Научная статья на тему 'Мысли о российской идеологии'

Мысли о российской идеологии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
259
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕОЛОГИЯ / ГОСУДАРСТВО / НАЦИЯ / ПАТРИОТИЗМ / ГРАЖДАНИН / ЛИЧНОСТЬ / ВЫБОР / ИДЕЯ / НАРОД / ВЛАСТЬ / ПОЛИТИКА / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕОЛОГИЯ / ЧАСТНАЯ ИДЕОЛОГИЯ / ИНТЕРЕСЫ ОБЩЕСТВА / ЕДИНСТВО / IDEOLOGY / STATE / NATION / PATRIOTISM / CITIZEN / PERSONALITY / CHOICE / IDEA / PEOPLE / POWER / POLICY / NATIONAL IDEOLOGY / PRIVATE IDEOLOGY / PUBLIC INTEREST / UNITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Соколов А. В.

Статья посвящена философскому осмыслению российской национальной идеологии в современном обществе, которая вносит новые формы общественно-политической жизни в социум и все его сферы. Показано, что идеология играет в обществе двоякую роль: формирует реальность или намеренно скрывает ее, сдерживая развитие. Идеология в XXI в. должна развиваться с учетом многокомпонентной структуры общества. Также автор статьи кратко рассматривает собственную систему возможного формирования идеологической системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THINKING OF RUSSIAN IDEOLOGY

The article is dedicated to philosophical thought of the Russian national ideology bringing new forms of social and political life in modern society nowadays. It is said that ideology cuts two ways: it forms the reality or intentionally hides it retarding development. Ideology in the XXI century must develop taking into account multi-component structure of society. Moreover, the author presents his own system of possible formation of ideology.

Текст научной работы на тему «Мысли о российской идеологии»

МЫСЛИ О РОССИЙСКОЙ ИДЕОЛОГИИ

СОКОЛОВ Алексей Викторович

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, Тамбов, Россия, научный сотрудник Центра исследования политических трансформаций, магистрант направления подготовки 41.04.04 - Политология, e-mail: aleksiej [email protected]

Статья посвящена философскому осмыслению российской национальной идеологии в современном обществе, которая вносит новые формы общественно-политической жизни в социум и все его сферы. Показано, что идеология играет в обществе двоякую роль: формирует реальность или намеренно скрывает ее, сдерживая развитие. Идеология в XXI в. должна развиваться с учетом многокомпонентной структуры общества. Также автор статьи кратко рассматривает собственную систему возможного формирования идеологической системы.

Ключевые слова: идеология, государство, нация, патриотизм, гражданин, личность, выбор, идея, народ, власть, политика, национальная идеология, частная идеология, интересы общества, единство.

Споры об идеологии, нации и о их месте в российской по-литико-философской среде ведутся уже четверть века, с момента принятия конституции в 1993 г. Но любые споры, проекты законов и планы по созданию идеологии пресекаются п. 2 ст. 13 основного закона РФ: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» [1]. Но тем не менее вопрос «идеологизации» появился в конце 2016 г., быстро растворившись среди других инфоповодов и в атмосфере завершения очередного политического года.

Тем не менее стоит упомянуть, что Президент России Владимир Путин поддержал предложение о создании закона о российской нации:

«"Но что точно совершенно можно и нужно реализовывать -это прямо над этим нужно подумать и в практическом плане начать работать - это закон о российской нации", - заявил Путин на заседании Совета по межнациональным отношениям в Астрахани в понедельник.

"Нашу стратегию, которую мы с вами вместе вырабатывали, ее и преобразовывать - но только над этим нужно поработать тоже как следует"» (Интерфакс) [2].

Еще в 2003 г., на совещании по проблемам развития малых городов, Владимир Путин сообщил: «"Патриотизм должен основываться на нашей истории", - считает глава государства. Объединяющая идеология, по словам Владимира Путина, заключается как раз в патриотизме. Вместе с тем, президент подчеркнул, что «недостаточно вспоминать о том, какие мы были красивые, талантливые, великие, нужно, чтобы сегодня мы были такими". Владимир Путин считает, что "жизнеспособный патриотизм будет, если мы, граждане России, сможем гордиться нашей страной"» (РИА Новости) [3].

Вкупе с «национальной» медиаповесткой сенатор Совета Федерации от Крыма Ольга Ковитиди внесла в Госдуму проект закона о новой российской идеологии. «В целях обеспечения единства русского народа, формирования современной идеологии страны, мы можем начать говорить о необходимости наличия единой идеологии в России. Настоящий законопроект уже подан мной в Государственную думу», - процитировало агентство высказывание Ковитиди на очередном заседании крымского правительства [4].

Позже, в разговорах с рядом СМИ, сенатор объяснила, что не предлагала закона, подразумевающего формирование идеологии, и рассказала, какие именно идеи она собирается вынести на рассмотрение Госдумы. «На самом деле сенатор подготовила законопроект, который вводит новый государственный праздник - День верности присяге. Именно это мероприятие, по ее мнению, необходимо для формирования идеологии страны», -проясняет ситуацию «Российская газета» [5].

Комитет Госдумы по делам национальностей приступил к разработке концепции закона о российской нации. Об этом в четверг, 3 ноября, сообщил председатель комитета Ильдар Гильмутдинов [6].

В свою очередь, председатель партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов в статье о необходимости и актуальности российской идеологии заявляет: «...Ну и, конечно, чтобы пат-

риотизм народный имел не аострактныи, а совершенно конкретный характер, люди должны зримо видеть, что государство российское - это не инструмент проведения в жизнь интересов кучки "избранных", а это действительно народное, социальное государство, главная цель которого - обеспечить достойную, комфортную, обеспеченную жизнь каждому россиянину.

Надо, в конце концов, перестать бояться понятия "государственная идеология" и решиться на снятие запрета на нее. Надо, наконец, признать, что в нынешней Конституции РФ уже заложены фундаментальные идеологические посылы, которые вполне можно и нужно развивать и конкретизировать. В том числе законодательным путем. Я убежден: это крайне актуальный вопрос. Я бы даже сказал, что формирование полноценной государственной идеологии - это вопрос, от которого во многом зависит историческая судьба России в XXI веке» [7].

«Независимая газета» передает такие мнения экспертов: «Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин не поддерживает вторую версию: «СМИ слишком рано возбудились». Он считает, что все разговоры последних дней на тему идеологии инициируются для поднятия общественного тонуса. Дискуссия, продолжил эксперт, является неким «отголоском процесса поиска национальной идеи», однако спикеры, высказывающиеся на данную тему, не вполне понимают, о чем говорят. Гендиректор Центра политических технологий Игорь Бунин, напротив, считает, что сторонники обсуждения идеологических проблем подумывают о предложении собственных инициатив, но перед какими-то конкретными действиями выясняют, насколько те будут актуальны и востребованы» [8].

Андрей Зорин - российский литературовед и историк, специалист в области истории российской культуры и интеллектуальной истории, литературный критик, доктор филологических наук, профессор Оксфордского университета (с 2004 г.), РГГУ и РАНХиГС - в интервью проекту «Реальное время» на вопрос об идеологии отвечал:

«— В таком случае давайте вернемся к основной теме вашего доклада в Казани - значение в современной России имеет идеология...

- В нашей стране идеология в последние годы активно насаждается сверху. Другое дело, что те, кто ее насаждает, пока еще не вполне (возможно, слава богу) ясно понимают, в чем она состоит, но попытки насадить государственную идеологию мы видим. Другое дело, что это называется как-то иначе, потому что конституция пока запрещает объявлять ту или иную идеологию государственной. Но в реальности эта политика проводится. Но она опять же, к счастью, не очень последовательная, не очень систематическая, оставляющая какие-то окна, ниши и пространства, в которых можно существовать.

- Как этот процесс выглядит в целом?

- Те, кто вводит и реализует государственную идеологию, считают, что она должна играть объединяющую роль, объединить страну вокруг действующей власти. Проблема в том, что на современном этапе все технологии, методы и практики учреждения национальной идеологии играют прямо противоположную роль - они страну делят. Потому что люди, которые не могут принять этой совокупности идей, становятся, как в советское время говорили, отщепенцами, а в XIX веке - извергами. И идея, что граждане страны должны быть идеологически консолидированы вокруг, опасна, потому что те, кто не разделяет господствующую идеологию, зачисляются в худшем случае в разряд врагов, в лучшем - в недоумков. Впервые такая практика создания национального консенсуса на базе идеи в России была вокруг идеологии «православия, самодержавия, народности», и это немедленно привело к подобным последствиям. Практики насаждения государственной идеологии сверху в реальности работают на раздел страны и на поддержание в ней атмосферы латентной гражданской войны. Думаю, что наши власти этого не хотят (никто не заинтересован в этом), но, возможно, они не отдают себе отчет в том, что это неминуемые последствия такого идеологического диктата» [9].

Начиная собственные размышления об актуальной идеологии, скажу, что было несколько сложно уяснить, каких конкретных качеств этого определения придерживаются его сторонники и противники. Но нетрудно заметить, основанием противоречий приятия или неприятия «идеологии» является ее разносторонняя

трактовка: одни ценят ее как опору для реальной политики, другие же не принимают, объясняя это тем, что «романтизм» идеологии скрывает ту самую реальную действительность, перекрывает пути разрешения проблем и вопросов.

Осмысливая приведенные выше выдержки из новостных статей, очевидно, что представление об «идеологизации» заключается в двух концептах: «патриотизм» и «российское государство». Подобное разделение освещает тот факт, что национальную идею готовит государственная администрация, которая не хочет или не знает, на что, в этом русле, можно еще обратить внимание. Если государство имеет планы само оформить «идею жизни» для всей России, то ему нужно точно, долго, осторожно ответить для начала на самые общие вопросы, которые содержит в себе название одноименной телеигры: «Что? Где? Когда?».

Думаю, сегодня в России возможно и правильно брать такой, политико-философский, барьер, учитывая особенности того, что тема национальной идеологии появлялась спорадически и, говоря условно и простым языком, «на днях» снова всплыла. Отвечая на вопрос «Что?», можно размышлять о концептуальном наполнении проекта. На что важно опираться? Как альтернативу довольно абстрактным, тяжелым, старым государственности и патриотизму можно вывести нечто более частное и основанное на интересе самого населения, направленное на обновление. Например, культурная, в широком смысле, активность, деятельность, когда гражданин получит возможность распознать личное место и в идеологической системе, и в системе общества так, чтобы его личная идеология не носила радикальный характер сопротивления при контакте с новыми и уже существующими общественными установками, стереотипами. Используя такой ответ на вопрос «Что?», мы открываем путь так называемому гражданину, человеку к поиску своей роли, к всестороннему обучению и развитию, что, по сути, задает автоматизированный характер формирования общей и приватной идеологии в российском обществе. В этом случае мы не просто декларируем или пытаемся внести в сознание человека формулу «кем быть», а подводим его к решению вопроса «что делать, чтобы кем-то стать?».

Размышляя о том, «Где?», нужно прийти к пониманию того, где мы живем, кто вокруг нас и какое время определяет нашу жизнь. Мне кажется, что отвечать на каждый вопрос по отдельности, а потом объединять три разных ответа в один, подходящий к требованиям политической современности, было бы неправильно. Важно найти, сразу или нет, уникальный ответ, отражающий суть проблемного поля этих вопросов. Под силу ли это? Предполагаю, в контексте движения к оформлению нацидеи допустимо исправить высказывание О. фон Бисмарка «Политика - искусство возможного» и следовать иному принципу: «Политика - искусство Невозможного». Наверное, однажды этот универсальный ответ о пространстве и времени станет одним из постулатов новой российской идеологии. Переходя к рассуждению о примерах, можно предлагать внешне простую цепочку: Россия. Россияне. XXI век. Но стоит помнить, что содержание и принципы такого подхода будут совершенно разными в трех случаях, которые сразу мне приходят в голову:

1. Формирование идеологии государством сделает ее вла-стецентричной, поэтому скупой, невостребованной и заочно «мертвой». Власть снова попытается заставить уважать себя, а насильно мил не будешь.

2. Создание идеологии с решающей ролью активных общественных групп, никак не аффилированных с властью и/или политикой, может так же навредить желанию создать единую цель для народа, так как все будет сведено к желанию быть гражданином, но забыть о политической состязательности, полезных функциях властного аппарата и его служб.

3. Попытка сверстать идею на основе опыта неискушенных политикой масс, качество и цель жизни которых все еще зависят от размера их кошелька, приведет к созданию и утверждению эрзац-реальности с искаженными экономическими и жизненными целями. Основа жизни государства, которая продиктована бедностью, создаст из территории, заселенной людьми, супермаркет, где из всех возможностей будет доступна лишь одна -расчет. Поэтому как говорилось в одном мультфильме: «Мне твою бедность не нать».

Как решить задачу консолидации разноплоскостных интересов, опыта, привычек? Как добиться того, чтобы футболисты, крикетисты и хоккеисты смогли полноценно играть на одном поле? Вероятно, нужно умудриться изобрести одно комфортное покрытие, которое подойдет каждой группе. Важно, чтобы идеология имела механизмы обновления и трансформации, обладала сильнейшей системой обратной связи, открытостью и готовностью принимать новых игроков на одной принципиальной платформе.

Беря во внимание третий вопрос «Когда?», мне на ум приходит лишь одно: вчера. Национальная идеология, думаю я, дело не двадцати и даже не трехсот лет. Да и не в годах дело. Суть в том, чтобы в головах была такая всенародная мысль, которая удачно сошлась бы с течением любого времени. Что-то настолько близкое российскому человеку, чего и сто веков, и сто режимов не смогли бы переломить. Вопрос «Когда?» это не столько кивание на своевременность и необходимость, сколько обращение к тому, что было сделано для формирования те самые 20, 50 и 150 лет назад. Каков в России опыт единства, который делал нас развитыми, и каков опыт развития, который смог бы сделать нас едиными? Что было за единством: страх, рост, обновление и что за ним будет? Когда?

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Российской Федерации // Основы конституционного строя. URL: http://www.constitution.ru/10003000/10003000-3.htm

2. Путин поддержал идею разработки закона о российской нации // Интерфакс. 2016. 31 октября. URL: http://www.interfax.ru/russia/535018

3. Патриотизм должен стать объединяющей идеологией России -Владимир Путин // РИА Новости. 2003. 17 июля. URL: https://ria.ru/ politics/20030717/408317.html

4. Сенатор от Крыма внесла в Госдуму законопроект о новой идеологии для России // РИА Новости. 2016. 8 ноября. URL: https://ria. ru/society/20161108/1480879341.html

5. Петров В. Крымский сенатор не предлагала принимать закон об идеологии // Российская газета. 2016. 8 ноября. URL: https://rg.ru/ 2016/1 l/08/reg-ufo/krymskij-senator-ne-predlagala-prinimat-zakon-ob-ideo-logii.html

6. В Госдуме занялись законом о российской нации // LENTA.RU. 2016. 3 ноября. URL: https://lenta.ru/news/2016/ll/03/nation/

7. Разуваев В. Российской нации ищут место в Конституции // Независимая газета. 2016. 10 ноября. URL: http://www.ng.ru/politics/ 2016-1 l-10/l_6854_ideology.html

8. Миронов С. Нужна ли государственная идеология? Нужна! // Российская газета. Федеральный выпуск. 2016. 12 декабря. URL: https://rg.ru/2016/12/12/sergej -mironov-nado-perestat-boiatsia-poniatiia-gos-ideologiia.html

9. Ахметзянова Д. Андрей Зорин: «Мне не кажется, что слово «россияне» звучит нехорошо» // Реальное время. 2017. 9 января. URL: http://realnoevremya.ru/articles/52180

THINKING OF RUSSIAN IDEOLOGY

Sokolov Alexey Victorovich, G.R. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russia, Research Scientist of the Centre for the Study of Political Transformation, Candidate for a Master's Degree studying 41.04.04 - Political Science, e-mail: [email protected]

The article is dedicated to philosophical thought of the Russian national ideology bringing new forms of social and political life in modern society nowadays. It is said that ideology cuts two ways: it forms the reality or intentionally hides it retarding development. Ideology in the XXI century must develop taking into account multi-component structure of society. Moreover, the author presents his own system of possible formation of ideology.

Key words: ideology, state, nation, patriotism, citizen, personality, choice, idea, people, power, policy, national ideology, private ideology, public interest, unity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.