[15] Don Tapscott. The Digital Economy: Promise and Peril in the Age of Networked Intelligence, McGraw - Hill, May 1, 1997.
[16] Grodno: Towards a Sustainable, Smart and Resilient City [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://unece.org/sites/default/files/2021-08/01 .%20Final%20Agenda%20and%20 concept%20note%20Grodno%2013-08-2021 -ENG. pdf (дата обращения: 12.04.2023).
Spisok literatury:
[1] O rasshirenii ispol'zovaniya gosudarstven-nymi organizaciyami informacionno-kommunikacion-nyh tekhnologij: Ukaz Prezidenta Resp. Belarus' ot 31 maya 2022 g. № 188 // Prezident Respubliki Belarus' - Rezhim dostupa: https://president.gov.by/ru/ documents/ukaz-no-188-ot-31 -maya-2022-g (data obrashcheniya: 12.04.2023).
[2] Ob obshchegosudarstvennoj avtoma-tizirovannoj informacionnoj sisteme: Ukaz Prezidenta Resp. Belarus' ot 16 dekabrya 2019 g. № 460 // Nac. pravovoj Internet-portal Resp. Belarus'. - Rezhim dostupa: https://pravo.by/docu-ment/?guid=3961&p0=P31900460 (data obrash-cheniya: 12.04.2023).
[3] Tipovaya koncepciya. Razvitie «umnyh gorodov» v Respublike Belarus'. Utverzhdena Ministrom svyazi i informatizacii Respubliki Belarus' 05.06.2019 [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://vitebsk-region.gov.by/uploads/files/Tipova-ja-Kontseptsija-Umnyj-gorod.PDF (data obrash-cheniya: 12.04.2023).
[4] GosSUOK. Adresa registracionnyh centrov [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://nces. by/pki/info/contacts/?ysclid=lgp5286nod165912600 (data obrashcheniya: 12.04.2023).
[5] V Belarusi vydan 900-tysyachnyj klyuch ele-ktronnoj cifrovoj podpisi [Elektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: https://www.belta.by/economics/ view/v-belarusi-vydan-900-tysjachnyj-kljuch-elek-tronnoj-tsifrovoj-podpisi-427850-2021/?ysclid=lgp5h-8kpx3919681743 (data obrashcheniya: 12.04.2023).
[6] Grodno: na puti k ustojchivomu, umnomu i zhiznestojkomu gorodu [Elektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: https://unece.org/sites/default/ files/2021-08/01.%20Final%20Agenda%20and%20 concept%20note%20Grodno%2013-08-2021 -RUS. pdf (data obrashcheniya: 12.04.2023).
[7] Kovalev M.M., Golovenchik G.G. Cifrovaya ekonomika - shans dlya Belarusi. - Minsk: Beloruss-kij gosudarstvennyj universitet, 2018. - 327 s.
[8] Minenergo: uroven' cifrovizacii energetich-eskogo kompleksa Belarusi prevyshaet 60% [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa:https://www.belta. by/economics/view/minenergo-uroven-tsifrovizat-sii-energeticheskogo-kompleksa-belarusi-prevy-shaet-60-561987-2023/?ysclid=lh8okiqfja878814560 (data obrashcheniya: 12.04.2023).
[9] O BISRS. Ministerstvo svyazi i informatizacii Respubliki Belarus' [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://mpt.gov.by/ ru/o-bisrs?ysclid=lh8ybrvaci606728472 (data obrashcheniya: 12.04.2023).
[10] O zapuske portala «Maya Respublika» 115.bel [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.belta.by/onlineconference/ view/o-zapuske-portala-maja-respubli-ka-115bel-1188/?ysclid=lgp6g15vcb122811921 (data obrashcheniya: 12.04.2023).
[11] Pobyarzhina T.P. Proekt «Umnye goroda Belarusi» kak klyuchevoe napravlenie razvitiya regionov // Pravo. Ekonomika. Psihologiya. 2023. № 1 (29). - S. 43-47.
[12] Realizuemye pilotnye proekty. «Moj gorod» [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://mpt. gov.by/ru/moy-gorod (data obrashcheniya: 12.04.2023).
[13] Specialisty NCEU o tom, kak poluchit' dos-tup k samym vostrebovannym elektronnym uslugam [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www. belta.by/society/view/spetsialisty-nt-seu-o-tom-kak-poluchit-dostup-k-samym-vostre-bovannym-elektronnym-uslugam-555686-2023/?ys-clid=lh8pykr3yd521721672 (data obrashcheniya: 12.04.2023).
[14] Shinkareckaya G.G. Cifrovizaciya - glob-al'nyj trend mirovoj ekonomiki // Obrazovanie i pravo. 2019. № 8. - S. 119-123.
[15] Don Tapscott. The Digital Economy: Promise and Peril in the Age of Networked Intelligence, McGraw - Hill, May 1, 1997.
[16] Grodno: Towards a Sustainable, Smart and Resilient City [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://unece.org/sites/default/files/2021-08/01.%20 Final%20Agenda%20and%20concept%20note%20 Grodno%2013-08-2021-ENG.pdf (data obrashcheniya: 12.04.2023).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023
DOI: 10.24412/2076-1503-2023-6-105-111 NIION: 2018-0076-6/23-414 MOSURED: 77/27-023-2023-6-414
ДИДЕНКО Артем Николаевич,
юридический факультет, Университет «Синергия», аспирант, Москва, Россия, е-таН: [email protected]
КУДАКОВ Андрей Дмитриевич,
физический факультет МГУ им.М.В.Ломоносова, ст.н.с. патентный поверенный №709,
к.ф.-м.н., к.ю.н., Москва, Россия, е-таИ: [email protected]
КУДАКОВА Елизавета Андреевна,
факультет гуманитарных и социальных наук, РУДН, магистрант, Москва, Россия, е-mail: [email protected]
НЕОБХОДИМОСТЬ МЕЖДУНАРОДНОГО СОГЛАШЕНИЯ О ПРАВАХ
НА РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СОЗДАННЫЕ ПРИ РАБОТЕ С ИСКУССТВЕННЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ
Аннотация. Во все времена среди людей выделялись личности, интеллект которых требовал выхода, и они создавали наскальные рисунки и художественные произведения, придумывали копья и новые технические устройства, пели песни возле костра и создавали музыкальные произведения - все то, что сейчас называются результатами интеллектуальной деятельности.
Однако в Древнем мире вопрос об авторстве не возникал ни у авторов, ни у остального общества. Любые тексты или рисунки считались дарованными божествами тому, кто их представил людям [1].
Воззрения древних на труд авторов литературных произведений носил идеальный характер и исключал какие-либо мысли о материальном вознаграждении за удовольствие, получаемое от произведений искусства или литературы. Наградой для авторов служили общественное мнение, слава и память последующих поколений. В те времена тиражирование произведений осуществлялось переписчиками и обычно уже после смерти автора, когда его труд был оценен потомками как существенный. В этот период времени распространение и тиражирование произведений не представляло какого-либо экономического смысла. Сочинения обращались в очень узком круге грамотных людей.
Ключевые слова: соглашение, право, искусственный интеллект, деятельность.
THE NEED FOR AN INTERNATIONAL AGREEMENT ON THE RIGHTS TO THE RESULTS OF INTELLECTUAL ACTIVITY CREATED WHEN WORKING WITH ARTIFICIAL INTELLIGENCE
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023
DIDENKO Artem Nikolaevich,
Faculty of Law, Synergy University, Postgraduate student, Moscow, Russia
KUDAKOV Andrey Dmitrievich,
Faculty of Physics, Lomonosov Moscow State University, Senior Researcher, Patent Attorney No. 709, Ph.D., Ph.D.,
Moscow, Russia
KUDAKOVA Elizaveta Andreevna,
Faculty of Humanities and Social Sciences, RUDN, Graduate student, Moscow, Russia
Annotation. At all times, there were individuals among people whose intellect required an exit, and they created rock paintings and works of art, invented spears and new technical devices, sang songs around the campfire and created musical works - all that is now called the results of intellectual activity.
However, in the Ancient world, the question of authorship did not arise either among the authors or the rest of society. Any texts or drawings were considered bestowed by the deities to the one who presented them to people [1].
The views of the ancients on the work of the authors of literary works were of an ideal nature and excluded any thoughts of material reward for the pleasure received from works of art or literature. The reward for the authors was public opinion, fame and memory of subsequent generations. At that time, the replication of works was carried out by scribes and usually after the death of the author, when his work was evaluated by descendants as significant. During this period of time, the distribution and replication of works did not make any economic sense. The essays were addressed in a very narrow circle of literate people.
Key words: agreement, law, artificial intelligence, activity.
В римском праве также не существовало права на произведение, а только право на экземпляр. В Средние века переписка книг сосредоточилась в основном в монастырях, в которых монахи заменили прежних переписчиков-рабов. При этом книги по-прежнему были весьма дороги, а библиотека из нескольких десятков книг представляла значительную ценность. Библиотека императора Священной Римской империи Карла V, усердно собиравшего книги в свою коллекцию, в XVI веке содержала около 900 томов.
Что касается создателей новых технических решений (изобретателей), то в средние века умельцев, владевших профессиональными секретами производства или строительства, вместо поощрения часто ослепляли или содержали в пожизненном заточении для сохранения тайны изобретения.
В эпоху Возрождения с ростом экономики и знаний об окружающем мире повысился уровень образования общества, возрос интерес к античности и спрос на произведения. Средневековая цеховая организация привела к образованию гильдий переписчиков (в Англии в 1403 г.), занимающихся массовой перепиской и продажей букварей и церковной литературы. А благодаря изобретению книгопечатанья и развитию типографского дела стало возможным недорогое изготовление копийкниг, что сделало их новым массовым предметом торговли [2].
В этих условиях выпуск контрафактных печатных копий стал весьма привлекательным с экономической точки зрения, поскольку не требовал дополнительных расходов. При этом он делал крайне невыгодным изготовление первого тиража, требовавшего значительных затрат времени и денег на его подготовку, а также покупку у автора рукописи, которая тоже стала товаром. Это могло привести к разорению издателя и сокращению предложения новых книг на рынке. В связи с этим
в общественном сознании возник интерес к защите издателя от возможной перепечатки другими. За защитой издатели стали обращаться к правительственной власти, которые стали решать этот вопрос путем выдачи привилегий. Первая привилегия была выдана Венецианской республикой 3 января 1491 г. юристу Петру из Равенны, магистру канонического права на его сочинение «Phoenix» [3].
Именно возникший новый продукт - экземпляр печатной книги породил новые экономические отношения, связанные с возможностью тиражирования произведения и дальнейшего обогащения за счет продажи копий.
Усилившаяся буржуазия ведет упорную борьбу против монопольных организаций - гильдий переписчиков, действующих на основании привилегий, без разрешения коих даже парламенты не имели права печатать что бы то ни было. После английской революции и падения Стюартов борьба против гильдий усилилось и велась под флагом охраны интересов авторов на том основании, что монополия гильдий делает авторов полностью зависимыми от издателей и препятствует также распространению произведений. В начале XVIII века монополия издателей в Англии была установлена законодательно, охраняя права авторов и их правопреемников (издателей) в течение ограниченного срока 14 лет после публикации с возможностью продления еще на 14 лет, если автор еще жив.
В это же время происходит техническая революция, вызванная появлением множества новых изобретений, у которых также есть авторы и которые требуют защиты от недобросовестного использования. Первый закон о привилегиях (патентах) был издан в Англии в 1623 году и отменял все монополии, оставляя за королем право давать патенты - монополии только на новые изобретения, а общество получало право оспаривать эти патенты, при этом автор не имел законного
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023
права притязать на патент [4]. В 1776 г. в Соединенных Штатах право изобретателя на его изобретение было провозглашено Конгрессом как одно из прав личности, а в 1790 г. нормировано законом.
Во Франции переходом от частных привилегий к общему гражданско-правовому урегулированию авторского права послужило постановление королевского совета от 30 августа 1777 г., по которому привилегия, даваемая автору, должна служить ему и его наследникам бессрочно на вечные времена, если только он не уступил прав своих издателю; в противном случае срок привилегии в силу самой передачи ограничивался жизнью автора или 10 годами [5]. Французская революция провозгласила свободу промыслов и декларировала права авторов на их произведения. Авторскому праву и праву изобретателя был придан вид права собственности, признанного естественным правом человека и гражданина. Во Франции в 1789 г. были отменены все монополии, в том числе, и патенты. Однако уже в 1791 г. специальным законом было защищено исключительное право изобретателя на его изобретение.
Декретом 19 июля 1793 г. «Об охране литературной и артистической собственности» была запрещена перепечатка или воспроизведение каким бы то ни было образом произведений литературы или искусства в течение всей жизни автора; наследники же и другие правопреемники, которым автор при жизни уступил свое право, пользуются им в течение 10 лет со дня смерти автора.
В Германском союзе (в который входило 39 государств) первым законом об авторских правах стал прусский закон от 11 июля 1837 г. Затем аналогичные законы были приняты в других государствах германского союза (Австрийская империя, пять королевств - Пруссия, Саксония, Бавария, Ганновер, Вюртемберг, герцогства и княжества, а также четыре города-республики - Франкфурт, Гамбург, Бремен и Любек). Патентный закон также был принят позднее чем в других странах - только в 1877 г.
История развития института авторского и патентного права сопровождалась научным анализом того, что называется правом авторов на их творения, выяснением юридической природы такого права, его места в системе права, оснований, объекта и содержания этого права.
Развитие международной торговли и международных институтов и союзовв XIX веке привело к пониманию того, что авторское и патентное право, регулируемые национальными законодательствами, требуют унификации и взаимного признания. Первоначально заключали двусторон-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023
ние договоры. Первым соглашением такого типа стал Договор между Австрией и Сардинией 1840 г. В нем определялось, что «авторам произведений ума или художеств, которым законом одного из обоих государств ныне обеспечивается или впредь будет обеспечено право собственности или авторства, будет присвоено... пользование тем же правом во владениях другого государства».
Биржевой союз германских книготорговцев в 1871 г. высказался против заключения таких двусторонних договоров с другими странами, призывая заключить общий договор. Для этого он привлек Международную организацию писателей на ее общем собрании 1882 г., что привело к подписанию 9 сентября 1886 г. в Берне Конвенция по охране литературных и художественных произведений - Бернской конвенции [6].
Аналогичные процессы происходили в области охраны промышленной собственности. Так, в 1862 г. на Брюссельском конгрессе международной ассоциации развития общественных наук был сделан доклад о патентах на изобретения с точки зрения международного права, в котором предлагалось учредить международный союз патентов между главными государствами Европы и Америки.
Первыми практическими шагами на пути к созданию международных соглашений в отношении промышленной собственности были сделаны на Всемирной выставке 1873 г. в Вене, где на первом международном конгрессе промышленной собственности было высказано предложение о заключении государствами общего договора для охраны патентов на изобретения. Развитие процесса на Всемирной выставке 1878 г. в Париже в отношении других объектов промышленной собственности привело к подписанию 20 марта 1883 г. Конвенции по охране промышленной собственности - Парижской конвенции [7].
В середине ХХ века развитие технических средств и появление индустрии звуко- и видеозаписи, устройств для передачи таких записей на большие расстояния, а также сформировавшийся рынок пластинок, создали проблему пиратства и нечестной конкуренции, в том числе между звукозаписывающими компаниями. В результате национальными законодательствами были признаны достойными защиты смежные права, которые направлены на защиту интересов определенного круга физических и юридических лиц, которые либо способствуют доведению до всеобщего сведения авторских произведений, либо создают материалы, которые не являются достаточно оригинальными для признания их самостоятельными «произведениями» в рамках системы авторского права. [8].
Поскольку к этому времени уже существовало Объединенное международное бюро по охране интеллектуальной собственности (предшественник Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), активно работающая в направлении усиления защиты различных прав интеллектуальной собственности, то при содействии ЮНЕСКО и Международной организации труда (МОТ) [9], в ходе дипломатической конференции в Риме 26 октября 1961 года была принята Международная конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (Римская конвенция) [10].
В настоящее время создалась похожая ситуация, которая требует от мирового сообщества выработки единого подхода к охране различных объектов интеллектуальной собственности, созданных с использованием искусственного интеллекта или искусственным интеллектом без участия человека. Искусственный интеллект практически незаметно перешел из области науки и научной фантастики в нашу повседневную жизнь. Но если раньше он не проявлял каких-то значимых для всего общества результатов своей деятельности, то за последние месяцы он не покидает верхних строк в главных новостях. Нейросети ChatGPT от OpenAI, запущенной 30 ноября 2022 г., удалось за всего пять дней достичь отметки 1 млн пользователей, а за первый месяц - 50 млн. человек. В феврале 2023 г. таких пользователей стало уже более 100 млн. человек, и некоторые из них уже указывали ChatGPT в качестве соавтора. В связи с этим научные журналы начали менять редакционную политику. Так, издательства Springer-Nature, выпускающее около трех тысяч наименований журналов, и издательство Elsevier запретили указывать ChatGPT в качестве автора работы, отметив, что подобный инструмент можно использовать при подготовке текста в том случае, если исследователи не будут скрывать информацию об этом.
Фактически широким массам пользователей стал доступен новый продукт (как раньше печатный экземпляр произведения) - результат «интеллектуальной» деятельности, созданный с использованием искусственного интеллекта или искусственным интеллектом без участия человека, в связи с чем требует урегулирования вопрос об авторстве и принадлежности исключительных прав на такие результаты.
Юридическая практика в разных странах придерживается различных точек зрения относительно субъектов прав на такие произведения и изобретения, созданные при участии искусственного интеллекта.
Например, решением Народного суда округа Наньшань, Шэньчжэнь, провинция Гуандунот 25 ноября 2019 г. № 14010 в частном случае генерации новостей было признано наличие авторских прав у искусственного интеллекта.
Напротив, в решении австралийского суда по делу IceTVPty Limited v Nine Network AustraliaPty Limited HCA 14 (22 April 2009) в защите авторских прав искусственного интеллекта было отказано, а годом позже в решении от 15.12.2010 по делу «Telstra Corporation Limited v. Phone Directories Company Pty Ltd»375 Федеральный суд Австралии признал, что при автоматическом создании телефонных справочников компьютером такие справочники не принадлежат авторству кого-либо. Европарламент предлагает наделить роботов с искусственным интеллектом особым правовым статусом (Резолюция ЕС 2015/2013(INL) от 16.02.2017).
В нескольких странах введен специальный режим охраны произведений, созданных с помощью компьютера (Новая Зеландия, Великобритания, Ирландия, Гонконг, Южная Африка и Индия), при этом авторство на такие работы принадлежит лицу, которым приняты меры, необходимые для создания произведения, или лицу, которое является инициатором создания произведения. Срок охраны таких произведений, например, в Великобритании установлен в 50 лет с даты его создания.
В России пока не было каких-либо судебных разбирательств, связанных с правами на произведения или изобретения, созданные с использованием искусственного интеллекта. Однако конфликтность назревает. Так издательство АСТ опубликовало книгу «Искусственный интеллект отвечает на величайшие вопросы человечества. Что делает нас людьми?» (перевод книги «What Makes Us Human? An Artificial Intelligence answers life's biggest questions») с указанием в качестве авторов GPT-3, Иэн С. Томас, Жасмин Ван. Как видно в составе авторов указан GPT-3, однако в составе правообладателей в знаке копирайта как в оригинале, так и в переводе он уже не указан (© 2022 Jasmine Wang and Iain S. Thomas). Возникает вопрос, будет ли претендовать разработчик GPT-3 на исключительные права, в том числе на право переводить произведение? До тех пор пока законодательно не установлен статус искусственного интеллекта в системе права, издательство и переводчик будут находиться в состоянии неопределенности, чреватом судебными разбирательствами.
Что касается патентов на изобретения, созданные искусственным интеллектом, то в настоящее время большинство стран, столкнувшись с
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023
такими заявками, не допускает их выдачи (Великобритания, США, Европейское патентное ведомство). Так, Стивен Л. Талер, создавший нейросеть DABUS (Device for Autonomous Bootstrapping of Unified Sentience), подал заявки в США, Европейское патентное ведомство, Израиль, Австралию, Южную Корею, Великобританию, Канаду и Бразилию, а также заявку РСТ на получение патентов на два изобретения, - контейнер для еды на основе фрактальной геометрии и аварийный световой маяк, - разработанные искусственным интеллектом без участия человека. При этом автором изобретений была указана нейросеть. РСТ заявки были переведены на национальную фазу рассмотрения в ЮАР, Индии, Японии и Саудовской Аравии, а из Европейской заявки была выделена заявка Германии. При этом в Израиле, США и в Европейском патентном ведомстве в выдаче патентов было отказано, поскольку нейросеть не может быть автором и, соответственно, передать права заявителю (обжалование решений не завершено). В Великобритании со счетом 2 к 1 Апелляционный Суд в 2021 г. принял решение, что патент не может быть выдан. В Австралии после отказа патентного ведомства в выдаче патента судья Федерального Суда Австралии признал неправомерным такой отказ и обязал патентное ведомство рассмотреть заявку повторно. Но апелляционный суд с ним не согласился и поддержал решение австралийского патентного ведомства о невозможности выдачи патента. В ЮАР же патент был выдан с указанием в качестве автора искусственного интеллекта DABUS с примечанием: «Изобретение было автономно сгенерировано искусственным интеллектом». В Германии по выделенной заявке в марте 2022 был получен патент на полезную модель, в котором автор вообще не был указан.
В России пока не было каких-либо судебных разбирательств, связанных с правами на произведения или изобретения, созданные с использованием искусственного интеллекта. Однако конфликтность назревает. Так издательство АСТ опубликовало книгу «Искусственный интеллект отвечает на величайшие вопросы человечества. Что делает нас людьми?» (перевод книги «What Makes Us Human? An Artificial Intelligence answers life's biggest questions») с указанием в качестве авторов GPT-3, Иэн С. Томас, Жасмин Ван. В составе авторов указан искусственный интеллект GPT-3, однако в составе правообладателей в знаке копирайта как в оригинале, так и в переводе он уже не указан (© 2022 Jasmine Wang and Iain S. Thomas). Возникает вопрос, будет ли претендовать разработчик GPT-3 на исключительные права, в том числе на право переводить произведение? До тех
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023
пор пока законодательно не установлен статус искусственного интеллекта в системе права, издательство и переводчик будут находиться в состоянии неопределенности, чреватом судебными разбирательствами.
Таким образом, становится очевидным, что во избежание коллизий, в том числе, в международных отношениях, от мирового сообщества, также как ранее в XIX и XX вв., требуется выработать единые подходы к проблеме авторства и исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные с применением искусственного интеллекта или непосредственно им без участия человека.
Вместе с тем, международные соглашения, относящиеся к охране интеллектуальной собственности, в большинстве своем не могут применяться к результатам интеллектуальной деятельности, созданным с применением искусственного интеллекта или непосредственно им без участия человека.
Например, хотя во Всемирной декларации по интеллектуальной собственности [11] в части 0) ст.2, где дано определение интеллектуальной собственности, нет ограничений на возможность признания собственности в отношении результатов интеллектуальной деятельности, созданных с применением искусственного интеллекта или непосредственно им без участия человека. Под интеллектуальной собственностью понимают любую собственность, признаваемую по общему согласию в качестве интеллектуальной по характеру и заслуживающей охраны, включая, но не ограничиваясь научными и техническими изобретениями, литературными или художественными произведениями, товарными знаками и указателями деловых предприятий, промышленными образцами и географическими указаниями. Тем не менее, в части (0 этой же статьи прямо указано, что термин «права интеллектуальной собственности» означает по существу права, закрепленные в статье 27 Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), то есть, право интеллектуальной собственности не может применяться к произведениям, при создании которых человек не принимал участия.
В большинстве статей Бернской конвенции в качестве автора произведения указан гражданин. Вместе с тем, к произведению, при создании которого человек не принимал участия, может применяться ст.3 п.(1) (Ь), в которой предусмотрена охрана произведений, созданных авторами, которые не являются гражданами стран Союза, но опубликованы в одной из стран Союза. Очевидно, что искусственный интеллект не является гражданином какой-либо из стран, в том числе и стран
Союза, в связи с чем, к таким произведениям также должна применяться охрана, предусмотренная Бернской конвенцией.
В РФ на национальном уровне вопрос решен однозначно в статье 1228 ГК РФ, где установлено, что автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат.
В ст.4Лег Парижской конвенции статус изобретателя не разъясняется, а только указано на его право быть названным в качестве такового в патенте. То есть, в качестве изобретателя может рассматриваться и искусственный интеллект, если это не ограничено национальным законодательством.
В РФ Статья 1347 ГК РФ устанавливает, что автором изобретения, полезной модели или промышленного образца признается гражданин, творческим трудом которого создан соответствующий результат интеллектуальной деятельности.
В ч.1 ст.2 Римской конвенции при определении национального режима охраны смежных прав указано, что исполнителями признаются граждане Договаривающихся государств (актеры, певцы музыканты, танцоры или другие лица, которые играют роль, поют, читают, декламируют, исполняют или каким-либо иным образом участвуют в исполнении литературных или художественных произведений), и это исключает возможность признания исполнителями (с вытекающими правами) искусственный интеллект в любом виде.
Таким образом, для выработки единых подходов к проблеме авторства и исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные с применением искусственного интеллекта или непосредственно им без участия человека, необходимо выработать новый международный документ, поскольку внесение многочисленных изменений в большинство международных документов может столкнуться с непреодолимыми организационными трудностями. Представляется, что инициатором такого соглашения должна выступить Всемирная организация интеллектуальной собственности.
Список литературы:
[1] Есипова, В. А. История книги: Учебник по курсу «История книжного дела». -Томск: Изд-во Том. ун-та, 2011. — 628 с.
[2] Хейфец И.Я. Авторское право, Москва, Издательство «Советское законодательство», 1931 г. - 216 с.
[3] Канторович Я.А. Авторское право на литературные, музыкальные, художественные и фотографические произведения, Петроград, Издательство «Брокгауз-Ефрон, 1916 г., 791 с.
[4] Скородинский А. Привилегии и патенты, Санкт-Петербург, типография Шредера, 1904 г. -58 с.
[5] Хейфец И.Я. Основы патентного права, Ленинград, Научное Химико-Техническое Издательство, 1925 г. - 418 с.
[6] Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 20 марта 1883 года (измененная 28 сентября 1979 г.) https://www.wipo.int/wipolex/ru/text/283697 (дата обращения 06.06.2023).
[7] Парижская конвенция по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года (измененная 28 сентября 1979 г.) https://www.wipo. int/wipolex/ru/text/379398 (дата обращения 06.06.2023).
[8] Munoz Tellez, Viviana and Waitara, Chege, A Development Analysis of the Proposed WIPO Treaty on the Protection of Broadcasting and Cablecasting Organizations. 2007. Research Paper No. 9. P. 11
[9] The ABC of copyright. 2010. P. 86. — URL.: https://unesdoc.unesco.org/arkY48223/ pf0000187677 (дата обращения 06.06.2023).
[10] Римская конвенция (Международная конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций, Рим, 26 октября 1961 года), https://www.wipo.int/ wipolex/ru/text/531118 (дата обращения 06.06.2023).
[11] Всемирная декларация по интеллектуальной собственности от 26 июня 2000 г., https:// rospatent.gov.ru/ru/documents/vsemirnaya-deklaraciya-po-intellektualnoy-sobstvennosti-ot-26-iyunya-2000-g (дата обращения 06.06.2023).
Spisok literatury:
[1] Esipova, V. A. Istoriya knigi: Uchebnik po kursu «Istoriya knizhnogo dela». -Tomsk: Izd-vo Tom. un-ta, 2011. — 628 s.
[2] Hejfec I.YA. Avtorskoe pravo, Moskva, Izdatel'stvo «Sovetskoe zakonodatel'stvo», 1931 g. - 216 s.
[3] Kantorovich YA.A. Avtorskoe pravo na liter-aturnye, muzykal'nye, hudozhestvennye i fotografich-eskie proizvedeniya, Petrograd, Izdatel'stvo «Brokgauz-Efron, 1916 g., 791 s.
[4] Skorodinskij A. Privilegii i patenty, Sankt-Pe-terburg, tipografiya SHredera, 1904 g. - 58 s.
[5] Hejfec I.YA. Osnovy patentnogo prava, Leningrad, Nauchnoe Himiko-Tekhnicheskoe Izdatel'stvo, 1925 g. - 418 s.
[6] Bernskaya konvenciya po ohrane liter-aturnyh i hudozhestvennyh proizvedenij ot 20 marta 1883 goda (izmenennaya 28 sentyabrya 1979 g.)
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023
https://www.wipo.int/wipolex/ru/text/283697 (data obrashcheniya 06.06.2023).
[7] Parizhskaya konvenciya po ohrane promys-hlennoj sobstvennosti ot 20 marta 1883 goda (izme-nennaya 28 sentyabrya 1979 g.) https://www.wipo. int/wipolex/ru/text/379398 (data obrashcheniya 06.06.2023).
[8] Munoz Tellez, Viviana and Waitara, Chege, A Development Analysis of the Proposed WIPO Treaty on the Protection of Broadcasting and Cablecasting Organizations. 2007. Research Paper No. 9. P. 11
[9] The ABC of copyright. 2010. P. 86. — URL.: https://unesdoc.unesco.Org/ark:/48223/ pf0000187677 (data obrashcheniya 06.06.2023).
[10] Rimskaya konvenciya (Mezhdunarodnaya konvenciya ob ohrane prav ispolnitelej, izgotovitelej fonogramm i veshchatel'nyh organizacij, Rim, 26 okt-yabrya 1961 goda), https://www.wipo.int/wipolex/ru/ text/531118 (data obrashcheniya 06.06.2023).
[11] Vsemirnaya deklaraciya po intellektual'noj sobstvennosti ot 26 iyunya 2000 g., https://rospatent. gov.ru/ru/documents/vsemirnaya-deklaraciya-po-in-tellektualnoy-sobstvennosti-ot-26-iyunya-2000-g (data obrashcheniya 06.06.2023).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023