Известия ТРТУ
Тематический выпуск
Низовских Н.А. (Киров) ЛИЧНОСТНОЕ САМОРАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА: ПСИХОСЕМАНТИКА И ПСИХОТЕХНИКА
Среди гуманитарных проблем современной психологии своей теоретической и практической значимостью выделяется проблема личностного саморазвития человека.
Теоретическое значение проблемы определяется тем, что личностное саморазвитие является специфической и фундаментальной способностью человека. Л.С. Выготский, исходя из того, что «человек не только развивается, но и строит себя», писал о гуманизации психологии (о возникновении «психологии человека»), о конструктивизме в ней (Выготский Л.С., 1986). Как самоопределяющееся существо «человек больше чем психика» (В. Франкл, 1997). В отличие от животных в человеке природа и существование не совпадают, посредством собственного сознания человек может в определенной степени влиять на свою эволюцию (Мэй Р., 2001).
Потребность в саморазвитии относится к высшим человеческим потребностям (Маслоу А., 1999). Проблема саморазвития представлена и разносторонне исследуется в работах К.А. Абульхановой, Л.И. Анцыферовой, А.Г. Асмолова, Н.Р. Битяновой, Ф.Е. Василюка, В.С. Лазарева, М.К. Мамардашвили, В.Г. Марало-ва, Б.А. Мастерова, Ф.Т. Михайлова, В.Ф. Петренко, В.И. Слободчикова, Г.А. Цу-керман, И.И. Чесноковой и др. В.И. Слободчиков считает, что принцип саморазвития - это главное ценностное основание всех наших знаний о психологии человека (Слободчиков В.И., 2003).
Перспективным подходом к исследованию и концептуализации личностного саморазвития человека является психосемантика В.Ф. Петренко. Особенностью данного подхода является то, что личность определяется «как носитель определенной картины мира, как некоторый микрокосм индивидуальных значений и смыслов» (Петренко В.Ф., 1997). Картина мира трактуется В.Ф. Петренко с позиций конструктивизма, «как одна из возможных ««пристрастных» культурно -исторических моделей мира»; полагается множественность возможных моделей мира и множественность путей развития человека.
В наших исследованиях личностное саморазвитие рассматривается как специфическая внутренняя и внешняя деятельность человека по созданию нового в своих переживаниях, отношениях и поведении, осуществляемая в соответствии с жизненными задачами и побуждениями внутренней субъективной реальности при помощи социальных по своей природе психологических средств. Психологические средства личностного саморазвития определяются как способы и приемы, инструменты и орудия воздействия человеком на себя с целью достижения направленных самоизменений.
Основным средством построения личности является речь (Выготский Л.С., 1984). Жизнь человека как эмпирического существа не личностна, личность «живет в языке» (Мамардашвили М.К., 2000). Дж. Келли полагал, что, исходя из общей теоретической позиции в психологии личных конструктов, вполне уместно говорить также о классе конструктов, которые могут быть названы «личными конструктами себя» (Келли Дж., 2000). Дж. Келли исходил из того, что «личные конструкты являются орудиями опыта, а не просто его продуктами». Важнейшим психологическим «средством» личностного саморазвития человека являются его жизненные принципы (правила), которые, на наш взгляд, в наибольшей степени отвечают задаче быть «личными конструктами себя». О феномене жизненных принципов и их значении для человека писали Апулей, И. Кант, С.Л. Рубинштейн и др. Психологи-
Раздел V. Философия и методология психологии
ческим субстратом жизненных принципов являются развернутые речевые высказывания (ценностные суждения, содержащие в себе идеи), что позволяет исследовать их методами экспериментальной психосемантики. Для исследования жизненных принципов применяются авторские методики: ретроспективная анкета установок и психосемантическая методика атрибуции мотивов жизненным принципам личности (Низовских Н.А., 2000; 2004; 2005).
Практическая значимость проблемы личностного саморазвития определяется тем, что полнота жизни, социальные достижения, психологическое благополучие современного человека во многом обеспечиваются эффективностью функционирования его личности, его компетентностью в отношении себя самого и способностью к саморазвитию. Успешность личностного саморазвития в значительной степени определяется «психотехнической оснащенностью» человека. Человеку, стремящемуся к личностному саморазвитию, необходимо не только поверить в то, что это возможно, но нужно еще знать, как это делать.
Психотехнический потенциал современной психологии позволяет глубокого внедряться в психику человека, преобразовывать ее, управлять ее развитием (Олешкевич В.И., 2002). И здесь для человека кроется опасность «потерять себя». Выдвижение в разряд приоритетных направлений освоения психотехник личностного саморазвития оправдано при подготовке специалистов самых разных сфер, прежде всего, психологов и учителей. Для психологов освоение психотехники личностного саморазвития представляется важным и в плане мотивации к глубокому и осмысленному освоению теоретических дисциплин. Личностный опыт, нарабатываемый в ходе специально организованной «практики себя» (термин М. Фуко), превращает множество «сухих теорий» в жизненно значимые.
На факультете психологии Вятского государственного гуманитарного университета в рамках одной из учебных дисциплин специализации организован практикум личностного саморазвития. Данный практикум выстроен как демонстрация возможностей тренинга личностного саморазвития учителя, разработанного и апробированного автором.
Психология, по мысли Л.С. Выготского, должна стать в центре жизни, поскольку неизбежен вопрос об овладении человеком собственным существом, о подчинении его себе; а одна из главных целей психологии - это «психотехника - в одном слове, то есть научная теория, которая привела бы к подчинению и овладению психикой, к искусственному управлению поведением». Достижение этих задач и преодоление «схизиса» современной психологии, о котором писал Ф.Е. Василюк, может осуществляться через парадигму психосемантического конструктивизма, и, в частности, через психотехнику личностного саморазвития психологов, «вызванных жизнью» содействовать личностному развитию, душевному и духовному благополучию своих современников.
Пивоваров Р. (Москва) НАРРАТИВНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ПСИХОЛОГИИ
Как следует из заглавного тезиса раздела интернет-сайта Австралийского университета в Мельбурне, посвященного нарративной психологии и которым руководит один из наиболее известных нарративных психологов, Кевин Мюррей, «нарративная психология - это бурно развивающаяся область исследований того, как истории и рассказы формируют жизнь» (Murray, 2002). Нарративная психология - это, скорее, некое поле исследований, совокупность дискурсивных практик (говоря по-