Студенты, достигшие определенных успехов в научно-исследовательской работе, имеют право печатать тезисы докладов в научных сборниках и могут быть рекомендованы на выпускном курсе в аспирантуру.
В научно-исследовательской работе должен принимать участие каждый студент. Будущий учитель в условиях вуза должен повышать свой интеллектуальный потенциал, учиться исследовательскому, научному подходу к организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях, овладевать методикой и умениями педагогического поиска.
Таким образом, учебно-научно-исследовательская, опытно-экспериментальная работа студентов и преподавателей становится мощным и действенным фактором, влияющим на результативность труда педагогического коллектива вуза, развитие субъектов деятельности, уровень образованности и культуры общества.
В свою очередь научно-исследовательская работа студентов представляет важнейший этап подготовки к профессиональной деятельности, способствует углублению знаний, помогает вырабатывать исследовательские умения, развивает педагогическое мышление, творческие способности учителя-исследователя.
Примечания
1. Кочетов, А. И. Культура педагогического исследования [Текст] / А. И. Кочетов. Минск, 1996.
2. Введение в научное исследование. Программа курса [Текст] / сост. Л. А. Байкова. Рязань, 1999.
3. Эксперимент в школе: организация и управление [Текст] / под ред. М. М. Поташника. М., 1991.
Н. А. Низовских, В. М. Шкурихина
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЖИЗНЕННЫХ ПРИНЦИПОВ И ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ
Статья посвящена дискуссионному вопросу формирования волевых качеств личности. Рассматривается связь между волей и жизненными принципами личности. Анализируются результаты исследования, проведенного среди студентов кировских вузов.
Волевые качества традиционно относят к числу самых существенных в структуре личности. Во всём великом и героическом, что делал человек, волевые качества всегда играли значительную роль, - писал С. Л. Рубинштейн. Сформирован-ность волевой регуляции является важным пока-
НИЗОВСКИХ Нина Аркадьевна - кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой практической психологии ВятГГУ
ШКУРИХИНА Вера Михайловна - студентка V курса
Факультета психологии ВятГГУ Низовских Н. А., Шкурихина В. М., 2007
зателем развития личности [1]. Значимость формирования волевых качеств студентов определяется глубокими преобразованиями в экономической жизни страны, обусловившими потребность в новом типе специалистов, которые «должны уметь адаптироваться к непростой динамике современных производственных отношений, в полной мере реализовывать свои профессиональные, творческие возможности» [2].
Понятия волевой регуляции и волевых качеств личности не являются в психологии окончательно устоявшимися. Вопросы, связанные с проявлением воли, до настоящего времени остаются достаточно дискуссионными, и несмотря на то, что в последние десятилетия проблеме воли уделяется достаточно много внимания, она все еще далека от разрешения [3]. Особенно мало разработаны вопросы о психологических средствах и механизмах формирования волевых качеств личности.
Цель данного исследования состоит в выявлении наличия и характера взаимосвязи жизненных принципов и волевых качеств личности в юношеском возрасте. Гипотеза заключается в предположении о том, что волевые качества личности взаимосвязаны с ее жизненными принципами. Методологической основой исследования выступает культурно-деятельностный подход к решению проблемы воли, представленный в отечественной психологии работами Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Б. С. Братуся, Ф. Е. Василюка, В. А. Иванникова и др.; а также базирующаяся на работах В. Ф. Петренко психосемантическая трактовка личностного саморазвития человека как его специфической деятельности по созданию нового в своем сознании, отношениях, переживаниях и поведении при помощи социальных по своей природе психологических средств.
Для формирования волевой личности исключительное значение имеет усвоение ценностей, превращение их в мотивы поведения, в том числе и волевого. Ф. Е. Василюк указывает на то, что на уровне личности воля обнаруживает себя прежде всего силой мотива. В мотивах «фиксируется вся жизненная энергия личности, которая делает возможной волевое удержание и реализацию жизненного замысла» [4]. Для волевого человека перестает быть актуальной проблема борьбы мотивов, потому что система ценностей уже определяет наиболее значимое для субъекта направление его жизнедеятельности. Это происходит благодаря тому, что в свете ценности становится хорошо видна подлинная направленность того или иного намерения, легко определяется его «цена», и властью ценности может быть отказано неподходящему намерению [5]. Сказанное определяет значимость вопросов о трансляции социальных ценностей и об их интеграции в
жизненный мир человека. Жесткий и тотальный внешний контроль со стороны взрослых на ранних этапах онтогенеза формирует либо ригидную личность, которая четко следует «самоприказам», либо, как результат внутреннего протеста и сопротивления, личность совершенно безвольную. Напротив, привитие ценностей на фоне разумного контроля и предоставление возможности их самостоятельного выбора пробуждают ответственность за себя и собственную жизнь, формируют интрогенное волевое поведение.
Особую роль в формировании волевых качеств личности играют жизненные принципы. С точки зрения И. Канта, принципы составляют стержень человеческого характера [6]. Кант связывал характер человека с волей и определял его как образ мыслей и следование принципам: «Иметь характер - значит обладать тем свойством воли, благодаря которому субъект делает для себя обязательными определенные практические принципы, которые он собственным разумом предписывает себе как нечто неизменное. Хотя эти принципы иногда бывают ложными и ошибочными, все же формальное в воле вообще, а именно [правило] поступать согласно твердым принципам (а не бросаться туда и сюда подобно туче комаров), заключает в себе нечто ценное и достойное удивления, потому оно и бывает редко. Здесь главное не то, что делает из человека природа, а то, что он сам делает из себя» [7].
Жизненные принципы рассматриваются нами как средство саморазвития человека [8]. Психологическим субстратом их выступают развернутые речевые высказывания. О решающем значении речи в построении личности писал Л. С. Выготский. Опираясь на идею П. Жане о метаморфозе языка в волю, он показал, что слово, выполнявшее первоначально функцию команды по отношению к другим, затем применяется как команда по отношению к себе и, тем самым, позволяет овладеть собственным поведением. Именно воля как «речевое командование» по отношению к себе лежит в основе построения личности.
Студенческий возраст является исключительно значимым этапом становления личности. В задачи юношеского возраста входит осознание своей жизни как «дела», планирование жизнен-
ного пути, активное рефлексирование над философией своей жизни. Сформулированные в сен-зитивные юношеские годы руководящие жизненные принципы часто сохраняются на всю жизнь.
Организация и методы исследования
Эмпирическое исследование проводилось в сентябре-октябре 2007 г. (данное исследование выполнено как часть выпускной квалификационной работы В. М. Шкурихиной). Участниками исследования стали студенты 1-У курсов ВятГГУ (факультеты: исторический, физико-математический, психологии, информатики) и ВГУ (строительный факультет). Всего 102 респондента в возрасте от 17 до 22 лет. Все респонденты -мужского пола.
Исследование проводилось в групповой форме. Студенты приглашались к участию в исследовании ценностных ориентаций (о том, что изучаются волевые качества личности в их взаимосвязи с жизненными принципами, не сообщалось, чтобы устранить внушение).
В соответствии с инструкцией участники исследования вначале заполняли ретроспективную анкету установок (автор - Н. А. Низовских [8]), а затем им предлагался опросник волевых качеств личности (автор - М. В. Чумаков [9]). Это позволило избежать влияния опросника волевых качеств на формулировки жизненных принципов респондентов.
В ретроспективной анкете установок опрашиваемым предлагается записать правила (принципы) своей жизни, указать приблизительно возраст, в котором было сформулировано каждое правило, источник его получения, оценить в баллах следование данному правилу в реальной жизни.
Инструкция: «Каждый человек в своей жизни руководствуется определёнными правилами. Эти "правила жизни" (жизненные принципы, установки) приходят к нам разными путями. Одни установки дают родители, близкие люди, учителя. Например, в детстве ребёнку говорят: "Будь умницей!" или "Не бери чужое". Другие установки мы извлекаем из книг, телепередач, песен, стихов, или формулируем сами, опираясь на жизненный опыт. Например, "Не позволяй душе лениться..." или "Всегда стремись к самой высшей
РЕТРОСПЕКТИВНАЯ АНКЕТА УСТАНОВОК
№ Возраст Источник Установки (жизненные принципы, правила) Следование правилу в реальной жизни (в баллах от 0 до 10) Примечания
1
2
15
из доступных тебе целей!". У каждого человека свой набор таких жизненных правил, установок. Сейчас Вам предстоит вспомнить и записать в анкете свои правила жизни. Всего приблизительно 15. В графе "№" отмечен порядковый номер установки. В графе "возраст" укажите свой возраст, в котором Вы получили эту установку. Хронологию при этом можно не соблюдать. В графе "источник" отметьте, кто дал Вам такую установку или откуда Вы её извлекли. В графе "установка" записываются "правила (принципы) жизни". Оцените по десятибалльной системе (в графе "следование"), насколько Вам удаётся следовать данной установке в реальной жизни (0 -никогда, 10 - практически всегда). В графе "примечание" можно что-то пояснить. Особенно желательны пояснения для многозначных выражений типа "Хочешь жить - умей вертеться!". Хорошо, если Вы поясните, о чём идёт речь (о деле, об отношениях с другими людьми и т. д.), раскройте смысл данного принципа. Это поможет при обработке и интерпретации анкет. В заключение подчеркните три самые значимые для Вас установки. Благодарим вас! Надеемся, Вам интересно будет работать с анкетой!»
«Опросник диагностики волевых качеств личности (ВКЛ)» М. В. Чумакова направлен на общую оценку степени развитости волевой регуляции, обеспечивающей сознательное, намеренное, осуществляемое на основе собственного решения поведение. Респондентам предъявляются утверждения типа «Я могу быстро сосредоточиться, если нужно», «Я хорошо знаю, чего хочу», «Меня не пугают отдаленные цели», «Я - мягкий человек» и др. (всего 78 суждений). При этом предлагаются четыре варианта ответов: «невер-
но», «скорее неверно», «скорее верно», «верно». Обработка полученных данных позволяет охарактеризовать основные компоненты волевой регуляции поведения личности по следующим девяти шкалам опросника: ответственность, инициативность, решительность, самостоятельность, выдержка, настойчивость, энергичность, внимательность, целеустремленность. Обработка результатов данной методики позволяет определить и уровень развития каждого из девяти волевых качеств у респондентов, и подсчитать итоговый балл.
Результаты
В 2007 г. было собрано 102 ретроспективные анкеты, содержащие в общей сложности 685 жизненных принципов респондентов. При классификации ценностных суждений (принципов) выделились разделы, отражающие отношение респондентов к себе, к другим людям, труду и учению, другим сторонам жизни, внутри которых в результате дальнейшей классификации было сформировано 34 обобщающих конструкта. В 2004 г. в тех же образовательных учреждениях и на тех же факультетах проводилось аналогичное исследование с применением ретроспективной анкеты установок (тогда в 102 анкетах содержалось 793 жизненных принципа студентов-юношей). Заслуживает внимания сравнение распределения жизненных принципов в разделе «Отношение к себе», поскольку именно данный раздел содержит суждения, отражающие ценность волевого поведения.
Как видно из табл. 1, структурно и даже в количественном отношении жизненные принципы респондентов, отражающие их отношение к себе, в двух исследованиях вполне сопоставимы.
Таблица 1
Распределение жизненных принципов в разделе «Отношение к себе» (в иерархии 2007 г.)
Кол-во принципов (%)
Раздел и обобщающие конструкты по годам исследований
2004 2007
Отношение к себе 296 (37,3) 285 (41,6)
ВТ. Ч.! 1. Здоровый образ жизни, безопасность жизни 135 (17) 125 (18,2)
2. Активность, целеустремленность 32 (4,0) 29 (4,2)
3. Долг, ответственность, дисциплинированность 19 (2,4) 28 (4,1)
4. Самостоятельность 22 (2,8) 20 (2,9)
5. Сила, независимость 17 (2,1) 19 (2,8)
6. Самообладание 13 (1,7) 19 (2,8)
7. Самопознание, саморазвитие 7 (0,9) 14 (2,0)
8. Отношение ко времени 11(1,4) Ю (1,5)
9. Самоидентичность, ценность себя 15 (1,9) 7 (1,0)
10. Скромность, хорошесть 9(1,1) 6 (0,9)
11. Аккуратность 12(1,5) 3 (0,4)
12. Мужественность 3 (0,4) 3 (0,4)
13. Целомудрие 1 (0,1) 2 (0,3)
Таблица 2
Иерархия средних значений по шкалам опросника волевых качеств (по выборке в целом)
№ Волевое качество Стены № Волевое качество Стены
1 Выдержка 6,13 6 Целеустремленность 5,49
2 Самостоятельность 5,97 7 Внимательность 5,45
3 Решительность 5,95 8 Ответственность 5,36
4 Инициативность 5,73 9 Энергичность 5,23
5 Настойчивость 5,62 Итоговый балл 5,66
Поскольку в исследованиях 2004 и 2007 гг. участвовали студенты одних и тех же факультетов, но не те же самые студенты (!), можно говорить о некоторых закономерностях в функционировании феномена жизненных принципов.
Цель настоящего исследования, как было отмечено выше, - выявление наличия и характера взаимосвязи жизненных принципов и волевых качеств личности. Применение опросника диагностики волевых качеств личности (ВКЛ) М. В. Чумакова позволило оценить общую степень развитости волевых качеств наших респондентов (табл. 2).
Наиболее выраженными являются такие волевые качества студентов, как выдержка, самостоятельность и решительность. Как отмечает автор теста, высокий балл по шкале «выдержка» характерен для людей, умеющих контролировать свои эмоции, терпеливо переносить нагрузки, справляться с монотонной деятельностью. В некоторых случаях выраженность этого качества может приводить к тому, что человек справляется с обстоятельствами, которые, возможно, целесообразнее было бы изменить. В меньшей степени у участников исследования выражены ответственность и энергичность.
Выявление взаимосвязи жизненных принципов и волевых качеств респондентов осуществлялось с помощью рангового коэффициента корреляции Спирмена. В ретроспективных анкетах были вычленены жизненные принципы, отражающие ценность волевого поведения. Формулировки жизненных принципов респондентов с этой целью сопоставлялись с суждениями, составляющими шкалы опросника волевых качеств личности. Например, если жизненным принципом респондента являлось «Быть целеустремленным» (или «Всегда добиваться своих целей», «Иметь цель в жизни» и т. п.), то в матрицу для корреляционного анализа в столбец «Принцип целеустремленности» заносился балл следования респондента данному принципу в жизни (по его соб-
ственной оценке, предусмотренной ретроспективной анкетой установок). И так в отношении всех девяти типов жизненных принципов, связанных с ценностями волевой регуляции поведения.
В результате корреляционного анализа установлена умеренная положительная связь ценности целеустремленности, представленной в жизненных принципах респондентов, и целеустремленности как волевого качества, диагностированного при помощи опросника (г = 0,316; р < 0,05). Целеустремленность, представленная в жизненных принципах участников исследования, коррелирует также с такими волевыми качествами, выявленными при помощи опросника, как решительность (г = 0,247; р < 0,01), энергичность (г = 0,197; р < 0,01), внимательность (г = 0,260; р < 0,05). Выявлена взаимосвязь между выдержкой как ценностью, представленной в жизненных принципах респондентов, и их самостоятельностью как волевым качеством, выявленным при помощи опросника (г = 0,220; р < 0,01). Полученные результаты подтвердили выдвинутую гипотезу и нуждаются в осмыслении и интерпретации.
Примечания
1. Чумаков, М. В. Опросник диагностики волевых качеств личности (ВКЛ) [Текст]: руководство / М. В. Чумаков; НПЦ «Психодиагностика». Ярославль, 2004. С. 4.
2. Гетте-Борисова, И. В. Психологические условия развития волевых качеств личности у студентов вуза [Текст] : автореф. дис. ... канд. психол. наук / И. В. Гетте-Борисова. Сочи, 2005. С. 3.
3. Там же.
4. Василюк, Ф. Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций [Текст] / Ф. Е. Василюк. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. С. 125.
5. Там же.
6. Кант, И. Антропология с прагматической точки зрения [Текст] / И. Кант. СПб.: Наука, 1999. С. 250.
7. Там же. С. 385.
8. Низовских, Н. А. Человек как автор жизни: психосемантика жизненных ориентаций [Текст] / Н. А. Низовских. Киров: Изд-во ВятГПУ, 2000.
9. Чумаков, М. В. Указ. соч.