В морфологии хинди грамматисты выделяют от двух до восьми падежей. Разница в количестве членов падежной системы зависит от различных точек зрения на то, какими именно признаками должна обладать категория падежа как грамматическая категория. Лингвисты, которые говорят о двухчленной системе (В.Г. Липеровский, А.Р. Аулова), основной акцент делают на цельнооформленности выражения падежного значения, и выделяют в хинди у имен существительных две падежные словоформы: прямого и косвенного падежа. Прямая форма 1агка (мальчик) - косвенная форма 1агке. Исследователи, выделяющие восемь падежей в хинди (К. Гуру, В. Прасад, А.П. Вишвенду и др.), основную функцию данной категории видят в ее способности выражать синтаксическую и семантическую зависимость между словами. В современном хинди для выражения подобной зависимости используются послелоги - служебные слова, оформляющие грамматическую связь между словами. Грамматисты наделяют послелоги статусом падежных показателей в силу того, что они способны сочетаться с косвенной основой, которая без послелога не обладает грамматической законченностью, а значит, и не представляет собой члена предложения. Л.А. Бархударова рассматривает такие сочетания как особую аналитическую форму слова, а послелоги классифицирует как «падежные послелоги» [4, с. 20]. Существование восьми падежей в хинди предоставляет возможность для обращения к родному языку индийских студентов при изучении русской падежной системы.
Рассмотрим на конкретных примерах случаи, позволяющие провести аналогию по значению, выраженному падежом в том и другом языке.
Например, значение принадлежности в русском языке выражает родительный падеж: комната мальчика, письмо сестры, оценки студентов. В хинди для выражения этого же значения используется послелог ка\кек (выбор послелога зависит от рода и числа существительного) -1агке ка катага, bahan к апдооШ, chhaatron ке skor. Еще несколько значений родительного падежа: «исходное место отправления (откуда?)» - из Москвы, «адресант» (от кого?) - письмо от бабушки, «время начала
Библиографический список
действия (с какого времени?)» -с пятницы- в хинди оформляется при помощи косвеннопадежной формы существительного и послелога se: maasko se, shukravaar se, meree daadee se ek patr.
Значение прямого или косвенного объекта в хинди часто выражается при помощи существительного с послелогом ko, это те случаи, когда в русском языке мы употребляем винительный или дательный падежи: Он позвал брата. Отдай сумку сестре. - Usa ne mere bhaee ko bulaaya. Meree bahan ko baig de diya.
Значение «инструмент, средство», выражаемый в русском языке творительным падежом, в хинди оформляется косвенно-падежной формой с послелогом se: Обманом нельзя заслужить доверии. - Aap dhokhe se vishvaas nahin kam asakate hain.
Значению «место» предложного падежа русского языка, в хинди соответствуют конструкции с послелогами men, par на дереве, в Москве - ped par, Maasko men.
В хинди кроме односложных послелогов, лишенных лексического значения и оформляющих падежные отношения, существуют также сложные послелоги, семантика которых аналогична семантике русских предлогов. У таких послелогов первым компонентом всегда является послелог ka\ke\ki (ke nTche «под», ke piche «за», ke bad «после», ke bare me «о», ke bahar «вне», ke liye «для»), в русском языке, при употреблении существительного с тем или иным предлогом флексия существительного варьируется в зависимости от падежа данного существительного. Поэтому при знакомстве с предлогом его лексический эквивалент следует приводить в паре с падежом, в котором употребляется следующее за предлогом существительное (местоимение, числительное). Например, ke liye - для + Р.П., ke saath - с + Т.П. и т. д.
Таким образом, при сопоставлении грамматических явлений английского языка и хинди, с грамматикой русского языка, можно сделать вывод о том, что в русском языке и хинди обнаруживается большее количество языковых аналогий. Выявленные факты смежности языковых систем, в качестве явлений положительного переноса можно использовать в индийской аудитории при объяснении некоторых грамматических явлений языка с целью облегчения и ускорения процесса овладения языком.
1. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Москва: Едиториал УРСС, 2004.
2. Розанова С.П. Преподавателям РКИ: сто сорок семь полезных советов. Москва: Флинта: Наука, 2017.
3. Трушкина К.А., Горбунова В.С. Особенности коммуникации на английском языке в Индии Perspectives of Science and Education, 2014; 5(11): 137 - 138.
4. Бархударова Л.А. К вопросу о падежной категории в индоарийских языках Индийская и иранская филология. Вопросы грамматики. Москва, 1976.
References
1. Scherba L.V. Yazykovaya sistema irechevaya deyatel'nost'. Moskva: Editorial URSS, 2004.
2. Rozanova S.P. Prepodavatelyam RKI: sto sorok sem'poleznyh sovetov. Moskva: Flinta: Nauka, 2017.
3. Trushkina K.A., Gorbunova V.S. Osobennosti kommunikacii na anglijskom yazyke v Indii Perspectives of Science and Education, 2014; 5(11): 137 - 138.
4. Barhudarova L.A. K voprosu o padezhnoj kategorii v indoarijskih yazykah Indijskaya i iranskaya filologiya. Voprosy grammatiki. Moskva, 1976.
Статья поступила в редакцию 31.05.18
УДК 378: 51(07)
Suhovienko E.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Head of Department of Mathematics and Methods of Teaching Mathematics, South Ural State Humanitarian Pedagogical University (Chelyabinsk, Russia), E-mail: suhovienko@mail.ru
DIAGNOSTICS OF THE ADEQUACY OF TRAINING OF FUTURE MATHEMATICS TEACHERS TO THE PROFESSIONAL STANDARDS OF TEACHER. The article states the concordance of the humanistic potential of a professional teacher's standards and a concept of the development of mathematical education in the Russian Federation. During the analysis of the module "Subject Education. Mathematics" Professional standard blocks are identified: knowledge and skills in the field of mathematics, the methodology of teaching mathematics, information technology in teaching mathematics, the organization of teaching mathematics. There is proposed system of tasks that meet the requirements of the standard for the diagnosis of professional training of students. The creation on the basis of experimental data using the regression analysis method of a mathematical model for measuring the level of professional training of a future mathematics teacher is shown.
Key words: diagnostics, professional teacher's standards, professional training for future teacher of mathematics.
Е.А. Суховиенко, д-р пед. наук, зав. каф. математики и методики обучения математике Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, г. Челябинск, E-mail: suhovienko@mail.ru
ДИАГНОСТИКА СООТВЕТСТВИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ СТАНДАРТУ ПЕДАГОГА
В статье установлено соответствие гуманистического потенциала Профессионального стандарта педагога и Концепции развития математического образования в Российской Федерации. В ходе анализа модуля «Предметное обучение. Математика» Профессионального стандарта выделены блоки: знания и умения в области математики, методика преподавания математики, информационные технологии в обучении математике, организация обучения математике. Предложена система заданий, отвечающих требованиям стандарта, для диагностики профессиональной подготовки студентов. Представлена на основе экспериментальных данных с помощью метода регрессионного анализа математическая модель для измерения уровня профессиональной подготовки будущего учителя математики.
Ключевые слова: диагностика, профессиональный стандарт педагога, профессиональная подготовка будущего учителя математики.
В 2013 году Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации приняло Профессиональный стандарт педагога [1], в котором раскрыты трудовые действия, необходимые умения и знания для учителя дошкольного, начального, основного и среднего общего образования; трудовые функции процесса обучения, воспитательной и развивающей деятельности. Профессиональный стандарт состоит из двух разделов, описывающих обобщенные трудовые функции «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования» и «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ». В последний входит модуль «Предметное обучение. Математика».
Нельзя не заметить, что содержание этого модуля соотносится с положениями Концепции развития математического образования в Российской Федерации [2]. Например, в Концепции сказано, что студентам необходимо решать задачи элементарной математики в зоне своего ближайшего развития, а Профессиональный стандарт требует умения решать задачи элементарной математики соответствующей ступени образования, в том числе задачи олимпиад. Требованию Профессионального стандарта обеспечивать помощь обучающимся, не освоившим необходимый материал, в форме предложения специальных заданий, индивидуальных консультаций, соответствует положение Концепции о том, что необходимо стимулировать индивидуальный подход и индивидуальные формы работы с отстающими учащимися. Концепция ставит задачу обеспечения обучающимся, имеющим высокую мотивацию и проявляющим выдающиеся математические способности, всех условий для развития и применения этих способностей. «Возможность достижения высокого уровня подготовки должна быть обеспечена развитием системы ... дополнительного образования детей в области математики, системы математических соревнований (олимпиад и т. д.)» [2]. Решению этих задач отвечают трудовые действия «Формирование и поддержание высокой мотивации и развитие способности обучающихся к занятиям математикой, предоставление им подходящих заданий, ведение кружков, факультативных и элективных курсов для желающих и эффективно работающих в них обучающихся» и «Содействие в подготовке обучающихся к участию в математических олимпиадах, конкурсах, исследовательских проектах, интеллектуальных марафонах, шахматных турнирах и ученических конференциях». Сопоставление Профессионального стандарта педагога и Концепции развития математического образования в Российской Федерации важно с точки зрения учета установок обоих документов на личностное и интеллектуальное развитие ученика средствами учебного предмета «Математика».
Применение Профессионального стандарта педагога невозможно без создания системы диагностики соответствия профессиональной подготовки будущих и действующих учителей требованиям стандарта. Авторы Концепции исследования компетенций учителей [3], проанализировав три модели организации оценки квалификаций учителя в рамках профессионального экзамена на должность учителя за рубежом, выделили три блока: предметная подготовка, методика преподавания, оценивание. В апреле-мае 2016 года авторами Концепции [3] проводилось исследование компетенций учителей. В структуру диагностической работы вошли два блока [4]: предметная компетентность (задания, соответствующие по уровню заданиям части 1 ЕГЭ и задания олимпиадного уровня) и методическая компе-
тентность (поиск в работах обучающихся ошибок и их объяснение, построение логики урока, ее обоснование, отбор материала для проведения уроков, аргументированные ответы на вопросы обучающихся, оценивание выполнения задания с развернутым ответом по заданным критериям). В Концепции исследования компетенций учителей [3] заявлено соответствие разработанной системы оценки положениям Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) и Профессиональному стандарту педагога. Прежде всего, заметим, что термин «компетенция» в Профессиональном стандарте педагога употребляется исключительно по отношению к обучающимся. Например, педагог должен уметь «оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и метапредметные компетенции», или выполнять трудовое действие «Формирование общекультурных компетенций». Задачей нашего исследования является создание системы диагностики соответствия подготовки педагогов-математиков именно Профессиональному стандарту.
Основой диагностики подготовленности учителей математики к профессиональной деятельности мы считаем модуль «Предметное обучение. Математика» Профессионального стандарта педагога. В соответствии с положениями теории педагогической диагностики [5; 6] разработка диагностических материалов должна опираться на анализ диагностируемого феномена - в нашем случае профессиональной подготовки учителя математики.
Проведенный анализ, который выражался в содержательном структурировании требований модуля «Предметное обучение. Математика» и их иерархизации, позволил нам выделить следующие блоки: знания и умения в области математики; методика преподавания математики; информационные технологии в обучении математике; организация обучения математике.
Отметим, что трудовые действия из блока «Организация обучения математике» могут отслеживаться только в реальном учебном процессе. Осуществление учителем действий из блока «Информационные технологии в обучении математике» во многом зависит от технических возможностей образовательной организации. Поэтому в дальнейшем изложении мы сосредоточимся на первых двух блоках, которые соответствуют тем, что выделены в концепции [3], однако в отличие от положений концепции содержание этих блоков полностью соответствует модулю «Предметное обучение. Математика» Профессионального стандарта педагога.
Внутри каждого блока все требования к учителю математики мы распределили по уровням следующим образом.
Блок «Знания и умения в области математики» включает следующие знания и умения (везде далее используются сокращения: З - знать, У - уметь, Д - трудовое действие).
3.1. Основы математической теории и перспективных направлений развития современной математики факты из высшей математики.
3.2. Широкий спектр приложений математики и знание доступных обучающимся математических элементов этих приложений.
У.1. Решать задачи элементарной математики соответствующей ступени образования, в том числе те новые, которые возникают в ходе работы с обучающимися, задачи олимпиад (включая новые задачи регионального этапа всероссийской олимпиады).
Блок «Методика преподавания математики» получился более обширным. В него вошли следующие знания, умения и трудовые действия.
3.3. Теорию и методику преподавания математики.
У.2. Совместно с обучающимися строить логические рассуждения (например, решение задачи) в математических и иных контекстах, понимать рассуждение обучающихся.
У.3. Анализировать предлагаемое обучающимся рассуждение с результатом: подтверждение его правильности или нахождение ошибки и анализ причин ее возникновения; помощь обучающимся в самостоятельной локализации ошибки, ее исправлении; оказание помощи в улучшении (обобщении, сокращении, более ясном изложении) рассуждения.
У.4. Совместно с обучающимися применять методы и приемы понимания математического текста, его анализа, структуризации, реорганизации, трансформации.
У.5. Совместно с обучающимися проводить анализ учебных и жизненных ситуаций, в которых можно применить математический аппарат и математические инструменты (например, динамические таблицы), то же - для идеализированных (задачных) ситуаций, описанных текстом.
У.6. Организовывать исследования - эксперимент, обнаружение закономерностей, доказательство в частных и общем случаях.
У.7. Обеспечивать помощь обучающимся, не освоившим необходимый материал (из всего курса математики), в форме предложения специальных заданий, индивидуальных консультаций (в том числе дистанционных); осуществлять пошаговый ко нтроль выполнения соответствующих заданий.
Д.1. Формирование способности к логическому рассуждению и коммуникации, установки на использование этой способности, на ее ценность.
Д.2. Формирование способности к постижению осн овмлтр -матических моделей реального объекта или процесса, готовности к применению моделирования для построения объектов и процессов, определения или предсказания их свойств.
Д.3. Формирование конкретных знаний, умений и навыков в области математики и информатики.
Д.4. Формирование внутренней (мысленной) модели математической ситуации (включая пространственный образ).
Д.5. Формирование у обучающихся умения проверять маде-матическое доказательство, приводить опровергающий приве р.
Д.6. Формирование у обучающихся умения выделять подзадачи в задаче, перебирать возможные варианты объектов и действий.
Д.7. Формирование у обучающихся умения пользоватеся заданной математической моделью, в частности, формулой рео-метрической конфигурацией, алгоритмом, оценивать возмож рый результат моделирования (например - вычисления).
Д.8. Содействие в подготовке обучающихся к участию в математических олимпиадах, конкурсах, исследовательск ихфоек-тах, интеллектуальных марафонах, шахматных турнирахи ученических конференциях.
Д.9. Формирование и поддержание высокоИ мотивации и развитие способности обучающихся к занятвям мотематикой, предоставление им подходящих заданий, иедеюиекро>кков, факультативных и элективных курсов для желающих и иффекткено работающих в них обучающихся.
Д.10. Выявление совместно с обучающимисянедостовер-ных и малоправдоподобных данных.
Д.11. Ведение диалога с обучающимсяилигррппойебупа-ющихся в процессе решения задачи, выявление сомнительных мест, подтверждение правильности решения.
Выявив перечень знаний, умений и трудовых °ейсавий, мы перешли к созданию соответствующих им дихгаесиийесеах средств и методов. В силу ограниченности объема статьифивр-дем только примеры диагностических заданйс.
В блоке «Знания и умения в области ки» ертена-
тическая подготовка будущих учителей оцемивеларь па »езрмьцв-там выполнения заданий из курсов высшеймахематски и иате-матики средней школы.
Знание математики (3.1) проверялось стемощтютехтскых заданий (фрагмент теста):
Установите соответствие для утвержденкя: ест в параллелограмме диагонали равны, то этот параллелограмм -прямоугольник.
1. Необходимое условие
2. Достаточное условие
A. Параллелограмм - прямоугольник.
B. В параллелограмме диагонали равны.
Ответ: 1. . 2._.
ABCD - прямоугольн ик, SA - перпендикуляр к плоскости треугольника. Линейным углом при ребре ВС является угол:
1. SBC 2. SBA 3. SAB 4. SCD
Устаноките со ответствие между функцией и ее областью значений:
Ь. у = х)
Х7)
2 У = Х70
3. у = -°=
-X
Л.(—от;0]
B.(—от;0)
C. (—от; от)
D. (0;от)
E. (—от; 1) U(
F. [0; ото4)
Ответ: 1._. 2._. 3._.
На нуль д ел)))нельзя, т.к.
1. — onyiaeuci бесконечно большое число.
1. Не (тщтст.ует чнсаз, которое при умножении на нуль дает числс,2тличноеттнлля.
3. В математюае эте запрещело.
Тменае еешатьзадани олтмкотеусое мтеемееичи (У. 1) прт-верялечь т помнщью чччтнток.
НаИдите юсе еначения птрттвтра ю, п-окотзрюхуравне-нчт |х ) — На т (| — ех 1 ихтлае ровно трирешения.
Дчннжмте, стчоы/оотмтюк к3 — 3fc) + 8к делится на 6 пое евох ч-оанх а.
Тридцать человек сидят за круглым столом, причем более нол1^^ины чзних женщсны.Дчкажоте, лтскикие-тснвтжтнщины ^|^^яч-тнт м.
Ы блтке«—етсдикт пролодавыотятатемтонки» знание мето-дини об-ченкя ммтемееике (3. 3) юаежо аожвт Оыть пкотерено с птнтщьвтвкточмкюадан и—
Узтановитк соответствкот
1. Полнзя инусацыа
2. Непо—м 1я сндукцол
А. Пвроый тютт нp(фмem+ч8k00Л про-сессик тм втяро. влтя 22=в+р, мыогаиЫ член a3=a2kd= a+d+d ,c1+2d, cemeep-тыйчлен е4=к3+Р= a=ad+d= aj+ed. Се рева е-н осен паогее тсии ппХа+Нп - нрм.
ч й. Есни е=ПР,пно п+- п=(йка3 п ен \З.Нсли рыЗП<+1,ро п3 о
ппч=ыа17е п (=daa очриыа1=?+(роп - мы - и= ычлЕупск0-як ы
Если п=-м+р, то у( - н=(3k+2)3 - (3k+2)= 27k3+54k2+18k+8 -За - Ы= 2Пй3+ПеС-о-1ыкс6 :е. Значет, п3 -п Л о» елее оначе-нияц п.
РЗзает: 1._. П._.
Далее для краткости изложения мы перечисляем умения илс трунлонл дейотоия ну нрофиссиоуальногн лсанинртп и со-птв стеаиыющие имзадания.
°миыис ц. 2л
Устаиыюпте правильную последовательность примене-ння в о сходящ2.о анализа к поиску решения задачи: «На сторонах плно яты от-ыйыпны ттскиС, В. Си D тск, ото ОЛ=ОВ, AC=BD. Прямые AD и ВС пересекаются в точке Е. Докажите, 2т2 л=ч ОЕ - бпнсектксса япон ХО Ун (еовынтны вооько признаки равенства треугольников, вертикальные и смежные З гаы).
1. Для доказательства равенства углов ODA и ОСВ рассмотрим треугольники ODA и ОСВ. Они равны по первому признаку равенстватреугольников.
2. Углы ОВС и OAD равны в силу равенства треугольников ODAиOСВ.
3. Чтобы доказать равенство углов АОЕ и ВОЕ, докажем ра-венствотреугольников,например,АОЕиВОЕ.
4. ВD=Ac по условию, поэтому необходимо доказать равен-ствоприлежащихкэтимсторонамуглов.
5. ОА=ОВ,ОЕ- общая,остается доказать, что ВЕ=АЕ.
6. Чтобы доказать равенство углов СВD и DA^ заметим, чтоонисмежныесугламиОВС иOAD.
7. Для этого докажем равенство треугольников АЕС и BED.
Ответ:_
Умение У. У.укажттеошибку в решенииученика и датте верный ответ.
Решить ypaeeeeue:7cos2x + 3sin7x = 12.
icos2x = 1
.
sin7x = 1
( 2x = 2nn, n n n
Тогда - н n Или 5x = —, x = —. Ответ: —.
\7x = - + 2nn. 2 w w
Уме нив У.4: переформулируйте уувеежденеета к,ато бы его удобно было доказывать: «Боковая грань пирамиды пер-патдикуляеие плогрости осаовиния пирпмиды.Дорежите, ито высота пирамиды совпадает с высотой этой грани, проведен-ноТ к стотовиоетовапираииниидо!».
Умение У. 5: составьте кейс для освоения учащимися раз-сета«ввориу ве^итнистейуискильного курса алгебры (обя-зателуио увазать авеУпплагаемое решение его школьниками).
еаение У. 7: саставплаав^ечку-консультант для ликви-вации пробелово знпсиях па теме «Признаки равенства треугольников».
даудовоа даСствдаД2:давсввхте методику работы на каждом из этапов (анализ текста задачи; поиск способа решения задали и составленке ппави рсшания; осуществление найденного плана; изучение (анализ) найденного решения) работы над задвчсй: «Из пиаета т о пунктВиавстречу друг другу выехали соответственно товарный и скорый поезд. Товарный поезд проходил в час 6% всего пути между пунктами и встретился со скорым поездом через 3 часа 20 минут после начала движе-ооя. Скихека минутсаттатал нвпуть из В в А скорый поезд?»
Трудовое действие Д. 3: подберите упражнения для работы суоещимися ка ииждом из трех этапов формирования алгоритма умножения десятичных дробей.
Трсксйое деусивиа р.7: апишите методику работы с задачей «С высоты 2 м вертикально вверх брошен мяч с нвальней скааастью СйхПс.Высота h (м), на которой находится мяч через t секунд, вычисляется по формуле:
h = h(t) = 2 + 20t — —, где g ~10 (м/с2). Через сколько секунд мяч достигнет наибольшей высоты? Упадет на землю?»
Трудовое действие Д. 9: составьте подборку заданий для проведения конкурса по решению нестандартных математических задач в пятом классе, включающую 5 задач (с решениями) различного уровня сложности.
Трудовое действие Д. 10: придумайте (подберите в СМИ) задание, содержащее недостоверные или малоправдоподоб-ныеданные.
В процессе разработки заданий выяснилось, что необходимо разделить содержание экзамена на две части - базовую итворческую. Базовая часть выполнялась в аудитории, на стандартизованных бланках в ограниченное время без возможности использовать дополнительные источники информации. К этой части относились задания, проверяющие знания и часть умений. Творческая часть экзамена (проверка трудовых действий и частично умений) выполнялась с привлечением любых доступных студенту источников (учебники, интернет и т.д.). На ее выполнение выделялось достаточное время (не менее суток). Результатом выполнения задания было публичное представление результатов в виде компьютерной презен-тац ии.
После выполнения студентами всех заданий вычислялся коэИ)фициентуспешнасти - процент выполненных заданий - по каждому уровню (знаний, умений, трудовых действий) отдельно. Мпфиш тлоеинссиовров ень профессиональной подготовки от 85 до 100 процентов высоким, от 70 до 84 средним, от 50 до 69 низким. Однако очевидно, что вес заданий, относящихся к различным уровням профессиональной подготовки учителя математики, должен быть различным. Поэтому потребовалась разработка математической модели для интегративной оценки уровня профессиональной подготовки. Для этого мы сопоставили результаты каждого студента по трем уровням (знания, умения, трудовые действия) со средней экспертной оценкой. Блок «Знания и умения в области математики» оценивали эксперты - преподаватели вуза в ходе теоретических экзаменов. Блок «Методика преподавания математики» оценивался как преподавателями вуза, так и работодателями (учителями математики и представителями администрации образовательных организаций в период практики студентов).
Экспертам по блоку «Знания и умения в области математики» были даны следующие рекомендации по выставлению оценки: если студент знает основы математической теории и направлений ее развития, имеет представление о приложениях математики и умеет решать задачи элементарной математики, в том числе задачи олимпиад, поставьте от 70 до 84 баллов; если студент только знает основы математики, поставьте от 50 до 69 баллов; если студент не знает основ математики, поставьте 49 баллов или ниже. Аналогичная памятка с перечислением знаний, умений и трудовых действий выдавалась экспертам по блоку «Методика преподавания математики». Если студент демонстрирует все необходимые знания и умения, выполняет трудовые действия по этому блоку, его оценка находится в диапазоне от 85 до 100 баллов; если студент показывает только знания и умения - от 70 до 84 баллов; если студент обладает только знаниями - от 50 до 69 баллов; в остальных случаях оценка студента 49 баллов или ниже. Данные сравнительного анализа представлены в табл. 1.
Таблица 1
Сопоставление оценок выполнения студентами заданий и экспертных оценок
ФИО студента Знает (x,) Умеет (х2) Выполняет трудовые действия (х3) Экспертная оценка y
1. Алена К. 53 40 40 50
2. Анастасия Г. 93 90 93 92
3. АнастасияР. 47 50 47 53
4. Арсен М. 67 50 47 52
5. ВикторияЛ. 100 90 93 95
6. ЕкатеринаЯ. 80 90 80 84
7. Елена Т. 93 80 93 91
8. Ирина К. 73 70 67 70
9. ИринаС. 80 80 87 84
10. Кирилл М. 87 90 80 85
11. КристинаС. 73 80 87 82
12. Ксения К. 80 80 80 85
13. Мария У. 80 80 93 88
14. ОльгаФ. 80 80 80 81
15. Ольга Ч. 67 70 73 69
16. Руслан И. 87 90 93 90
17. Сергей И. 57 50 53 54
Для построения математической модели мы использовали метод наименьших квадратов. Чтобы составить эмпирическое уравнение регрессии y = a + b1x1 + b^2 + bмы решили методом Крамера в Excel следующую систему линейных уравнений: 17a+1297b1+1260b+1286b=1305 1297a+102339b1+99580b2+101881b3=102926 1260a+99580b+97800b+99860b3=100700 1286a+101881b+99860b+102628b3=103174 Получили a= 0,20 ¡3=0,22, c=0,25, d=0,47. Формула y = 0,20 + 0,22x1 + 0,25x2 + 0,47x3 представляет собой математическую модель для определения уровня профессиональной подготовки (способ перевода числовых значений коэффициента в уровни). Например, коэффициент студента Кирилла М. равен y=0,20+0,22*87+0,25*90+0,47x80=89, т.е.
Библиографический список
уровень профессиональной подготовки студента можно оценить как высокий. Построенная модель позволяет оценивать не только конечный результат профессиональной подготовки будущего учителя математики, но и диагностировать и прогнозировать состояние его профессиональной подготовки в каждый момент обучения.
Соглашаясь с А.В. Антоновой и И.М. Клименко [7], считающими, что именно с профессиональных стандартов должно начинаться выстраивание программ подготовки специалистов, мы считаем, что проведенная работа по анализу требований Профессионального стандарта педагога и разработке соответствующих им диагностических материалов должна повлиять на целевые ориентиры и соответственно на методику и технологию подготовки будущих педагогов.
1. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании). Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н, г. Москва. Available at: http://www.rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html
2. Концепция развития математического образования в Российской Федерации. Available at: http: // минобрнауки.рф /документы/3894
3. Концепция исследования компетенций учителей. Available at: https://tcs.statgrad.org/
4. О результатах исследования компетенций. Available at: http:// стандарт педагога.рф / files / display.php
5. Суховиенко Е.А. Управление качеством образования и педагогическая диагностика. Профессиональное образование. 2003; 10: 11.
6. Суховиенко Е.А. Теоретические основы информационных технологий педагогической диагностики. Челябинск: Издательство Чел. гос. пед. ун-та, 2004.
7. Антонова А. В., Клименко И.М. Профессиональный стандарт педагога: новые требования и квалификационные характеристики современного учителя. Педагогическое образование в России. 2014; 6: 81 - 86.
References
1. Professional'nyj standart. Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v doshkol'nom, nachal'nom obschem, osnovnom obschem, srednem obschem obrazovanii). Utverzhden prikazom Ministerstva truda i social'noj zaschity Rossijskoj Federacii ot 18 oktyabrya 2013 g. № 544n, g. Moskva. Available at: http://www.rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html
2. Koncepciya razvitiya matematicheskogo obrazovaniya v Rossijskoj Federacii. Available at: http: // minobrnauki.rf /dokumenty/3894
3. Koncepciya issledovaniya kompetencij uchitelej. Available at: https://tcs.statgrad.org/
4. O rezul'tatah issledovaniya kompetencij. Available at: http:// standart pedagoga.rf / files / display.php
5. Suhovienko E.A. Upravlenie kachestvom obrazovaniya i pedagogicheskaya diagnostika. Professional'noe obrazovanie. 2003; 10: 11.
6. Suhovienko E.A. Teoreticheskie osnovy informacionnyh tehnologij pedagogicheskoj diagnostiki. Chelyabinsk: Izdatel'stvo Chel. gos. ped. un-ta, 2004.
7. Antonova A. V., Klimenko I.M. Professional'nyj standart pedagoga: novye trebovaniya i kvalifikacionnye harakteristiki sovremennogo uchitelya. Pedagogicheskoe obrazovanie vRossii. 2014; 6: 81 - 86.
Статья поступила в редакцию 31.05.18
УДК 37
Ushatikova I.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy, Yelabuga Institute (branch) of Kazan (Volga Region) Federal University (Yelabuga, Russia), E-mail: feedback1206@yandex.ru
PRACTICAL-ORIENTED APPROACH IN PREPARATION OF STUDENTS OF A TEACHER TRAINING UNIVERSITY FOR PROFESSIONAL WORK. In the article some aspects of realization of a practice-oriented approach to the training of a future teacher in the study of pedagogical disciplines by the means of the project activity are considered. The specifics of realization of the activity, personal and competence approaches in the conditions of the educational process of the higher pedagogical educational institution are revealed. The work provides some examples and suggestions on the use of educational projects in the framework of such modules as "The phenomenon of educational activity" and "Design and use of educational processes".
Key words: practice-oriented approach, personality-oriented approach, activity approach, competence approach, project activity, educational project, personal sense, professional competence, competitiveness.
И.И. Ушатикова, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики, Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань, E-mail: feedback1206@yandex.ru
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье рассмотрены отдельные аспекты реализации практико-ориентированного подхода к подготовке будущего педагога при изучении педагогических дисциплин средствами проектной деятельности. Раскрыты особенности реализации дея-тельностного, личностного и компетентностного подходов в условиях образовательного процесса высшего педагогического учебного заведения. Приведены примеры и представлены предложения по использованию учебных проектов в рамках таких модулей как «Феномен образовательной деятельности» и «Конструирование и реализация воспитательных процессов».
Ключевые слова: практико-ориентированный подход, личностно-ориентированный подход, деятельностный подход, компетентностный подход, проектная деятельность, учебный проект, личностный смысл, профессиональная компетентность, конкурентоспособность.
В современном российском образовательном пространстве актуализируется проблема подготовки будущего учителя не только как специалиста своего дела со знанием содержания и методики преподавания школьных предметов, но и как профес-
сионала, готового создавать авторские подходы в образовании учащихся, взаимодействовать и с родительским сообществом и обществом в целом. Эта проблема в значительной степени определяет характер подготовки будущих учителей.