НЕОЛОГИЗМЫ СЕМАНТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ «ВНЕШНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА»
Л.О. Тойтукова
Неологизм, внешность человека, периодическая печать, способ номинации, семантическая группа, заимствования, словообразование, морфологический способ, стилистический аспект.
Наиболее активно и очевидно инновационные процессы протекают на лексическом уровне. Пополнение языка новыми словами, отражающими социально-экономические и политические изменения в обществе, происходит постоянно. Интенсивность изменений на лексическом уровне объясняется подвижностью подсистемы. В условиях межкультурной коммуникации происходит усиление языковых контактов, что ведет к увеличению заимствований и активизации словообразовательных типов. Эта ситуация охарактеризована С И. Алаторцевой как «неологический взрыв».
Проблеме новых слов в русском языке в разное время посвящали свои работы такие ученые, как Г.О. Винокур, А.Г. Горнфельд, А.А. Потебня, М.М. Покровский, А.II. Смирницкин, В.И. Чернышев. Л.В. Щерба. Наиболее активно новые слова исследуются в отечественном языкознании начиная с 60-х гг. XX в., им посвящены работы С.И. Алаторцевой. С.С. Волкова. В.Г. Гака, В.И. Заботкиной, К.А. Земской, Е.С. Кубряковой, В.В. Лопатина, А.Г. Лыкова, И.С. Улуханова. Хотя субъективность критерия новизны делает неологизмы нелексикографиру-емыми или в очень слабой степени лексикографнруемыми словами, их фиксация в сюварях создает большие возможности для научного описания. В русской лексикографической традиции неологизмы фиксируются в специальных словарях-справочниках «Новые слова и значения» под редакцией Н.З. Котеловой и Ю.С. Сорокина. Толковом словаре русского языка начала XXI в. под редакцией Г.Н. Скляревской и др. В XXI в. неологизмам посвящены специальные исследования К.В. Сонько, Г.Ф. Алиаскаровой, А.Ф. Страмного и др. «Современная лингвистическая наука пополнилась значительным количеством теоретических данных благодаря возникновению и развитию новой отрасли языкознания - неологии, изучающей процессы лексико-семантического обновления языка. Формирован ие неологии было вызвано осознанием нового слова как самостоятельной лингвистической категории, прошедшей в своем становлении путь от понимания неологизма как заимствованной русским языком лексической единицы до осмысления его как сложного многомерного явления языка» [Сенько 2000:373]. По мнению Н.З. Котеловой. возникновение новых номинаций как ответ на социальный запрос - главная движущая сила неологизации во всех языках и на всех этапах их развития [Котелова 1982 : 4].
Целью данного исследования является описание семантической 1руппы неологизмов Внешность человека, извлеченных из периодической печати 2005-2008 гг.. в семантическом, деривационном и функциональном аспектах.
Обращаясь к проблеме новых слов, определимся с критериями, согласно которым слово может считаться неологизмом.
1. Номинативный критерий: однозначное соответствие между означаемым и означающим: «лексические инновации, устанавливая во многих случаях однозначное соответствие между означаемым и означающим, способствуют языковому автоматизму: отдельное значение - отдельный знак, а тем самым - формальной лексической регулярности в системе языка, что отвечает знаковому характеру последнего как средства коммуникации» (Сенько 2000 : 377].
2. Психолингвистический: ощущение носителями языка «ореола новизны».
3. Временной, указывающий на существование неологизма в определенный период в истории языка и общества.
4. Локальный: языковое пространство.
По виду языковой единицы неологизмы делят на неолексемы, неофраземы, неосемемы [Попова и др. 2005 : 26].
Неолексемы - это новые слова, являющиеся результатом заимствования или словообразования. Неофраземы - новые фразеологизмы и устойчивые сочетания слов с формирующейся идиоматичной семантикой, или аналитические словосочетания (по терминологии Н.Э. Котеловой [Котелова 1978: 17]). Неосемемы — новые значения старых слов и фразеологизмов.
Лингвистическими принципами классификации неологизмов в языке являются следующие: а) по способу номинации, согласно которому неологизмы подразделяются на собственно неологизмы естественного происхождения и собственно неологизмы искусственного происхождения - слова, впервые зафиксированные в языке, обладающие новым звукорядом и морфемным составом; б) деривационный принцип (по способу словообразования); в) частеречный (морфологический). по принадлежности к определенной части речи; г) стилистический, по функционированию неологизмов в определенном стиле речи [Алиаска-рова 2006 : 8].
По способу номинации, например. Г.Ф. Алиаскарова отмечает как явление естественной номинации заимствования из английского языка и его варианта -американского, например: job - работа, shopping - покупки, DVD-плейер, ноутбук. Среди новых слов-заимствований наибольший удельный вес занимают существительные на -инг: аутсорсинг, банкинг, роуминг (banking, roaming). В связи с радикальными переменами в общественно-политической жизни России в русский язык прочно вошли некоторые политические термины английского происхождения: спикер - председатель парламента, от англ. speaker - оратор. Вошли в лексику исследуемых языков названия некоторых профессий: провайдер -поставщик (от англ. provider).
Большое количество новых слов в языке образовано из имеющегося в языке словообразовательного материала морфологическим способом.
Ученые считают, что в грамматическом отношении основную массу неологизмов. фиксируемых языковым сознанием, составляют существительные, это отражает основную функцию неологизмов - называть новые предметы и явления.
Исследуемые нами слова по виду языковой единицы являются неолексемами и неофраземами. В данной работе рассматриваются неологизмы, относящиеся к семантической группе Внешность человека. В основе первого уровня класси-
фикации лежит семантический принцип. Нами выделены четыре семантические микрогруппы: лицо, тело, волосы, мода.
В семантическую микрогруппу Лицо вошли неолексемы со значением:
1) косметика: мейк-ап - макияж. - Но даже если не брать в расчет время (которое съедает мейк-ап), псе равно жить с косметикой сложнее (Cos 06.2008. -С. 261):
2) косметические процедуры: термаж - безопсрационная подтяжка кожи лица, шеи, тела (ЖЗ июнь 2008), из др. - греч. termos - «теплый, горячий» (НСИСВ 2007); матировать. - New and natural - увлажняет и матирует (G1 апрель 2008);
3) предметы для макияжа: бьюти-кейс, из англ. case < фр. casse < лат. caspa ящик, футляр - кейс красоты. - Оля мужественно убрала всю косметику в бьюти-кейс, а сам чемоданчик спрятала подальше - чтобы не было соблазна... (Cos 06.2008. - С. 264); палетка - мини-упаковка. ~ Проще (и экономнее) пользоваться мультипродуктами - палетками теней, румян, помад и т. д. (Cos 06.2008. -С. 327), из фр. palette - пластинка (НСИСВ 2007); сэмпл - пробник, из англ. sample. - Я бы хотела попробовать их. прежде чем покупать. У вас есть сэмплы? (Cos 06.2008. - С. 328); консилер - косметика для глаз (КИ фев. 2008); минитумблер. - Мини-тумблер на крышке тюбика переключает «мощности» пилинга (G1 апрель 2008); спонж - косметическая губка (G1 апрель 2008);
4) косметические средства: ревиталайзинг - крем (Кат. Фаберлик ноябрь
2007); гидрофреш - крем-гель (Cos июнь 2000); хайлайтер - выделитель. - Светлой пудрой хайлайтером выделите выступающие части: скулы, надбровные дуги. подбородок (дуэт дпя придания четкости чертам лица) (G1 апрель 2008); гш-линг- крем и процесс (G1 апрель 2008): бронзер. - Матовым бронзером аккуратно припудрите щеки и крылья носа (дуэт для придания четкости чертам лица) (GI апрель 2008);
Г>) затраты: бьюти-бюджет - бюджет красоты. - Чтобы не затягивать этот самый пояс, достаточно пересмотреть свой бьюти-бюджет (Cos 06.2008. - С. 327).
Из 15 неолексем семантической группы Лицо 14 грамматически оформлены как существительные. I - как глагол.
В семантической группе Тело нсолсксемы со следующими значениями:
1) искусство делать тело: боди-арт, - англ. body art - искусство делать тело (Выбирай июнь. 2008); body-ритр - силовой тренинг со специальной штангой* сжигание калорий (Выбирай июнь, 2008); хиромассаж- массаж рук (Выбирай июнь. 2008); кинезиология - мышечное тестирование (Выбирай июнь. 2008);
2) физкультура: фитнес - поддержание физической формы (Выбирай июнь.
2008); пауэрстрайк - фитнес-программа (ДК июль 2008); пилатес - направление в аэробике (пластика, мягкое укрепление тела) - метод Пилатеса, от фамилии создателя Йозефа Пилатеса в начале XX в. Подразумевает практику контроля состояния мышц мысленным усилием, «в гармонии с собой» (Выбирай июнь. 2008); каратзробика - вид аэробики (Выбирай июнь. 2008): соге-трснинг - направление в фитиесе (Выбирай июнь, 2008); тай-бо - направление в аэробике (Выбирай июнь, 2008);
3) тренажеры: слайд-сунербедро — уникальная дорожка для проработки бедер (ДК май 2008);
4) пробы: тест-драйв - проба зпилятора. - Летом сотни восторженных взглядов провожают тебя, твою мини-юбку и, конечно, ноги! «Silk-epil Xpressive тест-драйва», протестировавших на себе новый эпилятор Braun и благодаря ему оказавшихся на страницах Cosmo (Cos 06.2008. - С. 138); англ. test - исследование, проба, испытание (НСИСВ *2007).
Семантическая группа Тело представлена 12 именами существительными.
В семантическую микрогруппу Волосы входят неолексемы со значением:
1) прическа: трессы - локоны, косички (Выбирай июнь, 2008); брайды - афро-косички. - Брайды могут заплести только те девушки и юноши, у которых волосы не короче 10 сантиметров (К. пр. 14-21.07.2005);
кониколон - искусственные волосы. - Альтернативная молодежь легко обходится без кониколона - обычными хлопчатными нитками для вязания
(К.пр, 14—21.07.2005 N? 110); креативная стрижка (из телерекламы 2008);
лат. creatio - созидание, сотворение (НСИСВ 2007); керли - прическа (Выбирай июнь, 2008);
2) уход за волосами: биолаж-терапия - косметика для волос (Выбирай июнь. 2008);
3) цвет волос: красная армия. - В моду вернулся рыжий цвет (G1 апрель 2008): медные трубы. - Этой весной волосы знаменитостей б ликуют всеми оттенками рыжего (G1 апрель 2008): меляж - придание отдельным прядям волос равных оттенков одного цвета. - Меляж отличается совершенно другой технологией. более долгой и трудоёмкой. Волосы в итоге получаются как бы в полутонах. Все зто делается для того, чтобы придать выразительность волосам (КИ 01. 2008);
4) наука о волосах: трихология - греч. trichoma - волосы (Выбирай июнь,
2008);
Семантическая группа Волосы представлена 7 именами существительными и 2 словосочетаниями.
В семантической группе Мода наблюдаются неолексемы в следующих значениях:
1) модный: фэшн-направление (G1 апрель 2008): фэшн-идея - модная идея. -Мы уверены, что подражательниц этой «пернатой» фэшн-идеи будет великое множество (Cos 06.2008. - С. 142);
2) мода прошлых лет: ретротема. - Эта ретротема проходит через фильм в буквальном смысле красной нитью (Cos 06.2008.- С. 141); лат. retro — назад (НСИСВ 2007); винтаж - ретроаксессуар или предмет гардероба, не моложе 1980 г. ли5о сделанный в этом стиле (ДК май 2008); винтажный. - В одной из сцен Кэрри дефилирует в белом винтажном платье, на плече которого красуется брошь в виде гигантского гибискуса (Cos 06.2008.- С. 141): Это так винтажно! (G1 апрель 2008);
3) стиль; секси, англ. sex - пол. секс - сексуальный (G1 апрель 2008); милита-ри. лат. militaris - военный (Мода. Лиза. с. 120);
4) цвет: цветофор. - В новом сезоне помимо красного, желтого и зеленого движение регулируют синий, оранжевый и ярко-розовый (G1 апрель 2008);
5) модные детали: мегаукрашения. - После сериала в моду вошли украшения в виде цветов. В фильме эта тема продолжается и... укрупняется.... В филь-
мс можно увидеть огромные серьги. Массивные кольца и удивительное украшение, в котором предстанет Шарлотта на свадьбе (Cos 06.2008. - С. 141); греч. те-gas. - большой, приставка для обозначения единиц, по размеру равных миллиону (Крысин 2005; НСИСВ 2007); принт - рисунок. - Лодочки с принтом зебры (Cos 06.2008.- С. 141); Суровый морской принт (Cos 06.2008. - С. 324); англ. to print - печатать (Крысин 2005); танкини - разновидность бикини. - Низ закрытого купальника с низким вырезом на бёдрах (стиль 40-50-х гг. XX в., пляжная мода 2008); клатч - маленькая сумочка. - На протяжении всего фильма Кэрри появляется с огромным количеством разных клатчей и сумок (Cos 06.2008.-С. 142);
6) контроль одежды: дресс-код - правила, форма одежды. - У вас что. новый дресс-код на работе. - Если губы не накрасишь, не пустят?; фр. code - совокупность знаков, символов и определённых правил (НСИСВ 2007) (Cos 06.2008.-С. 263).
Из 13 неолексем семантической группы Мода 10 существительные, 3 прилагательные.
Выявляя пути возникновения новых слов, отмечаем, что из 50 проанализированных новых слов 21 Представляет собой заимствование, 29 слов образованы из уже имеющихся в русском языке элементов на основе словообразовательных элементов языка:
а) морфологический способ:
аффиксация:
1) существительные с суффиксом -аж от иноязычной основы со значением названия действия: термаж. меляж;
2) существительное с суффиксом -к от иноязычной основы со значением предметности: палетка;
3) существительные с аффиксоидом -лог для обозначения науки: кинези-ология. трихология;
4) прилагательные с суффиксом -н от иноязычной основы: винтажный, винтажно, креативный;
5) глаголы с суффиксом -ирова от прилагательного матовый со значением «делать матовым»: матировать;
6) словосложение заимствованного слова с другим, более ранним заимствованием: быоти-кейс. бьюти-бюджет, боди-арт, хиромассаж. тест-драйв, слайд-супербедро, биолаж-терапия. фэшн-направление, фэшн-идея, дросс-код: мини-тумблер, каратэробика. ретротема;
7) сложные слова с первым корнем заимствованием, употребленным в латинской графике: body- ритр соге-тренинг;
8) сложные слова с первым корнем заимствованием, вторым корнем русским: мегаукрашения;
б) семантический способ:
1) существительные, образованные методом языковой игры: светофор -цветофор;
2) неофраземы. образованные методом языковой игры из устойчивых словосочетаний: красная армия (о красках для волос красных оттенков), медные трубы (о красках для волос с медными оттенками).
12G
Таким образом, выясняется, что в данной семантической группе среди неолексем около 40 % заимствований. Однако 60 % неолексем образованы из средств русского языка. Это говорит о том, что современный русский язык пополняется не только заимствованиями, но в нем идут активные процессы пополнения русского лексикона путем новообразований.
Стилистический аспект описания неолексем обусловлен функционированием неологизмов семантической группы Внешний вид в публицистическом стиле речи, конкретнее, в текстах глянцевых журналов.
Несомненно, среди важнейших факторов внутреннего порядка, оказывающих влияние на процесс пополнения словарною запаса языка, выделяются потребность в наименовании новых явлений и предметов; тенденция, получившая название «языковой экономии» (О. Есперсен), или «закона экономии языковых усилий» (Л. Мартине). В качестве причин, обусловливающих появление неологизмов и не служащих цели номинации новых реалий, выделяются стремление к обобщению, дифференциации, стремление говорящих нарушить языковой автоматизм.
Библиограф и ческий список
1. Алиаскарова, Г.Ф. Сравнительный анализ неологизмов в русском и немецком языках: автореф. дис. ... канд. филол. н. / Г.Ф. Алиаскарова; Казанский гос. ун-т. - Чебоксары, 2006. - 23 с.
2. Крысин. JI.II. Толковый словарь иноязычных слов / Л.II. Крысин. - М.: Эксмо. 2005. -1)44 с.
3. Новейший словарь иностранных слов и выражений. - Минск, 2007.
4. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов; иод общ. ред. Л.II. Скворцова; изд. 25-е. — М.: Мир и образование, 2006.
5. Попова. Т.Н. Неология и неография современного русского языка / Т.В. Попова, Л.В. Рацибурская, Д.В. Гугунава. - М.: Флинта, 2005.
G. Сенько, Е.В. Неологизацня в современном русском языке конца XX в.: межуровне-вый аспект: дис. ... д-ра филол. н. / Е.В. Сенько. - Волгоград, 2000.
Т. Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца XX столетия / ИЛИ РАН; пол ред. Г.Н. Скляревской. - М.: Астрель; ACT. - 2001. - 944 с.
Список сокращений
Выбирай июнь, 2008 - журнал «Выбирай».
ДК июль 2008 - газета «Деловой Красноярск».
ЖЗ июнь 2008 - журнал «Женское здоровье».
Кат. Фаберлик ноябрь 2007 - Каталог «Фаберлик».
КИ фев. 2008 - журнал «Караван истории»
К. пр. 14—21.07.2005 - газета «Комсомольская правда».
Мода. Лиза, 2007 - журнал «Мода. Лиза».
G1 апрель 2008 - журнал «Glamour».
Cos 06.2008 - журнал «Cosmopoliten».