76_ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_
2014. Вып. 4 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
УДК 37.013.83 Н.Б. Симакова
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ В ОБРАЗОВАНИИ ВЗРОСЛЫХ
Раскрываются проблемы повышения качества образования в профессиональных образовательных учреждениях, на основе сложившейся тенденции к увеличению численности обучающихся из группы взрослых. Стремление получить одно образование, повысить свою квалификацию еще стимулирует взрослое население обучаться в течение всей жизни, соответственно требованиям конкурентоспособности на рынке труда. Этим обусловлена модернизация учебного процесса в профессиональных образовательных учреждениях не только в его содержании, но и в организации, учитывающей психолого-педагогические особенности обучения взрослых, принципы реализации непрерывного образования со взрослыми обучающимися, знание основ и закономерностей развития андрагоники в России, ее достижений в области теории обучения. Реализация этих нововведений требует подготовки преподавателей профессиональных образовательных учреждений в области андрагоники.
Ключевые слова: качество образования, андрагоника, профессиональное образование, принципы непрерывного образования, технология обучения взрослых.
Сегодня в системе профессионального образования наблюдается тенденция к увеличению числа обучающихся из группы взрослых. Обусловлено это требованиями рынка труда: экономической, демографической и образовательной политикой государства. Двери профессиональных учреждений и учреждений дополнительного образования сегодня открыты для всех желающих, без возрастных ограничений, поскольку качество образования способствует развитию любого общества, государства, его экономической и политической мощи. Рассматривается как важнейший фактор устойчивого развития страны, её информационной и нравственной безопасности [4].
Оно «должно соответствовать ценностям, целям и задачам трёх групп пользователей: учащихся, покупателей образовательных услуг на рынке труда и общества в целом». [2. С. 5].
Сходное определение понятия «качество образования» дано в законе Российской Федерации об образовании: «Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы» [8].
Гамбургская декларация 1997 г., ставшая финальным документом 5-й Международной конференции по образованию взрослых (СООТЮТЕА V), определяет образование взрослых, как «весь комплекс поступательных процессов формального или иного обучения, с помощью которых люди, являющиеся с точки зрения общества, к которому они принадлежат, взрослыми, развивают свои способности, обогащают свои знания и совершенствуют технические и профессиональные квалификации или же применяют их в новом направлении для удовлетворения своих потребностей и потребностей своего общества» [5].
О. Агапова выделила этапы развития российского образования взрослых: период «внешкольное образование» (во вт. пол. 19 в. и до начала второй мировой войны в трудах выдающихся педагогов впервые поставлены вопросы и сформулированы теоретические основы образования взрослых, причём основной задачей этого периода была ликвидация неграмотности); затем - период становления и развития школ рабочей молодежи, рабфаков, вечернего и заочного обучения, продолжавшийся до конца 1970-х гг., связанный в основном с повышением и развитием профессиональной квалификации работников, профессиональным обучением и переобучением взрослого населения; в третьем периоде в 1980-е гг., активно развивается андрагогика (наука о теории и методике обучения взрослых); акцент смещается в сторону духовного развития населения: расширение содержательных аспектов обучения связано с вопросами культуры, так называемого «общего» развития: это начало плодотворного «диалога» андрагогики со смежными областями гуманитарного знания (культурологией, социологией, психологией и др.), что обогатило представление о взрослом обучающемся и создало прочную основу для практической образовательной работы со взрослыми; современный этап развития образования взрослых длится почти два десятилетия он тесно связан с трансформационными процес-
Тенденции развития в образовании взрослых 77
ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2014. Вып. 4
сами в обществе, с экономическими и политическими изменениями, с осмыслением новых ценностей - это попытка видеть в образовании взрослых способ адаптации старшего поколения к стремительно меняющимся условиям жизни, возможность научиться гибко и мобильно реагировать и приспосабливаться к изменениям, к новому - как в широком смысле, так и на бытовом, житейском уровне [1].
Андрагогика - это раздел теории обучения, раскрывающий специфические закономерности освоения знаний и умений взрослым субъектом учебной деятельности, а также особенности руководства этой деятельностью со стороны профессионального педагога. Понятие это введено в научный обиход в 1833 г. немецким историком педагогики А. Капом [7. С. 5].
Сегодня ЮНЕСКО официально признает три формы образования: формальное, то есть проходящее в специальных образовательных учреждениях и заканчивающееся выдачей официального свидетельства или диплома; неформальное, которое может проходить в любом месте и не обязательно ведет к выдаче диплома; информальное, то есть неорганизованное и часто не имеющее целенаправленного характера, приобретение информации через библиотеки, СМИ, общения, посещение выставок, музеев [10].
Российское образование взрослых представляют сегодня следующие учреждения:
• научно-исследовательские институты, занимаются теорией и методологией работы со взрослыми;
• институты повышения профессиональной квалификации (учителей, медицинских работников, юристов и др.);
учреждения для обучения взрослых, занимающиеся разными видами формального и неформального образования, а именно: гражданского (общественные организации, женские объединения, семейные клубы, экологические организации, объединения людей третьего возраста и другие), профессионального (курсы бухгалтеров, компьютерные курсы, курсы иностранных языков и др.), а также объединениями по интересам (кружки, клубы, центры культуры) и различными центрами образования взрослых, организованными при государственных учреждениях, (филармонии, библиотеки, музеи, дома культуры, центры медицинского просвещения и др.) [1].
В меморандуме непрерывного образования Европейского союза представлены 6 ключевых принципов непрерывного образования:
Принцип 1. Новые базовые знания и навыки для всех. Цель - гарантировать всеобщий непрерывный доступ к образованию для получения и обновления навыков, необходимых для включенности в информационное общество. Социально-экономические перемены требуют нового набора базовых знаний, умений и навыков, обеспечивающих активное участие в профессиональной, семейной и общественной жизни. К таким навыкам относят компьютерную грамотность, иностранные языки, технологическую культуру, предпринимательство и социальные навыки, а также умение учиться, умение адаптироваться к переменам и умение ориентироваться в потоке информации;
Принцип 2. Увеличение инвестиций в человеческие ресурсы. Цель - значительно увеличить инвестиции в человеческие ресурсы, чтобы поднять приоритет самого важного достояния Европы - ее людей. Так, с помощью специальных банковских счетов на обучение, финансируемых не только личными сбережениями, но и государственными и общественными фондами, можно создать необходимые условия и повысить мотивацию к учению. Проблему могут решить и специальные учебные отпуска или субсидии, предоставляемые фирмами для своих работников, особенно тех, кто старше 35 лет, и для низкооплачиваемых категорий;
Принцип 3. Инновационные методики преподавания и учения. Цель - разработать новые методологии обучения для системы непрерывного образования - длиною и шириною в жизнь. Образовательные технологии становятся всё более ориентированными на пользователя. Учащийся перестает быть пассивным реципиентом информации. Это естественные процессы, которые, однако, могут быть значительно ускорены целенаправленной работой профессионалов в области методологии. Так, компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для дистанционного и домашнего обучения, но методисты всё еще считают, что оно должно непременно сопровождаться личными встречами преподавателя и студента. Образовательные системы должны гибко адаптироваться к современным условиям. Учителя во все большей степени становятся консультантами, наставниками и посредниками, чья задача - помочь учащемуся сформировать свое образование и осознать личную ответственность за это. Следовательно, и методы обучения в формальной и неформальной системе образования должны меняться в сторону приоритета личной мотивации, критического мышления и умения учиться.
2014. Вып. 4 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
Принцип 4. Новая система оценки полученного образования. Цель - коренным образом изменить подходы к пониманию и признанию учебной деятельности и ее результатов, особенно в сфере неформального и информального образования. В обществе и экономике, основанных на знании, полноценное использование человеческого фактора становится залогом конкурентоспособности и успеха. И для работника, и для работодателя важное значение имеют дипломы, аттестаты и сертификаты, подтверждающие квалификацию. Всё большую роль они приобретают в интегрированной Европе - с единым рынком труда, свободой передвижения и свободным выбором образовательного учреждения. В европейских странах уже действует система признания дипломов о высшем образовании, тем не менее, в сфере неформального и информального образования требуются значительные улучшения. Признание этих видов образования могло бы полнее отразить индивидуальный учебный опыт личности и повысить мотивацию к непрерывному учению. Необходимо разработать высококачественную систему «Аккредитации предыдущего и неформального образования» (Accreditation of Prior and Experiential Learning - APEL), которая бы отражала все знания, умения, навыки и весь полученный опыт человека и была общепризнана в европейском контексте. К разработке этой системы должны быть привлечены профессиональные педагоги и методисты, представители органов власти и работодателей, а также социальные партнеры и общественные организации. Естественно, такая система оценки знаний предполагает активное участие самого человека;
Принцип 5. Развитие наставничества и консультирования. Цель - обеспечить каждому на протяжении всей его жизни свободный доступ к информации об образовательных возможностях в Европе и к необходимым консультациям и рекомендациям. Если в прошлом принимать решение о выборе профессиональной карьеры или образовательного учреждения приходилось зачастую всего один раз, то теперь совет о том, что делать дальше (и не только в профессиональной сфере), необходим человеку на протяжении всей жизни. Поэтому должна быть создана постоянная консультационная служба, дающая рекомендации в сфере образовательного, профессионального и личного развития ориентированная на интересы и потребности активного пользователя. Сама служба должна активно выходить к клиентам, поддерживая их мотивацию к учению, помогая найти свой путь в море образовательных услуг и предупреждая возможные неудачи. Это должно быть чем-то вроде «брокерской конторы», где интересы клиента ставятся превыше всего, а задача брокера - оптимальный подбор информации для выработки наилучшего плана действий на будущее. Информационные технологии и Интернет открывают новые горизонты для подобного консультирования, хотя вовсе не подменяют непосредственного совета консультанта и качественной помощи человеку сориентироваться в потоке информации. Такие консультационные пункты должны быть в непосредственной близости от нашего дома и доступны каждому человеку, а консультантам необходимо лично знать своих клиентов, их потребности и квалификацию. В последнее время возникло много частных консультаций, а также консультационных пунктов при различных фирмах и организациях, что, тем не менее, не снимает ответственности с государства за предоставление равноправного доступа к подобным услугам;
Принцип 6. Приближение образования к дому. Цель - приблизить образовательные возможности к дому с помощью сети учебных и консультационных пунктов, а также используя информационные технологии. Для большинства из нас формальное и неформальное образование (от детского сада до клуба пожилого человека) осуществляется непосредственно по месту жительства, а значит, главная ответственность за развитие системы непрерывного образования ложится на местные органы власти. Культурное разнообразие - важнейшее богатство Европы, и сохранить местные особенности и традиции, в том числе в сфере образования, - задача всех местных сообществ. При всей свободе передвижения и преимуществах, которые она предоставляет, люди не должны быть вынуждены покидать свой родной город или поселок, чтобы получить качественное образование. Это особенно важно для инвалидов и других слабозащищенных групп населения. Информационные технологии в этом отношении открывают огромные возможности получения качественного образования без больших затрат и в любом отдаленном месте. Благодаря дистанционному обучению, люди получают круглосуточный доступ к образованию, где бы и когда бы ни решили они продолжить обучение. В свою очередь, города (как центры всевозможных образовательных услуг и инновационных методик для любого возраста и любого направления) должны стать источником ресурсов и идей, который создаст систему действительно общедоступного непрерывного образования. С помощью международных проектов, программ сотрудничества и побратимских связей эта система уже сейчас приобретает транснациональный характер. Приближение образования к дому тоже подразумевает создание культурно-просветительских центров в непосредственной близости от нашего жилища - не толь-
Тенденции развития в образовании взрослых 79
ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2014. Вып. 4
ко в школах и вузах, но и в торговых центрах, клубах, музеях, библиотеках, религиозных центрах, парках, центрах отдыха и на рабочих местах [9].
Однако проблематика образования взрослых обусловлена тремя группами факторов, связанных с решением жизненных проблем населения.
Первая группа - проблемы получения общего образования во взрослом возрасте в связи с перспективами новой работы, повышением квалификации, сменой страны проживания, желаниями партнера и пр. В таких случаях вопрос получения общего образования носит чаще всего срочный характер. Возникает проблема сдачи экзаменов в связи со сроками сдачи, объемом сдаваемого материала, формами экзаменов. Большую проблему представляют также формы подготовки к экзаменам и в институциональном аспекте, и в аспекте форм, содержания, времени процесса подготовки. Новые формы итоговой аттестации выпускников внесли свои прерогативы в процесс поступления в профессиональные учреждения, вынуждая либо абитуриентов готовиться к ЕГЭ, либо профессиональным учреждениям идти на альтернативные пути поступления в виде собеседования или сдачи экзаменов в традиционной форме.
Ко второй группе относятся факторы, связанные с проблемами профессионального образования, которые можно разделить на несколько составляющих: обучение специальности, профессии, переобучение (переподготовка), повышение квалификации. Сегодня выделились и активно развиваются разнообразные формы работы с персоналом как самостоятельное образовательное направление.
Третью группу факторов, составляющих проблематику образования взрослых, связывают сегодня с понятиями «образование через жизнь», «образование длиною в жизнь», «пожизненное или прижизненное образование». Когда любой человек регулярно обновляет способы деятельности и мышления, свои умения и навыки, привычки, оценки, отношение к людям, событиям, жизни в целом. Самые простые и массовые примеры в этой области - овладение использованием технических и информационно-технологических приборов и оборудования, увлечение техникой оздоровления, исцеления, изменения образа жизни [3].
С учётом этих проблем, профессиональные образовательные учреждения изменяются, адаптируются к требованиям общества, заказчиков образовательных услуг. Так что профессиональное образование как процесс - это одно из звеньев единой системы непрерывного образования (подготовки специалистов, повышения квалификации, переподготовки кадров), а как результат - подготовленность человека к определенному виду трудовой деятельности, профессии, подтвержденная документом об окончании соответствующего учреждения профессионального образования. Поэтому модернизации должен подвергаться, прежде всего, образовательный процесс, точнее - его технология.
Технология обучения взрослых - это система научно-обоснованных андрагогических принципов обучения, осуществление которых с высокой степенью гарантии приводит к достижению цели обучения [6].
К основным принципам андрагогики относятся следующие: приоритетность самостоятельного обучения; совместная деятельность обучающегося со студентами и преподавателем в процессе обучения; использование жизненного опыта (прежде всего социального и профессионального), практических знаний, умений, навыков обучающегося в качестве базы обучения и источника формализации новых знаний; корректировка устаревшего опыта и личностных установок, препятствующих освоению новых знаний; индивидуальный подход к обучению, основанный на личностных потребностях, с учетом социально-психологических характеристик личности, наличием свободного времени, финансовых ресурсов и др. Основу индивидуального подхода составляет оценка; принцип элективности обучения; принцип рефлективности; принцип востребованности результатов обучения; принцип системности обучения; принцип актуализации результатов обучения (их скорейшее использование на практике); принцип развития обучающегося [6]. Эти принципы в совокупности отражены в главном принципе образования, сформулированном ЮНЕСКО и выведенном им в результате многочисленных исследований: «Для взрослого учение должно быть организовано весело!». Психологи выделяют 5 особенностей, отличающих взрослого учащегося от ученика или студента:
1. Осознание себя самостоятельной, самоуправляемой личностью и критическое отношение к любым попыткам руководить им, даже если вслух этого не высказывается;
2. Накапливание большого запаса жизненного, социального и профессионального опыта, который формирует мировоззрение и с точки зрения которого взрослый оценивает любую поступающую информацию;
3. Его мотивация к учению прагматичная: в стремлении с помощью учебы решить свои жизненные проблемы (карьера, общение, развлечение и т.д.);
2014. Вып. 4 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
4. В отличие от ученика или студента взрослый стремится к безотлагательному применению полученных знаний или к получению безотлагательного удовлетворения от самого процесса учебы;
5. Восприятие взрослого неизменно сопровождается эмоциональной оценкой информации, при этом мозг стремится «заблокировать» любую информацию, сопровождаемую отрицательной эмоцией (даже если это просто чувство голода, жесткий стул или потребность выйти в туалет) [10].
Учитывая особенности и принципы организации обучения взрослых, всё актуальнее становятся вопросы применения активных методов обучения, в которых активным участником образования становится сам обучающийся, который учиться у других совместно со всеми при помощи модерации преподавателя. Возникает потребность включения в процесс подготовки преподавателей профессиональных образовательных учреждений психолого-педагогических основ теории обучения взрослых.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агапова О. Образование взрослых в России: состояние, проблемы, перспективы. URL: http://adukatar.net/wp-content/uploads/2009/12/Adukatar_14_Pages_5 -8.pdf.
2. Кривошеев В.Ф. Проблемы роста качества среднего профессионального образования в условиях модернизации образовательного процесса. URL: http://www.rae.ru/forum2012/pdf/3325.pdf.
3. Мкртчян М.А., Литвинская И.Г. Новые формы организации образования взрослых: учеб-метод. пособие. Красноярск: КИПК, 2012. 120 с.
4. Мусаев К.М., Солтанова Э.Б. Проблемы среднего профессионального образования в современных условиях. URL: http://www.rae.ru/forum2012/pdf/3325.pdf.
5. Образование взрослых. Что такое образование взрослых? URL: http://www.malitikov.ru/docs/1_ru.pdf.
6. Особенности образования взрослых. URL: http://www.rae.ru/monographs/153-4892
7. Основы андрагогики./ под ред. И. А. Колесниковой. М.: «Академия», 2003. 240 с.
8. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации». URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html.
9. Чикунов О. Меморандум непрерывного образования Европейского Союза (изложение). URL: http://www.znanie.org/ jornal/n2_01/mem_nepr_obraz.html.
10. Чикуров О. Образование взрослых: зачем и как? URL: http://www.znanie.org/jornal/n3_06/Chikurov.html#.
Поступила в редакцию 18.09.14
N.B. Simakova
TRENDS IN ADULT EDUCATION
The article reveals the problems of improving the education quality in professional educational institutions on the basis of a current trend toward the increasing of a number of adult students. The desire to get more than one education and to improve skills makes adults to study all their life-time, to implement continuous education in accordance with the requirements of competitiveness in the labor market. This fact primarily causes the modernization of an educational process in professional educational institutions not only in its content but also in its organization, taking into account the psychological and pedagogical features of adults, principles of continuous education implementation with adult learners, knowledge of bases and patterns of the andragonics development in Russia, its achievements in the field of learning theory. The implementation of these innovations requires training of teachers of vocational educational institutions in andragonics.
Keywords: quality of education, andragonics, vocational education, principles of continuous education, adult education technology.
Симакова Надежда Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент
ФГБОУ ВПО «Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко» 427620, Россия, г. Глазов, ул. Первомайская, 25 E-mail:[email protected]
Simakova N.B.,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor
Glazov State Pedagogical Institute
427620, Russia, Glazov, Pervomayskaya st., 25
E-mail: [email protected]