Кировской области и регионального конкурса мастер-классов, проходившего в рамках проекта «Педагогические инновации в гуманитарном филологическом образовании» в 2011-2012 учебном году. Педагог-новатор имеет стабильные высокие результаты обучения. Лучшие из ее учеников ежегодно становятся победителями или призёрами районных олимпиад, интеллектуальных и исследовательских конкурсов всероссийского и регионального уровней. Особенно большое внимание она уделяет развитию учащихся среднего звена, мотивируя детей создавать творческие проекты, исследовательские работы. Средний балл результатов ЕГЭ по русскому языку выпускников этого учителя всегда выше областного на 12-15 баллов.
Каковы же составные достижения успеха нижнеивкинского учителя? В последние годы коллектив, возглавляемый Г. А. Корепановой, работает над созданием условий для комплексного воздействия позитивных факторов, усиливающих влияние друг друга в процессе образования и становления субъектности ученика. Активно разрабатываются модели интерактивных уроков в режиме адаптивных технологий. Своими находками и инновационным опытом учителя делятся на областном и районном уровне. Г. А. Корепанова убеждена: любое взаимодействие учителя и ребёнка должно стать ситуацией приобретения компетенций, самовыражения, взаимного духовного обогащения и развития креативности. Пожелаем же нижнеивкинским педагогам новых творческих удач в их благородном труде!
Примечания
1. Помелов В. Б. Воспитание социалистической деловитости // Советская педагогика. 1986. № 10. С. 15-17; Его же. Воспитывать деловитость у школьников // Воспитание школьников. 1984. № 3. С. 37-38; Его же. Призвание // Кировская правда. 1982. 30 марта.
2. Синцов Ю. Ремонтная канитель // Кировская правда. 1984. 4 окт.
3. Далее частично использована информация социальных сетей.
Ю. А. Сауров
НИНА АРКАДЬЕВНА НИЗОВСКИХ - МОЙ ЕДИНОМЫШЛЕННИК
И КОЛЛЕГА ПО ДЕЛУ...
(ЭССЕ ИЗ ОПЫТА РЕФЛЕКСИИ ЛИЧНОСТИ, МАЙ 2017)
В статье представляется опыт исследовательской и образовательной деятельности доктора психологических наук, профессора кафедры практической психологии Вятского государственного университета Нины Аркадьевны Низовских. Внимание центрируется на духовные поиски в условиях саморазвития человека.
Ключевые слова: методология, психология, психосемантика, личность, образование, культура.
Культура - это не совокупность готовых ценностей и продуктов, лишь жаждущих потребления или осознания.
Это способность и усилие человека быть.
М. Мамардашвили
© Сауров Ю. А., 2017
А то, что духом времени зовут, Есть дух профессоров и их понятий...
И. В. Гёте
уМ"4
Нет человека вообще, т. е. абстрактного. Человек есть специфическая последовательность событий, внутренних и внешних. В событии-действии и раскрывается личность.
Событие первое. Когда-то давным-давно я по какой-то внутренней потребности написал рецензию на первую книжку Н. А. Низовских «Человек как автор жизни: Психосемантика жизненных ориентаций» (Киров : Изд-во Вятского ГПУ, 2000. 116 с.). Ниже из неё приведен фрагмент. Его смыслы: показать, что тема не потеряла актуальности, более того, уже двадцать лет активно развивается.
Книги не читаются, а «работаются». Кто стоит у меня за спиной? Кто безмолвно следит за моими шагами? Это живая книга мыслью-знаком как тенью погружает в пространство смыслов, ведет моей, но ещё мне неизвестной, траекторией. Она всё знает. Это не я читаю, это она выбирает меня носителем своих смыслов, это она вкладывает в мои уста мои невысказанные мысли, а может быть, и мой будущий опыт.
Б. Пастернак давным-давно писал: «Во всем мне хочется дойти до самой сути.». Да, до сути. Возможно ли? Уж в одиночестве точно не дойти. Но и реальный попутчик вряд ли нужен. «Я» нуждается в «Я», но несколько ином - идеальном внутреннем собеседнике. И по названию, и по содержанию книга Н. А. Низовских -это средство «выращивания» внутреннего собеседника. Нельзя не согласиться с тем, что при изучении личности необходимо «принимать во внимание эту "напряженность свободного усилия", достигающуюся силой языка и предполагающую внутреннее действие личности над собой». Нет ничего интереснее, а главное - значительнее, чем игра с самим собой!
Разделяю с некоторыми акцентами позицию автора, выраженную в названии книги. Как сладко строить свою жизнь! Да и цитируемый в книге Мераб Мамардашвили писал: «Человек есть искусственное существо, рождаемое не природой, а саморождаемое через культурно изобретенные устройства, такие, как ритуалы, магия.». Всё так: задача ясна. Но ведь есть ещё: «Покамест молод, малый спрос: играй. Но бог избави, чтоб до седых дожить волос, служа пустой забаве» (А. Твардовский). Есть что-то выше поиска и построения смыслов жизни. Что это? Можно слукавить: всё попадает в рамки обозначенной темы, какие тут могут быть исключения. Но что-то смущает. По-видимому, вечное отношение предметно-преобразующей деятельности и её знаковых отражений в моём сознании. Что тут поделаешь?
Книга написана в напряженном и современном по содержанию и интонациям интеллектуальной поле, которое лично мне импонирует, озадачивает, влечёт. Личность как субъект жизнедеятельности, жизненные ориентации личности,
речевое высказывание как носитель жизненных ориентаций - вот круг рассматриваемых проблем. Для теоретической обоснованности подходов автор привлекает аргументы (и опыт) высших авторитетов в психологии, философии, педагогике, литературоведении: Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, В. И. Слободчиков, В. Ф. Петренко, М. М. Бахтин, В. Франкл и др. Стремление к классической по глубине и широте постановке вопросов, на наш взгляд, весьма перспективно. Уже сейчас можно усмотреть новые горизонты в разработке обозначенной темы.
Мне нравится, когда при чтении книги сознание расковывается, мысль является ясной и многозначной, вопросы сыплются. Думается, что действительно есть мировоззренческое чувство, но все же, что это конкретно? И разве система жизненных ориентиров формируется не всю жизнь? Почему все же с точки зрения рассматриваемой темы «многознание уму не научает»? И учат ли уму так называемые установки? Мне не совсем ясно, какое значение имеют в жизнедеятельности человека такие разные слова-знаки, как «энергия» и «ценность». Кто это доказал, что второе значительнее первого, т. е. предметных знаний?
Изучаемая книга все-таки предназначена специалистам, а для такой темы это узкий круг людей. Но как нам не хватает книг-смыслов для формирования у студентов и школьников ценностных ориентаций средствами ведущей предметной деятельности. Смыслы науки как знаки семантических пространств, как средство (механизм) жизнедеятельности должны представляться, развертываться в системы, должны строиться субъектами учения. Думаю, что это какие-то особые книги по содержанию и форме, по приемам работы (а не просто прочтения) с текстом. Думаю, что части такой книги могут быть обязательны только для чтения вдвоем.
Построение материальных и духовных миров - это всегда деятельность со знаками, которые одновременно и внутри, и вне нас. Через них мой Мир соединяется с иным Миром. И в этом самая тонкая и самая таинственная форма выражения сущности человека. Книга Н. А. Низовских «включает» механизмы рефлексивной деятельности, «выпрямляет» систему координат обычного и искаженного ежедневного отражения мира. Вечный эксперимент над самим собой, в том числе и над своей речью, оказывается движителем сущностей человека. Точнее, тогда сущности «приходят». Так и случаются открытия.
Событие второе. Есть «событийные» книги. Откуда они приходят? Кажется, с небес. Такой книгой для Нины Аркадьевны стала монография «Человек как автор самого себя» (М. : Смысл, 2007). Она завершила многолетний период подготовки докторского исследования и вывела на прямую защиты диссертации (2010). А уж какое это имеет значение в судьбе любого человека, нечего и говорить!
Эта книга выросла из предыдущей. Но в ней, во-первых, теоретическое обобщение о личности как субъекте саморазвития и средствах этой деятельности, во-вторых, сравнительно богатый эмпирический материал психосемантического исследования жизненных принципов. Её тексты от Земли и Духа. И это сочетание и содержательное, и принципиальное.
С первого прочтения книги прошло пятнадцать лет, но мысль-впечатление о предмете только упрочилась, что бывает нечасто. Вот несколько идей из этого духовно-интеллектуального пласта:
• «Не только мир таков, каким человек конструирует его, но и сам человек таков, каким он конструирует себя посредством своего сознания.» (с. 58). Здесь есть идея-начало многих методик формирования.
• «На наш взгляд, роль жизненных принципов в саморазвитии и жизнедеятельности человека столь велика, что речевые высказывания,
используемые в их качестве, могут рассматриваться как первичные личностные конструкты» (с. 110). Так приходит метод исследования.
• «Саморазвитие может рассматриваться как внутренняя и внешняя деятельность человека по созданию нового в своих отношениях, поведении, переживания в соответствии с жизненными задачами и побуждениями внутренней субъективной реальности»; «Базовыми средствами личностного развития человека выступают речевое высказывание, образ, действие и символ, при главенствующей роли речевых высказываний» (с. 239-240). Вдумаемся здесь в важное для образования сложное отношение материальной и идеальной реальности.
Событие третье: психолог - профессия коллективная. Для нас значимы два творчески-духовных дела, в которые Нина Аркадьевна втягивает и втягивает коллег, учителей, аспирантов, студентов. Первое - всероссийские научно-практические конференции, а второе - методологический семинар.
Н. А. Низовских (слева) с группой участников конференции (Киров, 2014). В центре - доктор психологических наук, профессор В. Г. Маралов из Череповецкого государственного университета и доктор психологических наук, профессор Е. Е. Сапогова из МПГУ; третий слева - А. П. Назаретян, доктор философских наук, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН (Москва), третья справа - Н. В. Коптева, доктор психологических наук, профессор Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета
На семинаре я выступил несколько раз с длинными (до 4 часов и комплексными по теме) лекциями-диалогами. Вот их темы: «Методология и практика деятельности» (ноябрь 2015), «О феномене человеческого мышления.» (февраль, март, 2016). Что осталось в памяти? Трудная подготовка и трудное проведение семинара-действа, заинтересованное отношение участников, немало сложных вопросов, в том числе модератора Нины Аркадьевны. И конечно, острое чувство необходимости духовных лекций по совместному прочувствованию и промысливанию темы.
Событие четвёртое, логическое и неожиданное одновременно -совместные статьи 2014-2016 годов. Года три-четыре тому назад наступил ренессанс в наших делах. Одним из продуктивных поводов было изучение двух новых книг В. Ф. Петренко и написание на них рецензий. Совместное мышление по этому поводу оказалось интересным и продуктивным.
Приведём для демонстрации стиля работы фрагмент рецензии на книгу «Психосемантика искусства»: «Культура - искусственное, рукотворное, цивилизационное образование, она задаёт рамку жизни людей на Земле, она задаёт семантическое (и иное) пространство, в котором можно жить. И здесь бытие культуры взращивается на ткани методологии. Не случайно культурные нормы строятся на путях движения дела и мысли от "абстрактного к конкретному". Нечего и говорить о временных и предметно-пространственных трудностях построения этих норм. В книге реализуется такое мыслительное движение по схеме психосемантической парадигмы. Что это даёт? Во-первых, понимание, т. е. задаёт схему-поле понимания. В книге не случайны темы "символика цвета", "натюрморт как визуальный афоризм", "художественные конструкты фильма". Во-вторых, в книге напряженно идет работа по заданию через данный метод художественного мышления.».
Этико-эстетическое обобщение. Что меня привлекает в текстах, поведении, отношении Нины Аркадьевны? Что придаёт глубину, объективность, содержательность её словам? Как ни странно, это страстно заинтересованное отношение к мысли и идее другого, к делу и поступку собеседника или ученика, к тексту книги. И это чувство делает мысль живой, точной, верной и значимой. Думаю, что как раз такого отношения нам всем и не хватает. В учебном процессе, в текстах научных статей, в отношениях даже со случайными собеседниками мы привыкли не помнить, что это всё и есть жизнь.
Не так давно у Нины Аркадьевны был юбилейный день рождения. У неё наступил период вершинного познания и понимания Мира. Активности, целеустремленности, профессионализма, чувств ей не занимать. Вот только некоторые факты-успехи: Н. А. Низовских является председателем Кировского регионального отделения Российского психологического общества и ответственным секретарём журнала «Вестник гуманитарного образования», она автор учебных курсов и научных публикаций (более ста), она ведёт аспирантов, руководит магистратурой по психологии личности, её студенты постоянно отмечаются на различных конкурсах научных работ.
И только дай Бог удачи в сложении-интерференции обстоятельств.
В завершение приведём несколько публикаций:
1. Маралов В. Г., Низовских Н. А., Щукина М. А. Психология саморазвития : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. 2-е изд., испр. и доп. М. : Изд-во Юрайт, 2017. 320 с.
2. Низовских Н. А. Психосемантика жизненных ориентаций. Киров : Изд-во Вятского ГПУ, 2000. 116 с.
3. Низовских Н. А. Человек как автор самого себя: психосемантическое исследование жизненных принципов в структуре саморазвивающейся личности : монография. М. : Смысл, 2007. 116 с.
4. Сауров Ю. А., Низовских Н. А. Проблемы современного познания человека в мире // Вопросы психологии. 2015. № 1. С. 159-161.
Сауров Ю. А., Низовских Н. А. Рецензия на книгу В. Ф. Петренко «Психосемантика искусства» (М. : Макс Пресс, 2014. 320 с.) // Психологический журнал. 2016. Т. 37, № 1. С. 142-144.