НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ: ФАКТОРЫ,
ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЕГО ЦЕННОСТЬ
A. С. Мищенко
B. И. Клюшкин
Приступая к исследованию состояния непрерывного образования учащейся молодежи1, мы на его первом этапе сформулировали следующие гипотетические предположения: во-первых, - что детерминация стремления личности к непрерывному образованию по своей структуре «неоднородна», она объективно обусловлена различными социальными, экономическими и образовательными факторами; во-вторых, - что заинтересованность личности в непрерывном образовании наиболее слабо зависит от социальноэкономических факторов, ее социокультурного и профессионального становления именно в силу их всеобщего влияния на субъектов современного российского гражданского общества; в-третьих, - что нацеленность личности на непрерывное образование наиболее сильно зависит от ее жизненной микросреды и ее характеристик как субъекта жизнедеятельности.
На втором этапе нашего исследования мы построили социальнопедагогическую модель системы факторов, определяющих ценность непрерывного образования среди учащихся-выпускников. В нее мы включили около 70 социальных, экономических, педагогических и личностных факторов (их группировку мы приводим ниже): (а) базисные социальноэкономические факторы (характеристики производительного труда учащихся, трансформации производственных отношений и господствующих форм собственности, социально-классовой стратификации индивидов, политического устройства государства и т. д.); (6) факторы профессиональнопедагогической среды (индикаторы личностного потенциала конкретных училищ и лицеев, характеристики учебно-педагогической среды и производственной практики, а также социокультурного потенциала свободного времени учащихся и т.д.); (в) личностные характеристики учащихся (доля творчески ориентированных учащихся, склонность учащихся к социальной мобильности, их жизненные установки на Иметь
1 Эмпирической базой для научного анализа отношения личности к непрерывному образованию послужили материалы социологических опросов учащихся профессиональных лицеев, проведенных в профессиональных лицеях Санкт-Петербурга (1994-2006 гг.). Нами были обследованы учащиеся вынускных курсов ведущих учебных заведений данной сферы образования.
61
или Быть, личностные идеалы, отношение к «новым русским», гендерные характеристики респондентов и т.д.).
Детальный анализ данных факторов на третьем этапе исследования подтвердил в целом выдвинутые нами научные гипотезы. В частности, мы получили следующие результаты. Личностные характеристики респондентов (по данным социологического опроса 2001 г.) в целом на 37,1% определяли их заинтересованность в продолжение своего профессионального образования. Базовые профессионально-педагогические факторы - на 26,8%. Совокупность социально-экономических факторов (в том числе компоненты корпоративной культуры производства, щс проходили практику и работали респонденты) - только на 23,4% (более подробно эти данные мы представили в таблице, расположенной на следующей странице). Аналогичные соотношения мы получили и для данных социологического опроса учащейся молодежи 2006 г. Личностные характеристики учатцихся-выпускников в целом на 47,5% определяли заинтересованность учащихся продолжать свое общее и профессиональное образование, а профессионально-педагогические - на 32,5%; совокупность социальноэкономических факторов (в том числе компоненты корпоративной культуры производства) - только на 18,0%.
Более детальный корреляционно-статистический анализ системы личностных характеристик позволил выделить 9 базовых параметров развития респондентов, непосредственно влияющих на их стремление к непрерывному общему и профессиональному образованию. Они раскрывали становление личности учащихся с точки зрения триединой парадигмы их образования и воспитания: во-первых, - через их собственно «личностные характеристики» (жизненные установки личности Иметь или Быть, стремление к самосовершенствованию, наличие высокой эрудиции); во-вторых, - через «профессиональные черты» индивидов (степень интегрированности профессии, уровень развития навыков и умений по профессии, экономический интерес при выборе специальности); в-третьих, - через «гражданские позиции» респондентов (степень развития демократических взглядов личности, их социальную активность, проведение учащимися творчески-креативного досуга). В результате был выявлен механизм их взаимодинамики: личностное развитие подростков, через формирование их жизненных установок на Быть, а не на Иметь, через кристаллизацию их экономического интереса и профессиональных навыков, через творчески-креативный досуг, который объективно детерминирует становление системы их профессиональноценностных диспозиций и трудовых ориентаций на непрерывное саморазвитие в качестве профессионалов и активных граждан нашего общества.
62
Таким образом, наше исследование показало следующее.
Во-первых, - система личностных характеристик учащейся молодежи (в том числе ее жизненные принципы, концентрирующиеся вокруг Иметь или Быть) является глубинной основой формирования культуры непрерывного образования в современном российском обществе. В условиях динамичного развития современной рыночной экономики человеку (в особенности молодому) необходимо создать условия, которые позволят ему реализовать свои сущностные возможности, быть организатором и подлинным субъектом своей жизни в реальном современном гражданском обществе, в том числе и в области непрерывного образования. Необходимо найти общественные механизмы для развития культуры непрерывного общего и профессионального образования личности. Снять противоречие между «культурой» и «образованщиной». Это вытекает из характера происходящих в нашей стране социальноэкономических и политических изменений. Их механизм объективно таков, что все социальные и политические изменения всегда преломляются через конкретную личность как особую призму движения всей совокупности социальных, духовных и ценностных основ, образующих жизненное содержание конкретных человеческих индивидов.
Во-вторых, - модернизация профессионально-педагогической среды учащейся молодежи, реальной деятельности профессиональных училищ и лицеев, на наш взгляд, позволит в современных социальных и экономических условиях становления рыночной экономики повысить эффективность подготовки молодых работников и специалистов, обладающих не только высоким творчески-инновационным потенциалом, но и стремлением к непрерывному образованию в течение всей своей жизни. Это необходимо делать: через более полное использование воспитательных возможностей профессиональных лицеев и училищ; через их превращение в подлинных субъектов рыночной экономики; через их глубинную интеграцию с современными промышленными предприятиями, руководство которых объективно заинтересовано в качественной рабочей силе; через повышение квалификации педагогов и мастеров производственного обучения; через улучшение организации учебного процесса и производственной практики. Включение данных факторов в реальную деятельность профессиональных лицеев позволит в современных социальных и экономических условиях повысить эффективность подготовки молодых работников и специалистов, обладающих не только высоким творчески-инновационным потенциалом, но и стремлением к непрерывному образованию в течение всей своей жизни.
63
Таблица
Структура факторов, определяющих непрерывное образование учащихся профессиональных лицеев (Санкт-Петербург, 2001 г., в % к итогу = 100)
Факторы Непрерывное образование учащихся как механизм формирования Влияние в целом
Их социальной идентификации Их профессионализма Их ценностных установок % Ранг
А 1 2 3 4 5
Базовые социально-экономические факторы
Производительный труд учащихся 11,7 12,7 12,6 12,3 3
Социально-экономическая трансформация страны 9>5 7,4 3,5 7,0 6
Уровень жизни семьи и трудоустроенность учащихся 5,1 3,9 3,1 4,1 8
Итого по группе факторов: 26,3 24,0 19,2 23,4 III
Факторы профессионально-педагогической среды
Учебно-педагогическая среда профессионального лицея 16,9 16,5 25,2 19,4 1
Педагоги и мастера профессионального лицея 3,5 1,5 1,8 2,4 10
Социокультурное содержание досуга учащихся 3,0 6,5 5,6 5,0 7
Итого по группе факторов: 23,4 24,5 32,6 26,8 II
Личностные характеристики учащихся
Творческий, инновационный потенциал учащихся 17,2 11,8 15,9 15,1 2
Склонность учащихся к социальной мобильности 10,6 13,9 12,6 12,3 4
Личностные идеалы учащихся 1,3 11,6 8,9 7,0 5
Гендерные характеристики учащихся 1>1 3,9 3,1 2,7 9
Итого по группе факторов: 30,2 41,2 40,5 37,1 I
64
Влияние профессионально-педагогических факторов на непрерывное образование учащихся объективно обусловлено, прежде всего, тем, что здесь мы сталкиваемся с особой областью социальной действительности, в которой органично пересекаются как социально-экономические базисные факторы, так и факторы учебной среды. Поэтому влияние на личность тех или иных факторов обычно опосредовано и преобразовано характером ее обучения в том или ином учебном заведении.
На наш взгляд, перечисленные выше моменты, обусловливающие стремление учащейся молодежи к непрерывному образованию, необходимо учитывать при совершенствовании и прогнозировании педагогического процесса в начальной и средней профессиональной школе (прежде всего, утвердиться во мнении, что она является важнейшим звеном непрерывного образования современной молодежи). В будущем эти позиции будут системно определять дальнейшее эффективное развитие и функционирование данного образовательного «института» российского гражданского общества.
65