ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ И ПСИХОМОТОРНЫХ НАРУШЕНИЙ ДЕТЕЙ В ДОМАХ РЕБЕНКА
Е . В . Величко, Д.В . Райский1
Обсуждаются проблемы двигательного развития воспитанников Дома ребёнка. Особое внимание уделяется осуществлению системы оздоровления детей с нарушениями в развитии путём совмещения воспитательно-образовательного процесса и некоторых медицинских оздоровительных мероприятий. Показаны некоторые результаты исследования развития двигательных способностей детей в Доме ребёнка.
Ключевые слова: двигательное развитие, Дом ребёнка.
The problems of the motor development of pupils orphanage. Special attention is paid to the implementation of rehabilitation of children with developmental disorders by combining educational and educational process and some of the medical health measures. Shows some of the results of studies of the development of motor abilities of children in the orphanage.
Key words: motor development, orphanage.
В настоящее время проблема детей, оставшихся без попечения родителей, приобретает особое значение в связи с социальным кризисом, ведущим к изменению нравственного и материального благополучия населения. Поэтому Дома ребёнка не исчезают, а численность детей в них постоянно растёт.
По данным статистики, на сегодняшний день более 80% детей поступают в Дома ребёнка из неполных семей, 10% воспитанников составляют дети от несовершеннолетних матерей, 35-40% — дети от родителей, страдающих алкоголизмом, 24% — от родителей, находящихся в местах лишения свободы, до 3,5% — от родителей-наркоманов и ВИЧ-инфицированных [13].
1 Величко Елена Владленовна - аспирантка кафедры педагогики и предметных технологий Астраханского государственного университета. Эл. почта: [email protected]
Райский Дмитрий Валериевич - кандидат медицинских наук, ассистент кафедры поликлинической педиатрии с курсом семейной медицины Астраханской государственной медицинской академии. Эл. почта: [email protected]
Подавляющее большинство воспитанников Домов ребенка имеют патологию уже при рождении. Основной контингент специализированных Домов ребенка — дети с последствиями перинатального повреждения центральной нервной системы различного генеза. У многих из этих детей отмечается одно или несколько сопутствующих заболеваний или состояний, мешающих нормальному развитию. У ребенка с депривацией родительского внимания, помещенного в условия стационарного учреждения, снижается общий психический тонус, нарушаются процессы саморегуляции, доминирует подавленное состояние [3]. У него появляется чувство тревоги и неуверенности в себе, исчезает заинтересованное отношение к миру, ухудшаются эмоциональная регуляция, эмоционально-познавательные взаимодействия и впоследствии тормозится интеллектуальное развитие.
Известно, что непременным условием психического развития детей прежде всего является состояние их физического здоровья, так как оно во многом определяет их познавательную активность. Большинство учёных в области медицины, педагогики и психологии одним из важных аспектов социализации ребёнка с интеллектуальной недостаточностью считают нормализацию его физического состояния [1; 4; 5; 14].
Во многих работах отмечается, что у большинства детей с задержкой психического развития (ЗПР) наблюдаются нарушения формирования двигательных навыков различной степени выраженности [9-11]. Эти нарушения, как показала практика, в наибольшей степени отягощаются проявлениями госпитализма2.
Анализ программных и методических материалов по физическому воспитанию детей дошкольного возраста [3; 13-15, 18; 19] и организация этого процесса на практике в течение 10 лет позволяют нам сделать вывод о том, что главное внимание в процессе рекомендуемых этими программами занятий уделяется обучению детей основным движениям (ходьба, бег, упражнения в равновесии, лазанье, прыжки, метание), а доля внимания к развитию физических качеств (выносливость, быстрота, сила, гибкость и ловкость) воспитанников домов ребёнка оказывается чаще всего необоснованно занижена. В результате дети не получают достаточной физической нагрузки, обладающей тренирующим воздействием и влияющей на развитие их физических качеств и повышение уровня здоровья. Такие методические приёмы можно объяснить страхом причинения вреда, поскольку пороги переносимости и тренирующие уровни физической нагрузки для детей раннего и младшего дошкольного возраста исследованы недостаточно. Результатов комплексных исследований двигательных способностей детей раннего и преддошкольного возраста с задержкой психического развития, проживающих в условиях родительской депривации, в мо-
2 Госпитализм - совокупность психических и соматических расстройств, обусловленных длительным пребыванием ребёнка в больничном стационаре в отрыве от близких людей и дома [12, с. 76].
нографических работах и периодических изданиях мы не обнаружили. Вместе с тем исследования, посвящённые развитию детей раннего и младшего дошкольного возраста, свидетельствуют о том, что адаптационные возможности детского организма к физической нагрузке в этом плане весьма велики [7; 17].
В исследовании, проводимом на базе ГУЗ АО «Специализированный дом ребенка № 1» г. Астрахани в период с 2007 по 2009 г., мы руководствовались мнением В. Г. Фролова и Г. П. Юрко о том, что более высокий уровень развития физических качеств позволяет значительно повысить адаптационные возможности функциональных систем организма, создать благоприятные условия и предпосылки для гармоничного физического и психического развития ребенка [17].
Основная цель нашей работы — разработка комплексной программы коррекции двигательных нарушений воспитанников Дома ребёнка.
В конечную задачу исследования входила экспериментальная проверка эффективности методики комплексного развития двигательных качеств у детей 3-4 лет в режиме работы дома ребёнка и создание методических рекомендаций и указаний для воспитателей и инструкторов лечебной физкультуры в названном учреждении.
Общеизвестно, что для повышения двигательной активности необходимы упражнения, имеющие высокий потенциал двигательной энергии, обогащающие знания ребенка о собственном теле, развивающие тактильную чувствительность. Данная работа, как правило, осуществима на занятиях по физической культуре [14]. Мы предпочли работать в этом направлении на занятиях по изобразительной деятельности.
Критерии оценки уровня физической подготовленности. Потребность в разработке критериев оценки уровня физической подготовленности воспитанников дома ребёнка появилась в результате анализа многолетних наблюдений за развитием физических качеств детей младшего дошкольного возраста, сравнения итогов тестирования с рекомендациями Министерства здравоохранения и требованиями «Программы обучения и воспитания детей в доме ребёнка» (1987).
Повышение внимания к развитию физических качеств потребовало более дифференцированной оценки их уровня.
Педагогические исследования, начатые в 2007 г., дали возможность собрать достаточно большой фактический материал по использованию различных тестов для оценки уровня физической подготовленности детей 3-4 лет. Анализ литературных источников по данному вопросу позволил составить комплекс тестов, характеризующих развитие основных двигательных качеств, и рассчитать оценочные показатели уровня физической подготовленности для воспитанников дома ребёнка: бег на 10 м определяет скоростные способности;
прыжки по квадратам, (проба Ромберга пяточно-носочная) и И2 (проба Ромберга «Аист») — координационные способности; бег без учета времени и бег на 90 м на время определяют общую выносливость в разных режимах: аэробном и аэробно-анаэробном; вис, поднимание прямых ног, поднимание туловища за 30 с определяют силовые возможности разных мышечных групп; прыжок в длину с места — скоростно-силовые возможности [6; 17; 18]. Оценка уровня физического развития осуществлялась по 5-балльной системе; низкий уровень — 1, ниже среднего — 2, средний — 3, выше среднего — 4, высокий — 5 баллов. В ходе диагностирования были выявлены многочисленные двигательные нарушения у воспитанников домов ребенка в возрасте 3-4 лет и разработаны рекомендации по их устранению.
Методика комплексного развития физических качеств. Принятая в настоящее время в домах ребёнка методика физического воспитания, как уже отмечалось, ориентирована на обучение основным движениям. Перенос акцента на развитие двигательных качеств требует иного подхода к планированию и построению воспитательного процесса. Развитие двигательных качеств у детей 3-4 лет имеет свои особенности, обусловленные возрастом детей, состоянием здоровья, продолжительностью и количеством занятий, а также условиями, в которых они проводятся.
В основу разработанной экспериментальной методики развития двигательных качеств положены комплексный подход и принцип избирательного воздействия на ту или иную форму проявления качества.
Кроме двух основных еженедельных учебных занятий физическими упражнениями, проводимых через два дня, организуются четыре дополнительных внеурочных занятий: прогулка, закаливание, занятия по изобразительной деятельности. Продолжительность, интенсивность учебных занятий и двигательных прогулок предполагается одинаковой: 2,5-3 года — 10-15 мин, 3-4 года — 15-20 мин. Каждое занятие и двигательная прогулка проводятся по стандартной схеме, состоящей из трех частей: вводно-подготовительной, основной и заключительной, при соблюдении педагогических и физиологических принципов.
Педагогический и медицинский контроль, проводимый в процессе занятий, показал, что такая физическая нагрузка адекватна физиологическим возможностям организма ребенка данного возраста и не вызывает переутомления.
При разработке методики предполагалось, что основными базовыми двигательными качествами должны быть выносливость, способность сохранять равновесие, гибкость, способность к реагированию, моторная асимметрия, поддержание максимального темпа движений, точность управления движениями в пространстве. Правомерность такого подхода подтверждается научными исследованиями [16 и др.], которые показывают, что использование в процессе физического воспитания детей 3-4 лет упражнений, направленных
на развитие названных качеств, значительно повышает уровень физической подготовленности и способствует гармоническому развитию личности.
В исследовании Г. Д. Григорьева немаловажную роль играют упражнения, способствующие развитию статического и динамического равновесия [2]. Руководствуясь его выводами, мы включили физические упражнения в занятия изобразительной деятельностью 3-4-летних воспитанников дома ребёнка и синтезировали их с другими видами искусства (музыкой, фольклором), играми и оздоровительными мероприятиями (закаливание, гидропроцедуры, массаж, лечебная гимнастика и т. д.). На этой основе коллективом врачей и педагогов Специализированного дома ребенка № 1 была разработана реабилитационная программа по изобразительной деятельности, эффективность которой подтвердили результаты наблюдений.
Помимо оздоровительного эффекта и развития двигательных качеств такие занятия положительно повлияли на формирование познавательной деятельности детей, их психическое развитие. Они научились правильно воспринимать предметы окружающего их мира, явления природы, животных и растения, стали различать изобразительно-выразительные средства (ритм, цвет, линию, композицию). Занятия оказали благоприятное воздействие на формирование творческих способностей воспитанников.
По утверждению В. Т. Кудрявцева, «изобразительная деятельность зарождается на пересечении различных линий психического развития. Одна из них — линия речевого развития. Но за линией речевого развития здесь отчетливо просматривается другая — исходная, базовая генетическая линия — линия двигательного развития ребенка» [8, с. 96]. Именно моторная составляющая изобразительной деятельности в должной мере не учитывается существующими подходами к ее формированию. Исключение составляет лишь мелкая моторика, которой по понятным причинам придается особое значение. Однако моторные компоненты имеют в изобразительной деятельности, по мнению В. Т. Кудрявцева, «значительно более широкое представительство» [8, с. 96]. На наших занятиях в построении и воплощении художественного образа участвовало все тело ребёнка. При этом осмысленное телесное движение являлось самым ценным моментом изобразительной деятельности.
На протяжении всего исследования особое внимание уделялось развитию у ребёнка способности эмоционально переживать своё продуктивное действие, состояние выполняющего его органа (органов) и одновременно выражать через действие собственные переживания и чувства. Дети учились «слушать» свои руки, всё тело в моменты создания и «опредмечивания» образа. Для этого использовались методики «вхождения» в целостное психосоматическое состояние, аналогичное тому, что практикуется в процессе развития культуры движений и оздоровительно-развивающей работы. Тело в эти моменты было достаточно подвижно: дети принимали разнообразные позы, иногда притан-
цовывали, живой характер носила их мимика. Главенствующую роль тут играли кинетические (исходящие от движущихся органов) ощущения. Дети помогали себе рисовать не только движением, но и голосом.
Наряду с этим применялись самые различные орудия изобразительной деятельности (рисования). Дети рисовали не только карандашами, кистями или мелками, но и другими предметами, которые хоть как-то приспособлены для этого: деревянными палочками, веничком, катком, пальцами и ладонями (данные виды рисования сейчас широко распространены в дошкольных учреждениях), посредством ног, оставляющих следы, языка, носа, дыша на холодное стекло и т. п. Они овладевали простейшими приёмами монотипии (техники графического оттиска). В качестве материала, на который наносились рисунки, помимо бумаги использовались песок, глина, стекло, некоторые бытовые вещи и даже тело ребёнка. Функцию красок выполняла вода, детский крем, песок, рассыпаемый по поверхности дощечки, фруктовые соки и пр.
Часть занятий проходила на свежем воздухе. В летний период дети рисовали мокрыми ногами на асфальте, на стене с помощью бутылочки-брызгалки или пульверизатора. Большое внимание уделялось рисованию на асфальте мелом. Рисуя на корточках, ребёнок перемещался с одного места на другое, чем тренировал опорно-двигательный аппарат и мышцы ног. Работа в данном направлении продолжалась на протяжении всего года.
Следует отметить, что, начиная с ноября, из-за погодных условий прогулки на свежем воздухе становятся значительно короче. Сокращение времени прогулок или их полное прекращение негативно сказывается на состоянии здоровья детей. Именно зимой у них наблюдается снижение резистентности с обострением хронических заболеваний, учащением респираторных заболеваний верхних дыхательных путей. Во избежание перечисленных негативных последствий зимней гиподинамии мы продолжали закаливающие мероприятия и проведение занятий по изобразительной деятельности на свежем воздухе. Занятия в специально отведенных для этого местах позволяли не только продлевать время прогулок, но и делали их более приятными.
Как уже было отмечено, рисование стопами ног является одним из эффективных средств коррекции двигательных нарушений. В учебный процесс наших занятий включались элементы корригирующей гимнастики, способствующей профилактике нарушений осанки, косолапости и плоскостопия.
Рисование ногами на снегу возможно, как это видно из самого названия, только при наличии снега, на котором отчетливо отпечатываются детские следы. Участок, на котором проводились занятия, оформлялся различными фигурами из древесно-волокнистых панелей (ДВП), игрушками, камнями и т. д. Одним из основных требований к оформлению площадки для занятий была безопасность: обеспечивалась ровная, гладкая поверхность построек, без острых выступов, углов, чтобы избежать травматизма. Все фигуры явля-
лись функциональными. Они помогали не только рисовать, но и отрабатывать такие виды движений, как прыжки, лазание, ползание. Маршрут траектории передвижения ребенка по площадке был разработан с учетом комплексов движений и элементов лечебной гимнастики для профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата.
Основное условие работы с детьми этого возраста — её организация в игровой форме. На занятиях, проводимых в преддверии новогодних праздников, детям поручали наряжать дерево — они с интересом развешивали геометрические фигуры из картона на сосну, растущую на участке, и лишь затем раскрашивали эти фигуры непосредственно на дереве разведенными до консистенции густой сметаны красками четырех основных цветов. При этом ребёнку приходилось приложить массу усилий, чтобы дотянуться или допрыгнуть до нужной ветки, но интерес к работе помогал достичь желаемого результата почти всегда.
На других тематических занятиях детям предлагались большие фигуры сказочных персонажей из древесно-волокнистых панелей, некоторые детали которых необходимо было закрасить (белые заплатки на одежде). В этом случае ребёнку приходилось рисовать на корточках, взбираться на возвышенность или подпрыгивать. В проведение занятий включали соревновательный компонент, чтобы задание выполнялось с учётом времени, а игра способствовала развитию у детей способности поддерживать максимальный темп движения и структурировать время. Необходимо отметить, что организация занятий в такой форме успешно способствовала развитию у детей как координационных и двигательных, так и сенсорных способностей, поскольку помимо знакомства с геометрическими формами закреплялось и знание цвета, хотя главная цель руководителя изобразительной деятельности (воспитателя) на таких занятиях — обучение детей навыкам работы широкой кистью.
Элемент новизны привнесло рисование (раскрашивание объектов) краской без воды, поскольку использование воды на занятиях допустимо в условиях, исключающих переохлаждение детей — в приспособленных для рисования помещениях. На открытых площадках использование воды возможно только в летнее время, поэтому в сезон холодов на всех занятиях по изобразительной деятельности на открытом воздухе мы использовали рисование без воды. Специально подготовленная для занятий, доведенная до кашицеобразной консистенции гуашь толстым слоем ложилась на поверхность картона и почти не впитывалась. На таких занятиях дети работали только в перчатках и варежках. Это несколько сковывало их движения, но имело свои положительные стороны, так как способствовало развитию мелкой моторики пальцев рук, тренировало захват.
Наибольшая двигательная активность была характерна для занятия, на котором дети ловили «солнечного зайчика» ладонью с заранее нанесённой на неё
краской. На этом занятии дети одновременно и развлекались, знакомились с совершенно новым для них свойством солнечного света, развивали способность к реагированию.
На других занятиях у детей развивали способность к словесной регуляции движений. Руководитель диктовал один из способов действия, а дети, внимательно слушая, наносили кистью с белой краской точки, мазки и штрихи на крышу картонного макета домика. Такое занятие не представляет особой сложности для детей. Знакомясь с явлениями природы и новыми способами изображения, они замечали, что узор из точек, мазков и штрихов постепенно преображается в ровное белое покрытие, подобное образцу на иллюстрации. Занятие завершалось хороводом или танцем вокруг макета.
С явлением природы и свойствами воды воспитанников знакомили занятия с использованием природного материала. Сначала дети в помещении подкрашивали воду в небольших ёмкостях и выставляли на мороз. На следующий день, когда вода уже успевала основательно замерзнуть, они извлекали из ёмкостей цветной лёд и во время прогулки выкладывали на дорожках участка различные геометрические фигуры. На таком занятии ребёнку задавалась исходная установка — выкладывать дорожку только наклоняясь, не присаживаясь на корточки. Установка направлена на формирование правильной осанки, укрепление мышц спины, увеличение гибкости позвоночника и профилактику плоскостопия. Помимо гимнастических задач, детям давались задания на тренировку тактильного восприятия: предлагалось дотронуться до льдинок ладонью, сравнить холод льдинки с чем-нибудь теплым, например, с бутылкой, наполненной теплой водой. Дети сначала касались пальцами руки, ладонью холодных льдинок, затем — теплой бутылки, сравнивали ощущения. Все проводимые с детьми занятия прямо и косвенно были направлены также на формирование следующих линий развития: понимание речи взрослого, развитие активной речи, овладение навыками действий с предметами, расширение объема активных движений, приобретение навыков самостоятельности, расширение рамок сенсорного восприятия. Также они нивелировали неблагоприятное воздействие депривации внимания, дефицита педагогического воздействия, затяжной и тяжелой адаптации со снижением резистентности.
Нами было установлено, что 60% детей уже со второго месяца систематичного рисования на свежем воздухе в зимний период перестают отвечать катаральными нарушениями верхних дыхательных путей на резкие изменения температуры внешней среды. Занятия способствовали тренировке дыхательной мускулатуры, увеличению экскурсии грудной клетки и диафрагмы, улучшению кровообращения. Необходимо отметить, что наши занятия — лишь часть круглогодичного комплекса закаливающих процедур и не нарушают ни одного из принципов закаливания, предложенных Г. Н. Сперанским: этап-ности, систематичности, повторяемости, постепенности увеличения закалива-
ющих процедур, положительного эмоционального отношения к закаливанию, формирования осознанной необходимости закаливания.
Проведенные нами исследования в условиях Дома ребенка показали, что внедрение некоторых видов нетрадиционных методов изобразительной деятельности в оздоровительные мероприятия несёт в себе высокую эффективность. Основные критерии этой эффективности — положительная динамика в оздоровлении детей, в их психомоторном развитии, в развитии умений и навыков по разным видам деятельности. При наличии специально организованного обучения детей можно добиться повышения уровня представлений об окружающем мире на 23%, понимания формы и величины — на 56%, активизации работы руки — на 75%, а также ускорения темпов развития речи и эмоционально-волевой сферы. Правильно организованная работа в данном направлении не только содействует развитию движений ребенка, но и способствует его общему физическому и нервно-психическому развитию, а главное, развитию творческой деятельности, в которой принимают участие ум (знание, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувства (любовь к прекрасному).
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.
1. Разработанная программа учитывает: специфические особенности мо-торно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития детей 3-4 лет; их ведущие мотивы и потребности; характер ведущей деятельности; тип общения и его мотивы; социальную ситуацию развития ребёнка. Она соответствует возрастным требованиям воспитанников Дома ребёнка, способствует гармоничному развитию двигательного, познавательного и эмоционального компонентов психомоторного развития. Это проявляется в достижении ребенком более высокого уровня психомоторного развития в сравнении с детьми, не получившими подобного педагогического воздействия.
2. Чем тяжелее уровень снижения интеллектуального развития детей 3-4 лет, тем дольше сохраняется нерасчленённость психомоторики, а именно составляющих её компонентов (двигательного, познавательного и эмоционального), и тем позднее наступает постепенное их обособление, что должно учитываться в построении коррекционно-развивающей работы в Доме ребенка. Установлено, что необходимым условием достижения высоких результатов в коррекции двигательных и психомоторных нарушений воспитанников Дома ребёнка является длительное применение научно обоснованной системы работы.
Библиографический список
1. Баряева Л. Б. [и др.] Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью/Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина, А. П. Зарин, Н. Д. Соколова. СПб.: КАРО, 2007.
2. Григорьев Д. В. Коррекция двигательных нарушений младших школьников с ЗПР: автореф. дис.... канд. пед. наук. СПб., 2003.
3. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития. М.: Полиграфсервис, 1998.
4. Дмитриев Ф. Ф. Физическая культура в специальном образовании: учеб. пособие. М.: ACADEMA, 2002.
5. Евсеев С. П., Шапкина, Л. В. Адаптивная физическая культура: учеб. пособие. М.: Советский спорт, 2000.
6. Зациорский В. М. Основы спортивной метрологии. М.: Физкультура и спорт, 1979.
7. Кравчук А. И. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста (научно-методические и организационные основы гармоничного дошкольного комплексного физического воспитания). Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1998.
8. Кудрявцев В. Т. Вопросы теории. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегии развития // Дошкольное воспитание. 1999. № 12.
9. Лебединский В. В. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. СПб.: Питер, 2001.
10. Марковская И. Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихо-логическая диагностика. М.: Компенс-центр, 1993.
11. Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии. Ранняя диагностика и коррекция. М.: Просвещение, 1992.
12. Психология развития: словарь. М.: ПЕР СЭ, 2006.
13. Русакова Н. В., Шибанова Н. В., Козлова Т. В. Аспекты здоровья детей в домах ребёнка. URL: www.krasmedic.ru/article.cgi?idc=40&ida=264
14. Сермеев Б. В. Особенности физического воспитания аномальных детей // Дефектология. 1984. № 3.
15. Современные технологии реабилитации в педиатрии. М.: ЛО Московия, 2002.
16. Фомин Н. А., Вавилов Ю. П. Физиологические основы двигательной активности. М.: Физкультура и спорт, 1991.
17. Фролов В. Г., Юрко Г. П. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1983.
18. Фрухт Э. Л., Пантюхина Г. В., Печора К. Л. Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста. М., 1996.
19. Фрухт Э. Л. Программа воспитания и обучения детей в Доме ребенка. М.: Медицина, 1987.