ПЕДАГОГИКА. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
УДК 784
Резникова Е. А., Миргородская И. Г. МЕТОДОЛОГИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ВОКАЛА
НА ХОРОВОМ ОТДЕЛЕНИИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В настоящей статье рассматривается методология преподавания вокала на хоровом отделении в учреждениях дополнительного образования. Авторы ставят перед собой задачу проанализировать существующие подходы к обучению пению и предложить оптимальные практические рекомендации для педагогов и студентов вузов.
Статья начинается с обзора основных принципов и целей вокальной педагогики, а также с описания специфики работы на хоровом отделении. В центре внимания авторов находится вопрос о том, как создать эффективный процесс обучения пению, который бы позволил ученикам развивать свои вокальные способности максимально полно и эффективно. Для этого рассматриваются различные факторы, влияющие на успешность обучения, такие как индивидуальные особенности учеников, их мотивация и готовность к обучению, а также роль педагогов в процессе обучения.
Цель исследования состояла в том, чтобы выявить основные этапы формирования вокальных навыков детей. Результаты этого исследования вносят значительный вклад в наше понимание вокальной педагогики и имеют практическое применение на отделениях хорового пения в учреждениях дополнительного образования. Анализируются различные педагогические стратегии и методы, направленные на повышение эффективности процесса обучения и достижение высоких художественных результатов. Таким образом, статья обобщает современные подходы к методологии преподавания вокала на хоровом отделении в учреждениях дополнительного образования, подчеркивая важность комплексного подхода к обучению и развитию музыкальных способностей учащихся.
Ключевые слова: хоровое отделение, уроки вокала, сольное пение, воспитание детей, упражнения, вокальные навыки, индивидуальный подход, развитие музыкальности
Reznikova E. A., Mirgorodskaya I. G.
METHODOLOGY FOR TEACHING VOCALS IN THE CHOIR DEPARTMENT IN ADDITIONAL EDUCATION INSTITUTIONS
Abstract. This article deals with the methodology of teaching vocal at the choral department in institutions of additional education. The authors aim to analyze the existing approaches to teaching singing and offer optimal practical recommendations for teachers and students of higher education institutions.
The article begins with an overview of the basic principles and goals of vocal pedagogy, as well as with a description of the specifics of work in the choral department. The authors' focus is on how to create an effective singing instruction process that would allow students to develop their vocal abilities as fully and effectively as possible. To do this, the author considers various factors that influence the success of the learning process, such as the individual characteristics of the students, their motivation and readiness to learn, and the role of the teachers in the learning process.
The aim of the study was to identify the main stages in the formation of children's vocal skills. The results of this study make a significant contribution to our understanding of vocal pedagogy and have practical applications in choral singing departments in further education institutions.
Various pedagogical strategies and methods are analyzed, aimed at increasing the effectiveness of the learning process and achieving high artistic results. Thus, the article summarizes modern approaches to the methodology of teaching vocal singing at the choral department in institutions of additional education, emphasizing the importance of an integrated approach to learning and development of musical abilities of students.
Keywords: choral department, vocal lessons, solo singing, education of children, exercises, vocal skills, individual approach, development of musicality
Пение — это сложный психофизиологический процесс, где требуется как техническая подготовка, так и психологическая. Она требует от педагога высокой квалификации, умения применять проверенные методики, но также быть гибким и открытым для поиска новых подходов в работе с детьми.
В процессе пения накапливается вокальный опыт, включающий развитие навыков голосового аппарата, выразительную и эмоциональную интерпретацию, укрепление позитивного отношения к себе, педагогу и другим ученикам, а также
усиление творческого стремления. Объединение технических и художественных методов приводит к достижению высоких эстетических результатов. Основным принципом работы на уроках сольного пения является уникальный подход к каждому ученику, что способствует созданию оптимальной творческой обстановки для раскрытия внутреннего потенциала ребенка.
Важно поддерживать системность, последовательность и комплексный подход в занятиях пением. Отработка упражнений параллельно с изучением произведе-
ний помогает развивать вокальные навыки и формировать правильные рефлексы у учеников. Регулярность занятий, правильное распределение нагрузки и отдыха, а также систематическая подготовка к выступлениям содействуют эффективному обучению.
Одной из основных задач современного педагога сольного пения является грамотное развитие детского голоса, помощь в правильном формировании звуков, а также формирование исполнительской культуры. В XXI веке информация находится в избытке, и поэтому растет потребность детей в занятиях вокалом и музыкальным творчеством.
Основным предметом на хоровом отделении является хор. В отечественном музыкальном образовании традиционно уделяется особое внимание развитию певческих наыков через участие в хоровых классах. В многоголосном коллективе необходимо ориентироваться не только на собственное исполнение, но и на гармоничное звучание внутри партии и всего хорового ансамбля.
Пение в хоре требует определенного качественного уровня исполнения. Основная задача работы в хоровом коллективе заключается в создании целостного, единого звучания. «Настроенность певцов на общехоровую звучность приходит постепенно по мере приобретения ими певческого профессионализма» [7, с. 40]. Благодаря единому звучанию всего коллектива дети со слабыми вокальными данными могут компенсировать свои индивидуальные особенности. В результате общая масса хора звучит цельно,
что устраняет возможные несовершенства в переходах между нотами и регистрами.
Среди навыков, которые формируются в процессе хорового пения, следует выделить: четкое произношение текста, умение петь a cappella, пение в многоголосии, развитие нюансировки звука, работу в различных музыкальных стилях и жанрах, следование законам формы, подчинение ансамблевому строю. Несмотря на преимущества, эти факторы могут создавать трудности для индивидуального вокального процесса.
Одной из основных проблем, возникающих между индивидуальным вокалом и пением в хоре, является переход от коллективного исполнения к сольному, что может вызвать стрессовую ситуацию у некоторых детей. В процессе сольного исполнения дети, не привыкшие к восприятию своего голоса, могут испытывать тревогу и зажатость из-за непривычного звучания своего тембра. В хоровой практике могут возникать «вредные привычки», такие как подстраивание голоса в партии (часто приводящее к пению вполсилы или вполголоса) и использование цепного дыхания. Еще одной проблемой является недостаток времени, отведенного на индивидуальные уроки вокала (часто ограниченные 20 минутами).
Урок сольного пения на хоровом отделении служит дополнением к хоровым занятиям. Педагог должен способствовать развитию правильной вокально-технической культуры исполнения учеников, определить их индивидуальные особенности, исходя из которых раз-
работать индивидуальный план работы, а также создать комфортную психологическую среду и привить установки на заботу о голосе, понимание режима работы и отдыха.
На занятиях хоровым пением ребятам часто требуется сохранять статичное положение: сидеть или стоять прямо, удерживать голову в одном положении. Это может способствовать формированию дисциплинированного поведения, что поддерживает активное участие и вовлеченность. Однако такой подход также может приводить к напряженности, особенно у детей, которые часто получают замечания за неправильную осанку. На индивидуальных занятиях особенно важно научить детей освободиться и уверенно использовать свое тело во время пения.
Начиная с первых хоровых репетиций дети знакомятся с различными жестами дирижера: сигналы для внимания, начала, остановки, динамики и другие. Понимание языка жестов требует активного внимания и зрительной концентрации на руках дирижера. Однако при такой работе дети могут не всегда уделять должное внимание звучанию музыки в моменты, когда не поют, либо другим голосам в коллективе. Некоторые учащиеся могут игнорировать ноты, и иногда педагогу приходится учить их запоминать мелодии «по слуху» или под аккомпанемент фортепиано. Важно поддерживать обсуждение динамических и ритмических нюансов, проверять знание темповых обозначений, особенно в индивидуальной работе, где дети должны самостоятельно следовать нотному тексту.
На индивидуальных уроках применение жестов дирижера помогает привлечь внимание ученика к необходимым действиям (взять дыхание, изменить штрих). При работе над музыкальным произведением важно обращать особое внимание на способ вступления не по руке дирижера, а по музыке. Очень важно научить молодого вокалиста внимательно слушать музыкальный аккомпанемент, чтобы понимать и реагировать на момент начала и продолжения исполнения. Недостаток навыка такого взаимодействия часто проявляется в публичных выступлениях, когда ребенок интуитивно ищет педагога в зале, который рукой, головой и т.д. покажет вступление перед началом пения.
При выборе музыкального материала важно учитывать согласованность аккомпанемента. Если у ребенка недостаточно силен голос, то аккомпанемент должен быть более легким, чтобы создавать необходимую поддержку. Для ученика важно наладить цельную музыкальную связь, чтобы избежать путаницы между методиками на уроках с хором и сольным пением. Если на уроках хорового пения ему будут рассказывать лишь про одни приемы, а на сольном пении все по-другому, то это приведет только к непониманию требований и отсутствию возможности разобраться в этих системах, а в итоге к нежеланию заниматься музыкальным творчеством.
Педагогам важно поддерживать взаимодействие между собой. При построении репертуара нужно учитывать общие технические сложности (ритмические, интонационные).
Также будет полезным разбирать партии из репертуара хора на уроках постановки голоса — проработать сложные интонационные и технические места. Иногда дети, которые не проявляют себя в хоре, открываются на уроках по вокалу, и в данном случае преподаватели вокала должны быть во взаимодействии с руководителем, дать рекомендацию при выборе солиста.
В хоре существует соблазн подстраиваться под певца, который исполняет одну партию. Это может ослабить развитие навыка чтения с листа и интонирования. Часто дети ограничиваются лишь повторением выученных мелодий. В упражнениях для распевания или в качестве переключения внимания от разучиваемого произведения следует прибегать к «чтению с листа». Важно, чтобы ученик научился контролировать и анализировать движение музыкальной линии, что позволит ему быстрее реагировать и улучшить качество исполнения. На уроке полезно использовать произведения с аккомпанементом, но без вокальной поддержки инструмента. Это способствует усложнению вокальной партии и позволяет освободиться от мелодической поддержки.
Дети должны правильно понимать суть искусства: занятия творчеством требуют усилий и дисциплины, однако направлены на свободное выражение чувств. Задача педагога заключается в том, чтобы построить учебный процесс как подготовительный этап к выступлениям перед публикой, привить навыки регулярных занятий, но обратить внимание на бережное
отношение к голосу, нотам и другим аспектам профессиональной деятельности.
По мере перехода из класса в класс педагог должен предоставлять ребенку больше свободы в подготовке к концертным выступлениям. Имеет смысл постепенно отказываться от полного контроля факторов (движения, выбор репертуара, использование реквизита) уже на ранних этапах обучения. Важно, чтобы ребенок научился фантазировать, свободно мыслить и самостоятельно находить вдохновение.
В области академического пения выделяются две основные задачи: техническая (развитие голосового аппарата, умение использовать голос как инструмент и формирование культуры звука) и стилистическая (понимание стилей, развитие эстетического восприятия). На занятиях сольным пением «необходимо приобрести вокальное мастерство, чтобы соответствовать требованиям академического вокального искусства и сохранить голос» [10, с. 30].
Вопрос правильного подбора музыкального репертуара имеет важное значение для всех возрастов. Вокальная техника развивается у каждого ученика постепенно и индивидуально, поэтому необходимо сочетать имеющиеся уровни сложности произведений с способностями учащихся. Подбор репертуара не заключается только в подборе соответствующего уровня сложности, а также в грамотном и последовательном формировании ряда произведений, отражающих улучшение исполнительских навыков, соответствующих учебным целям,
с художественной и эстетической ценностью (разнообразие жанров, стилей, нацеленных на интересы и запросы учеников). Работа над художественным целым вокальных произведений «формирует комплекс личностных качеств: творческую активность, темперамент, исполнительскую волю, психологическую стабильность, уверенность, артистизм» [10, с. 35].
При подборе композиций важно давать учащимся возможность сравнивать, слушать разные варианты и высказывать свое мнение. Педагогу необходимо стимулировать обсуждение и анализ: почему что-то понравилось или не понравилось, какие ассоциации возникают. Такой подход способствует более точному соответствию потребностей и интересов учеников, сохраняя стабильный интерес к учебному предмету.
В учебных планах указывается общее количество музыкальных произведений, которые необходимо изучить на каждом этапе обучения. При подборе репертуара важно соблюсти баланс между техническими произведениями (вокализы) и медленными и быстрыми композициями для формирования разнообразных музыкальных образов. Педагогу важно не ограничиваться несколькими произведениями. Некоторые выбранные композиции должны быть подготовлены для публичного исполнения, другие — для ознакомления, а также для чтения с листа, чтобы обогатить учебный процесс.
На хоровых отделениях для контроля чаще всего используются классические произведения, народные песни, произведения из мульт-
фильмов и мюзиклов. Тем не менее, разнообразия можно добиться с помощью элементов современности, таких как создание фонограмм или подбор песен в этно-стиле. Необходимо показать ребенку различные стили, чтобы он мог понять отличие музыки разного времени, написанной для разных случаев и концертных площадок. Добавление сочинений разного времени поможет учащемуся сформировать собственные предпочтения и объяснить личный выбор.
Важно сохранить навык сольного исполнительства у детей, которые большую часть времени находятся в хоровом коллективе. Итогом уроков в классе сольного пения должно стать концертное исполнение подготовленного музыкального материала. Важно не только подготовить музыкальную часть, но и обратить внимание на дикцию, интонацию и интерпретацию текста. Ребенок должен увидеть в себе не только прилежного ученика, но и артиста. При этом не должна страдать музыкальная составляющая исполняемого произведения. Ребенку необходимо бережно относиться к нотному тексту, выполнять динамические и ритмические указания.
Педагог должен обучать не только музыкальным аспектам, но и тому, как вести себя на сцене, как подготовиться к выступлению (выучить мелодический и поэтический текст, знать, где вступить, продолжить, и завершить пение) и как продумать образ для выступления (костюм, поклон и поведение на сцене).
Диапазон голоса у детей изначально существенно ограничен, преобладает верхний (головной) ре-
гистр. Кроме усилий, направленных на вокальную постановку и произношение звуков, также нужно обратить внимание на развитие музыкального слуха, памяти и внимания.
Важно подобрать и проработать с учащимися произведения различных стилях, эпох, художественно-эстетических направлений и жанров. В процессе занятий учащиеся должны выработать навыки перевоплощения, проработки образа, что способствует обогащению духовно-нравственной культуры.
Использование импровизации и различных форм работы для развития способностей детей способствует развитию инициативности, фантазии и личностного роста. Необходимо использовать на уроке различные формы работы, которые развивают дыхание, чувство ритма, способствуют расширению диапазона и др. Возможно предложить игровые элементы на занятиях, которые увлекают ребенка и подводят к нужным действиям, способствующим улучшению вокальных навыков, а закрепление навыков происходит за счет повторения.
Целью и результатом занятий сольным пением является технически безукоризненное свободное исполнение музыкальных произведений, разных стилей и жанров, способность передавать стилистически верно музыкально-поэтическое содержание и анализировать собственное выступление, а также пение других. В процессе занятий вокалом развиваются личностные и коммуникативные навыки: сила воли, организованность, эмпатия, моральные принципы и эстетический вкус.
За время обучения ребенок осваивает вокальную технику, основанную на правильном использовании физиологических процессов, необходимых для создания звука. Индивидуальные уроки способствуют раскрытию творческого потенциала, развитию артистизма и креативного мышления учеников. «Через комплексное освоение техники академического пения в работе над различными вокальными жанрами индивидуально подобранного репертуара постепенно формируется певческая исполнительская культура ребенка» [10, с. 6].
Урок по сольному пению состоит из трех основных этапов: дыхательная разминка, вокальные упражнения и работа над музыкальным произведением. Основным элементом занятий является развитие и постановка голоса. Во время уроков сольного пения формируется «базовая академическая постановка голоса ребенка с эффективным исправлением тембровых, дикционных и других недостатков, достижение чистого интонирования и развитие дыхания, скоординированного с высокой позицией певческого звука» [10, с. 7]. При этом учитывается возрастные особенности учащихся и индивидуальные особенности их голосового аппарата. В рамках занятий можно выделить несколько ключевых направлений, таких как работа с дыханием, улучшение артикуляции и дикции, развитие музыкального слуха и интонирования для создания комплексного вокального образа.
Звукообразование в пении
Во время пения происходит множество важных процессов в орга-
низме. Основная задача педагога заключается в том, чтобы объяснить, продемонстрировать и помочь ученику почувствовать различные механизмы в действии, которые помогут ему развить навыки согласования между желаемым и реальным результатом. Очень важно установить связь между различными частями голосового аппарата: правильное положение гортани, элементы «надставной трубки» (глотка, мягкое небо, челюсти, язык, губы) и использование резонаторов (носовая полость, глотка, грудная клетка). Важными элементами в процессе формирования звука являются характерные черты академического пения: высокая позиция, округлый звук, мягкая атака звука, плавный переход между регистрами, кантилена.
Дыхательный комплекс
На уроках сольного пения большое внимание уделяется дыхательной системе, включая знания о строении голосового аппарата (связки, диафрагму, нёбо, гортань и другие), правильном положении тела и головы при пении, гигиене голоса и основах дыхания для певцов. Система дыхания играет ключевую роль как для развития техники пения, так и для эмоциональной выразительности исполнителя.
Одной из главных целей урока является формирование правильного дыхания. Для пения это использование нижнереберно-диафрагма-тического1 дыхания с коротким вдохом и длительным выдохом.
Чтобы развивать этот навык, необходима системная работа по ак-
тивации мышечного пояса (грудная клетка и диафрагма) в дыхательном процессе. Кроме контроля напряжения и удержания расширенного состояния грудной клетки также важно научиться постепенно расслаблять мышцы.
Важно научить ученика ощущать опору, направление дыхательного потока в небные полости и механизм возвратного дыхательного импульса. При пении необходимо обращать внимание на точность атаки звука, которая должна быть высокой (без «подъездов») и мягкой по силе (без форсирования). Это возможно при занятиях по координации дыхания и голосовых связок.
В процессе работы с дыханием решается проблема координации между дыханием и звуком. Среди характеристик тембра выделяют вибрато и певческую форманту. Природные особенности звучания формируются благодаря контролю позиции гортани и обеспечению свободного прохождения воздуха через голосовые связки.
Артикуляционный комплекс
В работе с артикуляционным аппаратом задействованы различные части тела и органы, включая мягкое нёбо, язык, височно-челюстной сустав, нижнюю челюсть и гортань.
Развитие дикции основано на правильном произношении гласных и согласных звуков. Пропевание гласных помогает развить ключевые вокальные характеристики голоса, такие как нюансировка силы звука и штрихи. Для этого используются упражнения по пропева-нию слогов с различными гласными
1 Основные типы дыхания, которые используют певцы, рассмотрены в книге: Л. Б. Дмитриев. Основы вокальной методики. С. 372-375.
звуками. Педагог может давать комментарии о длительности и филировке звука, используя ассоциации с музыкальными инструментами, такими как дудочка или скрипка.
Особое внимание уделяется обучению правильному произношению согласных звуков. Это включает естественное, краткое, четкое произношение с легким утрированием. Для достижения этой цели используются упражнения, направленные на тренировку движений губ и кончика языка, в том числе скороговорки.
Работа с интонацией
Работа с интонацией тесно связана с уроками сольфеджио и музыкальной грамоты, включая распе-вание и работу над музыкальными произведениями. В упражнениях возможно использовать элементарные движения голоса с подтекстовкой, для более плавного перехода к работе с различными буквами в произведениях русских и зарубежных композиторов. Для разминки и развития интонации также могут использоваться различные вокализы. Важно подбирать репертуар, учитывая индивидуальные особен-
ности детей и их голосовой диапазон согласно возрасту, чтобы развивать верный звук и технику пения.
На начальном этапе обучения «рабочим» может считаться диапазон в пределах октавы: для сопрано — от d1 до d2, для альтов — от c до Некоторые дети могут петь выше, однако этот звук не является музыкальным, скорее представляет писк. Подбор репертуара должен проходить с ориентацией на более узкий диапазон, чем имеющиеся возможности у ребенка (в пределах сексты или квинты). Этот подход на первой ступени обучения вокалу позволит сберечь голосовой аппарат, сконцентрироваться на простых технических задачах и добавить творческую составляющую (артистизм произнесения текста, выразительность звучания).
Академическое развитие детского голоса представляет собой долгий и тщательный процесс, в котором преподаватель должен применять свои методические знания в области вокала, знания о физиологии, а также психологические навыки для раскрытия потенциала ученика.
Список литературы
1. Алиев И. Ю. Теоретико-методологические основы профессиональной деятельности педагога-вокалиста: автореферат дис. ... доктора педагогических наук: 13.00.08 / Московский педагогический государственный университет. М., 2003.
2. Апраксина О. А. Методика развития детского голоса. М.: МГПИ им. Ленина, 1983.
3. Безбородова Л. А. Теория и практика музыкального образования. М.: Флинта: Наука, 2014.
4. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 2004.
5. Ермолаев В. Г., Лебедева Н. Ф. Особенности развития голосового аппарата у детей. Охрана детских певческих голосов // Развитие детского голоса. М., 1963. С. 111-124.
6. Кабалевский Д. Б. О музыке и музыкальном воспитании: Книга для учителя / Сост. И. В. Пигарева. М.: Книга, 2004.
7. Николаева Е. В. История музыкального образования Древняя Русь: Конец X — середина XVII столетия. М.: Владос, 2003.
8. Огороднов Д. Е. Методика музыкально-певческого воспитания. СПб.: Лань, 2014.
9. Смелкова Т. Д., Савельева Ю. В. Академическое пение в современном образовательном пространстве: учебно-методический комплекс. СПб.: Лань: Планета музыки, 2018.
10. Смелкова Т. Д., Савельева Ю. В. Основы обучения детей сольному академическому пению. СПб.: Планета музыки, 2022.
Сведения об авторах
Резникова Евгения Александровна — певица, ассистент-стажер вокально-режиссерского факультета кафедры сольного пения Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Кор-сакова, педагог дополнительного образования отделения музыкального образования ГБУ ДО ЦВР «Академический». E-mail: [email protected]
Миргородская Илона Геннадьевна — преподаватель кафедры сольного пения Института музыки, театра и хореографии РГПУ им. А. И. Герцена, преподаватель отделения «Хоровое пение» и отделения музыкального театра ГБНОУ «Лицей искусств «Санкт-Петербург». E-mail: [email protected]