Научная статья на тему 'Независимая профессиональная оценка в свете Болонской декларации'

Независимая профессиональная оценка в свете Болонской декларации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Независимая профессиональная оценка в свете Болонской декларации»

ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ

j

Ю. АВРААМОВ, профессор, президент

Н. КАЛАШНИКОВ, профессор Е. КРЫЛОВА, аспирант Н. ХОХЛОВ, профессор Московский государственный индустриальный университет

Независимая общественно-профессиональная оценка качества

в свете Болонской декларации

В совместном заявлении европейскихми-нистров образования, подписанном в Болонье, отмечается, что европейские высшие учебные заведения, следуя фундаментальным принципам, сформулированным в университетской хартии «Magna Charta Universitatum» (Болонья, 1988), принимают обязательства содействовать европейскому сотрудничеству в обеспечении качества образования с целью разработки сопоставимых критериев и методологий: «Мы обязуемся достичь этих целей, используя путь межправительственного сотрудничества вместе с неправительственными европейскими организациями, компетентными в высшем образовании».

В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006— 2010 гг., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 03.09.2005 г. (№1340-р), отмечается необходимость приведения содержания образования, технологий и методов оценки качества образования в соответствие с требованиями современного общества.

Современная российская система образования характеризуется фактическим отсутствием ответственности вузов за конечные результаты образовательной деятельности. Не развиты в достаточной степени независимые формы и механизмы участия граждан, работодателей, профессиональных сообществ в решении вопросов образовательной политики, в том числе в процессах независимой общественной оценки качества образования.

Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. в действующей редакции от 07.07.2003 г. определяет, что «образовательные учреждения могут получать общественную аккредитацию в различных российских, иностранных и международных общественных образовательных, научных и промышленных структурах» (ст. 25). Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в действующей редакции от 07.07.2003 г. поясняет, что «...общественной аккредитацией является признание уровня деятельности высшего учебного заведения, отвечающего критериям и требованиям соответствующих общественных образовательных, профессиональных, научных и промышленных организаций» (ст. 8).

По статистике, более половинывыпуск-ников высших учебных заведений не работают по избранной специальности, тогда как для прогрессивного развития любого государства необходимы высокообразованные специалисты.

Кто должен отвечать перед гражданином и обществом за конкурентоспособность, качество образования и квалификации, полученные в том или ином вузе по той или иной профессионально-образовательной программе? Кто может выступить га-рантомвысокого уровня подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов в конкретном вузе перед учащимся и работодателем?

Федеральные органы управления образованием в лице Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, осуществляя в соответствии с действующим законодательством контроль за деятельностью образовательных учреждений через лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию, выносят решение о соответствии или несоответствии содержания предлагаемых профессиональных образовательных программ и уровня подготовки выпускников требованиям государственных стандартов. Выполняя эту важную функцию, федеральные органы управления образованием выступают гарантами соответствия уровня предоставляемых вузами образовательных услуг минимально допустимому уровню профессионального образования.

Гарантировать же повышенный, элитарный уровень той или иной образовательной программы конкретного вуза способна только общественно-профессиональная аккредитация, представляющая собой признание обществом значительных достижений вуза в подготовке специалистов и проведении научных исследований. Такая оценка должна осуществляться независимыми аккредитационными структурами - аккредитационными независимыми центрами (АНЦ), которые создаются различными сообществами.

Исполнительные структуры независимой общественно-профессиональной аккредитации (НОПА) осуществляют исключительно специализированную аккредитацию, которая оценивает образовательные программы, специальности подготовки в соответствии с Перечнем направлений и специальностей.

Особое место в деятельности таких ак-кредитационных структур должны занять образовательные программы, реализуемые образовательными учреждениями в сфере переподготовки и повышения квалификации специалистов. Особенностью таких программ является их гибкость, оперативная реакция на новейшие достижения на-

уки и практики, что фактически делает невозможным формирование для них жестких стандартов и, как следствие, исключает эти учреждения из процесса государственной аккредитации. В этих случаях обще-ственнно-профессиональная аккредитация должна не только оценить уровень предоставляемых образовательных услуг, но и соответствие программ заявленным целям.

Таким образом, для общественно-профессиональной аккредитации, на взгляд авторов, существует вполне автономное поле деятельности, работа в котором гармонично дополняет оценочно-контролирующие функции федеральных органов управления образованием.

К аккредитации принимаются:

• профессиональные образовательные программы высшего и послевузовского образования (в т.ч. переподготовки специалистов с целью достижения нового уровня образования). НОПА проводит аккредитацию программ подготовки бакалавров, магистров и специалистов;

• образовательные программы дополнительного профессионального образования, включая курсы повышения квалификации, персональную переподготовку и т.п.

Оценке подлежат:

■ цели и назначение программы;

■ содержание профессиональной образовательной программы, в том числе учебный план, программы учебных дисциплин;

■ научное обеспечение реализации программы;

■ условия реализации профессиональной образовательной программы, в том числе кадровое и учебно-методическое обеспечение, информационная база образовательного процесса, материально-техническое оснащение;

■ уровень и качество подготовки выпускников образовательных учреждений и лиц, окончивших образовательную программу и прошедших предусмотренную этой программой итоговую аттестацию; востребованность выпускников вуза по рассматриваемой программе;

■ характер распределения выпускников вуза, соответствие работы выпускников профилю специальности;

■ карьерный и профессиональный рост выпускников за первое пятилетие после выпуска;

■ вклад выпускников в развитие науки и производства за первое десятилетие после выпуска;

■ качество обратной связи выпускников с выпускающей кафедрой и вузом в целом.

Для координации различных АНЦ и их взаимодействия с профессиональными управлениями Министерства образования и науки РФ, для интеграции российской системы аккредитации высшей школы в мировую систему аккредитации, обеспечения более эффективных международных контактов в этой области, в том числе посредством заключения договоров о взаимном признании национальных систем общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ и специальностей вузов, в 2005 г. был создан Координационный совет по общественно-профессиональной независимой аккредитации (КС НОПА). Его учредителями выступили: Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП); Международный союз научных и инженерных обществ (СНИО); Международная академия менеджмента (МАМ); Международная академия наук высшей школы (МАН ВШ); Ассоциация инженерного образования России (АИОР); Ассоциация технических университетов России (АТУ); Ассоциация инженерных вузов (АТВ).

КС НОПА ставит перед собой следующие задачи:

• сформировать национальную систему независимой общественно-профессиональной аккредитации;

• создать разные АНЦ НОПА по различным направлениям деятельности (в сфере медицинского, педагогического, экономического и иного образования);

• создать филиалы аккредитационных независимых центров в федеральных округах и регионах;

• установить контакты с зарубежными структурами НОПА;

• разработать механизм взаимодействия КС НОПА с Федеральной службой надзора в сфере образования и науки в части согласования: критериев аккредитации; методики проведения аккредитационной экспертизы; взаимного обмена информацией о базе данных экспертов; времени и места проведения конференций, симпозиумов и семинаров по актуальным проблемам оценки качества образования.

Учитывая, что российская система независимой общественно-профессиональной аккредитации специальностей вузов (по аккредитации программ ВПО в области техники и технологии) базируется на критериях и процедурах аккредитации, согласованных с АВЕТ (Accreditation Board for Engineering and Technology), ECA (European Consortium for Accreditation) и другими международными независимыми структурами аккредитации, было бы целесообразно, чтобы КС НОПА и Федеральная служба подписали меморандум с целью:

■ содействия международным контактам для заключения договоров о взаимном признании систем общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ и специальностей вузов России и других стран мира;

■ признания положительных результатов общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ и специальностей, проведенной ак-кредитационными независимыми центрами в ходе государственной аккредитации вузов России ФС по надзору в сфере образования и науки;.

■ содействия в заключении межправительственных соглашений о взаимном признании дипломов высшего образования, выданных по специальностям (направлениям), получившим статус общественно-профессиональной аккредитации.

Процесс общественно-профессиональной аккредитации осуществляется независимыми центрами по направлениям подготовки специалистов. Качество подготовки специалистов оценивается профессиональными сообществами совместно с потребителями - только так можно обеспечить непрерывный прогресс в подготовке специалистов данного направления.

К примеру, в 2005 г. для аккредитации образовательных программ экономического профиля был создан АНЦ экономических специальностей, учредителями которого выступили Международная академия менеджмента (акад. С.А. Ситарян); Российский союз экономистов (проф. Г.Х. Попов); Вольное экономическое общество (проф. Г.Х. Попов); Ассоциация негосударственных вузов (проф. В.А. Зернов); Координационный совет по независимой общественно-профессиональной аккредитации (акад. В.Е. Шукшунов.).

Таким образом, общественно-профессиональная аккредитация - это не антагонист государственной аккредитации, а ее дополнение. В совокупности эти типы аккредитации позволят создать прогрессирующую систему повышения качества подготовки специалистов.

Проведение независимой общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ предусматривает следующую последовательность действий вуза и АНЦ.

1. Вуз подает заявку на проведение аккредитации образовательной программы на имя директора АНЦ. В заявке указывается название образовательной программы и направление, по которому предполагается аккредитация. Если вуз планирует аккредитацию нескольких программ, то для каждой программы указывается направление.

2. Директор принимает решение о начале процедуры и заключает с вузом соответствующий договор.

3. АНЦ направляет вузу материалы для проведения самообследования.

4. Вуз проводит самообследование в соответствии с требованиями АНЦ и направляет отчет в АНЦ.

5. АНЦ создает группу экспертов по проведению общественно-профессиональной аккредитации образовательной программы данного вуза в составе: руководитель, эксперты по направлениям образовательных программ, представители промышленности, науки и деловых кругов.

6. После изучения материалов самообследования вуза АНЦ принимает решение о проведении выездной экспертизы (при отрицательном решении выездная экспертиза не проводится). Визит группы экспертов в вуз длится не более трех дней. Экспертная группа готовит проект заключения об общественно-профессиональной аккредитации. По результатам визита экспертная группа на основании всестороннего анализа готовит отчет, который состоит из:

• итогового отчета, включающего мнения членов группы, если они отличаются от общего заключения;

• развернутого заключения о соответствии или несоответствии аккредитуемых программ критериям аккредитации.

Отчет направляется в аккредитацион-ную комиссию соответствующего направления и в вуз.

7. После получения отчета вуз может направить в аккредитационную комиссию замечания по отчету.

8. Аккредитационная комиссия изучает отчет экспертной группы и ответ вуза и готовит решение об аккредитации образовательных программ вуза. Аккредитацион-ный совет, изучив представленные материалы, принимает решение об аккредитации (в случае отрицательного решения вузу направляются рекомендации по исправлению недостатков и повышению качества профессиональной подготовки выпускников). Правление АНЦ утверждает решение Ак-кредитационного совета.

9. Сертификат об общественно-профессиональной аккредитации образовательной

Таблица

Принципы проведения общественно-профессиональной аккредитации специальности

Принцип Сущность принципа

Прогрессивности Предполагает ориентацию аккредитационных критериев и требований на передовые достижения отечественной и мировой практики в области образования

Целесообразности Общественно-профессиональная аккредитация осуществляется ради достижения высокого качества образования в образовательном учреждении

Открытости Все показатели, критерии и процедуры общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ должны быть заранее известны образовательным учреждениям

Вариативности Образовательное учреждение может самостоятельно выбирать ак-кредитационное агентство или центр, занимающийся общественно-профессиональной аккредитацией образовательных программ по любому направлению или специальности

Объективности В процессе осуществления аккредитации образовательных программ необходимо опираться на данные и показатели, которые обеспечат максимальную объективность получаемых выводов и заключений

Позитивного стимулирования Устанавливаемые показатели и критерии деятельности должны быть привлекательными для образовательных учреждений. Достижение высокой результативности по этим показателям должно усиливать образовательное учреждение, повышать его реальную привлекательность и ценность для работодателей и абитуриентов

Добровольности Образовательное учреждение добровольно принимает решение о проведении общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ

Конструктивности Процедура общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ должна носить консультативно-оценочный характер

Компетентности Процедура общественно-профессиональной аккредитации должна осуществляться с использованием современных научно обоснованных методов и с привлечением обученных и сертифицированных экспертов

Этичности Общественно-профессиональная аккредитация и ее результаты не могут быть использованы как средства административного, политического или иного давления на образовательное учреждение

Конфиденциальности Отрицательные результаты аккредитации специальности не публикуются, не доводятся до сведения общественности

программы, подписанный президентом, направляется в вуз.

10. Список аккредитованных программ заносится в Регистр, публикуется в сред-

ствах массовой информации и на сайтах АНЦ и КС НОПА (www.ccippa.ru). Данные об аккредитованных программах сообщаются в Федеральную службу по надзору в

сфере образования и науки Российской Федерации.

Независимая общественно-профессиональная аккредитация проводится с точки зрения интересов общества, выявления особенностей и сильных сторон образовательной программы (специальности), чтобы продемонстрировать общественности, чем отличаются выпускники данной специальности вуза от аналогичных специалистов, окончивших другие вузы.

Общественно-профессиональная аккредитация образовательных программ не повторяет государственную аттестацию, а конкретизирует положение дел с образовательными программами и дополняет ее в следующих направлениях:

- взаимодействие вузов с работодателями и рынком труда;

- тенденции развития вузов;

- влияние образовательных технологий на содержание и качество учебных программ;

- создание эффективной системыменедж-мента качества образования и совершенствование ее работы;

- оценка и совершенствование организационной структуры вуза;

- влияние научных исследований в вузе на подготовку специалиста;

- влияние общественности на качество образования;

- расширение числа показателей и параметров оценивания деятельности образовательного учреждения и ее результатов;

- учет социальных интересов и потребностей, требований к выпускникам со стороны работодателей, рынка труда при построении образовательных программ;

- выбор образовательного учреждения для обучения;

- обеспечение открытости в деятельности образовательных учреждений;

- поиск новых потребителей и заказчиков;

- обобщение, анализ и распространение передового опыта обучения.

Важным в процедуре общественно-профессиональной аккредитации образова-

тельных программ являются принципы ее проведения (табл..). Они должны обеспечивать четкую организацию, профессионализм и этичность процедуры.

Принципиальные отличия целей общественно-профессиональной аккредитации (установление значительных достижений образовательного учреждения) от целей государственной аккредитации (установление соответствия минимальным требованиям государственных образовательных стандартов) требуют особого подхода к формированию критериев и требований, предъявляемых при проведении общественно-профессиональной аккредитаци-онной экспертизы. Часть критериальных показателей совпадает, но допустимый для аккредитации уровень различается.

К общественно-профессиональной аккредитации образовательной программы (специальности) допускаются только те вузы, которые, во-первых, имеют государственную аккредитацию и, во-вторых, имеют все критериальные показатели по данной специальности выше минимальных показателей государственной аккредитации.

Но этого недостаточно. Необходимо, чтобы выполнялись дополнительно следующие требования:

■ по аккредитуемой образовательной программе должно состояться не менее пяти выпусков специалистов;

■ соответствие критериальным показателям по взаимодействию вузов с работодателями и рынком труда, среди которых учитываются востребованность специалистов, заказ на подготовку специалистов от работодателей, продвижение выпускников по служебной лестнице, связь выпускников с вузом с целью корректировки подготовки;

■ наличие эффективной системы управления качеством образования;

■ эффективность и влияние научных исследований в вузе на подготовку специалиста. Участие студентов в разработке фундаментальных проблем науки. Интеграция

образования, науки и инновационной деятельности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ оценка качества подготовки выпускников вуза по данной специальности со стороны работодателей;

■ наличие докторантуры и диссертационных советов по аккредитуемой специальности высшего профессионального образования;

■ учет социальных и общественных интересов и потребностей, требований к выпускникам со стороны работодателей, рынка труда при построении образовательных программ;

■ динамический характер показателей аккредитуемой образовательной программы (Что было во время предыдущей аккредитации или 5 лет назад? Что имеется в настоящий момент? Что будет через пять лет?).

Только при положительной оценке всех требований можно рассчитывать на полу-

чение общественно-профессиональной аккредитации.

Часто задают вопрос: а для чего это нужно вузу? Ответ очевиден. Никто не будет возражать, что имидж вуза, выпускающего специалистов по данной специальности, дорогого стоит. Это приобщает вуз к элитным университетам, обеспечивающим подготовку специалистов на самом высоком уровне. Это информация для работодателей (заказ на подготовку специалистов), сигнал родителям и молодым людям (в данном вузе можно получить подготовку, отвечающую самым высоким требованиям), инвесторам, заинтересованным в реализации инновационных проектов в подготовке специалистов и т.д. Кроме того, вхождение российской системы общественно-профессиональной аккредитации в европейскую систему позволит решить вопрос нострификации дипломов и будет способствовать повышению мобильности студентов.

М. ДРУЖИНИНА, доцент Поморский государственный университет им. М.В. Ломоносова

Важнейшей составляющей высшего про-ессионального образования современных специалистов в университетах России и за рубежом является языковое образование. Его показатели многообразны: функциональное владение иностранными языками, умение общаться в условиях многообразия языков, культур и профессий, способность представлять свою национальную и региональную культуру, отстаивать свои профессиональные интересы на международном уровне, проявлять социальную и профессиональную мобильность.

Вместе с тем оно подвержено изменениям под влиянием новых социокультурных, общественно-политических и экономических условий мирового, европейского, государственного, регионального и университетского уровней. Укажем некоторые

Языковая образовательная политика университета

из явлений, определяющих подобную динамику.

Прежде всего, вся система высшего профессионального образования находится в процессе непрекращающейся трансформации. Университеты преобразуются в крупные научные, образовательные, культурные и инновационные комплексы, играющие многофункциональную роль в регионе, стране и оказывающие влияние на развитие различных сфер общества. Этот процесс требует радикальной перестройки всей работы университета и его структур [1]. Болонский процесс и создаваемая в соответствии с Болонской декларацией зона европейского высшего образования предполагают системные изменения в подготовке конкурентоспособных специалистов [2]. Образовательное пространство всех уров-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.