можно применять на курсах по переводоведению и лексикологии, на практических занятиях по английскому языку в технических вузах.
Целесообразно использовать системный подход к изучению лексического материала на занятиях по английскому языку. Структурирование языковых средств повышает эффективность процесса обучения лексике, так как структурированная лексика быстрее и легче запоминается. Изучая космическую лексику, объединённую в семантические поля, тематические и лексико-семантические группы, студенты смогут значительно увеличить словарный запас по теме «Космос». Эффективное усвоение космической лексики английского языка будет способствовать формированию профессиональной иноязычной компетенции и будет мотивировать студентов к профессионально ориентированному изучению английского языка.
Литература:
1. Англо-русский словарь по космонавтике «Вокабула» [Электронный ресурс]. URL: http: // www. вокабула. рф. /словари/англо-русский-словарь-по-космонавтике/ (дата обращения: 25.06.2019)
2. Арнольд И.В. Лексикология современного английского языка: учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. - М.: ФЛИНТА; Наука, 2012. - 376 с.
3. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин.яз. высш. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 336 с.
4. Иванова Е.В. Лексикология и фразеология современного английского языка (Ьехюо^у аnd Phraseology of Modern English): учеб. пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования. - СПб. - М.: Филологический факультет СПбГУ; Академия, 2011. - 352 с.
5. Мультитран: англо-русский и русско-английский словарь [Электронный ресурс]. URL: http://www.multitran.ru/ (дата обращения: 25.06.2019)
6. Немченко В.Н. Введение в языкознание: учебник для вузов. - М.: Дрофа, 2008. - 703 с.
7. Столбовская М.А. Семантические группы слов и словосочетаний (на примере авиационного английского языка) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2018. - № 10 (88). Ч. 2. -C. 356-360.
8. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Филоматис, 2006. - 408 с.
Педагогика
УДК 378.147
старший преподаватель Таланова Елена Анатольевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
образования «Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия» (г. Нижний Новгород)
НЕОБХОДИМОСТЬ ОСВЕЩЕНИЯ ПОСЛЕДНИХ ДОСТИЖЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ МАТЕМАТИКИ СТУДЕНТАМ НЕМАТЕМАТИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Аннотация. В работе изучаются вопросы, связанные с особенностями изложения материала по курсам математики, анализа, дифференциальных уравнений студентам инженерных и экономических направлений бакалавриата. Дискутируется потребность ознакомления студентов прикладных направлений подготовки с новыми достижениями современной «чистой» математики. По мнению автора, необходимо активно освещать их на занятиях с прикладниками. Это даст возможность обеспечить преемственность от математических курсов к специальным, привить потребность следить за развитием науки и широко применять её к решению практических задач, возникающих в соответствующей отрасли.
Ключевые слова: математика, математический анализ, дифференциальные уравнения.
Annotation. The paper deals with the questions connected with the features of presentation of material on the courses of calculus, analysis, differential equations for students of engineering and economics directions of the bachelor's degree. Author discusses the need to acquaint students with the new achievements of modern mathematics. According to the author, it should be actively explained in the work with students of applied specialties. It give an opportunity to ensure continuity from mathematical courses to special ones, to suggest the need to follow the development of science and apply it to solving practical problems, which arising in the relevant industry.
Keywords: mathematics, mathematical analysis, differential equations.
Введение. Процессы реформирования высшего образования в Российской Федерации и новый ФГОС предполагают, что преподавание высшей математики студентам инженерных и экономических направлений подготовки имеет следующие глобальные цели:
- развитие абстрактного мышления;
- формирование научного мировоззрения у обучающихся;
- развитие логического и алгоритмического мышления;
- формирование навыков, необходимых при практическом применении математических моделей и методов для анализа и моделирования сложных систем, процессов, явлений, для поиска оптимальных решений и выбора наилучших способов их реализации.
Для их достижения необходимо не только обучение основам аппарата высшей математики, но и знакомство с новейшими разработками, которые используют как классические, так и новые математические результаты, а также с последними разработками «чистой» математики, применить которую к решению возможных технических или экономических задач ученым только предстоит.
Целью статьи является обсуждение принципов изложения материала по дисциплине «Математика», и отдельных её разделов, преподаваемой студентам технических и экономических направлений бакалавриата и целесообразность освещения студентам прикладных специальностей современных достижений математики.
Изложение основного материала статьи. Известно, что движущими силами развития педагогического процесса в высших учебных заведениях являются как присущие ему противоречия, так и мотивация, и целевые установки участников. Одним из наиболее значимых является противоречие между действиями преподавателя в процессе изложения материала и возможностями студентов. Здесь главную роль играют
постановка учебных программ, преподавание, способы организации учебной деятельности студентов, её контроль, постановка проблемных вопросов со стороны педагога и уровень знаний, умений, навыков, степень умственного и физического развития, приемы учебной деятельности, мотивы, психическое состояние и многие другие факторы со стороны обучаемых.
Не менее важным представляется противоречие между требованиями современного производства и степенью моделирования профессиональной деятельности на занятиях.
Примечательно противоречие между большей самостоятельностью преподавателей высших учебных заведений по сравнению со школой в отборе информации и значительной самостоятельностью студентов в усвоении этой информации.
Большая группа противоречий связана с адаптацией вчерашних школьников к новой системе обучения, новому коллективу, новым обязанностям, режиму труда.
Мотивационные и целевые установки участников педагогического процесса испытывают влияние новой современной идеологии. Это обсуждается в работах [1], [2]. Данная идеология развивается в направлении формирования самосознания человека, который сам отвечает за свою жизнь и карьеру. Отсюда следуют побуждения раскрывать свой творческий потенциал, достигать успехов в научно-исследовательской деятельности, становиться компетентным специалистом.
В свете этих противоречий и установок преподавание и восприятие математики и различных её разделов является одним из проблематичных и трудоемких. Процесс обучения студентов-прикладников, как правило, выстроен таким образом, что на первом и втором курсах изучаются теоретические основы, а на последующих курсах даются знания по прикладным предметам в предположении, что теория в достаточной степени усвоена. Причем, в последние пять лет появилась тенденция к сокращению аудиторных часов на обучение теоретическим основам, в частности на обучение математике и её отдельным направлениям. К тому же, ситуация в настоящее время такова, что на технических и естественнонаучных направлениях желающих учиться немного, и качество их остаточных знаний по математике часто оставляет желать лучшего. Все эти факторы лишь усугубляют и без того непростой процесс обучения математике в вузе. В свете этих проблем качественно подготовить для производства хорошего специалиста, имеющего солидную теоретическую базу, представляется задачей довольно трудной.
В качестве очередной попытки выхода из создавшегося положения, по опыту автора, преподавателю в процессе работы обязательно нужно уделять время знакомству студентов с новыми достижениями и современным состоянием математики. Будущий специалист-прикладник должен представлять, что в своей профессии он пользуется инструментарием активно развивающейся науки. Тогда он сможет развивать плодотворнее свою прикладную часть. В идеале ему в высшем учебном заведении нужно привить мысль, что необходимо следить за развитием науки и знакомиться с новыми результатами. Тогда при возникновении новой прикладной задачи, которую невозможно решить с помощью привычного базового инструментария, специалист, владеющий информацией о современном состоянии теории по нужному ему разделу математики, сможет, как минимум, быстро найти подходящий инструмент для разрешения своей проблемы, и, как максимум, вывести прикладную отрасль на новый уровень.
Постоянное ознакомление с новыми достижениями в математике, с точки зрения автора статьи, даст следующие положительные моменты.
1. Формирование интереса к математике, как современной активно развивающейся науке. Известно, что на прикладные технические и экономические специальности в большинстве своем поступают абитуриенты, окончившие обычную среднюю школу. По данным НГСХА и Нижегородского госуниверситета, за последние десять лет они составляют от 63 до 89 процентов абитуриентов (о соответствующих социологических исследованиях см., например в [3]). Количество часов на преподавание и изменившаяся школьная программа по математике явно не улучшили качество знаний выпускников по данному предмету. Главной задачей преподавателей большинства средних учебных заведений стала подготовка учеников к сдаче ЕГЭ. Как правило, эта задача решается с помощью освоения большого объёма заданий по всевозможным темам, присутствующим в ЕГЭ, и нет времени на знакомство с математикой как развивающейся современной наукой. В итоге большинство вчерашних школьников считает, что математика -наука застывшая, и совершенно оторвана от жизни. Глобальная задача преподавателя вуза - показать математику, как интересный способ логического познания мира.
2. Формирование интереса к математике, как базовому инструменту прикладника. Опыт автора показывает - новоиспеченным студентам трудно привыкнуть к мысли, что теоретические основы, которые дают на первом и втором курсе, действительно потребуются в прикладных науках на старших курсах. Как следствие, конечной целью обучаемого часто становится всего лишь удовлетворительная оценка на экзаменах по математическим предметам, за которой кроется быстрая потеря и без того слабых знаний. Знакомство первого курса с новыми разработками чистой математики, примененными в прикладной отрасли, будет стимулировать осознанное развитие и укрепление базовых знаний по соответствующим разделам, чтобы вырастить хорошего в будущем специалиста прикладной отрасли. Такой специалист быстро освоит специфику производства и будет развивать его.
3. Развитие логического и алгоритмического мышления. Оно необходимо студентам и с техническим, и с гуманитарным типом мышления. Из социологических исследований (см. [3]), известно, что на экономические специальности Нижегородского госуниверситета имени Н.И.Лобачевского часто поступают люди именно с гуманитарным мышлением. Например, абитуриенты 2014-2016 года при общем балле ЕГЭ около 240 имели по математике довольно средние результаты. Выше 68 баллов заработали всего 30 процентов студентов. А более 80 баллов не набрал никто.
Если на занятиях преподаватель периодически освещает последние достижения в том или ином разделе математики и возможности их использования в изучаемой прикладной отрасли, то у студентов при изучении даже скромного курса математики появится новое видение предмета, возникнет интерес к изучению математической базы для дальнейшего её приложения к практической деятельности. При этом не нужен подробный доклад о новом достижении. На это нет ни времени у преподавателя, ни должной подготовки у студентов. Нужны небольшие, но частые знакомства с вновь или недавно доказанными фактами, которые могут представлять сообщения, по возможности проиллюстрированные презентациями. Конечно, на бытовом уровне большую математику студенту-прикладнику не удастся показать. Она работает в крупном бизнесе, в космосе, в обороне государства, там, где нужна работа с огромным объемом данных и далеко идущими
выводами. Это сможет оценить только опытный специалист. А чтобы студент стал им, ему нужно при обучении хотя бы прикасаться к осмыслению новых разработок чистой математики. И это вполне реально. К примеру, будущих инженеров в рамках занятий по дифференциальным уравнениям можно ознакомить с элементами работы «Сценарий пересоединения в короне Солнца с простой дискретизацией», написанной математиками НИУ ВШЭ и ННГУ им. Н.И.Лобачевского в 2017 году (см. [4]). Преподаватель может проиллюстрировать её фото или видео материалами и пояснить, что называют короной Солнца, какие процессы там происходят и как они влияют на Землю, а также отметить, что они исследуются и описываются методами теории динамических систем. Подобные сообщения могут показать студентам, что математика развивается и работает с жизненно важными объектами. Её развитие происходит в настоящее время. А основы математического аппарата: математический анализ, линейную алгебру, дифференциальные уравнения, посредством которого эти объекты изучаются, студент осваивает в данный момент. Приятным моментом для студента будет также небольшой отдых от строго изложения курса.
Положительную роль сыграет и своевременное знакомство с математическими задачами, которые были сформулированы ранее, и недавно были решены. Вот один из примеров. «Невозможно разложить куб на два куба, биквадрат на два биквадрата и вообще никакую степень, большую квадрата, на две степени с тем же показателем. Я нашел этому поистине чудесное доказательство, но поля книги слишком узки для него». Эту запись сделал Пьер Ферма на полях «Арифметики» Диофанта в 1637 году. Английский математик сэр Эндрю Джон Уайлс с коллегами доказал её только в 1994 году (см. об этом, например в [5]). Условие великой теоремы Ферма формулируется на школьном арифметическом уровне и будет понятно студентам-нематематикам. А вот уровень, на котором нужно говорить о её доказательстве, зависит от конкретной аудитории.
При всех рассуждениях о пользе освещения студентам-прикладникам современного состояния математики нельзя забывать, что подобная информация должна быть дозирована. Из опыта автора, не только изложение новых разработок, но и преподавание некоторых разделов базового материала стоит давать на интуитивном уровне и демонстрировать связь абстрактной науки и науки прикладной. О таком подходе пишет Л.Д. Кудрявцев в [6], а также обсуждают Е.В. Круглов, С.С. Круглова, Д.А. Бурлакова в [7], [8]. Так, например, для экономистов понятие производной должно быть проиллюстрировано понятием эластичности одной переменной по другой. Её считают все экономисты. Полезно для обоснования математического анализа показать, как это делается его средствами. Будущему инженеру определение интеграла Римана нельзя объяснять без геометрической интерпретации - поиска площади криволинейной трапеции -произвольного разбиения отрезка, на котором задана функция, построения ступенчатой фигуры и т.д. Приступая к теме линейных обыкновенных дифференциальных уравнений, инженерам практически необходимо наглядно изложить начала теории колебаний без сопротивления, при его наличии и при наличии вынуждающей силы, на примере грузика на пружине. А студентам экономических направлений при изучении дифференциальных уравнений будет естественным изложить модель, иллюстрирующую эффективность рекламы и модели Самуэльсона-Хикса циклов деловой активности (о них и их математическом моделировании можно прочитать в работах [9]-[12]). Подобные экскурсы показывают как необходимость математического инструментария для моделирования реальных процессов, так и универсальность их применения.
На изложение прикладных вопросов и достижений современной науки можно найти время, не перегружая соответствующий теоретический курс разделами, которые не понадобятся затем в дальнейшем обучении. Примеры таких разделов и опыт изложения приложений содержится, например, в источнике [13]. В результате курс теоретической дисциплины должен стать интереснее и усваиваться эффективнее.
Выводы. При формировании курса лекций и семинарских занятий студентам прикладных направлений подготовки стоит обратить внимание на необходимость периодического освещения современных достижений «чистой математики» и пополнение классического курса наглядным иллюстративным материалом. Преподаватель тем самым внесет свой вклад в формирование специалиста, способного решать стандартные задачи производства и, в идеале, находить ключ к решению новых практических проблем с помощью уже имеющейся теоретической базы. Классический математический курс следует постоянно обновлять доступной студентам информацией о новых разработках. Несмотря на то, что теоретические результаты часто производят отсроченный практический эффект: с момента открытия до необходимости применения проходит иногда много времени, необходимо иметь понятие о современном состоянии математики, чтобы вовремя и успешно использовать накопленный опыт. А для этого нужно фундаментальное образование.
Литература:
1. Амелькин В.В. Дифференциальные уравнения в приложениях. М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1987. 160 с.
2. Круглов Е.В. О некоторых моделях циклов деловой активности // Экономический анализ: теория и практика. 2011. №8 (215). С. 44-50.
3. Круглов Е.В., Круглова С.С. Об организации учебной работы студентов на лекциях и практических занятиях по математике // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2014. №2(1). С. 68-71.
4. Круглов Е.В., Круглова С.С., Бурлакова Д.А. Особенности преподавания математического анализа для студентов экономических направлений бакалавриата // Современные проблемы науки и образования. 2014. №6. URL:https://stience-educatюn.ш/ш/artide/view?id=16186 (дата обращения: 04.07.2019).
5. Круглов Е.В., Мамаева Н.А., Таланова Е.А. Особенности преподавания математического анализа студентам нематематических направлений бакалавриата // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2017. Вып. 57. Ч. 10. С. 242-247.
6. Кудрявцев Л.Д. Современная математика и её преподавание. 2-е изд., доп. М.: Наука, 1985. 176 с.
7. Кузнецов Ю.А. Математическое моделирование экономических циклов: факты, концепции, результаты // Экономический анализ: теория и практика. 2011. №17 (224). С. 50-61.
8. Кузнецов Ю.А. Математическое моделирование экономических циклов: факты, концепции, результаты // Экономический анализ: теория и практика. 2011. №18 (225). С. 42-57.
9. Кузнецов Ю.А., Круглов Е.В. О динамике мотивации и качестве образования абитуриентов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012. №5 (1). С. 11-16.
10. Починка О.В., Долгоносова А.Ю., Круглов Е.В. Сценарий пересоединения в короне Солнца с простой дискретизацией // Нелинейная динамика. 2017. Т. 13. №4. С. 573-578.
11. Сингх С. Великая теорема Ферма. М.: МЦНМО, 2000. 288 с.
12. Семенова Е.М., Ворошилина Н.Н. Психологическое сопровождение личности студента в образовательной среде вуза // Психология, социология и педагогика. 2015. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/06/5083 (дата обращения: 07.02.2019).
13. Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности: Учебное пособие / СПб.: Питер, 2004. 316 с.
Педагогика
УДК:378.2
кандидат педагогических наук, старший преподаватель Татаринцева Екатерина Анатольевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир)
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ К РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ
РАННЕГО ВОЗРАСТА
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме формирования готовности будущих воспитателей к развитию речи детей раннего возраста. В работе определена сущность, структурные компоненты и уровни готовности будущих воспитателей к развитию речи детей раннего возраста.
Ключевые слова: стандартизация образования, дошкольное образование, ранний возраст, готовность воспитателя к профессиональной деятельности.
An^tatton. The article is devoted to the currently relevant problem of the formation of readiness of future carers to develop the speech of young children. The work defines the essence, structural components and levels of readiness of future educators to develop the speech of young children.
Keywords: standardization of education, preschool education, early age, the readiness of the teacher for professional activities.
Введение. Ранний возраст - это период активного становления фонетической, лексической, грамматической сторон речи и усвоения детьми родного языка. Исследователи (Н.М. Аксарина, Л.С. Выготский, Л.Т. Журба, А.Н. Леонтьев, Г.М. Лямина, К.Л. Печора, М.И. Попова, О.Г. Приходько, С.Н. Теплюк, Н.М. Щелованов и др.) утверждают, что темпы речевого развития ребенка раннего возраста настолько интенсивны, что возникающие нарушения речи или их недоразвитие оказывает негативное влияние на все стороны психического развития в целом.
В современной социокультурной ситуации особое внимание государства обращено на формирование готовности педагогов всех уровней образования к профессиональной деятельности в условиях стандартизации. Это актуализирует вопросы подготовки будущего бакалавра дошкольного образования, который должен владеть современными методиками и технологиями воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом требований ФГОС ДО (2013) [41.
В современных дошкольных образовательных организациях востребованы воспитатели новой формации, способные ставить и решать новые задачи профессиональной деятельности в условиях стандартизации дошкольного образования.
Успешное осуществление воспитателями дошкольных образовательных организаций работы по развитию речи детей раннего возраста обусловлено уровнем их профессиональной готовности.
Изложение основного материала статьи. К исследованию различных аспектов проблемы готовности к профессиональной деятельности в своих работах обращались К.М. Дурай-Новакова, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин, Д.Н. Узнадзе и др.
Несмотря на различные подходы к пониманию категории «готовность», в большинстве исследований она выступает как предпосылка любой успешной деятельности человека. Проблема готовности к деятельности является одной из значимых в современной науке. К настоящему времени накоплен теоретический и экспериментальный материал о готовности человека к разным видам деятельности. Сформулировано понятие готовности к труду, определено ее содержание, структура, основные параметры и условия, влияющие на динамику, длительность и устойчивость готовности (М.И. Дьяченко, А.А. Кандыбович, Я.Л. Коломинский, А.И. Кочетов, Н.Д Левитов, К.К. Платонов и др.).
Следует отметить, что существуют различные трактовки понятия готовности к труду. Исследователь К.К. Платонов считает, что готовность к труду - это результат трудового воспитания, профессионального обучения, психологической подготовки и психологической мобилизации [3].
Ученые определяют готовность как условие успешного выполнения деятельности, как избирательную активность, настраивающую организм, личность на будущую деятельность (С.И.Зайцева), как регулятор деятельности (Ю.В. Янотовская), как синтез свойств личности (В.В. Крутецкий), целенаправленное выражение личности, включающее её убеждения, взгляды, отношения, мотивы, интеллектуальные и волевые качества, знания, умения, навыки, настроенность на определенное поведение (Л.Г. Квиткеева).
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что феномен «готовности к педагогической деятельности» рассматривается с разных позиций, отражая и психологические, и педагогические стороны и представляется как многоаспектное явление.
В аспекте нашего исследования следует выделить наиболее близкую нам формулировку понятия профессиональной готовности к педагогической деятельности, данную в фундаментальном исследовании К.М. Дурай-Новаковой [1], в котором акцентируется способность педагога в нужный момент активизировать все свои потенциальные возможности и, опираясь на накопленные знания, опыт, умения, принимать самостоятельные решения сообразно сложившейся ситуации и в соответствии с конечными целями деятельности.
Опираясь на позиции интегрированного подхода, мы понимаем готовность будущих воспитателей к развитию речи детей раннего возраста как сложное профессионально значимое качество личности, которое