АККРЕДИТАЦИЯ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ Н.М. Тюкавкин, д-р экон. наук, доцент
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева (Россия, г. Самара)
Аннотация. Реформа высшего образования, наличие большого количества негосударственных вузов обозначили новую проблему в предоставлении образовательных услуг, а именно - проблему качества получаемых знаний и компетенций студентами. Решение данного вопроса на уровне государства осуществляется за счет проведения аккредитации вузов. Именно она гарантирует обеспечение качества образования и, прежде всего, со стороны государства.
Ключевые слова: реформа, высшее образование, негосударственные вузы, образовательные услуги, качество образования, компетенции, аккредитация вузы.
Государство в сфере повышения качества образования проводит работу в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 года: организованы государственные институты качества образования с правами министерства; создан Рособрнадзор с подчиненными ему государственными структурами, которые обеспечивают сопровождение процедур государственной аккредитации [1]. Данные структуры являются членами Международных Ассоциаций агентств гарантии качества образования. Большая роль в реализации данных вопросов принадлежит ФБГУ «Национальное аккредитационное агентство в сфере образования», которое использует весь накопленный международный опыт в обеспечении качества образования в России. Но, несмотря на проведение государственных мероприятий, добиться значительных результатов повышения качества российской системы образования не удалось. Препятствиями этому являются системные просчеты и неадекватная оценка уровня образования, избыточность предоставляемой информации и необходимых нормативов, незнание обстановки и изменение тенденций спроса на специальности рынка труда.
Основные положения, касающиеся государственной аккредитации вузов, выражаются в следующем:
1. Конкретно и четко определена цель государственной аккредитации.
2. Аккредитация ООП проводится при обязательном наличии студентов, обучающихся по ним.
3. Законодательно закреплено за вузом проведение самообследования.
4. Точно и четко сформулированы основания отрицательного решения для государственной аккредитации.
5. Определено положение о принятии положительного решения о государственной аккредитации.
6. Установлена программная аккредитация, в отличие от ранее существовавшей институциональной.
7. Повышена роль экспертов в проведении процедуры государственной аккредитации.
8. Определены требования к профессиональным качествам экспертов.
9. Сформирован и постоянно уточняется реестр экспертов.
10. Установлен размер оплаты государственной пошлины за выдачу свидетельства или приложения государственной аккредитации.
11. В данном законе впервые определена возможность учета мнений и результатов независимых экспертных оценок в сфере образовательных услуг.
Российская система оценки качества образовательных услуг строится на экспертных исследованиях [2]. Сама концепция системы проведения оценки изложена в «Федеральной целевой программе разви-
тия образования на 2011-2015 годы» и включает в себя два основных положения:
- первое: система проведения оценки качества осуществляется как государственное мероприятие, причем государство выступает в нем главным организатором экспертизы;
- второе: государство должно создавать условия для формирования и развития независимой (негосударственной) экспертизы.
В данном случае можно говорить о независимости и объективности принимаемых решений аттестованными экспертами с использованием стандартизированного государственного инструментария оценки. Здесь также необходимо отметить, что в современных условиях стандартизации, профессионализации и фундаментализа-ции всей системы высшего образования, а также качественной модернизации его организации, повысились и требования содержанию и технологиям образовательного процесса, что объективно вызывает повышение требований к его качеству. А это, в свою очередь, должно вызывать и коррекцию основных положений лицензионной и аккредитационной деятельности в Российской Федерации. В данном случае, совершенствование лицензионных и ак-кредитационных требований к оценке качества образования не в полном объеме отражает сложившуюся ситуацию, мало того, в ней видна комплексная незавершенность и недоработанность как в теории, так и на практике.
В настоящее время направления развития высшего образования ориентированы на качество подготовки студентов. Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, приоритетным направлениями в сфере образования являются востребованность образовательных услуг и формирование механизмов оценки качества данных услуг. А решение указанных задач возможно только путем формирования и совершенствования системы проведения негосударственной аккредитации образовательных учреждений и программ, согласно аккредитационным документам,
в частности, письму Рособрнадзора № 02253 «О проведении мониторинга готовности образовательных организаций к началу 2016/17 учебного года» от 08.06.2016 года [3].
Актуальность формирования и развития общественной аккредитации вузов в России обусловлена наличием следующих факторов:
- более полным соответствием основных направлений развития системы образования государственной политике в сфере образования;
- необходимостью наличия объективной оценки качества предоставляемых образовательных услуг;
- проблемой «равенства» и сопоставимости дипломов о высшем образовании всех вузов и на всей территории России.
Социально-педагогическая значимость общественной аккредитации вузов заключается в законодательно-обусловленной необходимости гарантированного уровня высшего профессионального образования.
До начала XXI века практика осуществления независимой внешней экспертизы профессионального образования в РФ отсутствовала. После подписания Болонской декларации, Россия взяла на себя обязательства по преобразованию системы национального образования, в том числе и по созданию новых специализированных структур по оценке качества образования и осуществлению государственной и независимой от государства аккредитации всех образовательных учреждений.
Целью общественной аккредитации является принятие решения на основе анализа результатов внешней оценки учебных заведений, проведенной заинтересованными структурами в соответствии с государственными стандартами.
Основными задачами общественной аккредитации должны стать:
- оценка качества подготовки студентов с точки зрения работодателей для выполнения профессиональной деятельности;
- получение обществом и рынком труда гарантий компетентности выпускников для выполнения профессиональных заданий;
- предоставление всем потребителям образовательных услуг полной и прозрачной информации о качестве образования.
Объектами общественной аккредитации являются организация образовательного процесса, процедуры аттестации, программы экспериментальной и инновационной деятельности вузов и др. Основные принципы общественной аккредитации соответствуют государственной, а именно: добровольность участия, законность проведения, открытость, полнота и прозрачность информации, гарантия качества проведения процедур аккредитации и т. д.
По форме проведения и проверяемым документам общественная аккредитация мало чем отличается от государственной. Главным отличием между ними должен стать подход к оценке полученных результатов. Эксперты, проводящие общественную «проверку», будут акцентировать внимание на соответствие учебного процесса практическим требованиям будущих работодателей. В соответствии с этим, в число критериев общественной аккредитации внесена эффективность участия вуза в оказании бесплатной юридической помощи населению.
В настоящее время государственный контроль в форме директивных указаний уступает место государственно-общественным, а также негосударственным формам взаимодействия федеральных и региональных органов управления, структур по оценке качества образования, саморегулируемых организаций, ассоциаций и союзов через процедуры лицензирования, аттестации, государственной и негосударственной аккредитации. Результатом проведения аккредитации является организация открытых, нормативно-правовых отношений всех субъектов сферы образования [4].
В работе автор выделяет этапы развития аккредитационного процесса образовательных учреждений:
1. Первый этап: 1991-2009 годы, этап подготовки и становления системы комплексной аккредитации в РФ.
2. Второй этап: 2009-2011 годы, этап формирования и развития системы аккредитации.
3. Третий этап: с 2011 года по настоящее время, этап возникновения и развития негосударственной системы аккредитации в РФ.
Современный этап характеризуется комплексной государственной и общественной (негосударственной) аккредитаци-онной оценкой вузов.
Все формы общественной аккредитации в зарубежных странах включают максимально полный и обязательный учет работодателей, а кроме того, их включение в надзорные организации для разработки профессиональных стандартов и независимой оценки качества подготовки студентов. Кроме непосредственных работодателей в России принято решение привлекать для контроля качества образовательного процесса в вузах объединения работодателей, саморегулируемые и общественные организации, профессиональные сообщества. Они являются системными потребителями образовательных услуг и могут объективно оценить качество подготовки и востребованность рынком выпускников.
Проведение общественной аккредитации включает внешнюю и внутреннюю экспертизы оценки качества образования и уровня обеспеченности гарантий качества образования. Внешняя оценка должна быть независимой, так как она не может представлять интересы только одного участника рынка образовательных услуг, а должна представлять интересы всех участников данного рынка. Такая независимость выражается тем, что организации, проводящие аккредитацию, несут полную автономную ответственность за свою работу и предоставляют независимые рекомендации экспертов. Но такая оценка должна учитывать интересы государства, поскольку оно определяет стратегию развития высшего профессионального образования. Кроме этого, методология проведения независимой оценки должна учитывать и государственные стандарты образовательной деятельности.
Но в настоящее время работодателей интересуют не все критерии оценки качества образовательных услуг, а только те, которые влияют на готовность (компетентность) выпускников к осуществлению профессиональной деятельности. Данные требования и обосновывают технологию общественной аккредитации высшего профессионального образования, которая базируется на трех подсистемах [6]:
- информационной - информационно-методические инструменты сбора и обработки информации по заданной системе критериев и показателей;
- экспертной - анализ и оценка информации о качестве образовательных услуг;
- правовой - разработка и правовая регламентация деятельности организаций аккредитации.
На современном этапе становления общественной аккредитации к ее наиболее значимым задачам относятся: доработка регламентирующих деятельность документов, кадровое и материальное обеспечение деятельности, стандартизация способов и средств контроля, разработка про-
граммного обеспечения проведения контроля и т. д.
Основными стратегическими направлениями развития общественной аккредитации в РФ являются [5]:
- интеграция систем аккредитации;
- унификация и стандартизация способов проведения аккредитации;
- совершенствование методического и программного обеспечения контроля качества образования;
- расширение практики участия в ак-кредитационных мероприятиях общественности и работодателей;
- повышение прозрачности и внедрение публичных отчетов руководителей вузов;
- совершенствование системы мониторинга качества образования.
В связи с вышеприведенным, общественная аккредитация должна соединять в себе оценку выполнения вузами государственных стандартов и других нормативно-правовых актов, экспертные оценки качества образования, а также методики и технологии в области оценки и управления образованием, которые не являются объ-
ектом государственной аккредитации. Библиографический список
1. Федеральный Закон № 273-Ф3 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 года
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 июня 2012 г. № 483 «Об утверждении административного регламента предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области образования, государственной услуги по государственной аккредитации образовательных учреждений».
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 ноября
2011 г. № 2701 « Об утверждении квалификационных требований к экспертам в области проведения государственной аккредитации образовательного учреждения и научной организации».
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 января
2012 г. № 53 «Об утверждении правил проведения образовательным учреждением или научной организацией самообследования».
5. Письмо Рособрнадзора № 02-253 «О проведении мониторинга готовности образовательных организаций к началу 2016/17 учебного года» от 08.06.2016 года.
6. Тюкавкин Н.М. Информатизация экономики и информационное общество / Н.М. Тю-кавкин // Вестник Самарского государственного университета. - 2013. - № 10 (101). - С. 139-146.
ACCREDITATION OF EDUCATION SERVICES
N.M. Tyukavkin, doctor of economic sciences, associate professor Samara national research university named after academician S.P. Korolev (Russia, Samara)
Abstract. The reform of higher education, the presence of a large number ofprivate universities identified a new problem in providing educational services, namely, the problem of quality of received knowledge and competence of students. The solution of the issue at the state level is carried out by conducting accreditation of higher education institutions. It guarantees the quality of education and, above all, by the government.
Keywords: reform, higher education, private universities educational services, the quality of education, competence, accreditation of higher education institutions.