УДК 373.2
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
© 2013
А.И. Скоробогатова, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой «Педагогическая психология и педагогика»
Институт экономики управления и права, Казань (Россия)
Аннотация: Происходящие изменения в системе дошкольного образования, введение стандартов дошкольного образования вызывают необходимость поиска новых подходов к формированию интегративных личностных качеств дошкольников. Одним из таких подходов является использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с дошкольниками.
Ключевые слова: стандарты дошкольного образования, нетрадиционные техники изобразительной деятельности, интегративные качества личности, саморазвитие, самореализация личности.
последовательных задач: изучение требований стандарта к организации дошкольного образования, определение интегративных личностных качеств дошкольника, которые возможно развивать средствами нетрадиционной изобразительной деятельности, описание педагогических условий применения нетрадиционных изобразительных техник в системе развития личности дошкольника.
Нами была разработана программа занятий для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная палитра», данные занятия проводились 1 раз в неделю по 25 минут.
Состав участников: воспитатели, дети, родители, специалисты.
Педагогические условия эффективности применения нетрадиционных техник изобразительной деятельности:
- доступность оборудования и материалов для нетрадиционных техник изобразительной деятельности, полифункциональность используемых материалов;
- использование различных форм занятий (комплексные, основанные на интеграции разных видов деятельности, коллективные работы), организация выставок, их обсуждение и просмотр;
- создание трансформируемой развивающей предметно - пространственной среды дошкольной образовательной организации;
Ожидаемые результаты: развитие и самореализация личности дошкольника в художественном творчестве, стимулирование стремления быть оригинальным в выборе реализации своего замысла, обучение умению давать оценку продуктам своей и чужой деятельности; участие в творческих конкурсах, фестивалях, организация выставок; создание альбома детских работ по изо-деятельности «Фантазеры из «Сказки».
Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности должно осуществляться в процессе интеграции образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие осуществляется путем чтения художественных произведений, иллюстрирования рассказов и сказок, создания иллюстраций по прослушанным музыкальнысм произведениям, бесед с детьми на социально-нравственные темы, совместного выполнения проектов с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности.
Познавательное развитие осуществляется путем поисковой и исследовательской деятельности, рассматривания иллюстраций, образцов творческой деятельности, представленных воспитателем, наблюдения, игр, исследования свойств материалов, предназначенных для занятий нетрадиционными видами изобразительной деятельности.
Речевое развитие осуществляется путем развития у дошкольников способностей к словесному описанию замысла, этапов и способов творческой деятельности, объяснению результатов.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.
Введение федерального государственного образовательного стандарта (далее Стандарта) определяется потребностями регулирования области дошкольного образования, сохранением единства образовательного пространства России, повышением социального статуса дошкольного образования, обеспечением равных возможностей в получении качественного дошкольного образования каждым дошкольником. Данные цели возможно реализовать на основе соблюдения единых требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам освоения.
В качестве результатов освоения программы дошкольного образования Стандарт описывает определенные социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.
Современные педагоги, психологи, в частности специалисты по развитию личности дошкольника (Калинина Р.Р. [3],Виноградова Н. А., Микляева Н. В., Микляева Ю. В. [1], Воробьева Д. И. [2], Пляскина Е. П. [4] справедливо отмечают, что современные реалии образования требуют новых подходов, применения нетрадиционных средств, методов и приемов к развитию личности дошкольника.
К поступлению в школу ребенок должен овладеть различными способами деятельности, но не только уметь выполнять распоряжения взрослого, а самостоятельно планировать эту деятельность, выбирать участников совместных игр, общения, познавательной деятельности. Дошкольник должен овладеть чувством собственного достоинства, иметь положительную самооценку, что возможно развить в творческой деятельности. Также актуальным требованием современности является высокий уровень коммуникативных способностей детей, их умение общаться в различных социальных ситуациях, проявлять инициативу и любознательность в совместной деятельности с другими детьми и со взрослыми.
Прежними способами развивать обозначенные выше интегративные качества уже невозможно. Психологи отмечают невысокий уровень развитости коммуникативных качеств, воображения и продуктивного мышления нынешних дошкольников. Причина видится в использовании традиционных, давно разработанных способах и приемах изобразительной деятельности. Будущее - за нетрадиционными техниками изобразительной деятельности.
Поэтому целью нашего исследования стало определение педагогических условий применения нетрадиционных техник изобразительной деятельности в системе развития личности дошкольника
Реализация данной цели предполагала решение ряда
Безусловно, использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности способствует художе-ственно-этетическому развитию дошкольников, будит воображение, стимулирует любознательность, творческое воображение, воспитывает дружеские чувства, желание участвовать в совместных проектах
Физическое развитие дошкольников на занятиях с использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности происходит на физкультминутках, во время пальчиковой гимнастики, непосредственно в процессе изобразительной деятельности.
Музыка: прослушивание музыкальных произведений.
Труд: воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам.
Принципы использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности в развитии личности дошкольника:
- построение работы на диагностической основе;
- системность проведения занятий с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности;
- доступность материалов, форм и методов проведения занятий;
- проведение занятий в естественной, доброжелательной обстановке, в игровой форме;
- распределение упражнений в порядке возрастающей сложности,
- проблемность постановки заданий;
индивидуальный подход (учет индивидуальных
предпочтений детей, уровня владения вспомогательными инструментами, зоны ближайшего развития).
В процессе исследования нами было отмечено, что дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. В самом начале дети еще не знают о красках, кисточках и карандашах. Они рисуют пальчиками, палочкой на песке, делают отпечатки ладошками на запотевшем стекле, иногда маминой помадой или зубной пастой на стекле; водой разлитой на столе. А со временем изыскивают новые приёмы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. Важно в это время не потушить интерес детей к различным способам изображения, а наоборот, сделать эту работу целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками.
Развитие личностных качеств дошкольников неразрывно связано с работой воображения, познавательной и практической деятельностью. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приёмов способствует повышению уровня развития коммуникативных навыков, творческой активности и всех компонентов «самости»: самоорганизации, самопознания, самооценки.
На занятиях по изобразительной деятельности нами использовались различные нетрадиционные материалы и средства изображения: бумажные трубочки, ватные палочки, игрушки, обертки от конфет, пробки от пластиковых бутылок, трубочки для коктейля, зубные щётки, деревянные палочки, соломка, поролон, свечи; ватные диски, вата, различные виды ткани и бумаги (рисовальная, чертежная, оберточная, гофрированная, настольная и др.); природный материал (листья деревьев, цветов, травы, семена растений и др.); пластилин, соленое тесто и др. Необычный материал привлекает внимание детей. Мы заметили, что чем разнообразнее художественные материалы, тем интерес дошкольников выше к работе с ними. У детей появляется возможность использовать дополнительные средства. Возникают новые идеи, дети с удовольствием комбинируют разные по фактуре материалы, экспериментируют.
Старшим дошкольникам доступны такие нетрадиционные техники по рисованию, как: "метод волшебного
рисунка с помощью восковой свечи и гуаши, ладоневая живопись, пальцеграфия, рисование ватными палочками, монотипия, ниткография, кляксография, рисование на мокрой бумаге, тканевые рисунки, различные виды оттисков, рисование мыльными пузырями, рисование песком и другие.
Применяя нетрадиционные техники изобразительной деятельности в игре, необходимо помнить о некоторых правилах: результат творчества дошкольника должен быть полезен какому-нибудь игровому персонажу. Игры с применением нетрадиционных техник изобразительной деятельности вызывают у детей эмоциональный отклик и такие чувства как радость, изумление, удивление, сопереживание и др..
Еще одной нетрадиционной техникой изобразительной деятельности является лепка из соленого теста, глины, которая даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространстве. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям. Также лепку можно сочетать с использованием природного материала и разными видами тканей, бусинами, бисером и т.п.
Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет, эта возможность изменять сделанное очень ценится детьми, так как позволяет корректировать созданное сообразно замыслу. Уровень умения слепить задуманное зависит от владения собственными руками. Поэтому данную технику можно определить как наиболее доступную для самостоятельного усвоения дошкольниками. Ребёнок учится видеть, чувствовать руками, оценивать и созидать по законам красоты, поэтому часто дошкольники быстрее показывают хорошие результаты в лепке, в отличие от рисования.
Дошкольникам доступно овладение приемами работы лишь с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки, глиной и пластилином, а также нетрадиционными техниками: тестопласти-ка, бумагопластика, пластилинография.
В последнее время лепка из солёного теста набирает все большую популярность. И преимущества данного материала очевидны, тесто не аллергенный материал, легко смывается водой, пластично, и главное его достоинство оно безопасно. Взрослые прекрасно знают тягу детей попробовать все «на зубок» и здесь наш материал показывает свою положительную сторону, состав теста, абсолютно безопасен. Лепка формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного. Поэтому обосновано можно предположить, что лепка из нетрадиционных материалов благотворно сказывается на развитии ребенка как творческой личности.
Бумагопластика — это искусство художественного моделирования из бумаги объемных композиций на плоскости и создания на основе моделей трехмерных бумажных скульптур. Эта техника называется «оригами». В основе техники лежит высокая пластичность бумаги. В зависимости от замысла и назначения изделия, применяют бумагу, различающуюся по толщине, фактуре, текстуре и цвету. Хорошо применять данную технику при индивидуальной работе с дошкольниками, например, в утренние или вечерние часы.
В нетрадиционной технике создания аппликации дети старшего дошкольного возраста овладевают приемами действия с бумагой (отрывать, сминать, скатывать, отрезать); природным материалом (листья, семена, цветы растений и деревьев); тканью, нитками, пуговицами, бисером. Дети овладевают сложной техникой вырезания - симметричным, силуэтным, многослойным, а также техникой обрывания, плетения. Они могут комбинировать техники.
Систематическое обучение детей разнообразным способам аппликации из различных материалов создает основу для творческого выражения дошкольника в
самостоятельной деятельности: он может выбрать содержание аппликации (декоративный узор, предмет, сюжет), материал (один или несколько в сочетании) и использовать разную технику, подходящую для более выразительного исполнения задуманного.
В процессе занятий у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Им не надо самим составлять цвета или закрашивать формы. Предоставляя ребятам бумагу разных цветов и оттенков, у них воспитывают умение подбирать красивые сочетания.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.
Таким образом, использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности: способствует снятию детских страхов; развивает уверенность в своих силах; развивает пространственное мышление; учит детей свободно выражать свой замысел; побуждает детей к творческим поискам и решениям; учит детей работать с разнообразным материалом; развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности; развивает мелкую мотори-
ку рук; развивает творческие способности, коммуникативные навыки, воображение и полёт фантазии; во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Перспективами данного исследования может стать дальнейшее изучение возможностей нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с дошкольниками, младшими школьниками и подростками.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Виноградова Н. А., Микляева Н. В., Микляева Ю. В. Дошкольная педагогика. М.: изд-во Юрайт, 2012, 510 с.
2. Воробьева Д. И. Гармония развития. Интегрированная программа развития личности дошкольника. СПб: Детство-Пресс, 2006. 144 с.
3. Калинина Р. Р. Тренинг развития личности дошкольника. СПб.: Речь, 2005. 156 с.
4. Пляскина Е. П. Нетрадиционные методы работы с детьми дошкольного возраста // Психология: проблемы практического применения: материалы II между-нар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2013 г.). - Чита: Изд-во Молодой ученый, 2013. - С. 103-108.
UNCONVENTIONAL TECHNIQUES OF GRAPHIC ACTIVITY AS MEANS OF THE PERSONALITY'S DEVELOPMENT OF THE PRESCHOOL CHILD IN THE CONDITIONS OF EDUCATION SYSTEM REFORMING
© 2013
A.I. Skorobogatova, candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of the chair
«Educational Psychology and Pedagogy» Institute of Economics, Management and Law, Kazan (Russia)
Annotation: The occurring changes in the system of preschool education, the introduction of standards of preschool education cause the necessity of search of new approaches to formation of integrative personal qualities of preschool children. One of such approaches is the using unconventional the techniques of graphic activity in work with preschool children.
Keywords: standards of preschool education, unconventional techniques of graphic activity, integrative qualities of the personality, self-development, self-realization of the personality.
УДК 159.923
РАЗВИТИЕ АКТИВНОЙ ПОЗИЦИИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ЗДОРОВЬЮ У СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ
© 2013
А.И. Фукин, доктор психологических наук, профессор кафедры «Психология труда и предпринимательства» С.Ю. Старовойтова, старший преподаватель кафедры «Психология развития и психофизиологии»
Институт экономики, управления и права, Казань (Россия)
Аннотация: В статье рассматривается формирование активной позиции по отношению к здоровью у студентов. Дается теоретический анализ компонентов системы здоровья. Предложена авторская программа по предупреждению девиантного поведения учащихся.
Ключевые слова: развитии, здоровье, здоровый образ жизни, активная позиция, системный подход, психология здоровья, отношение к здоровью, профессиональное становление.
Сохранение и укрепление здоровья учащейся молодежи становится одной из важнейших государственных задач в современных социально-экономических условиях. Отмечается неблагоприятная динамика заболеваемости практически по всем группам соматических болезней, рост уровня невротизации и психопатиза-ции. Снижается продолжительность жизни населения России, особенно мужского (средняя продолжительность жизни мужчин за последние 10 лет уменьшилась с 62 до 56 лет). Уровень смертности превысил уровень рождаемости, что негативно сказывается на демографической ситуации. Анализ статистических данных показал рост во всех группах заболеваний (соматических и психических) в 1,5-2 раза за 10 лет.
В настоящее время проблема здоровья стоит достаточно остро. Люди стали уделять своему здоровью много внимания. Быть здоровым стало модно. Об этом свидетельствуют большое количество оздоровительных центров, клиник, аптек. Спрос на услуги медиков возрастает, однако уровень заболеваемости растет. По
данным ВОЗ по-прежнему на первом месте сердечно сосудистые заболевания (30% от всех случаев смерти); на втором онкологические заболевания (13%); третье место травмы в результате катастроф, аварий; четвертое место инфекционные заболевания. Однако по данным ВОЗ смертность от депрессий выходит на второе место среди других причин смертности. Исходя из статистических данных, можно сделать вывод, что развитие одних только медицинских технологий является недостаточной мерой здоровье - сбережения населения. И в настоящее время в науке есть мнение о необходимости нового подхода к проблеме здоровья. В его основе системный подход. В нем не выделяется какой-либо центральной характеристики. Здоровье - это уравновешенная система, состоящая из трех компонентов: биологического, психологического, социального [1].
Возникает вопрос как не допустить нарушение равновесия системы здоровья, т.е. какая профилактика будет по-настоящему эффективна? Эффективная профилактика возможна только когда она исходит от самого