ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА № 335 Июнь 2010
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
УДК 376.6
Е.В. Величко
НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ПСИХОМОТОРНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ В ДОМАХ РЕБЕНКА
Чтобы комплексная система оздоровления детей с нарушениями в развитии осуществлялась более эффективно и вписывалась в общий ритм работы домов ребенка, мы включили воспитательно-образовательный процесс в медицинские оздоровительные мероприятия. Внедряя нетрадиционные методы изображения в отдельные виды профилактических мероприятий, мы создаем благоприятные условия для физического и психического развития, эмоционального благополучия каждого ребенка, повышаем его познавательную активность.
Ключевые слова: нетрадиционное рисование; коррекция психомоторных нарушений; дома ребенка.
По мнению многих авторов, психомоторика - это сложное образование, объединяющее взаимосвязанные друг с другом двигательный, познавательный и эмоциональный компоненты (Е.А. Аркин, А.В. Запорожец, М.М. Кольцова [9], А.Н. Леонтьев, Н.М. Щелованов [2] и др.). В настоящее время хорошо изученными являются особенности психомоторного развития детей раннего возраста, особенности развития двигательной эмоционально-волевой сферы, познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Однако проблема психомоторного развития детей, воспитывающихся в стационарных учреждениях и имеющих интеллектуальную недостаточность, отражена в современной литературе неполно, что связано с относительно непродолжительным периодом ее изучения [1, 3-8, 10].
Основной контингент домов ребенка - это дети, имеющие последствия перинатальной энцефалопатии, которые могут выражаться в различных неврологических нарушениях. Помимо последствий органического поражения мозга, у многих отмечаются хронический тонзиллит, дискинезия желчных путей, астмоидный бронхит, хронический пиелонефрит, очень часты энурезы и пр.
У оторванного от родителей и помещенного в условия стационарного учреждения ребенка снижается общий психический тонус, нарушаются процессы саморегуляции, доминирует подавленное состояние. У него появляется чувство тревоги и неуверенности в себе, исчезает заинтересованное отношение к миру, ухудшаются эмоциональная регуляция, эмоциональнопознавательные взаимодействия и как результат тормозится интеллектуальное развитие.
У большинства детей в домах ребенка обнаруживается дисфункция двигательной сферы. Это выражается в плохой координации движений, низком уровне сформи-рованности пространственных представлений, ослаб-ленности речевого сопровождения деятельности. Вместе с тем эти дети способны принимать помощь, усваивать принцип действия, переносить его на аналогичные задания, что дает основание оптимистически относиться к проведению коррекционной работы с ними.
В контексте решения задач воспитания детей 34 лет в домах ребенка, имеющих проблемы в интеллектуальном развитии, психомоторику целесообразно рассматривать как ведущее для данного возраста новообразование, выступающее в виде триединства двигательного, познавательного и эмоционально-волевого
компонентов. Это обусловлено прежде всего тем, что у детей данного возраста с интеллектуальной недостаточностью на ранних этапах развития данное новообразование синкретично и лишь к старшему дошкольному возрасту его компоненты начинают обособляться.
Происходит это под влиянием взаимодействия биологических и социальных факторов, последние из которых начинают приобретать все большее значение.
Основным из социальных факторов успешного развития детей с психомоторными нарушениями является организованная в специализированных детских стационарных учреждениях коррекционно-воспитательная работа, поскольку лишь в специально созданных условиях они могут достигать оптимального для их уровня развития.
В специализированном Доме ребенка № 1 г. Астрахани в 2004-2008 гг. был проведен эксперимент, который еще раз доказал наличие тесной взаимосвязи между двигательным, познавательным и эмоциональным компонентами психомоторики у детей. В результате эксперимента была разработана обладающая высокой эффективностью система занятий, обеспечивающая психомоторное развитие детей с интеллектуальной недостаточностью.
Чтобы комплексная система оздоровления детей с нарушениями в развитии осуществлялась более эффективно и вписывалась в общий ритм работы домов ребенка, мы включили воспитательно-образовательный процесс в медицинские оздоровительные мероприятия.
Внедряя нетрадиционные методы изображения в отдельные виды профилактических мероприятий, мы тем самым создали благоприятные условия для физического и психического развития, эмоционального благополучия каждого ребенка. Другими словами, мы положительным образом повлияли на его познавательную активность и совершенствование адаптивных возможностей организма.
Задачи профилактики заболеваний, физического, психического и интеллектуального развития нашли свое отражение в работе всего педагогического коллектива в целом.
Проводя эксперимент, мы четко следовали советам и указаниям врачей. Они рекомендовали повысить двигательную активность ребенка, у которого имеются последствия поражения центральной нервной системы. Этим детям полезны упражнения, направленные на выработку координированных движений с произвольным
расслаблением скелетной и дыхательной мускулатуры. Для них полезны занятия танцами и спортом (бегом, плаванием и т.д.), которые способствуют снятию эмоционального и мышечного напряжения, развивают самообладание и контроль над эмоциями и движениями.
Для повышения активации двигательной деятельности необходимыми являются упражнения, имеющие высокий потенциал двигательной энергии, обогащающие знания ребенка о собственном теле, развивающие тактильную чувствительность. Данная работа, как правило, осуществима на занятиях по физической культуре. Однако мы предпочли работать в данном направлении на занятиях по изобразительной деятельности.
В ходе диагностирования, делая опору на коррекционные возможности изобразительной деятельности, мы выявили психомоторные нарушения у детей с интеллектуальной недостаточностью в домах ребенка и разработали рекомендации по их устранению. Наряду с занятиями изобразительной деятельностью мы использовали другие виды искусства, игры и оздоровительные мероприятия. Синтез искусств и оздоровительных мероприятий может быть схематично изображен следующим образом
Кроме того, известно, что ведущая роль в коррекции психомоторных нарушений принадлежит оздоровительным мероприятиям, одним из которых является закаливание. Общеизвестно, что закаливание - это приспособительные возможности организма к условиям внешней среды. Мы совместили закаливание с изобразительной деятельностью и вышли на создание своеобразной модели воздействия на развитие детей в условиях дома ребенка.
Физиологические изменения, происходящее в организме в период приспособления, положительно влияют на деятельность большинства органов (сердце, легкие и др.). Средствами закаливания являются, прежде всего, естественные факторы природы: воздух, вода, солнечная радиация. Положительный эффект закаливания может быть достигнут только при соблюдении следующих основных правил:
1. Постепенное увеличение силы раздражающего воздействия. Резкое использование раздражителей без предварительной подготовки может нанести вред. В нашем случае это касается постепенного перехода от кратковременных занятий по изобразительной деятельности в тени к более длительным на солнце. В том случае, если дети рисуют водой, то необходим переход от воды теплой к более холодной.
2. Учет индивидуальных особенностей каждого ребенка: состояние здоровья, физического развития и отношения его к закаливающим процедурам. Все занятия, включающие пребывание на солнце или гидропроцедуры, проходят только по показанию врачей, в их присутствии и с последующей оценкой.
Помимо оздоровительного эффекта, такие занятия влияют на формирование познавательной деятельности детей, их психическое развитие в целом, учат воспринимать тот или иной предмет, явление природы, животных и растения, а также помогают замечать изобразительно-выразительные средства (ритм, цвет, линию, композицию). Кроме того, они способствуют формированию творческих способностей.
Занятия рисованием в сочетании с гидропроцедурами исключают использование красок (кроме занятий граффити). Помимо того что малыши рисуют водой -самым простым и всегда доступным материалом, темы занятий им хорошо знакомы или же быстро и легко усваиваются. Поэтому все дети легко справляются с заданием, что создает необычайно радостное настроение, а главное - дает веру в себя. Этому способствует также использование на занятиях народных музыкальных композиций, направленных на побуждение активных действий. Самый излюбленный способ рисования у детей - это рисование ногами на мокром асфальте. В жаркий солнечный день во двор выносится несколько емкостей с водой, которая выполняет роль краски. Дети поочередно опускают в воду стопы и приступают к работе. Пройдя по прямой с разведенными в сторону носками и оставляя за собой мокрые следы, можно получить изображение дерева или куста, а если пробежать по кругу - луны. К тому же занятия могут служить одной из мер укрепления всего опорнодвигательного аппарата. Не будут они лишними и для детей с проблемой энуреза, поскольку ноги обладают особой чувствительностью.
Занятия рисованием ногами кратковременны. После них ноги насухо вытираются полотенцем и одевается обувь. В основном такие занятия проводятся в июне, когда летний сезон только набирает свою силу. Постепенно длительность хождения босиком увеличивается и детям предлагается новая техника рисования - «бутылочкой-брызгалкой». В крышке обычной пластиковой бутылки (0,5 л) просверливается отверстие, в которое вставляется трубочка (можно приспособить для этого верхнюю часть авторучки). В бутылочку набирается вода, и она плотно закрывается. Педагог в присутствии детей мелом рисует на асфальте жучков и паучков. Затем показывает игрушку-цыпленка, которая собирается охотиться на них. Малыш, держа бутылочки с «усовершенствованными» крышечками вниз, надавливая на них, тонкой струйкой воды закрашивает (прячет) насекомых, спасая их тем самым от врага. При сжатии бутылочки у детей формируется мелкая моторика, а выбор правильного направления струйки воды тренирует глазомер и координацию движений.
По-аналогии проводится занятие «Спрячь мышку от кошки». Вместо хаотично ползущих жучков педагог рисует на асфальте окружности с мышатами внутри. Затем он демонстрирует детям мягкую игрушку-кошку, которая пришла ловить мышей. С помощью тех же «бутылочек-брызгалок» малыши поливают изображение водой, только в этом случае задание усложнено тем, что окружность нужно закрасить полностью и аккуратно, не заходя за края.
Похожим можно назвать и занятие по поливке нарисованных на асфальте цветов. На этот раз цветы
должны быть нарисованы не мелом, как жучки, а устойчивой к воде краской. Ведь в случае с жучками мел под воздействием воды смывается и на асфальте остается только мокрое пятно, т.е. дети прячут жучков, делают их невидимыми. Цветы же, которые нарисованы за один или несколько дней до проведения занятия, могут несколько запылиться. И это очень хорошо, ведь когда дети начнут их поливать, они вновь станут яркими и красивыми. Желательно, чтобы цветы были четырех цветов: красного, желтого, синего и белого. Педагог предлагает каждому из детей: «Петя, полей желтые цветы. А теперь красные». Таким образом, на занятии одной из основных целей ставится закрепление цвета.
К концу июля - в начале августа от рисования на асфальте мы переходим к рисованию на вертикальной поверхности. Это может быть обычная школьная доска, на которой педагог рисует перед началом занятия животных, птиц или насекомых. Как и в предыдущем случае, краска не должна смываться. Раздав детям «бутылочки-брызгалки», педагог обращает их внимание на то, что сейчас очень жарко, а звери хотят пить и купаться; для этого нужно, чтобы пошел дождь, а его могут нарисовать только они. Прослушав объяснение педагога о том, как наносить изображение, малыши приступают к рисованию дождя. Рисование на вертикальной поверхности требует от них больших затрат сил и энергии. Размахивая бутылочкой в направлении от себя, необходимо ее как можно сильнее сдавливать, чтобы тонкие струйки воды ровными черточками (1-1,5 м) расположились на поверхности доски, напоминая ливень. Такое задание требует от детей больших физических усилий, одновременно знакомит с изобразительно-выразительными средствами, такими как ритм, линия, композиция.
В августе в занятия по изобразительной деятельности включается абсолютно новая техника изображения - рисование водой с помощью пульверизатора и трафарета. Вещество в баллончике должно быть абсолютно безвредным для здоровья малышей. Это может быть вода с добавлением в нее нескольких капель медицинской зелени. Ребенок удерживает левой рукой трафарет лягушки, гусеницы, бабочки, с которым он неоднократно встречался во время летних прогулок, а правой рукой работает пульверизатором. Техника хороша тем, что рисунки с помощью трафаретов, заранее продуманных и приготовленных педагогом, могут преобразить игровую площадку. Такие занятия способствуют созданию весьма симпатичной выставки рисунков. В отличие от рисунков ногами или при помощи «бутылочки-брызгалки», техника граффити позволяет малышам любоваться своими шедеврами продолжительное время.
Рисование водой способствует не только приобретению изобразительных умений и навыков, но и дает ребенку новые, раннее неизвестные знания об окружающем мире. Дети открывают для себя то, что вода имеет свойство быстро сохнуть под лучом палящего солнца. Их очень забавляет, что рисовать можно снова и снова, перебегая с одного места на другое и возвращаясь назад, чтобы восстановить рисунок. Когда дети увлечены работой, они вместо стены или асфальта обливают водой друг друга и это вызывает у них смех, радостное настроение, создает массу положительных эмоций.
Врачи отмечают, что дети уже со второго месяца систематичного рисования водой перестают отвечать катаральными заболеваниям верхних дыхательных путей на резкие изменения температуры внешней среды. При болезни ребенка рисование в сочетании с гидропроцедурами временно отменяется.
Необходимо отметить, что наши занятия - это только часть того комплекса закаливающих процедур, которые начинаются летом и длятся круглый год. Они не нарушают один из основных принципов закаливания -систематичность.
Проведенный эксперимент в условиях дома ребенка позволил сделать вывод о том, что внедрение некоторых видов нетрадиционных методов изобразительной деятельности в оздоровительные мероприятия несет в себе высокую эффективность. Основным критерием этой эффективности выступила положительная динамика в психомоторном развитии детей, а также развитие у них умений и навыков в разных видах деятельности.
Таким образом, при наличии специально организованного обучения детей у них повысился уровень представлений об окружающем мире, возникло понимание формы и величины, активизировалась работа руки, повлекшая за собой развитие речи и эмоционально-волевой сферы.
Серия занятий по изобразительной деятельности на открытом воздухе направлена на своевременное развитие движений и имеет большое воспитательное значение. Правильно организованная работа в данном направлении не только содействует развитию движений ребенка, но и способствует его общему физическому и нервно-психическому развитию, а главное - развитию творческой деятельности, в которой принимают участие ум (знание, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к прекрасному).
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
1. В определении подходов к работе по психомоторному развитию детей 3-4 лет в домах ребенка целесообразно опираться на глубокое понимание психомоторики, представляющей собой единство двигательного, познавательного и эмоционального компонентов.
2. Существует тесная взаимосвязь между всеми этими компонентами психомоторики, а также между каждым из них и умениями и навыками в разных видах деятельности. Их взаимное влияние друг на друга и взаимная обусловленность позволяют обосновать создание системы работы, направленной на психомоторное развитие детей в домах ребенка.
3. Экспериментом установлено, что чем ниже уровень интеллектуального развития детей 3-4 лет, тем дольше сохраняется нерасчлененность психомоторики, тем позднее наступает постепенное их обособление, что должно учитываться в построении коррекционноразвивающей работы в доме ребенка.
4. Также установлено, что необходимым условием достижения высоких результатов в развитии психомоторики дошкольников с интеллектуальной недостаточностью является длительное применение научно обоснованной системы работы.
5. Высокой эффективностью обладает комплексная система работы по психомоторному развитию дошко-
льников с интеллектуальной недостаточностью, основные элементы которой (направления, содержание, условия, средства и результативность) учитывают их возрастные, типологические и индивидуальные особенности.
6. Представленная система работы, в которой в качестве основного средства используются изобрази-
тельная деятельность, интегрированная с музыкальной и игровой деятельностью, обеспечивает не только достижение высоких результатов в плане собственно психомоторного развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью, но и способствует повышению эффективности формирования у них умений и навыков во всех видах деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967. 196 с.
2. Щелованов Н.М., АскаринаН.М. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях. М.: Медгиз, 1965. 346 с.
3. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Современное состояние вопросов о лечении синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей //
Детский доктор. 1999, декабрь. С. 21-23.
4. Брязгунов И.П., Гончарова О.В., Касатикова Е.В. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей: протокол лечения // Российский
педиатрический журнал. 2001. № 5. С. 34-36.
5. Величко Е.В. «Обучаясь - лечусь»: Реабилитационная программа по изобразительной деятельности в специализированных домах ребенка.
Астрахань: АИПКП, 2008. 128 с.
6. Григорьева Г.Г., КочетоваН.П. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до 3 лет. М.: Просвещение, 2000. 256 с.
7. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред. Е.А. Стребелевой. М.: Полиграфсервис, 1998.
8. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1980. 160 с.
9. КольцоваМ.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М.: Педагогика, 1973. 143 с.
10. Состояние здоровья детей 2-9 лет с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, прогнозирование, диагностика, профилактика и коррекция его нарушений / Под ред. Л.В. Посиевой. Иваново, 2002.
Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 21 марта 2010 г.