НЕТ ИДЕОЛОГИИ - НЕТ ГОСУДАРСТВА? РОССИЯ В ПОИСКЕ
Смыковл Ольга Александровна
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина,
Тамбов, Россия, магистрант направления подготовки 41.04.04 -
Политология, e-mail: [email protected]
В данной статье рассматривается современное положение российской идеологии, ее качество и содержание. Предпринимается попытка осмысления важности создания новой, современной российской идеологии. Рассматривается характер современных условий, влияющих на оформление национальной идеи.
Ключевые слова: идеология, государство, идея, народ, общество, ценности, будущее, человек, равенство.
2004 г. - «конкурентоспособность во всем»; 2011 г. - «сбережение народа»; 2013 г. - «развитие человека, развитие моральное, интеллектуальное и физическое»; 2016 г. - «патриотизм» - это эволюция национальных идей в риторике В.В. Путина [1, 2]. Смена приоритетов обусловлена неустойчивостью заявленных объединительных начал. Усиление разобщенности в обществе, идейного отрицания Родины, постепенная утрата идентичности «русский» и не воплотившаяся идея «российской нации» раскрывают актуальность темы выбора государственной идеологии и национальной идеи.
«Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной», - гласит Конституция РФ [3]. По сути, с принятием п. 2 ст. 13 Основного закона связано возникновение пропасти между населением и государством. Последнее механизировалось, утратило «душу» и особую ценность, превратившись в средство получения прибыли, выгоды.
Что есть идеология? Это ориентир, который состоит из конкретных взглядов, определяющих политические интересы. Идеология стремится к преодолению дезинтеграционных процессов в обществе, устанавливает смысл общественно-государственного устройства. Идеология рационально конструируется
со стороны государства, преломляясь в сознании людей, приоо-ретая иррациональный характер, превращается в национальную идею.
Может ли государство существовать без единых идейных начал? Поразмыслим. Основной закон провозглашает конкретные ценности, устанавливает основы государственного устройства. Это и есть, на наш взгляд, первичный идеологический фундамент государства. Соответственно происходит определенный конфликт между статьей Конституции РФ, посвященной идеологии, и содержанием закона. С этим во многом, на наш взгляд, и связана потеря «маяка» в государственно-общественной жизни для граждан. Государство отстраняется от идеологического воспитания, от формирования человека, поскольку п. 2 ст. 13 накладывает фактический запрет на подобную деятельность. Положения Конституции становятся «сухим» текстом, не воспринятом в умах, а главное в душах людей.
Государственная идеология устойчиво преобразуется в национальную идею, если отражает в себе элементы архетипов, исторической памяти народа. Национальная идея живет дольше государственной идеологии, поскольку по средствам определенной преемственности передается от человека к человеку, от родителей детям.
Массированная атака на государственную идеологию, отсутствие идеологического воспитания постепенно разрушают и национальную идею. В свою очередь данное обстоятельство способствует хаотизации общества, возникновению разрушительных начал внутри государства.
Существование государства без идеологии возможно во многом благодаря значительному охранительно-карательному аппарату, так как страх перед наказанием предотвращает нарушение закона.
Идеология нужна не только государству в целом, но и каждому отдельному гражданину, в первую очередь, как механизм адаптации к окружающему миру, как точка опоры для поиска себя, формирования окружающего мира, как инструмент преодоления состояния фрустрации, апатии в условиях повышенной неопределенности.
«У нас не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма. Это и есть национальная идея. Эта идея не идеологизирована», - заявил В.В. Путин на встрече с активом «Клуба лидеров» в 2016 г. [4]. Национальная идея - это действительно не идеология, как мы отмечали ранее. Но она порождается идеологией, поддерживается государством. Национальная идея как патриотизм уже проявила себя в 1612 г., 1812 г., 1941-1945 гг. и т.д. Но она складывается в сознании людей из отдельных элементов, которые привносит в сознание идеологическое воспитание.
Что есть патриотизм? Это любовь к своему Отечеству. Эмоциональная приверженность Родине обеспечивается исторической памятью, преемственностью и психологической особенностью, ценностями отдельных граждан, привитыми родителями и окружением. Но доля чисто эмоциональной любви к России невелика. Обращаясь к истории, мы отметим, что патриотизм не рождался вместе с человеком, а взращивался государством в его сознании на рационально-эмоциональных началах. В дореволюционной период православие как идеология создавала образ России - источника истинной веры, защитницы православного народа. Это пропагандировалось церковью, с которой была связана жизнь большинства населения. Православные христиане гордились своим государством, что составляло основу патриотизма [5]. Продолжительный кризис бытия, обострившись после 1825 г. и достигший пика на рубеже XIX-XX вв., привел к смене идеологий. Однако идеи православия как государственно-объединительного начала не исчезли, а переродились в коммунистическую идеологию в ответ на смену бытия. Вследствие этого патриотизм воскрес как национальная идея. В советское время коммунистическая идеология определяла СССР как защитника рабочих, крестьян, угнетенных народов, как передовой строй общественного устройства; Родину как мать. В это свято верили учителя в школах, это подкреплялось советскими фильмами, мультфильмами, новостями.
На рубеже 80-90-х гг. происходила значительная атака на советскую идеологию с использованием «мягкой силы», проявлявшейся в первую очередь в фильмах, мультфильмах, музыке,
«сарафанном радио». Смена властвующей элиты в значительной степени закрепила данный процесс. Противостояние «либерализм уб. советский коммунизм» сместилось в пользу первого. Однако целью западной идеологии было в первую очередь не построение нового общества, а разрушение государства, превращение его в «обездушенный» инструмент для достижения конкретных материальных целей. В результате начался и продолжается до сих пор процесс отторжения прошлого, настоящего и будущего России, самого российского государства.
Что есть Россия сегодня? Что она воплощает в себе? Коме-дийно-развлекательные программы высмеивают Россию, ее жизнь, ее людей, представляя в извращенно-отторгающем виде. Ее пороки, ее трудности не связывают с деятельностью определенных личностей. Россия сама выступает главной проблемой [6]. «Это же Россия, чего вы хотите» - цитата из одной телепрограммы. Россия связывается с обреченностью: «Россия - это плохие дороги», «Россия - беззаконие», «Россия - беспредел в больницах, школах, вузах», «Россия - это отсутствие логики». Политико-дискуссионные шоу-программы популистски ставят под сомнения достижения, подвиги, ценности и т.д. Взойдет ли на данной почве патриотизм? Вышеупомянутая пропаганда становится основой нигилизма, где отрицается сама Россия. Главной сюжетной «фишкой», «изюминкой» телеиндустрии считается «стеб» человека над человеком, доходящий порой до конкретного унижения.
Экраны телевизоров пестрят заявлениями об «информационных войнах». Но борьба эта, в первую очередь, происходит на уровне конкретных идей, взглядов, ценностей.
Идеология - душа государства. Эффективность ее восприятия, помимо вышеуказанного, зависит от соответствия провозглашаемого курса реальной общественно-политической жизни. В определенной степени в ней происходит идеализация. Но она не абсолютна. Обречена та идеология, что «живет только на бумаге».
Государство, дистанцируясь от идеологии, обрекает народ на участь «общества спектакля» [7], где люди не творят историю, не участвуют в деятельности общественно-политических институтов, а наблюдают за процессами со стороны.
Нужна ли государственная идеология в России? На наш взгляд, без сомнения необходима. Вопрос состоит в том, какой должна быть эта идеология?
Определение ценностей, ориентиров, концептуализация государственной идеологии, в первую очередь, детерминируется целью существования, которую ставит перед собой государство. Выбранный ориентир становится главным идеологическим стержнем. Цель должна учитывать предыдущий опыт, проявляющийся в исторической памяти, политической культуре и архетипах. Не менее важным является следующий момент: идеология должна разрешать противоречия бытия, предлагать векторы, способные вывести из кризисных ситуаций, и обосновывать путь дальнейшего движения.
Для современной России актуально найти ответ на вопрос о ценности человека как индивида, обладающего волей, характером, моральными качествами. Но в данном случае следует избегать провозглашения эгоизма: человек должен осознавать ценность не только собственной личности, но и окружающих его людей. Одно из главных стремлений - стать Человеком с большой буквы, посредством вклада в будущее своих детей, своего продолжения. При этом должно быть понимание - все в жизни взаимосвязано: и люди, и процессы. Без благополучия одного не может появиться благополучие другого. Человек человеку не волк, а брат. Человек любит себя, а следовательно, должен любить и окружающих. Каждый из людей ценен, важен, равен: это не зависит от рода занятий, от национальности, вероисповедания.
История российского народа должна раскрываться как жизнь наших предков, которых следует чтить, и использовать их опыт во благо будущей жизни. Не следует копаться и искать изъяны в прошлом - история не любит сослагательного наклонения. Но стоит помнить, знать и уважать то, что испытал и пережил российский народ.
Государство должно занимать позицию союза людей, братьев, созданного для благо каждого из нас. Оно воспитывает, образовывает человека через школу, училища, вузы и другие общественные институты, дает ему все необходимое для дальней-
шей самостоятельной жизни, помогает ему, если он сбился с пути - каждый человек важен, о каждом нужна забота при необходимости. Государство важно, потому что оно - каждый из нас, оно и есть люди, оно существует для блага человека. Отношения на международной арене должны выстраиваться на основе тех же ориентиров. Однако так же, как человек должен быть готов защитить самого себя, свою честь и достоинство, так же он должен поступать и в отношении к государству в целом: государство и человек - едины.
Власть в государстве - это власть людей, поэтому главенство должно принадлежать представительной ветви. Глава государства - почетнейший из людей, обладающий глубоким жизненным опытом, мудростью, знаниями, стремящийся передать этот «клад» каждому гражданину.
Расслоение в обществе, в первую очередь, связано с эксплуатацией человека человеком. Сегодня благодаря механизации, автоматизации и компьютеризации реально появляется возможность построения «общества равных».
Материальные ресурсы не должны влиять на значение человека в обществе. Все природные богатства должны быть достоянием каждого из нас: человек должен иметь возможность пройтись по лесу, искупаться в озере, не опасаясь, что на это наложат запрет; свободно пользоваться водой, газом и т.п. Но у каждого человека должна быть и частная собственность, личное пространство.
Очевидно, в отмеченных тезисах явно отражаются православие («возлюби ближнего как самого себя»), коммунизм (социальное равенство) и определенные либеральные идеи (частная собственность). На наш взгляд, лишь подобные убеждения и ценности способны сплотить российское общество, возродить его патриотизм. Здесь, по нашему мнению, воплощена политическая культура и архетипы россиян. Одновременно дается ориентир для каждого отдельного человека.
Но мало разработать идейные установки. Важно уметь внедрить их в сознание людей. В.В. Путин, упоминая патриотизм, заметил необходимость говорить о нем на всех уровнях. Но идеология так не пропагандируется, и национальная идея так не
появится. Идеологи должны сами «свято» верить в правильность выбранного ими пути. От таких людей происходит «заражение» не только ценностями, но и настроениями. Мультфильмы, фильмы, телепрограммы, музыка и т.п. в большей степени должны не говорить прямо: «любите, цените, уважайте окружающих», а показывать, почему это наша очевидная обязанность. Материалы ТВ, радио, Интернета должны порождать благоприятные, дружественные отношения между людьми.
В идеологическом воспитании важен каждый индивид. Следует особое внимание уделять «духовному здоровью» отдельных граждан.
Не стоит забывать о том, что идеологическое воспитание -не единичная практика. Оно производится ежеминутно, ежечасно. Только в том случае оно воплотится в устойчивую национальную идею, объединяющую сердца людей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Путин назвал единственно возможную для России национальную идею. URL: www.rbc.ru/politics/03/02/2016/56ЬШа79а7947060162 а5а7
2. Заседание международного дискуссионного клуба «Валдай». URL: http://kremlin.ru/events/president/news/19243/work
3. Конституция РФ. URL: www.constitution.ru
4. Путин В. Патриотизм - это и есть национальная идея. URL: http://izvestia.ni/news/603275#ixzz4TBGebKb2
5. Герасимов Г. Патриотизм как национальная идея. URL: ех-pert.ru/2016/06/1 б/patriotism-kak-natsionalnaya-ideya/
6. В Минобрнауки прокомментировали высказывание студентки МГИМО о России. URL: https://rg.ru/2016/10/25/v-minobrnauki-prokom-mentirovali-oskorbitelnye-slova-o-rf-studentki-mgimo.html
7. Дебор Г. Общество спектакля / пер. с фр. С. Офертаса и М. Якубович. М.: Логос, 2000.
THERE IS NO IDEOLOGY - THERE IS NO STATE? RUSSIA IN SEARCH
Smykova Olga Alexandrovna, G.R. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russia, Candidate for a Master's Degree studying 41.04.04 - Political Science, e-mail: [email protected]
The article considers modern state of the Russian ideology, its quantity and contents. There is an attempt to understand the necessity of developing new modern Russian ideology. Modern conditions having influence on the national idea are considered.
Key words: ideology, state, idea, people, values, future, person, equality.