочередные меры на пути адаптации сельского хозяйства Нижегородской области к условиям ВТО уже предпринимаются.
С 2013 года вводится новый вид государственной поддержки -оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства. Данная поддержка будет предоставляться на гектар посевных площадей и направлена на поддержку доходов сельхозтоваропроизводителей. Таким образом, указанная поддержка не связана напрямую с производством и относится к мерам «зеленой корзины», не требующих ограничения в рамках соглашений по ВТО. Эта методика в настоящее время внесена в проект закона Нижегородской области «О внесении изменений в Закон Нижегородской области «О наделении органов местного самоуправления Нижегородской области отдельными государственными полномочиями по поддержке сельскохозяйственного производства».
По итогам распределения прогнозная ставка по несвязанной поддержке в Нижегородской области должна составить около 304 рублей на 1 гектар посевной площади.
На основе государственной программы Министерством сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области разработана областная целевая программа «Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области на 2013-2020 годы», которая предусматривает комплексное развитие всех отраслей и подотраслей, а также сфер деятельности агропромышленного комплекса с учетом вступления России в ВТО.
В 2013 году на финансовую поддержку агропромышленного комплекса из областного бюджета выделено 3143 млн рублей (без учета кап. вложений), что на 25 % выше первоначальных бюджетных ассигнований, утвержденных на 2012 год.
Программа финансирования АПК на 2013 год предполагает сохранение существующих государственных поддержек и увеличение
финансирования по направлениям для преодоления негативных последствий в условиях вступления России в ВТО.
С 2013 года, как уже упоминалось ранее, существенно изменяется поддержка отрасли сельского хозяйства из федерального бюджета.
Вводится ряд новых мер государственной поддержки, таких
как:
- возмещение затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 килограмм реализованного молока;
- несвязанная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей на гектар посевных площадей;
- возмещение части затрат по договорам страхования сельскохозяйственных животных;
- расширяется перечень направлений получения субсидий на реализацию экономически значимых региональных программ (овощеводство, льноводство, свеклосахарное производство, мясное животноводство).
При этом упраздняется несколько видов государственной поддержки сельского хозяйства. К ним относятся: возмещение затрат на приобретение минеральных удобрений, средств химической защиты растений и субсидии на поддержку льна и конопли, а также предоставление сельскохозяйственным товаропроизводителям ГСМ по льготным ценам.
Несмотря на существенные изменения, сохраняется государственная поддержка из федерального бюджета по элитному семеноводству, племенному делу в животноводстве, возмещению части затрат на уплату процентов, возмещению части затрат по договорам страхования урожая, а также продолжают действовать программы по грантовой поддержке семейных животноводческих ферм и начинающих фермеров.
Таким образом, в 2013 году мы намереваемся получить в качестве софинансирования более 2 млрд рублей средств из федерального бюджета, несмотря на упразднение нескольких направлений государственной поддержки (в 2012 году финансирование из федерального бюджета составило 1,74 млрд рублей).
В целом указанные изменения свидетельствуют о том, что размер государственной поддержки сельского хозяйства в 2013 году в условиях вступления в ВТО не только не снизится, но и возрастет, претерпев при этом ряд структурных изменений, обусловленных вступлением в ВТО.
Таким образом, можно ожидать, что благодаря мерам государственной поддержки вступление в ВТО не приведет к катастрофическим последствиям для экономики и сельского хозяйства Нижегородской области, а должно дать стабильность условий работы на внешних рынках, снижение барьеров в торговле, получение доступа к международному механизму разрешения торговых споров.
RUSSIA AND THE WTO: RISKS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF INDUSTRY AND AGRICULTURE IN THE NIZHNY NOVGOROD REGION
Keywords: protective anti-dumping measures, foreign trade, global processes, competitiveness, duties, food security, trade policy, the trading system.
Annotation. The article considers the prospects of development of agriculture and industry of the Nizhny Novgorod region, operating in conditions of WTO, as well as issues that need to be addressed to reduce the risks, protective anti-dumping measures, WTO membership speeds to their wider application.
ШАНЦЕВ ВАЛЕРИЙ ПАВЛИНОВИЧ - Губернатор Нижегородской области, почетный профессор НГИЭИ.
SHANTSEV VALERY PAVLINOVICH - the Governor of Nizhny Novgorod region, honorary Professor NGIEI.___________________