Shinkareva Nadezhda Alekseevna, Gavrilenko Anna Anatolyevna THE CHARACTERISTICS OF THE MANIFESTATION ...
pedagogical sciences
УДК 373
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ
ТЕХНИК РИСОВАНИЯ
© 2018
Шинкарёва Надежда Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Психологии и педагогики дошкольного образования» Гавриленко Анна Анатольевна, бакалавр Иркутский государственный университет (664053, Россия, Иркутск, улица Нижняя - Набережная, 6, e-mail:gavri-anna@mail.ru)
Аннотация. В данной статье рассматривается актуальная проблема развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования. Проблема развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста привлекает особое внимание не только педагогов, но и психологов. Творческое воображение рассматривают как одну из главных частей в детском творчестве. Актуальность данной темы заключается в том, что данный психический процесс является неотъемлемым компонентом различных форм творческой деятельности ребенка. Творческое воображение является активным познавательным процессом, результатом которого становятся новые образы. Но данные образы, отличаются от тех, которые остаются в памяти человека. Проанализировав различные точки зрения авторов по проблеме развития воображения, мы придерживаемся положения, что воображение необходимо развивать именно в дошкольном возрасте, поскольку этот возраст создаёт лучшие условия для формирования у ребёнка самых общих способностей, которые необходимы любому человеку в любом виде деятельности, и творческого воображения, в частности. В статье описываются методики и результаты исследования развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. Представлены цель, критерии оценки, методики, и особенности изучения творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. Изучены взгляды авторов на данную проблему, где авторы выделяют целый ряд направлений в изучении творческого воображения детей и считают, что в старшем дошкольном возрасте воображение приобретает все более активный и творческий характер, и поэтому развивается способность к творческой деятельности. Большое внимание дети уделяют идее, а точнее замыслу своего произведения. Выражается в создании заведомо новой, ранее не возникавшей ситуации, и занимает особое место в процессе творчества - высшего уровня познания. Ведь неслучайно воображение является центром, фокусом творческого процесса, сопровождающимся другими психическими процессами, которые обеспечивают его функционирование.
Ключевые слова: старший дошкольный возраст, воображение, творческая деятельность ребенка, творческое воображение, изобразительная деятельность, рисование, техники рисования, нетрадиционные техники рисования.
THE CHARACTERISTICS OF THE MANIFESTATION OF CREATIVE IMAGINATION OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE THROUGH UNCONVENTIONAL TECHNIQUES OF DRAWING
© 2018
Shinkareva Nadezhda Alekseevna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of "Psychology and pedagogy of preschool education» Gavrilenko Anna Anatolyevna, bachelor Irkutsk State University (664053, Russia, Irkutsk, Nizhnyaya-Naberezhnaya street, 6, e-mail: gavri-anna@mail.ru)
Abstract. This article discusses the actual problem of developing the creative imagination of children of senior preschool age through non-traditional drawing techniques. The problem of development of the creative imagination of children of senior preschool age attracts special attention not only of teachers, but also of psychologists. Creative imagination is considered as one of the main parts in children's creativity. The relevance of this topic is that this mental process is an integral component of various forms of the creative activity of the child. Creative imagination is an active cognitive process, which results in new images. But these images are different from those that remain in the memory of a person. After analyzing the various points of view of the authors on the problem of the development of imagination, we adhere to the proposition that the imagination must be developed precisely at the preschool age, since this age creates the best conditions for the child to develop the most general abilities that are necessary for any person in any kind of activity, and creative imagination in particular. The article describes the methods and results of the study of the development of the creative imagination of children of senior preschool age. The purpose, evaluation criteria, methods, and features of studying the creative imagination of children of senior preschool age are presented. The authors' views on this problem have been studied, where the authors single out a number of areas in the study of children's creative imagination and believe that in the older preschool age, the imagination becomes more active and creative, and therefore the ability to work is developed. Children pay much attention to the idea, but rather the idea of their work. It is expressed in the creation of a knowingly new, previously non-arising situation, and it occupies a special place in the process of creativity — the highest level of knowledge. It is no coincidence that imagination is the center, the focus of the creative process, accompanied by other mental processes that ensure its functioning.
Keywords: senior pre-school age, imagination, creative performance, creative imagination, painting, drawing, equipment drawing, unconventional painting techniques.
Как известно, начальным этапом становления и формирования личности является дошкольное образование. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет основную задачу, стоящую перед педагогом на этапе дошкольного детства, - это сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие его индивидуальных особенностей и творческого потенциала.
На развитие воображения и творческого воображения в дошкольном возрасте обращают внимание многие отечественные психологи: Д.Б. Эльконин, В.С. Мухина, Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, О.М. Дьяченко и др. 68
Актуальность данной темы заключается в том, что творческое воображение неотъемлемый компонент различных форм творческой деятельности ребенка. Нетрадиционные техники рисования являются наиболее эффективным средством развития творческого воображения детей седьмого года жизни, поскольку с их помощью ребенок отражает свои впечатления об окружающем мире, воплощает образы, возникшие в процессе изобразительной деятельности, используя разнообразные материалы. Кроме того, нетрадиционные техники не утомляют дошкольника на занятии. Они способны вызвать неподдельный интерес у ребенка и сохранять высокую активность на протяжении всего времени, от-
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 4(25)
педагогические науки
Шинкарёва Надежда Алексеевна, Гавриленко Анна Анатольевна ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ...
веденного на выполнение творческой работы. Ребенок воспринимает занятие с применением нетрадиционной техники рисования как игру, и это доставляет ему двойную радость.
Л.С. Выготский полагает, что воображение - это психический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых для обеспечения жизнедеятельности и самореализации творческого потенциала индивида
Основой различной творческой деятельности можно считать воображение. Рассматривая специфику развития воображения и творчества в детском возрасте, не просто анализировал механизмы такого развития, но и выделил основные направления его стимуляции. Изучая возрастные особенности воображения детей, он показал конкретные пути развития воображения в литературном творчестве, театральной и изобразительной деятельности детей. Автор считал, что всё будущее человек постигает при помощи творческого воображения. [1].
Дьяченко О.М. выявила и охарактеризовала основные этапы развития воображения в дошкольном детстве. По мнению исследователя, для участия в творческой деятельности, для развития творческих способностей наиболее значимо творческое воображение, так как именно оно позволяет открывать новые, сущностные характеристики действительности. сформироваться само по себе творческое воображение не может: оно складывается на протяжении жизни ребенка и зависит от воспитания, условий жизни, полученных впечатлений. Но необходимо последовательное развитие, системное, поэтому важно уделять большое внимание индивидуальности, личности каждого воспитанника[2, 3].
Репина Т.А. считает, что к предпосылкам развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста можно отнести: активность ребенка в творческом процессе; мысленное манипулирование образами; восприятие объекта, переживания. Можно выделить такие предпосылки, как: компоненты деятельности (мо-тивационные, содержательно - операционные и эмоционально - волевые) [4].
Наличие желания к творческой работе, активное включение в творческий процесс, интерес к выполняемой работе, понимание важности подготовки к деятельности, освоение способов выполнения работ, способность к фантазированию, а также и воображению. Уметь преодолевать возможные трудности, проявления старательности, настойчивости, а также добросовестности, желание узнавать и использовать новые приемы и способы.
Ввиду того, что для развития творческого воображения детей традиционных подходов в изобразительной деятельности часто недостаточно, в последнее время появились новые программы и технологии, которые дают возможность сделать процесс изобразительного творчества более интересным, продуктивным, увлекательным
[5-11].
Евдокимова М.М. утверждает, что рисование необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые положительные впечатления, реализовать свой творческий потенциал. Оно помогает развить чувство прекрасного в ребенке и обогатить его духовный мир [12].
Комарова Т.С. отмечает, что в старшем дошкольном возрасте закладывается основа для деятельности, благодаря которой происходит развитие творческого воображения. В этом возрасте, дети способны к созданию образа, с помощью фантазии создаются конструкции, новые идеи для рисования. Важно отметить, что продукты творческой деятельности отличаются индивидуальностью, а также оригинальностью и неповторимостью образов. Детям старшего дошкольного возраста характерна активность, комментирование происходящего, любопытство, нескончаемые вопросы: «Зачем?», «Почему?» и др [13].
Субботина Л. Ю. утверждает, что организация це-
ленаправленной деятельности в ДОУ и, конечно же, в семье, является одним из главных условий для развития творческого воображения детей дошкольного возраста. Важно обеспечить детство ребенка незабываемыми позитивными эмоциями, впечатлениями, которые с подвигнут развитие фантазии, а значит, послужат возникновению образа и желания его воплотить в жизнь. Немало важное условие в развитии творческого воображения
- это взаимодействие ребенка с взрослыми. Если взрослый будет примером ребенку, будет правильно планировать времяпровождение с ним, походы в музеи или картинные галереи, то в скором времени ребенок будет понимать суть и смысл искусства, будет возникать желание творить [14].
Фомин Л. полагает, что создание ситуаций творческого развития, учёт индивидуальных особенностей -все это оптимизирует творческий процесс. Зона творческого развития - это где ребенок воображает, создает, что то новое. Совершенно каждый ребенок способен к творческой деятельности. Воспитатель не может выступать в роли просто педагога, он должен быть как искренне увлеченный творчеством человек, который будет примером своему воспитаннику [15].
Как считают Шинкарёва Н.А., Евдокимова О.А., одну из главных ролей в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста играет предметно - развивающая среда [16].
Если в семье приветствуется интерес к творчеству, есть возможности для творческой деятельности, то это повышает уровень креативности у детей. Но уровень снижается, если ребенка ставят в определенные рамки, не давая самовыражаться ему.
Немов Р.С. считает одним из наиболее важных условий успешного развития творческого воображения
- множество вариантов работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и многообразные материалы гарантируют непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы каждый раз педагог создавал новую ситуацию так, чтобы дети имели возможность использовать усвоенные ранее знания и умения, находили новые пути решения творческой задачи. Именно это вызывает у ребенка положительные чувства и эмоции, радостное удивление, желание трудиться [17].
Нетрадиционные техники рисования ориентированы на развитие не только творческого воображения, но и мышления, памяти, внимания, интереса, мелкой моторики, а также на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Ребенок воспринимает занятие с применением нетрадиционной техники рисования как игру, и это доставляет ему двойную радость [10].
Поэтому целью нашего исследования являлось подобрать и апробировать методики и нетрадиционные техники рисования, которые будут способствовать развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Базой исследования выступало МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида N° 2» Иркутской области. В исследовании приняли участие две группы детей шестого года жизни (экспериментальная и контрольная), по 20 человек в каждой.
Нами была проанализирована художественно-эстетическая развивающая предметно-пространственная среда на соответствие принципам ФГОС ДО.
В группе имеются материалы, которые дошкольники могут использовать в своей творческой деятельности. Но среду необходимо каждый раз пополнять новыми интересными материалами, чтобы дети могли экспериментировать с ними. В РППС группы недостаточное количество бросового, природного материала, которым дети могли бы рисовать.
Трансформируемость художественно-эстетической РППС в группе просматривается, через организацию детьми своего рабочего пространства. Дошкольники
Shinkareva Nadezhda Alekseevna, Gavrilenko Anna Anatolyevna THE CHARACTERISTICS OF THE MANIFESTATION ...
pedagogical sciences
могут рисовать за столами, на полу, на улице. В данной группе дети не могут перемещать, расставлять столы по своему усмотрению, не предусмотрены и мягкие модули.
В группе имеются полифункциональные предметы, такие как зубные щётки, губки. РППС группы необходимо наполнить и другими полифункциональными материалами, например, шишками, различными крышками, ватными палочками, листьями деревьев, трубочками и др.
Исходя из анализа РППС группы, можно сделать вывод о том, что принципы организации художественно-эстетической РППС реализуются не в полной мере. В особенности, педагогам ДОУ необходимо обратить внимание на вариативность среды, обогащение РППС группы разнообразными материалами для рисования. Это будет способствовать развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Диагностический инструментарий для оценки уровня творческого воображения включал в себя: методика «Вербальная фантазия» (Р.С. Немов) [10]; методика «Дорисовывание фигур» (О.М. Дьяченко) [2]; методика «Рисунок» (Р.С. Немов) [10].
На основании психологических особенностей детей 6-7лет, предполагалось, что содержание компонентов развития творческого воображения не может быть представлено одинаково. Поэтому каждый компонент изучался нами отдельно.
Поиск эффективных путей и средств развития воображения в различных видах деятельности привел к следующему выводу - способность детей сочинять, придумывать, рисовать требует систематического и целенаправленного развития и основывается на развитии воображения, то есть создании образов новых на материале прошлого восприятия.
Методика Р.С. Немова «Вербальная фантазия» позволила выявить уровень воображения у детей старшего дошкольного возраста. С помощью данной методики, мы получили следующие данные: 15% экспериментальной и 30% контрольной группы относятся к высокому уровню развития. Отсутствие в двух группах таких уровней, как очень высокий, очень низкий. Так же было затруднение при составлении своего сюжета в рассказе.
В экспериментальной группе дошкольники рассказывали те сказки, с которыми они были знакомы: «Белоснежка и семь гномов», «Лиса и петушок», «Жадный Чик и кот Васька» и т.д. Затруднения возникали в повествовательности рассказа. Дети увлекались рассказом о чем то конкретном, после этого теряли связь в рассказе, путались, начинали с начала.
В контрольной группе дети также вспоминали те сказки, которые были прочитаны. Дти с низким уровнем обращались за помощью.
Дети со средним уровнем справились с заданием, описывая сюжет, теряясь в последовательности, но в целом рассказ получался насыщенным.
Используя методику «Дорисовывание фигур» (О.М. Дьяченко), мы определяли способность создавать оригинальные образы и уровень развития воображения детей старшего дошкольного возраста, мы получили следующие данные: 25% экспериментальной и 40% контрольной группы относятся к высокому уровню развития. При высоком уровне дети дают схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки, т.е. такие рисунки не повторяются в группе детей и самим ребёнком. Чаще всего фигура для рисования является центральным элементом рисунка.
Средним уровнем обладают: 40% экспериментальной и 45% контрольной группы. При среднем уровне дети дорисовывают большинство фигурок, однако, все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы.
К низкому уровню отнесено 35% экспериментальной
и 15% контрольной групп. При этом уровне у детей фактически не были выполнены задания, они не принимают задачу, поставленную перед ними, либо они рисуют рядом с заданной фигуркой что-то свое, или дают беспредметные изображения. Так же дети с низким уровнем развития воображения могут сделать схематичный рисунок с использованием заданной фигурки. В этом случае рисунки, как правило, примитивные, шаблонные.
По результатам в экспериментальной группе, можно сделать вывод, что у ребят были затруднения в ряде фигур со сломанными линиями, а также ряд квадратов. У семерых детей эти ряды с фигурами были незаконченными или изображены схематично. Просили помощи или подсказки. Аргументировали это тем, что они не могли представить, что они могут изобразить в итоге. Меньшие затруднения вызвала такая фигура, как круг. Многие дети изобразили животных.
Ярким примером создания оригинального образа можно считать Арину В. Она активно приняла участие и выполнила задания в каждом ряду, не испытывая затруднений, прорисовывала детали и наблюдалась оригинальность в изображении.
По результатам в контрольной группе, можно сделать вывод, что у ребят были затруднения в ряде фигур со сломанными линиями. У троих детей были пропущенные некоторые задания, к которым они не вернулись, чтобы закончить их. Аргументировали это тем, что они не могли представить, что они могут изобразить в итоге. Меньшие затруднения вызвала такая фигура, как круг. Многие дети изобразили животных, остальные изобразили предметы быта, например посуду.
С помощью третьей методики «Рисунок» (Р.С. Немова) мы определяли уровень развития воображения у детей старшего дошкольного возраста. Мы получили следующие данные: 10% экспериментальной и 25% контрольной группы имеют высокий уровень развития воображения. Обе группы не имеют таких показателей, как очень высокий и очень низкий уровни.
В экспериментальной группе у троих детей возникли затруднения. После повторного объяснения, с заданием справились все.
В контрольной группе не возникали затруднения у детей, при выполнении задания. Дошкольники изображали простые изображения, такие как домики, животные и растения. Дети с высоким уровнем развития воображения изображали необычные сюжеты, например город, подводный мир, детский сад и т.д.
Все дети с удовольствием приняли участие в выполнении задания. Девочки изображали девочек, принцесс, цветы - используя яркие и насыщенные цвета. У мальчиков были не менее интересные рисунки, на них изображалось: машины, ракеты, космос и т.д. Помимо этого, можно отметить, что были работы скудные на цвет, отсутствовала прорисовка деталей, преобладало схематичное изображение.
Необходимо провести ряд мероприятий по развитию воображения у детей, по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования.
После проведения анализа и поведения итогов анкетирования родителей, можно сделать вывод о том, что родители готовы сотрудничать с педагогами по развитию творческого воображения детей.
Таким образом, проанализировав все проведенные методики и анкетирование родителей в ходе констатирующего эксперимента, мы видим что, что у большинства детей старшего дошкольного возраста творческое воображение развито недостаточно, и преобладающим являются средний и низкий уровни его развития.
Работа с детьми на формирующем этапе исследования будет нацелена на знакомство с нетрадиционными техниками рисования, включение дидактических игр, методик рисования, рассматривание и беседы по произведениям искусства.
70
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 4(25)
педагогические науки
Также на формирующем этапе исследования предполагается работа с родителями и педагогами по развитию творческого воображения детей: проведение родительских собраний, семинары - практикумы, проведение ООД совместно с родителями, консультации, наглядно-стендовая информация. И обязательным условием мы считаем обновление развивающей, предметно-пространственной среды.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психол. очерк: кн. для учителя — М.: Просвещение, 2009. — 93 с.
2. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника— М.: Знание, 1986
— 50 с.
3. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника //Вопросы психологии. — 2008. - № 6. - С. 52-59.
4. Репина Т. А. Развитие воображения / Психология детей дошкольного возраста / под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. — М., 2014. — 342 с.
5. Скоробогатова А.И. Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство развития личности дошкольника в условиях реформирования системы образования // Карельский научный журнал. 2013. № 4 (5). С. 98-100.
6. Чикова И.В., Диль-Илларионова Т.В. Особенности развития наглядно-образного мышления у дошкольников и опыт его оптимизации в условиях дошкольного образовательного учреждения // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 340-343.
7. Левченко Т.В. Коллективное художественное творчество дошкольника как форма реализации развития сотрудничества у детей дошкольного возраста // Обучение и воспитание: методики и практика. 2013. № 3. С. 120-123.
8. Ремезова Л.А. Программно-методический комплекс «Развитие конструктивной деятельности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения»: опыт разработки и апробации //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 166-171.
9. Пантелеева Н.Г. Развитие творчества дошкольников в изобразительном деятельности в рамках новых требований к дошкольному образованию // Детский сад от А до Я. 2015. № 3 (75). С. 22-33.
10. Зайцева О.Ю. Условия развития образа я детей старшего дошкольного возраста // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 152-156.
11. Котлякова Т.А. Универсальные способы развития творчества дошкольников в процессе рисования // Начальная школа плюс До и После. 2013. № 6. С. 40-43.
12. Евдокимова М.М. Волшебные краски. Пособие для занятий с детьми по рисованию.-М.: Школьная Пресса, 2014. - 255 с.
13. Комарова Т.С. Детское художественное творчество: методическое пособие для воспитателей и педагогов: для работы с детьми 2-7лет — М.: Мозайка-Синтез, 2013. — 160 с.
14. Субботина Л. Ю. Развитие воображения у детей: популярное пособие для родителей и педагогов — Ярославль: Академия развития, 2013. — 240 с.
15. Фомин Л. Новые творческие технологии в дошкольном детстве / Дошкольное воспитание. — 2016. — № 11. — С. 54.
16. Шинкарёва Н.А., Евдокимова О.А. Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста // Материалы IV Международной научной конференции «Актуальные вопросы современной педагогики» (г. Уфа, ноябрь 2013 г.) 2013. С. 72-74.
17. Немов Р.С. Психология. Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2000. Кн.1.: «Общие основы психологии».
- 688 с.
Статья поступила в редакцию 28.10.2018 Статья принята к публикации 27.12.2018
Шинкарёва Надежда Алексеевна, Гавриленко Анна Анатольевна ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ...