УДК 61:378.14
Шуматов Валентин Борисович, Крукович Елена Валентиновна, Трусова Людмила Николаевна, Рассказова Валентина Николаевна
Тихоокеанский государственный медицинский университет Владивосток, Россия
Непрерывный образовательный континуум -основа качества образования
Современная структура и технологии образовательной системы вуза строятся с учетом государственной политики в области высшего образования, где особое значение придается роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Непрерывное развитие образовательного континуума медицинского университета является определяющим в качественной подготовке и конкурентоспособности обучающихся.
Ключевые слова и словосочетания: непрерывное профессиональное образование, качество образования, инновационное развитие, образовательный континуум, медицинский университет.
На современном этапе развития российского общества решающими факторами социально-экономических перемен являются конкурентоспособность и эффективность рынка труда. «В сложной социально-политической среде, где полноценное развитие личности становится невозможным без умения активно участвовать в общественных процессах, личная мотивация к обучению и разнообразные образовательные ресурсы являются ключевыми факторами непрерывного образования» [3]. Это определяет две главные цели непрерывного образования: активная гражданская позиция и конкурентоспособность на рынке труда. В основе непрерывного образования как социального процесса лежат следующие принципы: пролонгированность образования на протяжении всего жизненного цикла индивида; взаимосвязь всех образовательных структур и уровней между собой; сочетание формального, неформального, ин-формального образования; демократизм образования, его доступность всем слоям общества; развитая потребность индивида в постоянном обновлении знаний [4].
Процесс непрерывного образования осуществляется на трех уровнях: макро-, мезо- и микроуровне. Макроуровень позволяет рассматривать взаимодействие системы образования с другими подсистемами общества и обратное влияние образовательного процесса на экономиче-
ские, политические и культурные процессы на основе принципа взаимообмена ресурсов на результаты образования. На микроуровне (личности, включенной в образовательный процесс) функционирование системы непрерывного образования связано с изменениями в выборе, занятии и смене позиции индивида в социальной структуре общества. Мезоуро-вень представляет собой динамику самой образовательной системы, происходящие в ней структурные и содержательные изменения, которые осуществляются под влиянием образовательных процессов на макро-и микроуровнях. Современное состояние развития российской системы образования свидетельствует о том, что здесь сложились институциональные структуры непрерывного образования, характеризующие мезо-уровень. Для динамичного экономического роста и социального развития общества в настоящее время особую важность представляет практическая востребованность развития системы непрерывного образования на макроуровне. Несомненно, в этом плане важна роль государства в формировании образовательной системы, соответствующей требованиям инновационного развития экономики [5].
Сегодня в условиях перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития, что определено «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития России» от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (ред. от 08.08.2009), особое значение имеет возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Стратегическая цель государственной политики в области образования - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина [1]. Одной из первоочередных задач в реализации этой цели выступает обеспечение качества образовательных услуг и эффективности управления образовательными организациями. Усиление регулирующей роли государства в проблемах качества медицинских и фармацевтических услуг предъявляет существенные требования к профессиональному уровню кадров здравоохранения. В проекте «Концепции развития профессионального медицинского и фармацевтического образования» подчеркнуто, что «для медицинских и фармацевтических работников становится актуальной не периодическая поддержка повышения квалификации (или переподготовка), а образование «через всю жизнь» [2].
Формирование непрерывного образовательного континуума в Тихоокеанском государственном медицинском университете (далее ГБОУ ВПО ТГМУ Минздрава России) является приоритетным направлением деятельности, что нашло отражение в «Программе развития Государст-
венного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации на 2013-2020 гг.», принятой Ученым Советом ГБОУ ВПО ТГМУ Минздрава России от 22.02.2013 г., протокол №4.
В настоящее время университет подошел к качественным изменениям своей деятельности с позиции инновационных подходов развития, что позволяет обеспечить оптимальное и устойчивое формирование образовательного континуума. Решение проблем образования осуществляется в университете путем внедрения стратегического управления, глубокой интеграции образовательной, научно-инновационной, медицинской и международной деятельности, разработки и внедрения механизмов, повышающих реальную конкурентоспособность ТГМУ в подготовке медицинских кадров для Дальнего Востока. Главной задачей ГБОУ ВПО ТГМУ Минздрава России была и остается качественная подготовка профессионально ориентированных специалистов в приоритетных областях медицины и здравоохранения на основе единого процесса получения, продвижения и применения новых компетенций.
В ТГМУ сохраняется принцип непрерывной подготовки медицинских кадров от довузовских форм подготовки с профилизацией преподавания школьников (лицензированы 2 основные: среднее (полное) общее; основное общее, подготовка к поступлению в вуз), подготовка специалистов среднего профессионального образования по 6 программам; по 11 основным образовательным программам высшего профессионального образования, далее по программам послевузовского профессионального образования в докторантуре (по 1 специальности), в аспирантуре (5 отраслей науки, по 35 специальностям), в клинической ординатуре и интернатуре (по 74 специальностям), по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки (всего 187 программ), по 2 программам дополнительного профессионального образования. В 2012 г. аккредитовано 76 образовательных программ послевузовского образования.
В период 2007 - 2012 гг. прослеживается положительная динамика роста программ обучения и численности обучающихся на всех этапах подготовки. Так, в 2007 г. университет реализовывал 7 основных образовательных программ, в настоящее время - 11, обучение по программам послевузовского профессионального образования включало 86 специальностей, в настоящее время - 130, по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки наблюдается увеличение в 1,5 раза.
С 2009 г. наблюдается устойчивый рост количества специальностей, особенно по программам ординатуры. В 2012 г. эта тенденция сохраняется, что обусловлено, в первую очередь, потребностями региона во врачебных кадрах высокой квалификации по определенным специальностям (рис. 1).
Рис. 1. Количество лицензированных специальностей за 2009-2012 гг.
Продолжена работа по развитию практико-ориентированной образовательной среды, направленной на формирование компетентностей обучающихся. В университете активно внедряются не только интерактивные технологии, но и организационные технологии образовательного процесса. Так, с 2011-2012 учебного года лекционный курс для студентов старших курсов (4 - 6) проводится по цикловой форме в первый месяц учебного семестра. Результаты анкетирования студентов 4 - 6 курсов по итогам промежуточного контроля показали, что удовлетворенность качеством преподавания лекционного курса по цикловой форме колебалась в пределах 85 - 95%. Начиная с 2013 г., на стоматологическом факультете внедрен сетевой принцип интерактивного обучения. Студенты с первого курса получают первый профессиональный контакт в стоматологической клинике университета. Далее закрепление профессиональных компетенций осуществляется на всех курсах, в интернатуре или ординатуре, на последипломном этапе обучения по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки. В 2011 - 2012 учебном году нововведением по работе со студентами первого курса по специальности «Медико-профилактическое дело» явилось проведение социально-психологического тренинга. По результатам его проведения была отмечена положительная динамика развития групповой сплочённости и улучшение социально-психологического климата в группах. Психологические исследования подтвердили взаимосвязь отношения студентов к учению и организованности учебной деятельности с качеством резуль-
тата обучения. На основании полученных результатов были сформированы органы самоуправления курса (старосты групп, староста курса).
В последующем на курсе после первой сессии был проведен анализ академической успеваемости и исполнительской дисциплины (рис. 2).
Рис. 2. Динамика академической успеваемости студентов 1-го курса за осенний
семестр
Как видно из рис. 2, впервые успеваемость студентов при сдаче курсового экзамена по химии составила 100%, а качество знаний - 29 %. Число пропущенных академических часов сократилось в 4 раза и составило 8 часов на одного студента. Данные были обсуждены на ректорате, и такая практика проведения социально-психологического тренинга среди студентов первокурсников перенесена на другие факультеты.
С 2012/2013 учебного года впервые для врачей-интернов и ординаторов введен симуляционный курс по двум модулям: сердечно-легочная реанимация, который проводится на базе обучающего симуляционного центра ТГМУ, и специальные профессиональные компетенции по каждой специальности на клинических базах вуза. Итоги промежуточного контроля по симуляционному курсу обучения у врачей-интернов показали качество знаний на уровне 78%. Удовлетворенность качеством подготовки у обучающихся составила 93%. В дальнейшем введение симуля-ционных курсов планируется на старших курсах для студентов по клиническим дисциплинам.
Безусловно, существенные перемены в развитии образовательного процесса ГБОУ ВПО ТГМУ Минздрава России отражаются не только на результатах промежуточных и итоговых аттестаций, но и оценке удовлетворенности качеством образования со стороны самих обучающихся и работодателей. Данные анонимного анкетирования работодателей и студентов за 2012 г. (рис. 3, 4).
Способность к самообразованию Дополнительные знания и умения Корпоративная культура Дисциплина и исполнительность Коммуникативные качества Способность к адаптации Практическая подготовка Теоретическая подготовка 1
1 1
нг нг
) 1 2 3 4 5 f 7 i
практическая подготовка Теоретическая подготовка | | | |
012345678
Рис. 3. Результаты анкетирования работодателей по удовлетворенности качеством подготовки выпускников за 2012 г.
9,69,59,6 9,5 9,5 9,6 9,4 9,5 9,5 9,9
— ' J9,l 9,2 9,1 g 9,1_ g 3,7 g
Ii 1.1 II 1
111 Ii Ii ii ii ii ii li
лекции практические организация доступность наличие
занятия самостоятельной учебной и УМЛ электронных
работы пособий
■ ЛД ■ педиатрия ■ МПД фармация
■ стоматология клин.психология мед.биохмия
Рис. 4. Результаты анкетирования студентов по удовлетворенности качеством образовательного процесса за 2012 г.
Несмотря на положительные результаты анкетирования, у ТГМУ есть над чем работать по дальнейшему совершенствованию образовательной системы университета, направленной на повышение качества подготовки, продвижение конкурентоспособности обучающихся и, в целом, на рост престижности и конкурентоспособности вуза.
Таким образом, ГБОУ ВПО ТГМУ Минздрава России сегодня - это один из динамически развивающихся медицинских университетов ДВФО с большими перспективами дальнейшего развития современной
системы непрерывного образования, качественной подготовки и переподготовки профессиональных кадров для решения кадровой политики в системе здравоохранения Дальнего Востока.
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития России от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (ред. от 08.08.2009).
2. Приложение 3 к решению Совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов России // Концепция развития профессионального медицинского и фармацевтического образования (проект) от 05.02.2013 г.
3. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (одобрена Постановлением Правительства Российской Федерации №751 от 04.10.2000).
4. Фоменко В.Т. Непрерывное образование в свете особенностей лично-ориентированного образовательного процесса / В.Т. Фоменко, И.В. Абакумов // Система послевузовского и дополнительного профессионального образования в современной России. - Ростов-н/Д., 1997. -С. 71 - 73.
5. Черкасова М.А. Непрерывное профессиональное образование в свете социокультурного подхода: методологические и исторические аспекты: дис. ... канд. филос. наук / М.А. Черкасова. - Ростов-н/Д., 2002. -132 с.