ИЗО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Работа представлена кафедрой логопедии Московского городского педагогического университета.
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Е. А. Екжанова
В статье рассмотрено влияние занятий продуктивными видами деятельности на формирование и развитие отдельных познавательных функций у ребенка дошкольного возраста, а также описаны этапы развития восприятия, наглядно-образного мышления, памяти, воображения.
The article dwells upon the artistic activity as a age children.
Успешное обучение ребенка в школе невозможно без достаточного развития таких психических процессов, как восприятие, память, мышление, внимание. Ранний возраст ребенка (от года до трех лет) является сенситивным для интенсивного развития всех познавательных процессов. В это время активно обогащается восприятие, совершенствуются память, внимание, формируется мышление, развивается двигательная сфера. В раннем возрасте начинают складываться новые виды деятельности, которые достигают развернутых форм за пределами этого возраста и начинают определять психическое развитие ребенка. Это предметная деятельность, игра и продуктивные виды деятельности, такие как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Предметная деятельность играет ведущую роль в развитии детей раннего возраста. В связи с ее бурным развитием в этом возрасте у детей возникают предпосылки к овладению рисованием, которое в дошкольном возрасте превращается в особый
вид деятельности - изобразительную дея-1
тельность .
Изобразительная деятельность является первым продуктивным видом деятельности ребенка и помогает ребенку передать свои впечатления об окружающем его мире на бумаге, в глине или других материалах.
Малыши учатся наносить карандашом
штрихи на бумагу, создавать каракули, и
постепенно они осознают то, что рисунок
может изображать те или иные предметы,
т. е. происходит усвоение изобразительной
2
функции рисования . Ребенок раннего возраста в первую очередь увлечен процессом рисования, процессом появления линий, каракуль или закорючек. Чаще всего ребенок воспроизводит четко выраженные каракули. Это прямые короткие линии (горизонтальные или вертикальные), точки, галочки, спиралеобразные линии. На этой
means of cognitive functions development in early-
стадии рисования ребенок манипулирует изобразительными материалами, исследует оставляемые следы и совершенно не пытается увидеть в них предметы и образы. Этот период деятельности в рисовании называется доизобразительным. Переход ребенка к стадии изображения включает две четко различающиеся фазы: узнавание предмета в случайном сочетании линий и намеренное изображение. Этот переход происходит быстрее, если взрослый участвует в процессе освоения нового для ребенка вида деятельности.
Рисование напрямую связано с важнейшими психическими функциями - восприятием, моторной координацией, речью и мышлением. Занятие рисованием способствует развитию каждой из этих функций и одновременно согласовывает их между собой, помогает ребенку упорядочить новые бурно усваиваемые знания.
Рассмотрим влияние занятий продуктивными видами деятельности на формирование и развитие отдельных познавательных функций у ребенка.
В первую очередь изобразительная деятельность влияет на совершенствование такого познавательного процесса, как ощущение. Развитие ощущений у ребенка связано с его разнообразной, интересной и активной творческой деятельностью. Изобразительная деятельность предоставляет для этого очень большие возможности. Во время рисования малыш знакомится с разными изобразительными материалами, их свойствами. Уже в младенческом возрасте (с 6 месяцев) можно предложить рисование пальчиковыми красками. Вместо готовых пальчиковых красок можно использовать крахмал, закрашиваемый пищевыми красителями. После пальчиковых красок и красок из крахмала можно познакомить детей с краской из теста (смешивается мука, соль и вода в равных пропорциях), которая так-
же хорошо закрашивается пищевыми красителями. Краска из теста фактурная, ее можно готовить вместе с малышом. При этом процесс создания этой «волшебной» краски не менее увлекателен, чем процесс рисования. Наносить такую краску можно как руками, так и ватными палочками, лопаточкой, вилкой и любыми другими подручными материалами. Кроме рисования, дети также очень любят заниматься с пластичными материалами. Детям до года и второго года жизни в первую очередь можно предложить соленое тесто, которое также можно закрашивать пищевыми красителями.
В окружающем нас мире существуют не отдельные свойства сами по себе, а предметы, вещи, явления. Поэтому на основе ощущений строится познавательный процесс более высокого уровня - восприятие. Оно является основой мышления, практической деятельности человека (как взрослого, так и ребенка). Восприятие ребенка раннего возраста носит непроизвольный характер. Ребенок пока еще не умеет управлять своим восприятием, не может самостоятельно анализировать тот или иной предмет. В предметах окружающей действительности малыш замечает то. что ярко выделяет их на фоне других предметов: окраску, величину, форму. Наше восприятие характеризуется целостностью. Однако, воспринимая целое, ребенок плохо схватывает детали. Восприятие детей обычно связано с практическим
оперированием соответствующими предме-
3 Л*
тами . Малышу надо прикоснуться к предмету, потрогать, пощупать, помани-пулировать с ним, чтобы создать целостный образ предмета. Развитие восприятия в раннем возрасте определяется тремя параметрами - перцептивными действиями, сенсорными эталонами и действиями соотнесения. И именно в процессе изобразительной деятельности развиваются и совершен-
4
ствуются эти параметры .
Первичным звеном на пути к становлению изобразительной деятельности являет-
ся двигательно-осязательный опыт ребенка, накапливаемый им в процессе предметно-практической деятельности. Манипулирование с предметами развивает и обогащает восприятие малыша. Со стороны взрослого необходима поддержка в виде специально организованной предметноразвивающей среды и стимулирующего взаимодействия. Важно, чтобы взрослый озвучивал деятельность малыша: называл цвета, пытался увидеть в линиях и каракулях реальные предметы и явления окружающей действительности («дорожка», «мячик», «солнышко» и т. д.). Такое внимание взрослого будет побуждать ребенка к совместному творчеству, к созданию узнаваемых образов и к целенаправленной деятельности.
В раннем возрасте также начинается формирование сенсорных эталонов - вначале как предметных (появляющихся уже к концу младенчества), которые, постепенно обобщаясь, переходят на уровень сенсорных. Сначала представления о форме или цвете связаны у ребенка с конкретным предметом (круглый мяч, желтое солнышко). Постепенно это качество обобщается, отрывается от предмета и становится обобщенным эталоном - цвета, формы, размера. Именно эти три основных эталона формируются у детей к концу раннего возраста.
Второй год жизни - это сенситивный период накопления и развития сенсорного опыта ребенка, поэтому очень важно создать необходимые для этого условия. В. С. Мухина отмечает, что нельзя ограничивать ребенка двумя-тремя формами и тре-мя-четырьмя цветами. Исследования показывают, что ребенок третьего года жизни вполне может усвоить представления о пяти-шести формах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник) и восьми цветах (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый, черный).
Чтобы ребенок усваивал название цвета, в ходе занятий по рисованию и лепке не
стоит пытаться знакомить его с большим количеством названий сразу. Лучше взять два названия контрастных цветов. Взрослый многократно называет эти цвета в процессе совместного рисования или лепки с ребенком, и при этом малыш запоминает, что существует слова - названия цвета. Конечно же, ребенок не запомнит эти слова сразу и не соотнесет их с определенным эталоном, этот процесс длительный. Некоторые дети уже легко осваивают сенсорные эталоны цвета к двум годам, большинство -к трем годам жизни, а для некоторых детей этот процесс может вызывать затруднения и в дальнейшем.
Наряду со зрительным восприятием в раннем детстве развивается новый вид восприятия - восприятие пространства. Ребенок переходит к более сложным изображениям, которые состоят из нескольких деталей: домик, солнышко, лесенка и т. д. Для развития пространственного восприятия очень важно опираться на такие виды продуктивной деятельности, как конструирование и лепка. В процессе целенаправленного создания образа из нескольких деталей ребенку надо учитывать соотнесение частей предмета между собой. В рисовании и аппликации данное соотнесение дети часто не учитывают, они могут переставить детали местами и быть убежденными, что все сделано правильно. Например, дети очень часто рисуют или приклеивают крышу дома под домом, сбоку от домика или сверху, но перевернув треугольник на острие. Для того чтобы легче усваивалось пространственное соотнесение деталей предмета, важно дать ребенку возможность обследовать предмет с помощью наглядно-действенных способов исследования. Потом лучше сконструировать предмет, например, из кубиков или конструктора. При этом ребенок не сможет поставить крышу неправильно, так как конструкция не будет держаться. Занятия по лепке также способствуют развитию пространственного восприя-
тия, так как лепные фигуры имеют объем, детали предметов также располагаются в определенной относительности друг к другу. Для малыша всегда понятнее и ближе изображение в объемном виде, так как проекция его на плоскость требует определенного уровня абстрактного мышления. К тому же дети очень любят обыгрывать лепные поделки. Развитие восприятия пространства, знакомство с пространственными свойствами предметов с помощью глаза и ориентировочно-исследовательских движений рук являются вторым этапом развития восприятия.
Для развития тактильного восприятия важно знакомить детей с различными изобразительными материалами: пальчиковые краски, краски из крахмала, краска из муки, гуашь, темпера, соленое тесто, глина, пластилин и т. д. В создании некоторых из этих материалов должен поучаствовать и сам малыш.
Развитие восприятия находится в тесной связи с развитием мышления ребенка. На протяжении дошкольного возраста мышление ребенка существенно меняется: он овладевает новыми способами мышления и умственными действиями. Это развитие происходит поэтапно, и каждый предыдущий уровень необходим для развития последующего. В раннем возрасте (примерно к двум с половиной годам) мышление развивается от наглядно-действенного к образному. Наглядно- действенное мышление формируется к концу первого года жизни и является ведущим видом мышления до 3,54 лет. Наглядно-образное мышление начинает формироваться в 2,5-3 года и становится ведущим к 6-6,5 года5.
Таким образом, ведущим видом мышления в раннем возрасте является наглядно-действенное мышление. Для развития его очень важна роль взрослого, который показывает ребенку, на что нужно обратить внимание, помогает выделять наиболее существенные признаки изображаемых пред-
метов, выделять детали, сравнивать изображаемый предмет с другими и т. д. Прежде чем нарисовать, вылепить или сконструировать предмет, малыш должен обследовать его, выделить определенные свойства, признаки, сравнить этот предмет с другими, найти общее и отличия. Все это способствует развитию таких операций мышления, как сравнение, анализ, синтез, обобщение, конкретизация. Безусловно, эти операции находятся пока в примитивном состоянии, но именно в раннем возрасте важно заложить фундамент дальнейшего их развития.
Занятия продуктивными видами деятельности с детьми раннего возраста также способствуют развитию особенностей памяти, совершенствуют у ребенка способы запоминания различной информации. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией и конструированием способствуют накоплению графических символов, образов у ребенка.
Именно мнемоническая функция обеспечивает формирование зрительного образа. Его опознание возможно только на основе следов памяти. Малыш «узнает» в сочетании штрихов тот или иной объект, сигнифицирует его и персонализирует . Усваивая определенные сенсорные эталоны, ребенок пытается запомнить их и использовать в дальнейшей деятельности. При занятиях изобразительными видами деятельности одновременно действуют зрительные,
двигательные, слуховые и тактильные анализаторы, которые включают в работу различные виды памяти одновременно (двигательную, зрительную, тактильную и слуховую).
Так как дети получают удовольствие от процесса и результатов своей «художественной» деятельности, происходит интенсивное развитие эмоциональной памяти малышей, а это одно из самых важных свойств детской памяти.
В конце второго - начале третьего года жизни начинает развиваться воображение ребенка. Такие виды деятельности, как конструирование, лепка и рисование, способствуют развитию как воссоздающего (репродуктивного), так и творческого (продуктивного) воображения детей. Очень важно учитывать тот факт, что детям нужна внешняя опора для создаваемых ими образов. Поэтому взрослому при организации занятий изобразительной деятельностью важно использовать в качестве образцов игрушки, картинки с предметами, которые планируется нарисовать или вылепить.
Таким образом, становление изобразительной деятельности выступает как определенная сторона процесса психического развития ребенка, не сводимая к проявлению какой-либо одной психической способности. Она имеет синтетический характер. Это процесс совершенствования и развития многих психических процессов одновременно: восприятия, мышления, памяти и речи.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Мухина В. С. Детская психология / Под ред. Л. А. Венгера. М.: Просвещение, 1985. С. 87.
2 Там же. С. 88.
Тихомирова Л. Ф. Я открываю мир: развитие познавательных способностей детей. Екатеринбург: У-Фактория, 2006.
4
Екжанова Е. А. Изобразительная деятельность в воспитании и обучении дошкольников с разным уровнем умственной недостаточности. СПб.: Сотис, 2002. С. 12.
Детская практическая психология / Под ред. Т. Д. Марциновской. М.: Гардарики, 2005. Екжанова Е. А. Указ. соч. С. 13.