НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ КАК ФАКТОР ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЕЁ ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ
А. С. Мищенко
Эмпирической базой для научного анализа непрерывного образования учащейся молодежи нам послужили материалы социологических опросов, проведенных в профессиональных лицеях и колледжах Санкт-Петербурга на протяжении 1994-2010 гг. В этом социально-педагогическом мониторинге мы обследовали учащихся выпускных курсов; всего было обследовано свыше 900 респондентов.
На первом (теоретическом) этапе исследования мы сформулировали положения, раскрывающие сущностные аспекты непрерывного образования учащейся молодежи. Мы полагали, что непрерывное образование является особым многомерным механизмом, который позволяет учащейся молодежи реализовать различные аспекты ее социального и профессионального становления: выразить потребность и заинтересованность в «горизонтальном» по своему характеру профессиональном развитии; обеспечить «вертикальную» мобильность; сформировать и воплотить в жизнь их ценностные установки. В своем исследовании мы исходили из следующих предпосылок: во-первых, что профессиональный лицей и колледж представляют собой особую область социальной действительности. В ней органично пересекаются базисные социально-экономические факторы и факторы учебно-педагогической среды. Поэтому влияние на личность учащихся базисных социально-экономических факторов опосредовано и «преобразовано» характером их обучения в профессиональном лицее; во-вторых, что происходящие в стране социально-экономические и политические изменения всегда преломляются через конкретную личность как особую «призму» движения всей совокупности материально-вещественных, социальноэкономических и духовно-ценностных основ, образующих жизненное содержание конкретных человеческих индивидов; в-третьих, что непрерывное образование молодежи мощно воздействует на ценностные установки учащегося, изменяя его личность.
На втором (прикладном) этапе исследования мы более подробно изучили важнейшие параметры влияния непрерывного образования учащихся на их ценностные установки. Прежде всего, мы установили, что в условиях глубокой социально-экономической трансформации российского общества наиболее правильно исходить из того, что начальная и средняя профессиональная школа должна воспиты-
176
вать конкурентоспособного и профессионально мобильного работника, метапрофессионала, независимо от того, будет ли он работать по профессии, полученной в учебном заведении, или продолжит свое специальное образование в иной плоскости. Как показывают наши многолетние исследования - это реальная ситуация для профессионального становления личности. Так, один из наших опросов работников различных отраслей, окончивших в разное время начальную и среднюю профессиональную школу, показал, что только 42 % респондентов работали на момент опроса по первоначальной рабочей профессии, 43 % опрошенных - по другой рабочей профессии, а 15 % работников были заняты на нерабочих профессиях (окончили вузы и техникумы). То есть около 60,0 % респондентов на момент опроса в той или иной форме, в то или иное время являлись субъектами непрерывного профессионального образования.
Далее. Мы установили, что среди учащихся профессиональных лицеев и колледжей, если анализировать все данные социально-педагогического мониторинга, можно четко выделить следующие две устойчивые группы респондентов. Первую группу (43,5-51,3 %) отличает нацеленность на непрерывное профессиональное образование и саморазвитие личности. Для респондентов второй группы (56,5-48,7 %) свойственны образовательные и профессиональные установки, отвечающие эталонам общественного производства, которое не требует от работников непрерывного профессионального образования. В ходе исследования нам удалось установить, что объективным базисом разделения подростков на две социальные группы выступает характер их вхождения в реальную рыночную экономику. Учащиеся первой группы использовали организационноконтролируемые обществом формы вхождения в рынок, респонденты второй группы - сферу так называемого стихийного рынка. Таким образом, было выявлено, что в реальной действительности существуют качественно различные социально-экономические факторы, которые определяют взаимодействие непрерывного образования и развития ценностных установок учащихся лицеев и колледжей.
Нам удалось, фиксируя вышеизложенные факты, выделить из всех ценностных ориентаций респондентов те, которые максимально корректно эксплицировали их установки на непрерывное образование. Учащиеся, ориентированные на непрерывное образование, связывали жизненный успех со следующими ценностными установками: иметь высшее образование (превышение над второй группой респондентов составляло не менее + 33,0 %); быть профессионалом (+21,0 %); иметь широкую эрудицию (+20,0 %); иметь гибкий ум
177
(+ 13,0 %). У учащихся, не ориентированные на непрерывное образование, ценностными выступали следующие позиции: принадлежать к преступному сообществу (превышение над первой группой респондентов составляло +16,6 %); быть ловкачом и пронырой (+11,9 %); иметь большие деньги (+11,5 %). Смысл этих зависимостей состоит в следующем: среди учащихся, твердо нацеленных на непрерывное профессиональное образование, бытует четкая установка не только на рост знаний, умений и навыков, но и на повышение своего социально-экономического статуса в обществе (однако высокие личностные запросы к самосовершенствованию и самореализации респондентов оказались в ряде случаев слабо опосредованы базисными социально-трудовыми ценностями). Дело в том, что экономические реформы (1991-2010) во многих случаях оторвали профессиональные лицеи и колледжи от их прежней производственной базы, где молодежь могла получать начальные позитивные ценностные установки на непрерывное профессиональное образование. При этом снизились возможности профессиональной ориентации подростков в семье (более 40 % учащихся не смогли во время социологических опросов назвать конкретные профессии своих родителей, и лишь 5 % учащихся выбрали профессию, которая так или иначе соответствует профессиям родителей).
Приведённые факты, как установил в своё время наш коллега А. И. Скиба, позволяют утверждать следующее: непрерывное образование учащихся лицеев и колледжей влияет на их ценностные установки с трех точек зрения: их социализации, профессионализации и индивидуализации. Относительная самостоятельность этих процессов заключается в следующих различиях. Процесс социализации ставит перед молодыми людьми такие вопросы: престижна ли данная профессия?, какой будущий социальный статус лучше всего выбрать (рабочий, инженер)? и т. д. Процесс профессионализации -такие вопросы: каким путём приобрести данную профессию?, остановиться ли на полученной профессии или идти учиться дальше?, какие выгоды даст та или иная профессия? и т. д. Процесс индивидуализации заставляет подростков отвечать на вопросы: кем быть?, каковы должны быть именно мои гражданские и социальные идеалы, чтобы я как личность состоялся в жизни? и т. д. Все эти процессы идут одновременно и взаимосвязанно. Первичная социализация в семье и вторичная в учебном заведении формируют у молодого человека установки на социокультурные ценности. Профессионализация, начатая в учебном заведении, ведет к появлению системы профессиональных ценностей. Индивидуализация на протяжении
178
всей жизни создаёт особую систему личностных ценностей, которые, преломляясь в профессиональной культуре личности, формируют социально-профессиональные ориентации учащихся. В итоге возникает особый тип профессиональной культуры учащихся, который предполагает (или не предполагает) их нацеленность на непрерывное профессиональное образование. В связи с этим нам представляется весьма актуальной проблема радикального преодоления тупиковых схем в обучении и социализации молодежи, не дающих ей знаний и навыков для полноценной реализации своих прав на получение качественного профессионального образования в течение всей жизни [1, с. 105-106].
Данные механизмы, на наш взгляд, должны охватывать систему социальных, экономических и учебно-педагогических факторов, а также личностные характеристики учащихся. В частности, мы построили систему факторов, определяющих ценность непрерывного образования среди учащихся профессиональных лицеев и колледжей. В нее мы включили 70 социальных, экономических и педагогических факторов: (а) базисные социально-экономические факторы (характеристики производительного труда учащихся, трансформации производственных отношений и господствующих форм собственности, социально-классовой стратификации индивидов, политического устройства государства и т. д.); (б) факторы учебнопедагогической среды (индикаторы личностного потенциала конкретных училищ и лицеев, характеристики учебно-педагогической среды и производственной практики, а также социокультурного потенциала свободного времени учащихся и т. д.); (в) личностные характеристики учащихся (творчески ориентированные учащиеся, склонность к социальной мобильности, личностные идеалы, отношение к феномену «новых русских», гендерные характеристики респондентов и т. д.).
Анализ факторов позволил нам выявить несколько базовых параметров, определяющих развитие учащихся в ходе непрерывного образования. Эти параметры были тесным образом связаны с триединой парадигмой их обучения и воспитания: во-первых, через их личностные характеристики (стремление к самосовершенствованию, наличие высокой эрудиции); во-вторых, через профессиональные черты индивидов (степень интегрированности профессии, уровень развития навыков и умений по профессии, экономический интерес при выборе специальности); в-третьих, через гражданские позиции респондентов (степень развития демократических взглядов, их социальную активность, проведение учащимися творчески-
179
креативного досуга). В результате нами был выявлен механизм факторного влияния непрерывного образования учащихся лицеев и колледжей на их ценностные установки через формирование личности учащихся: их экономические интересы и профессиональные компетенции, через изменение и креативное наполнение их свободного времени и досуга. Это объективно детерминирует становление у респондентов системы их профессиональных, ценностных диспозиций. Новые личностные константы, в свою очередь, по законам обратной связи, через изменение трудовых ориентаций учащихся активно воздействуют на интенсификацию их непрерывного саморазвития в качестве не только профессионалов, но и активных граждан общества.
Анализ влияния непрерывного образования на ценностные установки учащихся лицеев и колледжей позволяет сделать следующие выводы:
• во-первых, наиболее действенные факторы, определяющие силу воздействия находятся в сфере компетенции педагогических коллективов конкретных профессиональных лицеев и училищ, но их потенциальные возможности используются еще не достаточно;
• во-вторых, более полное использование возможностей профессиональных лицеев и училищ зависит от их превращения в подлинные субъекты рыночной экономики, от их глубинной интеграции с современными промышленными предприятиями, руководство которых объективно заинтересовано в качественной рабочей силе, от повышения квалификации педагогов и мастеров производственного обучения, от улучшения организации учебного процесса и производственной практики;
• в-третьих, включение процессов совершенствования непрерывного образования учащихся как фактора их ценностного развития в реальную деятельность профессиональных лицеев и колледжей позволит в современных социальных и экономических условиях повысить эффективность подготовки молодых работников и специалистов, привить им не только высокий творчески-инновационный потенциал, но и стремление к непрерывному образованию в течение всей своей жизни.
На наш взгляд, выявленные зависимости необходимо учитывать при совершенствовании и модернизации педагогического процесса в начальной и средней профессиональной школе (рассматривать ее как важное звено непрерывного образования молодежи). Это объективно обусловлено эволюцией современной экономики и формированием институтов непрерывного профессионального об-
180
разования российской молодежи. В будущем эта тенденция должна системно определять дальнейшее эффективное развитие начальной и средней профессиональной школы в качестве образовательного института российского гражданского общества.
Список литературы
Скиба А.И. Социологические аспекты непрерывного профессионального образования учащейся молодежи // Х Царскос. чт: Междунар. науч. конф. Т. 5. Секция «Непрерывное образование как одно из условий обеспечения работающему населению повышения качества образования и качества жизни»: докл. и сообщ. / под науч. ред. Н.А. Лобанова; сост. Н.А. Лобанов (Санкт-Петербург 25-26 апр. 2о0б г.) СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина; Петрополис, 2006. С. 103-106.
181