Научная статья на тему 'Тихоокеанский государственный медицинский университет — стратегический центр развития медицинского образования и науки на Дальнем Востоке'

Тихоокеанский государственный медицинский университет — стратегический центр развития медицинского образования и науки на Дальнем Востоке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
219
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — В Б. Шуматов, Е В. Крукович, В А. Невзорова, Л Н. Трусова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тихоокеанский государственный медицинский университет — стратегический центр развития медицинского образования и науки на Дальнем Востоке»

ТИХООКЕАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ -СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ

Во время своего визита, 22 ноября 2012 г., министр здравоохранения РФ В.И. Скворцова подчеркнула, что в нынешних условиях, когда г. Владивосток становится одной из точек роста России, Тихоокеанский государственный медицинский университет (ТГМУ) должен стать лидером в реализации программ по развитию человеческого потенциала региона, формированию здоровьесберегающих технологий на Дальнем Востоке.

Университет с опережением реализовал стратегический план развития на 2007-2015 гг. и принял новый на период 2012-2017 гг.1. Дальнейшая реализация стратегии развития вуза содержится в «Программе развития ГБОУ ВПО ТГМУ Минздрава России на 2013-2020 гг.»2. Деятельность ТГМУ, основанная на реализации системного подхода в управлении, доказала эффективность и конкурентоспособность университета в современных условиях. Главной задачей ТГМУ остается качественная подготовка специалистов в приоритетных областях медицины и здравоохранения на основе единого подхода в получении, продвижении и применении новых компетенций. В новом векторе стратегического развития изменилась организационно-управленческая структура, включая уровни управления и содержания. Изменения произошли в структурировании практически всех подразделений вуза с укрупнением и делегированием управленческих полномочий на уровень деканатов, руководителей кафедр. Критерий качества управленческой деятельности за 2008-2012 гг. возрос с 0,86 до 0,93, уровень интегрального показателя эффективности деятельности вуза составил 0,8, что в 1,5 раза выше по сравнению с 2008 г. С 2013 г. за ТГМУ сохранен постоянный вид образовательного учреждения высшего профессионального образования - университет.

В ТГМУ активно продвигается принцип непрерывности профессионального образования: среднее (полное) общее, основное общее и далее по 11 основным образовательным программам высшего профессионального образования (вместо 7 в 2008 г.). В 2013 г. по решению ученого совета ТГМУ создан институт сестринского дела с реализацией 7 программ среднего профессионального образования. В 2008-2013 гг. прослеживается положительная динамика роста как программ обучения, так и численности обучающихся на последипломном этапе подготовки. Так, в 2008 г. обучение по программам послевузовского профессионального образования включало 86 специальностей,

в настоящее время - 124, по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки наблюдается увеличение в 1,5 раза.

Переход образовательных учреждений России на реализацию государственного задания практически не снизил объемных показателей ТГМУ по общей численности обучающихся за счет развития обучения на договорной основе (в 2008/2009 уч. г. - 3580, в 2012/2013 уч. г. - 3454). Мониторинг качественных и количественных показателей деятельности университета ведется через систему менеджмента качества, лицензированную на соответствие требованиям стандарта ISO 9001:2008. Обсуждение оценки эффективности деятельности ТГМУ проводится ежегодно на конференции сотрудников и обучающихся с представлением публичного доклада3.

По сравнению с прошедшим пятилетием возросли и стабилизировались показатели качества знаний по результатам аттестационно-педагогических измерений (АПИ) по циклам ГСЭ и ЕН дисциплин, Интернет-экзамена. При этом показатели качества знаний студентов в целом по вузу составили: по результатам интернет-экзамена - 81,6 %, АПИ -63,2 %, ИГА - 83,7 %, УКОП - 0,75. Возросла удовлетворенность качеством образовательного процесса как у профессорско-преподавательского состава, так и у студентов (рис.). Среди обучающихся по программам дополнительного профессионального образования она составила 93 %. Достаточно высоко оценивают подготовку выпускников работодатели: с оценкой на «хорошо» и «отлично» - 86 %.

А %

82,6

47,2

79,3

Преподаватели

| Студенты

2007 г.

2012 г.

Рис. Результаты анкетирования преподавателей и студентов по удовлетворенности качеством образовательного процесса.

1 Стратегический план основных направлений деятельности Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации на 2012-2017 гг. Владивосток: Медицина ДВ, 2013.

2 Программа развития государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ на 2013-2020 гг. Владивосток: Медицина ДВ, 2013.

3 Шуматов В.Б., Крукович Е.В., Невзорова В.А., Трусова Л.Н. Публичный доклад о результатах деятельности Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Владивостокский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации за 2011 год. Владивосток: Медицина ДВ, 2012.

В университете инициирована работа по развитию практико-ориентированной образовательной среды: реализованы ФГОС и ФГТ, внедрены балльно-рей-тинговая и модульно-кредитная системы, осуществлен перевод на компьютерное тестирование обучающихся всех форм обучения, отработка навыков проводится на базе учебно-тренажерного центра (УТЦ). С 2012 г. обучение на последипломном этапе ведется по двум модулям: общепрофессиональные и специальные навыки и умения, широко используются инновационные образовательные технологии - стандартизованные пациенты, образовательные кейсы с привлечением электронных ресурсов. В рамках симуляционного курса прошли обучение 384 человека, качество знаний составило 80 %.

Качество образовательного процесса обеспечено высоким потенциалом профессорско-преподавательского состава. В вузе работает 1 член-корреспондент РАМН, 3 заслуженных деятеля науки РФ, 1 почетный работник высшего образования РФ и 53 отличника здравоохранения. Средний возраст ППС, включая заведующих кафедрами, - 46 лет. Показатель обеспеченности кафедр штатным персоналом составляет 68 %. Доля молодых преподавателей в возрасте до 35 лет - 13 %, процент штатных ППС с ученой степенью -70,4 %, из них 16 % - доктора и 54,4 % - кандидаты наук. В настоящее время в два раза увеличилась возрастная группа преподавателей от 30 до 50 лет. 85 % профессорско-преподавательского состава и 96 % управленческих кадров прошли различные формы последипломного обучения.

Организация образовательного процесса строится на основе применения организационных и интерактивных технологий, методологической основой которых является компетентностный подход. С 2011-2012 уч.г. лекции для студентов старших курсов читаются по цикловой форме в первый месяц учебного семестра. Анкетирование студентов и преподавателей показало, что 98,7 % из них удовлетворены данной формой обучения. Сегодня в образовательном процессе по всем реализуемым программам используются интерактивные методы, особенно широка практика использования case studies. На всех преподаваемых дисциплинах внедрены активные формы обучения: работа в малых группах, семинар-дискуссия, презентации с использованием программы Power Point, разбор конкретных ситуаций, круглый стол, проект, применение технологии критического мышления: «синквейн», «кластер», «мозговые атаки», круглые столы, «интеллектуальный марафон» и другие. Для освоения профессиональных навыков клинических и стоматологических дисциплин используются фантомные классы, видеотеки, учебные тренажеры, симуляционные центры, телекоммуникации локальной сети клинических учебных баз. По специальности «стоматология» обучение строится на сетевом принципе интерактивного обучения, когда первый профессиональный контакт проводится в стоматологической клинике университета.

ТГМУ является платформой развития профессионального образования для решения кадровой политики в системе здравоохранения Дальневосточного региона. Особое внимание уделяется содействию и поддержке студенческих инициатив, развитию студенческого самоуправления и студенческих объединений: совета молодых ученых, корпуса волонтеров, информационного центра, спортивного клуба «Медик», центра психологической помощи «Асимптота» и др. Приоритетами воспитательной работы являются формирование гуманистически-ориентированного мировоззрения, патриотического сознания, духовных потребностей, культуры и профессиональных качеств личности как будущего врача, реализация жизненной позиции. На базе ТГМУ проводится Дальневосточный фестиваль вузовской молодежи, который с 2013 г. приобрел статус Всероссийского и вошел в план мероприятий МЗ РФ. Наращивает темп спортивно-оздоровительная деятельность. Активизировалось участие сотрудников в спортивной жизни, которые достойно представляли ТГМУ в спартакиаде работников здравоохранения Приморского края.

С целью повышения эффективности управления научными исследованиями и разработками они выполняются в рамках 14 приоритетных направлений медицинской науки и объединены в научные платформы: «профилактическая среда», «онкология», «кардиология и ангиология», «микробиология», «иммунология», «регенеративная медицина», «фармакология», «эндокринология», «неврология и нейронауки», «психиатрия и зависимости», «репродуктивное здоровье», «педиатрия», «инвазивные технологии», «инновационные фундаментальные технологии в медицине». Особое внимание уделяется реализации программ по развитию научно-инновационной деятельности с международным участием. Успешно развивается грант международной программы Европейского Союза ТНЕМРШ-Щ а также сотрудничество с Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической среде (фонд Бортника). Ведется работа по государственным контрактам в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг.». Университет плодотворно сотрудничает с Дальневосточной сетью бизнес-ангелов, Дальневосточным инновационно-техническим центром и Экспертным советом по инновациям.

В формате Дальневосточного фестиваля проводятся школа лидерства студенческого актива, слет молодых ученых медицинских вузов ДВФО. Более 800 студентов ежегодно становятся членами СНО, активно участвуют в организации выставок студенческих работ, выступают с докладами на мероприятиях различного уровня: межкафедральных, межвузовских, региональных; за 2012 год их количество составило 444. Ежегодно организуется конкурс молодых ученых, региональный конкурс по онкологии им. Дмитрия Шапкина, слет молодых ученых «Научное творчество и инновационная деятельность молодежи во имя мира и благополучия».

Таблица

Результаты научно-исследовательской работы ТГМУ за 2008-2012 гг.

Показатель 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Объем НИОКР, тыс. руб.1 104,9 122,0 122,2 158,1 276,9

Доля расходов на НИР от общих доходов, % 25 25 25 25 25

Кол-во патентов и авторских прав, абс. 10 9 10 10 11

Количество грантов2, абс. 2 7 14 17 14

Научная продуктивность (РИНЦ)3 0,59 0,45 0,43 0,61 0,55

Научная продуктивность (Scopus)4 0,043 0,033 0,048 0,047 0,038

Цитируемость5 0,28 0,68 4,0 4,94 7,12

PhD выпускники6 0,048 0,084 0,067 0,062 0,084

Участие в Science Frontiers7 0,07 - 0,25 - 0,18

1 В расчете на одного научно-педагогического работника.

2 РФФИ, РГНФ, Президента РФ, международных.

3 Число научных публикаций в российских реферируемых журналах в расчете на одного научно-практического работника.

4 Число научных публикаций в международных реферируемых журналах в расчете на одного научно-практического работника.

5 Отношение числа цитирований в основных международных наукометрических системах к числу опубликованных статей, по данным международной наукометрической системы Scopus.

6 Доля выпускников аспирантуры и докторантуры от общей численности студентов (классификационный признак, пробные замеры).

7 Доля числа высокоцитируемых ученых в общей численности научно-практических работников вуза (вариант - доля высокоцитируемых научных публикаций авторов вуза в общем объеме публикаций вуза), по данным международной наукометрической системы Scopus за период не более трех последних лет.

Важным событием для научной общественности ДВФО и приоритетным направлением научной работы ТГМУ является проведение с 2004 г. Дальневосточного конгресса «Человек и лекарство» с международным участием. В работе конгресса ежегодно принимают участие до 2000 врачей со всех регионов России. Для проведения научных исследований привлекаются средства международных и российских грантов: грант Фонда Айрекс, грант ФРАЭК, грант Европейского респираторного общества, грант программы Европейского союза TEMPUS, гранты ФЦП, грант Российского университета дружбы народов, грант поддержки научной деятельности молодых Российских ученых и их научных руководителей, учрежденный Президентом РФ.

Из года в год растет число проводимых на базе ТГМУ различных научно- практических мероприятий. Только в 2012-2013 гг. их проведено 28: 4 научных форума с международным участием, 23 региональных конференции, симпозиума и семинара, 1-я межвузовская образовательная программа «Проблема приверженности пациентов к АГ-терапии и грамотная коммуникация врача и пациента». Университет является владельцем 46 действующих патентов РФ на изобретения и открытия, 6 положительных решений на выдачу патентов; свидетельства на товарный знак, свидетельства на полезную модель и свидетельства об официальной регистрации программы для ЭВМ. Отдельные показатели результативности НИР за 20082012 гг. представлены в таблице.

Принципиально новым в развитии университета является строительство центра коллективного пользования (ЦКП). Основная цель создания ЦКП заключается в развитии и укреплении научно-инновационного потенциала Дальнего Востока за счет производства и внедрения стратегических биомедицинских технологий, развития механизмов трансляционной медицины и,

учитывая уникальное геополитическое расположение региона, решение вопросов биобезопасности РФ. Современные требования к геномным и постгеномным исследованиям требуют проведения полногеномного картирования, цитогенетического анализа, внедрения микрочиповых технологий, что позволит создать в центре коллективного пользования здоровьесберегающие технологии, основанные на принципах предиктивной диагностики и персонифицированной терапии в условиях уникального демографического и этнического разнообразия ДВФО. Под эти цели планируется приобрести оборудования на 1 150 000 тыс. руб.

Все это характеризует ТГМУ как высшее учебное заведение исследовательского типа. Ежегодно по результатам научно-исследовательской работы сотрудников вуза в практику работы организаций системы здравоохранения внедряется более 140 методов диагностики, лечения и профилактики. Университет активно взаимодействует с общественными врачебными формированиями Приморского края. Особое внимание уделяется реализации программ по развитию научно-образовательной деятельности с международным участием. ТГМУ поддерживает устойчивые связи с университетами, клиниками, медицинскими центрами и международными организациями Китая, Японии, Сингапура, Южной Кореи, Австралии, Франции, Германии, Великобритании и США. За 2012 г. на базе ТГМУ принято 12 делегаций, проведено 4 крупных международных мероприятия, принято 58 участников делегаций.

Развитие информатизации и материально-технической базы является одним из приоритетных направлений стратегии развития университета. В рамках реализации концепции информатизации вуза создана внутренняя локально-вычислительная сеть, объединившая в единое информационное пространство все подразделения вуза, обеспечив доступ к сети Интернет,

внутренней цифровой телефонии. Запущена система видеонаблюдения, система персонификации и авторизации доступа в здания ТГМУ. Спроектирована беспроводная сеть доступа в Интернет для студентов, поэтапно производится запуск в работу сети Wi-Fi корпусов и общежитий вуза. Разрабатывается образовательный портал, призванный обеспечить доступ посредством глобальной сети и внутренней сети вуза к образовательным ресурсам ТГМУ, обеспечивающий функции дистанционного образования. Внедрена система электронного документооборота, в ближайшей перспективе - электронный университет. Библиотекой ТГМУ осуществляется продвижение современных информационных продуктов и сервисов, удовлетворяющих образовательным и научным потребностям пользователей, включая электронно-библиотечные системы, отечественные и международные базы данных, электронную библиотеку изданий университета на платформе «Контекстум».

В ТГМУ проведены комплексные капитальные ремонты зданий общежитий, учебных корпусов с заменой всех инженерных коммуникаций. Капитальный ремонт осуществлялся с использованием современных технологий, что позволило сократить расходы на отопление до 40 %, увеличить срок последующего ремонта на 15 лет. В 2013 г. завершен капитальный ремонт здания по Партизанскому пр-ту, 33, что способствовало решению проблемы расширения площадей для учебно-тренажерного центра. Реконструкция учебного

корпуса № 2 даст увеличение площадей в 8 раз. Фасад всех зданий университета выполнен в едином стилистическом решении, что повышает узнаваемость и привлекательность вуза.

За последние три года консолидированный бюджет вуза увеличился в два раза, практически в равных долях, как за счет средств федерального бюджета, так и внебюджетной деятельности. Финансово-экономическая политика ТГМУ направлена на максимальное инвестирование получаемых средств в повышение кадрового потенциала. Доход университета за 2012 г. увеличился на 21,33 %, при этом около 40 % всех расходов составила оплата труда сотрудников, в том числе стимулирующие выплаты. Основные направления социальной политики ТГМУ представлены в «Дорожной карте»1.

Социально-экономическое развитие здравоохранения на Дальнем Востоке во многом определяется вкладом ТГМУ в подготовку специалистов медицинского профиля для научно-практических учреждений, а также в повышение квалификации имеющихся кадровых ресурсов. Неслучайно стратегическим центром непрерывного профессионального образования и медицинской науки в Дальневосточном Федеральном округе назван наш университет.

В.Б. Шуматов, Е.В. Крукович, В.А. Невзорова, Л.Н. Трусова

1 Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года

№ 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной

политики».

УДК 616.13-004.6-06: 616.12-008.331.1: 613.84

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДИСФУНКЦИИ СОСУДОВ ГОЛОВНОГО МОЗГА ПРИ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИИ И КУРЕНИИ

В.А. Невзорова1, Н.В. Захарчук1, И.Г. Агафонова2, Н.С. Сарафанова3

1 Тихоокеанский государственный медицинский университет (690950, г. Владивосток, пр-т Острякова, 2),

2 Тихоокеанский институт биоорганической химии ДВО РАН (690022, г. Владивосток, пр-т 100 лет Владивостоку, 159),

3 Военно-морской клинический госпиталь ТОФ (690001, г. Владивосток, ул. Ивановская, 4)

Ключевые слова: артериальное давление, атеросклероз, сосудистое ремоделирование, допплерография.

Обзор литературы и данных собственных исследований, посвященных изменениям сосудов головного мозга при артериальной гипертензии и курении в клинике и эксперименте. Приведены данные транскраниальной допплерографии, дуплексного сканирования и магнитно-резонансной томографии сосудистого русла головного мозга. Показано снижение линейной скорости кровотока, повышение индекса сосудистого сопротивления и большая выраженность церебрального атеросклероза при артериальной гипертензии и хроническом табакокурении. Установлена прямая зависимость между интенсивностью курения и частотой встречаемости атеросклеротических бляшек, в том числе гемодинамически значимых стенозов. Установлены выраженные вазомоторные расстройства головного мозга, в виде потери эндотелиозависимого компонента вазодилатации и увеличения вазоконстрикторных влияний.

Невзорова Вера Афанасьевна - д-р мед. наук, профессор, заведующая кафедрой терапии, функциональной и ультразвуковой диагностики ФПК и ППС ТГМУ; e-mail: [email protected]

Сосудистые заболевания головного мозга занимают лидирующие позиции в структуре смертности цивилизованного общества [8]. Особое значение мозговые сосудистые катастрофы имеют для населения нашей страны, где они устойчиво сохраняют первое место среди причин госпитализации, смертности и утраты трудоспособности взрослой популяции. Наиболее обоснованным решением задачи снижения частоты инсультов является системный подход, предполагающий борьбу с факторами его риска, изучение церебрального кровообращения в рамках единой интегративной системы адекватного обеспечения метаболических процессов, разработку высокоинформативных методов визуализации маркеров недостаточности мозгового кровообращения, поиск генетических полиморфизмов генов-промоутеров синтеза биологически активных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.