Научная статья на тему 'Неформальное повышение квалификации профессорско-преподавательского состава АСОУ. Формальное, неформальное и информальное обучение'

Неформальное повышение квалификации профессорско-преподавательского состава АСОУ. Формальное, неформальное и информальное обучение Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1177
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование взрослых / формальное образование / неформальное и информальное обучение-образование / adult education / formal education / non-formal and informal learning-education / web 2.0 / education 2.0 / online

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плечева Н. Д., Зернова Г. П.

В статье рассматривается процесс непрерывного обучения и образования взрослых. Исторический экскурс и понятие неформального, информального образования. Представлен опыт формального, неформального, информального обученияобразования регионального вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMAL REFRESHER TRAINING OF APA FACULTY. FORMAL, NON-FORMAL AND INFORMAL LEARNING

The article deals with the process of lifelong learning and adult education is also given. Historical background and the concept of non-formal, informal education. The experience of a formal, non-formal, informal learning, education regional university is presented.

Текст научной работы на тему «Неформальное повышение квалификации профессорско-преподавательского состава АСОУ. Формальное, неформальное и информальное обучение»

УДК 378.046.4

Неформальное повышение квалификации профессорско-преподавательского состава АСОУ. Формальное, неформальное информальное обучение

Н.Д. Плечева, к.т.н., с.н.с.

Научно-учебный центр педагогического сопровождения последипломного образования. E-mail: [email protected] Г.П. Зернова, к.п.н., доцент, в.н.с.

Научно-методический центр педагогической рискологии. E-mail: [email protected]

ГБОУ ВО Московской области «Академия социального управления» (АСОУ) (Россия, 129281, Москва, Староватутинский пр., д. 8)

В статье рассматривается процесс непрерывного обучения и образования взрослых. Исторический экскурс и понятие неформального, информального образования. Представлен опыт формального, неформального, информального обучения-образования регионального вуза.

Ключевые слова: образование взрослых, формальное образование, неформальное и информальное обучение-образование.

Характерной чертой информационного общества является непрерывное образование. Оно мыслится как поэтапный и пожизненный процесс, обеспечивающий постоянное пополнение и расширение знаний у людей разного возраста. Цели непрерывного образования заключаются в укреплении способности человека адаптироваться к преобразованиям в экономике, профессиональной жизни, культуре и обществе.

Его основные этапы:

• обучение, воспитание и развитие человека, предшествующие его вступлению в самостоятельную жизнь, - детско-юношеское образование;

• учебная деятельность в период взрослой жизни, сочетаемая с различными видами практической деятельности, - образование взрослых.

По своему содержанию непрерывное образование представлено такими формами образования, как непрерывное, пожизненное, начальное, дополнительное, последипломное, профессиональное и др.

По данным исследований, в ряде регионов страны до 50% выпускников вузов и до 64% выпускников средне-специальных учебных заведений меняют свою профессию сразу же после окончания учебного заведения. Огромное количество молодых людей вынуждены заново решать проблему организации своей профессиональной карьеры. В силу этих причин необходимо продвигать концепцию образования на протяжении всей жизни человека со всеми ее преимуществами — гибкостью, разнообразием и доступностью во времени и пространстве.

Непрерывное образование надо отличать от непрерывного обучения. Первое предполагает, что взрослый че-

ловек может много раз на протяжении своей жизни проходить переподготовку по любой профессии.

Непрерывное образование - это процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества. В него вовлечено множество образовательных структур - основных и параллельных, базовых и дополнительных, государственных и общественных, формальных и неформальных.

В проекте концепции модернизации российского образования обозначено четыре приоритетных направления:

• переход к непрерывному профессиональному образованию,

• повышение качества профессионального образования,

• обеспечение инвестиционной привлекательности образования,

• реформа общего (среднего) образования.

Система непрерывного образования в проекте состоит из трех основных элементов: переход от системы управления вузами к системе управления отдельными программами с отказом от аккредитации вузов в пользу аккредитации учебных программ, введение так называемой кредитно-модульной системы образовательных программ, создание независимых центров оценки качества образования. Предполагается внедрять систему непрерывного образования поэтапно.

Одной из приоритетных задач Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. является

создание современной системы непрерывного образования, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. В целевой программе указывается, что «...реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач: обеспечение инновационного характера базового образования; модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития; создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров; формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях».

К сожалению, этот вопрос является наименее изученным, так как система образования взрослых не является строго организованной. В этой системе нет строгих стандартов, нет определенной нормативной базы. Сюда можно отнести различные курсы повышения квалификации и переподготовки от нескольких часов до нескольких лет обучения. Они могут иметь самое широкое направление - приобретение нового знания в области профессии или в сфере деятельности, интересующей слушателей курсов.

Переход на парадигму образования в течение всей жизни (lifelong learning) и в объеме жизни (lifewide learning) вместо парадигмы «образование через всю жизнь» побудил образовательные системы России и других стран искать новые формы в системе дополнительного образования.

По данным ЮНЕСКО, в наиболее успешных странах дополнительным образованием охвачено 30-40% населения в возрасте 25-64 года. В сред-

История и педагогика естествознания 3 ■ 2016

нем по странам ЕС соответствующая доля населения составляет 17%, а в России - всего 8% (2009). Хотя фактически в системе образования РФ этот процент значительно выше, поскольку педагогический состав всех видов образовательных учреждений должен проходить курсы повышения квалификации каждые три года (ст. 47, 48 Закона об образовании).

Поиск различных форм организации процесса обучения повышает интерес к таким формам образования, как неформальное, информальное образование. Термины «неформальное» и «информальное образование» были введены в педагогическую практику в 60-70-е годы XX века во время широких международных дискуссий по образовательным проблемам. Они акцентировали внимание педагогической общественности на важности образования и подготовки, получаемой вне стен официально признанных и предназначенных для этого специальных учебных заведений.

В соответствии со сложившейся в международном образовательном сообществе практикой принято выделять три вида образовательной деятельности, которые относятся и к образованию взрослых: формальное образование, завершающееся выдачей общепризнанного диплома или аттестата; неформальное образование, обычно не сопровождающееся выдачей документа, происходящее в образовательных учреждениях или общественных организациях, клубах и кружках, а также во время индивидуальных занятий с репетитором или тренером; информальное (спонтанное) образование - индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер.

Под неформальным образованием понимается любой вид организованной и систематической деятельности, которая не может не совпадать с деятельностью школ, колледжей, университетов и других учреждений, входящих в формальные системы образования. В неформальной форме проводятся различные курсы, тренинги, которые предлагаются на любом этапе образования или трудовой деятельности, носят целенаправленный и систематический характер, но обычно не сопровождаются выдачей документа.

Неформальное обучение, происходящее вне образовательных учреждений, обычно не ведет к официальной сертификации. И в то же время неформальное обучение системно, в нем определены цели, результат обучения,

продолжительность обучения. Неформальным обучением следует считать любую образовательную активность вне формальной системы. К такому виду обучения можно отнести e-Learning1, различные курсы, конференции, фестивали, тренинги, короткие программы обучения, обучение в клубах (например, Клуб победителей конкурса «Учитель года»). В рамках такого вида обучения могут выдаваться определенные сертификаты, свидетельства, дипломы, однако они не являются образовательными документами, которые признаются государством как официальные.

Неформальными формами, реализуемыми в период (lifewide learning) обучения, являются консультации, дистанционные тренинги по сервисам Веб 2.0, on-line-конференции, конкурс электронных портфолио преподавателей, мастер-классы, вебинары, информальная форма обучения, интерактивные лекции, дискуссии, тренинги. Основными современными средствами, используемыми для коммуникации и структурирования образовательного контента, могут быть выбраны электронная почта, файловые серверы, классификаторы, медиахранилища, интерактивные карты знаний, системы управления обучением (LMS), системы управления содержанием (CMS), инструменты создания и редактирования документов в Сети.

Информальное обучение - это обучение, которое происходит в повседневной жизни, на рабочем месте, в кругу семьи или в свободное время. Что касается целей обучения, продолжительности обучения, то оно не структурировано и так же, как неформальное, не ведет к официальной сертификации.

Сам термин «информальный» говорит нам о том, что такое обучение происходит без процедурных формальностей. Информальное обучение во многом совпадает со структурой жизнедеятельности взрослого человека. Определенные элементы учения и научения присутствуют практически во всех формах его социальной активности. В этом смысле уже не столь важно, каким путем человек приобрел знания и умения, необходимые для эффективной деятельности, важно, чтобы они у него были.

К примерам информального обучения относят: взаимообучение в ходе совместного выполнения тех или иных задач; стихийное самообразование в виде самостоятельного поиска ответов на волнующие вопросы; обогащение духовного мира через чтение и посещение учреждений культуры, учение по методу проб и ошибок и т.д.

Сегодня повышение квалификации в образовании характеризуется как формальное обучение, сопровождающееся выдачей сертификата (документа).

Региональная система повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вузов Московской области имеет все характеристики формального обучения - осуществляется в государственном образовательном учреждении, есть четкая цель обучения, организация процесса четко определена временными рамками и рамками программ, наличием преподавателя и аудитории.

Но в материалах Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы развития непрерывного образования: проблемы, пути решения» (Москва, 2014) мы видим, что повышение квалификации как дополнительное образование рассматривается в группе неформального образования наряду с профессиональной переподготовкой, курсами МВА, профессиональными конференциями, тренингами и т.п., что позволяет предположить изменение вектора развития системы повышения квалификации в ближайшие годы.

Происходящие в последние годы в системе повышения квалификации педагогов инновационные изменения отражаются на содержании курсовой подготовки, используемых формах и методах, технологий обучения. Происходит развитие дистанционного обучения, апробация сетевых форм и технологий взаимодействия в организации процессов повышения квалификации и т.д.

Применительно к рассмотренным формам обучения профессорско-преподавательский состав АСОУ ДПО активно реализует все возможные и доступные формы неформального обучения. Проводящиеся ежегодные, юбилейные и тематические научно-практические, научно-методические и предметные конференции различного уровня (всероссийские, международные, региональные, областные и т.д.), семинары, научные сессии и круглые столы способствуют неформальному профессиональному росту и повышению квалификации участвующих в них преподавателей.

Ниже приведены мероприятия, в которых принимали участие в той или иной мере преподаватели ГБОУ АСОУ ВО МО (ДПО) за два года (2013 и 2014-й).

Неформальное повышение квалификации за 2013 год:

1. Международная научно-практическая конференция, г. Закопане.

2. Международная научно-практическая конференция.

1 От англ. Electronic Learning — система обучения при помощи информационных и электронных технологий.

3■2016

История и педагогика естествознания

15

3. Международная заочная научно-практическая конференция «Проблемы развития науки и образования».

4. Всероссийская научно-практическая конференция «Наша новая школа».

5. Московская областная научно-практическая конференция.

6. Региональная научно-практическая конференция.

7. Научно-методическая конференция.

8. Экологическая конференция.

9. Всероссийский семинар-совещание по вопросам апробации профессионального стандарта педагога.

10. Первый межрегиональный образовательный форум.

11. Методический семинар.

12. Всероссийский семинар преподавателей математики вузов.

13. Всероссийский семинар (факультативные занятия).

14. Семинар «Проблемы, тенденции и перспективы математического образования в свете ФГОС» Дрофа.

15. Семинары-практикумы, семинары.

16. Ежегодная научная сессия математического факультета МПГУ.

17. Региональный конкурс творческих разработок инновационных технологий.

18. Круглый стол.

Информальное обучение, 2013 год:

Были участниками, членами жюри, призерами, членами экспертного совета, победителями, лауреатами и т. п .

1. Всероссийский фестиваль «Открытый урок».

2. Всероссийский съезд учителей.

3. Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ.

4. Экологическая игра.

5. Региональная ярмарка педагогических идей.

6. Слет победителей и лауреатов конкурса «Педагог года Подмосковья».

7. Конкурс научно-исследовательских работ и проектов.

Неформальное повышение квалификации за 2014 год

1. Международные научно-практические конференции.

2. Международная заочная научно-практическая конференция «Проблемы развития науки и образования».

3. Всероссийская научно-практическая конференция «Наша новая школа».

4. Региональная научно-практическая конференция.

5. Научно-методический семинар МГУ им. М.В. Ломоносова.

6. Методический семинар, Всероссийский семинар.

7. Круглый стол.

8. Выступления с докладами на конференциях.

9. Стажировка.

10. Вебинары.

Информальное обучение, 2014 год:

1. Участие в марафоне учебных предметов и проведении мастер-классов.

2. Участие в региональных конкурсных комиссиях.

Приведенные примеры позволяют нам говорить о реализации неформального и информального очного и дистанционного обучения (образования в течение всей жизни (lifelong learning) преподавателями АСОУ в целях повышения квалификации и самосовершенствования.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Постановление Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы».

2. Европейское образование взрослых за пределами ЕС / Пер. с англ. О. Вербовой. Минск, 2010.

3. Обучение взрослых: учиться никогда не поздно. Коммюнике Комиссии европейских обществ. Брюссель. 2006.

4. Галичин В.А. Основные характеристики и тенденции развития образования взрослых в условиях глобализации // Век глобализации. 2013. № 2 (12).

5. Железнов Б.В. Анализ политики стран - членов ОЭСР в области признания результатов неформального и информального образования. Вестник международных организаций. Аналитические материалы. 2010, № 1 (27). С. 51-62.

6. Горошко Е.И. Образование 2.0 - это будущее отечественного образования? Попытка теоретической рефлексии. Ч. 1 / Харьковский политехнический институт. Харьков, 2010.

7. Неформальное образование как условие социального взаимодействия в процессе повышения квалификации // ЧиО. 2011. № 4. URL: http://cyber-leninka.ru/article/n/neformalnoe-obrazovanie-kak-uslovie-sotsialnogo-vzaimodeystviya-v-protsesse-povysheniya-kvalifikatsii

8. http://web2edu.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Олейникова О.Н., Муравьева А.А. Профессиональные стандарты: принципы формирования, назначение и структура: Метод. пособие. М.: АНО Центр ИРПО. 2011. 100 с.

10. Kpaвчeнкo А.И., Непрерывное образование: гибкость и рост. http://sdo.elitarium.ru/

INFORMAL REFRESHER TRAINING OF APA FACULTY. FORMAL, NON-FORMAL AND INFORMAL LEARNING

Plecheva N.D., Cand. Sci. (Tech.), Senior Researcher

E-mail: [email protected]

Zernova G.P., Cand. Sci. (Ped.), Associate Prof., Leading Researcher. E-mail: [email protected]

Academy of public administration (APA) (8, Starovatutinsky pr., 129281, Moscow, Russia)

ABSTRACT

The article deals with the process of lifelong learning and adult education is also given. Historical background and the concept of non-formal, informal

education. The experience of a formal, non-formal, informal learning, education regional university is presented.

Keywords: adult education, formal education, non-formal and informal learning-education, web 2.0, education 2.0, online.

REFERENCES

1. Postanovleniye Pravitel'stva RFot 7 fevralya 2011g. №61 «O Federal'noy tselevoy programme razvitiya obrazovaniya na 2011-2015 gody» [RF Government Resolution dated February 7, 2011. No. 61 "On the Federal target program of education development for 2011-2015 gody"].

2. Yevropeyskoye obrazovaniye vzroslykh za predelami ES [European Adult Education outside the EU]. Minsk, 2010.

3. Obucheniye vzroslykh: uchit'sya nikogda ne pozdno [Adult Education: Learning is never too late]. Kommyunike Komissii Yevropeyskikh Soobshchestv [Communiquе of the European Commission]. Brussels, 2006.

4. Galichin V.A. Main characteristics and trends of development of adult education in the context of globalization. Vekglobalizatsii, 2013, no. 2(12) (In Russian).

5. Zheleznov B.V. An analysis of OECD countries' policies in the field of recognition of the results of non-formal and informal education. Vestnik mezhdunar-odnykh organizatsiy, 2010, no. 1(27), pp. 51-62 (In Russian).

6. Goroshko Ye.I. Obrazovaniye 2.0 - eto budushcheye otechestvennogo obrazovaniya? Popytka teoreticheskoy refleksii. Chast' 1 [Education 2.0 is it the future of national education? Trying to theoretical reflection. Part 1]. Kharkov, 2010.

7. Non-formal education as a condition of social interaction in the process of training. ChiO, 2011, no. 4. Available at: http://cyberleninka.ru/article/ri/nefor-malnoe-obrazovanie-kak-uslovie-sotsialnogo-vzaimodeystviya-v-protsesse-povysheniya-kvalifikatsii.

8. Available at: http://web2edu.ru.

9. Oleynikova O.N., Murav'yeva A.A. Professional'nyye standarty: printsipy formirovaniya, naznacheniye istruktura [Professional standards: the principles of the formation, function and structure]. Moscow, ANO Tsentr IRPO Publ., 2011. 100 p.

10. Kpavchenko A.I. Nepreryvnoye obrazovaniye: gibkost' irost [Continuing education: flexibility and growth]. Available at: http://sdo.elitarium.ru/.

Í26

История и педагогика естествознания

3■2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.