ВЕСТНИК ТГГПУ. 2010. №4(22)
УДК 371.74.5
УЧАЩИЕСЯ И ПЕДАГОГИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЛИЦЕЕВ И КОЛЛЕДЖЕЙ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕМЕН
© И.И.Соколова, Н.М.Александрова, А.С.Мищенко
В статье анализируются проблемы социализации и профессионализации современных учащихся начальной и средней профессиональной школы, раскрываются основные аспекты изменения деятельности и личности современных педагогов лицеев и колледжей. В работе использован оригинальный авторский мониторинговый социологический инструментарий исследования сферы профессионального образования.
Ключевые слова: система начального и среднего профессионального образования, учащиеся профессиональных лицеев и колледжей, личностные типы педагогов, социальный статус учителя в
обществе.
Российская Академия образования уделяет большое внимание вопросам изучения и сопровождения деятельности обучающихся и педагогов системы начального и среднего профессионального образования как субъектов образовательного процесса. Два года назад в Санкт-Петербурге на базе Института профессиональнотехнического образования РАО был создан Институт педагогического образования. Здесь продолжают традиции исследований процессов, происходящих в системе профессионального образования. Цель статьи - рассмотреть результаты профессиологических, социологических и педагогических исследований Института педагогического образования о современных тенденциях социально-профессионального развития учащихся средней профессиональной школы. Данная группа исследований непосредственно связана с модернизацией профессиональной деятельности современных российских педагогов системы начального и среднего профессионального образования, в частности, с изменением видов профессиональной деятельности и ее ценностносмыслового содержания.
Прежде всего, исследование выявило существенные изменения учебной и внеучебной занятости учащихся. С 1994 по 2010 годы сотрудники института проводили социально-педагогический мониторинг, который охватывал свыше 900 респондентов - учащихся профессиональных лицеев и колледжей Санкт-Петербурга. В ходе исследования была выявлена динамика производительного труда учащейся молодежи: в постпе-рестроечный период среди учащихся профессиональных лицеев и колледжей непрерывно росла доля тех, кто совмещал свою учебу с работой в свободное от учебы время (с 43,0% до 68,9%). При этом если в 1994 году доминировали виды производительного труда, выполняющегося
учащимися непосредственно в стенах лицея или колледжа (76,0% респондентов), то в 2010 году таковым стал труд подростков вне учебного заведения - в современных рыночных структурах (97,5% опрошенных нами учащихся) (табл.1).
Таблица 1
Динамика производительного труда выпускников профессиональных лицеев и колледжей
Санкт-Петербурга (в % к итогу = 100)
Характеристики производи-тельного труда Годы социального мониторинга
1994г 1998г. 2001г. 2006г. 2010г А %% пунк- ты
1. Участие в производительном труде
1.1. Работали 43,0 52,0 58,0 71,0 68,9 160,2
1.2. Не работали 57,0 48,0 42,0 29,0 31,1 54,6
2. Сферы производительного труда
2.1. В лицее, коллед- же 76,0 7,0 14,0 12,0 2,5 3,3
2.2. Вне лицея, колледжа 24,0 93,0 86,0 88,0 97,5 406,3
3. Мотивация учащи т хся в производительном руде*
3.1. Помощь семье 8,0 10,0 11,0 16,0 10,9 136,3
3.2. На личные нужды 49,0 58,0 79,0 55,0 40,3 82,2
нального образования
Итого: 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 -
3.3. Интерес к профессии 33,0 32,0 42,0 26,0 15,1 45,7
3.4. Прочие мотивы 10,0 - - 26,0 33,7 337,0
* Итоги превышают 100%, так как респонденты могли отмечать несколько пунктов.
Социально-педагогический мониторинг показал, что производительный труд современных учащихся лицеев и колледжей превратился в фундаментальный общественно-экономический фактор формирования их профессионализма и социокультурного потенциала, который необходим им как будущим субъектам общественного производства, на какой бы его позиции они ни находились. Объективно это соответствует механизму возникающей инновационной экономики. В настоящее время, как показывают данные нашего социально-педагогического мониторинга, профессиональное становление и развитие молодежи через производительный труд в рыночных структурах и педагогический комплекс профессиональных лицеев и колледжей оказываются глубинно связанными с качественными метаморфозами всего прежнего жизнеустройства нашего общества, его сознания и системы ценностей (табл. 2).
Таблица 2
Динамика структуры ценностно-значимых средств достижения жизненного успеха, выбранных учащимися профессиональных ли-
В ходе социально-педагогического мониторинга особое внимание было уделено анализу свободного времени учащихся средней профессиональной школы, считая, что оно является важнейшим фактором их личностного развития. Мы полагали, что здесь действует следующая закономерность: чем более социализированной оказывается личность, тем рациональнее и насыщеннее в смысловом, ценностном, культурном планах становится ее досуг и свободное время. В результате многолетнего социально-педагогического мониторинга жизнедеятельности учащихся профессиональных лицеев и колледжей мы выделили три качественно различающиеся между собой группы респондентов. В первую группу вошли подростки, у которых свободное время и досуг определяются их творчески-инновацион-ной деятельностной доминантой, во вторую группу - подростки, у которых социокультурный потенциал их досуга детерминирован культуроориентированными видами деятельности,
имеющими в сравнении с первой группой респондентов более пассивный характер. В третью группу входят учащиеся, чей досуг определяется главным образом развлекательно-гедонистическими видами деятельности, иногда и с девиантным оттенком. Наши исследования показали, что за последние годы в соотношении этих трех групп учащихся произошли качественные и количественные изменения (табл.3).
Социологические данные, приведенные в таблице 3, позволяют выделить в современной досуговой деятельности учащихся профессиональных лицеев и колледжей следующие тенденции. Во-первых, за исследуемый период все ключевые доминанты свободного времени (досуга) учащихся изменялись волнообразно, с достаточно четкой их привязкой к общественноэкономической динамике нашего социума. Во-вторых, из года в год в их среде нарастал удельный вес респондентов (противоположных по своему социальному качеству) первой и третьей групп. В-третьих, за эти годы наметилась отрицательная тенденция, непосредственно связанная с общим снижением ценностной значимости ряда культуроориентированных видов деятельности: чтения, посещения художественных выставок, театров и т.п. (уменьшение за период наших наблюдений составило 8,2 %).
цеев и колледжей Санкт-Петербурга (в %)
Ценностно-значимые средства достижения успеха в жизни Годы социального мониторинга А %% пунк- ты
1994 г. 1998 г. 2001 г. 2006 г. 2010 г.
1. Возможности семьи и "административный ресурс" 34,6 32,1 33,5 31,9 29,3 84,7
2. "Природный ум" и снижение нравственных барьеров 27,6 30,0 27,9 29,2 27,3 98,9
3. Повышение уровня общего и профессио- 37,8 37,9 38,6 38,9 43,4 114,8
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ТаблицаЗ
Динамика социокультурных доминант свободного времени и досуга учащихся профессиональных лицеев и колледжей
Санкт-Петербурга (в %)
Социокультурные доминанты свободного времени и досуга Годы социального мониторинга: А %% пунк- ты
1994 1998 2001 2006 2010
А 1 2 3 4 5 6
1.Творчески-креативная доминанта свободного времени 17,0 27,0 19,0 15,5 19,3 113,5
2. Культуроориентированная доминанта свободного времени 44,0 24,0 20,0 37,5 40,4 91,8
3.Развлекательногедонистическая доминанта досуга 39,0 49,0 61,0 47,0 40,3 103,3
Итого: 100 100 100 100 100 -
Полученные в ходе социально-педагогического мониторинга данные позволяют нам дополнительно говорить и о том, что педагогам в их воспитательной работе необходимо учитывать динамику социокультурных доминант свободного времени и досуга учащейся молодежи, в которой выявляются три негативные тенденции. Во-первых, девиантное поведение учащихся профессиональных лицеев и колледжей даже в культурной столице России в исследуемый период расширялось и интенсифицировалось. Во-вторых, в среде учащихся профессиональных лицеев и колледжей сформировались устойчивые по своему составу группы подростков, у которых девиантное поведение становится ведущим и структурно определяющим компонентом их отношения к учебному процессу, а также к жизни за пределами профессионального лицея или колледжа. В-третьих, низкий уровень организации свободного времени и досуга учащихся профессиональных лицеев и колледжей неизбежно де-структурирует их общий социокультурный потенциал. Если дальше сохранятся данные негативные тенденции, это неизбежно приведет к снижению целостности и эффективности социокультурного развития российской учащейся молодежи, столь необходимого для инновационной модернизации посткризисной экономики нашей страны.
В настоящее время становится очевидным, что основные потребители образования - бизнес, общество в лице социальных институтов, государство - различным образом оценивают его назначение и преследуют разные цели. Бизнес-структуры, будучи основными приобретателями профессионально-образованных носителей рабочей силы, руководствуются в отношении образования экономоцентристской позицией: образование заключается в минимально необходимом наборе профессиональных качеств (компетенций) работника. Соответственно, все компоненты образования, выходящие за рамки узкопрофессионального тренинга, в частности общегуманитарная, общекультурная подготовка, воспитательная работа и т.п., рассматриваются бизнесом в качестве излишеств, неоправданно увеличивающих стоимость выпускника на рынке профессиона-лов-функционеров.
Напротив, общество, объективно заинтересованное в повышении культурного уровня своих членов, рассматривает образование как общественное благо. Оно видит в нем эффективный инструмент социализации людей, связывает образованность не исключительно с профессиональной подготовкой, а с формированием и развитием личностных качеств индивидов. В этой части общественный интерес вступает в определенное противоречие с интересами бизнеса. Чтобы не потерять особую ценность системы образования, образование должно ассоциироваться людьми с общественным благом и служить стратегическим целям развития личности и общества. В этом случае деятельность педагога сможет приобрести особые функции, он сможет выполнять особую миссию по формированию системы ценностей молодых граждан России.
Крупные ценностные и мировоззренческие сдвиги в современном гражданском обществе привели к тому, что педагоги сегодня вынуждены работать в усложнившихся условиях постоянно происходящих изменений во взаимодействии со всеми субъектами образовательного процесса, в условиях усиления необходимости непрерывного повышения ими своей квалификации, постоянного ожидания инноваций в образовании, непосредственно зависящих от инноваций в общественной жизни. Наше исследование социальных и профессиональных черт современных педагогов осуществлялось в период 19942010 годов. География эксперимента значительна - девять регионов России: Санкт-Петербург, Ленинградская область, Мурманская область, Калужская область, Великий Новгород, Нижний Новгород, Петрозаводск, Сыктывкар, Тюмень,
Ульяновск, Обнинск и др. Всего участвовали в общей части эксперимента 2383 педагога.
Исследование, проведенное на базе учреждений среднего профессионального образования, показало, что наиболее адекватно выражают современный образ педагога, его социально ориентированный вектор развития следующие индикаторы: профессионализм и любовь к своей профессии; уважение личности учащихся; доброта в отношении учащейся молодежи; наличие чувства юмора; их честность и открытость; коммуникабельность; строгость и требовательность к учащимся; оригинальность личности педагога. Это позволило выделить у современных педагогов черты трех типов личности.
Педагоги, относящиеся к первому личностному типу, тяготеют к узкому коммуникативноролевому взаимодействию со своими учащимися. Их базовыми личностными компонентами выступают коммуникабельность, требовательность и определенная отстраненность в отношениях с подростками. При этом за исследуемый период у них элиминировались качества, выражавшие уважительное отношение к учащимся. Педагогов второго личностного типа отличают следующие качества: юмор и доброта в отношениях с учащимися, открытость и требовательность, но на основе уважения личности учащихся. Педагоги третьего личностного типа интересны прежде всего тем, что у них доминируют ценностные взаимодействия с учащимися: уважение подростков, открытость и доброта в отношениях с ними. Как показывают наши исследования, учащиеся в основном "мечтают" о педагогах третьего личностного типа, но чаще встречаются с педагогами второго и первого личностного типа.
Опрос 2009 года педагогов Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Великого Новгорода, Ульяновска, Петрозаводска (400 респондентов) показал, что в отличие от учителей преподаватели начальных и средних профессиональных учебных заведений в своей деятельности часто используют выработку индивидуальных маршрутов обучения молодежи и всегда поддерживают ее интерес к профессии. При этом 90% преподавателей профессиональных учебных заведений активно участвуют в методической работе (среди учителей таких не более 65%): создают учебно-наглядные пособия, дидактические материалы, организуют работу по подбору технологий и технических средств обучения, активно используют в своей работе современные информационные и коммуникационные технологии.
Образовательные приоритеты педагогов лицеев и колледжей (по данным наших опросов в
Санкт-Петербурге в 2009 году) следующие: знания в области компьютерных технологий в сфере образования (60,1%); более широкие знания по преподаваемому учебному предмету (39,4%); компетенции в области методики преподавания и обучения молодежи (36,6%); знания в области психологии подростков и молодежи (33,8%); навыки и умения в области иностранного языка (29,1%); юридические познания (28,2%); знания по теории современной педагогики и ораторские умения (20,2%); знания о современных методах организации педагогического труда (18,8%); знания, позволяющие разобраться в образовательной политике государства (16,0%); более глубокие представления о рыночной экономике (8,0%). При этом, по мнению педагогов, на их деятельность в наибольшей степени влияют следующие условия: наличие современного материально-технического оснащения учебных занятий (92%); личные качества (72%).
Однако, как показывают данные Фонда общественного мнения (2007 г.), общество ждет от педагогов несколько других приоритетов в их профессиональном самосовершенствовании; подавляющее большинство респондентов (86%) считают, что педагоги, помимо преподавания своего предмета, должны формировать взгляды, социальное мировоззрение, отношение детей и молодежи к жизни, это подтверждает тенденцию, установленную в ряде исследований: усиления ожиданий общества от педагога выполнения его воспитательных функций. Педагога сегодня можно и нужно рассматривать как профессионально подготовленного специалиста особой области жизнедеятельности общества - педагогики отношений в социуме. По нашему мнению, именно здесь возникает противоречие между высокими социальными ожиданиями и низким социальным статусом педагогов, который косвенно обусловлен гендерными и возрастными характеристиками педагогических работников (заметим в скобках, что средний возраст преподавателей профессиональных учебных заведений и мастеров производственного обучения - 50 лет. В среднем профессиональном образовании работает 75% женщин и 25% мужчин-преподавателей. Высшее педагогическое образование имеют 72% преподавателей профессиональных учебных заведений и только 12% мастеров производственного обучения).
Результаты исследования деятельности педагогов среднего профессионального образования доказывают явную выраженность направленности деятельности на воспитание и развитие личности обучаемого и его профессионально важных качеств. Это говорит об умении педагогов
правильно видеть приоритеты своей работы и активно участвовать в решении существующих проблем среднего и начального профессионального образования. Однако существующий низкий социальный статус педагогов, доминирование педагогов-женщин в учебных заведениях и педагогов пенсионного возраста остаются факторами, осложняющими процесс профессионального образования и достижение его позитивных результатов.
Объективно встает вопрос о формировании новой субъектности педагогов средней профессиональной школы. Она должна быть связана с позитивной динамикой личностных изменений учащихся профессиональных лицеев и колледжей, с ростом их социализации и профессионализации. Это должно выразиться в росте толерантности учащихся к более успешным социальным группам, в их стремлении к социально ориентированному обществу, в готовности учащихся профессиональных лицеев и колледжей к социальной мобильности, в стремлении молодых людей максимально выразить себя в профессиональной сфере, в готовности учащихся к инновациям. Новая субъектность педагогов должна быть причинно связана с их умением нацелить учащихся на жизненный принцип "Быть", сформировать их готовность придать своей жизни новизну, воспитать у молодежи стремление к социально ориентированному демократическому обществу, к высокой квалификации метапрофессионала, к профессиональной и социальной мобильности, к непрерывному общему и профессиональному образованию. Педагоги как новые
субъекты модернизированного образования должны стать посредниками между обществом и учащимися. Только тогда их новая субъект-ность будет имплицитно связана с творчески-инновационной модернизацией современного российского общества, с формированием у молодежи общей и профессиональной культуры, свободы суждений и самостоятельности в различных жизненных обстоятельствах. Наши исследования показывают, что такого рода изменения субъектности педагогов профессиональной школы действительно происходят.
Результаты нашего исследования позволяют предложить к обсуждению ряд индикаторов готовности педагогов изменить свой социальнопрофессиональный статус: степень удовлетворенности педагогов условиями и результатами их деятельности, уровень их личностного и профессионального развития, уровень их эстетикохудожественного потенциала, степень развития у педагогов "РЯ - компетенций", транскультурных, коммуникационных навыков и умений общения с родителями своих учеников, успешность личностного, профессионального и гражданского позиционирования себя педагогами (и образовательными учреждениями) на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В современных условиях необходимы особые меры поддержки педагога на пути к вершинам профессии, что непременно будет способствовать повышению эффективности его деятельности и формированию позитивного образа педагога в общественном сознании нашей страны.
STUDENTS AND TEACHERS OF PROFESSIONAL LYCÉES AND COLLEGES IN THE CONDITIONS OF CHANGES
LLSokolova, N.M.Aleksandrova, A.S.Mischenko
The problems of socialization and professionalization of modern students of the primary and secondary institutions of professional education are analyzed. The basic aspects of changes in functioning and personal qualities of modern teachers in professional lycées and colleges are revealed. The original author's sociological monitoring methods in the sphere of professional education are used.
Key words: system of primary and secondary professional education, students of lycées and colleges, types of teacher’s personality, teacher's social status in society.
Соколова Ирина Ивановна - доктор педагогических наук, профессор, директор Института педагогического образования РАО.
E-mail: [email protected]
Александрова Наталья Михайловна - доктор педагогических наук, профессор, ученый секретарь Института педагогического образования РАО.
E-mail: [email protected]
Мищенко Александр Сергеевич - кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории психологических и социологических исследований в педагогическом образовании Института педагогического образования РАО.
E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 25.10.2010