Научная статья на тему 'Непрерывное образование взрослых - характерная черта современного общества'

Непрерывное образование взрослых - характерная черта современного общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
793
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮНЕСКО / ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФОРМАЛЬНОЕ / НЕФОРМАЛЬНОЕ / ИНФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Задворная М. С.

В статье рассматривается одно из направлений образовательной политики развитие образования взрослых, смысл которого состоит в обеспечении каждому человеку удовлетворения его познавательных запросов, развития способностей, с помощью разных видов и форм обучения, а также путем самообразования на протяжении всей жизни. Автор акцентирует внимание на повышении интереса к образованию взрослых за рубежом и в нашей стране, первостепенными требованиями, которого к специалисту становятся компетентность и профессионализм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Непрерывное образование взрослых - характерная черта современного общества»

Заключение

Таким образом межличностный конфликт может иметь как негативную (дезорганизация общества ввиду напряженности отношений, ухудшение психологического климата в коллективе или обществе и другие), так и положительную окраску (позволяет выявить противоречия и проблемы; может выступить в качестве механизма для снятия напряжения и другие). Межличностные конфликты, причины их появления, характер протекания определяется особенностями возрастного периода, характеристиками личностей и групп, в которых они взаимодействуют.

К младшему школьному возрасту значительно возрастает количество действий (в пользу другого сверстника) и эмоциональная отзывчивость и вовлеченность в действия другого. Межличностный детский конфликт - это процесс, в котором два (или более) ребенка ищут возможность помешать друг другу достичь определенной цели, выбрать какую-либо роль в игровой ситуации или присвоить себе игрушку. Причинами возникновения межличностного конфликта детей младшего школьного возраста могут являться следующие: противоречия между внутренней позицией, потребностью в признании и восприятием окружающих; несоответствие уровня притязаний и реальных возможностей.

Список литературы

1. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. - М.: Инфра-М, 2016. - 445 с.

2. Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других/ Сост. Р.

Римский. - М., 2001. - 434 с.

3. Психология конфликта/ Сост. и общая ред. Н. В. Гришиной. -СПб.,2011. - 443 с.

4. Репина Т.П. Деятельность и взаимоотношения дошкольников. - М., 2015. - 445 с.

5. Скотт Дж. С. Конфликты пути их преодоления. - Киев, 2014. - 443 с.

УДК 37.01

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ - ХАРАКТЕРНАЯ ЧЕРТА

СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

ЗадворнаяМ.С., 2018

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования, Санкт-Петербург

Аннотация: в статье рассматривается одно из направлений образовательной политики -развитие образования взрослых, смысл которого состоит в обеспечении каждому человеку удовлетворения его познавательных запросов, развития способностей, с помощью разных видов и форм обучения, а также путем самообразования на протяжении всей жизни. Автор акцентирует внимание на повышении интереса к образованию взрослых за рубежом и в нашей стране, первостепенными требованиями, которого к специалисту становятся компетентность и профессионализм.

Ключевые слова: ЮНЕСКО, образование взрослых, непрерывное образование, формальное, неформальное, информальное образование.

CONTINUOUS EDUCATION OF ADULTS - CHARACTERISTIC FEATURE

OF MODERN SOCIETY

Zadvornaya MS, 2018

St. Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Preschool Education, St. Petersburg

Annotation: the article considers one of the directions of the educational policy - the development of adult education, the purpose of which is to provide each person with the satisfaction of his cognitive inquiries, development of abilities, using different types and forms of education, and through self-education

throughout life. The author focuses attention on raising the interest in the education of adults abroad and in our country, the paramount requirements that competence and professionalism become to the specialist.

Keywords: UNESCO, adult education, continuing education, formal, informal, informational education.

Современные стратегии прогресса в мире основываются на принципах всемирного развития человеческого потенциала, в которых роль образования возрастает и становится преобладающей в непрерывно меняющихся условиях современности. Международная интеграция, которая является основой глобализации, объединяет мировое сообщество в определении всеобщей стратегии мирового социального развития и реализации политики в сфере образования [ 6].

В последние годы происходит переосмысление базовых ориентиров образования взрослых, которое преобразуется в систему обучения на протяжении всей жизни человека. «Образование никогда не кончается» - становится основной формулой образования взрослых.

В 1976 году на Генеральной конференции Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры были приняты «Рекомендации о развитии образования взрослых». Понятие «образование взрослых» определено в рекомендациях как «комплекс организованных процессов образования, независимо от содержания, уровня и метода, формальных или иных, продолжающих или восполняющих образование, получаемое в школах и вузах, а также практическое обучение, благодаря которым лица, рассматриваемые в качестве взрослых обществом, частью которого они являются, развивают свои способности; обогащают свои знания, улучшают свою техническую и профессиональную квалификацию или получают новую ориентацию и изменяют свои взгляды или поведение в двойной перспективе всестороннего личного развития и участия в сбалансированном и независимом социальном, экономическом и культурном развитии» [5]. Кроме того, образование взрослых рассматривается как необходимая часть непрерывного образования, которое может способствовать экономическому и культурному развитию, социальному прогрессу, а также развитию систем образования. В настоящее время имеется огромное количество определений непрерывного образования как в российской, так и в зарубежной литературе. В рекомендациях термин «непрерывное образование» определен как «глобальный проект, направленный на реконструкцию существующей системы образования и на развитие всего образовательного потенциала вне самой системы образования» [5].

По мнению ЮНЕСКО, непрерывное образование предусматривает развитие процесса образования, создание системы образовательных институтов для взрослых по «вертикальному» и «горизонтальному» направлениям:

— «вертикальное» - совокупность поочередных образовательных воздействий на человека в ходе всего его жизненного развития, на любом отрезке времени;

— «горизонтальное» - воздействие на человека с помощью трех видов образования: формальное, неформальное и информальное.

В современной европейской стратегии экономического развития «Европа 2020: стратегия разумного, устойчивого и всеобъемлющего роста» непрерывное образование и обучение человека рассматривается как «один из ключевых факторов создания конкурентной и динамичной европейской экономики, основанной в первую очередь на знаниях и инновациях. Непременной предпосылкой вырабатывания гражданской позиции, личностной и профессиональной реализации, повышения возможностей занятости служит образование» [3]. Для мировой практики образования взрослых свойственны следующие тенденции: непрерывность; увеличение численности людей, задействованных в сфере образовательных услуг; широкий охват специалистов, повышающих свою профессиональную квалификацию или стремящихся переменить профессию; значимость качества образования; ориентация на саморазвитие, самореализацию обучающихся в образовательной деятельности [2].

Таким образом, в условиях глобализационных процессов в мире «Образование взрослых — это не только право; это - один из ключей, открывающих дверь в XXI век». Российскими и зарубежными учеными образование взрослых рассматривается как творческий процесс, основанный

на использовании взрослыми людьми своего личного и профессионального опыта. Одним из назначений образования взрослых является обеспечение и поддержка квалификации специалистов.

В современных условиях наиболее значимым является дополнительное образование. Его активное развитие обусловлено тремя основными факторами:

— потеря актуальности старых знаний по ранее выбранной специальности;

— необходимость повышения уровня профессиональных знаний по ранее выбранной специальности в связи со служебным ростом;

— желание освоить новые специальности в связи с изменениями на рынке труда или в связи с намерением изменить жизненную траекторию.

Исторически первичными считаются неформальное и информальное образование, но в современных условиях ведущей стала система формального образования.

При неформальном образовании дополнительное обучение осуществляется:

— без отрыва от работы, непосредственно на рабочем месте;

— не образовательными учреждениями (конференция по обмену опытом);

— открытые лекции для всех желающих преподавательского состава академий или институтов повышения квалификации на базе учреждения.

Как утверждал С.Г. Вершловский «неформальное образование - часто происходит вне специального образовательного пространства, в котором чётко обозначены цели, методы и результат обучения, в образовательных учреждениях или общественных организациях, клубах, кружках и т.д. обычно не подтверждается никаким документом» [1]. К неформальному образованию относится организованная и продолжающаяся какое-то время учебная деятельность. Она может происходить как внутри учебного заведения, так и вне его стен для лиц любого возраста. Оно может иметь как профессиональную направленность, так и общекультурное значение.

По мнению исследователя А.В. Окерешко информальное образование - это индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая повседневную жизнь, но не обязательно носящая целенаправленный характер. Оно является спонтанным и реализуется за счет собственной активности человека (чтение книг, посещение библиотек и музеев, путешествия и т. д.). Особое место в современном информальном образовании играет система средств массовой коммуникации (телевидение, Интернет, радио, кинематограф, музыка и т. п.). Подобное образование не имеет определенной структуры и не подтверждается документом. К информальному образованию относятся почти все виды деятельности за пределами образовательной среды.

Основным компонентом современного образования является формальное образование, которое обеспечивают специальные образовательные учреждения. Формальное образование является структурированным: обучение в специально предназначенных для обучения учреждениях, специально подготовленным персоналом, обучение происходит по специальному графику ради достижения профессиональных компетенций в выбранной обучающимися области. Результатом формального образования является документ.

В рамках дополнительного профессионального образования (далее - ДПО) различаются краткосрочное повышение квалификации и более длительная профессиональной подготовка и переподготовка. Таким образом, можно предположить, что в рамках непрерывного образования процесс накопления и обновления человеческого капитала включает в себя профессиональную подготовку, общекультурное и индивидуальное развитие.

Система ДПО в наше время имеет огромный потенциал для обеспечения накопления и совершенствования человеческого капитала обучающихся в ходе модернизации образования. Однако использование данного потенциала подразумевает наличие у обучающихся взрослых выраженной мотивации к получению знаний, а также навыков использования различных форм ДПО. Исследования социологов демонстрируют значительный интерес к дополнительному образованию со стороны взрослого населения. При этом намерение взрослых продолжать образование определяется, прежде всего, родом их профессиональной деятельности.

Отечественные исследователи Д.В. Диденко, Г.А. Ключарев, Ю.В. Латов, Н.В. Латова выяснили, что большинством взрослых движет не только желание повысить заработок (73%), но и желание расширить кругозор (72%), сделать жизнь более интересной (58%).

Р. Влодсковски в своей книге «Повышение мотивации к обучению взрослых: полное руководство для обучения всех взрослых» рассматривает представления взрослых о связи образования и жизненного успеха, что позволило понять их мотивацию в отношении своего человеческого капитала. Автор книги предлагает пять опор, на которых основывается все то, что можно предложить для обучения взрослых: компетентность, эмпатия, энтузиазм, ясность, культурная отзывчивость [7, с. 49].

Р. Володсковски придает большое значение подготовке преподавателей, он отмечает, что если взрослому преподавателю не хватает одной из опор, то тогда, по мнению автора, ему будет сложнее отвечать на вызовы, которые могут возникнуть при обучении взрослых. Эти опоры можно рассматривать как навыки. Их можно приобрести и развивать посредством практики и приложения усилий. Таким образом, возрастающий интерес к обучению взрослых во всем мире обусловил усиление внимания к проблеме подготовки педагогических кадров как важнейшему гаранту качественного образования.

Проблемы специальной подготовки преподавателей для работы со взрослыми как особой категории слушателей в Российской Федерации в последние годы вызывают переосмысление. Возрастает роль преподавателя в учебном процессе в связи с различными целевыми, ценностными установками и возрастными особенностями обучаемых взрослых. Обратимся к опыту зарубежных и отечественных исследователей в этой области непрерывного образования. Как отмечают авторы (Р. Бернс, Н.В. Василенко, С.М. Вишнякова, У. Джеймс, В.И. Ильина, А. Маслоу, О.М. Никандров, Г. Олпорт, В.И. Подобед, Г.Н. Подчалимова, А.И. Субетто, Е.П. Тонконогая, П.И. Третьяков, Е. Трондайк, Т.И. Шамова), преподаватель в работе со взрослыми выполняет несколько ролей. Прежде всего, он координатор и катализатор всех действий обучающихся. Преподаватель мотивирует и активизирует интересы и способности, размышление и поведение слушателей через определенные стимулы [1].

Преподаватель играет роль преобразователя, понимающего и создающего лучшие условия и подходящую атмосферу для развития учебных возможностей. Он также способствует созданию атмосферы взаимного доверия среди членов группы, в которой нет диалога, взаимного уважения и сговорчивости во время возможных конфликтов. Для взрослых обучающихся преподаватель является гарантом равного с ними отношения, отношения взаимного уважения и взаимной поддержки. Он должен гармонично сотрудничать со взрослыми обучающимися, поскольку они знают лучше, чем кто-либо другой, свои потребности, которые могут различаться не только от одной учебной группы к другой, но также от одного взрослого к другому. Индивидуальные характеристики и особенности взрослых должны быть приняты во внимание преподавателем с целью индивидуализации процесса обучения. Преподаватель должен пытаться обеспечить равный доступ ко всем ресурсам, вовлекать студентов в управлении учебной средой, быть открытым и четким в том, что происходит. Роли преподавателя, обучающего взрослых, тесно взаимосвязаны друг с другом. Действительно, педагог может взять на себя несколько ролей одновременно. Однако это не значит, что хороший педагог обязательно должен быть компетентен во всех ролях, упомянутых выше.

Исследователями (В.П. Беспалько, А.А. Кузнецова, Т.С. Назарова и т.д.) разработаны рекомендации для успешного обучения взрослых: создание безопасной, доброжелательной среды; культуры сопереживания, уважения, доступности, подлинности; сотрудничество по диагностике потребности в обучении; сотрудничество в разработке целей обучения и в учебном планировании; обеспечение практико-ориентированности учебного процесса.

Успешность процесса обучения взрослых во многом зависит от личности преподавателя, уровня его профессионально-педагогической компетентности, его умения эффективно использовать методы и приемы при построении учебного процесса со взрослыми обучающимися. Профессиональное развитие преподавателя - многогранный процесс. Он затрагивает всю внутреннюю сферу личности, в т. ч. профессиональное самосознание и формирование образа профессионала.

Таким образом, непрерывное образование связано с перманентным накоплением и обновлением имеющихся знаний, навыков, подходов в той степени, в которой этого требуют постоянно изменяющиеся условия современной жизни, а также самореализация взрослого человека.

Непрерывное образование включает следующие формы образования - формальное, неформальное, информальное. Оно осознается как самостоятельная ценность, помогая самосовершенствованию, стимулируя любознательность и бескорыстный поиск. Ключевым элементом системы непрерывного образования в современном контексте становится ДПО. Центральной фигурой выступает преподаватель, который должен выполнять роль преобразователя, понимающего и создающего лучшие условия и подходящую атмосферу для развития учебных возможностей обучающихся взрослых.

Список литературы

1. Вершловский, С.Г. Образование взрослых: перспективы развития // Новые знания. -2003. - №2. - [Электронный ресурс]: - URL: http://www.znanie.org/jornal/n2_03. (дата обращения: 04.07.2018).

2. Гамбургская декларация об обучении взрослых (1997 г.). - [Электронный ресурс]: -URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/hamburg_decl.shtml. (дата обращения: 04.07.2018).

3. Шерайзина Р.М., Задворная, М.С. Актуальность непрерывного образования как условия личностно-профессионального развития педагога дошкольного образования // «Историческая и социально-образовательная мысль» - Том 8 -№ 4/1. - 2016. - С. 175-179

4. Павлова О.В. Включение информального образования в жизненные стратегии взрослых // Человек и образование. - 2011. - № 4 (29). - С. 64-67.

5. Рекомендация о развитии образования взрослых (1976 г.) - [Электронный ресурс]. -URL: http://docs.cntd.ru/document/901839537(дата обращения: 04.07.2018).

6. Хоронько Л.Я., Цквитария Т.А., Манукян И.В. Образование взрослых в контексте программ ЮНЕСКО // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 6. - [Электронный ресурс]: - URL: http://mir-nauki.com/PDF/90PDMN616.pdf (доступ свободный).

7. Wlodkowski, R. Enhancing adult motivation to learn, a comprehensive guide for teaching all adults / R. Wlodkowski. - 3rd ed. - San Francisco: JosseyBass Publishers, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.