Научная статья на тему 'Неологизмы семантической группы "внешность человека"'

Неологизмы семантической группы "внешность человека" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2171
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕОЛОГИЗМ / СЕМАНТИЧЕСКАЯ ГРУППА "ВНЕШНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА" / СПОСОБЫ НОМИНАЦИИ / ЗАИМСТВОВАНИЯ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ / СЛОВООБРАЗОВАНИЕ / МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ СПОСОБ / СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ / НЕОЛЕКСЕМЫ / NEOLOGISM / APPEARANCE OF A PERSON / PRINTED MEDIA / MODE OF NOMINATION / SEMANTIC GROUP / BORROWING / WORD FORMATION / MORPHOLOGICAL MODE / STYLISTIC ASPECT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тойтукова Айнура Ормошевна

В статье предпринято исследование семантической группы неологизмов внешность человека, извлеченных из периодической печати 2005-2008 гг., в семантическом, деривационном и функциональном аспектах. Выясняется, что среди неолексем данной семантической группы 40 % заимствований и 60 % новообразований из элементов русского языка. Это говорит об активных процессах пополнения русского лексикона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Neologisms of the "Appearance" semantic group

This article undertakes a research of neologisms of the «Appearance» semantic group identified in the periodical press for the period of 2005-2008 as regards semantic, derivational and functional aspects. It was found that neo-lexical units of this semantic group are formed with 40 % of borrowings and 60 % of innovations from the elements of the Russian language. This proves the fact that the Russian lexicon is in a constant active process of enrichment.

Текст научной работы на тему «Неологизмы семантической группы "внешность человека"»

НЕОЛОГИЗМЫ СЕМАНТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ «ВНЕШНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА»

Л.О. Тойтукова

Неологизм, внешность человека, периодическая печать, способ номинации, семантическая группа, заимствования, словообразование, морфологический способ, стилистический аспект.

Наиболее активно и очевидно инновационные процессы протекают на лексическом уровне. Пополнение языка новыми словами, отражающими социально-экономические и политические изменения в обществе, происходит постоянно. Интенсивность изменений на лексическом уровне объясняется подвижностью подсистемы. В условиях межкультурной коммуникации происходит усиление языковых контактов, что ведет к увеличению заимствований и активизации словообразовательных типов. Эта ситуация охарактеризована С И. Алаторцевой как «неологический взрыв».

Проблеме новых слов в русском языке в разное время посвящали свои работы такие ученые, как Г.О. Винокур, А.Г. Горнфельд, А.А. Потебня, М.М. Покровский, А.II. Смирницкин, В.И. Чернышев. Л.В. Щерба. Наиболее активно новые слова исследуются в отечественном языкознании начиная с 60-х гг. XX в., им посвящены работы С.И. Алаторцевой. С.С. Волкова. В.Г. Гака, В.И. Заботкиной, К.А. Земской, Е.С. Кубряковой, В.В. Лопатина, А.Г. Лыкова, И.С. Улуханова. Хотя субъективность критерия новизны делает неологизмы нелексикографиру-емыми или в очень слабой степени лексикографнруемыми словами, их фиксация в сюварях создает большие возможности для научного описания. В русской лексикографической традиции неологизмы фиксируются в специальных словарях-справочниках «Новые слова и значения» под редакцией Н.З. Котеловой и Ю.С. Сорокина. Толковом словаре русского языка начала XXI в. под редакцией Г.Н. Скляревской и др. В XXI в. неологизмам посвящены специальные исследования К.В. Сонько, Г.Ф. Алиаскаровой, А.Ф. Страмного и др. «Современная лингвистическая наука пополнилась значительным количеством теоретических данных благодаря возникновению и развитию новой отрасли языкознания - неологии, изучающей процессы лексико-семантического обновления языка. Формирован ие неологии было вызвано осознанием нового слова как самостоятельной лингвистической категории, прошедшей в своем становлении путь от понимания неологизма как заимствованной русским языком лексической единицы до осмысления его как сложного многомерного явления языка» [Сенько 2000:373]. По мнению Н.З. Котеловой. возникновение новых номинаций как ответ на социальный запрос - главная движущая сила неологизации во всех языках и на всех этапах их развития [Котелова 1982 : 4].

Целью данного исследования является описание семантической 1руппы неологизмов Внешность человека, извлеченных из периодической печати 2005-2008 гг.. в семантическом, деривационном и функциональном аспектах.

Обращаясь к проблеме новых слов, определимся с критериями, согласно которым слово может считаться неологизмом.

1. Номинативный критерий: однозначное соответствие между означаемым и означающим: «лексические инновации, устанавливая во многих случаях однозначное соответствие между означаемым и означающим, способствуют языковому автоматизму: отдельное значение - отдельный знак, а тем самым - формальной лексической регулярности в системе языка, что отвечает знаковому характеру последнего как средства коммуникации» (Сенько 2000 : 377].

2. Психолингвистический: ощущение носителями языка «ореола новизны».

3. Временной, указывающий на существование неологизма в определенный период в истории языка и общества.

4. Локальный: языковое пространство.

По виду языковой единицы неологизмы делят на неолексемы, неофраземы, неосемемы [Попова и др. 2005 : 26].

Неолексемы - это новые слова, являющиеся результатом заимствования или словообразования. Неофраземы - новые фразеологизмы и устойчивые сочетания слов с формирующейся идиоматичной семантикой, или аналитические словосочетания (по терминологии Н.Э. Котеловой [Котелова 1978: 17]). Неосемемы — новые значения старых слов и фразеологизмов.

Лингвистическими принципами классификации неологизмов в языке являются следующие: а) по способу номинации, согласно которому неологизмы подразделяются на собственно неологизмы естественного происхождения и собственно неологизмы искусственного происхождения - слова, впервые зафиксированные в языке, обладающие новым звукорядом и морфемным составом; б) деривационный принцип (по способу словообразования); в) частеречный (морфологический). по принадлежности к определенной части речи; г) стилистический, по функционированию неологизмов в определенном стиле речи [Алиаска-рова 2006 : 8].

По способу номинации, например. Г.Ф. Алиаскарова отмечает как явление естественной номинации заимствования из английского языка и его варианта -американского, например: job - работа, shopping - покупки, DVD-плейер, ноутбук. Среди новых слов-заимствований наибольший удельный вес занимают существительные на -инг: аутсорсинг, банкинг, роуминг (banking, roaming). В связи с радикальными переменами в общественно-политической жизни России в русский язык прочно вошли некоторые политические термины английского происхождения: спикер - председатель парламента, от англ. speaker - оратор. Вошли в лексику исследуемых языков названия некоторых профессий: провайдер -поставщик (от англ. provider).

Большое количество новых слов в языке образовано из имеющегося в языке словообразовательного материала морфологическим способом.

Ученые считают, что в грамматическом отношении основную массу неологизмов. фиксируемых языковым сознанием, составляют существительные, это отражает основную функцию неологизмов - называть новые предметы и явления.

Исследуемые нами слова по виду языковой единицы являются неолексемами и неофраземами. В данной работе рассматриваются неологизмы, относящиеся к семантической группе Внешность человека. В основе первого уровня класси-

фикации лежит семантический принцип. Нами выделены четыре семантические микрогруппы: лицо, тело, волосы, мода.

В семантическую микрогруппу Лицо вошли неолексемы со значением:

1) косметика: мейк-ап - макияж. - Но даже если не брать в расчет время (которое съедает мейк-ап), псе равно жить с косметикой сложнее (Cos 06.2008. -С. 261):

2) косметические процедуры: термаж - безопсрационная подтяжка кожи лица, шеи, тела (ЖЗ июнь 2008), из др. - греч. termos - «теплый, горячий» (НСИСВ 2007); матировать. - New and natural - увлажняет и матирует (G1 апрель 2008);

3) предметы для макияжа: бьюти-кейс, из англ. case < фр. casse < лат. caspa ящик, футляр - кейс красоты. - Оля мужественно убрала всю косметику в бьюти-кейс, а сам чемоданчик спрятала подальше - чтобы не было соблазна... (Cos 06.2008. - С. 264); палетка - мини-упаковка. ~ Проще (и экономнее) пользоваться мультипродуктами - палетками теней, румян, помад и т. д. (Cos 06.2008. -С. 327), из фр. palette - пластинка (НСИСВ 2007); сэмпл - пробник, из англ. sample. - Я бы хотела попробовать их. прежде чем покупать. У вас есть сэмплы? (Cos 06.2008. - С. 328); консилер - косметика для глаз (КИ фев. 2008); минитумблер. - Мини-тумблер на крышке тюбика переключает «мощности» пилинга (G1 апрель 2008); спонж - косметическая губка (G1 апрель 2008);

4) косметические средства: ревиталайзинг - крем (Кат. Фаберлик ноябрь

2007); гидрофреш - крем-гель (Cos июнь 2000); хайлайтер - выделитель. - Светлой пудрой хайлайтером выделите выступающие части: скулы, надбровные дуги. подбородок (дуэт дпя придания четкости чертам лица) (G1 апрель 2008); гш-линг- крем и процесс (G1 апрель 2008): бронзер. - Матовым бронзером аккуратно припудрите щеки и крылья носа (дуэт для придания четкости чертам лица) (GI апрель 2008);

Г>) затраты: бьюти-бюджет - бюджет красоты. - Чтобы не затягивать этот самый пояс, достаточно пересмотреть свой бьюти-бюджет (Cos 06.2008. - С. 327).

Из 15 неолексем семантической группы Лицо 14 грамматически оформлены как существительные. I - как глагол.

В семантической группе Тело нсолсксемы со следующими значениями:

1) искусство делать тело: боди-арт, - англ. body art - искусство делать тело (Выбирай июнь. 2008); body-ритр - силовой тренинг со специальной штангой* сжигание калорий (Выбирай июнь, 2008); хиромассаж- массаж рук (Выбирай июнь. 2008); кинезиология - мышечное тестирование (Выбирай июнь. 2008);

2) физкультура: фитнес - поддержание физической формы (Выбирай июнь.

2008); пауэрстрайк - фитнес-программа (ДК июль 2008); пилатес - направление в аэробике (пластика, мягкое укрепление тела) - метод Пилатеса, от фамилии создателя Йозефа Пилатеса в начале XX в. Подразумевает практику контроля состояния мышц мысленным усилием, «в гармонии с собой» (Выбирай июнь. 2008); каратзробика - вид аэробики (Выбирай июнь. 2008): соге-трснинг - направление в фитиесе (Выбирай июнь, 2008); тай-бо - направление в аэробике (Выбирай июнь, 2008);

3) тренажеры: слайд-сунербедро — уникальная дорожка для проработки бедер (ДК май 2008);

4) пробы: тест-драйв - проба зпилятора. - Летом сотни восторженных взглядов провожают тебя, твою мини-юбку и, конечно, ноги! «Silk-epil Xpressive тест-драйва», протестировавших на себе новый эпилятор Braun и благодаря ему оказавшихся на страницах Cosmo (Cos 06.2008. - С. 138); англ. test - исследование, проба, испытание (НСИСВ *2007).

Семантическая группа Тело представлена 12 именами существительными.

В семантическую микрогруппу Волосы входят неолексемы со значением:

1) прическа: трессы - локоны, косички (Выбирай июнь, 2008); брайды - афро-косички. - Брайды могут заплести только те девушки и юноши, у которых волосы не короче 10 сантиметров (К. пр. 14-21.07.2005);

кониколон - искусственные волосы. - Альтернативная молодежь легко обходится без кониколона - обычными хлопчатными нитками для вязания

(К.пр, 14—21.07.2005 N? 110); креативная стрижка (из телерекламы 2008);

лат. creatio - созидание, сотворение (НСИСВ 2007); керли - прическа (Выбирай июнь, 2008);

2) уход за волосами: биолаж-терапия - косметика для волос (Выбирай июнь. 2008);

3) цвет волос: красная армия. - В моду вернулся рыжий цвет (G1 апрель 2008): медные трубы. - Этой весной волосы знаменитостей б ликуют всеми оттенками рыжего (G1 апрель 2008): меляж - придание отдельным прядям волос равных оттенков одного цвета. - Меляж отличается совершенно другой технологией. более долгой и трудоёмкой. Волосы в итоге получаются как бы в полутонах. Все зто делается для того, чтобы придать выразительность волосам (КИ 01. 2008);

4) наука о волосах: трихология - греч. trichoma - волосы (Выбирай июнь,

2008);

Семантическая группа Волосы представлена 7 именами существительными и 2 словосочетаниями.

В семантической группе Мода наблюдаются неолексемы в следующих значениях:

1) модный: фэшн-направление (G1 апрель 2008): фэшн-идея - модная идея. -Мы уверены, что подражательниц этой «пернатой» фэшн-идеи будет великое множество (Cos 06.2008. - С. 142);

2) мода прошлых лет: ретротема. - Эта ретротема проходит через фильм в буквальном смысле красной нитью (Cos 06.2008.- С. 141); лат. retro — назад (НСИСВ 2007); винтаж - ретроаксессуар или предмет гардероба, не моложе 1980 г. ли5о сделанный в этом стиле (ДК май 2008); винтажный. - В одной из сцен Кэрри дефилирует в белом винтажном платье, на плече которого красуется брошь в виде гигантского гибискуса (Cos 06.2008.- С. 141): Это так винтажно! (G1 апрель 2008);

3) стиль; секси, англ. sex - пол. секс - сексуальный (G1 апрель 2008); милита-ри. лат. militaris - военный (Мода. Лиза. с. 120);

4) цвет: цветофор. - В новом сезоне помимо красного, желтого и зеленого движение регулируют синий, оранжевый и ярко-розовый (G1 апрель 2008);

5) модные детали: мегаукрашения. - После сериала в моду вошли украшения в виде цветов. В фильме эта тема продолжается и... укрупняется.... В филь-

мс можно увидеть огромные серьги. Массивные кольца и удивительное украшение, в котором предстанет Шарлотта на свадьбе (Cos 06.2008. - С. 141); греч. те-gas. - большой, приставка для обозначения единиц, по размеру равных миллиону (Крысин 2005; НСИСВ 2007); принт - рисунок. - Лодочки с принтом зебры (Cos 06.2008.- С. 141); Суровый морской принт (Cos 06.2008. - С. 324); англ. to print - печатать (Крысин 2005); танкини - разновидность бикини. - Низ закрытого купальника с низким вырезом на бёдрах (стиль 40-50-х гг. XX в., пляжная мода 2008); клатч - маленькая сумочка. - На протяжении всего фильма Кэрри появляется с огромным количеством разных клатчей и сумок (Cos 06.2008.-С. 142);

6) контроль одежды: дресс-код - правила, форма одежды. - У вас что. новый дресс-код на работе. - Если губы не накрасишь, не пустят?; фр. code - совокупность знаков, символов и определённых правил (НСИСВ 2007) (Cos 06.2008.-С. 263).

Из 13 неолексем семантической группы Мода 10 существительные, 3 прилагательные.

Выявляя пути возникновения новых слов, отмечаем, что из 50 проанализированных новых слов 21 Представляет собой заимствование, 29 слов образованы из уже имеющихся в русском языке элементов на основе словообразовательных элементов языка:

а) морфологический способ:

аффиксация:

1) существительные с суффиксом -аж от иноязычной основы со значением названия действия: термаж. меляж;

2) существительное с суффиксом -к от иноязычной основы со значением предметности: палетка;

3) существительные с аффиксоидом -лог для обозначения науки: кинези-ология. трихология;

4) прилагательные с суффиксом -н от иноязычной основы: винтажный, винтажно, креативный;

5) глаголы с суффиксом -ирова от прилагательного матовый со значением «делать матовым»: матировать;

6) словосложение заимствованного слова с другим, более ранним заимствованием: быоти-кейс. бьюти-бюджет, боди-арт, хиромассаж. тест-драйв, слайд-супербедро, биолаж-терапия. фэшн-направление, фэшн-идея, дросс-код: мини-тумблер, каратэробика. ретротема;

7) сложные слова с первым корнем заимствованием, употребленным в латинской графике: body- ритр соге-тренинг;

8) сложные слова с первым корнем заимствованием, вторым корнем русским: мегаукрашения;

б) семантический способ:

1) существительные, образованные методом языковой игры: светофор -цветофор;

2) неофраземы. образованные методом языковой игры из устойчивых словосочетаний: красная армия (о красках для волос красных оттенков), медные трубы (о красках для волос с медными оттенками).

12G

Таким образом, выясняется, что в данной семантической группе среди неолексем около 40 % заимствований. Однако 60 % неолексем образованы из средств русского языка. Это говорит о том, что современный русский язык пополняется не только заимствованиями, но в нем идут активные процессы пополнения русского лексикона путем новообразований.

Стилистический аспект описания неолексем обусловлен функционированием неологизмов семантической группы Внешний вид в публицистическом стиле речи, конкретнее, в текстах глянцевых журналов.

Несомненно, среди важнейших факторов внутреннего порядка, оказывающих влияние на процесс пополнения словарною запаса языка, выделяются потребность в наименовании новых явлений и предметов; тенденция, получившая название «языковой экономии» (О. Есперсен), или «закона экономии языковых усилий» (Л. Мартине). В качестве причин, обусловливающих появление неологизмов и не служащих цели номинации новых реалий, выделяются стремление к обобщению, дифференциации, стремление говорящих нарушить языковой автоматизм.

Библиограф и ческий список

1. Алиаскарова, Г.Ф. Сравнительный анализ неологизмов в русском и немецком языках: автореф. дис. ... канд. филол. н. / Г.Ф. Алиаскарова; Казанский гос. ун-т. - Чебоксары, 2006. - 23 с.

2. Крысин. JI.II. Толковый словарь иноязычных слов / Л.II. Крысин. - М.: Эксмо. 2005. -1)44 с.

3. Новейший словарь иностранных слов и выражений. - Минск, 2007.

4. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов; иод общ. ред. Л.II. Скворцова; изд. 25-е. — М.: Мир и образование, 2006.

5. Попова. Т.Н. Неология и неография современного русского языка / Т.В. Попова, Л.В. Рацибурская, Д.В. Гугунава. - М.: Флинта, 2005.

G. Сенько, Е.В. Неологизацня в современном русском языке конца XX в.: межуровне-вый аспект: дис. ... д-ра филол. н. / Е.В. Сенько. - Волгоград, 2000.

Т. Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца XX столетия / ИЛИ РАН; пол ред. Г.Н. Скляревской. - М.: Астрель; ACT. - 2001. - 944 с.

Список сокращений

Выбирай июнь, 2008 - журнал «Выбирай».

ДК июль 2008 - газета «Деловой Красноярск».

ЖЗ июнь 2008 - журнал «Женское здоровье».

Кат. Фаберлик ноябрь 2007 - Каталог «Фаберлик».

КИ фев. 2008 - журнал «Караван истории»

К. пр. 14—21.07.2005 - газета «Комсомольская правда».

Мода. Лиза, 2007 - журнал «Мода. Лиза».

G1 апрель 2008 - журнал «Glamour».

Cos 06.2008 - журнал «Cosmopoliten».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.