Научная статья на тему 'Профессионально-общественная аккредитация как средство оценки качества образовательных услуг'

Профессионально-общественная аккредитация как средство оценки качества образовательных услуг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1093
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессионально-общественная аккредитация как средство оценки качества образовательных услуг»

УДК 378

Герасимов А.И., Михалев А.Г., Соловьев В.А.

ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет», Пенза, Россия

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Цель данной статьи рассмотреть профессионально-общественную аккредитацию как один из подходов к оценке качества образовательных услуг вуза.

Новым законом «Об образовании в РФ» [1] введены понятия профессионально-общественной

и общественной аккредитации. Общественная аккредитация - это признание уровня деятельности требованиям и критериям соответствующих российских, иностранных и международных общественных организаций. Сведения о ней могут предоставляться в составе документов к проведению государственной аккредитации .

Профессионально-общественная аккредитация подразумевает участие работодателей и профессиональ-ных сообществ в разработке и реализации государственной политики в области профобразования и общественно-профессиональной оценки его качества.

В статье 96 Закона «Общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ» в пунктах 4-6 указано следующее:

- Профессионально-общественная аккредитация профессиональной образовательной программы представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такую образователь-ную программу в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля.

- На основе результатов профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ работодателями, их объединениями или уполномоченными ими организациями могут формироваться рейтинги аккредитованных ими профессиональных образовательных программ и реализующих их организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

- Порядок профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ, формы и методы оценки при ее проведении, а также права, предоставляемые реализующей аккредитованную профессиональную образовательную программу организации, осуществляющей образовательную деятельность, и (или) выпускникам, освоившим такую образовательную программу, устанавливаются проводящим ее работодателем, объединением работодателей или уполномоченной ими организацией.

Оценить качество и уровень подготовки выпускников как результата образовательной деятельности - достаточно сложная задача. Сравнительно просто оценить знания, полученные студентами в той или иной области, и чрезвычайно сложно оценить потенциал выпускников вуза, особенно их способности к самообразованию. Так как концепция качества образования носит комплексный, многокомпонентный характер, то оценка должна быть многомерной, при которой бы учитывались все возможные характеристики обучения (квалификация преподавательского состава, уровень технической оснащенности, финансирование вуза и т. д.).

Следует упомянуть проведенный анализ рейтингов вузов как средства оценки качества образовательных услуг [2] . Как результат анализа отмечалось, что создание одного универсального инструмента для оценки качества образования и потенциала вуза вряд ли возможно. На практике для подтверждения качества образовательных услуг, предоставляемых вузом, проводят аккредитацию вуза, сертификацию системы менеджмента качества вуза (в ГОСТ Р ИСО 9001, Evrocert, IQNet и т.п.). Кроме этого, вузы участвуют в различных проектах (например, «Европейское качество» в номинации «100 лучших вузов России», «Национальный знак качества», «Лучшие образовательные программы инновационной России» и др.), а также рейтингах. При этом различные рейтинги вузов, оценивая те или иные стороны их деятельности, могут служить дополнительным средством оценки качества предоставляемых образовательных услуг.

И, вместе с этим, профессионально-общественная аккредитация, по мнению участников этого процесса - это процесс, направленный на повышение качества российского образования, при этом общественная аккредитация, в отличие от государственной, выполняющей, в большей степени, функцию контроля, имеет своей целью способствовать совершенствованию образования и его дальнейшему развитию [3-13] .

Основные стороны, заинтересованные в общественно-профессиональной аккредитации, - это абитури-

енты и их родители, выбирающие специальность для получения качественного образования и перспективной профессиональной карьеры, работодатели, которые заинтересованы в высококвалифицированных выпускниках, а также инвесторы, которые заинтересованы в объективной информации о тех структурах и научных школах, в которые можно было бы без достаточных рисков делать вложения.

В настоящее время в России общественно-профессиональной аккредитации занимаются: Аккредитационный центр ассоциации инженерного образования России, Национальный центр общественнопрофессиональной аккредитации, Агентство по общественному контролю качества образования и развитию карьеры, Координационный Совет по независимой общественно-профессиональной аккредитации и сертификации, Центр общественно-профессиональной аккредитации образовательных организаций Ассоциации Некоммерческих Образовательных Организаций Регионов РФ, Агенство по аккредитации программ инженерного образования, Ассоциация юристов России, Ассоциация ведущих вузов в области экономики и менеджмента, Ассоциации классических университетов и другие.

Аккредитационный центр Ассоциации инженерного образования России (АИОР) с 1996 года (с некоторыми перерывами) ведет работу по развитию национальной системы общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ в области техники и технологий. Работая в сотрудничестве с ведущими зарубежными и международными организациями, ассоциация совершенствует эту систему, ставя конечной целью присоединение к Вашингтонскому соглашению о взаимном признании национальных систем аккредитации инженерных программ и интеграцию в Европейскую систему обеспечения качества инженерного образования [3].

Агентство по контролю качества образования и развитию карьеры (АККОРК) осуществляет внешнюю независимую оценку качества образования для последующей профессионально-общественной аккредитации в объединениях работодателей, например: Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ»; Саморегулируемое объединение работодателей индустрии гостеприимства «Федерация рестораторов и отельеров»; Межрегиональная общественная организация «Ассоциация менеджеров»; Общероссийское отраслевое объединение «Союз машиностроителей России»; Россий-

ская академия образования. С 2005 года АККОРК отрабатывает процедуры аккредитации основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования, высшего образования и дополнительных профессиональных программ. При проведении процедур аккредитации АККОРК применяет мультистандартный подход, учитывающий: стандарты ESG ENQ; федеральные государственные образовательные стандарты РФ; профессиональные стандарты и квалификационные требования, критерии Модели совершенства Европейского фонда менеджмента качества (EFQM), стандарты менеджмента качества Международной организации по стандартизации (ISO 9001), российские и зарубежные бенчмарки в сфере профессионального образования [4].

Комиссия Ассоциации юристов России по общественной оценке качества высшего юридического образования была образована в 2008 году во исполнение положений Соглашения Ассоциации юристов России и Министерства образования и науки Российской Федерации в целях содействия деятельности государства и общества по повышению качества профессиональной подготовки юристов и развитию общероссийской системы общественной аккредитации высших учебных заведений, осуществляющих подготовку юридических кадров [7] . Комиссия занимается мониторингом состояния качества системы высшего юридического образования в России, разработкой методических и практических рекомендаций для органов государственной власти и высших учебных заведений, направленных на повышение качества юридического образования в стране, интеграцию российской системы образования в международное образовательное пространство, участвует в разработке системы критериев оценки качества юридического образования в стране. В течение 2011-2012 годов Ассоциацией юристов России была проведена общественная аккредитация 104 российских вузов, в том числе и Пензенского государственного университета по образовательным программам юридического профиля (2011 г., свидетельство №46).

Национальный центр общественно-профессиональной аккредитации (Нацаккредцентр) с 2011 года проводит оценку и признание высокого качества реализации образовательных программ и подготовки специалистов по отраслям промышленности, экономики, культуры и социальной сферы на соответствие стандартам общественно-профессиональной аккредитации, гармонизированным с европейскими стандартами для гарантии качества образования ESG-ENQA. Целью данной общественно-профессиональной аккредитации является повышение качества образования и формирование культуры качества в образовательных организациях, выявление лучшей практики по непрерывному совершенствованию качества образования и широкое информирование общественности об образовательных организациях, реализующих образовательные программы в соответствии с европейскими стандартами качества гарантии образования [5].

Ассоциация ведущих вузов в области экономики и менеджмента (АВВЭМ) создана в 2012 году с целью повышения качества высшего профессионального, послевузовского и дополнительного профессионального образования в области экономики и менеджмента в Российской Федерации. Одна из приоритетных задач АВВЭМ - оказание содействия Минобрнауки России в создании системы оценки качества образовательных программ в области экономики и менеджмента, в формировании экспертных групп и разработке контрольно-измерительных материалов для проведения аттестации вузов и их филиалов, для оценки соответствия предоставляемого ими образования в области экономики и менеджмента современным образовательным стандартам [6].

Значительный интерес к профессионально-общественной аккредитации проявляют Общероссийское объединение работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей» и Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства» (ОПОРА России). В 2012 году для формирования современных эффективных механизмов взаимодействия бизнеса и системы образования они учредили Национальное агентство развития квалификаций [8], а в декабре 2013 года ими было утверждено совместное постановление «Об утверждении Положения о профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность» .

В январе 2013 года состоялось заседание рабочей группы Минобрнауки России по развитию профессионально-общественной аккредитации программ высшего образования в области экономики, управления, юриспруденции и социологии. На заседании обсуждались вопросы формирования организационной схемы профессионально-общественной аккредитации, а также подходы к методологии проведения профессионально-общественной аккредитации программ высшего образования. В заседании рабочей группы приняли участие представители ведущих университетов, Российского союза промышленников и предпринимателей, общероссийской общественной организации «ОПОРА РОССИИ», Ассоциации юристов России, Ассоциации ведущих вузов в области экономики и менеджмента, Российской академии наук. В соответствии с пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», Правительству Российской Федерации совместно с общероссийскими объединениями работодателей и ведущими университетами с привлечением ученых Российской академии наук и международных экспертов поручено представить в декабре 2014 года предложения по проведению общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ высшего профессионального образования, в первую очередь по направлениям подготовки (специальностям) в области экономики, юриспруденции, управления и социологии [9].

С августа 2013 года Высшая школа экономики по заказу Минобрнауки России реализует проект по отработке модели профессионально-общественной аккредитации программ в области экономики и менеджмента. В первичной апробации модели профессионально-общественной аккредитации участвуют 34 программы по экономике и менеджменту из 16 вузов, расположенных в 6 федеральных округах (Финансовый университет, Плехановский университет, ЛЭТИ, Томский политехнический и другие).

Рабочая группа Ассоциации классических университетов (АКУР) в октябре-ноябре 2013 года провела пилотную профессионально-общественную аккредитацию 7 образовательных программ высшего образования в 3 образовательных организациях-членах АКУР. С апреля 2014 года объявит о приеме заявлений на профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ в образовательных областях: «Математические и естественные науки», «Науки об обществе», «Гуманитарные науки», «Искусство и культура».

Оценка качества образовательных программ аккредитационными агентствами, такими как АИОР, Наца-акредагенство и др. на соответствие ряду критериев (таблица 1), которым должна соответствовать каждая из аккредитируемых программ, с одной стороны, аналогична процедуре проведения государственной аккредитации. С другой стороны, количественная оценка общественно-профессиональной аккредитации в отличие от государственной оценки является для ВУЗа более лояльной и устанавливает различные уровни требований:

- «должен» означает требование, выполнение которого обязательно для аккредитации программы;

- «рекомендован» означает требование, выполнение которого желательно для аккредитации программы;

- «важный фактор» означает требование, выполнение которого рассматривается как преимущество

при принятии аккредитационного решения;

- «может» применяется там, где приводятся примеры вариантов выполнения критерия. Таблица 1

№ п/п АИОР Нацаккредагенство Госаккредитация

1. Цели программы и результаты обучения Политика (цели, стратегия развития) и процедуры гарантии качества образовательной программы Подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности (ФГОС)

2 . Содержание программы Утверждение, мониторинг и периодическая оценка программ и квалификаций Соответствие содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям ФГОС

3 . Организация учебного процесса Оценка уровня знаний / компетенций студентов

4 . Преподавате-ли/профессорско-преподавательский состав Гарантия качества и компетентности преподавательского состава Требования к кадровому обеспечению учебного процесса

5 . Подготовка к профессиональной деятельности Учебные ресурсы и обеспечение студентов Требования к учебнометодическому обеспечение учебного процесса

6 . Ресурсы программы Информационная система, обеспечивающая эффективную реализацию образовательной программы

7 . Выпускники Информирование общественности Результаты освоения основной образовательной программы

В целом же, критерии профессионально-общественной аккредитации отражают, по своей сути, наличие в образовательных организациях системы, которая не только обеспечивает непрерывное улучшение качества образовательных программ, но и предполагает постоянное взаимодействие с основными заказчиками программ (студенты и их родители, работодатели и другие). Изучение запросов работодателей, студентов, а также выпускников по данной образовательной программе позволяет сформировать комплексный план, нацеленный на достижение результатов обучения с целью удовлетворения их потребностей, а также создать механизм оценки достижения результатов обучения выпускниками.

Технология проведения общественно-профессиональной аккредитации включает в себя следующие основные этапы (на примере АИОР):

Вуз готовит отчет о самообследовании в соответствии с требованиями АИОР и направляет его в агентство.

АИОР формирует независимую экспертную комиссию, в которую входят как специалисты по конкретной образовательной программе, так и представители промышленности. Затем направляет ей материалы о самообследовании для предварительной оценки на соответствие критериям общественнопрофессиональной аккредитации. По результатам предварительной оценки принимается решение о возможности или невозможности проведения общественно-профессиональной аккредитации.

Работа экспертной комиссии непосредственно в вузе.

На основе материалов самообследования и по итогам работы экспертной комиссии в вузе формируется отчет по аккредитуемой программе с выводом о соответствии либо несоответствии программы критериям аккредитационной структуры.

Следует отметить, что вся процедура проведения общественно-профессиональной аккредитации основана исключительно на дружественных отношениях между экспертной комиссией и представителями вуза. Это обусловлено тем, что она является добровольной и нацелена не на выявление нарушений с целью «наказать» руководство вуза, а выявить недостатки и дать рекомендации руководству вуза по их устранению с целью совершенствования качества подготовки специалистов по данной образовательной программе. За время своей работы в вузе экспертная комиссия проводит встречи со студентами, профессорско-преподавательским составом (в отсутствии руководства), выпускниками, а также с работодателями. Кроме этого, члены комиссии отмечают наличие в вузе системы менеджмента качества, центра содействия трудоустройства выпускников и их послевузовского «сопровождения». Результатом работы экспертной комиссии является отчет, в котором отражено мнение комиссии на соответствие критериям АИОР заявленной на аккредитацию образовательной программы, а также сильные и слабые стороны образовательной программы. Отчет направляется на коллегию в аккредитационное агентство, где и принимается решение о прохождении вузом общественно-профессиональной аккредитации.

Полезность и привлекательность добровольной процедуры аккредитации образовательных программ для вузов предметно продекларирована на сайте АИОР [3]. У вузов появляются возможности:

продемонстрировать приверженность качеству образовательных услуг и подготовки специалистов;

получить независимую оценку качества образовательных программ и подготовки специалистов;

получить рекомендации по совершенствованию образовательных программ;

публично заявить о высоком уровне качества подготовки специалистов;

повысить конкурентоспособность на российском рынке образовательных услуг;

завоевать и укрепить свои позиции на международном рынке образовательных услуг;

обеспечить и улучшить трудоустройство выпускников.

В заключении отметим основные причины, которые могут заинтересовать вуз в прохождении общественно-профессиональной аккредитации:

- возможность укрепить репутацию и повысить привлекательность образовательных услуг;

- возможность получить профессиональную оценку собственной деятельности.

При этом привлечение экспертов из профессиональных областей создает условия для выявления и распространения лучших практик, инноваций и значительных позитивных достижений.

Возможно, предметом отдельного рассмотрения может стать развитие системы профессиональнообщественной и общественной аккредитации дополнительных профессиональных программ [12] в условиях отсутствия для них процедуры государственной аккредитации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012.

2. Герасимов А.И., Мещеряков В.А., Михалев А.Г., Регеда В.В. Рейтинг вузов как средство оценки качества образовательных услуг //Сборник трудов Международного симпозиума «Надежность и качество», Пенза, 2012, с. 303-306

3. Сайт «Аккредитационный центр Ассоциации инженерного образования России» [Электронный ре-

сурс] . URL: http://www.ac-raee.ru (дата обращения: 10.04.2014) .

4. Сайт «Агентство по контролю качества образования и развитию карьеры» [Электронный ресурс]. URL: http://www.akkork.ru (дата обращения: 10.04.2014).

5. Сайт «Национальный центр общественно-профессиональной аккредитации» [Электронный ресурс].

URL: http://www.ncpa.ru (дата обращения: 10.04.2014).

6. Сайт «Ассоциация ведущих вузов в области экономики и менеджмента» [Электронный ресурс] .

URL: http://avvem.hse.ru (дата обращения: 10.04.2014).

7. Сайт «Общероссийская общественная организация «Ассоциация юристов России» [Электронный ресурс]. URL: http://www.alrf.ru (дата обращения: 01.03.2014).

8. Сайт «Национальное агентство развития квалификаций» [Электронный ресурс]. URL:

http://www.nark-rspp.ru (дата обращения: 10.04.2014).

9. Сайт «Российское образование. Федеральный портал», [Электронный ресурс]. URL:

http://www.edu.ru/index.php?page_id=5&topic_id=&sid=27286 (дата обращения: 10.04.2014).

10. Стукен Т.Ю. Общественно-профессиональная аккредитация как фактор повышения качества образовательных услуг. URL: http://expert-nica.ru/library/sbornik2011/5Zstuken.doc (дата обращения:

10.04.2014) .

11. Рощин С.Ю. Профессионально-общественная аккредитация поможет в выборе вуза. URL: http://ria.ru/society/20131028/973188988.html (дата обращения: 10.04.2014).

12. Шмелькова Л.В. О профессионально-общественной аккредитации образовательных программ. //Дополнительное профессиональное образование в стране и мире, 2013, №3(3).

13. Баранов Д. Система управления образованием и профессионально-общественная аккредитация. //Регионы России, 2013, №3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.