УДК 784
Шаповалова В. Е.
НЕОБХОДИМОСТЬ ЦЕЛОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ ПЕНИЮ, СЦЕНИЧЕСКОЙ РЕЧИ И ПОИСКУ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ (АУТЕНТИЧНОСТИ) ТЕМБРА УЧЕНИКА
Аннотация. Данная статья демонстрирует авторский взгляд на «Целостный вокальный подход» (Whole Vocal Method) и отражает результаты многолетних поисков такого способа работы с телом и психикой ученика на уроках, который сможет дать вокалисту (артисту) уверенность в собственных силах и научит управлять собственным голосом не через подражание кому-либо, а через раскрытие собственного тембра, сохраняя при этом экологичность во взаимодействии между педагогом и учеником. Статья раскрывает основные причины, требующие индивидуального подхода в обучении вокальным (речевым) дисциплинам и предлагает инструменты для решения задач, возникающих в процессе обучения, стоящих на стыке психологии, биомеханики и вокальной педагогики.
Ключевые слова: техника вокала, уроки вокала, методика постановки голоса, индивидуальный подход, вокальная педагогика
Shapovalova V. E.
THE NEED FOR A HOLISTIC APPROACH IN TEACHING SINGING, STAGE SPEECH AND SEARCHING FOR INDIVIDUALITY (AUTHENTICITY) OF A STUDENT'S TIMBRE
Abstract. This article demonstrates the author's view on the "Whole Vocal Method" and reflects the results of many years of searching for such a way of working with the body and psyche of the student in lessons, which can give the vocalist (artist) self-confidence and teach him to control his own voice not through imitation of someone, but through the disclosure of his own timbre, while maintaining environmental friendliness in the interaction between the teacher and the student. The article reveals the main reasons requiring an individual approach in teaching vocal (speech) disciplines and offers tools for solving problems that arise in the learning process, standing at the intersection of psychology, biomechanics and vocal pedagogy.
Keywords: vocal technique, vocal lessons, voice training methods, individual approach, vocal pedagogy
Информационный век дает все больше и больше возможностей самостоятельно углубиться в любую из сфер деятельности, в том числе и вокальную. Еще 20 лет назад получить подобный объем всевозможных
уроков по вокалу, просто сидя у себя дома, не представлялось возможным. Даже большие библиотеки или занятия у именитых педагогов не давали тех ответов, которые сейчас с легкостью мы можем найти в интер-
нете. Большое количество вопросов касалось механики голосового аппарата и понимания его работы.
В наше время современные вокальные методики полностью закрывают вопросы, связанные с анатомией и физиологией голосового аппарата, объясняют его работу во время вокальных и не вокальных звуков голоса, применения различных голосовых эффектов, в том числе и экстремальных (которые долгое время в силе непонимания процесса считались небезопасными). Но несмотря на это сфера вокала остается самой загадочной из музыкальных направлений. Многие аспекты вокального исполнительства все еще остаются за пределами чисто механистического движения отдельных частей нашего голосового аппарата.
В поисках ответов на эти вопросы целесообразным представился выход за рамки изучения движений только одного голосового аппарата, позволивший понять, что на наш голос влияет не только волевое усилие и понимание движения конкретных хрящей, но и все тело целиком. Даже при сонастройке дыхания люди демонстрируют различные привычки, одни из которых являются деструктивными для вокальной техники, а другие гармонично встраиваются в процесс фонации. Конечно, не исключено, что ученик может не уделять должного времени для отработки того или иного навыка, но что делать, если человек усердно занимается в течении долгих лет, а голос остается на прежнем уровне?
Существуют такие паттерны движения/мышления в использовании голосового аппарата, которые не поддаются волевому воздей-
ствию. Иногда подобное «насилие» над голосом может вызывать серьезные вокальные проблемы. Зачастую это приводит к заключению, что человек просто не способен к данному виду деятельности. Но ищущего педагога никогда не устроит подобный вывод. В поисках ответов на вопросы работы с телом и с дыханием предлагаем погрузиться в прикладную кинезиологию и биомеханику.
Процесс пения — это явление психофизическое. Психофизика — область психологии, изучающая взаимодействие между объективно измеримыми физическими процессами и субъективными ощущениями. Объективно измеримые физические процессы в контексте работы вокального аппарата — это скорость и амплитуда колебания голосовых складок, движение артикуляционных органов и хрящей гортани, сокращение и расслабление констрикторов глотки, подскладочное и надскла-дочное давлением и т.п. Субъективные ощущения — это ощущения, которые возникают от степени интенсивности работы вышеперечисленных органов, степени их включенности, амплитуды, сокращения и т.п. Стоит заметить, что движение голосовых складок мы в принципе не можем ощутить, так как они не имеют нервных окончаний.
При движении вышеперечисленных органов каждый человек может испытывать абсолютно разные ощущения, и это будет зависеть от психики конкретного человека, так как в теле каждого из нас есть так называемые слепые зоны, то есть те мышцы, которые сокращаются (или не сокращаются) без нашего сознательного движения. Речь идет о не-
целевых мышцах, например, если попробовать перемещать язык внутри рта вправо и влево, скорее всего, помимо языка, сразу включатся мышцы челюсти (а может быть, еще и глаза). Большинство людей не могут заметить этого, только если сознательно не направят внимание в эту область и не попытаются изолировать одно движение от другого — это и есть «слепая зона». Некоторым даже не поможет волевое усилие и потребуется какое-то количество времени (которое также будет индивидуальным для каждого) и практики, чтобы отделить одно движение от другого. Мышцы челюсти в данный момент — это не целевые мышцы, они подключаются к мышцам языка дополнительно, хотя язык может двигаться и без них.
Таких зон в нашем теле может быть множество, и в зависимости от того, где они расположены, два разных человека при движении одними и теми же мышцами могут испытывать абсолютно различные ощущения. Именно прикладная кинезиология дает ответ на вопрос, почему те или иные ощущения одного человека во время пения, могут разниться с ощущениями другого. А также на вопрос: почему тот, кто сам хорошо поет (особенно от природы), не всегда может научить другого вокальному мастерству?
В тот момент, когда мы перестаем считаться с субъективными ощущениями конкретного человека при воспитании вокалиста и навязываем ему свою (единственно верную педагогическую) истину, возникает то самое «механистическое пе-
ние», которое редко несет в себе по-настоящему эстетическую ценность и приятные ощущения не только для слушателя, но и для самого исполнителя.
Так называемые слепые зоны формируются в течение жизни. Одной из причин является «сенсорно-моторная амнезия» [1]. По мере взросления нашего организма и психики, в результате социализации, человеческое тело утрачивает физиологический паттерн движения, который присущ каждому от рождения1. Какие-то мышцы перестают выполнять свои функции, «забывают» целевое движение и за них выполняет работу компенсаторная мускулатура. Например, при выключении из процесса дыхания мышц тазового дна начинает работать верхний отдел грудной клетки или перерастягиваться передняя стенка живота, вызывая опущение (птоз) органов малого таза и т.д.
Подобных процессов в теле может быть большое количество, и ощущаем мы эту дисфункцию со временем, так как данное явление имеет накопительный эффект. Но это только один из видов «телесных блоков» [2], которые могут сформироваться в течении жизни. Существуют и те, что мы приобретаем в более раннем возрасте, в результате неверно сформированных установочных рефлексов, что-то наследуем по генетическому принципу, что-то теряем в результате стресса и т.д. Эта тема заслуживает отдельной статьи и требует глубоких знаний анатомии, физиологии, кинези-ологии и биомеханики. Не слишком
1 П. Т. Гончарук в своем исследовании говорит про дыхание, но это применимо к большому количеству процессов в нашем организме,
ли много для одного преподавателя вокала? И это мы еще не затронули тему психологии и восприятия человеком себя в окружающем мире и собственного голоса.
В такие моменты деятельность преподавателя вокала начинает выходить далеко за рамки просто вокального тренера. И здесь встает выбор — снять или нет с себя ответственность за чужие телесные и психологические блоки и продолжить заниматься «как получается», надеясь, что проблемы разрешатся самостоятельно без вашего участия. При пассивном участии самого студента в своем обучении, скорее всего, это будет верным решением. Но что делать, если человек активно пытается решить свои проблемы, хочет достичь больших целей, имеет мотивацию и использует вокал как инструмент личностного развития? Даже будучи психологом, мы можем быть не в силах помочь человеку с его вокальными проблемами.
На вопрос, как связать все эти сферы с вокальным искусством, отвечает «Целостный вокальный подход» и «Психосоматическая техника вокала» Айала Сильверсана1. Этот подход объединяет психологию, физиологию и вокальную педагогику. Техника является частью «Целостного вокального подхода» (Whole Vocal Method), который рассматривает человека как взаимосвязь трех (условно разделенных) структур: Тела, Личности и Сознания. Метод основан на экзистенциальном подходе в философии (в практическом смысле на взглядах
Карла Юнга и его современниках), трансперсональной психологии, телесной психологии (Александр Лоу-эн, Вильгельм Райх), психофизиологии и, конечно, же физиологии. Данная техника отвечает на множество вопросов, например: почему возникает боязнь сцены, страх высоких нот, почему тот или иной вокальный прием не ложится на голос конкретного человека, откуда исходит проблема мелодической или ритмической неточности, почему занимаясь годами, люди так и не могут найти свое собственное звучание и т.д.
Данная техника помогает с помощью психосоматических жестов разблокировать тело человека и дает понимание о его взаимодействии с телом. Исходя из этого, подбираются конкретные упражнения, которые экологичным путем помогают настроить голос человека без грубого вмешательства в его психику, сохраняя личные границы.
Если говорить очень образно, то есть люди, которым нужно расслабиться перед пением, а есть те, кому нужно активизировать свое тело. Но чаще всего есть те, кому нужно одну часть тела расслабить, а другую привести в тонус и т.д. С помощью телесных проб (психосоматической диагностики) данная техника помогает определить, какая из зон нуждается в той или иной проработке.
В отличии от демонстративного подхода данная техника избегает вероятности копирования манеры своего педагога или пародии на известного артиста (в некоторых случаях в этом нет ничего плохого,
1 Разработана лондонским коучем российского происхождения Айалом Сильвер-саном в результате практических исследований взаимосвязи психологии и голоса на протяжении 14 лет. 132
когда голосовой аппарат и органика вокалистов совпадает, и копируются лишь отдельные приемы, и при этом сохраняется индивидуальность). Метод помогает человеку самостоятельно ощутить управление своим голосом через работу с телом и контролем внимания.
Исходя из внешних данных певца и его тембра, опытные преподаватели часто почти безошибочно могут подобрать ему «выигрышный репертуар», в котором, по мнению педагога, студент может раскрыться полностью и показать свои лучшие стороны, а те, что еще стоит проработать, грамотно скрыть. Если образ созданный преподавателем совпадает с образом голоса внутри самого исполнителя, то все сходится и принимает даже вполне интересные и гармоничные черты. Но что делать, если образ голоса внутри самого человека никак не совпадает с тем, что видит в нем педагог? Как правило, здесь два варианта развития событий: либо вокалист станет «марионеткой» в руках педагога, но после окончания обучения вернется на свою исходную и начнет искать себя заново:ы либо между педагогом и учеником возникает конфликт. «Целостный вокальный подход» дает понимание данного процесса и помогает максимально экологичным путем решить данную проблему, продолжить гармоничное развитие ученика и как вокалиста с техническими задачами, и как личности.
Методика работает не только с такой важной темой, как образ голоса, но и с творческим состоянием. Очень часто в профессиональных учебных заведениях можно увидеть людей, потерявших мотивацию к занятиям
своей будущей профессией. Пройдя все конкурсные испытания, имея хорошие стартовые способности, человек теряет интерес к занятиям после нескольких лет обучения, в то время как люди, не имеющие профессионального музыкального образования, продолжают с удовольствием совершенствовать свои вокальные и музыкальные способности. В большинстве случаев дело именно в потере того самого творческого состояния, которое гораздо проще сохранить без авторитарного давления со стороны.
Как уже и говорилось, целостный подход рассматривает человека с точки зрения взаимодействия трех параметров: тела, личности и сознания. Понимая, как взаимодействуют эти параметры в отдельном человеке, можно сформировать максимально индивидуализированный подход. При использовании психосоматических жестов для достижении базовой свободы голоса другие вокальные упражнения окажутся наиболее действенными — независимо от того, какую вокальную технику вы будете использовать.
Таким образом, «Целостный вокальный подход» является тем инструментом в руках преподавателя речевых профессий (метод подходит не только вокалистам, но и актерам, спикерам, учителям — всем тем, кто хочет улучшить звучание своего голоса), который без дополнительных глубоких знаний медицины, физиологии и психологии помогает работать с телесными и психологическими блоками внутри человека, учитывая при этом независимость и волю обучающегося, открывая перед ним новые границы самовосприятия.
Список литературы:
1. Гончарук П. Т. Биофоника. Власть божественных колебаний. М.: Новый Акрополь, 2011.
2. Сильверсан А. Психосоматическая техника вокала. Теория и практика. М., 2022. URL: https://drive.google.eom/flle/d/10ZFe1tzhxlcjLgX0 M2forqIYWqmTuO49/view?usp=sharing (22.11.2024).
3. Чиксентмихайи М. Поток: Психология оптимального переживания / пер. с англ. Е. Г. Перовой. М.: Альпина нон-фикшн, 2020.
Сведения об авторе:
Шаповалова Виктория Евгеньевна — преподаватель по вокалу, эстрадному ансамблю, официальный представитель и куратор обучения по методу воспитания голоса Карины Купер Biophonics, методолог и редактор-составитель учебных пособий метода «Биофоника», тренер Whole Vоcal Method (PVT и Вокалометрия) в странах СНГ. Автор методического пособия «Работа с вокальным ансамблем. Формирование вокально-ансамблевых навыков». E-mail: [email protected]